Собор василия блаженного. история, архитектура
Содержание:
- Заказчиком собора был Иван Грозный
- Строительство
- Современное состояние и режим посещения
- Изменения в архитектуре и дизайне
- Начало строительства
- В наши дни
- Сохраненные и возрожденные
- Архитектура Храма Василия Блаженного
- Версии об архитекторах
- Храм в период революции и ВОВ
- «До основанья, а затем…»
- Внутреннее убранство и архитектура
- Воскресная школа
- История
- О реставрации
- Часы работы храма Василия Блаженного
Заказчиком собора был Иван Грозный
Храм был построен по приказу Иоанна IV Грозного в ознаменование его победы над Казанским ханством. Строительство длилось с 1555 по 1561 год. До этого в течение нескольких лет в честь побед русского оружия над татарами на Красной площади строились «походные» деревянные церкви, а после окончательной победы царь повелел возвести на их месте единый собор. По легенде, зодчий, построивший храм, был ослеплен, чтобы он не мог построить собор лучше московского. Однако, скорее всего, это лишь легенда: хотя имя мастера, возводившего храм Василия Блаженного, до сих пор неизвестно, ученые сходятся на том, что, скорее всего, им был ярославский зодчий Постник Яковлев по прозвищу Барма. После завершения Храма Василия Блаженного Постник принимал участие в строительстве Казанского Кремля, а значит, никак не мог быть ослеплен.
Строительство
Собор архитекторы строили из кирпича – материала по тем временам довольно нового и непривычного (обычно при строительстве храмов зодчие использовали белый тёсаный камень). В западной части храма мастера смогли даже выложить перекрытие из кирпичей, проделав в них круглые отверстия, вставив металлическую скрепку и надежно скрепив между собой.
Уже на первоначальном этапе архитектор столкнулся с первой проблемой: здание нужно было построить на песчаном рыхлом и влажном грунте (сказывалась близость протекающей поблизости Москвы-реки), из-за чего было невозможно сделать глубокий фундамент (фундамент храма имеет глубину в несколько метров). Чтобы разрешить ситуацию, архитекторы применили очень интересный ход: опирается массивная конструкция храма на состоящий из нескольких помещений подклет – нижний этаж, высота которого составляет шесть, а ширина стен – три метра, при этом подклет имеет очень мощные своды и перекрытия.
В качестве строительного материала для нижнего этажа было решено остановиться на белом известняке: его способность хорошо впитывать влагу, давала возможность минимизировать риск подтопления в случае наводнения. После того как подклеты были установлены, на них поставили восьмиугольные основы, на которых планировалось возвести будущие храмы (таким образом, основа здания внешне напоминала пчелиные соты и отличалась повышенной прочностью).
Попасть сюда было непросто – о лестнице, ведущей из церкви Покрова Божьей Матери, знали лишь несколько человек, а впоследствии и этот узкий проход был замурован. Обнаружили ход лишь в 1930 г., когда проводили реставрационные работы, сейчас в помещениях подклета хранятся иконы собора.
Интересный способ применили архитекторы, создавая акустику внутри собора (метод нередкий при строительстве древнерусских церквей): для того, чтобы создать хорошее звучание, в стены храма архитекторы вмонтировали глиняные горшки, голосники, направив их горловинами в сторону внутреннего пространства здания. Такой метод давал возможность облегчить давление на несущие части храма.
Современное состояние и режим посещения
Васильевская церковь действующая, и каждый день в ней проходят богослужения. Двери храма открыты для паломников и туристов с 8.00 до 19.00. В эти же часы работает церковная лавка. Старинная икона Тихвинской Богоматери (XVI век) сегодня принадлежит Псковскому музею-заповеднику. Васильевский храм хорошо отреставрирован, внутри него можно увидеть богатый иконостас. В настоящее время ведутся работы по росписи внутренних стен.
С 2005 года при церкви открыта воскресная школа, которую посещают дети прихожан. Занятия ведутся в двух возрастных группах: дошкольной (с 3 до 7 лет) и школьной (с 7 до 14 лет). У Васильевского храма также есть собственная иконописная мастерская и мастерская художественной ковки, где можно заказать иконы, кованые кресты, перила, ограды и решетки.
Вид церкви с колокольней
Изменения в архитектуре и дизайне
Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.
Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.
Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.
Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.
До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.
Доработки XVI века
По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.
Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.
Как изменился храм в XVII веке
Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.
Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.
К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.
Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.
Пожар и восстановление
Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.
Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.
Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.
В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.
XIX — начало XX века и их влияние
Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.
Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:
- укрепили полы;
- обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.
Начало строительства
Рисунок 1. Схема Возведение храма Василия Блаженного началось в 1555 г. и было приурочено к победе русского войска над татарским ханом, символизируя величие русской архитектурной мысли. Инициатором начала строительства стал царь всея Руси Иоанн IV Грозный. Первый камень храма был заложен в один из крупных православных праздников — Покров Пресвятой Богородицы, потому сегодня его часто называют Храм Покрова Божьей Матери.
Из этой даты историки восстановили дату в нашем исчислении — 29 июня 1561 г.
Также существует легенда, что некий юродивый Василий Блаженный, приуроченный после смерти к лику святых, приносил монеты, поданные ему жителями, на центральную площадь и бросал через правое плечо. На протяжении этого времени деньги никто не трогал, а перед тем, как умереть, Василий собрал их и отнёс к царю. Ранее считали, что скончался он в 1552 г, причём строительство храма началось через 3 года после этого. Сегодня датой гибели Блаженного называют 1557 г.
В наши дни
Собор много раз горел, перестраивался и достраивался. Но каждый раз его вновь и вновь восстанавливали, и пытались предать первозданный вид. О этом известном соборе можно говорить и писать часами. Но мы не экскурсионное бюро. Если вам интересно послушать истории о каждом уголке Собор Покрова Пресвятой Богородицы, то обязательно отправляйтесь в Москву и обязательно сходите на экскурсию в собор. Там вы окунетесь в далекие времена, когда только зарождалась Русь. Так же в соборе множество иконостасов, икон и различных рисунков на стенах. Которые создавались русскими мастерами и все это богатство накапливалось с годами. После посещения Собор Василия Блаженного вы получите массу положительных эмоций и возможно узнаете новые моменты из истории нашей великой России. Не забудьте прочесть познавательную статью Царь — Колокол достояние России.
собор и большие хлопья снега
Сохраненные и возрожденные
Как пишет в своей книге «Житие Петра Барановского» Юрий Бычков, после освобождения из лагеря в 1936 году Петр Барановский не имел права возвращаться в Москву. Местом жительства ему был определен город Александров. Но и там архитектор нашел себе занятие. Он работал в местном музее и занимался реставрацией памятников Александровского кремля. Кроме того, регулярно под страхом нового ареста он приезжал в Москву, где делал обмеры уже к тому моменту обреченного Казанского собора. Потом на месте снесенного храма открыли летнее кафе, а позже общественный туалет для посетителей ГУМа. Через много лет обмеры Барановского, которые он передал своему ученику Олегу Журину, помогли воссоздать стертый с лица земли собор.
Болдинскому монастырю повезло чуть больше. В 1943 году он был частично разрушен немцами, но в 1960-х здания были восстановлены опять же по материалам Петра Барановского. Впрочем, это не единственные памятники, которые были сохранены или возвращены к жизни благодаря Барановскому. Например, под руководством Петра Дмитриевича чудом удалось отстоять деревянный Домик Петра I от уничтожения. Барановский руководил реставрационными работами в Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском. А вот Чудов монастырь ему спасти не удалось. Он успел лишь вынести из здания раку святителя Алексия. В общем, Петр Дмитриевич не зря прожил такую долгую жизнь. Он скончался в 1984 году в возрасте 92 лет, оставив после себя уникальное наследие.
Архитектура Храма Василия Блаженного
Как уже было сказано, собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую — девятую. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.
Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх. Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг — символ вечности, треугольник — символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка — начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.
Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду — символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество.
Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого — Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца — Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора. В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей.
Сегодня в соборе можно увидеть росписи разных веков: соседствуют XVII и XIX век. Это — удивительный памятник архитектуры. Например, там есть загадочные изображения тюльпанов. Откуда о них знали в средневековой Москве? Или фреска с морской водорослью. Где еще могли увидеть ее местные жители? Эта фреска не повторяется ни в одном элементе собора.
Путешествуя по второму ярусу храма, посетители настолько ярко переживают смену пространств, росписей и архитектурных особенностей собора, что кажется, будто человек попал в прекрасный лабиринт. Это — одна из удивительных особенностей храма Василия Блаженного.
Версии об архитекторах
Рисунок 2. Старое изображение храма Полная история создания собора Василия Блаженного неизвестна. Исторические хроники, сохранившиеся сегодня, не позволяют воссоздать полную картину. Это касается ситуации с архитекторами, так как сегодня известны 3 версии:
- Имя Постник Яковлев к зодчему прикрепилось из-за того, что тот долго и тщательно постился. Это был один из лучших архитекторов Пскова, работавший перед этим над строительством каменного казанского города.
- Двое зодчих: Постник и Барма, работавшие объединившись. Согласно старинной легенде, не подтверждённой документально, после того, как царь увидел красоту строения, приказал выколоть создателям глаза. По его мнению, это позволило избежать появления ещё большей архитектурной красоты. Второй вариант, судьбой зодчих стало заключение под стражу. Цель этих действий была идентичной — не допустить создания аналогов.
- Последний вариант рассматривается как более реалистичный, но не имеет никаких документальных подтверждений. Согласно ему, строительством руководил архитектор, приглашённый для работы над постройкой из Европы. Это может объяснить оригинальный стиль собора, включающий в себя русское и западноевропейское зодчество. Увидеть это можно невооружённым глазом, сравнив на фото архитектуру того века.
Храм в период революции и ВОВ
Рисунок 4. Снимок начала XIX века После Октябрьской Революции 17-го года храм попал под охрану государства, но до 1923 г. пустовал. Когда капитально-восстановительные работы были завершены, строение стало использоваться в качестве филиала Государственного исторического музея. Впоследствии закрывался он только в период ВОВ. В 1929 г. был произведён демонтаж колоколов и запрещено проведение богослужений.
Всё это время судьба существования храма находилась на волоске. В Кремле неоднократно высказывались предположения о том, что его нужно снести:
- Л. Каганович предоставил Сталину макет Красной площади, в котором собор можно было удалить и увидеть увеличившуюся территорию. В ответ на это предложение Иосиф Виссарионович приказал ему: «Лазарь поставь на место!»
- Позже, в 1936 г., решение взорвать собор и увеличить ширину дорог в центре разрастающегося города. В этот раз на защиту встал архитектор Барановский, выслав в Кремль телеграмму: «Если решите взрывать храм, взрывайте вместе со мной!»
«До основанья, а затем…»
Петр Дмитриевич Барановский родился в 1892 году на Смоленщине, неподалеку от Болдинского монастыря. С этим архитектурным ансамблем была связана вся жизнь Барановского. По материалам обследования монастыря он защитил диссертацию и разработал проект реставрации. Одновременно с реставрационными работами там создавался и музей. Организация музея была чуть ли не единственным способом спасти исторические постройки. А вообще опыт архитектора Петр Дмитриевич накапливал еще в период Первой мировой войны, когда служил начальником стройотряда инженерных дружин Западного фронта. Кроме того, Барановский окончил Московское строительно-техническое училище, а после – Московский археологический институт.
Однако образование и заслуги Петра Барановского оказались не нужны новой власти. Большевики были настроены на уничтожение старинных зданий, в первую очередь религиозного назначения. Газета «Правда» от 15 декабря 1929 года писала: «В селе Болдино монахи Болдинского монастыря срывают колхозное строительство. Работники болдинского музея Главнауки помогают монахам, сдавая им в аренду имеющуюся при музее землю». Вектор был обозначен, и в том же году было принято постановление о ликвидации Болдинского музея. Неудивительно, что уже в начале 1930 года был арестован директор музея Семен Бузанов, который впоследствии умер в заключении. В 1933 году под стражу был взят и Барановский, который провел следующие 3 года в Мариинских лагерях.
Внутреннее убранство и архитектура
Рисунок 3. Иконостас Уникальностью собора Василия Блаженного является то, что в его ансамбль входит 9 церквей, располагающихся на едином фундаменте. Это колоссальное по размерам строение входит в рейтинг самых больших храмов мира. При этом высота самого высокого купола, увенчивающего собор, всего 65 метров.
Ещё одной интересной особенностью можно назвать то, что он не имеет главного входа, потому, войдя в одну из окружающих церквей, легко можно запутаться. Однако если посмотреть на архитектурный ансамбль сверху, с высоты птичьего полёта, или схему, можно понять, что ничего сложного в этой территории нет.
Описание внутреннего убранства включает в себя 9 иконостасов и более 400 икон, история возникновения которых исчисляется с XVI века. Роспись стен выполнена масляной краской и украшена фресками прошлых веков. Отдельное место в интерьере собора Василия Блаженного занимают картины, на которых изображены именитые особы и изумительные природные виды.
Работы над сегодняшним иконостасом собора проводились в 1895 г. Руководил ими автор проекта архитектор Андрей Павлинов. Имеющий грандиозную ширину для такого небольшого собора, он располагается не только на одной стене, но и простирается на боковые. Настоящим украшением можно назвать такие иконы, как:
- Богоматерь Смоленская, написанная в XVI веке.
- Образ святого Василия Блаженного работы XVIII века.
Воскресная школа
К Богу приходят в разный период своей жизни. Кого-то приводят родители, и ребенок всю жизнь посещает храм. Многие приходят в достаточно взрослом возрасте и хотят приобщиться полностью к вере. Для этого необходимы новые знания.
При храме работает воскресная школа. Служители храма приглашают на занятия детей и взрослых. На уроках ученики изучают богословие, Священное Писание Старого и Нового Завета, катехизис, историю Православной Церкви.
Ученики не просто приходят на занятия, как в общеобразовательной школе. Они активно участвуют в жизни храма. Участвуют в богослужении, поют на клиросе, помогают священникам в организации православных служб.
История
Село было основано в середине XVII столетия. Основателями считаются — пятнадцать семей — «детей боярских», из Ельца, во главе с Афанасием Вихровым и одиннадцать семей — из Старого Оскола. О них говорится в «Записках Императорского Географического общества», изданных в Санкт-Петербурге, в 1857 году. Село было названо в честь святителя Афанасия Александрийского, он числится одним из святых покровителей села и храма. По одной из версий, первая церковь в селе Афанасьевка уже был в 1680 годах и был именно в честь святителя Афанасия Великого.
В 1775 году в селе была построена деревянная Васильевская церковь c колокольней, которая в 1886 году имела 33 десятины земли и 1000 прихожан.
«Список населенных мест Воронежской губернии по сведениям 1859 года» свидетельствует, что в казенном селе Афанасьевка были православная церковь, 183 двора, где проживало 750 мужчин и 785 женщин.
Храм, построенный в 1905 году в селе Афанасьевка, в годы советской власти был осквернен и был использован как дом культуры. Разрушению подвергли основной купол и звонницу, крышу сделали двухскатную, от храма уцелели только фундамент и стены, в алтарной части была устроена сцена, на которой плясали и пели работники культуры, в правой части храма устроили библиотеку. В левой части храма некоторое время был буфет, кабинеты.
В 1990 году по просьбе верующих, здание возращено Церкви.
В 2003 году был создан попечительский совет по реконструкции Свято-Васильевского храма.
О реставрации
В ходе реставрации, проведенной в 2016-2018 годах, выполнены кровельные работы, восстановлена кирпичная кладка стен, свода и покрытия пола, раскрыты фрагменты настенных росписей XVII и XIX века. Воссоздание утраченного иконостаса XIX века осуществлено в строгом соответствии с фотофиксацией 1935 года. Центральное место в нем заняли подлинные Царские врата XVIII века. Большинство икон, бывших некогда в иконостасе этой церкви, сохранились.
Также в церковь возвращена главная реликвия — железные вериги (цепи), которые, по преданию, принадлежали святому Иоанну Блаженному.
Историческое место заняли ростовая икона и серебряные накладки на ковчеге с мощами святого. Уцелели парные золоченые хоругви (религиозные знамена) образцы церковного искусства конца XIX века, которые обрамляли древний вход в церковь.
В Историческом музее рассказали, что чудом сохранилась деталь древнего иконостаса этой церкви — символы Ветхого Завета. Комплекс дополняют запрестольный крест XVII века и связанные с посвящениями церкви иконы «Зачатие святой праведной Анны» (XVII век) и «Святой Иоанн Блаженный» (XIX век).
Реставрацию большинства предметов осуществили сотрудники реставрационных мастерских Государственного исторического музея, Межобластного научно-реставрационного художественного управления и Православного Свято-Тихоновского университета.
Теперь все 11 церквей храма Василия Блаженного доступны для верующих, посетителей и гостей музея.
Часы работы храма Василия Блаженного
В качестве музея собор открыт для посещения по сезонному расписанию:
- 31 декабря и 1 января музей не работает.
- 1 сентября — 31 октября: 11:00–18:00, ежедневно.
- 1 ноября — 30 апреля: 11:00–17:00, ежедневно.
- 1 мая — 31 мая: 11:00–18:00, ежедневно.
- 1 июня — 31 августа: 10:00–18:00, ежедневно.
- Кассы музея и его территория закрываются на 45 минут раньше.
В морозы ниже -15° или во время проведения праздничных мероприятий на Красной площади время работы сокращается, точную информацию нужно уточнять по телефону справочной.
В период школьных каникул (зимой и весной) музей открыт для посетителей на час дольше.
Первая среда месяца — санитарный день, входные билеты в этот день не продаются.