Казанский собор в петербурге
Содержание:
Строительство собора
По проекту Воронихина Казанский собор действительно сильно напоминал главный храм христианского Рима, но в тоже время имел ряд важных особенностей. Если колоннада собора Св. Петра была пристроена только через сто лет после завершения строительства храма, колоннады Воронихина были задуманы изначально и вписывали Казанский собор в ансамбль Невского проспекта. Петербургский храм получил и более легкий купол, чем то напоминавший парижские памятники – Дом инвалидов и церковь Женевьевы (Пантеон)
Мало кто обращает внимание, но то, что Казанский собор ассиметричен. Согласно православной традиции, алтарь храма должен был расположен на востоке, а вход на западе. Поэтому, главный вход в собор находится на Большой Мещанской улице, а не на Невском проспекте
Купол расположен не в центре, а сдвинут к востоку. Эту асимметрию скрывать колоннада. Через восемь дней после утверждения проекта Воронихина, Павле I издал указ: «Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину». К январю 1801 года комиссия составила расходную смету строительства в размере 2 843 434 рублей и обязалась построить собор за три года. Жалование Воронихина на время работ составило 3000 рублей в год.
План Казанского собора
Возрождение
Благодаря сохранившимся чертежам, с начала 1990-х годов стало возможно восстановление святыни. Инициатором процесса оказалось Московское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, ратовавшее за воссоздание этого своего рода монумента воинской славы России. Проект восстановления создан О.И.Журиным, учеником П. Барановского, которому архитектор передал чертежи церкви. Строительство проходило на пожертвования верующих, но основную часть финансирования взяло на себя правительство Москвы. Освящение совершил патриарх Алексий II (1993).
Внутренняя отделка (14 фото)
Зодчий Воронихин впервые в России использовал для купола собора особую конструкцию из ковкого железа из двух ребер. Ее диаметр – больше 17 метров. На ней висит шар с крестом – символ мироустроительства, а также паникадило храма. Кроме железного купола, в соборе есть еще два кирпичных, причем они делались не столько по инженерному расчету, сколько по интуиции архитектора. Сама церковь построена из кирпича, но внутри, по желанию Павла, облицована пудотским камнем, который добывали неподалеку от его любимой Гатчины. А для 56 внутренних колон с позолоченными капителями использовали мрамор и финский гранит.
В 19 веке собор выглядел более величественно и празднично, чем теперь. Там было 12 барельефов работы известных мастеров, посвященных Страстям Христовым, но многие были удалены. Теперь остались только «Несение креста» и «Взятие под стражу». Главный иконостас, установленный Воронихиным заменили в 1830-х годах на другой, работы архитектора Тона
Но привлекает внимание не живопись, а оклад икон – он был переплавлен из трофейного серебра, отнятого у французов. Но в советский период иконостас уничтожили, а 2 тонны серебра вывезли
Оклад удалось восстановить только недавно. Скульптуры собора тоже практически не сохранились, и их заменили росписями.
Тем не менее, собор все равно смотрится очень торжественно – недаром его постоянно изображают на открытках. Он похож и на грандиозные католические храмы эпохи Возрождения, и на античный дворец. Огромную роль в этом играют внутренние колонны и расположение окон. Если прийти туда днем, то свет, падающий из окон, создает впечатление, что купол парит над храмом. Впечатление усиливают розетки – стилизованные цветы под потолком, сделанные из французского алебастра. А двери северного входа – это бронзовая копия знаменитых «Райских врат» Баптистерия во Флоренции.
Пол собора выполнен в технике мозаики и выложен финским мрамором и кварцитом четырех цветов – черным, розовым, серым и темно-красным. Основная тема мозаики – Вифлеемская звезда. Сами геометрические рисунки пола связаны с общим планом собора и помогают воспринимать его внутреннее убранство, как одно целое. Так под главным куполом пол оформлен кругами, сужающимися к центру. Этот рисунок вторит линиям купола. По форме и цвету композиция мозаики создает иллюзию объема, что еще больше увеличивает визуально размер храма, и он кажется совсем огромным.
Конкурс проектов нового собора.
В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго. Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: «Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел». Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина. После долгих творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: «Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину». К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.
История
Во второй половине XVIII в. Павел I, еще до своей коронации и вступления в права наследника престола, совершил путешествие по Европе. При посещении Рима будущий император был глубоко поражен гармоничностью ансамбля собора Святого Петра. В нем было все — величие, строгость и красота. Все это запало Павлу в душу.
Павел I (слева) в путешествии по Европе был впечатлен ансамблем собора Святого Петра в Риме. После коронации он объявил конкурс на лучший проект на замену обветшавшей Казанской церкви. Выиграл его молодой и талантливый архитектор А.Н. Воронихин (справа).
В 1799 г. он принимает бразды правления и решает повторить в Петербурге понравившийся собор. Благо и повод находится. Назрела необходимость заменить обветшавшую церковь Рождества Богородицы, в народе именуемую Казанской.
Не откладывая задуманное на потом, император объявил конкурс на лучший проект и озвучил свои пожелания. По его итогам победителем признали молодого талантливого архитектора А.Н. Воронихина. К сожалению, Павлу I не удалось не только увидеть свое готовое детище, но даже поприсутствовать на церемонии закладки первого камня – за 3 месяца до этого он был убит заговорщиками. Дело отца продолжил Александр I. 1801 г. – официальный год постройки Казанского собора. Хотя закончен он был только через 10 лет.
При постройке Воронихин столкнулся в дилеммой – участок был вытянут с запада на восток, а по правилам православной церкви храм должен стоять поперек. Из этой ситуации он вышел с блеском – с северной стороны надстроил полукружие колоннады, превратив боковой выход в визуально-парадный
Место для постройки здания досталось Воронихину сложное – оно было сильно вытянуто с запада на восток. В православной церкви же главный вход находится с западной стороны, а алтарная зон – с восточной.
Таким образом, к Невскому проспекту оказывался обращен северный проход. Но талантливый архитектор с блеском вышел из сложившейся ситуации. Он визуально превратил боковой выход – в главный. Для этого была построена полукруглая двойная колоннада, обращенная к Невскому.
При работе с внешним фасадом использовался пудостский изветковый туф. У него есть несколько интересных свойств: помимо морозостойкости и легкости в обработке, он может менять оттенок в зависимости от погодных условий и освещения.
Храм поражает богатством внутреннего убранства. Планировка и оптическая иллюзия зрительно расширяют внутренний зал и создают впечатление парящего в вышине купола. Иконы для церкви писали такие выдающиеся художники как Ф.П. Брюллов, О. Кипренский, В. Боровиковский и многие другие.
Победа в Отечественной войне 1812 г. принесла Казанскому собору новую функцию — памятник славных побед русской армии. В Здании появились французские штандарты и ключи от поверженных городов.
После победы в Отечественной войне 1812 г. Казанский собор приобрел свое второе значение — памятника величия русского оружия и хранилищем военных трофеев. Сюда привозили флаги и ключи поверженных городов, павших на милость победителя.
Во время советской власти репрессии, которым подверглись все православные храмы, не миновали и Казанский собор в Санкт-Петербурге. Многие ценности были вывезены и безвозвратно утеряны. Например, на переплавку пошла утварь из ценных металлов. Позже храм и вовсе закрыли, а затем отдали по Музей истории религии и атеизма.
В советскую эпоху Казанский собор лишился креста, драгоценной утвари и много другого. Некоторое было утеряно безвозвратно. В здании функционировал Музей истории религии и атеизма
Восстановление и реставрационные работы начались в 1950-х гг. В 1991 г. возобновились богослужения. Через 3 года на купол вернулся крест. Полное освящение церкви произошло спустя еще 4 года. Церемония была проведена митрополитом Владимиром (Котляровым). 2000 год ознаменовался присвоением нового звания — кафедрального собора.
Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском
Возведенный в 1640-х годах храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском не был закрыт большевиками. Служба прекращалась лишь в первые два года Великой Отечественной войны, когда здесь находилась прифронтовая зона. Каким-то чудом Казанская церковь уцелела при пожаре, уничтожившем деревянный царский дворец Алексея Михайловича Романова.
Пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском – одно из ценнейших зданий на территории музея-заповедника.
На фото с беспилотника хорошо видно расположение храма относительно природного ландшафта и рукотворных объектов на западном берегу реки Москвы.
Совет
Самый высокий ориентир – еще более древняя церковь Вознесения Господня, датируемая 1532-м годом. Передний план фотографии занимают ряды яблонь Вознесенского сада, восстанавливающего облик территории до пожара.
Царский дворец находился на 50 метров ближе, чем храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Это была домовая церковь обитателей резиденции, здания соединял крытый переход.
Восстановленный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском мы уже посещали. Он просматривается на новом месте позади церкви, строить на старом месте не стали.
Причиной тому стала многовековая дубовая роща, выросшая на сохранившихся дворцовых фундаментах.
Храм Казанской иконы Божией Матери со стороны
Посещающие Коломенское москвичи и приезжие могут прогуляться по территории, по традиции называемой Государевым двором. Разве поднялась бы у кого-либо рука уничтожать чудесные деревья возрастом в две сотни лет? В данном случае изменить исторической правде ради сбережения природы вполне допустимо и полностью оправдано.
В своих ближайших окрестностях храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском имеет еще несколько достопримечательностей, достойных осмотра. Это прежде всего упомянутый собор Вознесения, первый шатровый храм из камня на Руси, охраняемый ЮНЕСКО. Неподалеку размещена водовзводная башня и домик Петра I в Коломенском.
Главы основного объема храма расположены на четверике второго яруса, нижний значительно обширнее. При внимательном рассмотрении в правой части строения над аркой можно различить святой образ. Это список с иконы Богоматери Державная, которую хранит храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском наравне с копией титульного образа.
Панорама снаружи и внутри храма, фото окрестностей
Панорамная фотография с круговым обзором позволяет подробно рассмотреть храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском и его ближайшее окружение.
Изображение можно приближать и отдалять, нажимая на знаки в левом верхнем углу. Особенный интерес представляет шатровое крыльцо с навесом на кирпичных колоннах переменного сечения.
При вращении изображения в поле зрения попадает и парковая территория со скамейками и многочисленными посетителями.
Обратите внимание
Кроме того, нажатие на стрелочку в пульсирующем кружке позволяет осмотреть внутреннее убранство. Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском оборудован обильно позолоченным иконостасом, отделяющим алтарное пространство. Поворотом в поле обзора вводятся святые образа, позолоченные подсвечники и прочее церковное оснащение.
Возвращаясь к осмотру парковой территории, пройдемся по аллеям, посмотрим на деревья и травяной ковер. Становится понятным, что уничтожать такую красоту ради восстановления дворца было бы настоящим преступлением. Некоторое смещение исторического макета в натуральную величину скоро забудется, а природные красоты сохранятся надолго.
Со стороны царского дворца, вновь построенного по выполненным по велению Екатерины Великой и сохранившимся до наших дней чертежам, храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском выглядит очень эффектно. Аллеи среди яблоневого сада, круглые в местах пересечения, оборудованы удобными скамейками для комфортного отдыха.
Сохранение древних памятников церковной архитектуры имеет не только богоугодное значение, это важно для всех граждан независимо от отношения к вере и исповедуемой религии. Это полноценный пласт нашей истории, общенародное достояние и гордость нации
Посетив храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, это чувствуешь особенно четко.
Расписание богослужений
Казанский собор – место духовного очищения, место встречи с его святынями – всегда заполнен людьми, приходящими на богослужения, проходящие каждый день. Открывается собор по будням в 7 часов утра, по воскресеньям и праздникам – в 6.30.
Богослужения по будням
- Первая (Божественная) литургия – 07.00. Начало исповеди – 7.30.
- Вторая (Божественная) литургия – 10.00. Исповедь (начало) – 10.30.
- Вечернее богослужение – 18.00.
По воскресеньям и праздникам
- Первая литургия – 7.00. Исповедь (начало) – 7.30.
- Вторая литургия – 10.00. Начло исповеди – 9.30.
- Вечернее богослужение – 18.00.
Ежедневно в соборе между литургиями проходят торжественные обряды крещения, венчания. Совершаются молебны, служатся панихиды по предварительной договорённости.
Архитектурные особенности
Знаменитый собор возведен в традициях ампира и считается настоящей жемчужиной отечественного зодчества. В начале XIX столетия эта была самая большая церковь в стране. Парадный храм поднимается над землей на 71,6 м. Высокий купол имеет диаметр 17 м. Любопытно, что для его строительства впервые был применен каркас из цельного кованого железа.
Ширина храма – 56,7 м, его длина 72,5 м, а крылья отходят от основной постройки в стороны на 42,7 м. Здание очень гармонично, и его любят рисовать художники и снимать фотографы. В 2011 году была выпущена монета в 25 рублей с изображением стройного Казанского собора.
Четырехрядная анфилада состоит из 96 гранитных колонн. Они так нравятся туристам, что в высокий сезон возле колонн бывает трудно найти место для фотографирования. Римская колоннада замыкает площадь перед собором, а в России она открывается в сторону Невского проспекта.
Изящная анфилада вытянута вдоль городской магистрали и сохраняет традиционное для церквей расположение с запада на восток. Вход в здание находится на западе, а алтарная часть – на востоке. Воронихин оформил концы колоннады строгими монументальными портиками. Серые фасады отделаны красивым пудожским камнем, который был добыт на карьерах Гатчины.
Храм не имеет отдельной звонницы. Архитектор сделал это намеренно, чтобы не нарушать симметрии постройки. Несколько колоколов размещены в проемах западного крыла собора.
Снаружи церковь украшена бронзовыми скульптурами, которые изображают почитаемых святых – Иоанна Крестителя, Святого Владимира, Александра Невского, Апостола Андрея и несколько сцен из Святого писания. С 1837 года перед колоннами возвышаются памятники полководцам Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли и Михаилу Илларионовичу Кутузову.
200 лет истории
После освящения, Казанский собор зажил насыщенной жизнью. В 1825 году, перед храмом собрались огромные толпы зевак в связи со слухами о том, что мимо Казанского в Петропавловскую крепость повезут «попа с рогами». С большим трудом, властям удалось разогнать поверивших этой утке простаков. На следующий год, когда в Казанском соборе отпевали императора Александра I, прошла оперативная информация, что враги веры и престола заложили под святыню бочки с порохом, чтобы разом разделаться со всей династией Романовых. Жандармы долго обыскивали подземелья собора, пока не нашли две бочки с вином… В 1837 году, к 25-летию изгнания Наполеона из России у Казанского собора были установлены памятник Кутузову и Барклаю-де-Толли. Они сразу стали заметным дополнением архитектурного ансамбля Невского проспекта. Н.Г. Чернышевский писал про них: «Казанский собор… великолепен; к нему ведет с Невского такая же колоннада полукругом, как, помнится, в “Живоп. обозрении” у храма Петра в Риме. Перед нею стоят памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли. Ну, признаюсь, они довольно оправдывают насмешливые стихи и анекдоты про них; вообще статуи не произвели на нас благоприятного впечатления».Со второй половины XIX века, подступы к Казанскому собору стали местом бурных событий. 6 декабря 1876 года у Казанского собора состоялась первая в истории России политическая демонстрация. Ядром этой акции были студенты и радикальные интеллигенты. Впрочем, акция продлилась недолго. Полиция и дворники быстро задержали первых русских демонстрантов, а прогуливавшаяся по Невскому проспекту публика даже не поняла в чем дело. «Одни строили догадки о приезде государя императора; другие предполагали, что «восстали поляки»; третьи полагали, что идет панихида по убитым в Сербии, а процессия устроена с целью объявления войны Турции; иным показалось, что кого-то переехал извозчик…»Несмотря на фиаско, площадка между храмом и Большой Мещанской полюбилась демонстрантам. Митинги на этом месте проходили и до революции 1917 года, и в годы Перестройки и даже в недалеком прошлом (переместившись к памятнику Гоголю на Малой Конюшенной улице). Сегодня, правда, их нет, поскольку в стране, по-видимому, все хорошо. Несмотря на бури бушевавшие за стенами храма, жизнь Казанского собора шла своим чередом.
Милиция арестовывает участника митинга у Казанского собора в конце 80-хх годов.
8 ноября 1893 года в нем отпевали П. И. Чайковского. 6 марта 1913 года во время празднования 300-летия Дома Романовых в Казанском соборе возникла давка, стоившая жизней как минимум 34 человек. В июле 1917 года, там же, прошло отпевание казаков, защищавших Временное правительство в ходе пробольшевистских демонстраций. В целом, после революции, история храма развивалась довольно бурно. 24 мая (6 июня) 1917 года в соборе, путём «свободного голосования клира и мирян», состоялись выборы правящего архиерея. Их выиграл епископ Гдовский Вениамин (Казанский). В дальнейшем подобные демократические эксперименты в нашей епархии не повторялись. С 1922 года Казанский собор перешел в руки обновленческой церкви. После закрытия в 1928 году Исаакиевского кафедрального собора он даже получил статус кафедрального собора обновленческой Ленинградской епархии. Но дни храма были сочтены. 25 января 1932 года Казанский собор был закрыт, а 15 ноября 1932 года в здании собора был открыт Музей истории религии и атеизма. Это единственный музей в России, экспозиция которого полностью представляет историю возникновения и развития религий. В советское время расположенный в Казанском соборе Музей истории религии и атеизма был одним из самых популярных туристических объектов города. В это время с купола храма был снят крест и установлен шпиль. В 1991 году Казанский собор был возвращен верующим. 25 мая 1991 года в нем возобновились богослужения. 30 апреля 1994 года на куполе храма был восстановлен крест. С 2000 года собор Божьей матери Казанской считается кафедральным храмом Петербургской и Новгородской епархии.