Музей орсе в париже: интересные факты, фото, история

От вокзала до музея

После того, как работа вокзала была остановлена, его здание служило для разных целей. Во время второй мировой войны здесь был расположен почтовый центр для отправки посылок военнопленным. По окончанию войны, вокзал приветствовал этих же пленников на своих платформах.

Заброшенная станция служила даже подмостками для снятия нескольких фильмов по произведениям Франца Кафки и Орсона Уэллса. Какое-то время вокзал стал убежищем для театра Renaud-Barrault, а также местом проведения аукционов.

Отель возле вокзала продолжал функционировать вплоть до 1973 года. Последнее значимое событие, произошедшее в его стенах, было 19 мая 1958 года – в этот день, в танцевальном зале была созвана пресс-конференция, на которой генерал де Голль объявил о своем возвращении к власти.

К 1973 году, по настоянию президента Помпиду, управление музеев Франции рассмотрело возможность создания на территории бывшего вокзала нового музея, разгрузив тем самым помещения Лувра и галереи Же де Пом.

Некоторое время станция находилась под угрозой сноса – на её месте хотели построить новый гостиничный комплекс. Вместо этого, власти Парижа отнеслись к сооружению как к памятке архитектуры, и внесли его в перечень исторических объектов города. Официальное решение о преобразованию вокзала в музей было принято во время межминистерского совещания 20 октября 1977 года, созванного по инициативе тогдашнего президента Валери Жискара д’Эстена. В этом же году была создана специальная комиссия для наблюдения за строительством и организацией музея.

После периода длительных пререканий с наблюдательным комитетом, ухудшения отношений с президентом и затяжных реставрационных работ, строительство, наконец, завершилось, хотя и с отставанием от графика и перерасходом бюджета в размере миллионов франков. 1 декабря 1986 года музей был открыт президентом Франции Франсуа Миттераном, доступ широкой публике был предоставлен с 9 декабря.

Коллекция музея

Музей д’Орсе располагает коллекцией из более чем 6000 произведений искусства (не включая фотографий и кинофильмов), из которых примерно половина находится на постоянной экспозиции по усмотрению кураторов. Остальные экспонаты находятся в хранилище, откуда попадают на временные выставки или в другие музеи. Всего в музее три этажа с экспонатами. На первом можно увидеть произведения мастеров раннего импрессионизма – Мане, Энгра, Милле. На втором этаже продолжается выставка импрессионистов – здесь расположены работы Ренуара, Моне, Дега, Ван Гога, творения Гогена, Тулуз-Лотрека, Писсаро, Сезанна и Сера. Символизм, натурализм и модернизм представлены также на втором этаже – здесь действует постоянная международная выставка ар-нуво, которая включает в себя мебель, предметы искусства и витражи.

Как можно добраться к музею?

Хотя железнодорожные линии вокзала под музеем уже давно не функционируют по своему прямому назначению, некоторые из них были модифицированы для того, чтобы принимать небольшие транзитные поезда. Сегодня таким транспортом можно добраться к музею от вокзала Аустерлиц.

Удобнее всего доехать к пункту назначения на метро. Возле музея проходит линия метро М12, выходить нужно на станции Solférino. Альтернативный вариант – добираться автобусами № 24, 63, 68, 69, 73, 83, 84, 94. Музей находится по адресу Rue de Lille, 62, вход для посетителей открыт с вторника по воскресенье от 9:30 до 18:00. Стоимость билета составляет 9 евро, а для молодежи от 18 до 25 лет – 6.5 евро. Такая же скидка предоставляется и для всех желающих в вечерние часы – с 16:30 и до самого закрытия музея. Исключение составляет только четверг, в этот день скидка не действует. Дети до 18 лет могут посетить выставку совершенно бесплатно.

Музей будет интересным как для любителей искусства, так и для людей, которые только начинают интересоваться этим направлением культуры. Огромное пространство музея не стесняет, а позволяет каждому произведению полностью раскрыть себя. Посетив выставку во время экскурсии в Париже, вы сможете насладиться полотнами признанных мировых гениев – Моне, Ван Гога, Ренуара, Дега, Гогена, Тулуз-Лотрека, Писсаро, Сезанна и многих других.

Интересная и неоднозначная история музея, вызывает интерес даже у людей, далеких от изобразительного искусства. Потратив несколько интересных часов, вы сможете не только поднять свой культурный уровень, но и приятно и полезно отдохнуть.

Советы перед, во время и после посещения музея

Еда

Перед тем, как посещать любое публичное место в Париже, зная, что путь предстоит нелегкий и не быстрый, я бы рекомендовала, прежде всего подкрепиться дома, а точнее в том месте, где остановились, чтобы не тратить лишние деньги на еду. К тому же, исходя из собственных ощущений, а также по признанию многих наших соотечественников, кафе, расположенное в музее, оставляет желать лучшего в плане ценовой политики и ассортимента еды. Поэтому продумайте вашу еду заранее.

Но, кстати говоря, недалеко от музея есть чудесное кафе с прекрасным видом на музей, Сенну и вообще на Париж.

Но, цены, как и во всех туристических местах, немного кусаются. Будьте готовы, что, во-первых, вам придется иметь наличные (так как покупка по карте возможна от 18 EUR), а, во-вторых, бокал вина или чашечка кофе будут стоить вам в 2 раза дороже, чем в менее туристическом месте, то есть в удалении от туристических достопримечательностей. Но вам будут предложен богатый выбор салатов, мини-закусок, десертов и всевозможных аперитивов. Так что, решать только вам! Я, вот, например, никогда не отказываю себе в подобных удовольствиях. Ведь это же и есть знаменитое французское l’art de vivre!

В столь любимом туристами округе, к сожалению, нет возможности перекусить бюджетно :(. Но вообще, во втором (ближайшем к первому) округе есть действительно классное и доступное кафе.

Очереди и время прибывания

Как я уже писала раньше, когда я была в первый раз, то я еще не знала о существовании возможности покупки билетов онлайн, а не через кассу музея, поэтому потратила очень много времени и сил, чтобы отстоять очередь на вход и в кассу, и соответственно, у меня уже осталось меньше времени на само путешествие по музею. Поэтому, настоятельно рекомендую воспользоваться онлайн покупкой билетов через сайт музея или же вообще купить карту «Paris Museum Pass », которая значительно сэкономит время — позволит не стоять очередь и деньги. Пожалуйста, учитывайте, что покупка покупка билетов онлайн будет немного дороже — 13, 70 EUR, но вы сможете заранее (за 3 месяца) его купить, а также выбрать тариф, тип билета (это может быть e-ticket) и филиалы, входящие в состав Музея д’Орсэ.

По поводу времени прибывания в музее, то тут нет однозначной рекомендации, но, если вы, как я и мои друзья, являетесь фанатами Моне, Мане, Ван Гога и других не менее известных деятелей искусства, то советую выделить время, как минимум с 10.00 и до 16.00, чтобы исследовать все и не устать до потери пульса, сделать красивые фотографии и посетить сувенирный магазин в музее. Кстати, именно в нем я приобрела замечательную книгу с фотографиями Парижа разных времен, так что отбросьте предвзятое отношение к подобным местам, ведь иногда там встречаются поистине великолепные памятные вещи, которые останутся с вами надолго.

Что интересного можно увидеть в Орсе?

Панорама внутри музея Орсе (d’Orsay)

Первый ярус музея

На первом этаже Орсе находится зал скульптурных композиций. Стены зала украшены уникальными полотнами известных живописцев прошлых веков. Среди них можно увидеть полотна Гюстава Курбе, Делакруа, Камиля Коро, Базеля и многих других. Особой популярностью у ценителей искусства пользуются скульптуры Жан-Батиста Карпо, прославившегося созданием бюстов великих людей того времени. Среди них – скульптура Наполеона, композиция «Уголино и его сыновья», бюст балерины Эжени Фиокр, гипсовые композиции «Четыре части мира» и «Танец». Невероятный восторг у искусствоведов вызывает картина Мане «Олимпия», а чего стоит полотно Гойи «Маха обнаженная» и «Венера Урбинская». Может быть слишком смелые, слишком кричащие, но по-своему восхитительные и необыкновенные.

Верхний этаж д’Орсе

Следующим пунктом экскурсии по музею Орсе является верхний ярус здания. Здесь можно полюбоваться знаменитым полотном Мане «Завтрак на траве». В центре картины обнаженная дива в окружении нескольких мужчин. Можно представить какой взрыв негодования вызвала эта «непристойная» картина. Десятки критиков обрушили на нее свои гневные отзывы. В результате – картина долгое время пылилась в темных кладовых, выставлять ее строго запретили. Но в настоящее время она по праву занимает одно из самых почетных мест музея. Теперь каждый желающий может свободно наслаждаться красотой и изяществом этого невероятного шедевра. В соседних залах можно полюбоваться творчеством Ренуара, Дега, Моне, Сислея и многих других. В зале под номером 35 представлены полотна Ван Гога – «Звездная ночь над Роной», «Портрет доктора Гаше» и некоторые другие. Картины этого художника не могут оставить равнодушным не одного посетителя – они притягивают, гипнотизируют, заставляют рассматривать каждую деталь, каждый элемент. Отвести взгляд от них просто невозможно. В следующих комнатах на обозрение посетителей выставлены работы известных французских импрессионистов – Моне и Ренуара.

Средний этаж Орсе

Спустившись ниже на один ярус, посетители оказываются на среднем этаже здания. Гордостью этого яруса является скульптурная композиция Родена «Мимолетная любовь». Рядом расположена скульптура «Зрелый возраст» Камиллы Клодель. Она является неотъемлемой частью первой композиции, ее великолепным дополнением. Художественный стиль арт-нуво можно проследить в работах Кагановича, Войяра и Боннара. Некоторые композиции выполнены в стиле японской живописи. Пройдя мимо оригинальных статуй 20 столетия, посетители оказываются на открытой галерее, где можно полюбоваться работами современных художников – Кормона, Детайя, Бланша и Климта. После просмотра картин экскурсоводы рекомендуют обязательно посетить зал старинной мебели. Здесь сохранились некоторые, весьма уникальные экземпляры.

Билеты в музей Орсе

Билеты в музей Орсе можно купить двумя способами: онлайн или непосредственно в кассе перед его посещением. В последнем случае учтите, что продажа талонов заканчивается за час до конца рабочего дня галерей.

Взрослые билеты – 12 евро. Это стоимость за просмотр постоянных коллекций и временных выставок.

Льготные билеты – 9 евро. В эту категории попадают не граждане ЕС 18-25 лет. Остальные посетители могут пройти по этой цене в любой день после 16:30, а в четверг после 18:00.

для лиц до 18 лет, для всех каждое первое воскресенье нового месяца, люди с ограниченными возможностями и их сопровождающие, а также преподаватели начального и среднего образования.

Есть 2 входа внутрь: с левой стороны сооружения заходят те, кто только собирается приобрести билет. У кого он уже есть, идут к правому входу. А чтобы не заблудиться среди галерей, рекомендуется прямо у входа взять русскоязычный план и аудиогид за 5 евро.

Сохраните использованные талоны, и в течение 8-и дней вы сможете получить скидку, если решите пойти на экскурсию в Парижскую Оперу без гида, посетить музеи Моро или Жан-Жака Хеннер.

История создания музея Орсе

В 1900 г. Париж стал местом проведения Всемирной выставки, на которой участники из разных стран демонстрировали научные и технические достижения. Столица Франции готовилась к этому мероприятию основательно. К началу выставки построили Эйфелеву башню, первую линию метро, два дворца – Большой и Малый и два вокзала – Лионский и Орсе.

Это интересно. За время проведения выставки, Париж посетили 50 млн. человек.

Строительством вокзала Орсе руководил архитектор В. Лалу. Он сумел органично объединить строгость и элегантность при создании фасада. Архитектор прекрасно справился с основной задачей – создал сооружение способное принять большой пассажирский поток и органично вписаться в архитектуру исторического центра города.

Удачным было и место, выбранное для сооружения. Все прибывающие на вокзал, оказывались рядом с основными объектами выставки.

Строительство

Возводить здание вокзала начали в 1898 г. Сроки были сжатые, закончить здание было необходимо к началу выставки. Работы шли круглосуточно – днем на строительстве трудились 300 человек, ночью 80.

14.07.1900 г. торжественно открыли новый вокзал и отель.

Архитектор стремился сделать Орсе не только удобным, но и изысканным. Металлические конструкции, высотой 32 м, были прикрыты фасадом. Новый вокзал был крытым. Крыша была изготовлена из стеклянных панелей, естественный свет освещал здание.

Вокзал был оборудован устройствами для удобства пассажиров: пандусами, подъемниками для багажа, лифтами, подземными линиями, для того времени это были новинки. Центральный зал украшали скульптуры и росписи.

40 лет с вокзала ежедневно отправлялись 200 поездов.

Закрытие вокзала

Со временем вокзал технически устарел. Его эксплуатация стала нерентабельной, и в 1939 г. он был закрыт.

В 1945 г. в здание на некоторое время поместили освобожденных узников концлагерей. В 60-х годах в Орсе проходили съемки фильма «Процесс».

Архитектура здания

Здание вокзала Орсе на момент его постройки в 1900 году являло собою органичное соединение технических достижений той эпохи с изящными архитектурными формами стиля боз-ар. Автором проекта вокзала был Виктор Лалу, который в сотрудничестве с Эмилем Бенаром и Люсьеном Манье создал великолепное здание, идеально вписавшееся в элегантную городскую застройку этого района столицы. Металлические конструкции и различные механические приспособления, являющиеся неотъемлемой частью любого промышленного сооружения, Лалу смог скрыть за монументальным каменным фасадом с арками, колонами и скульптурами. На крыше вокзала также размещались купола, башенки, декоративные украшения и орнаментальные щиты. Внутри здания находился огромный, богато украшенный центральный зал с перронами, который достигал 32 метров в высоту и 40 метров в ширину.

При реконструкции бывшего вокзала Орсе в 1980-х годах огромное внимание уделялось сохранению его первоначального облика, при этом перед архитекторами стояла также задача адаптации промышленного здания к требованиям музейного дела. Преобразованием вокзала в музей занималась группа архитекторов (Рено Бардон, Пьер Кольбок, Жан-Поль Филлипон), которая выиграла конкурс на создание музея, объявленный правительством

В течение 6 лет длилась кропотливая реставрация здания, в ходе которой было сохранено большинство прежних помещений и восстановлены элементы декора начала 20 века. Центральный зал, тот самый, в котором ранее располагались перроны, стал главным выставочным пространством музея. Широкий и протяженный арочный неф, разделяющий зал в длину на две части, создает эффект бесконечности экспозиций, в которых картины и скульптуры органично соседствуют с прекрасной архитектурой здания.

Обе части центрального зала состоят из отдельных выставочных залов, в которых представлены тематические экспозиции. Оформление интерьеров музея Орсе было доверено известному дизайнеру и архитектору Гаэтане Ауленти, которая создала достаточно оригинальные выставочные пространства из плоских панельных конструкций. Таким образом, выставки в музее имеют стены, но не имеют потолка, благодаря чему естественное освещение попадает в экспозиции через стеклянный свод крыши музея Орсе. Несколько галерей были созданы под самым куполом здания и в помещениях бывшего привокзального отеля, а просторный столовый зал отеля был переоборудован в современный ресторан. Для наиболее ценных экспонатов музея, которым вреден яркий свет, в галерее оборудованы затененные выставочные комнаты.

Коллекция музея Орсе: картины, произведения, скульптуры

Коллекция музея Орсе имеет более четырех тысяч грандиозных произведений искусства, и представлены они на трех этажах.

Экспозиция первого этажа

Первый этаж музея д’Орсе вызывает интерес не только своей экспозицией, но и своим интерьером. Вдоль центра располагаются два ряда скульптур, которые напоминают железнодорожную дорогу, а по двум сторонам в боковых залах показывают произведения живописи. Из скульптур здесь представлены работы Карпо, Уголино, Кордье.

Сегодня весь первый этаж Орсе включает в экспозицию работы следующих импрессионистов: Жан Беро, Пьер Боннар, Винсент Ван Гог («Звёздная ночь над Роной», «Автопортрет»), Поль Гоген («Забавы», «Таитянские женщины на побережье»), Эдгар Дега («Портрет семьи Беллелли», «Балетная репетиция на сцене»), Камиль Коро, Люсьен Леви-Дюрмэ, Эдуард Мане («Олимпия»), Клод Моне («Женщины в саду»), Камиль Писсарро, Гюстав Курбе («Мастерская художника», «Похороны в Орнане»), Поль Сезанн («Игроки в карты», «Купальщики», «Портрет женщины с кофейником») и многих других.

Также здесь выставлены картины Энгра, Делакруа, Пювиса де Шаванна, Гюстава Моро, Дега, Домье, Коро, Милле, Курбе, Анри Руссо, Оноре Домье.

Сергей Архипкин

Экспозиция второго этажа

Картины, выставленные на втором этаже, — это работы натуралистов и символистов. Также здесь есть образцы декоративного искусства эпохи модерна, и скульптуры Майоля, Родена, Бурделя.

На втором этаже расположилась известная статуя Огюста Родена «Бальзак», коллекция Кагановича, картины Вюйяра («Общественные сады»), Боннара («Партия в крокет»), Детайя («Сон»), Кормона («Каин»), Жака-Эмиля Бланша («Портрет Марселя Пруста»), Климта «Кусты роз под деревьями».

Также здесь выставлены скульптуры Родена («Уголино», «Мимолетная любовь»), Камиллы Клодель («Зрелый возраст»).

Экспозиция третьего этажа импрессионизм и постимпрессионизм

Третий этаж представлен работами эпохи импрессионизма и постимпрессионизма.

Одни из самых знаменитых работ на верхнем этаже являются следующие: «Завтрак на траве» Мане, «Маки» Моне, «Абсент» Деги, «Бал в Мулен-де ла Галет» Ренуара, «Женщина с зонтиком» Моне, картина «Колыбель» Берты Моризо, «Яблоки и апельсины» Сезанна, «Заклинательница змей» Руссо, «Цирк» Сёра, «Портрет Оскара Уайльда» Тулуз-Лотрека, а также работы Ренуара, Сислея, Писарро, Редона, Мане, Мондриана и других.

Сергей Архипкин

История музея

Его история начинается со строительства железнодорожного вокзала в 1900 году. Именно к этому событию было и приурочено открытие выставки. Здание вокзала использовалось до 1939 года, но после утратило свою актуальность, в связи с открытием более удобных веток маршрута. Помещение тоже было не простым. Весь зал был оформлен лепниной и фреской, а укрывался прозрачным куполом. Помимо прочего в самом здании вокзала находился отель на триста с лишним номеров, с ресторанами и помещениями для приема.

Музей Орсе

Музей де Орсе был открыт в 1986. И решения обосновать музей в бывшем знании вокзала оказалось самым удачным. Помимо великолепного оформления, стеклянный купол давал естественное освещение, в котором экспонаты выглядели наиболее интересно. А простор помещения позволил разместить не только картины, но и скульптуры. И вот уже третий десяток лет здание принимает своих посетителей.

На заметку! Но помимо этого музей может представить отделы французской архитектуры, фотографий и образцов мебели. Кроме того Орсе — это еще и современный музей. Туристы могут поработать за компьютерами, на которых хранятся экспонаты и вся связанная с ними сопутствующая информация.

Экспозиция первого этажа

На первом этаже представляет интерес не только экспозиция галереи, но и потрясающая архитектура интерьеров, в которых металлические конструкции удивительным образом сочетаются с декоративными элементами, выполненными в стиле модерн. Как мы уже упоминали, здание в свое время строилось, как вокзал, а не музей. Оно выполнено в том же стиле, что и многие другие строения той эпохи: Малый и Большой дворцы, Эйфелева башня, универмаги о Бон Марше и Мамаритен.

Если вы хотите посмотреть работы импрессионистов, то для вас будет невероятно интересен поход в музей Орсе. Скульптуры, размещенные на первом этаже галереи, достойны пристального внимания посетителей. Кроме того, здесь есть несколько комнат, в которых представлены работы Эдуарда Мане, Анри Руссо, Камиля Коро, Оноре Домье. Один из залов выделен для работ Гюстава Курбе, который является основателем реализма в живописи. Так же здесь есть помещение, посвященное творчеству Клода Моне, в котором можно увидеть такие произведения, как «Женщина в саду», «Регата в Аржатей» и многие другие.

Эдгар Дега

Репетиция балета на сцене (1874 г.)

Репетиция балета на сцене (1874 г.)

Хотя картина многих сразу привела в восторг, ее долго и упорно воспринимали только как рисунок. В отличие от поздних красочных работ Дега, тут он отдал предпочтение монохромному молочному тону, точно передающему все нюансы освещения, при котором белые пачки выделяются особенно сильно.

Класс балета (1871 – 1874 г.г.)

Класс балета (1871 – 1874 г.г.)

Еще одна картина мастера из-за кулис балетной труппы.

Дега любил наблюдать за репетицией, точно подмечая все нюансы, позы и мимику танцовщиц, отчего его детища всегда получались живыми.

В данном случае видно, что урок подошел к концу, и ученицы вымотаны.

Пока учитель делает последние комментарии, кто-то принял расслабленную позу, кто-то поправляет одежду и волосы, а кто-то закрепляет урок поставленным движением.

Главные произведения

Здание выделяется своей необычной архитектурой, поскольку несколько десятилетий оно служило вокзалом. Автор проекта — архитектор Виктор Лалу, также в его реализации приняла участие Гаэ Ауленти (итальянский архитектор и дизайнер).

В архитектуре здания гармонично сочетаются черты классицизма и элементы индустриального стиля. В украшении фасадов мы видим скульптуры, пилястры и лепнину, барельефы, картуши и аграфы (металлических украшений).

Музейные экспозиции размещаются на пяти уровнях.

Работы импрессионистов — главная ценность собрания. Представлены такие известные полотна:

  • «Завтрак на траве» и «Олимпия» Эдуарда Мане
  • Четыре полотна серии «Руанский собор» Клода Моне
  • «Бал в Мулен-де-ла-Галетт» Огюста Ренуара
  • «Цирк» Сера
  • Автопортрет Винсента Ван Гога.

Вы увидите также работы Поля Гогена и Эдгара Дега, Бланше и Сезанна, Матисса и Редона, а также других известных мастеров этого жанра.

Эти знаменитые произведения искусства расположены на самом верхнем этаже. Поэтому, если Вы ограничены во времени или не особый ценитель искусства, лучше начать осмотр именно отсюда.

На нижних уровнях представлены работы художников, творивших до эпохи импрессионизма, широко известные только узкому кругу ценителей искусства (Карпо, Энгр и Делакруа, Пивис де Шаванн и другие), а также новое искусство (арт-нуво).

Кроме живописи экспонируются коллекции скульптуры и декоративно-прикладного искусства, мебели и фотографии, декорации к операм и предметы архитектуры.

На среднем уровне здания имеется кафе со смотровой площадкой, откуда открывается великолепный панорамный вид на Сену и Лувр.

История музея

Орсе открылся еще в начале прошлого века. Тогда даже в мыслях никто не мог допустить, что спустя 100 лет в этом здании будут храниться полотна великих мастеров. Сюда прибывали поезда — Орсе открылся в 1900 году как новый железнодорожный вокзал, связывающий Орлеан, Тулузу и другие регионы со столицей Франции. Сквозь дым и копоть поездов прибывающим открывался прекрасный вид на центр Парижа. Здесь, на берегу Сены, находится знаменитый Лувр. А сам новый вокзал просто поражал воображение — купол, выполненный из стекла, фрески на стенах, технические новинки. Так, Орсе еще до своего превращения в музей вошел в историю как первый электрифицированный железнодорожный вокзал в мире. Эскалаторы и лифты для посетителей, почти 400 номеров для размещения с лучшими ресторанами. Расцвет Орсе продолжался недолго — вскоре появились более удобные подъездные пути к Парижу и вокзал сначала ушел на второй план, а в 1939 году и вовсе закрылся. В течение многих лет вокзал Орсе находился сначала в небытие, а потом и вовсе в таком запустении, что стал фоном для депрессивного фильма «Испытание по Кафке». В итоге, в 1971 году было решено снести здание. К счастью, вмешался Жорж Помпиду — в то время президент Франции. Они решил, что здесь будет находиться музей. Сразу после начались работы по подготовке и реконструкции здания, в 1986 году железнодорожный вокзал Орсе наконец открыл двери в качестве музея Орсе. На реконструкцию ушло 6 лет и 270 миллионов долларов.

Организация экспозиций музея

Музейные фонды составлялись постепенно и из разных источников. Сюда поступали предметы искусства из Малого и Люксембургского дворцов, запасников Лувра, скульптуры из галереи Же-де-Поп, а также в качестве подарков от частных коллекционеров.

Парижский музей Орсе

Имея достаточно большую площадь – 57 400 м. кв., паноптикум размещает на трех основных уровнях коллекции из более 4 000 работ, разделив их по тематике и технике исполнения. Так, на верхнем этаже можно любоваться творениями импрессионистов и постимпрессионистов, выстроившихся вдоль всего здания, выходящего к Сене: Ренур, Гоген, Моне с серией полотен «Руанский собор», Тулуз-Лотрек – большой поклонник варьете, Дега, Писсаро и неповторимый Ван Гог.

Среднему уровню отдан период с 1870 по 1914 год, в котором нашли отражение символическое и публичное искусство времен III Империи, мастера арт-нуво и академической живописи.

На первом этаже соседствуют произведения 1848-1870 годов, а среди них такие имена, как Густав Моро и Энгра, Делакруа и Мане.

Удивительно, что столь непродолжительное время (1848-1914 г.г.) охвачено собраниями предметов искусств настолько разнообразными и потрясающими. Картины музея Орсе соседствуют со скульптурами, фотографиями, гравюрами, впечатляющими оригинальностью предметами мебели Дила, нарядной резьбой по дереву семейства Гере, декорациями оперы и кино. Особенно привлекают бронзовые украшения Бари и деревянный гарнитур, созданный специально для графини Беарн мастером Ж. Дамптом в начале ХХ столетия.

Шедевры музея Орсе постоянно пополняются, обновляя экспозиции очередными приобретениями работ не только импрессионистов и постимпрессионистов, а также недооцененных ранее художников академической школы. Чтобы помочь зрителям увидеть полотна в выгодном свете, специально разработана новая система освещения, а сами стены стали цветными.

Желающие посмотреть всю выставку в хронологическом порядке, должны приготовиться провести тут весь день. Но если вас интересует определенные направления, изучите план здания и расположение его залов, каждый из которых обладает собственной аурой, наполняющей его атмосферой.

Переступив порог musée d’Orsay, попадаешь под очарование исключительного декора.

Так начинается прелюдия к приключению по одному из самых популярных французских музеев, в котором собраны поразительные коллекции артефактов, созданных во время наиболее продуктивного исторического периода.

Начиная осмотр вернисажа на первом этаже, вам предстоит пройти под сводом, собранном из стеклянных панелей, поражающем своими размерами и вызывающем ассоциацию с хрустальным дворцом. Далее, пройдя по среднему и верхнему уровням, можно полюбоваться фантастическим видом на центральную аллею.

Историческая справка

Место, где в наши дни располагается музей Орсе, имеет историю куда более длинную, чем официальная история этого музейного учреждения. Еще в начале 17 века здесь были королевские сады поместья Маргариты де Валуа, жены Генриха IV, а спустя век, когда на левом берегу Сены появилось множество аристократических особняков, была построена пристань и набережная. Впоследствии набережная получила имя в честь парижского прево Шарля Буше д’Орсе, при котором и происходило ее строительство. В 19 веке на набережной возникло величественное здание дворца Орсе, который был домом сразу для двух важных государственных учреждений: Счетной палаты и Государственного совета. В мае 1871 года в ходе подавления Парижской коммуны дворец, как и многие другие общественные здания этого района, очень сильно пострадал от пожара.

Почти три десятка лет полуразрушенное здание являло собою мрачное напоминание о последних днях власти коммунаров, но в конце 19 века участок земли вместе с бывшим дворцом был выкуплен одной из частных железнодорожных компаний, выполнявшей перевозки между Парижем и Орлеаном. В этот период в Париже, который готовился к принятию Всемирной выставки 1900 года, осуществлялось строительство многих грандиозных сооружений: Эйфелевой башни, первой линии парижского метрополитена, Лионского вокзала, арочного моста Александра III через Сену и др. Вокзал Орсе, который железнодорожная компания решила построить на месте бывшего дворца Орсе, должен был занять достойное место в вышеупомянутом списке парижских новинок. Строительные работы, которые начались в 1898 году, продолжались днем и ночью, чтобы успеть принять пассажиров к началу выставки.

14 июля 1900 года состоялось торжественное открытие вокзала, который вызвал массу восторженных отзывов и был назван современниками «настоящим дворцом изящных искусств». Вокзал Орсе и привокзальный отель класса люкс были весьма популярны у путешественников и иностранных делегаций, прибывавших в Париж на Всемирную выставку. Перроны находились под сводчатым ажурным куполом из стекла и стали, поскольку железнодорожная компания использовала на этой магистрали новинку – поезда с электротягой, что избавляло пассажиров от гари, копоти и пара, которые царили на обычных вокзалах. Впрочем, из-за быстрых темпов развития железнодорожного транспорта, уже к концу 1930-х годов перроны вокзала Орсе оказались слишком короткими для обслуживания магистральных поездов, и с вокзала стали отправляться только небольшие пригородные поезда.

После Второй мировой войны по своему прямому назначению использовалась лишь небольшая часть перронов, в то время как сам вокзал и здание отеля часто выполняли не совсем привычные для себя функции. Так, колоритные помещения вокзала в 1962 году стали декорациями к фильму «Процесс» по роману Кафки, а в 1972 году в здании вокзала открылась сцена театральной компании Рено-Барро. Несколько раз вокзал Орсе оказывался на грани уничтожения, когда в правительство Франции поступали предложения о сносе полупустого здания в центре столицы, чтобы освободить место для современного отеля или какого-нибудь административного строения. К счастью, этим планам не суждено было сбыться, и старинный вокзал в 1980-х был благополучно превращен в музей. Датой основания музея Орсе считается 20 октября 1977 года, когда был издан приказ министерства культуры о преобразовании в музейное учреждение здания бывшего парижского вокзала.

Такой приказ был принят неспроста: во-первых, он защищал от сноса исторически важное здание, а во-вторых, позволял решить проблему размещения части национальной художественной коллекции. Богатое собрание работ импрессионистов и постимпрессионистов по хронологическим рамкам создания (вт

половина 19 в. — начало 20 в.) не подходило ни Лувру, ни Национальному музею современного искусства в центре Жоржа Помпиду, поэтому Парижу давно требовалась новая галерея для экспозиции этой коллекции. На реконструкцию здания вокзала и обустройство выставочных пространств в его помещениях потребовалось несколько лет, по истечению которых, в декабре 1986 года музей Орсе принял первых посетителей.

Интересные факты

  • Главный зал музея Орсе просто огромен, в длину он простирается на целых 140 метров, в высоту – на 32 метра.
  • Когда железнодорожный вокзал был закрыт, то со временем он пришел в такое запустение, что в помещениях будущего музея… хозяйничали крысы.
  • Пришедшее в упадок здание вокзала Орсе сослужило добрую службу кинематографу: режиссер Орсон Веллс использовал его в качестве фона при съемках картины «Испытание по Кафке».
  • На том месте, где сейчас находится музей Орсе, еще до постройки вокзала располагался древний дворец, впоследствии разрушенный. Дворец носил то же название.
  • В музее Орсе находится гипсовый вариант скандально известной статуи Огюста Родена «Бальзак», представившего великого писателя… в халате скульптора. Оригинал пребывает на бульваре Распай в Париже.
  • На первом этаже террасы вдоль Сены можно увидеть преисполненную трагизма скульптурную группу «Зрелый возраст» авторства… любовницы и ученицы Огюста Родена Камиллы Клодель. Она создала ее в непростой период своей жизни, когда Роден вернулся к своей прежней пассии.
  • В окрестностях Орсе находится построенный в 1786 году Дворец де Сальм, ставший музеем ордена Почетного легиона.

Musée d’Orsay62, rue de Lille 75343 Paris Cedex 07 Francewww.musee-orsay.fr

Пантеон в Париже – собор, ставший мавзолеем

  Дом инвалидов в Париже – цитадель истории

Похожие публикации:

Пирамида Лувра

Эту размещенную на территории луврского дворца-музея созданную из стекла, алюминия и стали пирамиду, сооружение которой продолжалось на протяжении пяти лет, торжественно открыли в конце марта 1989 г.
Имея почти 22-х метровую высоту и занимая площа…

Елисейские Поля

У французов (и не только) есть не очень честный, но эффектный и эффективный способ «пустить пыль в глаза» потенциальным партнёрам, покупателям, клиентам. Они арендуют за несколько сотен евро почтовый ящик — на Елисейских полях (Champs-Élysées). Эпи…

Остров Сите – старейшая часть Парижа

Отправляясь знакомиться с многочисленными достопримечательностями французской столицы, следует, в первую очередь, обратить свое внимание на исторический центр города, точнее, старейшую его часть – остров Сите (Île de la Cité). Именно здесь можно не..

Опера Гарнье (Гранд-Опера, фр. Opéra Garnier, Grand Opéra)

…Приглушён свет. В зале опадает шум. И за мгновение до занавеса, до вихря и экстаза танца, за мгновение до чьей-то новой любви сумрак в ложе № 5 сгущается и мрачнеет… Эрик снова пришёл.
Он пришёл за Ней. Но время оказалось сильнее всех сил на свет…

Река Сена

Сена начинается в Париже. Не символически, а буквально. Ключ реки «размыкает» землю в еловом парижском лесу и устремляется в путь — из Парижа — в Париж — в Ла-Манш, в океан…
За 290 километров от столицы Франции, на бургундском плато Лангр (Langres…

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector