Основные методы географических исследований
Содержание:
- Что изучает физическая география?
- Методы географических исследований
- Географический прогноз
- Объяснение и предсказание географических явлений
- Что изучает физическая география?
- Вопросы будущего планеты
- Источники и методы
- ↑яНЯРНЪМХЕ ЦЕНЦПЮТХХ ГЮ ПСАЕФНЛ
- История открытий
- История становления науки
- Ранняя история географической науки
- Как изменялась специфика предмета изучения географии с древних времён до настоящего времени
- ↑пЕЙНЛЕМДСЕЛЮЪ КХРЕПЮРСПЮ
- Современные способы
- Проводимые исследования
- Методы физической географии
- Другие средства
- Великие географические открытия
Что изучает физическая география?
Одна из самых важных задач современной географии – это переосмысление рациональных способов добычи и использования, освоения природных ресурсов и условий человеком. Экстремально быстрый технический прогресс вызвал уже заметное сейчас истощение многих природных источников. И речь идет не только о воде и полезных минералах, но и в первую очередь об окружающей среде.
К объектам физической географии относят:
- климат земного шара;
- особенности внутренних вод;
- ландшафты и рельеф, геологическое строение;
- животный и растительный мир;
- природные зоны, включая почвы;
- экосистемы как уникальные сформированные условия в отдельных территориальных точках.
Таким образом, физическая география – это наука, изучающая совокупность элементов литосферы Земли (твердой оболочки планеты, состоящей из земной коры и верхней части мантии).
Методы географических исследований
Под методами географических исследований понимают методики или способы получения информации географической направленности.
Они включают приёмы и методы изучения законов, по которым происходит формирование и развитие природы планеты. Благодаря этому научному подходу сегодня не осталось ни одной большой территории, которая бы не была изучена человеком. Но до сих пор некоторые явления и процессы недостаточно исследованы.
Методы географических исследований делятся на традиционные и современные.
К традиционным относятся:
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
- Метод наблюдения – дает полное представление о географических объектах;
- Картографический метод – дает возможность наблюдать за закономерностями размещения в пространстве географических объектов с использованием тематических карт (общегеографических или комплексных);
- Статистический метод – позволяет обрабатывать, анализировать и систематизировать данные полученные путем наблюдений;
- Исторический метод – занимается исследованием географических объектов, начиная с момента их возникновения и до настоящего времени;
- Сравнительный метод – способ обнаружения общих черт или различий между объектами или явлениями.
Сравнительный метод используется для классификации изучаемых явлений и объектов с целью прогнозирования возможных изменений в пространстве и времени.
Все методы исследований тесно связаны и переплетены между собой.
Географический прогноз
В географической науке накоплено такое количество знаний и создана такая методология для решения проблем на пересечении естественных и социальных наук, что это позволяет делать комплексные и долгосрочные прогнозы. Научный прогноз является суждением о состоянии какого-либо явления в будущем, основанным на исследовании и сделанным с определенной вероятностью.
Наиболее часто географический прогноз делается в следующих двух направлениях:
- состояние природной среды и влияние на нее человеческой жизнедеятельности,
- состояние территориально-производственной и социальной среды.
Общим является то, что прогноз представляет собой заключительный этап некоторых, часто весьма продолжительных, исследований.
От длительности исследований косвенно зависит длительность прогноза.
По длительности географические прогнозы бывают:
- оперативный (на один месяц),
- краткосрочный (от одного месяца до одного года),
- среднесрочный (от 1 года до 5 лет),
- долгосрочный (от 5 до 15 лет),
- сверхдолгосрочный (более 15 лет).
Обычно чем дольше срок, тем больше вариантов прогноза, среди которых выделяют оптимистический и пессимистический различной степени.
Объяснение и предсказание географических явлений
До сих пор ученые не понимают полностью механизмов возникновения землетрясений, а потому не могут их предсказывать. Единственное исключение заключается в том, что, когда начинаются первые толчки, автоматические приборы могут успеть сообщить об этом жителям тех районов, до которых колебания ещё не добрались. Например, во время землетрясения в Японии в 2011 году токийцы были предупреждены о нем по телевидению за 90 секунд до первых толчков. Однако этого недостаточно для подготовки к стихийному бедствию.
Куда лучше обстоит дело с предсказаниями капризов погоды. Климатологи могут сообщить об урагане за несколько дней до его появления. И всё же на сегодняшний день очень многие географические явления не имеют достаточно полного теоретического объяснения.
Что изучает физическая география?
Одна из самых важных задач современной географии – это переосмысление рациональных способов добычи и использования, освоения природных ресурсов и условий человеком. Экстремально быстрый технический прогресс вызвал уже заметное сейчас истощение многих природных источников. И речь идет не только о воде и полезных минералах, но и в первую очередь об окружающей среде.
К объектам физической географии относят:
- климат земного шара;
- особенности внутренних вод;
- ландшафты и рельеф, геологическое строение;
- животный и растительный мир;
- природные зоны, включая почвы;
- экосистемы как уникальные сформированные условия в отдельных территориальных точках.
Таким образом, физическая география – это наука, изучающая совокупность элементов литосферы Земли (твердой оболочки планеты, состоящей из земной коры и верхней части мантии).
Вопросы будущего планеты
Во многом прошлое Земли исследуется для того, чтобы можно было предсказывать ее будущее. Сегодня у географов есть карты, на которых показано расположение материков через миллионы лет
Огромной практической важностью обладает вопрос о процессе изменения климата
Ученые фиксируют, что сегодня происходит резкий рост средней температуры планеты – глобальное потепление. Каковы его причины, и к каким последствиям оно может привести? Ответить на эти вопросы очень сложно. Имитационные модели, с помощью которых можно построить прогноз изменения климата, содержат тысячи переменных, между которыми есть неоднозначные связи.
Например, с одной стороны, рост концентрации углекислого газа вызывает рост температуры из-за парникового эффекта, что ведет к таянию льдов, уменьшению отражающей способности ледовых шапок Земли и ещё большему росту температуры. С другой стороны, чем больше углекислого газа в атмосфере, тем быстрее растут растения, которые поглощают его при фотосинтезе. Учесть все эти взаимосвязи в рамках одной теории очень тяжело, для этого нужны расчеты на суперкомпьютерах, а также масштабный сбор климатической статистики по всему миру.
Источники и методы
Происходит первое знакомство с методами географических исследований в 5 классе.
Они включают в себя способы изучения закономерностей, по которым происходит формирование и развитие планеты.
Научный подход позволил изучить большие территории Земли. Но некоторые явления и процессы до сих пор недостаточно исследованы.
Существуют традиционные и новые методы географических исследований. К первым относятся:
- Наблюдение. Носит описательный характер, позволяет дать полное представление о географическом объекте.
- Картография. Основывается на наблюдении за закономерностями расположения в пространстве географических объектов с применением тематических карт.
- Статистический. Даёт возможность анализировать и систематизировать информацию, полученную с помощью наблюдений.
- Исторический. Исследует географические объекты начиная с момента возникновения и до сегодняшнего времени.
- Сравнительный. Позволяет обнаружить общие черты или различия между явлениями или объектами.
↑яНЯРНЪМХЕ ЦЕНЦПЮТХХ ГЮ ПСАЕФНЛ
гЮПСАЕФМЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ Б 20 Б ОПНЬКЮ ОСРЭ НР ЙКЮЯЯХВЕЯЙНИ ГЮДЮВХ НОХЯЮМХЪ ГЕЛМНИ ОНБЕПУМНЯРХ, ОПХПНДШ, УНГЪИЯРБЮ Х МЮЯЕКЕМХЪ, ДН ОНХЯЙЮ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХУ ГЮЙНМНЛЕПМНЯРЕИ Х ГЮЙНМНБ. аНКЭЬНЕ НАЗЕДХМЪЧЫЕЕ БКХЪМХЕ МЮ ПЮГБХРХЕ ЦЕНЦПЮТХХ НЙЮГЮКХ УНПНКНЦХВЕЯЙЮЪ ЙНМЖЕОЖХЪ МЕЛЕЖЙНЦН СВЕМНЦН ю. цЕРРМЕПЮ, БХДЕБЬЕЦН ГЮДЮВС ЦЕНЦПЮТХХ Б БШЪБКЕМХХ “ГЕЛМШУ ОПНЯРПЮМЯРБ ОН ХУ ПЮГКХВХЪЛ Х ОПНЯРПЮМЯРБЕММШЛ БГЮХЛННРМНЬЕМХЪЛ”. уНПНКНЦХВЕЯЙЮЪ ЙНМЖЕОЖХЪ ОНКСВХКЮ ПЮГБХРХЕ Б яью Б РПСДЮУ п. уЮПРЬНПМЮ. мЮ ЩРНИ РЕНПЕРХВЕЯЙНИ НЯМНБЕ Б ОЕПБНИ ОНКНБХМЕ 20 Б. Б бЕКХЙНАПХРЮМХХ, яью, юБЯРПЮКХХ ЬХПНЙНЕ ПЮГБХРХЕ ОНКСВХКХ ПЮАНРШ ОН ПЮИНМХПНБЮМХЧ РЕППХРНПХХ. гМЮВХРЕКЭМШИ БЙКЮД Б ПЮГПЮАНРЙС РЕНПЕРХВЕЯЙХУ ОПНАКЕЛ БМЕЯКХ Б цЕПЛЮМХХ г. оЮЯЯЮПЦЕ, ю. оЕМЙ, н. ьКЧРЕП, й. рПНККЭ, и. ьЛХРУЧГЕМ; Б яью – й. гЮСЕП, х. аНСЛЮМ. бН тПЮМЖХХ ЯТНПЛХПНБЮКХЯЭ ЬЙНКШ ПЕЦХНМЮКЭМНИ Х ЙСКЭРСПМНИ ЦЕНЦПЮТХХ (о. бХДЮКЭ ДЕ КЮ аКЮЬ, щ. лЮПРНМ, ф. аНФЕ-цЮПМЭЕ). цЕНЦПЮТХВЕЯЙХИ ДЕРЕПЛХМХГЛ, ОНОСКЪПМШИ Б ЮМЦКНЪГШВМНИ ЦЕНЦПЮТХХ МЮВЮКЮ 20 Б., ОПЪЛН БШБНДХК ХЯРНПХВЕЯЙХЕ Х ЩЙНМНЛХВЕЯЙХЕ ОПНЖЕЯЯШ ХГ ОПХПНДМШУ СЯКНБХИ (щ. уЮМРХМЦРНМ).
б АХНЦЕНЦПЮТХХ ХДЕЪ ХГЛЕМЕМХЪ БН БПЕЛЕМХ ЯРЮКЮ ПСЙНБНДЪЫЕИ ОНЯКЕ ПЮАНР т. йКЕЛЕМРЯЮ. яТНПЛХПНБЮКХЯЭ ЬЙНКШ ХЯРНПХВЕЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХХ Б яью (й. гЮСЕП) Х бЕКХЙНАПХРЮМХХ (у. дЩПАХ). й. гЮСЕП ГЮКНФХК НЯМНБШ ЩЙНКНЦХХ ВЕКНБЕЙЮ Х БХДЕК НЯМНБС ЕДХМЯРБЮ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНИ МЮСЙХ Б ХГСВЕМХХ ОПХПНДШ Х ВЕКНБЕЙЮ. оНКХРХВЕЯЙХЕ ЯНАШРХЪ ОЕПБНИ ОНКНБХМШ 20 Б. ЯРХЛСКХПНБЮКХ ПЮГБХРХЕ ЦЕНОНКХРХВЕЯЙХУ РЕНПХИ, ЙНРНПШЕ ХЯУНДХКХ ХГ ОПЕДЯРЮБКЕМХИ Н ЦНЯСДЮПЯРБЕ ЙЮЙ НПЦЮМХГЛЕ Я МЕНАУНДХЛШЛ ЕЛС ФХГМЕММШЛ ОПНЯРПЮМЯРБНЛ (т. пЮРЖЕКЭ, п. вЕККЕМ, у. лЮЙЙХМДЕП).
бН БРНПНИ ОНКНБХМЕ 20 Б. НЯМНБМШЕ СЯХКХЪ АШКХ МЮОПЮБКЕМШ МЮ ЯНГДЮМХЕ ЮООЮПЮРЮ ОПНЯРПЮМЯРБЕММНЦН ЮМЮКХГЮ. яКНФХКЮЯЭ РЕНПХЪ ЖЕМРПЮКЭМШУ ЛЕЯР б. йПХЯРЮККЕПЮ Х ю. кЕЬЮ, ОНГБНКХБЬЮЪ НАЗЪЯМХРЭ ХЕПЮПУХЧ Х ОПНЯРПЮМЯРБЕММНЕ ПЮЯОНКНФЕМХЕ ОНЯЕКЕМХИ. б ЦЕНЛНПТНКНХХ ПЮАНРШ п. уНПРНМЮ Х ю. яРПЮКЕПЮ ОНКНФХКХ МЮВЮКН ЙНКХВЕЯРБЕММНИ ЛНПТНКНЦХХ ПЕВМШУ АЮЯЯЕИМНБ. рЕНПХЪ НЯРПНБМНИ АХНЦЕНЦПЮТХХ НАЗЪЯМХКЮ ЙНКХВЕЯРБЕММШЕ ЯННРМНЬЕМХЕ БХДНБНЦН ПЮГМННАПЮГХЪ ФХБНИ ОПХПНДШ НР ОКНЫЮДХ НЯРПНБЮ Х ЕЦН СДЮКЕММНЯРХ НР ЛЮРЕПХЙЮ (п. лЮЙЮПРСП, е. сХКЯНМ). бМЕДПЪКЯЪ ЯХЯРЕЛМШИ ОНДУНД, ЯЮЛНПЕЦСКЪЖХХ, СЯРНИВХБНЯРХ (п. вНПКХ, а. йЕММЕДХ, п. уЮЦЦЕР, п. аЕММЕР, щ. мЕЕТ). б 70-80-Е ЦЦ МЮ ОЕПБШИ ОКЮМ БШДБХЦЮЕРЯЪ ХГСВЕМХЕ ОПНАКЕЛШ ХЕПЮПУХХ ОПНЖЕЯЯНБ БН БПЕЛЕМХ Х ОПНЯРПЮМЯРБЕММШУ НАЗЕЙРНБ. б ПЮЛЙЮУ НАЫЕЯРБЕММНИ ЦЕНЦПЮТХХ ОНКСВХКЮ ПЮГБХРХЕ ОНБЕДЕМВЕЯЙЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ (АХУЕБХНПХГЛ) – д. сНКОЕПР, й. йНЙЯ, п. цНККЕДФ). я 90-У ЦЦ ОНОСКЪПМШ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ ОН БНЯОПХЪРХЧ Х ЩЯРЕРХЙЕ КЮМДЬЮТРЮ, НЯНАЕММН БН тПЮМЖХХ (ф. аЕПРПЮМ, ю. дЕЙЮЛ). б 60-70-Е ЦЦ НАНГМЮВХКЮЯЭ ЩЙНКНЦХГЮЖХЪ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХУ ХЯЯКЕДНБЮМХИ (д. яРНДДЮПР, ц. уЮГЕ, х. яХЛЛНМЯ, т. уЩЕП). б 70-80-Е ЦЦ ТНПЛХПСЕРЯЪ КЮМДЬЮТРМЮЪ ЩЙНКНЦХЪ. нЯНГМЮМХЕ ЦКНАЮКЭМШУ Х ПЕЦХНМЮКЭМШУ ЩЙНКНЦХВЕЯЙХУ ОПНАКЕЛ ОНРПЕАНБЮКН ПЮГПЮАНРЙХ ЙНМЖЕОЖХИ ОПХПНДНОНКЭГНБЮМХЪ Х НУПЮМШ ОПХПНДШ. я 1982 Ц. ЯСЫЕЯРБСЕР лЕФДСМЮПНДМЮЪ ЮЯЯНЖХЮЖХЪ КЮМДЬЮТРМНИ ЩЙНКНЦХХ. нЯМНБМНЕ ОПХЙКЮДМНЕ ГМЮВЕМХЕ КЮМДЬЮТРМНИ ЩЙНКНЦХХ ГЮЙКЧВЮЕРЯЪ Б ОКЮМХПНБЮМХХ ГЕЛКЕОНКЭГНБЮМХЪ, АНКЕЕ ЬХПНЙН – Б КЮМДЬЮТРМНЛ ОКЮМХПНБЮМХХ.
История открытий
В истории географических исследований каждое открытие играет важную роль. Ученые провели тысячи различных исследований, каждое из которых наложило свой отпечаток на истории человечества. Одними из ярких примеров являются открытия новых материков, океанов.
В 1819 году мореплаватель Ф. Беллинсгаузен доказал существование Антарктиды. Ее открыли в 1820-v. Путешественники пытались и раньше найти Антарктиду, но все их попытки были неудачными.
В 1856 году русский географ П. Семенов отправился изучать Азию. В то время люди мало что знали об этом регионе. За время путешествия ученый нанес на карту реки, некоторые вершины, установил расположение хребтов, а также высоту снежных линий, ледники.
В конце девятнадцатого века исследовать Центральную Азию отправился Н. Пржевальский. За годы экспедиций он изучил горные системы Кунь-Луня, хребты Северного Тибета и другие районы региона.
История становления науки
Полностью разделить классическую и физическую географию нельзя, так как последняя тесно связана с первой и входит в ее структуру. Человечество с древних времен изучает окружающее пространство, расширяя свои знания и навыки. Путешественники и экспедиторы всегда вносили существенный вклад в науку, открывая перед людьми сначала новые континенты, затем затерянные острова, а в настоящее время – ресурсы Земли, до которых раньше нельзя было добраться.
Выделение физической географии из науки произошло в конце 19 столетия, во время бурного развития большинства других научных областей. Это – самый поздний этап становления географии, но один из самых богатых и насыщенных. За 120 лет технологии позволили человеку точнее, обширнее и качественнее исследовать окружающих мир. И в рамках физической географии все эти современные методы активно используются.
Ранняя история географической науки
Итак, как мы уже разобрались, термин «география» придумали древние греки. Ими же были созданы первые детальные карты местности. Собственно, и основы этой науки были заложены именно в эллинскую эпоху. Позднее центр ее развития плавно переместился в арабский мир. Исламские географы не только исследовали и нанесли на карты массу новых земель, но и совершили немало важных новаторских открытий.
Развитию географической науки сильно поспособствовала также китайская цивилизация. В частности, инструментально. Именно китайцы разработали такую полезную вещицу, как компас, которой активно пользуются и в XXI веке.
Самые известные представители раннего периода в истории географической науки:
- Эратосфен («отец географии»).
- Клавдий Птолемей.
- Страбон.
- Мухаммад-аль-Идриси.
- Ибн Баттута.
Как изменялась специфика предмета изучения географии с древних времён до настоящего времени
Сегодня поразительно думать о том, что история развития географии как науки началась в глубокой древности. Для накопления знаний о земной поверхности и отображении их на географических картах и в описаниях, человечеству потребовались тысячелетия. Причём, география живая наука, и накопительный процесс познаний продолжается до сих пор. Современным школьникам и студентам достаточно открыть атлас — и весь мир перед их глазами. Тогда как их современники, жившие более двух тысяч лет назад, озадачивались вопросом: далеко ли от них находится край земли.
В течение долгого времени, пока география «взрослела», до получения ею полноценного «аттестата» — титула самостоятельной науки, формировались и совершенствовались основные формы организации исследований. Изначально это были пешие и гужевые путешествия и экспедиции. Потом им на смену пришли комплексные наблюдения на специально оборудованных станциях (антарктические, арктические, высокогорные, глубоководные, шахты). И технический апогей 21-го века — мультикомплексные исследования с космических орбитальных станций, которые решают задачи современной географии.
Белых пятен на мировой карте уже давным-давно нет, но в мире достаточно мест, куда до сих пор ещё не ступала нога «белого» человека и таких районов достаточно:
- части внутренней Антарктиды;
- дебри Амазонки;
- высокогорная область Тибета;
- горные районы Кордильер, Анд и великих Гималаев;
- российская необъятная Сибирь и Дальний Восток;
- центральные районы Австралии;
- районы Великих пустынь — Сахары, Гоби и т.п.
Дебри Амазонки
Гималаи, панорама
Антарктида, панорама с высоты птичьего полёта
Начальная физическая география — это основа всех последующих знаний о земной поверхности. Структура курса представлена 4-мя рубриками, изучив которые станет понятно, что изучает современная география:
- Земная поверхность в плоскостном начертании.
- Оболочки планеты: лито, атмо, гидро, био.
- Человечество как объект изучения.
- Взаимодействие природы и человека.
Итогами изучения этих тем будут новые знания о том:
- как использовать изображение Земли на планах и картах и определять «адреса» географических объектов;
- как обобщать полученный «багаж знаний»;
- как правильно описывать процессы, происходящие в 4-х основных географических оболочках плане.
Процесс изучения начальной физгеографии даёт старт воспитанию географической культуры, пониманию специфического языка науки, способности самостоятельно искать ответы на вопросы, используя многочисленные ресурсы географической направленности.
Словарь
Гужевой транспорт — вид транспорта, в котором повозки приводятся в движение животными (лошадьми, волами и т.п.). Образовано от слова «гуж» — кожаная или верёвочная петля в упряжи.
↑пЕЙНЛЕМДСЕЛЮЪ КХРЕПЮРСПЮ
юПЛЮМД д.к. мЮСЙЮ Н КЮМДЬЮТРЕ. л., 1975;
аЮПЮМЯЙХИ м.м. щЙНМНЛХВ. ЦЕНЦПЮТХЪ. щЙНМНЛХВ. ЙЮПРНЦПЮТХЪ. 2 ХГД., л., 1960.
аЕПКЪМР ю.л. йЮПРНЦПЮТХЪ. л., 2001.
аНЙНБ б.ю., яЕКХБЕПЯРНБ ч.о., вЕПБЮМЕБ х.ц. нАЫЕЕ ГЕЛКЕБЕДЕМХЕ.яоА., 1998.
бНПНМНБ ю.ц. Х ДП. аХНЦЕНЦПЮТХЪ Я НЯМНБЮЛХ ЩЙНКНЦХХ. сВЕАМХЙ ДКЪ БСГНБ. л., 2003.
цКЮГНБЯЙЮЪ л.ю., цЕММЮДХЕБ ю.м. цЕНЦПЮТХЪ ОНВБ Я НЯМНБЮЛХ ОНВБНБЕДЕМХЪ. л., 1995.
цЕНЦПЮТХЪ лХПНБНЦН НЙЕЮМЮ. р. 1-7. цК. ПЕД. й.й. лЮПЙНБ, ю.о. йЮОХЖЮ. к., 1981-1987.
цЕНЦПЮТХЪ, НАЫЕЯРБН, НЙПСФЮЧЫЮЪ ЯПЕДЮ. цК. ПЕД. м.я. йЮЯХЛНБ. р. I-со. л., 2004.
цЕПЮЯХЛНБ х.о. мНБШЕ ОСРХ Б ЦЕНЛНПТНКНЦХХ Х ОЮКЕНЦЕНЦПЮТХХ. л., 1976.
цЕПЮЯХЛНБ х.о. яРПСЙРСПЮ Х ДХМЮЛХЙЮ ОПХПНДШ гЕЛКХ. хГАП. РП. л., 1993.
цЕРРМЕП ю. цЕНЦПЮТХЪ, ЕЕ ХЯРНПХЪ, ЯСЫМНЯРЭ Х ЛЕРНДШ. оЕП. Я МЕЛ. к.-л., 1930.
цПХЦНПЭЕБ ю.ю. гЮЙНМНЛЕПМНЯРХ ЯРПНЕМХЪ Х ПЮГБХРХЪ ЦЕНЦПЮТХВ. ЯПЕДШ. л., 1966.
цСЛАНКЭДР ю. йНЯЛНЯ. оЕП. Я МЕЛ. р. 1. л., 1866.
дНЙСВЮЕБ б.б. яНВ. р. 1-7.л.-к., 1947-1953.
дЭЪЙНМНБ й.м., дНМВЕБЮ ю.б. щЙНКНЦХВЕЯЙНЕ ОПНЕЙРХПНБЮМХЕ Х ЩЙЯОЕПРХГЮ. сВЕАМХЙ ДКЪ БСГНБ. л.,2005.
хЯЮВЕМЙН ю.ц. пЮГБХРХЕ ЦЕНЦПЮТХВ. ХДЕИ. л., 1971.
хЯЮВЕМЙН ю.ц. кЮМДЬЮТРНБЕДЕМХЕ Х ТХГХЙН- ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНЕ ПЮИНМХПНБЮМХЕ. л., 1991.
йНРКЪЙНБ б.л. хГАПЮММШЕ ЯНВХМЕМХЪ Б ЬЕЯРХ ЙМХЦЮУ. л., 2000-2004.
лЮЙЯЮЙНБЯЙХИ б.о. хЯРНПХВ. цЕНЦПЮТХЪ ЛХПЮ. сВЕАМНЕ ОНЯНАХЕ. л., 1997.
лЮЙЯЮЙНБЯЙХИ б.о. цЕНЦПЮТХВЕЯЙЮЪ ЙСКЭРСПЮ. л., 1998.
лХУЮИКНБ б.м., дНАПНБНКЭЯЙХИ ю.д., дНАПНКЧАНБ я.ю. цХДПНКНЦХЪ. сВЕАМХЙ ДКЪ БСГНБ. л., 2005.
лХПНМЕМЙН м.я. яРПЮМНБЕДЕМХЕ. сВЕАМНЕ ОНЯНАХЕ. л., 2001.
оЕПЕКЭЛЮМ ю.х., йЮЯХЛНБ м.я. цЕНУХЛХЪ КЮМДЬЮТРЮ. сВЕАМНЕ ОНЯНАХЕ.л., 1999.
оПНАКЕЛШ РЕНПЕРХВ. ЦЕНЛНПТНКНЦХХ. пЕД. ц.я. юМЮМЭЕБ, к.ц. мХЙХТНПНБ, ч.ц. яХЛНМНБ. л., 1999.
пСЯЯЙНЕ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНЕ НАЫЕЯРБН. 150 КЕР. л., 1995.
яЮСЬЙХМ ч.ц. щЙНМНЛХВ. ЦЕНПЮТХЪ: ХЯРНПХЪ, РЕНПХЪ, ЛЕРНДШ, ОПЮЙРХЙЮ. л., 1973.
яНКМЖЕБ м.ю. сВЕМХЕ Н КЮМДЬЮТРЕ. хГАП. РП. л., 2001.
яНВЮБЮ б.а. бБЕДЕМХЕ Б СВЕМХЕ Н ЦЕНЯХЯРЕЛЮУ. мНБНЯХА., 1978.
рБНПЖШ НРЕВЕЯРБЕММНИ МЮСЙХ. цЕНЦПЮТШ. нРБ. пЕД. б.ю. еЯЮЙНБ. л., 1996.
уПНЛНБ я.о., оЕРПНЯЪМЖ л.ю. лЕРЕНПНКНЦХЪ Х ЙКХЛЮРНКНЦХЪ. сВЕАМХЙ ДКЪ БСГНБ. л., 2005.
Современные способы
Появление и развитие этих способов вызвано возникновением современных летательных и космических аппаратов, компьютеров и компьютерных систем, средств и методов моделирования.
Дистанционное исследование
Аэрокосмическое наблюдение позволяет с использованием летательных аппаратов составлять подробные карты Земли. С помощью этого метода можно обнаружить многие факты, важные для развития народного хозяйства и охраны природы.
Прогноз и моделирование
С использованием традиционных методов исследования, таких, как статистический, исторический и сравнительный, географическая наука все чаще выступает с прогнозами различных явлений и процессов, которыми сопровождается развитие человечества. Такие прогнозы особенно ценны тем, что помогают вовремя предупредить негативное воздействие жизнедеятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать другие проблемы.
Как для прогнозов, так и для решения других задач, служат географические модели. Наиболее простая из них — глобус. Создаются также модели отдельных географических объектов — горных массивов, рек и других водоемов, водных впадин, пустынь и других.
Геоинформационный
В современных исследованиях применяются ГИС. Этот термин означает «географические информационные системы». Они представляют собой компьютерную технологию для анализа объектов и явлений и составления карт. В ней объединены базы данных, средства статистического анализа, визуализации и пространственного анализа. ГИС позволяют во много раз сократить время выполнения разнообразных исследовательских действий, для которых ранее зачастую требовались года.
Аэрокосмический
Применяется для проведения съемок земной поверхности с самолетов, вертолетов, воздушных шаров, космических кораблей, спутников и орбитальных станций. От просто дистанционного исследования отличается большей продолжительностью съемок, которые требуются для составления подробных карт и отслеживания состояния окружающей среды и ее изменений.
Проводимые исследования
Члены экспедиций в своей работе проводят самые разные виды исследований. Это могут быть полевые, сравнительно-описательные методы, измерение важных показаний.
Полевые исследования проводят на научных станциях или на местности в виде экспедиций. Обычно они проходят в течение полевого периода, который наступает в летнее время. В некоторых районах полевые изучения проходят в течение всего года. Примером таких работ являются изучение особенностей Мирового океана, Арктики, Антарктики, океана. После проведения любого метода географического исследования все наблюдения фиксируются в документах по описанию объектов. Здесь же отмечаются данные о происходящих в них процессах и явлениях. Полученные сведения подвергаются сравнительному анализу, выявляются схожие черты и различия. Описательно-сравнительный метод выражается не только в составлении описания, но и в подготовке статистических материалов, текстовых отчетов, картографических моделей.
Методы физической географии
В процессе теоретических и прикладных исследований ученые используют общие и специализированные методы. К первой категории методов сбора данных относят:
- Экспедиционный метод. В его рамках специалисты изучают определенную территорию, природное явление. Это один из самых древних способов получения информации в географии. При этом современная география требует не только визуального изучения территории, но и применения специальной техники.
- Стационарный метод. Предполагает сбор данных о процессах, которые постоянно меняются во времени. Стационарные наблюдения используются при изучении гидросферы, сейсмической активности.
- Экспериментальный метод. Один из самых молодых методов ФГ, при котором происходит наблюдение за изучаемым объектом под действием различных факторов. Благодаря этому методу стали доступны методы моделирования физико-географических процессов.
Вторая категория – методы первичной обработки. Для изучения информация поступает в самых разных видах: образцы, цифровые характеристики, карты, схемы, снимки, текстовая информация. Далее к полученным данным применяют следующие методы:
- Сравнительно-описательный. С его помощью описывается действие или изучаемый объект. Как правило, дополняет статистические или картографические методы.
- Картографический. Наглядное изображение пространства территории.
- Статистический. Включает в себя в основном числовые параметры явлений и природных объектов (таблицы, диаграммы, схемы).
Каждый из перечисленных методов дополняет другой и обеспечивает получение максимально точной и подробной информации об объектах литосферы.
Другие средства
На традиционных и современных методах основаны целые комплексы мероприятий, которые позволяют изучать объекты, явления и процессы в тесной взаимосвязи со всей системой и на протяжении длительных периодов.
Экономико-математические
Применяются с использованием компьютеров и компьютерных систем, что позволяет за короткое время обрабатывать большие массивы данных.
В географии применяются в следующих областях исследований.
Для решения этих задач часто создаются масштабные информационные системы.
Метод географического районирования
Суть метода состоит в условном делении территории на части по какому-либо признаку или группе признаков. Связан еще с двумя понятиями: ареалирование и зонирование. Первое означает разделение на ареалы по одному признаку, например, виду почвы. Второе — разделение на зоны с различной интенсивностью или плотностью какого-либо признака. По результатам районирования выделенные части территорий разграничиваются контурами. Районирование применяется к самым разным признакам — особенностям ландшафта, отраслям народного хозяйства, климатическим условиям. В рамках этого метода одно и то же явление может исследоваться в разных специфических условиях.
Полевые исследования
Дополняет метод наблюдения сбором различных образцов в процессе посещения объектов исследования. Может вестись, в частности, сбор образцов почв, горных пород, растений, проб воды и прочих важных для исследования материалов.
Великие географические открытия
Год | Событие |
1492 | — Колумб открыл Америку |
1498 | — Васко да Гама открыл морской путь в Индию вокруг Африки |
1497 | — Джон Кабот открыл Ньюфаунленд и полуостров Лабрадор |
1519-1522 | — Магеллан совершил первое кругосветное плавание, открыв Магелланов пролив, Марианские, Филиппинские и Молуккские острова |
1513 | — Васко де Бальбоа открыл Тихий океан |
1519-1553 | — испанцы завоевывают Южную и Северную Америку, исследуют внутренние пространства |
1596 | — В. Баренц открыл остров Шпицберген |
1526-1598 | — испанцы открыли Соломоновы, Каролинские, Маркизские, Маршаловы острова, острова Новой Гвинеи |
1577-1580 | — Ф. Дрейк совершает второе кругосветное плавание, открытие пролива Дрейка |
1582 | — поход Ермака в Сибирь |
1586-1629 | — походы русских в Сибирь |
1638-1648 | — русские землепроходцы осваивают Восточносибирские реки, Забайкалье, озеро Байкал |
1639-1640 | — Иван Москвин исследует побережье Охотского моря |
На рубеже 16-17 в.в. | — англичане и французы осваивают восточное побережье Северной Америки |
1606 | — независимо друг от друга испанец Кирос и голландец Янзон открыли Австралию |
1616 | — Схаутен и Ле-Мером открыли мыс Горн |
1642-1643 | — Тасман открыл остров Тасмания, Новую Зеландию |
1648 | — С. Дежнев открыл пролив между Америкой и Азией (Берингов пролив) |
1648 | — Ф. Попов открыл Камчатку |
Смотри также:
- Картографические способы изображения
- Определение географических координат
- Определение поясного времени
- Определение расстояний на карте
- Построение профиля рельефа по карте
- Сравнение свойств географической карты и плана местности. План местности. Географическая карта
- Сравнение способов картографического изображения. Способы изображения объектов и явлений на картах