Кунсткамера (музей антропологии и этнографии им. петра великого)

Практическая информация

Время работы: со вторника по воскресенье с 11:00 до 18:00. Кассы закрываются на час раньше. Понедельник – выходной день. Последний вторник каждого месяца – санитарный день.

Стоимость: для взрослых – 300 рублей; для школьников, студентов и пенсионеров – 100 рублей.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д.3.

Как добраться: От м. Адмиралтейская на автобусах 7, 24, 191, троллейбусах 1, 7, 10,11. От м. Невский проспект/Гостиный двор на автобусах 7, 24, 191, троллейбусах 1, 7, 10,11. От м. Василеостровская на автобусах 24, 47. От м. Спортивная на автобусах 191, 10, троллейбусе 1.

История

В 1777—1779 интерьеры украшены 4 скульптурными аллегорическими
группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных (скульптор М. П.
Павлов), в 1819—1825 — росписями (художник Ф. Рихтер). Ввиду обилия
материалов в 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев:
Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.

Vkontakte User @ Vkontakte

История

Florstein @ WikiCommons

Пётр I во время «великого посольства» в 1697—1698 годах
осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел
и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На
страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает
восклицание «зело дивно!». Есть запись и о новейшей науке анатомии:
«Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце
человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как
нитки…». Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не
скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы,
инструменты, оружие, природные редкости. Эти предметы и легли в
основу «государего Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры,
первого российского естественно-научного музея.

Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского
«кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из
Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев
Кабинет». Вся коллекция была размещена в Летнем дворце. Помещение
было названо на немецкий манер Куншткамерой, то есть «кабинетом
редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться
датой основания музея.

Vkontakte User @ Vkontakte

Коллекция всё время разрасталась и было решено построить
специальное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты
Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры». А на
время постройки здания переместить собрание в дом боярина Кикина,
так называемые «Кикины палаты» (улица Шпалерная, дом 9).

Kunstkamera — Jorge Lascar @ Flickr

Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил
архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. После
него возведением здания вплоть до 1734 года занимались другие
архитекторы: Гербель, Киавери, Земцов. Строительство продвигалось
очень медленно, с большими перерывами. К началу 1725 года, когда
Пётр умер, были возведены лишь стены. В 1726 году в ещё не
достроенное здание были перевезены коллекции. Завершенное здание
было в своём роде уникальным: ничего похожего Европа ещё не знала.
Оно было так всесторонне продуманно, что без серьёзного ремонта
простояло до наших дней.

Здание построено в стиле петровского барокко, состоит их двух
3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной
башней со сложным купольным завершением. Музейные коллекции
занимали восточное крыло здания, в средней части находился
Анатомический театр, в башне —»Готторпский» (с 1754 Большой
академический) глобус и обсерватория, в западной — учреждения
Академии наук. Здесь работал М. В. Ломоносов.

Vkontakte User @ Vkontakte

В 1777—1779 интерьеры украшены 4 скульптурными аллегорическими
группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных (скульптор М. П.
Павлов), в 1819—1825 — росписями (художник Ф. Рихтер). Ввиду обилия
материалов в 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев:
Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.

Panoramio upload bot @ WikiCommons

История


Главный фасад Кунсткамеры 1740 года


Здание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Вид с Дворцового моста.


Кунсткамера вечером. Вид с Адмиралтейской набережной. Пётр I во время «великого посольства» в 1697—1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!». Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…

». Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. Эти предметы и легли в основу «государева Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры, первого российского естественнонаучного музея.

Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была размещена в Людских палатах при Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Кунсткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.

Во время своего второго посещения Голландии в 1715—1717 годах Петр посетил музей Альберта Себа. К этому времени у Себа возникла мысль продать своё собрание русскому царю, о чём он уже вел с ним переписку. Личный осмотр кабинета Себа Петром I, по-видимому, окончательно решил дело, и всё собрание было куплено и перевезено в Петербург для «Кунсткамеры».

Коллекция всё время разрасталась, и было решено построить специальное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры

». А на время постройки здания переместить собрание в дом боярина Кикина, так называемые «Кикины палаты» (ныне Ставропольская ул., дом 9).

Ныне существующее здание возводилось с 1718 по 1734 годы. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне — Готторпский глобус (с 1754 года — Большой академический) и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук. Здесь работал М. В. Ломоносов.

5 декабря 1747 года во время нахождения библиотеки в здании кунсткамеры произошел пожар, уничтоживший Готторпский глобус и башню здания.

В 1777—1779 годах интерьеры были украшены 4 скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных (скульптор М. П. Павлов), в 1819—1825 — росписями (художник Ф. Рихтер). Ввиду обилия материалов в 1830-х годах Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.

Диковины со всех уголков земли

Кроме знаменитых заспиртованных младенцев и чучел необычных животных есть в Кунсткамере и этнографические отделы. Каждый зал посвящен определенной области. Витрины в прямом смысле населены коренными народами — манекенами, одетыми в традиционные для местностей одежды, а вокруг можно увидеть макеты среды обитания

В зале Северной Америки особое внимание привлекает, например, церемониальный костюм индейцев из Калифорнии. Он представляет собой одежду, сверху донизу обклеенную вороньими перьями

В зале Китая любимый экспонат большинства туристов — крошечные женские домашние туфли. Рядом с туфельками есть и гипсовый слепок изуродованной ноги китаянки. Как известно, раньше в Китае девочкам с детства забинтовывали ноги, чтобы те не росли. Маленькая ножка считалась очень красивой, но ходить ножками младенческого размера женщины могли с трудом.

В зале Африки тяжело оторвать взгляд от ритуальных статуэток и масок, выглядящих довольно пугающе. В зале, посвященном Индонезии, интересно посмотреть на кинжалы-крисы. Эти кинжалы имеют форму языка пламени, и из-за этого не просто ранят человека, но почти вспарывают его тело. Создание такого кинжала — дело нелегкое, к тому же подобный нож имел и сакральное значение. Считалось, что между ножом и его владельцем образуется особая связь.

Кунсткамера – идея создания

Поездка юного государя в 1698-х годах по европейским странам открыла перед ним новые горизонты просвещения. Особенно удивили и заинтересовали великого реформатора так называемые «куншты» — кабинеты редкостей и различных природных диковинок.

В Европе это было модным увлечением и каждый правитель, и знатный вельможа считал своим долгом похвастаться перед русским царем своим собранием странностей.

А после посещения публичного музея Ашмола при Оксфордском университете в Англии у Петра I возникла идея о создании доступного музея и в России.

Первоначально «государев кабинет» находился в Москве в Аптекарском приказе, но, сразу после завершения строительства Летнего дворца в 1714 году все экспозиции были перевезены в новую столицу. В Летнем дворце открылась экспозиция в зале, названным царем на западный лад — «куншткамерой».

Именно 1714 год принято считать годом основания первого музея в России. За его создание и развитие государь назначил ответственных — Роберта Арескина, лейб-медика и Президента Аптекарской канцелярии, а также Иоганна Шумахера. Для него была отдельно введена должность «надсмотрителя редкостей и натуралиев».

В те же времена самодержец издал указ, предписывающий жителям страны привозить в столицу все необычное и интересное, что повстречается им в своих регионах.

Согласно указа, все путешествующие по разным странам были обязаны привозить в столицу диковинные предметы из своих поездок, какие «зело интересны и необычны».

Спеша выполнить царский указ и принимая во внимание тот факт, что за находки полагалось вознаграждение, люди открыли настоящую охоту на всевозможные диковинки. Сам император тоже не оставался в стороне и продолжал скупать европейские «странности»

Так, в 1716 году во время второй европейской поездки государь купил коллекцию аптекаря из Амстердама Альберта Себы. В результате Кунсткамера пополнила свое «богатство» редкими минералами, натуралиями из Южной Америки и художественными предметами из Китая и Японии

Сам император тоже не оставался в стороне и продолжал скупать европейские «странности». Так, в 1716 году во время второй европейской поездки государь купил коллекцию аптекаря из Амстердама Альберта Себы. В результате Кунсткамера пополнила свое «богатство» редкими минералами, натуралиями из Южной Америки и художественными предметами из Китая и Японии.

В 1717 году государь приобрел в Голландии знаменитую коллекцию «уродцев» Фредерика Рюйша. Это уникальное собрание около 1000 экспонатов заспиртованных в банках аномальных зародышей и различных анатомических отклонений потрясло Петра I своей необычностью.

Именно эта коллекция ассоциируется у большинства людей с названием Кунсткамера. Но на самом деле она составляет лишь незначительную часть среди бесчисленных экспонатов музея. Незначительную, но, несомненно, очень запоминающуюся. Вряд ли кого-то оставят равнодушными сиамские близнецы, младенец с циклопией и двухголовый теленок.

В результате тотального наплыва всевозможных артефактов с различных регионов страны и земного шара в Летнем дворце стало не доставать места для их демонстрации. В 1718 году по указу государя Кунсткамера была переведена в новое здание.

Интересные экспонаты

Кунсткамера — это удивительное место, где выставлено множество уникальных экспонатов. Расскажем о некоторых самых интересных, о которых ходят легенды:

  1. Скелет слуги. В начале 18 века во Франции Петр I увидел человека-великана (2,3 м). Звали его Николай Буржуа. Государь привез его в Россию и нанял на должность личного лакея. Когда же француз умер, то его останки были переданы в Кунсткамеру. Во время пожара череп пропал, и на его место закрепили другой. С тех пор говорят, что скелет Н. Буржуа ходит ночью по музею в поисках своей головы.
  2. Пропавшая голова Марии Гамильтон. Мария Гамильтон — английская шпионка и детоубийца. Ее голова хранилась в Кунсткамере, откуда и была похищена вместе с колбой со спиртом, в которой находилась. В похищении обвинили моряков-англичан, которые как раз стояли в петербургском порту. Они пообещали вернуть останки черепа, но так этого и не сделали и уплыли. Через год англичане прислали для музея три головы в знак извинения.
  3. Живые экспонаты. Как уже говорилось ранее, некоторые экспонаты Кунсткамеры были живыми. Вот, например, Федор Игнатьев — человек очень маленького роста (не больше 130 см), у которого к тому же на руках и ногах имелось всего по два пальца.
  4. Флейта. Один из самых интересных экспонатов музея — флейта, изготовленная из бедренной кости человека. Этот музыкальный инструмент сделал монгольский шаман и использовал при ритуалах, связанных с общением с духами.
  5. Анатомическая коллекция Рюйша — коллекция, собранная голландским профессором, считается одной из самых известных и ценных, которыми славится Кунсткамера (Санкт-Петербург). Она состоит из младенцев и их разных частей тела (937 единиц). Рюйш собирал ее 50 лет, а чтобы уговорить голландца передать её, Петр Великий потратил практически 20 лет и в 1717 г. приобрел ее, обещая Рюйшу, что сохранит такое необычное собрание для потомков.

Великие задумки Великого посольства

Идея создания Кунсткамеры, как и многие другие гениальные идеи, созрели в могучем уме будущего императора еще в юности, во время Великого посольства 1697−1698 годов. Во время своего вояжа по Англии и Голландии Петр Алексеевич посещал и «кабинеты кунштов», где располагались различные диковины и чудеса. Царевич скупал все, что его удивляло, но в особенности он был восхищен анатомией, новой в те времена наукой.

Больше всего его впечатлило собрание знаменитого голландского анатома Фредерика Рюйша. Есть легенда, что в коллекции анатома Петр увидел заспиртованного ребенка, который выглядел почти как живой. Царевич не удержался и поцеловал его. А 1717 году Петр I купил огромную коллекцию препаратов и бальзамированных трупов младенцев у Рюйша. Именно это «собрание уродцев» и является сегодня для многих символом Кунсткамеры.

Примечания

  1. . www.museum.ru. Дата обращения: 8 декабря 2019.
  2.  (недоступная ссылка). КУНСТКАМЕРА. Дата обращения: 8 декабря 2019.
  3.  (датск.). Nationalmuseet. Дата обращения: 8 декабря 2019.
  4. Случившийся в 1747 году пожар уничтожил кроме уникального глобуса около 230 книг, в том числе уникальные русские рукописи.
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 января 2020.
  6. . ТАСС. Дата обращения: 29 июля 2020.
  7. . РИА Новости (17 августа 2021). Дата обращения: 18 августа 2021.
  8. Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. — СПб.: Лениздат, 1994. — С. 102
  9. Gurlitt C. Geschichte des Barockstiles und des Rococo in Deutschland. — Frankfurt: Nabu Press, 2016. — S. 383
  10. Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. — СПб.: Лениздат, 1994. — С. 57—58
  11. РГИА, ф. 470, оп. 5, д. 50, л. 15. 1724 г. «О сделании проекта купола на башне Кунсткамеры»
  12. Морозова А. А. Н. Ф. Гербель. Городской архитектор Санкт-Петербурга. 1719—1724 гг. — СПб: Стройиздат, 2004
  13. РГИА, ф. 470, оп. 5. Кн. 2, л. 35.
  14. Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Василеостровский район. — СПб.: КГИОП—Изд. дом Коло, 2006. — С. 41—47
  15. Виды Петербурга и его окрестностей середины XVIII века. Гравюры по рисункам М. Махаева. — Л.: Советский художник, 1968. — С. 17
  16. Полное собрание законов Российской империи. Собр. первое. 1649—1825. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. 1830. Т. V. — С. 542.

История здания

Согласно легенде, выбор места для строительства здания Кунсткамеры был определен Петром Великим. Увидев две необычные сосны, вросшие друг в друга ветками, он принял решение срубить их. На их месте было заложено здание Музея, а часть тех сосен по сей день являются частью его экспозиции.

Строительство началось в 1718 году по проекту архитектора Г.И. Маттарнови. Не успев закончить работы, он скончался. Его дело продолжил Н.Ф. Гербель, который внес существенные изменения в возводимое здание. Он добавил кирпичную кладку в оконных проемах, а также увеличил несущий остов на один этаж, сделав его трехэтажным.

После Н.Ф. Гербеля работами стал руководить Г. Киавери, который обнаружил дефекты в кладке башни и создал специальную комиссию. В ее состав входили Д. Трезини, М. Земцов и другие известные зодчие того времени. Результатом ее работы стала ликвидация башни, которая была покрыта угрожающими трещинами, а Киавери разработал новый проект. По нему увеличились высота нижнего яруса башни и ее цилиндрической части, которая стала венчаться астрономической сферой. Вышка башни была завершена уже под руководством М. Земцова в 1734 году, в то время как музей был открыт в 1728 году. В 1735 году были установлены 12 скульптур в нишах фасадов, которые воплощали различные науки. Созданы они были мастером Кохом, возможно по рисункам архитектора.

В 1747 году произошел пожар, в результате которого строение значительно пострадало. Его реконструкцией занимался архитектор С.И. Чевакинский, но восстановление прошло без верхнего яруса башни. Он вернулся только в 1948 году благодаря проекту Р.И. Каплан-Ингеля. Капитальный ремонт не осуществлялся с середины 18 века, а реконструкция была произведена лишь в 1998 году.

Кунсткамера построена в стиле петровского барокко. Музей представляет собой два однотипных трехэтажных корпуса, соединенных многоярусной башней.

Кунсткамера — это старейший государственный музей России, созданный по указу Петра I. Годом ее основания считается 1714-ый, когда личная коллекция «редкостей» и различных раритетов Петра I была перевезена из Москвы в Петербург и размещена в там в Летнем дворце. Для коллекции выделили специальное помещение, которое назвали на европейский манер «кабинетом редкостей» — Куншткамерой. Для присмотра за экспонатами потребовался целый штат.

Экспонаты в «кабинет редкостей» стекались со всей России. По велению Петра туда свозили все, что «зело старо и необыкновенно» — необычные кости, камни, старинную посуду и оружие, различные анатомические редкости вроде овцы с двумя языками, и прочие диковинные вещи.

Экспонаты

Во время Великого посольства Петр I приобретал вещи, которые в Голландии и Англии составляли «кабинеты редкостей». Это были приборы, инструменты, книги, оружие, природные диковинки. По возвращении он организовал из них «государев Кабинет», которые разместил в Летнем дворце. Он стал носить название Куншткамера, что на немецкий манер означало «кабинет редкостей».

Что касается анатомического собрания музея, то большинство препаратов принадлежало Ф. Рюйшу, который собрал целую коллекцию по эмбриологии и анатомии. В 1717 году Петр I выкупил 937 их ее экспонатов.

Коллекция музея пополнялась за счет экспедиций начала 18 века, а также приобретений из Европы, которые осуществлялись по приказу государя. Кроме того, по указу Петра Великого различные диковинные предметы стали поступать со всех уголков нашей страны, а также привозиться из-за границы.

В первой половине 18 века Кунсткамера была представлена четырьмя залами:

  • натюр-камера, содержащая предметы, относящиеся к естественным наукам;
  • мюнцкамера, демонстрирующая древние монеты;
  • кунсткамера, представляющая предметы быта и искусства;
  • «государев Кабинет», хранящий личные вещи Петра I.

В результате пожара 1747 года коллекция сильно пострадала, ее восстановление было закончено только в 1766 году. С 19 века она начала пополняться за счет экспедиций, например, Кука в Полинезию, Миклухо-Маклая в Новую Гвинею, а также исследований Сибири, Камчатки, Антарктики.

В 1836 году создаются зоологический, ботанический, этнографический, минералогический, египетский, азиатский музеи на основе экспонатов Кунсткамеры. Расположены они были в двух зданиях. В 1878 году их опять объединили в одном строении, а в 1903 году музей получил свое современное название.

В настоящее время Кунсткамера хранит множество экземпляров, отражающих быт и культуру различных народов Китая, Монголии, Японии, Австралии, Северной Америки, Индии, Индонезии, Океании и т.д.

Отдельный музей посвящен М. Ломоносову. В нем представлены его личные вещи, инструменты, с которыми он работал, а также книги, скульптура, живопись, мебель.

На пятом этаже музея расположен Готторпский глобус. В 1726 году он был привезен Петром Великим как дар от правителя готторпского герцогства. Его диаметр составлял около 3 метров. Внутри находилось звездное небо, а снаружи – карта. Во время пожара он был сильно поврежден, но в 1750 году была создана удачная копия.

Среди наиболее примечательных предметов коллекции выделяются – скелет слуги Петра I, живые экспонаты, флейта из бедренной кости, препараты Рюйша, детский скелет с двумя головами, ладья небесная, палеолитическая Венера, бюст Андрея Боголюбского, астролябия Арсениуса, гейша О-Мацу, индонезийский кинжал крис и многое другое.

Кунсткамера петровского времени совсем не была похожа на настоящую. Любопытным взглядам первых посетителей открывалось множество невиданных вещей — искусно препарированные головки детей, заспиртованные и бальзамированные части человеческого тела, препараты из коллекции голландского анатома Рюйша в стеклянных сосудах, различных мелких животных и птиц, гербарии, ящики с бабочками и красивыми раковинами и многое другое.

Самыми занятными экспонатами в Кунсткамере петровского времени были «монстры» — живые люди, отличающиеся от прочих различными странными анатомическими особенностями. Их показывали посетителям Кунсткамеры, как и все прочие экспонаты, они жили при музее.

Здания и интерьер Кунсткамеры

В 1887 году к основному зданию Кунсткамеры сделана пристройка — Музейный флигель

Обе постройки были выполнены в одном стиле петровского барокко, который является важной частьюрусской культуры. Изучение истории будет неполным без упоминания разнообразия архитектурных направлений, которыми богата Россия

Каждое время имеет своё характерное лицо.

Главное здание целенаправленно построено для музея, сейчас оно представляет собой один из самых старых памятников архитектуры. Интересна задумка, согласно которой башня представляетсобой своеобразную модель Солнечной системы. Место под постройку выбирал сам Петр I, не обошлось без него согласование окончательного проекта. Здание состоит из двух одинаковыхкорпусов, между которыми есть соединение в центре, посередине него находится башня с верхушкой в форме сферы.

Первоначально многие конструкции были выполнены из дерева, к их уничтожению привели многочисленные пожары. После восстановления они деревянные элементы заменялись на изделия изболее современного материала. После крупного пожара 1747 года была значительно усовершенствована внутренняя отделка. Спустя 10 лет художник Джанни сделал свою известную лепнину. Примерно в это же время интерьер украсили горельефы скульптора Павлова.

Внутреннее оформление привлекает ничуть не меньше представленных в музее экспонатов. Многочисленные скульптурные композиции и бюсты известных ученых здесь повсюду, что являетсясвидетельством выполнения первоначальной цели Кунсткамеры — служить науке. Каждый зал обладает своими особенностями, интерьер соответствует духу представленных экспонатов. Например, посвященные традиционным культурам и быту разных народов коллекции оформлены в соответствующем стиле, вплоть до подбора цвета.

Наибольшую славу музею принесла коллекция уродств и странностей, она отталкивает и притягивает одновременно. Здесь можно увидеть сиамских близнецов, животных с несколькими головами, странные формы тел. Далеко не всем под силу досмотреть представленные здесь экспонаты до конца. Программа музея разнообразна, здесь есть и научные исследования, и развивающие занятиядля детей.

Кунсткамера в палатах Кикина

Это двухэтажный дворец опального вельможи А. В. Кикина. Особняк в духе петровского барокко находится недалеко от Смольного храма и является одним из первых каменных строений города.

На момент переезда музея оно не было достроено и возведение завершилось лишь к началу следующего года. В его залах экспозиции Кунсткамеры стали по-настоящему выставлены для народного обозрения.

Примечательно, что вход был бесплатным. Даже, более того, посетителям полагалось угощение за счет государства. Это было блестящим маркетинговым ходом тех времен. Таким образом, государь поощрял тягу народа к просвещению и познанию неведомого.

Залы большого дворца Кикина позволяли развернуть экспозиции музея во всем их многообразии. В те годы музей представлял собой несколько постоянных помещений:

  • «Натюр-камера» — экспонаты, относящиеся к естественным наукам. В том числе и анатомический зал с «уродцами» Рюйша.
  • «Мюнцкамера» — здесь демонстрировались древние монеты и медали.
  • «Кунсткамера» — экспозиции предметов быта с разных континентов и произведений искусства народов различных стран.
  • «Государев Кабинет» — коллекция самого императора, собранная в разные годы.

Особый интерес в музее петровской эпохи представляли живые «монстры». Это были люди с необычными анатомическими отклонениями и шокирующими особенностями.

Они проживали при музее и всесторонне изучались учеными. Своей необычной внешностью они неизменно вызывали повышенный интерес посетителей.

Со временем, Кунсткамера стала приобретать известность в народе, и полюбопытствовать на ее диковинки появлялось все больше желающих. Не заканчивалось и поступление новых интересных находок, стекавшихся к воротам музея «полноводной рекой».

Даже Кикиных палат стало мало для всего количества редкостей, собранных в Кунсткамере. Стала очевидной необходимость специального здания. Разумеется, для такого заведения, как Кунсткамера и место расположения должно быть особенным. Так и получилось.

Готторпский глобус

Это первый в мире «глобус-планетарий»: в него можно залезть через специальную дверцу и изнутри смотреть на карту звездного неба, размещенную на внутренней поверхности. Диаметр гигантского глобуса — 3 метра, так что сидеть в нем удобно. Он был создан по заказу готторпского герцога Фридриха III (отсюда и название), а автором проекта был великий картограф Адам Олеарий. В 1713 году очередной правитель герцогства подарил эту игрушку весом в 3,5 тонны известному любителю редкостей — Петру Великому, который пришел в восторг от подарка и установил его в здании Кунсткамеры.

Однако в середине XVIII века глобус сгорел — сохранился только механический каркас. Впрочем, вскоре его восстановили и назвали по-новому: «Большой Академический глобус». В начале ХХ века он находился в Царском Селе, откуда его похитили нацисты. В 1948 году глобус удалось вернуть — именно туда, куда его поместил основатель Кунсткамеры.


Готторпский глобус


Готторпский глобус


Готторпский глобус

Ладья небесная. Китайская заводная игрушкаЕдва ли не старейший экспонат Кунсткамеры

Деревянная игрушка с заводным механизмом, представляющая из себя ладью, на которой знатный купец в сопровождении когорты слуг отправляется в путешествие. Небесной эта ладья называется в память об императоре Цинь Ши-хуане, жившем в III веке до н. э. Этот хозяин Поднебесной частенько задумывался о вопросах бессмертия и направил в неизвестность череду экспедиций, которые призваны были найти в море острова с небожителями. Император полагал, что бессмертные движутся по времени именно на таких небесных ладьях.

Саму игрушку русские послы приобрели в 1720 году в Пекине. После пожара 1747 года считалось, что экспонатов петровской эпохи в Кунсткамере практически нет, однако эту ладью все же удалось откопать из закромов, отреставрировать и теперь она радует глаз гостей музея.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector