Экономика японии — структура, характеристика и перспективы развития

Введение.

Азия — самый крупный аграрный континент Земли. Вблизи восточного побережья этого огромнейшего материка простирается гряда Японских островов — крошечная часть азиатского аграрного пространства с миниатюрными равнинами вдоль изрезанных мысами берегов и между высокими горными цепями. Небольшая с точки зрения географии, карликовая в аграрном отношении Япония противостоит огромному крестьянскому континенту. В последние десятилетия Япония пытается сделать выводы из этого противостояния и прилагает решительные усилия, чтобы переключиться на развитие промышленности. Кажется, эта страна разочаровалась в возможностях дальнейшего развития своего сельского хозяйства и все делает для того, чтобы как можно скорее добиться высокой индустриализации и большего экспорта промышленных товаров.

Национальное хозяйство

Общая характеристика

Страна, занимающая всего 0,3% от всей земной суши, продуцирует феноменальное количество качественного валового продукта для всего мира. По этому показателю восточное государство обгоняет лишь США. Именно это является самым ярким штрихом экономико-географической характеристики Японии. Япония в мировой экономике является настоящим лидером по количеству производимого ВВП на душу населения – 24400 долларов. Сорок последних лет 20-го столетия эта азиатская империя имела наивысшие темпы экономического роста, равные 9,8% в год. И лишь в последние годы она чуть-чуть умерила свою прыть в этом вопросе.  Причинами такой экономико-географической характеристики Японии стала целенаправленная политика державы в 50-х годах истекшего столетия. Традиционная, патриархальная, аграрная империя начала активно развивать промышленность, покупая самые передовые технологии и оборудование. Не последнюю роль в этом глобальном изменении страны сыграл профессионализм и послушание рабочей силы – потомков самураев.

Промышленность

Сегодня гордостью экономико-географической характеристики Японииявляется ее промышленный комплекс. Мощная энергетика работает на привозной нефти и газе из стран Персидского залива и Индонезии, обеспечивая весь комплекс энергией. По объемам ее производства Япония в мировой экономике уверенно занимает первое место. Второй главной отраслью промышленности, после энергетики, идет металлургия. Из преимущественно импортного сырья, импортируемого из Австралии, государство Ниппон производит прокат, трубы разных диаметров, спецсталь, прокат меди, алюминия и легированные сплавы цинка и свинца.

На собственной металлургической базе развивается машиностроение, особенно транспортное, электротехническое, станкостроительное и приборостроительное. Япония в мировой экономике занимает первое место по производству судов. За ними идет выпуск мотоциклов, легковых и грузовых автомобилей, ориентированных на экспорт. Промышленные роботы, офисная техника, оптическая аппаратура являются еще одними отраслями специализации Японии в мировой экономике.

Кроме этого, страна цветущих сакур и каменных садов стоит на 2-м месте после США по производству синтетических смол, красителей, пластмасс, кислот и медикаментов – продукции химической промышленности.

Традиционно развивается легкая промышленность – это изготовление шелка, шерстяных и хлопчатобумажных тканей. В 20-м столетии к ним прибавилось производство синтетических и высокотехнологических тканей.

Сельское хозяйство

Незначительную роль в экономико-географической характеристике Японии занимает сельское хозяйство, поэтому страна вынуждена импортировать подобную продукцию. Стопроцентно предки айнов обеспечивают себя лишь рисом, а вот чай, овощи, фрукты, сахароносы вынуждены завозить с ближайшего материка. По количеству прибыли и занятых в отрасли людей растительная отрасль все же лидирует над животноводством. Последнее отличается ориентацией на рыбоводство и отлов рыбы, по объемам и уровню потребления которой Япония в мировой экономикеконкурентов пока не имеет.

Транспорт

Транспорт – еще одна гордость экономико-географической характеристики Японии. Эта страна имеет наибольший по тоннажу флот на планете, если отбросить корабли, которые ходят под флагами и «липовой пропиской» к портам Либерии и Панамы. Именно морские перевозки осуществляют львиную долю импортно-экспортных операций страны. В центре страны распространены перевозки сенкансенами – скоростными поездами и автомобилями.

Судостроение

Это одна из ведущих отраслей, в которой занято более 400 тыс. человек, учитывая работающих непосредственно на заводах и на вспомогательных предприятиях.

Имеющиеся мощности позволяют строить суда всех видов и предназначений, при этом целых 8 доков рассчитаны на выпуск супертанкеров водоизмещением 400 тыс. т. Деятельность отрасли координирует АСКЯ, куда входит 75 национальных судостроительных компаний, суммарно выпускающих около 80% всего объема кораблей, производимых в Японии.

Развитие промышленности Японии в данной сфере началось после Второй мировой войны, когда в 1947 году стала действовать программа планового судостроения. В соответствии с ней компании получали от правительства весьма выгодные льготные кредиты, которые в каждом году по мере увеличения бюджета росли.

К 1972 году 28-я программа предусматривала (с государственной помощью) строительство судов общим водоизмещением 3304 тыс. брт. Нефтяной кризис сильно сократил масштабы, однако заложенная этой программой в послевоенные годы основа послужила стабильному и успешному росту отрасли.

К концу 2011 года портфель заказов для японцев составлял 61 млн двт. (36 млн брт.). Рыночная доля оставалась стабильной на уровне 17% по дедвейту, причем основная часть заказов относилась к балкерам (специализированные корабли, разновидность сухогруза для перевозки грузов вроде зерна, цемента, угля насыпью), а меньшая – к танкерам.

На данный момент номером первым в сфере строительства судов в мире, несмотря на серьезную конкуренцию со стороны южнокорейских компаний, по-прежнему остается Япония. Специализация промышленности и поддержка со стороны правительства создали основу, которая поддерживает серьезные компании на плаву даже в сложившейся ситуации.

Современная экономика японии

К 1970-м Япония стала второй экономической державой капиталистического мира по объему валового национального продукта и промышленного производства. Сегодня она на втором месте после США по экономическому развитию. Её ВВП составляет около 4,5 триллионов долларов. Более того, страна занимает в мире третье место в мире, после США и Китая, по паритету покупательной способности. Эта страна частного предпринимательства с низкими налогами: общая сумма налогов ниже, чем в других крупных западных странах, в 2007 она составила 26,4% от ВВП.

Крупнейшими японскими компаниями являются
«Тойота мотор», «ЭнТиТи ДоКоМо»,«Кэнон», «Хонда», «Такеда фармасьютикл», «Сони», «Ниппон стил», «Тепко», «Мицубиши эстейт» и «Севен энд Ай холдинг». Здесь также находятся крупнейшие по размерам активы банков такие как, «Джэпэн пост бэнк» (активы составляют 3,2 триллиона американских долларов), «Мицубиши ЮФиДжэй файнэншл груп» (активы — 1,2 триллиона американских долларов), «Мизухо файнэншл груп» (активы — 1,4 триллиона долларов) и Financial Group «Сумитомо Мицуи файнэншл груп» (активы — 1,3 триллиона долларов). Токийская фондовая биржа (по состоянию на декабрь 2006)с рыночной капитализацией более 549,7 триллионов йен является второй по величине в мире.

Однако экономический рост незначительно застопорился в 1990, по причине чрезмерных инвестиций и внутренней политики, направленной на уничтожение избыточных спекулятивных капиталов с фондового рынка, а также с рынка недвижимости. А уже в 2005 стала восстанавливаться: рост ВВП за этот год составил 2,8%, что превзошло темпы роста стран Европейского Союза и США в этом году.

Металлургия

Страна имеет мало ресурсов, в связи с чем была разработана стратегия развития металлургического комплекса, нацеленная на энерго- и ресурсосбережение. Инновационные решения и технологии позволили предприятиям более чем на треть снизить потребление электричества, причем новации применялись как на уровне отдельных компаний, так и в целой отрасли.

Металлургия, как и другие отрасли, специализации промышленности Японии, активное развитие получила после войны. Однако если иные государства стремились модернизировать и обновить уже существовавшие у них технологии, правительство этой страны пошло по другому пути. Основные усилия (и деньги) были направлены на то, чтобы укомплектовать предприятия максимально передовыми на тот момент технологиями.

Быстрое развитие отрасли продолжалось около двух десятилетий и достигло пика в 1973 году, когда 17,27% всего мирового производства стали пришлось на одну Японию. Причем с точки зрения качества она претендует на роль лидера. Стимулировалось это, в числе прочего, импортом металлургического сырья. Ведь ежегодно завозится более 600 млн тонн кокса и 110 млн тонн железнорудной продукции.

К середине 90-х годов китайские и корейские металлургические предприятия составили конкуренцию японцам, и страна начала терять позиции лидера. В 2011 году ситуация ухудшилась из-за природного катаклизма и катастрофы на «Фукусима-1», однако по примерным подсчетам общее уменьшение темпов выпуска продукции не превышало 2%.

Электроника

Важно уделить внимание такой отрасли обрабатывающей промышленности Японии как электроника. Правительство выражает огромную поддержку заводам по выпуску электронных изделий. Так как, производство любых приборов основывается на экспериментально-научной работе, то это требует огромных материальных затрат

Тем не менее, они окупаются

Так как, производство любых приборов основывается на экспериментально-научной работе, то это требует огромных материальных затрат. Тем не менее, они окупаются.

На международном рынке высоко ценится такая продукция как приборы для аэрофотосъемки, микроскопы, микросхемы, видеокамеры, фотоаппараты, навигаторы, медицинское оборудование. Она отличается высоким качеством и в большинстве своем оснащена человеко-понятным управлением (ЧПУ).

Краткий обзор

Современная промышленность Японии во многом зависит от импорта недостающих ресурсов

Повинуясь необходимости, страна сократила энергоемкое и металлоемкое производство, сосредоточив основное внимание на развитии наукоемкой отрасли. Несмотря на это в Японии хорошо развита металлургия, машино-, судо- и автомобилестроение, энергетика, химическая, пищевая и легкая промышленность

Обсуждая кратко промышленность Японии, стоит остановить внимание и на хозяйственной промышленности. Одним из важнейших его сегментов выступает сельское хозяйство, которое производит 2% НВП и на 70% удовлетворяет продовольственные нужды жителей

Главная роль в нем отведена растениеводству, в основном выращиванию риса. Также интенсивно развивается животноводство (свиноводство, птицы, КРС). Благодаря удачному расположению японских островов в стране активно ведется рыбный промысел. Для этого дела страна обзавелась одним из крупнейших рыболовецких флотов, его численность превышает 400 тысяч судов.

Хотя на развитие хозяйства и промышленности Японии влияют частые землетрясения и цунами, это не является причиной, чтобы перестать быть лучшими. До 50-х годов прошлого века в центре промышленного потенциала была тяжелая промышленность. Сегодня активно развиваются все ее сегменты, а доля японской промышленности в мировом производстве составляет 14 %.

Рыболовство

Важное место в промышленности отведено и рыбацкому делу. Ведь Япония — это, прежде всего, рыболовное государство

Активно промышляют выловом даров моря в глубоких водах. Ближе к берегу рыбу ловят с баркасов. По улову рыбы страна занимает первое место в мире, а морепродукты составляют основу пищевого рациона. В Японии активно развивается марикультура. Еще в VIII веке японцы научились создавать искусственные рифы, места для нереста и рыбные пастбища.

Помимо рыбной ловли жители Японии занимаются жемчужной промышленностью. Ежегодно со дна океана достают 500 раковин. Но если раньше в них пытались найти настоящие жемчужины, то теперь раковины нужны для их искусственного выращивания.

И куда бы ни бежал прогресс гармонично сочетать новое и традиционное может только Япония. Промышленность и сельское хозяйство получили возможность снова стать на ноги только благодаря этой особенности японского народа.

Япония (Нихон, или Ниппон) — одна из ведущих экономических держав. Она входит в число лидеров вместе с США и КНР. На нее приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии.

Промышленность Японии достигла высокого уровня развития, особенно это касается сфер науки и образования. Среди лидеров мировой экономики — компании «Тойота Моторс», «Сони Корпорейшн», «Фудзицу», «Хонда Моторс», «Тошиба» и другие.

Особенности машиностроения

Япония является страной с передовыми технологиями в сфере машиностроения. Экспорт продукции в несколько раз превышает импорт. Именно эта отрасль промышленности составляет большую часть национального дохода. Специализаций машиностроения несколько:

  • производство бытовой электроники;
  • автомобилестроение;
  • робототехника;
  • судостроение.

Развитие отрасли началось после Второй мировой войны. В последующие годы производство автомобилей было ограничено многими законодательными проектами. Несмотря на государственные запреты, машины продолжали ввозить из-за границы.

В конце 1950-х правительство поручило предприятиям выполнить военные заказы. После этого объемы производства постоянно росли. И уже в 1980-х Япония вышла в лидеры по экспорту автомобилей. Первую позицию страна занимала в течение 15 лет. Сегодня мировыми лидерами считаются несколько концернов:

  • «Мазда».
  • «Тойота».
  • «Хонда».
  • «Ниссан».

Отрасль машиностроения обеспечила занятость большой части населения. С учетом создания, сервиса и обслуживания автомобилей в этой специализации работает около 6 млн человек.

В 1990-х началось развитие науки и высоких технологий, благодаря чему японцы стали производить качественную бытовую электронику. Азиатские приборы они отличаются надежностью и технологичностью, их импортируют во многие страны мира. Многие предприятия производят оптические приборы, медицинское оборудование, вычислительные машины, радиоэлектронную технику. Государство предоставляет им финансовую поддержку, ведь такие компании способствуют развитию экономики и науки, а также увеличивают показатель ВВП.

Промышленность Японии

Развитие японской промышленности шло в основном эволюционным путем. Революционный путь развития стал доминировать после энергетического и сырьевого кризисов $70$-х годов. Рост энергоёмких и металлоёмких отраслей страна ограничивала, потому что они полностью зависели от импортного топлива и сырья, и ориентировалась на новейшие наукоёмкие отрасли. Свои базовые отрасли – энергетику, металлургию, автомобилестроение, судостроение, химическую промышленность, нефтехимию, строительную индустрию, Япония создавала практически заново и на импортном сырье, но с обязательным учетом новейших достижений техники и технологии. Значительную часть патентов и лицензий японцы закупали за границей и, прежде всего, в США, ФРГ, а затем адаптировали их к своим условиям.

Развитие наукоёмких отраслей сделали Японию лидером в области электроники, робототехники, биотехнологии. Огромные средства выделяет страна на развитие науки и по доле расходов на неё среди развитых стран занимает первое место. Численность научных работников в Японии больше, чем в Великобритании, ФРГ, Франции вместе взятых. Современная Япония – это одна из ведущих мировых экономических держав. По выпуску продукции многих базовых отраслей Япония занимает первые места в мире, несмотря на отсутствие собственного сырья. Ориентируясь на импортное сырье, японская промышленность концентрируется в основном в Тихоокеанском промышленном поясе. Это всего 13 % территории страны и $80$ % промышленной продукции.

Металлургия Японии сильно изменилась – сегодня работают мощные комбинаты, оснащенные новейшей техникой. Руду для работы металлургии поставляют Малайзия и Канада, а уголь – США, Австралия. В цветной металлургии Япония находится на втором месте после США по производству рафинированной меди.

Энергетическое хозяйство развивается полностью на импортном сырье. Электроэнергетика страны хорошо развита, $ 60$ % мощностей приходится на ТЭС. Атомные электростанции в стране появились с середины $60$-х годов, и к настоящему времени их насчитывается больше $20$. Сырье для их работы тоже импортное. Все вместе они дают $30$ % всей электроэнергии страны.

Судоверфи Иокогамы, Осаки, Кобе, Нагасаки спускают на воду крупнейшие в мире супертанкеры, крупнотоннажные танкеры, сухогрузы. Судостроение прочно держится на первом месте в мире. Главными судостроительными центрами являются крупнейшие порты Иокогама, Нагасаки. Отраслевая структура машиностроения очень сложная. Кроме судов разных типов, автомобилей, приборов, страна развивает электронику, радиопромышленность. Крупнейшими центрами отрасли являются Тойота, Иокогама, Хиросима. Радиоэлектронная и электротехническая промышленность ориентируется на центры, где есть кадры высокой квалификации, развитая транспортная система и научно-техническая база. Крупнейшим японским конгломератом по числу занятых – $341$ тыс. человек – является корпорация «Хитати» со штаб-квартирой в Токио, с активами $81,3$ млрд. долларов, годовая сумма продаж которого составляет $65,1$ млрд. долларов.

К центрам Тихоокеанского промышленного пояса тяготеют предприятия нефтепереработки и химической промышленности. Отрасли используют импортное сырье и имеют высокий уровень развития. Помимо этих базовых отраслей в стране развивается целлюлозно-бумажная промышленность, лёгкая, пищевая, рыболовство.

Робототехника

Частью национальной экономической стратегии является развитие робототехники на сегодняшний день передовой в мире. Кроме традиционной промышленной и индустриальной робототехники, направленной на повышение эффективности производства, в Японии активно развивается робототехника, направленная на удовлетворение нужд стареющего населения. Так, популярность набирают роботы, предоставляющие услуги по бытовому уходу и медицинскому обслуживанию. Также активно разрабатываются человекоподобные роботы, некоторые из которых могут даже имитировать мимику человеческого лица

Свой вклад в развитие робототехники вносят и традиционно автомобилестроительные компании Honda и Toyota, что говорит о важности этого направления в будущем японской экономики

Электроника

Большое внимание уделяется развитию информационно-телекоммуникационной сферы. В роли «основного локомотива отрасли» выступают технологии передачи трехмерного изображения, робототехника, оптоволоконные и беспроводные сети нового поколения, интеллектуальные сети, «облачные вычисления»

По масштабам инфраструктуры Япония догоняет Китай и США и входит в тройку лидеров. В 2012 году общее число пользователей сети Интернет в стране достигло 80% от всего объема населения. Силы и средства направляются на создание суперкомпьютеров, разработку эффективных систем управления энергопотреблением и энергосберегающих технологий.

Список Forbes 2020

Этот список основан на рейтинге Forbes Global 2000 , который включает в себя 2 000 крупнейших публичных компаний мира

Список Forbes учитывает множество факторов, включая выручку, чистую прибыль, общие активы и рыночную стоимость каждой компании; каждому фактору присваивается взвешенный рейтинг с точки зрения важности при рассмотрении общего рейтинга. В таблице ниже также указаны местонахождение штаб-квартиры и отраслевой сектор каждой компании

Цифры выражены в миллиардах долларов США и относятся к 2019 году. Перечислены 50 ведущих японских компаний журнала Forbes 2000.

Ранг Рейтинг Forbes 2000 имя Штаб-квартира Выручка (миллиарды долларов США) Прибыль (млрд долларов США) Активы (миллиарды долларов США) Стоимость (миллиарды долларов США) Промышленность
1 11 Toyota Toyota 280,5 22,7 495,1 173,3 Автомобильная промышленность
2 43 год Nippon Telegraph and Telephone Токио 109,6 7.9 211,1 83,0 Телекоммуникации
3 52 Финансовая группа Mitsubishi UFJ Токио 60,1 5,4 2 893,0 51,8 Финансы
4 58 Sony Токио 79,2 6.0 208,3 78,7 Конгломерат
5 66 SoftBank Group Токио 87,4 2,9 362,6 89,7 Конгломерат
6 72 Почта Японии Токио 112,3 4,7 2 680,2 32,7 Конгломерат
7 80 Сумитомо Мицуи Финансовая Группа Токио 48,4 6.4 1 954,8 36,4 Банковское дело
8 83 Honda Токио 142,4 4.3 188,5 42,6 Автомобильная промышленность
9 104 Mitsubishi Токио 140,8 4.8 167,0 32,4 Конгломерат
10 122 KDDI Токио 47,8 5.9 86,5 66,9 Телекоммуникации
11 135 Иточу Осака 103,1 4.9 104,6 29,6 Торговля
12 151 Tokio Marine Токио 48,5 2,6 224,5 33,0 Страхование
13 166 Mitsui Токио 65,5 3,7 114,3 24,1 Конгломерат
14 198 Hitachi Токио 82,9 1,8 94,6 29,3 Конгломерат
15 215 Страховая группа MS&AD Токио 50,6 2,6 220,1 16,7 Страхование
16 230 Дай-ичи Жизнь Токио 62,6 1,8 560,8 14,4 Страхование
17 234 Seven & I Holdings Co. Токио 61,0 2.0 55,6 29,3 Розничная торговля
18 242 Mizuho Financial Group Токио 35,9 0,8 1874,9 29,8 Банковское дело
19 247 Центральная японская железнодорожная компания Нагоя 17.0 3,7 89,0 31,2 Транспорт
20 256 Panasonic Осака 70,4 2,6 61,8 18,0 Электроника
21 год 261 Восточно-Японская железнодорожная компания Токио 27,1 1,8 79,1 27,8 Транспорт
22 283 Японский табак Токио 20,0 3.2 51,1 33,4 Табак
23 290 Сумитомо Групп Токио 49,9 2,7 77,1 14,4 Торговля
24 292 Орикс Осака 21,3 3.0 118,2 15.4 Финансы
25 294 Mitsubishi Electric Токио 41,3 2.1 40,9 26,9 Электроника
26 299 Nomura Holdings Токио 19,1 2.3 425,5 13,0 Финансы
27 321 JXTG Holdings Токио 95,5 1.5 81,6 11,5 Нефть и газ
28 324 Дом Дайва Осака 40,0 2.3 42,7 17,1 строительство
29 327 Бриджстоун Токио 32,3 2,7 36,3 20,7 Автомобильная промышленность
30 355 Shin-Etsu Chemical Токио 14,2 2,9 29,9 46,7 Химикаты
31 год 359 Canon Inc. Токио 33,0 1.1 43,9 22,7 Электроника
32 360 Страхование Sompo Japan Nipponkoa Токио 32,8 1.3 111,8 11,9 Страхование
33 367 Мицуи Фудосан Токио 17,5 1.5 67,2 18,2 Недвижимость
34 375 Daikin Осака 23,5 1,7 26,1 38,3 Электрооборудование
35 год 383 Сумитомо Мицуи Траст Холдингс Токио 13,8 1,8 509,3 11.1 Финансы
36 394 Denso Кария 47,4 0,6 52,4 27,6 Автомобильная промышленность
37 404 Nippon Steel Токио 55,7 2.3 71,4 7.9 Сталь
38 405 Komatsu Токио 23,2 1.9 34,3 18,2 Промышленные предприятия
39 422 Fujitsu Токио 35,7 1.4 28,7 20,0 Недвижимость
40 427 Токийская электроэнергетическая компания Токио 58,9 5.2 110,8 5,4 Электроэнергетика
41 год 428 Быстрая розничная торговля Ямагути 20,5 1.4 22,8 49,2 Розничная торговля
42 429 Toyota Industries Кария 20,0 1.3 48,9 15,8 Автомобильная промышленность
43 год 434 Рекрут Холдинг Токио 21,9 1,8 18,3 49,1 Электроника
44 442 Марубени Токио 63,6 1.4 62,7 8,5 Торговля
45 447 Кансайская электроэнергетическая компания Осака 30,1 1.5 68,6 9.2 Фармацевтические препараты
46 449 Fujifilm Токио 21,7 1.4 31,8 19,7 Потребительские товары
47 455 Chubu Electric Power Company Нагоя 28,6 1.6 49,8 10,3 Электроэнергетика
48 479 Subaru Токио 30,0 1.3 29,1 15,6 Автомобильная промышленность
49 480 Сузуки Мотор Хамамацу 33,6 1.1 31,7 15,7 Автомобильная промышленность
50 481 Mitsubishi Heavy Industries Токио 37,0 1.5 51,0 8,7 Промышленные предприятия

Химия и робототехника

Япония — лидер на международном рынке робототехники. С помощью этой отрасли обеспечиваются нужды производств, а также стареющего населения. Правительство финансирует предприятия, выпускающие промышленную и индустриальную технику, а также роботов, которые становятся настоящими помощниками домохозяек и людей с ограниченными возможностями.

Популярными в последние годы стали управляемые медицинские сотрудники. Япония также производит человекоподобных роботов. Они не только повторяют движения и слова людей, но и воспроизводят мимику, решают простые математические и логические задачи. Выпуском подобной техники занимаются автомобилестроительные компании.

Важной для экономики считается и химическая промышленность. В 1960-х началась активная добыча нефти, появились топливные отходы, возникла необходимость в их переработке

По уровню развития химической промышленности Япония занимает первое место в Азии и второе в мире. Ведущие компании:

  • «Асахи Глас».
  • «Сэкисуй Кэмикл».
  • «Фудзи Фото Филм».
  • «Асахи Кэмикл».
  • «Мицубиси Кэмикл».

Развивающейся считается биохимия: разработка и выпуск удобрений и медицинских препаратов. Страна экспортирует декоративную и целебную косметику, медикаменты, промышленные и бытовые химикаты. Так как заводов в Японии много, они причиняют вред экологии. Чтобы это предотвратить, предприниматели используют современные чистые технологии.

Хозяйство Японии

Стержнем японской промышленности являются крупные корпорации, которые стали составной частью финансово-монополистических групп: «Фуйо», «Мицубиси», «Сумито-мо», «Мицуи», «Дайити» и др. Основные производства сосредоточены в руках отдельных концернов, но немалая роль в развитии промышленности отводится малым и средним предприятиям (см. атлас, с. 37).

Японская промышленность неразрывно связана с мировым рынком. Экспортируется 50 % ее автомобилей, 90 % часов, 95 % видеоаппаратуры, 75 % копировальных машин, 50 % телевизоров, но и импортируется 79 % угля, 99 % нефти, 98 % железной руды, 70 % древесины, 100 % фосфатов, бокситов, хлопка, шерсти и др. товаров. На Японию приходится 12% мирового промышленного производства. Японии принадлежит первое место в мире по производству судов (52%), автомобилей (23,9%), тракторов, бытовой электротехники, роботов и т. д.

Зона мегаполиса, особенно агломерации — Кейхин (Токио -Иокогама), Хансин (Осака, Кобе, Киото), Тюнё (Нагоя) — сосредоточение наукоемких производств, где и сформировались межотраслевые комплексы — комбинаты. Страна занимает 3-е место в мире по производству электроэнергии после США и России. 3/4 ее выработки приходится на крупнейшие ТЭС (импортная нефть и уголь), остальное — на АЭС (в Японии работает крупнейшая в мире АЭС) и ГЭС.

Япония — лидер мировой черной металлургии (100 млн. тонн стали в 1996 г.). Здесь действуют двадцать металлургических заводов полного цикла, самые большие — в Кава-каси, Тиба, Токай, Хиробата, Фукуяма, Китакюсю.

Химическая промышленность Японии представлена 16 нефтехимическими комплексами; самые большие находятся в Касима, Гои, Иоккаити, Мидзисима, Сакаи. По объему энергопотребления Япония занимает четвертое место в мире.

В мировом производстве машин и оборудования доля Японии составляет свыше 10%. Машиностроительные фирмы освоили всю номенклатуру продукции отрасли. Ведущие машиностроительные концерны являются основой экспортной базы Японии, вывозящей 25% продукции машиностроения. Главными отраслями машиностроения считаются: электромашиностроение (33,3% продукции отрасли), где 50% продукции — радиоэлектроника, транспортное машиностроение, в котором главное место занимает автомобилестроение (12 млн. автомашин в год), судостроение, общее машиностроение (производство оборудования и станков).

У Японии мощный научно-производственный комплекс. Это дает возможность рассматривать производство наукоемкой и технически сложной продукции как основное направление специализации страны в МГРТ. Агломерации Токио-Иокагама принадлежит 60% научных разработок и 40% продукции отраслей высоких технологий. Важную роль играет также Осака, Киото, Кобе, Нагоя.

В агропромышленном комплексе Японии занято 25% экономически активного населения, из них 6,6% — в сельском и лесном хозяйстве и рыболовстве, 19,2% — в отраслях по переработке сельскохозяйственной продукции. АПК страны обеспечивает свои потребности в продовольствии на 70%.

Плодородных земель в Японии очень мало. В настоящее время обрабатывается 5,1 млн. га, где работает 3,7 млн. человек. Главные отрасли специализации агробизнеса — рисосеяние (страна дает 15 млн, тонн риса), плодоовощеводство, животноводство (производится 3,5 млн. тонн мяса)

Важной отраслью японского хозяйства является рыболовство (Япония занимает I место в мире). Развит также промысел жемчуга

Потребности страны в других видах продовольствия обеспечиваются импортом: ввозится 5,8 млн. тонн пшеницы, 20 млн. тонн кукурузы, 5 млн. тонн бобов и сои, 80% сахара, 33% жиров и 20% мяса.

Транспорт Японии находится на высокой ступени развития, по размерам перевозок грузов и пассажиров Япония намного превосходит любую из стран Западной Европы, а по пассажирообороту железнодорожный транспорт занимает первое место в мире. Внутренние перевозки обеспечиваются тремя видами транспорта: автомобильным, железнодорожным и морским. Внешние грузовые перевозки осуществляются морским, а пассажирские — воздушным. Для развития сухопутного транспорта в связи с островным положением, рельефом и экономией земли, возникает необходимость строить туннели, мосты между островами, подводные туннели (самый большой Хонсю-Хоккайдо до 53 км, подводный туннель «Сейкан» (Хонсю — Кюсю) длиной 23 км), Япония имеет один из крупнейших в мире парк легковых автомобилей и тоннаж торгового флота. Но, не смотря на эти условия, монорельсовые железнодорожные магистрали со скоростью движения 250-300 км/час и скоростные шоссейные дороги (5 тыс. км) соединяют все экономические центры островов.

Химическая и нефтехимическая промышленность

Химическая промышленность Японии в 2012 году произвела продукции на 40,14 трлн йен. Страна входит в тройку мировых лидеров совместно с США и КНР, имея около 5,5 тыс. предприятий соответствующей направленности и давая рабочие места 880 тыс. человек.

Внутри самой страны отрасль занимает второе место (ее доля — 14% от общего объема), уступая только машиностроению

Правительство развивает ее как одну из ключевых сфер, уделяя большое внимание разработке экологически чистых, энерго- и. Изготавливаемая продукция продается внутри Японии и экспортируется: 75% — в страны Азии, около 10,2% — в ЕС, 9,8% — в Северную Америку и т.д. Основа экспорта — каучук, фототовары и ароматические углеводороды, органические и неорганические соединения и т.д

Основа экспорта — каучук, фототовары и ароматические углеводороды, органические и неорганические соединения и т.д

Изготавливаемая продукция продается внутри Японии и экспортируется: 75% — в страны Азии, около 10,2% — в ЕС, 9,8% — в Северную Америку и т.д. Основа экспорта — каучук, фототовары и ароматические углеводороды, органические и неорганические соединения и т.д.

Страна восходящего солнца также импортирует продукцию (объем ввезенного в 2012 году составил около 6,1 трлн йен), в основном, из ЕС, Азии и США.

Химическая промышленность Японии лидирует в производстве материалов для электронной отрасли, в частности, около 70% мирового рынка полупроводниковых изделий и 65% — жидкокристаллических дисплеев, принадлежит компаниям этой островной страны.

В современных условиях много внимания уделяется развитию производства углеродных волокон и композитных материалов для атомной и авиационной промышленности.

Кратко о территории и населении

Японское государство (официально Нихон коку) раскинулось на архипелаге из 4000 островов Азиатско-Тихоокеанского региона. Вереница кусочков суши растянулась на 3500 км. Основное население сосредоточено на четырех самым крупных островах.

Относительно небольшая территория Японии вмещает 127 млн человек. Страна входит в топ-10 государств мира по численности населения в 2021 году.

Самые крупные и густонаселённые острова Японии

Название острова Площадь, км² Численность населения, млн чел.
Кюсю 35 640 12
Сикоку 18 800 1,14
Хоккайдо 83 400 5,34
Хонсю 227 969 104

Акватория государства состоит из множества бухт и заливов. Благодаря омывающим архипелаг трём морям и Тихому океану Страна восходящего солнца богата морской флорой и фауной.

Больше информации о Японии Вы узнаете из видео, представленном ниже.

Однако специалисты ООН прогнозируют ухудшение демографической обстановки в государстве и снижение численности местных жителей до 107 млн человек к 2050 году. Это следствие низкого уровня деторождаемости. Сейчас на 100 матерей приходится 146 новорожденных, а для хорошей демографии должно быть не менее 200 младенцев.

Японцы — довольно здоровая нация. Средняя продолжительность жизни здесь 80 лет у мужчин, и 86 лет у женщин. И этот показатель постепенно растёт.

К 2095 году средняя продолжительность жизни японца составит 93,7 года. По национальному составу страна на 99 % состоит из коренного населения. В оставшийся 1 % входят корейцы, китайцы и европейцы.

Почти 100 млн человек являются жителями городов, 12 из которых города-миллионники.

*Самый густонаселённый мегаполис Японии — это столица государства Токио. Здесь проживает около 9 млн человек.

Подробнее о жизни в Японии можно узнать здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector