Кунсткамера или кабинет редкостей

Содержание:

Кунсткамера-путешественница

В свое современное здание Кунсткамера, или, как музей называется полностью, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии Наук, переехал далеко не сразу. Первоначально редкости, собранные царем в путешествиях или полученные в дар, хранились в кабинете Петра в Москве. Когда столицу перенесли в Петербург, Петр взял собрание с собой и расположил в Летнем дворце в Летнем саду. Для диковинок пришлось выделить отдельную комнату — в кабинете они уже не помещались.

Годом основания Кунсткамеры можно считать 1714 год. Но скоро и отведенное во дворе место стало коллекции жать, и в 1718 году Кунсткамеру перенесли в «Кикины палаты» — конфискованный у опального вельможи Кикина дом. Сюда же перевезли и уникальный экспонат, который царю подарил герцог Голштинский. Это был огромный Готторпский глобус, по сути представляющий собой небольшой планетарий. К сожалению, многие экспонаты во время пожара 1747 года, глобус сгорел, но позже был восстановлен.

В огне не горит

Отдельное здание Кунсткамеры было построено только в 1734 году. Строительство, начатое в 1718-м, шло долго, ему постоянно что-то мешало. К сожалению, Пётр I, скончавшийся в 1725 году, не увидел свою драгоценную коллекцию в новом помещении. В 1747 году в Кунсткамере случился пожар, и многие экспонаты сгорели. Очаг пожара находился в деревянной башне у западного крыла, в которой располагалась обсерватория. В результате полностью сгорели этнографические коллекции, был утрачен уникальный Готторпский глобус, от которого остались дверца и остов. Сегодня посетители могут увидеть точную копию раритета, подаренного царю Карлом Фридрихом. Внутри огромного шара стоит стол и скамья, на которой одновременно могут сидеть 12 человек. На внешней поверхности глобуса находится карта мира, в внутри его — звёздная карта неба. Служащие музея, спасая раритеты и документы, выбрасывали их на улицу. А ночью бесхозные вещи были похищены. Всё, что не пострадало, перевезли к Демидову и Строганову, дома которых стояли поблизости. Последствия пожара были устранены лишь в 1766 году, а саму башню в первоначальном виде восстановили только спустя 200 лет. Служащие музея разослали списки сгоревших экспонатов по России с просьбой прислать их заново. К счастью, в 1741 году был издан каталог с описанием всего того, что хранилось в музее. В начале XIX века Кунсткамера снова начала заполняться. Многие редкости тогда привёз капитан Кук из Полинезии. Кунсткамера, как и задумывал Пётр I, стала не просто первым российским музеем для «поучения и знания о живой и мёртвой природе, об искусстве человеческих рук». Она стала колыбелью для некоторых исследовательских институтов. Сегодня Кунсткамера — это Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН.

Спирт для двух голов

Со временем необычные экспонаты обросли легендами и слухами. Самая яркая история связана с головой Марии Гамильтон, фаворитки Петра I. Её обвинили в краже драгоценностей и детоубийстве и казнили, однако история на этом не закончилась. Княгиня Дашкова в конце XVIII века взялась за проверку счетов и обнаружила перерасход спирта. Смотритель объяснил это тем, что нужно постоянно менять раствор в сосудах с головами — мужской и женской, хранящихся в подвале уже 50 лет. По документам Дашкова определила, что головы принадлежали Марии Гамильтон и Виллиму Монсу, казнённому Петром за связь с императрицей Екатериной I.

Метки: эпоха Романовых, экспонат, музей, Все загадки мира, Петербург, История Петербурга, Васильевский остров, коллекция, Кунсткамера

Диковины со всех уголков земли

Кроме знаменитых заспиртованных младенцев и чучел необычных животных есть в Кунсткамере и этнографические отделы. Каждый зал посвящен определенной области. Витрины в прямом смысле населены коренными народами — манекенами, одетыми в традиционные для местностей одежды, а вокруг можно увидеть макеты среды обитания

В зале Северной Америки особое внимание привлекает, например, церемониальный костюм индейцев из Калифорнии. Он представляет собой одежду, сверху донизу обклеенную вороньими перьями

В зале Китая любимый экспонат большинства туристов — крошечные женские домашние туфли. Рядом с туфельками есть и гипсовый слепок изуродованной ноги китаянки. Как известно, раньше в Китае девочкам с детства забинтовывали ноги, чтобы те не росли. Маленькая ножка считалась очень красивой, но ходить ножками младенческого размера женщины могли с трудом.

В зале Африки тяжело оторвать взгляд от ритуальных статуэток и масок, выглядящих довольно пугающе. В зале, посвященном Индонезии, интересно посмотреть на кинжалы-крисы. Эти кинжалы имеют форму языка пламени, и из-за этого не просто ранят человека, но почти вспарывают его тело. Создание такого кинжала — дело нелегкое, к тому же подобный нож имел и сакральное значение. Считалось, что между ножом и его владельцем образуется особая связь.

Экспозиции

Со временем выставочных экспонатов Кунсткамеры значительно прибавилось. Их решили тематически разделить. Таким образом, в 1830 году «кабинет редкостей» преобразовался в 7 самостоятельных музеев. Спустя 49 лет два из них — Анатомический и Этнографический — были объединены. Получилась экспозиция антропологии и этнографии, названная с 1903 года именем Петра Великого.

Антропологическая, археологическая и этнографическая коллекции Кунсткамеры Санкт-Петербурга знакомят посетителей с культурой и бытом большинства народностей нашей планеты. Основными экспозициями являются:

  • анатомическая коллекция голландского профессора-анатома Фредерика Рюйша;
  • паноптикум монстров и уродов из Петровской Кунсткамеры;
  • научные труды, добытые в кругосветном плавании И. Ф. Крузенштерном и Ю. Ф. Лисянским, в антарктической экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым, собранная коллекция Н. Н. Миклухо-Маклаем в новой Гвинее и на островах Океании.

Экспозиция выставки даёт понимание о происхождении человеческих рас. Как развивались люди в первобытном обществе и какие у древних людей существовали традиции. В залах представлены образцы традиционных жилищ со всех континентов. Есть образцы орудий труда и военная амуниция. Также представлены различные экспонаты, участвовавшие в обрядах.

Как добраться до Кунсткамеры

Знаменитая петровская Кунсткамера находится на восточном краю Васильевского острова, неподалеку от Дворцового моста. Это исторические места Северной столицы, где все туристы стремятся побывать в первую очередь, поэтому прогулку по музею легко совместить с осмотром других достопримечательностей.

Ближайшие станции метро: Василеостровская (расстояние около 2 км), Адмиралтейская (расстояние 1,2 км. через мост).

Точный адрес: Университетская наб., 3, Санкт-Петербург, Россия, 199034.

Как добраться от Московского вокзала:

  • Вариант 1

    Автобус:от площади Восстания рядом с вокзалом ехать маршрутом № 7 или №24 до Университетской набережной (9 минут).

    Пешком:пройти 100 м.

  • Вариант 2

    Пешком:пройти 500 м. до станции метро Маяковская.

    Метро:от ст. Маяковская ехать до ст. Василеостровская 6 минут.

    Пешком:пройти 2 км.

  • Вариант 3

    Пешком:пройти около 4 км. через Невский проспект и Дворцовый мост.

Как добраться от Эрмитажа:

Скелет Николя БуржуаДвухметровый телохранитель Петра I с чужой головой

Известно, что Петр I был тем еще затейником и любил путешествовать по загранице. Любознательный император привозил в Россию не только необычные предметы и анатомические коллекции, но и неординарных людей. Так случилось и с Николя Буржуа, которого Петр I встретил в одном из путешествий. Этот гигант поразил царя своим масштабом: рост Буржуа был 226,7 см. Петр сразу же нанял здоровяка себе на службу, а когда тот скончался, его скелет стал неотъемлемым экспонатом Кунсткамеры.

Пожар 1747 года сказался и на этой диковине: пламя сожгло череп Буржуа, так что голову пришлось прикрепить от другого человека. Поговаривают, что дух обезглавленного француза до сих пор пугает смотрителей музея.

Директора Кунсткамеры

  • Роберт Арескин (1714—1718)
  • акад. Лаврентий Блюменстрост (1718—1724)
  • акад. Иоганн Шумахер (1724—1741)
  • акад. Иван Тауберт (1741—1767)
  • акад. Пётр Паллас (1767—1771)
  • акад. Семён (Симеон) Котельников (1771—1797)[]
  • акад. Иван Буссе (1794—1800)
  • акад. Николай Озерецковский (1800—1827)
  • акад. Леопольд Шренк
  • акад. Василий Радлов (1894—1918)
  • акад. Евфимий Карский (1918—1929)
  • акад. Василий Бартольд (1929—1930)
  • Николай Маторин (1930—1936)
  • член-корр. АН СССР Дмитрий Ольдерогге (1936—1940, и. о.)
  • Николай Кисляков (1940—1948)
  • д.и.н. Леонид Потапов (1948—1967)
  • к.и.н. Людмила Сабурова (1967—1982)
  • д.и.н. Рудольф Итс (1982—1990)
  • к.и.н. Николай Гиренко (1990—1992, и. о.)
  • д.и.н. Александр Мыльников (1992—1997)
  • д.и.н. Чунер Таксами (1998—2000)
  • д.и.н. Юрий Чистов (2001—2017)
  • член-корр. РАН Андрей Головнёв (с 2017)

Башня Кунсткамеры

Кунсткамера вечером. Вид с Адмиралтейской набережной

Музей отца российской науки

Сейчас в Кунсткамере также расположен музей Михаила Васильевича Ломоносова. Он включает в себя тот самый большой Готторпский глобус, который находится сейчас в башне Кунсткамеры.

Здесь же можно найти большую коллекцию приборов и инструментов XVII-XIX вв. веков, например, меридианный круг Эртеля, предназначенный для определения экваториальных координат светил. Есть астролябия XVII века, принадлежавшая полководцу Альбрехту ван Валленштейну, который с помощью нее определял широту. Конечно, в музее Ломоносова не обойтись без личных вещей Ломоносова, а также большой библиотеки, посвященной знаменитому ученому.

История

Пётр I во время «великого посольства» в 1697—1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!». Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…». Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. Эти предметы и легли в основу «государева Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры, первого российского естественнонаучного музея.

Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была размещена в при Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Кунсткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.

Во время своего второго посещения Голландии в 1715—1717 годах Пётр посетил музей Альберта Себы. К этому времени у Себы возникла мысль продать своё собрание русскому царю, о чём он уже вёл с ним переписку. Личный осмотр кабинета Себы Петром I, по-видимому, окончательно решил дело, и всё собрание было куплено и перевезено в Петербург для «Кунсткамеры».

Коллекция всё время разрасталась, и было решено построить специальное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры». А на время постройки здания переместить собрание в дом боярина Кикина, так называемые «Кикины палаты» (ныне Ставропольская ул., дом 9).

Ныне существующее здание возводилось с 1718 по 1734 годы. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне — Готторпский глобус (с 1754 года — Большой академический) и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук. Здесь работал М. В. Ломоносов.

5 декабря 1747 года во время нахождения библиотеки в здании кунсткамеры произошёл пожар, уничтоживший Готторпский глобус и башню здания.

В 1777—1779 годах интерьеры были украшены 4 скульптурными аллегорическими группами, бюстами и выдающихся учёных (скульптор М. П. Павлов), в 1819—1825 — росписями (художник Ф. Рихтер). Ввиду обилия материалов в 1830-х годах Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.

В 2020 году Главгосэкспертиза одобрила проект архива Кунсткамеры. Архив планируется создать на базе недостроенного здания на улице Заповедной. Потребность в новом пространстве возникла в связи с тем, что фонд Кунсткамеры располагается в зданиях, являющихся памятниками архитектуры федерального значения, где нет возможности обеспечить необходимые условия хранения уникальных коллекций. В августе 2021 года стало известно о выборе подрядчика на строительство восьмиэтажного научно-архивного центра высотой около 40 метров, общей площадью около 25 тысяч квадратных метров и стоимостью свыше 5 млрд рублей.

Астролябия Г. АрсениусаРабота гениального механика

Живший в XVI веке фламандский мастер Гуалтерус Арсениус оставил после себя 21 искусно сделанную астролябию. Одна из них принадлежала Альбрехту Валленштейну, одному из видных австрийских полководцев времен Тридцатилетней войны. Именно эта астролябия была подарена Императорской Публичной библиотеке, после чего перекочевала в Кунсткамеру.

Помимо изящного оформления, этот экспонат имел практическую ценность. Астролябия Арсениуса демонстрировала зевакам, как при помощи математики можно вычислять положение небесных светил и ориентироваться в пространстве. Среди знати прошлого такие изящные технические штучки, как астролябии, хранились вместе с драгоценностями и являлись признаком особой зажиточности.

Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры

В 1665 году в Амстердаме голландский анатом Фредерик Рюйш положил начало созданию собственной коллекции. Позже тот же Рюйш основал первый анатомический театр, который в 1697 году посетил Петр I.

Методы Рюйша были известны далеко за пределами Голландии, а разработанный им способ наполнять тонкие кровеносные сосуды особой затвердевающей жидкостью позволил ему разглядеть мельчайшие капилляры и разобраться в работе кровеносной системы. Однако секрет этого метода остается неизвестным до сих пор.

Пополнение коллекции Рюйша продолжалось вплоть до 1717 года и к этому времени уже насчитывало более 2 тыс. экспонатов. В том же году Петр решил приобрести всю коллекцию голландского анатома. В довесок к покупке Рюйш раскрыл русскому царю секрет бальзамирования трупов с помощью особого состава — liquor balsamicum.

Наряду с коллекцией анатомического кабинета Петр приобрел собрание препаратов экзотических животных, рыб, рептилий и насекомых у голландского аптекаря Альберта Себы. Впоследствии обе эти коллекции составили основу российской Кунсткамеры.

Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры

Данная экспозиция повествует о собраниях «кабинета натуралий» и их первой выставке в XVIII веке. Российский император Петр I в 1716 году закупил у голландского аптекаря Альберта Себы коллекцию экзотических животных: рептилий, рыб, насекомых и птиц. Таким образом государь намеревался показать русскому народу многообразие фауны планеты. К нашему времени большая часть экспонатов утрачена.

К первым коллекциям относятся и заспиртованные человеческие органы, живые и мёртвые уроды, купленные у голландца Фредерика Рюйша. Данное приобретение положило начало развитию анатомической науки в России.

Адрес, как добраться и другая информация

В настоящее время Кунсткамера имеет полное название — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН).

Музей работает со вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00. Выходной день — понедельник. Кассы закрываются на час раньше. Последний вторник каждого месяца — санитарный день (музей закрыт).

Музей расположен по адресу: Санкт-Петербург, Университетская набережная, дом 3. Ближайшая станции метро — «Адмиралтейская».

Добраться от станции метро «Адмиралтейская» на наземном транспорте, идут: автобусы 7, 24, 191; троллейбусы — 1, 7, 10, 11. Пешком около 15 минут. При выходе из метро нужно повернуть налево и пройти несколько метров до улицы Малой Морской, затем повернуть направо, пройти несколько метров до Невского проспекта.

Повернуть налево и идти по Невскому проспекту, далее мимо Дворцовой площади и Эрмитажа. Потом будет берег Невы, нужно пройти по Дворцовому мосту на другой берег, попасть на стрелку Васильевского острова. Прямо за мостом расположено желтое здание с массивными белыми колоннами — это Зоологический музей, зеленое здание с башенкой рядом — Кунсткамера.

От станции метро «Невский проспект», «Гостиный двор» до Кунсткамеры идут автобусы 7, 24, 191; троллейбусы — 1, 7, 10, 11. От ст. м. «Василеостровская» — автобусы 24, 47 Ст. м. «Спортивная» — автобусы 191, 10; троллейбус – 1.

Рассказываем очень подробно, как добраться до Кунсткамеры в Петербурге, также аудиогид о истории и интересных фактах Кунсткамеры, проч.

К сожалению, музей не оборудован пандусами, лифтами и подъёмниками, что реально может явиться ложкой дёгтя в бочке меда, но факт остаётся фактом.

История


Главный фасад Кунсткамеры 1740 года


Здание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Вид с Дворцового моста.


Кунсткамера вечером. Вид с Адмиралтейской набережной. Пётр I во время «великого посольства» в 1697—1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!». Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…

». Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. Эти предметы и легли в основу «государева Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры, первого российского естественнонаучного музея.

Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была размещена в Людских палатах при Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Кунсткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.

Во время своего второго посещения Голландии в 1715—1717 годах Петр посетил музей Альберта Себа. К этому времени у Себа возникла мысль продать своё собрание русскому царю, о чём он уже вел с ним переписку. Личный осмотр кабинета Себа Петром I, по-видимому, окончательно решил дело, и всё собрание было куплено и перевезено в Петербург для «Кунсткамеры».

Коллекция всё время разрасталась, и было решено построить специальное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры

». А на время постройки здания переместить собрание в дом боярина Кикина, так называемые «Кикины палаты» (ныне Ставропольская ул., дом 9).

Ныне существующее здание возводилось с 1718 по 1734 годы. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне — Готторпский глобус (с 1754 года — Большой академический) и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук. Здесь работал М. В. Ломоносов.

5 декабря 1747 года во время нахождения библиотеки в здании кунсткамеры произошел пожар, уничтоживший Готторпский глобус и башню здания.

В 1777—1779 годах интерьеры были украшены 4 скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных (скульптор М. П. Павлов), в 1819—1825 — росписями (художник Ф. Рихтер). Ввиду обилия материалов в 1830-х годах Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.

Первая астрономическая обсерватория Академии наук

С XVIII века на верхних этажах Кунсткамеры была организована комната астрономов. Учёные наблюдали с башни за звёздным небом, создавая календарное исчисление и картографию. Здесь всё сохранилось до наших дней. Экскурсанты могут созерцать инструмент научных работников того времени: подзорные трубы, телескопы, технически сложные астролябии, причудливые часовые механизмы и измерительные приборы.

Специально была сохранена рабочая обстановка астронома XVIII века. Впечатляет раздвижная телескопическая труба М. В. Ломоносова, через которую он рассматривал прохождение Венеры по диску Солнца в 1761 году.

Рис.4 Рабочее место астронома

Именно в обсерватории Кунсткамеры зародились российские науки: астрономия, география, геодезия, метеорология, служба времени и топография. Именно через Кунсткамеру проходил петербургский меридиан, от которого производилось картографирование и планировка города.

В стенах обсерватории трудились выдающиеся научные сотрудники Санкт-Петербургской академии наук: Г. Гейнсиус, Ф. Х. Майер, Л. Эйлер, Х. Н. Винсгейм и другие. Учёные трудились в обсерватории Кунсткамеры до 1839 года, после чего научно-исследовательский аппарат переехал в новое здание Пулковской обсерватории.

Великие задумки Великого посольства

Идея создания Кунсткамеры, как и многие другие гениальные идеи, созрели в могучем уме будущего императора еще в юности, во время Великого посольства 1697−1698 годов. Во время своего вояжа по Англии и Голландии Петр Алексеевич посещал и «кабинеты кунштов», где располагались различные диковины и чудеса. Царевич скупал все, что его удивляло, но в особенности он был восхищен анатомией, новой в те времена наукой.

Больше всего его впечатлило собрание знаменитого голландского анатома Фредерика Рюйша. Есть легенда, что в коллекции анатома Петр увидел заспиртованного ребенка, который выглядел почти как живой. Царевич не удержался и поцеловал его. А 1717 году Петр I купил огромную коллекцию препаратов и бальзамированных трупов младенцев у Рюйша. Именно это «собрание уродцев» и является сегодня для многих символом Кунсткамеры.

кунсткамера в Петербурге экспонаты

В настоящее время внешний вид Кунсткамеры лишь частично сохранил роскошь первоначального стиля барокко, но ее экспозиции все также вызывают интерес своим разнообразием. В залах музея можно найти экспонаты, относящиеся к культуре и быту Японии, Африки, Китая и Монголии, Индии и Индонезии. Отдельный интерес вызывает анатомический отдел, в котором можно увидеть двухголового ягненка, сиамских близнецов и множество других редкостей и аномалий животных и человека, которые неподготовленного зрителя могут повергнуть в шок.

https://youtube.com/watch?v=Nz_J-MrpRrA

Если верить одной из самых распространенных, которую поддерживают и сами сотрудники музея, на месте его будущего расположения Петр Первый увидел сосну с аномальным отростком в форме ручки от кружки, отходившим от основного ствола. Срез ствола дерева с этим отростком и по сей день хранится в Кунсткамере, что придает легенде еще большую правдивость.
Популярной является также легенда о голове великана. У выставленного в музее скелета Николя Буржуа, человека, который при жизни обладал гигантским ростом, равным 226,7 см, после пожара 1747 года пропал череп. После чего множество очевидцев заявляли, что видели, как безголовый скелет огромного роста ходит по залам музея и упорно что-то ищет.
Существует и легенда с часами. Она имеет прямое отношение к одному из экспонатов Кунсткамеры – часам с циферблатом из красного дерева, удивительно красивым, но их механизм так никто и не смог починить. Однако сотрудники музея не раз замечали, что иногда стрелки часов начинают двигаться в обратном направлении и всегда доходят до одной и той же отметки – 9 часов 45 минут. Как правило, после этого загадочного явления один из сотрудников Кунсткамеры умирал.

Большой Готторпский глобус

В Кунсткамере Санкт-Петербурга можно созерцать в недавнем прошлом самый большой глобус-планетарий диаметром 3,1 метра. Он называется Большой Готторпский глобус (академический). Сегодня это копия экспоната, так как оригинал сгорел в пожаре 1747 года. В своё время глобус был подарен Петру I голштинским герцогом Карлом-Фридрихом. Внутри экспоната имеется радиальная скамья и круглый стол, вмещающие 12 человек.

Снаружи глобус обладает картой земного шара. А внутри сфера представляет собой астрономическую карту звёздного неба. Вращаясь внутри глобуса посредством специального механизма, можно лицезреть движения небесных тел Солнечной системы. В XXI веке это единственный из уцелевших глобусов-планетариев в мире.

Рис.2 Большой Готторпский глобус

Тематические разделы музея

Помимо анатомических экземпляров и исследований русских учёных, можно ознакомиться с культурными принадлежностями и обычаями различных стран. Для удобства достаточно большой музей был разбит на тематические галереи. Посетители могут адресно ознакомиться с экспонатами и историческими фактами разных народностей, выбрав нужную выставку.

Коренное население Северной Америки

Экспозиция знакомит с культурой коренных народов Северной Америки, коими являлись индейцы, от Арктики до равнинных пустынных земель Калифорнии. Здесь представлены вещи, некогда используемые в быту: рыболовные снасти, орудия охоты, принадлежности для с/х и другое. Также здесь экспонируется транспорт индейцев: байдарки, нарты и лыжи. Есть галерея с одеждой разных племён, в основном сшитой из шкур животных: набедренные повязки, юбки, парки, шапки и варежки.

Африка

Значительная часть африканской экспозиции собиралась во второй половине XIX — начале ХХ века. Однако процесс поиска экспонатов продолжается до наших дней. Особое место уделено культурному наследию христианской Эфиопии, саваннам западного Судана, народностям с верховья Нила и Центральной Африки. Гордость выставки — «бенинская бронза», около 1 000 пластинок металла с изображениями животных, царей, дворцов, правителей Бенина и их матерей. Посетители музея могут узнать о повседневной жизни африканцев: какие важные события они отмечают, утраченные и существующие оккультные обряды, каковы особенности военной тактики и как местные жители отдыхают.

Япония

Экспозиция Страны восходящего солнца изобилует коллекцией: орудий труда, с/х инструмента, рыболовных снастей. Здесь можно увидеть основные средства для шелкопрядения и производства керамики. Этими товарами Япония славилась всегда. Представлены жилища японцев (минки), сделанные из бамбука, соломы, тростника и бумаги.

Галерея раскрывает таинства чайных церемоний и особенности ношения национальной одежды. Здесь представлены маски и другие атрибуты театров: Кабуки, Но, Кагура. Мальчиков и мужчин заинтересует собрание оружия, доспехов воинов и самураев. В музее очень много экспонатов религий — буддизма и синтоизма. Также здесь представлены предметы айнов, предков японцев. Айны проживали и в России, в низовьях Амура, на Сахалине и Курильских островах.

Китай

Экспозиция Поднебесной считается наиболее ранней и полной галерей этнографической утвари музея. Особенную гордость сотрудники Кунсткамеры испытывают за коллекции артефактов XVIII-XIX вв. К таким предметам относятся изделия из керамики, слоновой кости, камня и дерева. Отдельная коллекция знакомит с одеждой китайцев, разбитой на категории социальных слоёв общества. Богатой выставкой представлена утварь для культовых обрядов и участвующая в погребении людей.

Ближний и Средний Восток

Выразительна и многообразна выставка музея по культурному наследию Афганистана, Ирана, Турции и других стран арабского мира. Экспозиция предоставляет возможность ознакомиться с самыми важными предметами исламских народностей: памятники, печатные и рукописные вариации Корана, письма шейхов. В большом разнообразии экспонируются виды оружия исламских воинов. А так как Восток славился изделиями из шёлка, то для этой ткани отведено особое место демонстрации.

Индия и Индонезия

Галерея Индии совмещает в себе экспонаты Индонезии. Здесь можно ознакомиться с бытом индийцев и жителей сопредельных стран. Выставочные экземпляры имеют возраст времён палеолита. Среди экспонатов галереи можно увидеть образцы тканей и роскошной парчи. Вместе с тканями представлены различные виды национальной одежды по этническим и географическим особенностям регионов. Есть предметы быта и воинское снаряжение. Много посуды, чеканных изделий, книг, амулетов и атрибутов обрядов. Особый интерес вызывает портик XVIII века, когда-то находившийся во дворце маратхских правителей.

Монголия

Галерея содержит экспонаты быта, домашнюю утварь, разнообразие одежды, музыкальные инструменты и предметы искусства. Отдельно выставлены экспонаты из области скотоводства. Есть различные виды снаряжений для езды верхом на лошади. Особенно интересно созерцать изделия из кожи, которые выполнены на высоком уровне и вызывают гордость у самих монголов. Также здесь выставлено традиционное жилище кочевого народа — юрта. Много масок и предметов культа, используемых шаманами.

Рис.3 Флейта из бедренной человеческой кости

Символ Петербурга

Петр хотел, чтобы его музей разрастался, а потому издал указ, которым повелевал все необычные вещи везти к нему, будь то странные животные, уродцы, различные диковины. Редкости, встреченные у иностранных купцов, следовало выкупить и также отправить царю. Дары потекли реками со всей страны. Тогда самодержец задумал построить отдельное здание для своего детища.

Первый русский музей, по задумке Петра, должен был находиться в самом центре столицы, которым тогда хотели сделать Васильевский остров. По одной из легенд однажды в 1718 Петр I прогуливался по набережной и заметил необычную сосну с причудливо изогнутым стволом. Царь приказал срубить дерево и сохранить его в коллекции, а на этом месте возвести здание Кунсткамеры.


Чертежи здания Кунсткамеры. (wikipedia.org)

За постройкой император следил лично, но окончания так и не застал, скончавшись в 1725 году. Здание же было окончательно возведено только в 1734. Историки до сих пор спорят, кого можно по праву назвать архитектором Кунсткамеры. Проект разработал немец Георг Маттарнови, его и называют чаще всего «отцом» здания, но после него над строением трудились еще несколько архитекторов, в том числе Гербель, Киавери и Земцов. Как бы то ни было, зданием Кунсткамеры — одно из самых старых сохранившихся сегодня в Санкт-Петербурге и вместе с Зимним дворцом и Исаакиевским собором является одним из туристических символов города.

Создание первой коллекции

Петр I приказал приносить любые выявленные подтверждения анатомического уродства в аптеку Роберта Арескина в Москве. И вот со всех окраин России стали привозить различные находки, так было положено начало коллекции. Примечательно, что за них даже платили деньги из государственной казны, а несообщение о наличии интересного раритета каралось штрафом.

Цель государя России отличалась от побуждений владельцев европейских коллекций — он приобретал и собирал экспонаты для просвещения своих сограждан. Первые диковинки были им приобретены еще в 1697 г. в Голландии: чучела птиц и рыб, засушенные насекомые и заспиртованные уродцы. Тогда же Петр I приобрел и уникальный рецепт, помогающий с помощью бальзамирования сохранять для истории трупы.

Кунсткамера – идея создания

Поездка юного государя в 1698-х годах по европейским странам открыла перед ним новые горизонты просвещения. Особенно удивили и заинтересовали великого реформатора так называемые «куншты» — кабинеты редкостей и различных природных диковинок.

В Европе это было модным увлечением и каждый правитель, и знатный вельможа считал своим долгом похвастаться перед русским царем своим собранием странностей.

А после посещения публичного музея Ашмола при Оксфордском университете в Англии у Петра I возникла идея о создании доступного музея и в России.

Первоначально «государев кабинет» находился в Москве в Аптекарском приказе, но, сразу после завершения строительства Летнего дворца в 1714 году все экспозиции были перевезены в новую столицу. В Летнем дворце открылась экспозиция в зале, названным царем на западный лад — «куншткамерой».

Именно 1714 год принято считать годом основания первого музея в России. За его создание и развитие государь назначил ответственных — Роберта Арескина, лейб-медика и Президента Аптекарской канцелярии, а также Иоганна Шумахера. Для него была отдельно введена должность «надсмотрителя редкостей и натуралиев».

В те же времена самодержец издал указ, предписывающий жителям страны привозить в столицу все необычное и интересное, что повстречается им в своих регионах.

Согласно указа, все путешествующие по разным странам были обязаны привозить в столицу диковинные предметы из своих поездок, какие «зело интересны и необычны».

Спеша выполнить царский указ и принимая во внимание тот факт, что за находки полагалось вознаграждение, люди открыли настоящую охоту на всевозможные диковинки. Сам император тоже не оставался в стороне и продолжал скупать европейские «странности»

Так, в 1716 году во время второй европейской поездки государь купил коллекцию аптекаря из Амстердама Альберта Себы. В результате Кунсткамера пополнила свое «богатство» редкими минералами, натуралиями из Южной Америки и художественными предметами из Китая и Японии

Сам император тоже не оставался в стороне и продолжал скупать европейские «странности». Так, в 1716 году во время второй европейской поездки государь купил коллекцию аптекаря из Амстердама Альберта Себы. В результате Кунсткамера пополнила свое «богатство» редкими минералами, натуралиями из Южной Америки и художественными предметами из Китая и Японии.

В 1717 году государь приобрел в Голландии знаменитую коллекцию «уродцев» Фредерика Рюйша. Это уникальное собрание около 1000 экспонатов заспиртованных в банках аномальных зародышей и различных анатомических отклонений потрясло Петра I своей необычностью.

Именно эта коллекция ассоциируется у большинства людей с названием Кунсткамера. Но на самом деле она составляет лишь незначительную часть среди бесчисленных экспонатов музея. Незначительную, но, несомненно, очень запоминающуюся. Вряд ли кого-то оставят равнодушными сиамские близнецы, младенец с циклопией и двухголовый теленок.

В результате тотального наплыва всевозможных артефактов с различных регионов страны и земного шара в Летнем дворце стало не доставать места для их демонстрации. В 1718 году по указу государя Кунсткамера была переведена в новое здание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector