Народы казахстана

Примечания

  1. . demoscope.ru. Дата обращения: 14 января 2019.
  2. . Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. Дата обращения: 1 мая 2021.
  3.  (недоступная ссылка). www.stat.kz. Дата обращения: 1 мая 2012.
  4.  (недоступная ссылка). www.stat.kz. Дата обращения: 12 декабря 2010.
  5.  . www.kazgo.com.
  6. . stat.gov.kz. Дата обращения: 27 февраля 2021.
  7.  (рус.). factcheck.kz. Дата обращения: 14 января 2019.
  8. . www.nashaagasha.org. Дата обращения: 14 января 2019.
  9. . rrv.yvision.kz. Дата обращения: 14 января 2019.
  10.  . diapazon.kz.
  11. . www.nashaagasha.org. Дата обращения: 14 января 2019.
  12. . www.medlab.kz. Дата обращения: 14 января 2019.
  13. ↑  (недоступная ссылка). news.nur.kz. Дата обращения: 14 января 2019.
  14. . www.zakon.kz. Дата обращения: 14 января 2019.

Рождаемость

  2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Родившиеся живыми — всего, человек 387 256 399 309 398 458 400 694 390 262 397 799 402 310
   в том числе:              
городское население 209 383 222 821 225 808 229 731 226 847 235 014 239 496
сельское население 177 873 176 488 172 650 170 963 163 415 162 785 162 814
Общий коэффициент рождаемости на 1 000 человек  22,73 23,1 22,71 22,52 21,64 21,77 20,83
в том числе:
городское население 22,38 23,13 22,73 22,65 21,95 22,16 20,58
сельское население 23,16 23,06 22,7 22,34 21,22 21,22 16,78
Суммарный коэффициент рождаемости, число детей на 1 женщину 2,64 2,73 2,74 2,77 2,73 2,84 2,90
   в том числе:
городское население 2,4 2,53 2,54 2,58 2,57 2,68 2,74
сельское население 3,01 3,05 3,06 3,08 3,00 3,09 3,18
Возрастной коэффициент рождаемости группы 15-49,  число родившихся на 1 000 женщин 84,43 87,32 87,4 88,13 85,93 87,65 88,63
   в том числе:
городское население 78,79 83,04 83,17 84,31 82,91 84,94 85,90
сельское население 92,21 93,39 93,63 93,83 90,49 91,87 92,96

Сведения о рождениях основаны на ежегодной статистической разработке данных, содержащихся в записях актов гражданского состояния о рождении. В число родившихся включены только родившиеся живыми.

Рождение ребенка (живорождение) – в Казахстане определения «живорождение» и «мертворождение» с 1 января 2008 года соответствуют рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Из сведений, содержащихся в записи акта о рождении, в статистической разработке используются: характеристика родившегося – пол, дата и место рождения, очередность рождения, одноплодные и многоплодные роды, живорожденный и мертворожденный; характеристика матери – дата рождения, возраст, национальность, уровень образования, место постоянного жительства, источник средств существования; записи об отце, сведения о брачном положении (приложение 1 к стандарту государственных услуг «Регистрация рождения ребенка, в том числе внесение изменений, дополнений, исправлений в записи актов гражданского состояния», утвержденному приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 17 апреля 2015 года №219 «Об утверждении стандартов государственных услуг по вопросам регистрации актов гражданского состояния и апостилирования», зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Казахстан 17 июня 2015 года №11374).

Общий коэффициент рождаемости – показатель, определяющий интенсивность деторождения по отношению ко всему населению. Представляет собой отношение общего числа родившихся живыми в течение года к среднегодовой  численности населения. Обычно выражается, как число рождений на 1000 населения.

Возрастные коэффициенты рождаемости рассчитываются как отношение числа родившихся живыми за год у женщин данной возрастной группы к среднегодовой численности женщин этого возраста. При вычислении коэффициента для возрастной группы до 20 лет в качестве знаменателя принимается численность женщин в возрасте 15-19 лет. При вычислении коэффициента для возрастной группы 15-49 в числителе учитываются все родившиеся, включая родившихся у матерей в возрасте как до 15 лет, так и 50 лет и старше.

Суммарный коэффициент рождаемости показывает, сколько в среднем детей родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода (15–49 лет) при сохранении в каждом возрасте уровня рождаемости того года, для которого вычислены возрастные коэффициенты. Его величина не зависит от возрастного состава населения и характеризует средний уровень рождаемости в данный календарный период. Рассчитывается как среднее число рождений на одну женщину репродуктивного возраста. Суммарный коэффициент рождаемости является более точным показателем уровня рождаемости, чем общий коэффициент рождаемости.

Ожидаемая продолжительность жизни  при рождении – среднее ожидаемое число лет предстоящей жизни при рождении.

Казахстан – основные данные: расположение, столица, площадь, население, валюта, доступ к морям и океанам и пр.:

Название страны Республика Казахстан
Регион Азия
Форма правления президентская республика
Столица Нур-Султан
Площадь суши, км2 2 699 700 9 в мире
Население, чел. 18 551 428 64 в мире
Доля населения страны в мире 0,24 %
Рост численности населения 1,25 % 231 812 чел.
Городское население 57,7 % 10 698 322 чел.
Соотношение мужчин и женщин в 2020 г. 48,5 % (муж.) 51,5 % (жен.)
Ожидаемая средняя продолжительность

жизни в 2020 г., лет

73,9 (муж. 69,6; жен. 78,0) 104 в мире
Плотность населения, чел./км2 7
Официальный язык казахский, русский
Валюта тенге
Международный телефонный код +77
Зона в Internet .kz
Часовые пояса UTC+5 – UTC+6
Международные организации, в которые входит Казахстан БРИКС, ВТО, Евразийский экономический союз, ОБСЕ, ОДКБ, ОИС, ООН, СНГ, ТЮРКСОЙ, ШОС
Выход к морям и океанам Каспийское море
Интересные факты Название происходит от самоназвания этноса – казахи, которое происходит от древнетюркского слова «каз» («блуждать»), что отражало кочевой образ жизни населения. Элемент названия «-стан» означает «земля, место, область» имеет ираноязычное происхождение и широко распространён на Востоке, поэтому название «Казахстан» можно буквально перевести как «земля кочевников».

Примечание:

* Все данные в этой таблице даны на 1 июля 2019 г. либо, если это указано, – на 1 июля 2020 г.

В центре мира

В то время, да будет тебе известно, если мы отвлечемся от Византии, именно король франков Теодеберт создал довольно мощную державу и в союзе с лонгобардами и гепидами возжелал выступить против Византии. Забегая вперед скажу, что этим планам не суждено было сбыться. Коварство византийских политиканов, богатство их правителей, способность покупать целые армии, а также, видимо, поддержка их Бога и духов предков — все это долгое время делало Византию самым могущественным центром тогдашнего западного мира.

Примерно в это же время произошло переселение части славянских племен, которые тоже представляли серьезную опасность для Золотого города. Тем более, что славяне вступили в союз с другими кочевыми народами, известными под именем кутригур, жившими в северном Причерноморье. Все эти обстоятельства и заставляли Византию лавировать и снисходить даже до таких варваров из Азии, как авары, которых можно будет использовать как пушечное мясо. Разве много им надо, этим номадам?

Получение независимости

В 1991 году была провозглашена независимая Республика Казахстан, что стало новым этапом в истории казахов. Большинство представителей этого народа поддержало кандидатуру Нурсултана Назарбаева на пост президента. К сегодняшнему дню в стране уже сменилось девять правительств, однако Назарбаев по-прежнему активно занимается политической деятельностью.

Современные казахи стараются сохранять богатейшее историческое наследие, полученное от предков, а в наши дни в Казахстане наблюдается возрождение национального самосознания, что отражается, в первую очередь, на культурных аспектах.

Казахстан нашего времени — это государство, находящееся между двумя могущественными державами — Россией и Китаем. Именно в политическом плане казахи вынуждены придерживаться линии компромиссов и умеренности. Впрочем, как считают многие историки и политологи, потенциал Казахстана и его народа ещё раскрыт не до конца.

Казахская девушка в свадебном костюме и головном уборе саукеле среди женщин.

Казахи — народ с богатой историей, яркой культурой. Сегодня они представляют собой один из многочисленных тюркских этносов, проживающих в Азии. Множество испытаний и сложностей, непростые перемены и потрясения, что довелось пережить предкам современных казахов, научили этот народ ценить настоящий момент и радоваться ему. Несомненно, в будущем казахи ещё сумеют проявить себя в самых разных направлениях деятельности человека.

Тянь-шанский бурый медведь

Другое важное крупное млекопитающее из горной местности Казахстана – тянь-шанский бурый медведь (Ursus arctos isabellinus), также известный как “красный медведь” из-за красноватого оттенка шерсти, который становятся все более редким. Однако некоторые туроператоры предлагают поездки в Аксу-Джабаглинский природный заповедник для просмотра этих редких животных, и такой бизнес хорошо мотивирует их защиту

В степях Казахстана самыми важными представителями фауны являются пять видов и подвидов диких баранов, похожих на более известных баранов Марко Поло. Все они зарегистрированы как исчезающие виды в Красной книге МСОП. Наиболее известным из них является:

Владение языками

Согласно предварительным данным переписи 2009 года наиболее распространённым языком в Казахстане был русский язык: 94,4 % населения страны указали, что понимают устную русскую речь, 84,8 % населения умеют и читать и писать по-русски, 3,4 % только читать. В то же время понимают казахскую устную речь 74 % населения страны, умеют читать и писать по-казахски 62 % населения, а 2,9 % только читать.

Среди различных этносов Казахстана наблюдаются существенные различия в степени владения языками.
Так среди славянских этносов понимают устную казахскую речь 25,3 % русских, 21,5 % украинцев, 19 % белорусов и 20,9 % поляков. Сходный уровень владения казахским языком демонстрируют и немцы — 24,7 %. О том, что способны читать и писать по-казахски заявили 6,3 % русских, 5,2 % украинцев, 4,8 % белорусов, 6,6 % поляков, 7,9 % немцев. О том, что по-казахски умеют только читать заявило от 2 до 2,9 % представителей этих национальностей.

В то же время высокий процент понимающих устную казахскую речь наблюдается среди собственно казахов — 98,4 %, а также ряда тюркских народов: узбеков 95,5 %, уйгуров 93,7 %, киргизов 92,7 %. Но если среди казахов умеют читать и писать по-казахски 93,2 %, то среди других перечисленных тюркских народов это умеют 61-63 %, а ещё 8-12 % заявили, что могут только читать по-казахски.

Степень владения русским языком среди славянских народов и немцев составляет ок.99 %, а читают и пишут по-русски 97 %. Изо всех этнических групп, по которым опубликованы сведения, меньше всех по-русски понимали этнические таджики — 85,2 %, у них же самая низкая доля умеющих читать и писать по-русски — 56,6 %. У всех остальных этносов Казахстана понимают по-русски от 92,1 % (собственно казахи) до 98,4 % (татары), а умеют читать и писать по-русски от 68,3 % (узбеки) до 95,5 % (корейцы). Среди казахов умеют читать и писать по-русски 79,1 %.

Декларация о степени владения английским языком у разных этносов достаточно заметно варьирует, при этом наивысшие показатели владения английским языком продекларировали корейцы: 24,2 % понимают устную речь, 11,4 % умеют читать и писать, 3,5 % только читать. Группу этносов продекларировавших относительно высокую степень владения английским языком составляют также казахи (17,5 % понимают, 9 % читают и пишут, 2,9 % только читают), уйгуры (15,7 % понимают, 7,2 % читают и пишут, 2,6 % только читают), киргизы (12,6 % понимают, 5,8 % читают и пишут, 2 % только читают).

У русских самый высокий среди славянских народов и немцев декларируемый уровень владения английским языком: 12,6 % понимают, 5,6 % читают и пишут, 2,1 % только читают.

При этом самый низкий уровень владения английским языком продекларировали белорусы и поляки: 6,8 % понимают английскую речь, лишь 3 % умеют читать и писать, 1 % только читать.

Политиканство Византии

В одном византийском документе, в котором рассказывается о разных посольствах многих государств, обнаружилось упоминание о посольстве Кандика:

«К тебе пришел народ авар, наибольший и наисильнейший из народов. Он может легко отбить и уничтожить врага, поэтому тебе выгодно заключить союз с аварами. В них ты обретешь надежных защитников”.

На словах может быть было сказано «помнишь Атиллу? Так вот, мы новые «атиллы», пользуйся нами».

Довольно интересный документ, не правда ли, сын мой?

С одной стороны, авары отчаянно нуждались в каком-нибудь союзнике, убегая со своих вольных угодий, которые захватил там, в Центральной Азии, беспощадный враг. Их лошади требовали длительного отдыха, воинов осталось уже немного, женщины должны были рожать мальчиков, которые потом составят новую славу аварскому оружию.

С другой — в послании не чувствуется подобострастного поклонения перед величием и мощью Византии. Император, наверное, это оценил. Авары были обласканы, как только это могли делать изощренные в тайных интригах византийские политики,

Но что было потом, я напишу тебе в другой раз».

Переполох в Константинополе

Появление авар в византийской столице наверняка вызвало настоящий переполох. Есть описание въезда этого посольства через городские ворота, которые назывались Золотыми, потому что были сделаны из золота. Вернее, обиты золотыми пластинами, что производило впечатление на многочисленные посольства и делегации, прибывавшие в Константинополь в поисках мира и войны.

Описываются одеяния аваров. Летописец откровенно восторгается прическами кочевников, подробно описывает их головные уборы, а также конкретизирует, что в длинные волосы вплетены цветные ленты. Правда, сегодня, если бы ты или я стали вплетать в волосы цветные ленты, нас бы засмеяли.

Почему именно Византия была целью посольства аваров? Я уже подробно описывал тебе в предыдущих письмах и Древний Рим, и историю возникновения Византии, так что не будем останавливаться на этом вопросе. Напомню только, что именно Византия в том далеком 6 веке во многом определяла пути развития Запада. Впрочем, как и всего известного в то время мира.

Термин «Византия» включает в себя не только огромный город Константинополь, это как бы некий сгусток, выражение, суть современной цивилизации тех времен. И дороги Степи просто обязаны были проходить через этот нерв, где сплеталось все — мировая политика, торговля, культура, экономика, искусство. Поэтому немудрено, что все ответы гонимые по миру авары пытались найти именно в том «золотом» могущественном городе.

Первые люди в Казахстане

Как показывают находки археологов, первое население на территории современного Казахстана появилось в бронзовом веке. Внешность их была типичной для европеоидной расы — ни о каких раскосых глазах и желтоватом оттенке кожи не шло речи.

Эти первые племена не были казахами, однако именно они оставили народу Казахстана своё культурное наследие — уникальные узоры на коврах, орнаменты, стиль в изготовлении украшений и посуды. Далёкие предки казахов также были кочевниками.

Есенгали Садырбаев «Облавная охота. Кансонар»

Позднее, во II-I веках до нашей эры там появляются завоеватели хунну. Китайский историк Сым Цянь в своих работах называл это время “периодом воюющих царств”. Он отмечает, что именно тогда в Центральной Азии происходят кардинальные перемены, что и дали толчок к появлению новых народностей.

Потомки хунну, тюрки, стали последующими завоевателями просторов Казахстана. Волна тюркских завоеваний была прервана арабами. Заметьте: каждый и народов-покорителей приносил что-то своё в мировоззрение жизнь и культуру племён, что обитали на казахских землях. Я не называю их казахами, поскольку они не являлись таковыми, а представляли лишь общины, которым суждено было создать новый народ.

Есенгали Садырбаев «Древний город Кедер»

В славянском союзе

Итак, закрепившись наконец на новой территории и найдя ее вполне пригодной для вольного жития, авары приступили к созданию своего государства. Никто им в этом не мешал. Аварский каганат получил и своего кагана — имя его хорошо известно, это Баян. Помнишь, сынок, нашего нагашы Баяна, он носит гордое имя первого предводителя Аварского каганата и не знает об этом. Ты его просвети.

Этот каган Баян был действительно умным, храбрым и дальновидным политиком. Византия и персы, как всегда, враждовали между собой, используя в своих кровопролитных стычках мелкие племена. Тут-то как раз и проявлялась во всей красе изощренная византийская дипломатия.

В то время аварам уже были подвластны племена кутригуров, тарниахов, забердинов. Часть южно-русской степи они считали своей вотчиной. Вот на этом фоне шла непрерывная война между византийцами и персами. Все это благоприятствовало аварам.

В союзе со славянами в конце 4 века они производили опустошительные набеги на земли, лежавшие ниже по течению Дуная. Это была земля, находившаяся уже под протектором Византии. Но после победы над персами в 591 году грекам удалось все же потеснить аварских воинов с этих балканских земель.

К вопросу о лояльности

Политолог Айдос Сарым настаивает на том, что «значительная часть общества» (не конкретизируя, кто именно) должна ответить для себя на три вопроса. Вопрос истории – вопрос самоощущения и самоуважения, миропонимания, ощущения себя в потоке истории. Вопрос второй – это вопрос языка, традиций, культуры: когда мы говорим на разных языках, мы вкладываем разные понимания, разный глоссарий. Айдос настаивает на том, чтобы обязать всех граждан страны, не зависимо от этничности, знать казахский язык, – если они хотят занимать позиции на госслужбе или в бизнесе. От государства он ждет выработки правил игры. Третий вопрос: общее будущее. Политолог отмечает, что у «некоторых наших граждан попросту нету лояльности» – они подрывают глобальную веру в человечество и идеалы.

Создавали национальную идентичность казахстанцев спикеры на понятном для них и собравшейся аудитории русском языке, но при общем языковом инструменте оперировали все же разными понятийными категориями, обращаясь к разным своим аудиториям.

У бизнеса на первом месте – комфорт и удобство, клиентоориентированная имплементация в уже существующую систему мировых ценностей: то есть то, что понятно и знакомо потенциальному и уже сложившемуся рынку сбыта товаров и услуг (будь то свежий номер «Forbes Kazakhstan» или новый пакет телеканалов от кабельного оператора ICON).

У нацпатриотов же в приоритете – все же вещи не материальные, а духовные: экзистенциализм, мечта и реализация многовековых устремлений предков. Так что согласовать общий глоссарий (словарь) будет, видимо, все же непросто: даже и на русском языке.

Для начала придётся убедить бизнес, что выработка неких общих ценностей и общей морали действительно нужна (неужели они будут отличаться от общепринятых?) И тут у национал-паториотов наступает момент истины. После вопиющего инцидента с Максатом Усеновым Айдос Сарым весьма сухо потребовал от ждущей его реакции аудитории признать «право казахов на своих мерзавцев». «Другое дело, что и сами казахи за 23 года уже должны были научиться таких вот мерзавцев ставить на место. Но мы учимся. И научимся», – пообещал тогда своим последователям и всему Казахстану Айдос Сарым.

Шаманство

К доисламским традициям казахов относится шаманство – вера в тесную связь баксов и духов. Духи помогали шаманам-баксам лечить страдающих, предсказывать будущее, отыскивать пропажу и скот, влиять на природу и совершать чудеса.

Обряды шаманов с бубнами и гипнотическим трансом изгоняли злых духов от больных и бесплодных. Свадебные церемонии совершали ради достатка, мира и многодетности семьи.

К 19 веку шаманство и ислам казахов переплелись. Шаманские обряды не противоречили нормам ислама.

Зов предков

Во время раздора между родами казахи ездили на могилы предков, чтобы призвать их силу и мудрость на помощь. Могилы для казахов – почтенное место. Путники ночевали у могил, поскольку здесь было безопасно. На могилах клялись, каялись и просили духов исполнить желания.

Связь живых и мертвых

Погребальные обряды были значимым событием всего рода. Одежду умершего разрывали на лоскутки и дарили провожающим – так не терялась связь живых и мертвых. Для передвижения души в новое место верхом, коня хоронили вместе с покойным. В доме умершего вывешивали флаг на древке копья, доспехи и седло. Завершающим обрядом были годовые поминки, которые длились 5 дней. В эти дни принимали гостей, проводили скачки и угощали мясными блюдами.

Обряды для скота

Казахи проводили обряды для скота. Праздновали весной день первого кумыса, прогоняли стада между двумя кострами для очищения от злых духов, приносили жертву на новых пастбищах, желая богатства и счастья.

Культура

Казахский язык появился в 13-14 веках и в современном виде не претерпел особых изменений. В письме казахи пользовались арабским алфавитом до введения латиницы в Казахской ССР.

Казахи – большие ценители красноречия. Народные поэты – акыны – публично соревновались в импровизированном пении под аккомпанемент двухструнной домбры и смычковой кобзы. В фольклоре преобладают темы исторических событий, героев, любви и родовых отношений.

Народные праздники насыщены играми: казахской борьбой, скачками на длинные расстояния, соревнованиями за козлиную тушку – кокпар, алты бакан с качелями на шестах.

В детях издревле воспитывали уважение к предкам, старикам и гостям. Перед гостями накрывали дастархан и сажали во главу стола.

Щедрость, миролюбивость и терпимость – национальные черты казахов.

Кухня

Основой питания кочевых казахов были молочные и мясные продукты, пшеничные лепешки. Молоко от разных животных никогда не пили в сыром виде: кумыс от кобылы, шубат из верблюжьего молока, айран из коровьего молока.

Главными блюдами казахской кухни являются мясо по-казахски, насыщенный мясной бульон – сорпа, бешбармак из отварного мяса. Из конского мяса делали деликатесы. Мясо заготавливали впрок перед зимним пастбищем: солили, валили, коптили.

Не по крови

На национальной идентичности – как называть соотечественников – казахами или же казахстанцами, – и сконцентрирован весь символичный и символический конфликт интересов национал-патриотов и национальной буржуазии.

«Когда мы говорим «казахская нация, казахское национальное государство» – это вовсе не означает этнократических подходов. Все те права, которые есть у казахов, они свойственны всем, они имманентны всем тем людям, которые являются гражданами Республики Казахстан, признают её ценности, признают ее законы, реализуют их». Главной ценностью страны политолог видит государство – государство как идеал, как место, где могут быть реализованы самые сокровенные мечты, мечты предков. Айдос Сарым берет на себя труд по составлению общего глоссария. В словарях и Всемирной сети – миллионы ссылок на тему национализма и национального государства. Соотечественникам же, по его ощущению, нужна единая база исходных дефиниций.

Вопрос нациестроительства, казахского государственного языка – архиважен, поддерживает Айдоса Расул Жумалы. Он привел в пример события «арабской весны» и на Украине: государства оказались «слабыми» именно потому, что в вопросах нациестроительства и консолидации граждан очень многое было сделано неправильно или же вообще ничего не делалось. «Казах» и «казахстанец» –  синонимичные, казалось бы, вещи: какая между ними разница, риторически вопрошает г-н Жумалы. И отмечает, что казахоязычные жители страны ассоциируют себя с казахами, а русскоязычные – с казахстанцами. Это, по его мнению, «несколько подвергает сомнению искомую общность». В понятие казах спикер вкладывает смысл принадлежности к гражданской нации: это человек, который связывает себя и свое будущее с Казахстаном, любит свою страну и предан ей.

– И чтобы быть казахом в этом смысле, в идеале необязательно быть казахом по крови. Например тот же, скажем там, как же его звали-то, а?.. (Айдос Сарым подсказывает: «Бельгер!» — Р.М.) Бельгер, например, для меня – казах. А Тайчибеков для меня – не казах. Здесь вопрос – не в национальной принадлежности, а в самом названии.

Члены президиума оперативно помогали товарищам исправлять реплики буквально на ходу, пока еще фразеологизм не ушел в народ. «Казахи уже не делятся на шала и нағыз-казахов, казахи сегодня делятся на ватников и совков!» – эту фразу, сгоряча вылетевшую у Айдоса Сарыма, в порядке взаимовыручки оперативно помог ему исправить Расул Жумалы. Согласились на том, что теперь казахи делятся на казахов и «совков».

Почему исчезли авары

В славянском литературном памятнике ”Повесть временных лет” 12 века пишется, что они «погибшие яко обре, их же нет, ни племени, ни потомства”.

Правда, остались легенды о степных великанах, которых славяне называли обрами. Возможно, название мифического существа «оборотень» как раз берет свое начало именно оттуда.

В одном византийском источнике сохранился рассказ старых аварских воинов, которые находились в плену у болгарского хана Крума. Хан спрашивает их: «Что вы думаете? Почему были разорены ваши господа и ваш народ?». Ответ был такой:

«Вначале из-за ссоры, лишившей кагана верных и правдивых советников, власть попала в руки нечестивых. Затем были развращены судьи, которые должны были отстаивать перед народом правду. Но вместо этого побратались с лицемерами и ворами. Обилие вина родило пьянство, и авары ослабели физически. Наконец, пошло увлечение торговлей: авары стали торгашами. Один обманывал другого, брат продавал брата. Это, господин наш, и стало источником нашего постыдного несчастья».

Продолжение следует…

Русские

История

Переселение русских на Казахскую землю на протяжении четырех веков связано с политикой России. Служивые казаки строили крепости с гарнизоном у северных границ степи для охраны сибирской территории, постепенно заселяя земли Казахского ханства еще в 16 веке. Кроме казаков, здесь обосновались русские, бежавшие от крепостничества или религиозного гнета.

В 18 веке Российская империя стала протекторатом Младшего и Среднего жузов, часть казахских земель перешла во владение русским помещикам.

В 19 веке началась массовая миграция из Пермской, Тамбовской, Саратовской, Самарской, Оренбургской и других ближайших губерний. Со времен Екатерины II политика России была направлена на контроль казахской территории и использование ее недр. Переселение крестьян должно было помочь кочевникам освоить земледелие и осесть в поселениях.

В казахские земли ссылали арестантов для работы в шахтах.

После образования СССР доля русского населения в Казахской республике составляла 30 %. «Раскулаченные» семьи переезжали в Казахстан после северных ссылок. Плановые переселения 40-х годов в промышленные регионы привели сюда десятки тысяч людей. Переселенческий бум в 50-х годах прошел по программе освоения целинных земель. На этом история масштабной иммиграции русских заканчивается и начинается отток.

После распада СССР из Казахстана выехало более 1 млн русских. Причинами отъезда стала безработица, высокая инфляция, усиление влияния и привилегированности казахского народа во власти, желание вернуться на родину.

Вклад русских в жизнь Казахстана

В 16 веке Казахское ханство для русских представляло собой «степь да степь кругом». Территория не застраивалась поселениями. Ситуация изменилась с приходом русских.

Казаки, отправленные в регион для охраны границ, построили город Яицк в 1584 году, сейчас это часть Уральска. Затем была заложена крепость Гурьев в 1640 г. Строительный бум начался в 18 веке с возведения цепи крепостей от Алтая до Каспийского моря.

В конце 19 века появились русскоязычные школы.

Во времена СССР русские переселенцы строили новые города, железные дороги, заводы, рудники.

В период освоения целины были подняты поля зерновых, которые стали приоритетом сельского хозяйства Казахстана.

Космодром Байконур, судостроительный завод, академия наук, профессиональные театры, ВУЗы, система здравоохранения, мечети и соборы – русские помогли казахам изменить жизнь.

Жизнь русских в Казахстане

Русские занимают северную, центральную и восточную территорию Казахстана.

90% населения Казахстана знает русский язык, но при этом русские не стремятся изучить казахский. Образование в школах и ВУЗах преподают на двух языках. В Казахстане присутствуют русские общественные объединения и казачьи организации, театры, газеты, вещание ТВ и радио.

Ссылки

  • . demoscope.ru. Дата обращения: 14 января 2019., 2003
  • . demoscope.ru. Дата обращения: 14 января 2019., 2006
  • . demoscope.ru. Дата обращения: 14 января 2019. «Демоскоп», 2011
  •  (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 августа 2007.
  • . web.archive.org. Дата обращения: 14 января 2019.
  •  (недоступная ссылка). www.nationalsecurity.ru. Дата обращения: 14 января 2019.
  •  (недоступная ссылка). www.archive.gov.tatarstan.ru. Дата обращения: 14 января 2019.
  • . web.archive.org. Дата обращения: 14 января 2019.
  • . www.caravan.kz. Дата обращения: 14 января 2019. — статья об итогах переписи 2009 года
  • . www.ratel.kz. Дата обращения: 14 января 2019.

Три казахских жуза (Орды)

Примерные площади, занятые тремя казахскими жузами в начале 20 века.

 Юный джуз

 Средний жуз

 Великий джуз

В современном Казахстане трайбализм постепенно исчезает в деловой и государственной жизни. Тем не менее казахи часто спрашивают друг друга, к какому племени они принадлежат, когда знакомятся друг с другом. Теперь это скорее традиция, чем необходимость, и между племенами нет вражды. Казахи, независимо от своего племенного происхождения, считают себя одной нацией.

Те современные казахи, которые еще помнят свои племена, знают, что их племена принадлежат к одному из трех жузов (джуз, что примерно переводится как «орда» или «сотня»):

  • (Ул жуз)
  • (Орта жуз)
  • (Киши жуза)

История Орды

Существует много споров о происхождении Орды. Их возраст пока неизвестен в сохранившихся исторических текстах, самые ранние упоминания относятся к 17 веку. Тюрколог Вельяминов-Зернов полагал, что именно захват важных городов Ташкента , Яси и Сайрама в 1598 году ханом Теввекель (Тауекель / Таваккул) разделил казаков, поскольку они владели городами только часть 17 века. Теория предполагает, что казаки затем разделились на более широкую территорию после того, как распространились из Жетысу на большую часть Дашти-Кипчака, с упором на торговлю, доступную через города средней Сырдарьи , к которым принадлежали Сайрам и Яси. Младший юз возник из ногайцев из Ногайской Орды .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector