Как получить образование в японии: этапы, особенности, стоимость

Степени образования

Первые два года в университете студенты получают углубленные знания по общеобразовательным предметам: литературе, философии, истории, обществоведении и так далее. Также в этот период молодым людям предлагается посетить особые курсы для более близкого ознакомления с будущей специальностью.

Последующие два года учебы в вузе студенты изучают дисциплины, которые имеют прямое отношение к выбранной специализации.

После успешного окончания этого этапа выпускнику японского ВУЗа присваивается степень бакалавра:

  • если выпускник решил продолжить обучение и получить престижную степень магистра, то потребуется провести в ВУЗе еще два года для получения более глубоких знаний по специальности,
  • степень доктора наук можно получить, если успешно посещать занятия и сдавать необходимые экзамены еще три года.

Большая часть ВУЗов островного государства работает по семестровой системе. Для оценки полученных студентом знаний активно используется особая система зачетных баллов:

  1. Для получения диплома бакалавра молодым людям необходимо набрать от 125 до 150 баллов.
  2. Чтобы получить степень магистра необходимо успешно сдать экзамены, защитить диссертацию и набрать около 30 зачетных баллов.
  3. Для получения докторской степени нужно сдать все экзамены, защитить диссертацию, взяв за основу собственные идеи, наработки, исследования и набрать пятьдесят баллов.

Самыми популярными и лучшими вузами считаются университеты Токио, Киото, Васэда, Нихон, Кэйо. Выпускники этих заведений считаются элитой и работают в серьезных сферах экономики, дипломатии и политики страны. Поступить в такие учреждения очень сложно, необходимо тщательно подготовиться и обладать определенными рекомендациями. Диплом, полученный в каждом из этих вузов, гарантирует благополучное трудоустройство даже независимо от факультета, который закончил человек или оценок. Также лидирующие позиции в рейтинге высших учебных заведений Японии занимает Государственный Университет Йокогамы.

Дипломы небольших частных университетов практически не ценятся и играют небольшую роль при приеме на работу.

Стоимость обучения в Японии

Конкретную и фиксированную стоимость обучения в ВУЗах государства назвать нельзя. Сумма зависит от выбранного учреждения и специальности. В среднем в год студент отдает от 700 000 до 1 000 000 иен. Это не слишком много, если учитывать, что стоимость одного американского доллара на сегодняшний день составляет приблизительно 119 иен.

К стоимости обучения нужно добавить сопутствующие расходы на проживание:

  1. 50 000 – 60 0000 иен в год за проживание в общежитие;
  2. 100 000 – 120 000 иен в месяц за квартиру в столице страны.

Следует учесть расходы на питание, предметы первой необходимости и товары, которые нужны для обучения.

Читайте далее:

Не возвращайтесь назад на поезде

Если вы похожи на нас, вы будете счастливы, но полностью измотаны в конце дня. И если вы не забронировали место рядом с курортом на ночь, то вам нужно сесть на поезд, чтобы вернуться в отель.

Не делайте этого. Сделайте то, что мы обычно делаем – сядьте на автобус. Есть автобусы из Disneyland и DisneySea, которые ходят во все основные районы Токио. Поездка на автобусе стоит немного больше, чем на поезде, но это стоит того. Нет толпы поездов, трансферов и не нужно тащить все те сувениры, которые вы купили.

Вместо этого вы сможете отлично подремать в автобусе и пробудитесь в обновленном состоянии. Это не волшебный ковер-самолет, но вы хорошо отдохнете.

Высшее японское образование

В Японии насчитывается 600 университетов, большая половина из которых – частные. Поступление происходит в 2 этапа: написание общего теста и вступительные экзамены непосредственно в вузах. Обучение длится 4 года. Университеты в Японии имеют строгую иерархию, о самых престижных вузах речь пойдет позднее.

В университетах существует четкая граница между общенаучными и специальными предметами. Первые 2 года студент изучает первый тип дисциплин и при желании может изменить специализацию. Следующие 2 года он изучает дисциплины по выбранной им специализации.

Если студент желает продолжить обучение и соответствует всем требованиям, он может получить степень магистра (2 года обучения). Кроме обычных студентов, университет помещают по желанию «вольные слушатели», «переводные студенты» и «студенты-исследователи». Они могут посещать ряд дисциплин вместе с учащимися.

Высшее образование

Система высшего образования в Японии похожа на европейскую и американскую системы. После четырёх лет обучения студент получает степень бакалавра и может либо искать работу, либо продолжать научную деятельность.

Для тех, кто после средней школы пошёл в старшую, есть возможность перейти сразу на третий курс. Потому что на первых двух студенты, как правило, определяются с интересным направлением, а с третьего уже начинается специализация.

Высшее образование в Японии можно получить в частных и государственных вузах. Но все стремятся поступить в государственные. Для этого есть несколько причин:

  • считается, что там более качественное образование;
  • диплом даёт преимущество при устройстве на работу;
  • цена за обучение значительно ниже.

Для сравнения обучение на медицинском факультете в университете Токио обойдётся в 3,5 миллиона иен (1,3 миллиона рублей) за шесть лет учёбы. А обучение в частном университете по той же специальности — больше 30 миллионов иен (больше 21 миллиона рублей).

При этом поступить в государственный вуз очень сложно. Если для учёбы в частном университете достаточно показать результаты Центрального экзамена, сдать вступительные и стабильно платить раз в год прописанную сумму, то для государственного вуза помимо всего вышеперечисленного придётся написать мотивационное письмо и стать лучшим среди остальных абитуриентов, пройдя сумасшедший конкурс. 

Ещё один интересный факт: в университетах Японии также нет утверждённой программы. Студенты сами выбирают интересные для них предметы, но не более 25. Считается, что при большем количестве студент не в состоянии концентрироваться и качественно обучаться, а меньший список предметов не позволит набрать нужное количество кредитов для успешной учёбы.

Система оценок в японских университетах

Уровень образования в Японии очень высок, потому что университеты предъявляют к своим студентам высокие требования. Так, лучшие учреждения страны устанавливают для учащихся количество кредитов, которые они должны набрать за весь период обучения. Каждый предмет даёт два балла. Также на успеваемость влияет посещаемость, написание работ, результаты тестирования и экзамены.

Оценки выставляют по пятибалльной шкале:

  • высший балл — А;
  • средние баллы — B, C, D;
  • низший балл, при котором требуется пересдать предмет — F.

Экзамены в университетах проходят только письменно и по материалу всего курса. Поэтому готовиться и повторять материал нужно постоянно. При малейшем подозрении на списывание или плагиат, можно лишиться всех заработанных за год баллов и даже вылететь из университета.

К труду, как и к постоянному обучению, японцев также приучают с детства. Ни в школе, ни в университете нет уборщиков. Всю территорию ученики и студенты убирают сами.

Трудоустройство для студентов

Огромный плюс многих университетов страны Восходящего Солнца — учебное заведение на старших курсах само ищет рабочие места для своих студентов. От количества трудоустроенных зависит рейтинг вуза и дотации, на которые он может рассчитывать от государства.

Также многие компании выбирают самых перспективных студентов уже на первом курсе и помогают с оплатой учёбы, чтобы после получения диплома этот специалист пришёл на работу именно к ним.

Раньше японцы работали всю жизнь на одном месте. Потеря работы была страшной трагедией — ведь шанс найти новую близился к нулю. Но в современной Японии эта традиция постепенно уходит в прошлое, а люди при желании могут менять места и специализации.

Специальное образование по-японски

В Японии широко используется сеть специального образования, в том числе учреждения для детей с ограниченными возможностями. Список открывают так называемые школы мастерства — Дзюку. Современный прообраз древних Дзюку изменён кардинально, но принципы обучения остаются на высоком уровне. Созданные в XVII веке школы мастерства предназначались в основном для обучения искусству владения оружием (самурайским мечом). Чуть позже учителя Дзюку стали преподавать мастерство живописи и обучать каллиграфии.

Современная специальная подготовка Дзюку даёт значительно больше знаний и навыков ученикам по сравнению со стандартным школьным обучением. Поэтому в Японии этот уровень образования очень популярен, несмотря на существенные финансовые расходы (до 20 тыс. иен за месяц посещения), которые ложатся на родителей.

Согласно статистике, учащиеся примерно 15% младших, 50% средних и 99% старших школ дополнительно проходят уровень Дзюку. Каждый из тех, кто желает сдать экзамены в колледж, технический институт, университет, непременно обращается к Дзюку. Система специального образования Дзюку натаскивает будущих абитуриентов для прохождения экзамена вузов если не на 100%, то на 95% точно.

Образованием специального назначения обеспечивают японцев ПТУ из серии Senmon Gakko, Tanki Daigaku, младшие и технологические колледжи, смешанные школы. Эти виды учебных заведений готовят профессиональные кадры с последующей выдачей соответствующих технических лицензий и гуманитарных сертификатов. В основном все они представлены частными заведениями. Отсюда достаточно высокая стоимость обучения.

Образовательные специальные курсы колледжей, кроме всего прочего, помогают подготовиться к поступлению в японские университеты. Престиж этих учебных заведений, конечно же, несравним с японскими вузами. Однако колледжи пользуются огромной популярностью среди населения, так как дают возможность легко найти работу на рынке труда. Часть из них является дочерними структурами известных японских университетов.

Колледжи пользуются популярностью в Японии

Некоторые учебные заведения ПТО Японии:

  • Aichi Kiwami College of Nursing (Колледж медсестёр Aichi Kiwami),
  • Chukyo Junior College (Младший колледж Chukyo),
  • Fukuoka College of Health Sciences (Колледж медицинских наук Fukuoka),
  • Honan College (Колледж Хенань),
  • Iwaki Junior College (Младший колледж Iwaki).

Организация учебы

В отличие от российских школ, в Японии за каждым классом закрепляется свой кабинет (в России кабинет закрепляется за учителем). Поэтому не ученики, а учителя ходят между уроками из кабинета в кабинет. Кабинет, приписанный к классу, подписывается соответствующей табличкой.

Учителя для каждого класса и по каждому предмету свои, хотя в маленьких школах это может быть и не так. Часто в японских школах нет столовых и раздевалок, поэтому учащимся приходится обедать и вешать одежду в классах. По окончании уроков ученики сами полностью убирают школу и пришкольные территории. Уборщиц в японских школах нет.

Для школьников часто организуют совместные выезды на природу и экскурсии в древние японские города и храмы. Такие экскурсии обычно продолжаются до трех-четырех дней.

Для большинства средних и старших школ обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка и темные пиджак и брюки для мальчиков и белая рубашка и темные пиджак и юбка для девочек, или же сейлор фуку — «матросский костюм». Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.

История

За китайскими иероглифами последовали конфуцианство и буддизм. В период Нара (710 — 794) в 7-м веке первая государственная школа была создана по образцу Королевства Тан в Китае. Были приглашены китайские и корейские учителя, которые преподавали религию, право, историю, китайскую литературу, музыку, математику и медицину. Школа была очень элитной.

В период Хэйан (782 — 1184) аристократия создала несколько частных школ, которые были приравнены к государственным. К концу 12-го века класс рыцарей (самураев) взял на себя политическое руководство и стал лидером в области образования. В бурные времена вплоть до периода Токугава (1603 — 1868) около 1600 года в Киото и Камакуре были буддийские храмы, которые были центрами обучения. Нет конкретных цифр о доле японского населения, которая умела читать и писать в этот период, но есть согласие, что только в период Токугава образование стало доступным для более широких слоев населения.

Учебный год в Японии начинается в апреле.

В 16 веке иезуит Франсиско Ксавье основал миссию в Японии. Иезуиты были очень активными учителями, но были запрещены в 17 веке, когда Япония закрыла свои границы для внешнего мира. В иезуитских школах они преподавали астрономию, географию, медицину и искусство.

Учебный год состоит из трёх триместров, каждый из которых отделён небольшими каникулами — весной и зимой, и отдыхом продолжительностью в один месяц — летом.

В течение периода Токугава 18-го века, школы Terakoyas, частные учреждения, которые обучали детей, стали набирать простых людей, а не только детей элиты. Теракойя означает «храмовая школа», и школы были связаны с буддийскими храмами. Учение давалось монахами и воинами и происходило либо в буддийских храмах, либо в частных домах. Мальчики и девочки обучались индивидуально с 7 лет. Хотя конкретных цифр нет, считается, что около 50% мужчин и 20% женщин могли читать и считать к концу периода Токугава 19-го века.

После периода Токугава в 1868 году последовало восстановление Мэйдзи, и в этот период Япония работала над восстановлением общения с Западом и индустриализацией страны. В 1871 году делегация Ивакуры (которая среди прочего состояла из многих ведущих политических лидеров и олигархов Японии) отправилась в двухлетнее путешествие на Запад, чтобы приобрести новые знания, культуру, технологии и вооружение.

Самым молодым сотрудником делегации Ивакуры была Умеко Цуда, которая в возрасте 6 лет была с делегацией в США и Европе. Она решила остаться в Соединенных Штатах для получения образования и ​​не вернулась в Японию до совершеннолетия, где она основала школу для женщин, которая сегодня называется Университетом Цуда. Одна из целей делегации Ивакуры состояла в том, чтобы вернуть полученные знания в Японию, чтобы страна могла быть быстро модернизирована.

Именно во время Реставрации Мэйдзи в 1872 году было введено 4 года обязательного школьного образования, а также после периода Мэйдзи был введен предшественник школьной системы в Японии, какой мы ее знаем сегодня. Аринори Мори считается основателем этой школьной системы и стал первым министром образования Японии в 1880-х годах. В этом контексте следует упомянуть еще одного важного человека — Фукусава Ючи, которого отправили с первой делегацией после того, как страна открылась из изоляции в середине 1800-х годов. Фукусава был важным двигателем модернизации Японии. В 1870-х он опубликовал ряд текстов под названием «Gakumon no Susume — призыв к обучению». В этих текстах Фукузава акцентирует внимание на том, что хорошее образование было важно как для отдельных людей, так и для общества в целом. Школьная система состоит из:начальной школы (яп. 小学校 ), 6 летсредней школы (中学校), 3 годастаршей школы (高等学校), 3 года

Школьная система состоит из:начальной школы (яп. 小学校 ), 6 летсредней школы (中学校), 3 годастаршей школы (高等学校), 3 года

К второй мировой войне школьная система все больше характеризовалась национализмом и милитаризмом, и, конечно, школьные учебники были также окрашены идеологией, которая была центральной в то время в стране. С другой стороны, когда Япония поиграла во время Второй мировой войны, учебники были переписаны и национализм был удалён. Даже сегодня содержание школьных учебников является противоречивым, поскольку школьная система вновь стала централизованной, и школьные учебники должны быть утверждены государством, чтобы их можно было использовать в преподавании. В современных выпусках учебников была высказана критика по поводу того, что Япония движется в неправильном направлении и вновь прославляет историю, не давая конкретных и достаточно критических описаний того, что Япония сделала во время Второй мировой войны.

Стоимость обучения в Японии для граждан других государств

Стоимость получения образования в вузах Японии зависит от множества факторов. Дороже всего студентам обойдётся учёба в престижных частных университетах страны. В учебных заведениях этого типа размер ежегодной оплаты может достигать 5 млн йен (около 44 000 долларов) в год.

Государственные вузы намного дешевле. Так, год обучения на медицинском факультете Токийского университета обойдётся всего в 590 000 йен (5 200 долларов). Самые низкие цены в небольших провинциальных вузах. Но их выпускники часто испытывают сложности в поисках работы.

Перед тем как поступить в университет, большинство иностранцев посещает языковые школы. Цены на обучение в них колеблется от 400 000 до 950 000 йен (3 900–8 500 долларов) в год.

Стипендии для иностранцев

Для привлечения зарубежных студентов японское правительство разработало специальную стипендиальную программу MEXT. В её рамках иностранцы, обучающиеся в языковых школах и университетах Японии, получают ежемесячную денежную выплату в размере 117 000 йен (около 1 000 долларов). Студенту предоставляется оплаченный авиабилет от ближайшего к его месту жительства аэропорта до Токио или другого японского города. Стипендия назначается на 5 лет.

Частные организации также реализуют программы для иностранцев, проходящих обучение в вузах Японии. Например, Международный стипендиальный фонд Хоньо (Honjo International Scholarship Foundation) выплачивает студентам магистратуры и аспирантуры, прошедшим конкурсный отбор, ежемесячное пособие, размер которого составляет 150 000–200 000 йен (1 300–1 800 долларов).

Специальная стипендия выплачивается иностранцам, поступившим в Университет Нагойя. При её назначении учитываются академические успехи студента, его внеурочная деятельность и материальное положение. Эта стипендия полностью покрывает оплату обучения в бакалавриате университета. Кроме того, студент получает денежную помощь в размере 500 000 йен (около 4 500 долларов).

Университет Нагойя не входит в число самых престижных в Японии, но охотно даёт стипендии иностранным студентам

Программы стажировки

В Японии существует множество программ стажировки, участниками которых могут стать студенты вузов России и стран СНГ. Самой известной из них является программа по изучению японского языка и культуры. Пройти её могут студенты вузов РФ, Армении и Туркменистана, обучающиеся на факультетах японоведения. Цель стажировки — совершенствование знания японского языка. В её рамках студент проходит десятимесячное обучение в лучших вузах Японии. Отбор участников программы включает в себя:

  • конкурс анкет;
  • экзамен по японскому языку;
  • собеседование.

Аспиранты российских вузов, изучающие гуманитарные или общественные науки, могут принять участие в программе изучения японского языка в Международном центре города Кансай. Она представляет собой четырёхмесячные бесплатные курсы. Принимающая сторона обеспечивает проживание и питание студентов. Заявления на участие в этой программе подают в дипломатические представительства Японии.

С 2005 года стажировку в Японии проходят участники Президентской программы подготовки управленческих кадров. Она занимает не менее 8 дней и включает в себя цикл лекций, практических занятий и посещение предприятия. Питание и проживание оплачивается японской стороной. Заявки принимаются Японским центром по развитию торгово-экономических связей.

Российские и японские студенты могут стать участниками программы обмена, если между вузами заключён соответствующий договор

Система школьного образования в Японии

Как получают образование в Японии? Если российская система образования предполагает 9 или 11 лет непрерывного обучения, в Японии всё несколько иначе. Каждому ребёнку с детства внушают, что нужно хорошо учиться. В противном случае он не сможет найти приличную работу и устроиться в жизни.

Школьное образование в стране Восходящего Солнца включает три этапа:

  1. Начальная школа.
  2. Средняя школа.
  3. Старшая школа.

Специфика обязательного школьного образования в Японии заключается в том, что оно длится только девять лет: шесть лет в начальной школе и три года в средней. Старшая школа считается необязательной, однако 96% всех школьников её оканчивают.

Начальная школа в Японии

Начальная школа в Японии считается одним из самых сложных периодов в жизни. Это связано с большой нагрузкой, которая ложится на детей во время обучения.

Чтобы поступить в начальную школу, дети должны знать технику чтения хироганы и катаканы, а также владеть основами арифметики. В школе детей обучают японскому языку, каллиграфии, математике, общественным и естественно-научным дисциплинам, дают уроки музыки, рисования, домашнего хозяйства, физической культуре.

Особенность начальной школы — в ней не задают домашние задания. Они появляются только в средней и старшей школах и почти сразу становятся очень объёмными.

В конце начальной школы ученики сдают экзамен на знание 1006 иероглифов. Это значит, что нужно знать больше половины символов системы кандзи (всего их 1945).

В Японии используют сразу три японские азбуки: хирогану — слоговую систему для обозначения традиционных понятий и предлогов, катакану — для заимствованных слов, и кандзи — иероглифическую систему.

Средняя школа

После экзаменов в начальной школе, ученики переходят в среднюю. Здесь добавляются английский язык и предметы по выбору.

В системе начального и среднего образования в Японии нет единой утверждённой Министерством образования программы. Каждая школа определяет свой набор учебников для изучения.

Репетиторские школы

Со средней школы в расписании у детей часто появляются занятия в дополнительных школах мастерства Дзюку. Это особенность образовательной системы Японии, нигде в мире такого больше нет. В них дети занимаются с репетиторами, делают бесконечное количество тестов и упражнений. Считается, что без учёбы в Дзюку шансы поступить в престижный университет малы.

Репетиторские школы — совсем недешёвое удовольствие. Ежегодно их доход составляет более триллиона иен.

Неудивительно, что школьники считаются самыми занятыми людьми в Японии. В средней школе они первую половину дня проводят в классе, потом идут на кружки, потом в Дзюку, а ещё нужно успеть выполнить все домашние задания!

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Старшая школа

Образовательная система в Японии даёт возможность ученикам после средней продолжить обучение в старшей школе. Здесь школьники активно готовятся к поступлению и более глубоко осваивают специализацию. Их можно условно сравнить с нашими техникумами и колледжами.

Сколько стоит обучение в школе в Японии

Обучение в японской школе — недешёвое удовольствие. В год родители школьников отдают примерно 415 000 иен (298 000 рублей). Всё зависит от престижности учебного заведения. В частных сумма будет выше, чем в государственных. Плюс дополнительно оплачивается обучение в репетиторских школах Дзюка.

Урок в японской школе

Университеты Японии

Среди японских университетов также существует своя иерархия.

На высшей ступени престижа и популярности стоят несколько частных японских вузов.

Таковых немного, и к их числу относятся, например, такие университеты, как Нихон, Васэда или Университет Хоккайдо Токай.

Выпускники этих вузов составляют элиту экономики и политики страны.

Поступить в эти университеты без серьёзной подготовки и специальных рекомендаций практически невозможно.

Диплом любого из этих вузов даёт полную гарантию успешного трудоустройства независимо от оценок и иногда даже специальности.

Ступенью ниже располагаются несколько государственных университетов, занимающих высшие строчки в рейтингах вузов Японии. К ним относятся, например, Гос. Университет Иокогамы или Токийский технологический институт. Плата за учёбу в этих вузах меньше, но конкурс очень большой.

Дальше идут остальные университеты, которые учреждены местными префектурами.

Плата за обучение здесь небольшая и конкурс довольно умеренный.

Самыми “непрестижными” считаются небольшие частные университеты.

Их отличает высокая плата за обучение и диплом, который невысоко котируется при приёме на работу.

Японская система образования является одной из самых грамотно выстроенных и эффективных в Азии и во всём мире, и именно она обеспечивает высокий уровень жизни и экономический рост в стране.

Вот несколько интересных фактов о японских школах:

  • Почти все неполные средние школы требуют, чтобы их ученики носили школьную форму (сэйфуку) .
  • В государственных начальных и средних школах обед (кюушоку) предоставляется по стандартному меню, и его едят в классе. Таким образом, ученики и учителя смогут наладить лучшие отношения во время совместной трапезы.
  • Студенты (японские школьники) не пропускают занятия и не опаздывают в школу.
  • Студенты в Японии имеют сильное чувство принадлежности к школе, они не чувствуют себя чужаками и не чувствуют себя обделенными.
  • Школьники действительно чувствуют себя счастливыми в школе (85 процентов из них).
  • Около 91 процента японских студентов сообщили, что они никогда (или только в некоторых классах) не игнорировали лекции учителя.
  • Их учителям никогда (или только на некоторых уроках) не  приходится долго ждать, пока ученики успокоятся.
  • Студенты проводят в среднем 235 минут в неделю на обычных уроках математики (в среднем в других странах — 218), но они тратят меньше времени на языковые и научные классы — 205 и 165 в неделю соответственно (в других странах в среднем 165 295 минут в неделю).
  • Высокий процент японских студентов посещают внеклассные семинары, на которых они могут научиться большему, чем в обычных школьных классах, а некоторые проводят эти семинары дома или в другом месте.
  • Дошкольное образование имеет для Японии огромное значение. Исследования показывают, что учащиеся дошкольного образования, как правило, лучше учатся в возрасте 15 лет, чем те, кто этого не делал. Поэтому неудивительно, что 99 процентов японских детей посещают какое-либо дошкольное образование.
  • Студенты также изучают традиционные японские искусства, такие как сёдо (каллиграфия) и хайку.
  • За исключением младших классов начальной школы, средний школьный день в будние дни длится 6 часов, что делает его одним из самых продолжительных школьных дней в мире. 
  •  Каникулы длится 6 недель летом, и около 2 недель зимой и весной. Во время этих каникул дети выполняют домашнюю работу.
  • Количество учеников в одном классе обычно не превышает 40. Однако в прошлом это число было намного выше, превышая 50 учеников в классе.
  • Период гимукёйку (обязательное образование) составляет 9 лет: 6 лет в сюгаккоу (начальная школа) и 3 года в чугаккоу (неполная средняя школа). Несмотря на то, что средняя школа (koukou) не является обязательной, набор в среднюю школу по-прежнему довольно высок: более 96% по стране и почти 100% в городах.

Просмотры: 1 186

Основные проблемы японского высшего образования

Нельзя отрицать, что Японии удалось в короткие сроки добиться широкого распространения высшего образования, предоставив молодёжи богатый выбор в продолжении обучения. Однако по причине того, что высшее образование распространялось через частные университеты, способность отдельного студента продолжать обучение в вузе стала напрямую зависеть от финансового положения семьи. Плата за обучение продолжала расти, правительственные стипендии оказались недостаточны, и в итоге облегчить экономическое бремя студентов государству не удалось. Как результат, хотя количество мест в высших учебных заведениях и увеличилось, неравенство при получении послешкольного образования остаётся.

Другая серьёзная проблема – это снижение качества образования, которое последовало за увеличением количества вузов. Это явление также проистекает из отношения к высшему образованию как к личной выгоде и повсеместной его приватизации, что только усугубило ситуацию. Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее.

Во-первых, для частных вузов характерна слабая финансовая база и, соответственно, высокая зависимость от платы за обучение. При таких условиях, даже если университет решит поддерживать качество образования на высоком уровне, исключить неуспевающего студента будет непросто. К тому же, чтобы сэкономить на зарплате преподавателей, многие лекции проводятся в больших аудиториях. А при большом количестве студентов преподаватель физически не в состоянии осуществлять персональное руководство и следить за успехами учащихся. В довершение всего, большинство занятий не предполагает предварительной подготовки (домашнего чтения материалов лекции). По результатам исследования, проведенного частной образовательной организацией Bennesse Corp., 73% японских студентов отводят менее 3-х часов в неделю на подготовку к лекции, повторение пройденного и выполнение домашнего задания. 20% не открывают конспекты вне занятий вообще. Что касается самостоятельного обучения, то дополнительно занимается до 3-х часов в неделю 81% студентов вузов, а 32% не изучают ничего помимо предметов из расписания. Таким образом, японский университет стал местом, где знания получают исключительно во время лекций.

Более того, многие вузы фактически дают студентам лишь три года обучения вместо положенных четырех. Это происходит потому, что со второго семестра третьего курса большинство студентов озабочены поисками работы и им становится не до учёбы, на лекции времени не хватает. Частным университетам остаётся только терпеливо приспосабливаться к сложившейся ситуации. Ведь репутация университета складывается из числа его выпускников, сумевших устроиться на работу. Итак, чтобы поддержать количество абитуриентов на определённом уровне, частным университетам приходится не только не препятствовать студентам в поисках работы, но и всячески поощрять их. Также по ранее обозначенной причине вузам сложно ввести строгую систему оценивания, потому что тогда им придётся исключать студентов с неудовлетворительными отметками, а это невыгодно.

Почему же поиски работы должны непременно происходить за счёт времени, отведенного на получение образования? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к истории и посмотреть, как складывалось отношение к высшему образованию в Японии. И тогда станет понятно, что же это за патология современного японского общества под названием «японский синдром».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector