Традиции осетин

О гостеприимстве, вражде и дружбе

Осетинское гостеприимство является одной из самых ярких традиций этого народа

Современные осетины, как и их далёкие предки считают, что ни в коем случае нельзя обидеть гостя невниманием. На Кавказе вообще гость считается особым человеком. 

“Мой дом – твой дом”, – нередко можно услышать эту поговорку от осетинских мужчин. Хозяин дома – это не просто принимающая сторона, а при необходимости – даже защитник, что сможет спасти своего гостя и дать ему приют. 

Обычаи осетин говорят, что, оставляя гостя на ночь, хозяева должны заколоть барашка, чтобы угостить человека. Даже если в доме есть свежее мясо, этот ритуал обязательно соблюдать. Мне кажется, его корни уходят в глубокое прошлое и, не исключено, связаны с жертвоприношениями покровителям гостеприимства и семейного очага.

Обычаи кровной мести также принадлежат к традициям осетин с давней историей. Несмотря на это, исключением в принципах кровной вражды являются те же правила гостеприимства.  Если хозяин дома принял у себя как гостя незнакомого человека, а потом выяснил, что это – его кровный враг, он никогда не причинит ему вреда

Пока враг – гость, он будет окружён заботой и вниманием, его накормят и предоставят ночлег

Осетины высоко ценят дружбу, а обычаи побратимства нередки в их семьях. Называя друга братом, осетин обменивается с ним оружием, клянётся в священном месте, выпивает ритуальный напиток из одной чаши. Это не просто красивая традиция, ведь дружба для осетин – необыкновенный взаимоотношения. Порой дружеские узы оказывались крепче родственны, а побратим приходил на помощь своему другу как морально, так и материально.

Народные традиции

Осетинская нация всегда славилась и славится гостеприимством и семейными ценностями. С особым уважением относятся здесь к старшим по возрасту. Существуют незыблемые правила, которые никто в семье не нарушает:

  1. При входе в дом старшего по возрасту каждый осетин должен встать и поприветствовать его.
  2. При разговоре с отцом даже взрослые сыновья стоят.
  3. Хозяин не садится за стол раньше гостя.
  4. В обществе гостей большое значение придается щедрому угощению.

Если кто-то из стариков затягивал за столом песню, все должны были поддержать. Сидели долго, но ели мало, так как для осетина много есть — стыдно, и уговорить его даже голодного сесть за стол почти невозможно. Что касается народных развлечений, то петь могли раньше только мужчины, в танцах, наоборот, больше участвовали женщины. Шедевром танца до сих пор считается древний хороводный танец под названием симд, уважаемы также парные танцы, где очень много различных движений:

  • хонга-кафт с приседаниями;
  • шуточный гогыз-кафт и другие.

В старину любимым проведением свободного времени девушек были посиделки, которые проводились осенью после уборки урожая. Их было несколько видов, парни не приглашались. Собирались обычно в одном доме и в течение всей ночи веселились, пряли конопляную пряжу, пели песни, делились секретами.

В течение многих веков горцы соблюдали неписаные законы — адаты, бывшие для них своеобразным кодексом чести. Каждое горное общество имело своего старейшину, спорные вопросы решал народный суд. При грозящей какому-то роду опасности все мужчины других селений вставали на защиту. По мнению осетин, человек должен не сносить любые оскорбления, а проявлять мужской характер. В ответ на удар плетью или палкой могло последовать убийство. Оскорблением считалось и дотронуться до головного убора осетина. Шапка для горца является вещью священной и неприкосновенной.

При любом материальном положении шапка должна была соответствовать настоящему мужчине-горцу. Если последний проявлял трусость, то ему говорили, что он должен носить не шапку, а платок. Мстительность веками воспитывалась в осетинской среде, лозунг «кровь за кровь» ярко отражал идеологию строгого уклада. Сегодня кровная месть почти искоренена, но новые правовые институты приживаются с трудом.

Во время Великой Отечественной войны многие осетины показали себя настоящими героями на поле боя. Более 70 человек получили звание Героя Советского Союза. Из осетин вышли такие известные личности, как писатель Коста Хетагуров, режиссер Евгений Вахтангов, актеры Вадим и Егор Бероевы, много призеров Олимпийских игр (знаменитые борцы Андиев и Рамонов, Артур Таймазов и другие).

Одежда и национальная кухня

Осетины в большинстве темноволосы и темноглазы, цвет кожи слегка смугловатый. Встречаются среди них и голубоглазые, с каштановыми и светлыми волосами. Осетинки очень красивы. И мужчины, и женщины отличаются стройным телосложением и физической силой. Национальный костюм осетин сейчас используется редко, только по праздникам. У женщин он состоит из рубахи, корсета, светлого платья, шапочки и фаты-вуали, на груди много застежек с птицами. В мужском костюме считается обязательным наличие следующих элементов:

  • шаровар;
  • черкески;
  • бешмета;
  • ноговиц;
  • башлыка;
  • папахи;
  • узкого пояса;
  • кинжала.

У женщин самым популярным был бордовый цвет, сверху наносилась вышивка золотыми нитями. Зимой верхней одеждой мужчин была бурка — плащ без рукавов, обычно темного цвета, сшитая из войлока. Повседневная одежда состояла из бешмета, рубахи, шаровар и черкески, сшитой из бурки или холста. На голову в зимнее время надевали папаху — высокую барашковую шапку, а летом носили войлочную шляпу.

Важное место, как и везде на Кавказе, уделяется шашлыку. В давние времена рацион был скудным: хлеб чурек и молоко, но чаще вода или пиво; блюда из овсянки

Самыми излюбленными напитками национальной кухни Осетии являются квас, пиво, брага и арака. Осетинское пиво любят на северном Кавказе и в России, качество его отметили и многие иностранные туристы.

Обязательное блюдо на праздничном столе — пироги: с сыром и картошкой, с мясом, черемшой с сыром, тыквой, фасолью. Готовятся они всегда из дрожжевого теста. В традиционном мясном пироге главным считается правильно соблюсти пропорции: теста — 300 граммов, мяса — 700. Стоит отметить, что Осетия — это родина всеми любимого кефира. Готовится он здесь по-особому: в деревянной кадке или в специальном кожаном мешке.

Большинство осетин исповедуют христианство или ислам

Осетины — это ираноязычный народ, живущий на Кавказе. Они считаются потомками алан. Большинство осетин проживает в России в Северной Осетии и Южной Осетии (частично признанное государство).

Кроме того, представители этого народа также проживают также в других районах Российской Федерации, в Грузии, Турции и других странах. На 2010 год численность осетин составляла в мире примерно 700 000 человек. Из них в России живут 528 500 человек.

Современные осетинские дети. В наше время основная часть осетин проживает в России, на территории Республики Северная Осетия. Фото: cdni.rbth.com

Какую религию исповедуют осетины в России понять несложно. Дело в том, что большинство осетинского народа — это мусульмане или христиане. Кроме того, на территории как Северной, так и Южной Осетии проживают почитатели традиционных осетинских верований.

По состоянию на 2012 год традиционную религию Осетии исповедовало 29 % осетин. Народная религия оказывает серьёзное влияние на сферы жизни общества Осетии. Так культура осетин во многом сформировалась под её влиянием.

49%
столько осетин считают себя православными

Статистика говорит о том, что главным образом в республике представлены православие, традиционные осетинские верования и ислам.

Согласно масштабному опросу исследовательской службы «Среда», проведённому в 2012 году, пункт «Исповедую традиционную религию предков, поклоняюсь богам и силам природы» в Северной Осетии выбрали 29 % опрошенных — самый высокий процент в РФ (следующий — всего 13 %).

Пункт «Исповедую православие и принадлежу к РПЦ» выбрали 49 % опрошенных, «Исповедую христианство, но не причисляю себя ни к одной из христианских конфессий» — 10 %, «Не верю в бога» — 3 %, «Исповедую ислам, но не являюсь ни суннитом, ни шиитом» — 3 %, «Исповедую православие, но не принадлежу к РПЦ и не являюсь старообрядцем» — 2 %, «Верю в бога (в высшую силу), но конкретную религию не исповедую» — 1 %. Остальные — меньше 1 %.

История происхождения

Происхождение осетин (самоназвание, ирон, дигорон) уводит в далекое прошлое. Аланы, предки современных осетин, впервые появились в I веке нашей эры вблизи Византии, занимая территории северо-восточных границ Римской Империи. «Суровые и воинственные», как их назвал в свое время Лукиан, аланы совершали набеги на соседние государства.

Эти средневековые племена общались со многими народами, то заключая с ними мирные договоры, то сталкиваясь на поле брани. Таким образом, история алан тесно переплелась с историей народов не только Кавказа, но и Юга России. И именно эти народности, которые расселялись по верховьям Кубани и Терека, дали начало истории современных осетин.

Учеными доказана четкая преемственность: скифы — сарматы — аланы — осетины. Скифы, совершившие победоносные походы в Малую Азию, создавшие искуснейшие золотые украшения, еще в VIII веке до нашей эры селились в Крыму и Северном Причерноморье, по нижнему течению Дона и Дуная.

В начале IV века царь скифов Атей, объединив племенные союзы, создал могучее государство. Но в III веке на них напали сарматские племена, часть скифов рассеялась, а другая, более значительная, образовала скифо-сарматское царство. Вскоре в него вошли готы, затем — гунны, вовлекшие всех в Великое переселение народов. Но из скифо-сарматского государства вышли самые стойкие аланы, часть из них ушла с гуннами на Запад, а другая, уйдя в предгорья Кавказа, соединилась с местным населением.

Она и дала начало будущему государству Алания. Когда в Аланию вторгся Чингисхан со своей ордой и захватил равнинные плодородные земли, остатки разгромленного им аланского войска отошли в горы. Целых пять столетий аланы не появлялись на исторической сцене и возродились под именем осетин. Осетинами аланов стали впервые называть их соседи — грузины, с этим именем они и вошли в состав России в XVIII веке, и история Осетии стала общей историей с Россией.

На 2018 год численность осетинской национальности составляла около 702 тысяч человек. Сегодня есть много мест в СНГ и других странах, где живут осетины: не только в горах Южной и Северной Осетии, но и в Грузии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, России, Турции.

Сословное деление

Осетины, согнанные в горы, очень трудно осваивались в новых условиях. Путешественники, которые редко забредали в эти суровые места, вспоминают об этой стране как о замкнутой и недоступной даже для врагов, поскольку их отпугивали покрытые льдами горы, тесные и высокие утесы и скалы, реки с большим течением. Леса было мало, печи топили кизяком. Почвы неплодородные, вымороженные, поэтому родились только пшеница, овес и ячмень. В XVII—XVIII вв. у осетин образовалось пять основных групп, которые отличались и по бытовому укладу, и по языку.

Позднее князья из соседней Кабарды стали владеть выходами из ущелий, где жили осетины, просили с них дань. Наибольшее влияние кабардинцы оказали на своих ближайших соседей — дигорцев, немного меньше — на тагаурцев. У куртатинцев не было выработано сословного деления, но оно и не отрицалось. И только самые дальние от Кабарды алагирцы, полностью отрицавшие сословное неравенство, сохранили родовую демократию.

Язык и вероисповедание

Осетинский язык принадлежит к иранской группе индоевропейских языков. В Северной Осетии существует два диалекта — иронский и дигорский, так как выделяются две субэтнические группы — иронцев и дигорцев. Диалект иронцев принят за литературный язык. У дигорского диалекта также имеется литературная форма. Издание книг и журналов осуществляется на обоих диалектах.

За жителями Южной Осетии закрепляется игорский диалект, но в нем выделяется два наречия. Если у населения южных территорий больше заимствовано слов из грузинского языка, то в северной части страны заимствования относятся в основном к русским словам.

Что касается веры и религии, то осетины относятся к двум мировым конфессиям — христианству и исламу. В республике также присутствуют традиционные осетинские верования. Например, по опросу 2012 года, традиционная религия предков наблюдалась в ответах почти у 30% опрошенных.

Один из традиционных обрядов называется «Три пирога», который проводят обычно на свадьбах и других больших торжествах. На стол приносят три пирога и говорят молитвы. Одновременно подают и три ребра животного, которого заранее принесли в жертву. Число «3» соотносится с небом, солнцем и землей. На похоронах, согласно обычаям, ставят два пирога.

Православные и мусульманские общины участвуют в совместных обрядах древних верований. Осетин — мусульман больше проживает в Северной половине республики. Система древних верований предполагает почитать верховного бога Хуыцау, который подчиняет себе божества природных стихий.

Давняя вера осетин

Предки современных осетин были язычниками, которые поклонялись духам-покровителям и делали им жертвоприношения. В то же время они признавали существование единого Бога. Духов древние осетины рассматривали как помощников, задобрив которых можно получить желаемое. Всевышний в их преставлении – это непостижимая для человеческого разума совершенная личность, которая является творцом всего на земле и на небе.

Древние осетины не оставили после себя культовых сооружений, идолов или религиозных книг. Их верования основывались на единении человека с природой. Священные праздники проводились не в храмах, а под открытым небом. Религиозных лидеров, которым все должны были подчиняться, у осетин не было. Вместо них назначались старейшины, передававшие свою мудрость и накопленные знания новым поколениям.

В период существования язычества осетины регулярно проводили религиозные торжества. Такие торжества проходили в виде общих пиршеств, в которых за одним столом собирались представители разных сословий. Вкушая национальные блюда, люди вели беседы о духах, могущественных святых, называемых осетинскими дзуарами, общении с ними, о сокровенных знаниях, полученных от древних предков.

Религии в Осетии: XXI век

На вопрос о том, являются ли осетины мусульманами или христианами, можно ответить точно, посмотрев статистические данные, которые подтверждают, что 75% осетин являются православными христианами. Остальная часть населения исповедует Ислам и другие религии. Однако древние языческие обычаи практикуются до сих пор и прочно вошли в бытовые и семейные взаимоотношения представителей народа.

Всего в Осетии сейчас представлены 16 религиозных конфессий, среди которых присутствуют также пятидесятники, протестанты, иудеи и др. В последние годы предпринимаются попытки создания «неоязыческой» религии, альтернативной к традиционным верованиям, но опирающейся на родовые обряды и уклад жизни населения.

Религиозные праздники в Осетии

Многочисленные праздники в Осетии отличаются по форме проведения и содержанию, причем во горных селениях они отличаются своими правилами и обычаями. Основные религиозные празднества осетин следующие:

  • Ног Аз (Новый год) отмечается 1 января всей семьей, когда на стол выставляют угощения: традиционные 3 пирога, физонаг, фрукты и праздничные блюда. Для детей ставят елку с игрушками. Самый старший, сидя во главе стола, читает молитву Богу о благах, ожидаемых в наступающем году.
  • Доныскафан — отмечается через 6 дней, с утра все женщины берут кувшины «басылта» и идут за водой, где молятся о достатке и счастье в семье, проносят домой воду и обрызгивают все стены и углы, умываются ею. Считается, что такая вода способствует очищению души, ее заготавливают впрок.
  • Хайраджыты Ахсав — празднуется ночью, чтобы задобрить чертей, которые по древним преданиям когда-то жили вместе с людьми. В «Ночь чертей» принято резать козленка (курицу и т.д.), а кровь его закапывать, чтобы никто не нашел. Накрытый к полуночи стол с угощением оставляли сначала для «нечистых», а потом пировали всей семьей.
  • Куадзан (соответствует Пасхе) — отмечается окончание поста на первое воскресенье после полнолуния в апреле. Все приготовления идентичны православному празднику: красят яйца, готовят пироги, мясо. За праздничным столом старший в семье молится, обращаясь к Иисусу Христу обо всем, во что верят осетины: о благе для семьи, о поминании умерших родственников и др. Устраивается праздник всего села (кувд), общее веселье, танцы, ходили в гости по соседям.
  • Таранджелоз — относится к древнейшим традиционным празднованиям, отмечается через 3 недели после Пасхи. Таранджелоз — название божества плодородия, чье святилище расположено в Трусовском ущелье. Ему приносят жертвенного барашка, отмечается праздник несколько дней, устраиваются скачки для молодежи.
  • Никкола — имя древнего святого, известного со времен Алании, считается божеством хлебных злаков, которое помогает убирать урожай. Праздник приходится на вторую половину мая.
  • Реком — мужской праздник, названный по имени святилища, особенно почитаем среди горцев Алагирского ущелья. По традиции закалывается жертвенный барашек, устраиваются всенародные гуляния и спортивные состязания. На время проведения (7 дней) многие семьи переселяются во временные постройки, расположенные около Рекома, вокруг святилища устраиваются ритуальные танцы и шествия, за столы с угощением приглашаются соседи из других селений.

  • Уацилла — Бог-громовержец, заботящийся обо всем, что растет из земли, традиционный праздник земледелия со времен Алании. Святилища его расположены в разных местах, основное в Даргавсе на горе Тбау. Для праздничного стола пекут пироги, забивают барана, во время застолья возносят молитвы. В святилище может входить только жрец, который заносит подношения и чашу с пивом, сваренным специально к этому дню.
  • Хетаджы Бон — день Уастырджи, который помог кабардинскому князю Хетагу бежать от врагов, преследовавших его за принятие христианства. Празднуется в Святой Роще недалеко от с. Суадаг во 2-е воскресенье июля, это всенародный праздник с ритуалом жертвоприношения барана и застольем.

Старинный брачный обычай

У осетин издавна развиты традиции левирата. Этот обычай позволяет вдове вступить в брак лишь с родственником покойного супруга (чаще всего — братом). На сегодняшний день принципы левирата на большей территории Осетии ушли в прошлое, однако в прошлые века они играли значительную роль в жизни осетин.

Кстати, именно левират позволил историкам строить предположения о родственности осетин и евреев, которые также придерживаются подобных обычаев. Вопрос этот спорный, однако традиция эта имела под собой вполне логичную основу.

Осетины в традиционной национальной одежде, начало XX века

Историк Ф. И. Леонтович так объяснял принципы левирата:

И. Бламберг в “Кавказской рукописи” отмечает:

Для многих европейцев осетины и сегодня остаются загадкой. Это неудивительно, ведь такой древний народ сумел сберечь многие аспекты своей богатой культуры. В наши дни осетины гармонично сочетают современные достижения и уважение к наследию предков. Потомки великих воинов гордятся своим уникальным краем, беречь который считают своим долгом.

Этногенез Осетинов

Впервые гипотеза иранского происхождения осетин была выдвинута Яном Потоцким в XVIII в. и развита в первой половине XIX века Юлиусом Клапротом и вскоре подтверждена языковыми исследованиями русского академика Андреаса Шёгрена.

1 из 2

Скифские находки на Кавказе 7-6 в д.н.э.

В далёком прошлом иранские племена заселяли Дон и Дунай, а страна, в которой они проживали, именовалась Скифией – по названию доминирующего там народа. Но потом на этой территории возобладали сарматы, и она стала называться Сарматией, писал во II веке до нашей эры Птолемей. Сарматия граничила с Хазарским каганатом, который воспринимал аланов как серьёзную угрозу, чем пользовалась Византия, стараясь ещё больше их рассорить.

Осетины — потомки аланов?

Основная теория этногенеза осетинского народа послужило объединение аланских племен с местным кавказским населением. Всвязи с этой гипотезой республика Осетия была переименована в Осетию-Аланию. Однако у этой теории есть и противники, которые считают, что связь с аланами недостаточно доказана.

1 из 2

Аланы вышли из среды пошедших на спад сарматов и часто отождествлялся с ними. Именно сарматы изобрели стремена, и как следствие – тяжелую кавалерию – катафрактов, ставших прототипами европейского рыцарства. Аланы же распространили эту культуру на огромные пространства.

Аланы прославились как великолепные конные наемники, которые повсюду входили в военную элиту. Действительно, аланы жили в Причерноморье в дальнейшем они прошли всю Европу, оставив анклав на территории Венгрии, Франции, Испании и даже дошли до Британских островов и Северной Африки, основав там государство в союзе с вандалами. В Европе сохранилось множество этнонимов, связанных с аланами и сохранилось даже имя — Алан, например Ален Делон.

Однако, более правильной считается теория иранского происхождения осетин, которую впервые выдвинул польский учёный Ян Потоцкий, а позднее подтвердили русские учёные. Согласно этой теории, осетины являются потомками иранского племени, которое в древности называли сарматами, а в Средние века – аланами.

При этом степень родства кавказских аланов и европейских до сих пор неясна.Согласно академику Клесову, это совершенно разные народы.

По основной версии, к началу XIII в. аланы находились с половцами в союзе. В 1222 г. на Северный Кавказ вторглись монголы. Аланы в союзе с половцами сразились с монголами, но ни одна сторона не одержала верха над другою, пока монголам не удалось договориться с половцами, и половцы ушли. Затем монголы разбили алан, а впоследствии — и половцев в союзе с русскими.

Аланское население сохранилось в горах, где оно смешалось с местными автохтонными племенами и передало им свой язык. В это же время, вероятно, оформилось деление осетинского народа на общества: Тагаурское, Куртатинское, Алагирское, Туалгом, Дигорское, Тырсыгомское, Кударское, Ксанское.

Присоединение Осетии к России в 1774 г.

В конце декабря 1751 г. состоялся официальный приём осетинского посольства Елизаветой Петровной. В соответствии с новыми соглашениями, достигнутыми после встречи с Елизаветой Петровной, предгорную равнину Центрального Кавказа, бассейны рек Ардон, Фиагдон и Терек российское правительство объявляло землями «вольными и свободными».

Присоединение Осетии к России в 1774 году, отвечало национальным интересам Осетии. Оно приближало решение таких важных вопросов, как переселение осетин с гор на предгорные равнины, обеспечение внешней безопасности и установление торговых отношений с Россией.

Вскоре на берегу Терека вырос город-крепость Владикавказ. В конце XVIII века от стен Владикавказа через Кавказский хребет прошла важная магистраль – Военно-Грузинская дорога, охрана которой была поручена отважным воинам – осетинам. Осетины участвовали во многих войнах России, в составе Терского казачьего войска было немало казаков-осетин.

Христианская церковь в Осетии

Экстремистская политика тбилисских властей поставила жителей Южной Осетии перед выбором – «быть или не быть», сохранить свое национальное лицо или раствориться в грузинском этносе. После длительной эскалации конфликта, приведшего к трагическим событиям августа 2008-го, осетины однозначно выбрали самобытность.

Национальный состав и происхождение названия

Осетины называли себя «асы»,а в грузинском языке это преобразовалось в «оси». Из грузинского языка этноним «осетины» перекочевал в другие языки.

Среди осетин выделяются несколько субэтносов:

Дигорцы

По одной из версий, название этого племени происходит от слова «сборище» на иронском диалекте. Согласно Васо Абаеву, этноним «дигорон» происходит от старого кавказского племенного названия. Он отождествлял корень «диг-» этнонима «дигорон» с «-дыг-» из самоназвания черкесов, «адыгэ».

1 из 3

Иронцы

По мнению одних учёных, слово «ирон» в переводе с древнего иранского означает «благородный», а другие считают, что название происходит от древнеиранского слова «uira» — человек, мужчина.

1 из 4

Иронцы, 19 в

Туальцы (Двалы).

Это слово либо образовано от имени древнего аланского князя, либо произведено от древнеиранского слова, означающего «набирать силу». Будучи первоначально автохтонным кавказским народом они были постепенно ассимилированы аланами и в дальнейшем — осетинами.

1 из 2

Туальцы

Кударцы

Вероятнее всего, что это самоназвание связано с Кударским ущельем в Южной Осетии.

Кударцы

Вплоть до XIX века осетины не имели единого названия. Восточные представители этого народа называли себя иронцами, южные – туальцами, западные – дигорцами, а северные – кударцами, хотя в то же время в Южной Осетии кударцами называли только выходцев из Кударского ущелья.

Семейные традиции

Кратко охарактеризовать осетинские семейные традиции можно как яркое воплощение всех национальных черт. В семейную обрядность входят свадебные, крестильные, погребальные и поминальные ритуалы.

Свадьба

Осетинской свадьбе предшествует период сватовства. Согласно обычаям, визиты сватов в дом невесты должны повториться три раза. Последний визит называется сговором. Если согласие получено, доверенные лица родителей жениха вручают семье невесты оговоренный выкуп (калым).

В день свадьбы в доме жениха собираются участники свадебного кортежа, который отправляется в дом невесты (обычно это свита из нескольких десятков человек). Невеста должна быть в платье, подаренном ей женихом. Осетинский свадебный наряд строгий, полностью закрывающий тело.

Торжество проходит одновременно в двух домах. Осетинские свадебные традиции требуют, чтобы жених и невеста до конца застолья не приближались друг к другу и не общались. Гражданская регистрация брака совершается в день свадьбы, но в некоторых случаях до или после нее.

Рождение детей

Если в осетинской семье рождается сын, первому сообщившему эту радостную весть преподносили подарок. Через несколько дней после рождения ребенка над ним совершается обряд укладывания в колыбель (авдаен). Смысл ритуала состоит в передаче новорожденного под опеку небесного святого Сафа ― покровителя семьи и детей. В наше время этот ритуал теряет актуальность.

Крещение новорожденного проводится согласно канонам православной церкви, и считается началом становления младенца на путь приближения к Богу. Обряд может быть выполнен в церкви или дома. Священник трижды окунает младенца в воду святой купели, произнося при этом установленные молитвословия.

Большое значение у осетинских семей придается выбору имени ребенка, обряд наречения именем служит отдельным праздничным ритуалом. Остальные обряды, которые проводятся в первые несколько месяцев после рождения ребенка, направлены на его ограждение от воздействия «злых сил».

Проводы в последний путь

Согласно общепринятым у кавказских народов правилам, усопшего надлежит омыть и обрядить в парадный костюм. У осетин считается, что чем больше слез пролито по покойнику, тем счастливее будет его пребывание на небесах. Поэтому часто проводить умершего в последний путь приглашают профессиональных плакальщиц, услуги которых очень дороги.

Похороны проводят в первые два дня после смерти. После предания покойного земле участники церемонии произносят над могилой короткие речи, а затем отправляются на поминальный обед. Блюда для него готовят соседи, так как в доме, где умер человек, до его погребения огонь разжигать нельзя. Поминальные трапезы раньше устраивали два дня после похорон, сегодня их проводят согласно христианским канонам: в день погребения, на третий, девятый и сороковой дни, а также на годовщину.

Семейные традиции осетин

Для каждого осетина семья является центром его собственного мира. Неудивительно, что семейные традиции у народа Осетии занимают значительное место в культуре. Как и прежде, современные осетины стараются всячески оберегать беременных женщин. 

Когда в доме появлялась будущая мама, все члены семьи старались облегчить ей жизнь, брали домашние хлопоты на себя. До начала прошлого века у осетин существовала интересная традиция. 

Осетинская свадьба

Согласно ей, своего первого ребёнка женщина должна была родить в родительском доме. Осетины верили, что так первенец получает надёжную защиту со стороны предков по материнской линии.

Когда в семье появлялся малыш, все туту же спешили с поздравлениями. Это касалось не только родственников, но и односельчан. С самого рождения определяется правильное воспитание ребёнка.  Мальчики должны расти будущими защитниками, сильными и решительными, девочки выступают в качестве будущих матерей и хранительниц домашнего уюта.

Особенное внимание уделялось четвёртым суткам со дня рождения ребёнка. Такой праздник считался женским торжеством

Родственницы матери малыша, её подруги собирались в доме, где пекли пироги, закалывали барашка. Осетины верят, что такой праздник помогает призвать добры силы на защиту малыша, которому уже пошёл пятый день от роду.

Осетины – щедрый гостеприимный народ

А вот на десятый день можно было подумать об имени для ребёнка. Вы думаете, наречение происходило вполне традиционно? А вот и нет. У осетин издавна существовал занимательный ритуал.  В указанный день мужчины семейства собирались в доме, где родился ребёнок. Все они участвовали в жеребьёвке. Начинал её самый старший из приглашённых. Тот, у кого последним оказался альчих, давал имя малышу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector