Собор святого марка в венеции
Содержание:
Внутреннее убранство
Мозаичная живопись в храме Святого Марка являет собой один из лучших образцов этого вида искусства. В качестве сырья для мозаики выступало стекло с острова Мурано. Стеклянные фрагменты выкладывались на золоченую фольгу и это создавало сияние, которое даже в атмосфере приглушенного света собора создавало ассоциацию со сферой божественного. Самая ранняя мозаика, изображающая святых Марка и Николая датируется IX-м веком.
До Нового времени грамотность в Европе не была распространена, поэтому настенные рисунки, мозаика с библейскими сюжетами, выполняли функцию просвещения. Они рассказывали библейскую историю и приобщали прихожан к вере.
С техникой мозаичного искусства Венеция познакомилась у византийцев. Они владели всеми секретами светопроницаемости и отражаемости камня и умели достигать необычайных эффектов, используя разные сочетания материалов. В Венеции византийские мастера нашли достойных учеников, способных оценить великолепие мозаики по достоинству.
Сверкание мозаики и мраморные переливы стен сочетаются с узором на полу. В атриуме каменные плиты разного цвета выложены в форме сплетающихся окружностей.
Когда вода поднимается и заливает городскую площадь, вода часто попадает на пол атриума и тогда смоченные камни создают удивительные переливы красок.
В центре храма расположена мраморная алтарная преграда, отделяющая общее пространство собора от алтаря. Наиболее впечатляющие украшения преграды: распятие из драгоценных металов в центре, а также статуи Марии, Иоанна Евангелиста и апостолов.
Золотой алтарь этого собора (Пала д’Оро) считается одним из самых роскошных, сохраненных до наших дней алтарей. Современный облик он обрел в середине XIV столетия. Его украшает обилие драгоценных камней и металлов: золото, алмазы, аметисты, рубины и изумруды, а также сочетание прекрасных эмалей тонкой работы, выполненных на золоте.
Солдаты Наполеона хотели забрать и эту ценность из собора. Однако служители храма смогли внушить им, что алтарь не имеет никакой ценности: якобы это всего лишь дерево, покрытое краской, а ценные камни на самом деле разноцветные стекляшки. Солдаты, поверив монахам, оставили ценность в храме.
Вплоть до середины XX века Пала д’Оро был закрыт для взглядов посетителей и открывался только во время праздничных церемоний. Сейчас доступ к нему открыт и рядом с ним проходит большой поток посетителей.
Собор обладает удивительной акустикой, этим свойством он притягивал к себе известных композиторов и исполнителей. Среди них такие имена как Монтеверди, Джованни Вивальди, Адриан Вилларт. Интересным акустическим свойством собора является возможность использовать несколько мест для музыкального исполнения. Здесь зародилось антифонное хоровое пение (двух или нескольких хоров попеременно), которое впоследствии распространилось в католической Европе.
Сокровищница
В соборе находится сокровищница, хранящая предметы, привезенные с разграбленного Востока или полученные в подарок от римских пап. Самые значимые экспонаты были получены из Константинополя. В данный момент здесь хранится чуть менее 300 предметов. Основную часть коллекции составляет церковная утварь, предназначенная для хранения ценностей и религиозных атрибутов.
Сокровищница делится на несколько отделов:
- отдел Средневековья и Античности,
- отдел византийского искусства,
- отдел исламского искусства,
- отдел западного искусства.
Музей собора
С конца XIX столетия здесь расположился музей, объединяющий предметы, рассказывающие об истории собора. С 2003 года он располагается в верхних помещениях нартекса. Здесь находятся фрагменты первых мозаик, драгоценные ткани, иконы, а также ряд живописных работ.
В музее хранится оригинал квадриги, расположенной на входе. В целях сохранности на фасаде достопримечательности размещена копия скульптуры.
Библиотека
До XVI столетия, в соборе хранилась Библиотека Святого Марка. Ее залы украшены трудами Веронезе, Сальвиати, Мелдолла и других выдающихся художников той эпохи. Часть коллекции была получена от Франческо Петрарки.
Кампанила
Рядом с собором отдельно расположена колокольня, выполненная в виде башни высотой около 98 метров. С верхней площадки, где можно сделать фото, открывается панорамный вид на город.
История площади
Начиная с 9 века по сегодняшний день историю развития венецианской площади Сан-Марко удобно разделить на 4 периода.
Создание площади
Этот период охватывает начало 9 века и заканчивается в 12 веке. Все началось в 819 году, когда была построена часовня венецианского дожа, в честь первого покровителя Венеции – Феодора Тирона или Теодора (рядом с нынешней церковью Сан-Марко).
Через 10 лет венецианцы и их дож объявили нового покровителя государства – Святого Марка. Чтобы укрепить позиции Венеции и придать большей значимости городу, из Александрии в 829 году были украдены мощи святого. Дож Justinian Partecipacius распорядился построить новую церковь для их сохранения. В 836 году была построена первая церковь Святого Марка. В 976 году сгорели все деревянные элементы храма, в связи с пожаром, вызванным восстанием против дожа.
В 1063 году, при новом доже Vitale Falier церковь Святого Марка была восстановлена и значительно укреплена. Основная часть храма, который мы видим сегодня, не изменилась с того времени.
Времена средневековья
Венецианский дож конца 12 века Sebastiano Ziani создал площадь Сан-Марко такой, какой она является сегодня. При нем активно застраивали северную (здания Procuratie для офисов прокуроров, а на первом этаже магазины) и южную сторону площади (основное здание – Ospizio Orseolo, тогдашний хостел для паломников).
В начале 13 века из Константинополя (в результате Крестовых походов) вывезли ценные материалы для украшения Венеции. Так фасад собора Святого Марка украсили мрамором, мозаикой и колоннами, а также появились две квадратные колонны на Пьяцетте. Вы их 100% заметите, они стоят отдельно посреди Пьяцетты, это вход с воды. Сегодня на вершине одной из колонн находится изображение Святого Теодора, побеждающего чудовище крокодила. Вторую колонну венчает бронзовый Крылатый лев, который стал символом святого Марка, а позже и всей Венеции.
Также в начале 13 века начинается реконструкция и расширение Дворца дожей (Палаццо Дукале), который одной стороной смотрит на Венецианскую лагуну, а с других сторон – Пьяцетта и церковь Святого Марка. Строительство затянулось из-за свирепствовавшей чумы. В 1424 году начались активные работы по расширение дворца. Было решено использовать тот же стиль строительства. Если вы возьмете экскурсию, гид вам наверняка покажет 7 колонну, где встречаются 14 и 15 столетия. Эта колонна несколько больше и отличается рельефом.
В 15 веке над различными постройками площади работали Giovanni и Bartolomeo Buon.
Эпоха Возрождения и падение Республики
В 1493 году было решено построить часовую башню, на замену устаревшей. В 1499 году башня с часами по проекту Codussi была завершена. Позже, для укрепления, к башне пристроили здания. Торре-делл’Оролоджо, дословно Часовая башня, сегодня является одной из самых известный достопримечательностей Венеции. Она находится в северной части Пьяццы
Обратите внимание, это астрономические часы, показывают также фазы Луны, положение Солнца.
В эпоху Возрождения у зданий Procuratie появился третий этаж. Стоит отметить, Венецианская республика и особенно ее столица Венеция были значительно богаты. Поэтому даже во времена воин строительства могли не прекращаться. В городе постоянно что-то достраивали, реконструировали, расширяли. Любопытно, дожи как правители существовали ровно 1100 лет. Все закончилось в 1797 году, когда город был занят французами. Французская революция положила конец некогда процветающей республике.
Времена Наполеона и по сегодняшний день
После вторжения Наполеона в мае 1797, едва ли не первым приказом было снести бронзового Крылатого льва на Пьяцетте, символа венецианской независимости и аристократического лада. После падения Бонапарта, многочисленных повреждений и реставраций, лев вернулся в Венецию, на свое прежнее место. Это было в апреле 1816.
Мозаики нартекса
Нартексом называют церковный притвор, предваряющий вход в базилику. Его пристройка с мозаичными картинами, иллюстрирующими ветхозаветные сюжеты, относится к XII-XIII столетиям. Перед глазами здесь предстают:
Купол о сотворении мира, оформленный золотыми чешуйками и привлекающий внимание изображением 6 дней сотворения мира из книги Бытия.
Арки дверей, открывающих вход в храм, привлекают внимание циклом мозаик о жизнеописании прародителей, их детей, событиями всемирного потопа и некоторыми библейскими сценами.
Три купола Иосифа в северной стороне притвора знакомят с 29 эпизодами из библейского жизнеописания Иосифа Прекрасного. На парусах куполов предстают фигуры пророков со свитками, где написаны пророчества о явлении Спасителя.
Купол Моисея расписан мозаикой 8 сюжетов деяний, совершенных пророком Моисеем.
Интересные факты
За многовековую историю площадь Сан Марко была свидетелем множества необычных событий и исторических происшествий. Площадь, как живой орган города, его сердце, и в настоящее время развивается, то и дело появляется в заголовках газет с новыми историями.
- Платное посещение площади. Новость, которую уже не первый год обсуждает все мировое сообщество — «Посещение площади Сан Марко может стать платным». Такой способ борьбы с высоким туристическим потоком предлагают власти Венеции. На входе могут быть установлены кассы и турникеты. Также власти Венеции планируют штрафовать туристов с шумными колесиками на чемоданах — местные жители жалуются на грохот по брусчатке от бесчисленных туристов.
- Плохие приметы. Смертная казнь на площади Сан Марко проходила между двумя колоннами — Святого Марка и Святого Теодора. И сегодня местные жители считают, что пройти между колоннами — к несчастью.
- Наводнения. В период «высокой воды» площадь Сан Марко затапливается первой, так как это самое низкое место в городе.
- Голуби на площади Сан Марко. Неотъемлемой частью образа пьяцца Сан Марко стали голуби. С их появлением даже связана легенда: в год освящения базилики в числе даров была принесена клетка с парой голубей, выпущенные птицы сели на арке базилики. Эти птицы были признаны священными, и республиканский глава распорядился кормить голубей и их потомство. Такая традиция поддерживалась, даже когда количество птиц стало слишком большим. Продажа туристам корма для голубей на площади Святого Марка была запрещена только в 2008 году из-за вспыхнувшей эпидемии птичьего гриппа.
Сергей Архипкин
Собор Святого Марка в Венеции
Площадь Сан-Марко (Piazza San Marco) в Венеции – одно из самых посещаемых мест планеты. Здесь проходят знаменитые венецианские карнавалы и выступления театра дель арте, и здесь же расположены самые дорогие кафе и рестораны города-острова.
Собор Святого Марка в Венеции
Как правило, каждый путешественник мечтает сфотографироваться на площади с голубями, клюющими корм с руки. Правда, в 2008-м году мэр Венеции принял постановление, запрещающее кормить птиц. Полиции же предписано штрафовать нарушителей.
Собор Святого Марка в Венеции
Основные достопримечательности Сан-Марко — собор Святого Марка (Basilica di San Marco), Дворец Дожей (Palazzo Ducale) и Национальная библиотека св. Марка (Marciana).
Собор Святого Марка в Венеции
Собор Святого Марка — редкой красоты здание, в котором видно влияние нескольких архитектурных стилей — греческого, романского, византийского и готики. Его строительство велось несколько веков.
Собор Святого Марка в Венеции
Первая базилика, в которую были привезены мощи Св. Марка, покровителя города, начала строиться в 829-м году во времена дожа Джустиниано Партечипацио (Giustiniano Partecipazio), после того, как венецианские купцы привезли останки святого из Александрии. Спустя 150 лет базилика была разрушена в результате пожара.
Собор Святого Марка в Венеции
Строительство нынешнего здания собора началось в 1063-м году по решению дожа Доменико Контарини (Domenico I Contarini). Следом городом управлял дож Доменико Сельво (Domenico Selvo) и при нем стали создаваться мозаики собора.
Собор Святого Марка в Венеции
Пятиглавая базилика была построена в виде креста по образу константинопольского храма апостолов.
Собор Святого Марка в Венеции, пятиглавая базилика
В последующие столетия собор расширялся — были пристроены баптистерий и несколько капелл, в храме появлялись новые мозаичные произведения, картины, иконостас и скульптуры. Фасады облицевали светло-розовыми мраморными плитами. Должность главного архитектора собора в разные годы занимали Якопо Сансовино (Jacopo Sansovino) и Бальдассар Лонгена (Baldassarre Longhena).
Собор Святого Марка в Венеции
То, как выглядел собор после окончания внешней отделки, можно увидеть на картине Джентиле Беллини (Gentile Bellini) под названием «Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко», которая была написана в 1493 г.
«Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко»
Виды на площадь и собор Сан Марко запечатлели многие художники, в их числе Каналетто: “Piazza San Marco with the Basilica” (1730), Франческо Гварди: «Дож Альвизе Мочениго предстает перед народом в соборе Святого Марка» (1763), Джеймс Уистлер: «Ноктюрн в синем и золотом. Собор Святого Марка в Венеции» (1879-80), Огюст Ренуар: «Площадь Сан Марко» (1881), Валентин Серов: «Площадь Святого Марка в Венеции» (1887) и многие другие мастера.
Собор Святого Марка в Венеции
Среди украшений собора — множество древних реликвий, вывезенных в Венецию крестоносцами после падения Константинополя. В их числе многочисленные иконы, Золотой алтарь, а также позолоченная бронзовая Квадрига. Конная скульптурная группа некогда украшала константинопольский ипподром. Согласно преданию, ее создал скульптор Лисипп (Lysippos) в IV веке до н.э.
Собор Святого Марка в Венеции
Квадрига заняла свое место на лоджии Сан-Марко в середине XIII века. Она поражала современников мастерством своего исполнения. В 1364 году Петрарка записал свои впечатления: «…красуются четыре позолоченных коня из бронзы, которым древний художник придал такое сходство с живыми, что, кажется, ты слышишь их топот и ржание…».
Собор Святого Марка в Венеции
Когда Наполеон захватил Венецию в 1797-м году, квадрига была перевезена в Париж и водружена на арку, что на площади Каррузель (Place du Carrousel).
Только после падения наполеоновской империи скульптура была возвращена на свое место.
Однако уже в наше время, в 70-е годы XX века, когда велась реставрация собора, было решено установить на галерею копию, а сама квадрига сейчас находится в Музее Сан-Марко.
Собор Святого Марка в Венеции
Базилика св. Марка — действующий храм, сюда приходят христиане поклониться святыням, а также многие туристы, чтобы полюбоваться на произведения мастеров прошлого.
Собор Святого Марка в Венеции
- Получить дополнительную информацию и купить билеты на скоростные поезда до Венеции можно у генерального представителя RailEurope в России – компании TSAR Voyages/«Царь Вуаяж».
-
TSAR Voyages/«Царь Вуаяж»
Тел.: (495) 649-66-24
Менеджер: Наталья Лесько - E-mail: nl@tsarvoyages.com
Сайт: www.tsarvoyages.com
Архитектура Собора Святого Марка
Красивейшие мраморные декоративные элементы, колонны и статуи – собор Святого Марка просто создан для восхищения.
Фото: Vladislav Gajic / Shutterstock.com
Фасад
Форма и архитектура собора Святого Марка отличается своеобразием: собор построен в виде греческого креста и имеет 5 куполов. Общая площадь базилики составляет 4000 квадратных метров, а высота — 43 метра.
Интерьер
Внутреннее убранство собора выполнено в полном соответствии с принятым в то время венецианским стилем.
Основная часть базилики украшена изысканной романской резьбой, выполненной в начале 13 века, а внутреннее убранство изобилует живописными мозаиками того же времени. Действительно, данный собор является хранителем не только мощей святого, но и шедевров искусства.
Фото: And_Ant / Shutterstock.com
К сожалению, мозаики сохранились до наших дней не полностью и многие из них были заменены картинами Тинторетто и Тициана.
Иконы в этом соборе также выполнены в виде мозаики и воспроизводят сцены из жизни Святого Марка. Многочисленные мозаичные картины на потолке базилики повествуют о сценах из Ветхового Завета.
Фото: mary416 / Shutterstock.com
При входе в реликварий, где хранятся мощи святого, привлекают внимание огромные бронзовые двери, украшенные львиными головами
Золотой алтарь
Можно бесконечно восхищаться убранством собора и великолепными мозаичными работами, буквально пронизывающими стены базилики, но самой ценной его частью является алтарная часть. Здесь хранится самая настоящая венецианская сокровищница и святыня святынь – знаменитый Золотой алтарь (Pala d’Oro).
Только представьте, что на возведение Золотого алтаря потребовалось около 500 лет! Алтарь поражает своими размерами: его высота составляет 2,51 метра, а длина – 3,34 метра.
Ювелирное богатство алтаря превосходит все мыслимые границы. Алтарь состоит из 80 миниатюрных икон, обрамленных золотом и украшенных различными драгоценными породами камней.
Скуола Гранде деи Кармини
Большая Скуола кармелитов
В самой глубине Кампо Санта-Маргерита напротив бокового выхода из церкви Санта-Мария деи Кармини стоит роскошное здание Скуолы Гранде деи Кармини.
Скуола образована 1 марта 1594 года как «Братство мирян под именем Славной Девы Марии горы Кармель». Поначалу штаб, довольно скромный, и алтарь Скуолы находились в монастыре и церкви кармелитов, что располагались в Дорсодуро.
Нынешнее своё здание Скуола заняла гораздо позже. Поначалу долго выбиралось место, выкупались дома, стоявшие на этом месте. Лишь в 1670 году здание было спроектировано Бальдассаре Лонгеной, знаменитым венецианским архитектором.
В 1740 году Скуола предлагает прославленному Тьеполо расписать потолок в зале второго этажа Скуолы, он этот заказ принимает и выполняет. В 1807 году Скуолу постигла участь всех венецианских Скуол, по приказу Наполеона она была закрыта. Но всё же потом, в 1853 году решением уже австрийских властей открыта снова.
Сегодня в четырёх залах Скуолы вы можете насладиться работами Джанбаттисты Тьеполо, увидеть работы Пьяцетты, Менескарди, Баллестры.
Как добраться до Скуолы
Главное, выйти на Кампо Санта-Маргерита. Опять же от Пьяццале Рома доходим до Скуолы ди Сан-Рокко, обходим Скуолу, переходим по мостику через канал и по улочке углубляемся в квартал, расположенный за Скуолой ди Сан-Рокко. Несколько шагов по улочке (она короткая), поворот налево, ещё несколько шагов до поворота направо, теперь всё время прямо до тех пор, пока не выйдете на Кампо Сан-Панталон.
Справа от церкви Сан-Панталон вы увидите мост, переходите по нему. И вот вы уже вышли на Кампо Санта-Маргерита. Теперь идите всё время прямо в самый дальний конец этой площади. В углу, образуемом двумя зданиями: церковью Санта-Мария деи Кармини (оно будет боковой стеной своим закрывать угол) и мраморным зданием справа — вы и отыщете Скуолу. То правое здание она и есть.
Билет стоит 5 евро.
Скуола открыта всегда с 11 до 17 часов, кроме дней Рождества и Нового года.
Исторические сведения о кампаниле
Колокольня расположена напротив собора Св. Марка
Постройка кампанилы началась в IX веке, когда была сооружена первая сторожевая башня, служившая сигнальным маяком для кораблей. В XII веке колокольню перестроили и сделали похожей на Аквилеевскую башню. В конце XV века колокольня Сан-Марко была разрушена ударом молнии. А в начале XVI века вновь пострадала, но уже от землетрясения. Кампанила была восстановлена, но с переделками — появилась новая мраморная звонница, над которой вырос аттик со львом и женской фигурой — символом Венеции. А также бронзовая крыша со шпилем и позолоченной фигурой архангела Гавриила. В конце XVI века к колокольне пристроили лоджетту.
В начале XX века в стене колокольной башни образовалась трещина, которая с каждым днем увеличивалась. В итоге Кампанила рухнула так быстро и аккуратно, что не задела даже соседних зданий и никого из окружающих. Через 10 лет после разрушения колокольню святого Марка полностью восстановили на том же месте.
Главные достопримечательности Венеции
Собор Святого Марка (Собор Сан Марко)
5,00
Собор Святого Марка был возведен в XI веке и является первым крупным творением архитекторов Венеции. Массивное сооружение построено в форме равностороннего креста, в центре и на концах здания — вздувш…
1 отзыв
Гранд-канал
5,00
Гранд-канал является самым популярным каналом Венеции. Начинается он с лагуны у вокзала и проходит через весь город. Заканчивается водоем у здания таможни, здесь же и соединяется с каналами Сан-Марко …
2 отзыва
Базилика Санта Мария Ассунта
5,00
Базилика Санта Мария Ассунта была возведена по проекту архитектора Перуджи Галеаццо Алесси в начале XVII века. Сегодня здесь проводятся важные религиозные действа. К примеру, в 70-е и 90-е годы прошло…
1 отзыв
Базилика Санта Мария Глориоса дей Фрари
5,00
Базилика Санта Мария Глориоса дей Фрари – одна из самых грандиозных в Венеции, а ее 70-метровая колокольня уступает по высоте лишь колокольне собора Святого Марка. Базилика была возведена в XIV — XV в…
1 отзыв
Базилика Санта Мария делла Салюте
5,00
Санта Мария делла Салюте — самая большая купольная церковь в Венеции. Она была построена в 1631–1681 годах в честь Богоматери и в ознаменование прекращения страшной эпидемии чумы. Строение имеет восьм…
1 отзыв
Галерея Академии
5,00
Галерея Академии в Венеции была создана в XVIII веке и сначала существовала как школа живописи. Затем учреждение стало музеем – в настоящее время здесь хранится крупнейшая коллекция венецианской живоп…
1 отзыв
Коллекция Пегги Гуггенхейм
5,00
Коллекция Пегги Гуггенхейм (Пегги — племянница известного магната Соломона Гуггенхейм) – это целый музей современного искусства. Здесь имеется множество шедевров скульптуры и живописи первой половины …
1 отзыв
Церковь Мадонна дель Орто
5,00
Церковь Мадонна дель Орто находится в районе Каннареджо. Она была возведена в XIV веке в готическом стиле в честь Святого Христофора (покровитель гондольеров). После того, как рядом со зданием нашли с…
1 отзыв
Мост Вздохов
5,00
Мост Вздохов – небольшой арочный мост, построенный в XVII веке в барочном стиле и пролегающий через Дворцовый канал. Архитектором проекта стал итальянец Антонио Конти. Многие считают, что такое романт…
1 отзыв
Мост Риальто
5,00
Мост Риальто является самым известным мостом в Венеции, это самый древний из мостов через Большой канал. Современное сооружение составляет 28 метров в длину, максимальная высота – 7,5 метров. На само…
1 отзыв
Площадь Сан Марко
5,00
Площадь Сан Марко – главная площадь в Венеции. Раньше на этом месте находился небольшой, заросший деревьями, остров, а между ним и Дворцом Дожей протекал канал. Позднее, в конце XII века, канал засып…
2 отзыва
Церковь Сан Рокко
5,00
…
1 отзыв
Театр Ла Фениче
5,00
Театр Ла Фениче в Венеции является одним из самых популярных в Европе, его возвели в 1792 году по инициативе театралов-аристократов. Здесь ставилось множество известных на весь мир оперных премьер, ср…
1 отзыв
Церковь Сан Дзаниполо
5,00
Церковь Сан-Дзаниполо, являющаяся образцом венецианской готики, была возведена в виде латинского креста. Здание состоит из трех нефов, их своды тоже выполнены в форме крестов. Неофициальное название ц…
1 отзыв
Колокольня Святого Марка
5,00
Колокольня святого Марка расположена в центре Венеции, на площади Сан-Марко. В высоту она достигает практически 100 метров и служит хорошей смотровой площадкой. Колокольню построили на месте сторожево…
1 отзыв
Сан Франческо дель Десерто
5,00
Остров Сан-Франческо-дель-Десерто расположен в венецианской лагуне. Его территория составляет около 2 гектаров. Главная достопримечательность острова – одноименный монастырь – его в 1228 году построил…
1 отзыв
История строительства
Середина XVII века стала для Венеции черным периодом в истории города: в то время в городе (да и во всей Италии) свирепствовала чума, унося ежедневно десятки и сотни жизней. Почти треть от всего населения Венеции стала жертвой страшной болезни. И тогда представители городского Совета призвали горожан помолиться святой Деве Марии, при этом прилюдно пообещав построить церковь в ее честь в случае благополучного исхода.
Чудо свершилось или нет, но эпидемия пошла на спад, болезнь отступила от города, и жизнь стала постепенно возвращаться в прежнее русло.
Власти сдержали свое обещание. Среди архитекторов был объявлен конкурс на самый лучший проект церкви. Победил проект малоизвестного 26-летнего мастера Бальдассаре Лонгена. Деньги на строительство церкви собирала вся Венеция – не было в городе ни одной семьи, которой бы не коснулась в то время «черная смерть».
Строительство храма началось в 1631 году и длилось немногим более 50 лет. Задумка Бальдассаре состояла в том, что основное здание стояло на платформе из деревянных свай, вбитых в дно Большого канала. Для одной только платформы их потребовалось более 100 тысяч, так как оседающий грунт мешал нормальному течению строительства.
В результате на сооружение платформы ушло гораздо больше времени, чем предполагалось изначально. Всего было использовано при строительстве более миллиона деревянных балок.
Само здание церкви построено из кирпича, а сверху нанесена мраморная пыль. Храм имеет восьмиугольную форму, этот восьмигранник увенчан куполом в форме полусферы. Чуть меньший купол расположен над алтарем. Фасад церкви украшен колоннами, барельефами, пилястрами и скульптурами архангелов. Вход в собор напоминает триумфальную арку, будто являясь символом победы над чумой.
Создатель сего великолепия немного не дожил до завершения строительства, и церемония освящения проходила уже без него. Название церкви дали – Санта-Мария-делла-Салюте. «Салюте» в переводе с итальянского означает «здоровье, спасение», тем самым указывая на то, что названа в честь великого избавления от нашествия на город чумы.
Ежегодно, а именно 21 ноября, в Венеции проходит праздник «Феста делла Салюте», который устраивается в честь избавления города от «черной смерти», а в соборе служат торжественную мессу. Все гондолы собираются перед церковью, образуя своеобразную переправу. Между Дворцом Дожей и собором сооружается временный понтонный мост, по которому все желающие могут перебраться к собору.
Перед ступеньками у центрального входа в собор находится небольшая площадка, и если повернуться спиной к собору – откроется замечательный обзорный вид на Дворец Дожей (больше о нем).
Кампанила собора Святого Марка
В некотором отдалении от основного храмового ансамбля находится кампанила Собора Святого Марка.
Кампанила собора Святого Марка (Dennis Jarvis / flickr.com)
Колокольня была возведена спустя пять столетий после основного строения, и помимо своего основного церковного предназначения выполняла функцию маяка для кораблей.
Кампанила Собора Святого Марка в Средневековье служила в качестве пыточной клети, которая была расположена в шахте сооружения. Колокольня укомплектована пятью колоколами и на ней располагается площадки обозрения. Самой примечательной частью колокольни являлся флюгер в виде золотого ангела.
Примерно в одно время с колокольней была возведена Часовая башня Святого Марка. Башня имеет причудливую архитектуру: на ее вершине находятся две бронзовые скульптуры, поочередно бьющие о колокол возвещая о новом часе. Ниже покоится крылатый лев, еще одним уровнем ниже – статуя девы Марии. Сами часы имеют довольно сложный механизм: они показывают время, лунные фазы и доминирующий знак зодиака.