Пешеходная экскурсия в новодевичий монастырь
Содержание:
- Иконы Новодевичьего монастыря
- Колокольня
- Архитектура монастыря
- История обители
- Как добраться
- Архитектурные особенности Новодевичьего монастыря, его основные сооружения
- Некоторые факты о Новодевичьем монастыре
- Маршруты для туристов
- Как добраться
- История
- Экскурсия в Смоленский собор
- Происхождение монастыря
- О царице Софье
- История монастыря
Иконы Новодевичьего монастыря
В Новодевичьем монастыре хранятся знаменитые православные святыни: ковчеги с частицами мощей разных святых, частица мощей и икона святого Николая, множество древних икон XV–XVII веков.
В Успенском храме Новодевичьего монастыря хранится Иверская икона Божьей матери — точный список с афонского образа. По легенде, сама Богородица явилась монахам, которые задержались на переправе через Дунай, и поспособствовала их дальнейшему пути в Россию. Иверская икона прибыла в Москву 26 октября 1648 года, в честь этого события установлено ежегодное празднование.
Царевна Софья Алексеевна приняла монашество в Новодевичьем монастыре и перевезла сюда Иверскую икону, которой владела по праву наследования. Эту икону лишь однажды вывозили за пределы Москвы — в 1812 году во время Отечественной войны. Ныне Иверская икона Богоматери постоянно пребывает в Успенском соборе Новодевичьего монастыря и является чудодейственной для верующих, избавляя от недугов, скорбей и печалей.
Еще одна чудотворная икона, хранящаяся в Новодевичьем монастыре, — Смоленская Богородица, названная в честь города, где она пребывала много веков. В XIII веке во время татаро-монгольского нашествия Смоленская икона Божьей Матери помогла горожанам Смоленска выстоять в битве с захватчиками. Эта икона привозилась в Москву, где великий князь Василий III основал Новодевичий монастырь на том месте, где москвичи провожали икону обратно в Смоленск, оставив в столице копию.
Сергей Архипкин
Колокольня
Авторство проекта колокольни Новодевичьего монастыря приписывают крепостному зодчему Якову Бухвостову. Скорее всего, правительница Софья в опекаемой ею обители хотела видеть колокольню по образцу кремлевского Ивана Великого. Но она превзошла ожидания. Пять последовательно уменьшающихся восьмериков необыкновенно выверенных пропорций, изысканно украшенных белокаменной резьбой, гармонично перекликаются с другими строениями монастыря. Великие архитекторы Баженов и Бове считали колокольню Новодевичьего самой красивой и гармоничной в России.
Старинная московская улица Пречистенка получила свое название по указу царя в 1658 году в честь иконы Пречистой Девы, с которой шли из Кремля в Новодевичий монастырь.
Архитектура монастыря
Монастырские корпуса образуют крестообразный многоугольник, на внутренних углах которого – 4 церкви с изящными главками. В центре монастырского двора – 92-метровая громада бело-голубого Воскресенского собора с колоннами по углам и массивной луковичной главой.
Колонны, объединенные по две, поддерживают декоративные аркады, украшающие фасад. На удлиненных барабанах – 5 затейливых куполов в форме луковички, покрытых золотистыми чешуйками. Главный вход венчает высокий арочный портал. По сторонам собора – двухэтажные здания келий, отделенные зеленью деревьев. Арочные окна келий собраны в группы по три с центральным «глухим», декоративным окном.
Обширный и светлый собор поражает благолепием, благодатью и торжественностью. На фоне голубых стен – белокаменная лепка, украшенная позолотой. Собор и здания келий охватили невысокой ажурной каменной оградой со стройными башенками по углам, въезды отметили портиками. Растрелли создал монументальный и одновременно легкий, воздушный и изящный собор. Фасад нижней части собора напоминает больше дворец, нежели храм.
Огромный церковный зал под руководством архитектора Василия Стасова отделали под мрамор. В центре – полукруглый иконостас в 5 ярусов. Стены и свод, отделанные белым мрамором, украшены лепниной, образа расписаны монахинями и живописцами монастыря. Солея отделялась от храма балюстрадой из граненого хрусталя. Амвон и ступени к нему – из уральского мрамора.
Справа от престола – царское место, слева – кафедра для чтения проповедей, украшенная тончайшей резьбой. В храме хранятся иконы Воскресение Христово с частицами Гроба Господня и Введение во храм Пресвятой Богородицы родовая икона Ушаковых (Казанской Богородицы), Образ Нерукотворного Спаса, принадлежащий Ивану Грозному, дарохранительница, сделанная из 5 пудов серебра по рисунку архитектора Тона. Собор вмещал 6000 человек.
История обители
Инициатором создания Новодевичьего монастыря была императрица Елизавета I, которая в 1748 г. пожертвовала Смольный дворец для обустройства женской лавры. Однако из-за Семилетней войны пришлось отложить заселение – первые пять сестер заняли бывшую царскую резиденцию только в 1764 г. С приходом к власти Екатерины II насельниц стали выселять, а за стенами пустыни организовали институт для благородных девиц. Таким образом, к 1822 г. обитель полностью расформировали.
Лавра получила шанс на возрождение только при Николае I. Благодаря его дочери, княгине Ольге, Священный синод принял положительное решение по вопросу реорганизации обители. Так в Санкт-Петербурге появился первый женский монастырь. Изначально он должен был располагаться на Васильевском острове, однако сестры выбрали здание, стоящее в самом центре Северной столицы – бывшую Униатскую коллегию.
Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге
Начало строительства
Когда с бюрократическими процедурами было покончено, первым возвели Казанский собор Пресвятой Богородицы, который освятили в 1849 г. Тогда же заложили фундамент Воскресенского храма, строящегося по проекту архитектора Николая Ефимовича Ефимова. Все расходы на себя взяла царская семья, а также купцы Громовы.
Монахини заселились в пустынь только к 1854 г., когда территория обители стремительно расширялась. К концу XIX столетия за монастырскими стенами уже было несколько храмов, трапезная, мастерские. Велось активно хозяйство – на территории занимались животноводством, пчеловодством, разводили птицу, выращивали фрукты и овощи. Вскоре открыли детский приют, а чуть позже – воскресную школу.
Советское время
Упадок Воскресенского монастыря начался со свержения царского режима. С приходом большевиков пустынь закрыли, а все церковные реликвии изъяли. Какое-то время монахини еще пытались остаться за родными стенами, однако после судебного процесса все 126 насельниц были отправлены в Башкирию.
К концу 30-х годов ХХ столетия практически все монастырские постройки были полностью или частично разрушены. Церкви лишили позолоченных куполов, звонницу сровняли с землей, а монашеские кельи подвергли жесткой перепланировке. В 1935 г. на территории уже бывшей женской обители открыли НИИ электромашиностроения.
История начала строительства обители
Современное состояние
Вторую жизнь Новодевичий монастырь получил только после передачи собора Казанской Божьей Матери под управление РПЦ. Случилось это в 1989 г., а спустя шесть лет пустынь официально получила обратно свой юридический статус.
Несмотря на то что научно-исследовательский институт продолжал свою деятельность, начались активные реставрационные работы. Были восстановлены монашеские кельи, библиотека, трапезная и мастерские. В 2001 г. женской лавре вернули воскресную школу, а также все изъятые советской властью реликвии.
На сегодняшний день полностью отреставрирована только Афонская церковь, где регулярно проходят богослужения.
Как добраться
Проще всего воспользоваться услугами Московского метрополитена. Как доехать на метро до Новодевичьего монастыря? Очень просто! Ближайшая станция метро – «Спортивная», правда, от нее еще придется пройти пешком порядка 5-7 минут неспешным шагом, но это не проблема даже для самого неподготовленного к пешим прогулкам туриста.
- От метро «Спортивная» до монастыря курсируют автобусы №№ 64 и 132. Если же вы предпочитаете передвигаться на троллейбусе, вам подходят №№ 5 и 15.
- А как доехать до Новодевичьего монастыря на личном транспорте? Если вы передвигаетесь на автомобиле, то следуйте по Третьему транспортном кольцу до Лужнецкого проезда, далее сверните на него, и через 500 метров окажетесь на площади Новодевичьего монастыря. Из крайних точек Москвы до монастыря добираться чуть больше часа (в случае, если дорога не перегружена пробками).
Основным, доступным и быстрым способом передвижения в Москве является метро. Схема метрополитена простая, она есть в каждом вагоне метро. Для удобства желательно иметь ее в распечатанном виде, чтобы избежать затруднений, как доехать на метро в Новодевичий монастырь.
Если ваше мобильное устройство имеет выход в интернет, карта гугл поисковика покажет с высокой точностью, где вы находитесь и оптимальный маршрут проезда по нужному адресу. Поезжайте на Метро до станции «Спортивная», так вы доберетесь до монастыря быстрее всего. От нее по указателям за 5-10 минут можно дойти пешком. Или подъехать на автобусе маршрутом № 64, 132, а также на троллейбусе — № 5 или 15.
Новодевичий монастырь: посещение
Архитектурные особенности Новодевичьего монастыря, его основные сооружения
Весь монастырский комплекс представлен 14 зданиями, 8 из которых являются храмами, а остальные 6 – жилыми и хозяйственными постройками. Его стены и башни изначально были деревянными, но при Софье их укрепили и расширили. На сегодняшний день их общая протяженность составляет 870 м.
Собор Смоленской иконы Божией Матери
Высота конструкций варьируется в пределах 7 – 11 м, значение толщины достигает 5 м. В совокупности их форма напоминает неправильный пятиугольник, окружающий подворье в 5 га. По периметру стен проходят 12 башен, привлекательных богатыми навершиями. Четыре угловые круглые башни называются Чеботарная, Напрудная, Сетуньская и Никольская, и к ним пристроены стрелецкие караульни. Башни Швальная, Лопухинская, Предтеченская, Царицынская, Покровская, Саввинская, Затрапезная, Иоасафовская имеют форму четырехугольника.
Самой древней постройкой из камня на территории монастыря является Смоленский собор. Шестистолпный храм, окруженный с трех сторон широкой галереей, стоит на высокой подклети. В первые годы после его строительства на галерее находились 4 придельные церкви. Сегодня из них остались только 2 – это церковь святой мученицы Софии и церковь святых апостолов Прохора и Никанора.
Караульня у Напрудной башни
Церковь святого Амвросия Медиоланского является вторым по значимости комплексом обители. Святыня дополнена трапезной и палатами, в которых проживала царица Ирина. Во 2-й половине XVI столетия постройка представляла собой отдельную усадьбу, хозяйками которой были княгиня Ульяна Удельная и царица Ирина Годунова (обе известны в монашестве под именем Александра). В результате сильного пожара, вспыхнувшего на подворье в 1796 г., здание этой церкви сильно пострадало и утратило первоначальный вид.
Трапезная палата – обширное бесстолпное сооружение площадью 323 кв. м, стоит на высокой подклети. С востока к нему примыкает четверик Успенской церкви. На втором ее этаже расположен придел, обустроенный в честь Сошествия Святого Духа. В нем хранится древний иконостас. Украшением и вершиной храма служило изящное пятиглавие, но оно пострадало во время пожара 1796 г. Древнее здание окружала открытая белокаменная галерея, однако из-за ветхости в начале XIX века ее пришлось разобрать. Благодаря ряду восстановительных работ, проведенных по проекту Казакова, здание Успенской церкви приобрело свой нынешний вид.
Слева направо: Никольская башня, Царицынская башня
Надвратная Покровская церковь стоит над южными вратами обители. Ее оригинальный облик обусловлен использованием в строительстве приема, характерного для украинского зодчества. Так, 3 ярусные главы выставлены в один ряд над притвором храма, его трапезной и алтарем. В боковых главах оборудованы звонницы. Мариинские палаты – жилище царевны Марии Алексеевны, примыкают к Покровской церкви с востока.
Преображенская церковь возведена над северными, или святыми воротами. Ее еще называют визитной карточкой всей Новодевичьей обители, ведь при взгляде на нее кажется, будто она парит над всеми сооружениями. Окна на высоком четверике церкви идут в 3 ряда, сам же четверик опоясан крупными белокаменными раковинами и гранеными барабанами с главками. С западной части двора к церкви примыкают Лопухинские палаты. Изначально они предназначались для проживания царевны Екатерины Алексеевны, но впоследствии стали покоями первой жены Петра I, царицы и инокини Лопухиной Евдокии Федоровны.
Церковь Спаса Преображения
Главной достопримечательностью Преображенской церкви является резной иконостас, изготовленный Карпом Золотаревым. Все иконы в нем отличаются уникальностью письма и тонкостью исполнения. Среди них находятся удивительные и ценные экземпляры, отражающие идеи царевны Софьи.
Монастырская колокольня строилась в последние годы правления Софьи (1687 – 1689 гг.). Ее 72-метровая конструкция представлена 6 ярусами восьмериков, окруженных роскошными галереями с балюстрадами из белого камня. На 3-м и 5-м ярусах располагаются звонницы. Первый ярус занимала церковь, построенная в память о преподобных Варлааме и Иоасафе, царевиче Индийском. У подножия колокольни располагались покои Евдокии Алексеевны Милославской, которые соединялись с обозначенной церковью.
Колокольня
Сегодня Новодевичий монастырь остается одним из наиболее посещаемых туристических объектов Москвы и с каждым годом привлекает все большее количество паломников. Главным праздником для насельников обители является день Смоленской иконы Богоматери.
Некоторые факты о Новодевичьем монастыре
Белокаменного красавца окружает массивная неприступная стена, которая соединяет 12 высоких, декоративно украшенных, башен.
Основан
К середине XVI века столетняя тяжба между русскими и литовцами за Смоленские земли закончилась, и территория присоединилась к нам. Именно это событие увековечил сын Иоанна Грозного Василий III, приказав заложить фундамент будущего чуда архитектуры — Новодевичьего монастыря.
Посвящен
Посвящен Новодевичий монастырь Пресвятой Богородице-Путеводительнице, а древний образ Богоматери был создан самим евангелистом Лукой.
Перед тем, как икона оказалась в Новодевичьем, она проделала долгий витиеватый путь. Как результат, изображение Богородицы-Путеводительницы стал святыней для русских властителей и символом близости династий. А еще легенда гласит, что икона спасла Смоленск от войск Батыя.
Почему так назван
На момент начала строительства комплекса уже существовали Стародевичий и Вознесенский монастыри. Естественным было в названии применить слово «Новый».
Маршруты для туристов
Для гостей города наиболее актуальны маршруты, связанные с железнодорожным и авиасообщением. Здесь тоже есть масса способов добраться в монастырь:
- От станции «Павелецкая», куда прибывают аэроэкспрессы из Домодедово, путь до «Спортивной» занимает 20 минут.
- Столько же времени потребуется на дорогу от «Комсомольской», с Ярославского, Ленинградского или Казанского вокзала.
- Поезда из Шереметьево приходят на «Белорусскую». Отсюда придется ехать с пересадками тоже 20 минут.
- От места прибытия аэроэкспрессов из «Внуково» – станции «Киевская» – ехать всего 12-15 минут.
На станции «Спортивная» нужно выйти из метро в сторону Малой Пироговской и улицы Усачева. Удобнее ехать в последнем вагоне от центра. Выйдя на улицу, нужно повернуть направо, двигаться по улице 10-летия Октября, не сворачивая. Примерно через 500 метров покажется сквер Девичьего поля. Остается перейти Большую Пироговскую, и Северные ворота монастыря окажутся слева.
Как добраться
Новодевичий монастырь находится в центре транспортной развязки. До места проведения экскурсий курсирует общественный транспорт:
- метро до станции «Воробьевых гор», «Смоленской», «Спортивной»;
- автобусы от «Воробьевых гор» до остановки «Новодевичьего монастыря» 64, 255, М3, С12;
- автобусы 64, С12 от станции «Смоленской»;
- автобусы 64, 255, М3, С12 от станции «Спортивной»;
- маршрутки 156м, 415м от остановки «Улица десятилетия Октября».
Также жители и гости города, желающие посетить экскурсию по Новодевичьему монастырю, легко доберутся собственным транспортом или воспользуются службой такси.
История
Московский Новодевичий монастырь был основан в 1524 году великим князем Василием Ш в память о возвращении города Смоленска из-под власти Литовского княжества (1514), события которым завершалось формирование единого и независимого Российского Государства. Монастырь и его главный храм посвятили главной святыне города Смоленска — иконе Пречистой Богородицы «Одигитрии».
С момента основания и до XVIII века русские цари оказывали монастырю всевозможную материальную и правовую поддержку. Монахинями этой обители были родственницы царей – Ивана Грозного, Бориса Годунова, Петра I, а также представительницы знатных княжеских и боярских фамилий: Воротынских, Кубенских, Хитрово. Получая богатые пожалования землёй, деньгами и ценностями, Новодевичий монастырь в конце XVII века считался вторым по богатству женским монастырём России.
Расположение в пригороде Москвы, у начала Смоленской дороги, определило и стратегическое значение Новодевичьего монастыря. До середины XVII века он входил в единую систему обороны столицы, защищая юго-западные подступы к городу и две речные переправы. Монастырская крепость участвовала в отражении набегов крымских татар в 1571 и 1591 годах. 1612 г. под стенами монастыря произошло решающее сражение за освобождение Москвы от польских интервентов.
Новодевичьему монастырю довелось быть свидетелем многих исторических событий. Вторая половина XVII века и особенно время правления царевны Софьи Алексеевны (1682 – 1689) стали для монастыря временем наивысшего расцвета. Монастырь становится летней загородной резиденцией правительницы. В это время окончательно сформировался его архитектурный ансамбль, который полностью сохранился до нашего времени. Участие царевны Софьи в борьбе за царский престол привело к тому, что Новодевичий монастырь стал местом ее ссылки. После стрелецкого заговора 1698 г. Софья Алексеевна была пострижена здесь в монашество. Она скончалась в монастыре в 1704 году.
С начала XVIII в. Новодевичий монастырь теряет статус «придворной обители». А после 1764 г. Новодевичий монастырь, как и все прочие русские обители, лишаются своих земельных владений. После Екатерининских реформ он был причислен к I-му классу с соответствующим денежным содержанием от государственной казны. Во время Отечественной войны в сентябре — октябре 1812 года, французским гарнизоном занят монастырь, а по выходе неприятеля спасен от взрыва и пожара решительными действиями оставшихся сестер во главе с казначеей мон. Саррой (Николаевной). Вплоть до ХХ в. продолжала свою работу золотошвейная мастерская, основанная царицей Ириной Федоровной Годуновой, вдовой царя Федора Иоанновича, ещё в конце XVI века.
В ХIХ веке происходит процесс осознания культурной и исторической значимости Новодевичьего монастыря: его архитектурного ансамбля, древних икон и фресок. С 1898 г. начинаются планомерные реставрационные работы. После революции 1917 года жизнь Новодевичьего монастыря резко меняется. В 1922 г. монастырь становится музеем и переходит в государственную собственность. Монашеская жизнь в древней обители прерывается на 72 года.
В 1928 г. прекратились богослужения в Успенской церкви. В 1929 г. была проведена «расчистка» кладбища на монастырской территории, в результате которой из 2811 уникальных надгробий уцелело около 100. После Великой Отечественной воны, церковная жизнь постепенно возвращается в древнюю обитель: в 1944 г. по благословению патриарха Алексея I открыт Православный Богословский институт, в конце 1945 года начинаются богослужения в Успенской церкви, в 1948 году проходят торжества по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. С 1964 года Успенская церковь является кафедральным собором митрополитов Крутицкий и Коломенских, а Лопухинские палаты — их резиденцией.
К 1980 году Государственный Исторический музей завершает масштабную реставрацию архитектурных и художественных памятников Новодевичьего монастыря. Обитель становится популярным туристическим объектом.
Осенью 1994 г. в Новодевичьем монастыре была восстановлена монашеская жизнь, молитва и служение. В 2010 году решением правительства ансамбль Новодевичьего монастыря был возвращен Русской Православной Церкви.
Экскурсия в Смоленский собор
Главные храмы Новодевичьей обители образуют правильный, обращенный к востоку крест. В центре находится Смоленский собор — главный храм монастыря, возводившийся по обету князя Василия III в память возвращения Смоленска в состав Руси (1514). Собор посвящен Богоматери Одигитрии (переводится с греческого языка как «путеводительница»). Имя архитектора точно не установлено. Историки предполагают, построить итальянский архитектор Алевиз Фрязин по образцу Успенского собора Московского Кремля.
Здание встречает участников экскурсии монолитными стенами с арочными проемами. Фасады лишены украшения. Трехчастная аспида опоясана тонким арочным ободком. Своды оперты на крестчатых столпах (новшество пришло из Италии). Главы собора сдвинуты на восток, в сторону алтаря. Отдельная часть здания оказывается не под куполом, а вынесенным вперед. Замысел древних зодчих хорошо прослеживается при экскурсиях в ясную погоду. Направленный сверху поток света льется сквозь щелевидные окна на алтарь.
Собор окружает с трех сторон закрытая белокаменная галерея с арками (часть проемов заложена). В 17 веке с севера и юга галерею дополнили двумя высокими крыльцами со ступенями, направляющими заказчиков экскурсий к входу в собор. На галерее были возведены 4 придельные церкви (сохранились две) и малый престол в диаконнике собора. Высота главного Новодевичьего собора 42 м.
Исторический памятник сохранил настенную фресковую роспись XVI –XVII веков. Одновременно формировался облик пятиярусного иконостаса в резных золоченых рамах, выполненных императорскими мастерами Оружейной палаты в Москве. Зимой собор закрыт для экскурсий. Мера позволяет продлить жизнь уникальным фрескам, сохранившимся на стенах Новодевичьего храма.
Внутренние стены поражают обилием росписей. В ходе экскурсии многие прихожане о, «Объединения русских земель под началом Москвы». Тему победы представляют образы Богоматери Одигитрии, покровительницы Смоленска. Изображение размещено над иконостасом. На склонах алтарной арки — архангелы Михаил и Гавриил. На стенах отображены фронтальные фигуры свидетелей, херувимы.
Важно! Старейший храм Новодевичьего монастыря открыт для экскурсий с начала июня до середины сентября. Помещение не отапливается
Происхождение монастыря
История основания Новодевичьего монастыря восходит к 1524 году, во времена правления великого князя Василия III. В 1514 году, после двух русско-литовских войн, Смоленск был присоединен к России и данный монастырь был назван Великая обитель Пречистой Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь с соборным храмом во имя Смоленской иконы.
Новодевичий монастырь служил данью этому историческому событию. Во время осады Москвы (1610-1612) монастырь был опустошен, но впоследствии цари династии Романовых полностью восстановили его.
Несомненно одной из знаковых исторических фигур монастыря была княгиня и регентша России (с 1682 по 1689 год) Софья Алексеевна, умершая в Новодевичьем монастыре в 1704 году, куда она была вынуждена бежать. Она стала монахиней и после смерти была похоронена в Смоленском соборе.
Во время ее регентства архитектурная группа монастыря была усовершенствована путем строительства трех церквей, колокольни, трапезной и нескольких палат. Это был один из периодов расцвета Новодевичьего монастыря.
Еще один примечательный эпизод произошел в 1812 году, когда французские наполеоновские войска заняли монастырь и хотели разрушить Смоленский собор и Успенскую церковь, но план не был приведен в действие.
В XVIII веке Новодевичий монастырь прилагал большие усилия к благотворительной деятельности для девочек-сирот, здесь была даже больница и два приюта для престарелых монахинь. Кроме того, были проведены значительные реставрационные работы. Также было запланировано новое кладбище, вне территории нынешнего.
После Октябрьской революции 1917 года церковное имущество было конфисковано, а в 1922 году большевики упразднили монастырь. В 1929 году была закрыта Успенская церковь, где до тех пор жили монахини. Ближе к середине 20-го века, монастырь и его церкви были восстановлены для служб и прочих религиозных целей.
В 1994 году церковная жизнь возобновилась, и монахини вернулись. В 2004 году архитектурный ансамбль был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кроме того, в 2010 году российское правительство передало пользование монастырским комплексом Московской епархии Русской Православной Церкви.
В 2021 году Банк России выпустил монеты номиналом 50 рублей (из серебра и золота), посвященные монастырю. Новодевичий монастырь отметит свое 500-летие в 2024 году, для чего в комплексе проводятся реставрационные мероприятия и благоустройство.
О царице Софье
Современный облик, открытого для экскурсий Новодевичьего монастыря, во многом — заслуга царевны Софьи Алексеевны. Обитель служила загородной резиденцией и любимым детищем царевны. Представительница рода Романовых возводила храмы, вознаграждала стрельцов, делала пожертвования. До конца 17 века Новодевичий монастырь содержал две святыни: Смоленский собор, Абрамцевская церковь. За средства царевны возведена трапезная с Успенской церковью, две надвратные церкви — Покрова Богородицы и Преображения Господня, жилые палаты и дома (большинство палат закрыто для экскурсий).
В 1690 году обустроена колокольня в стиле барокко по ярусной схеме с белокаменными кружевами сверху донизу, 3 и 5 уровень наиболее выдающейся среди московских колоколен занимают звонницы. При царевне Софье смягчили срубы крепостные стены и башни, выглядевшие слишком строго рядом с новыми сооружениями.
После стрелецкого бунта в 1689 году Софью постригли в монахини с именем Сусанна, на протяжении оставшихся 5 лет жизни стрелецкая караульня стала домом и одновременно женской тюрьмой царевны.
При входе в покои сохранилась в первозданном облике печь с изразцами, существовавшая при Софии, постоянная экспозиция Софьи. Экскурсии проводят сотрудники музея, монахи. На выставке представлены образы Богоматери XVIII-XX веков, не покидавшие церковных стен. Особое место среди музейных экспонатов занимает священная икона Божией матери Виктора Васнецова (подлинник находится во Владимирском соборе). Ссылаясь на документальные подтверждения, гид сообщит: младенцу Христу художник предал черты собственного сына.
Отдельный экспонат экскурсии также посвящен настоятельнице монастыря игумении Серафимы черной. Имя игуменьи связано со становлением монашеской жизни монастыря в конце XX века. Потомственная дворянка воспитывалась в православной семье. До принятия пострига была ученым, лауреатом Государственной премии, принимала участие в создании скафандр для космонавта. Восьмидесятилетняя игуменья Серафима соединила в лице прошлое настоящее России.
Жизнь монастыря течет по уставу, написанному в 16 веке первой настоятельницей преподобной Елены Девочкиной. Главное правило Новодевичьего монастыря: не иметь имущества, трудиться совместными силами, молиться. Принимая решение поступить в обитель, сестры отказывается от мирских привычек и радости, жертвуют имеющиеся драгоценности храму. Традиционное монашеское облачение, созданное в собственных мастерских монастыря, черных тонов. Образ послушниц передает участникам экскурсий совершенный покой, отрешение от суеты. Сестринские наряды в Новодевичьем монастыре отшивает Щеткина Ирина. До отречения от мирской жизни монахиня окончила Московский текстильный институт, получила диплом художника-модельера, работала в частном доме Моды, затем создавала театральные костюмы.
История монастыря
Новодевичий монастырь – одна из крупнейших московских обителей, которая находится на Девичьем поле в Хамовниках, в излучине великой Москвы-реки. Название «Девичье» поле в этой местности получило из-за того, что здесь в годы нашествий татаро-монгольского ига отбирали русских красавиц для Золотой Орды. Сам же монастырь наименовали Новодевичьим для его отличия от Стародевичьего Вознесенского монастыря, находящегося в Кремле.
Монастырь с высоты птичьего полёта
Некоторые источники объясняют название обители фамилией ее первой игуменьи Елены Девочкиной, вышедшей из монахинь. В древности Новодевичий монастырь был известен и под другим именем – Богородице-Смоленский. Но, как бы его не называли, он все равно остается одной из старейших и знаменитых женских обителей, существующих в русском Православии.
Закладка Новодевичьего монастыря приходится на 1524 г., когда князь Василий III взял Смоленск. Желая увековечить успешное освобождение жителей города от векового господства литовцев, при возвращении из похода он заложил деревянную церковь. Через год в нее крестным ходом перенесли копию иконы Смоленской Божьей Матери, которая считалась заступницей русских войск. Так 1525 г. вошел в историю как год основания обители. Подобно другим храмам-крепостям с высокими неприступными стенами, Новодевичий монастырь должен был стать не просто местом для вознесения хвалы Богу, но и взять на себя функции крепости, защищая Москву с юга.
Слева направо: Чеботарная башня, колокольня, Швальная башня
В памятное в истории России Смутное время обители пришлось пережить разорение. Но благодаря богатым пожертвованиям царских и боярских дочерей, жен, сестер и просто вдов, принимающих постриг, ее облик был восстановлен до прежнего уровня. После смерти царя Федора Ивановича в монастырь ради служения Господу прибыла его вдова и после совершения пострига сменила имя Ирина на Александра. Со временем в монастырь прибыл и Борис Годунов – ее брат, и здесь же он принимал избрание на царство, когда его просили стать главой российской державы.
Царевна Софья – еще одна важная персона, проживавшая в монастыре. Но она обитала в нем «на покое», то есть не как постриженная монахиня. В Новодевичий монастырь она прибыла после проигрыша в политической битве с Нарышкиными. Ее единомышленников не оставили в живых – все они были казнены прямо у стен обители. Как в заточении здесь пребывали и Мария, Екатерина и Федосья Милославские, и Евдокия Лопухина – бывшая жена Петра I, мать царевича Алексея. Гробницы скончавшихся Софьи и Евдокии находятся на сохранении в Смоленском соборе.
Слева направо: Царицынская башня, церковь Спаса Преображения над северными воротами, Напрудная башня
В 1812 г., когда наполеоновские полчища бесчинствовали в Москве, обитель ожидала печальная участь – ее хотели взорвать. Но благодаря монахине Саре монастырь остался цел – женщина успела вовремя погасить фитили, тлеющие возле бочек с порохом.
Новодевичий монастырь стал последним пристанищем для многих известных людей того давнего времени. Здесь похоронены некоторые декабристы, поэт-партизан Давыдов, сыновья историка Соловьева, и сам Соловьев. С 1898 по 1904 гг. в южной части монастырского двора появилось новое кладбище, обнесенное стенами.
Трапезная с храмом Успения Пресвятой Богородицы
В 1922 г. обитель получает новую жизнь – сначала она становится Музеем раскрепощения женщины, а затем – Историко-бытовым и художественным музеем. Благодаря открытию этих учреждений удалось сохранить архитектурный комплекс монастыря практически в неизменном виде. В 1934 г. Новодевичий монастырь вошел в Государственный исторический музей в качестве филиала. В 1943 г. при нем открылись богословские курсы, а вслед за ними – и Богословский институт. С 1994 г. в древнюю обитель возвращается былая жизнь – в ней появляется монашеская община. Наконец, с 1995 г. монастырь становится памятником архитектуры федерального значения, а с 2004 г. в связи с 480-летием со дня основания он входит в Список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.