Народы россии: хакасы

Исторические особенности формирования хакасского народа

Территория Минусинской котловины была населена жителями еще до нашей эры, причем древние обитатели этой земли достигли довольно высокого культурного уровня. От них остались многочисленные археологические памятники, могильники и курганы, петроглифы и стелы, высокохудожественные изделия из золота.

Раскопки древних курганов позволили обнаружить бесценные артефакты неолита и энеолита, железного века, Афанасьевской культуры (III—II тыс. до н.э.), Андроновской культуры (середины II тыс. до н.э.), Карасукской культуры (XIII—VIII века до н.э.). Не менее интересны находки Татарской культуры (VII—II века до н.э.) и весьма самобытной Таштыкской культуры (I век до н. э. -V век н.э.).
Китайские летописи называли населения верховий Енисея середины I тыс. до н.э. динлины и описывали их как светловолосых и голубоглазых людей. В новую эру хакасские земли и пастбища стали осваивать тюркоязычные народы, образовавшие в VI веке самобытную раннефеодальную монархию древних хакасов(енисейских кыргызов), и VI-VIII вв. Первый и Второй Тюркские каганаты. В это время здесь сложилась цивилизация кочевников с ее материальной культурой и духовными ценностями.

Государство хакасов(енисейских кыргызов), хотя было по составу разноэтническим оказалось прочнее, чем огромные каганаты тюргешей, тюрок, уйгуров и стало большой степной империей. В нем развивалась прочная социальная и экономическая основа, и шло богатое культурное развитие.

Государство, созданное енисейскими кыргызами(хакасами) просуществовало более 800 лет и рухнуло только в 1293 году под ударами древних монголов. В этом древнейшем государстве кроме скотоводства жители занимались земледелием, сеяли пшеницу и ячмень, овес и просо, использовали сложную систему оросительных каналов.

В горных областях были расположены рудники, где добывали медь, серебро и золото, остались до сих пор остовы железоплавильных печей, искусными были здесь ювелиры и кузнецы. В средневековье строились на земле хакасов крупные города. Г.Н. Потанин упоминал о хакасах, что они имели оседлые большие поселения, календарь и множество золотых вещей. Он также отмечал многочисленную группу жрецов, которые будучи свободными от податей своим князьям, умели врачевать, гадать, читать звезды.

Однако под натиском монголов была прервана цепь развития государства, было потеряно уникальное енисейское руническое письмо. Минусинские и саянские народы были трагически отброшены далеко назад в историческом процессе и раздроблены. В ясачных документах народ сей русские именовали енисейскими кыргызами, которые жили обособленными улусами по верховьям Енисея.

Хотя хакасы принадлежат к монголоидной расе, но они имеют следы явного влияния на свой антропологический тип европейцев. Многие историки и исследователи Сибири описывают их как белолицых с черными глазами и круглой головой. В XVII веке в их обществе была четкая иерархическая структура, каждый улус возглавлял князь, но был еще верховный князь над всеми улусами, власть передавалась по наследству. В их подчинении были рядовые трудолюбивые скотоводы.

Енисейские кыргызы до XVIII века жили на своей земле, потом попадают под власть джунгарских ханов и неоднократно переселялись. Кыргызские кыштымы стали ближайшими из предков хакасов. Занимались они скотоводством, кызыльцы много охотились в тайге, собирали кедровый орех и другие дары тайги.

Русские землепроходцы начали освоение родных мест хакасов в XVI веке и продолжили в XVII столетии. Из Мангазеи они активно продвигались на юг. Недружелюбно встретили князья енисейских кыргызов пришлых людей, организовывали набеги на казацкие остроги. В это же время с юга стали учащаться набеги джунгар и монголов на землю древних хакасов.

Ничего не оставалось хакасам, как обратиться к русским воеводам, со своевременной просьбой помочь оборониться от джунгар. Вошли хакасы в состав России, когда в 1707 году Петр I повелел возвести Абаканский острог. После этого события на земли «Минусинского края» пришел мир. Абаканский острог вошел в единую оборонительную линию вместе с Саянским острогом.

С заселением Минусинской котловины русскими, они освоили благоприятное для земледелия правобережье Енисея, а хакасы жили преимущественно на левобережье. Возникли этнические и культурные связи, появились смешанные браки. Хакасы продавали русским рыбу, мясо, пушнину, ходили в их деревни помогать убирать урожай. Хакасы получили возможность и постепенно преодолевали раздробленность и сплачивались в единый народ.

Распределение по группам

Хотя это и небольшой народ, но он имеет этнографическое деление и каждая группа представителей будет отличаться своими умениями или традициями. Деление по группам:

  • качинцы (хаас или хааш);
  • кызылцы (хызылы);
  • койбалы (хойбалы);
  • сагайцы (са ай).

Все разговаривают на хакаском языке, который относиться к тюрской группе алтайской семьи. Только 20% всего населения поддерживают русский язык. Встречается местная диалектика:

  • сагайская;
  • шорская;
  • качинская;
  • кызыльская.

Хакасы долго не владели письменностью, поэтому она создана на основе русского языка. Среди хакасов встречаются смешанные компоненты с енисейскими киргизами, котами и аринами, камаминцами и маторами.

Культура, быт и традиции

На протяжении многих лет хакасы занимались скотоводством, а также собирали орехи, ягоды и грибы. Только кызыльцы занимались охотой. Проживали хакасы в зимнее время в землянках или сооломе, остальное время в юртах. Традиционный напиток из кислого коровьего молока — айрам. Также исторически стали традициоными блюдами угре и хан-сол, то есть кровянка и мясной суп. А вот в одежде предпочтение длинной рубахе или однотонному платью, в основном, оранжевого цвета. Замужние женщины могли одевать вышитый жилет и украшения.

В каждой семье выбирался изых, это жертвоприносящая лошадь богам. Шаманы участвуют в этом обряде и заплетают в гриву цветные ленты, после животное отпускали в степь. Только главный в семье мог прикасаться к лошади или прокатится верхом на ней, а дважды в год, по весне и осенью, нужно лошадь вымыть (молоком), расчесать гриву, хвост и заплесты новые ленты.

Необычная традиция в хакасов, когда юноша, который поймает фламинго, может смело свататься на любой девушке. После того, как птицу поймали, на нее одевали красную рубашку с платком. Дальше жених делал обмен с родителями девушки, отдавал птицу и забирал невесту.

Очень интересная проводилась игра с детьми, когда за вознаграждение детям нужно было назвать имена предков до 7, а то и 12 колена.

Хакасы — уникальный народ, но современный народ объединяет традиции тюркского, русского, китайского и тибетского народа. Все это сложилось исторически и в разные периоды. Но хакасы прекрасно ладят с природой, ценят дары природы (и величают за это богов). Они свято верят в свои силы и это помогает им в быту. А детей с малку приучают уважать ближнего и как поступать со старшими от себя.

Примечания[править | править код]

  1. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 мая 2012.
  2. .
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 мая 2012.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 октября 2017.
  5. Бахрушин С. В.. Енисейские киргизы в XVII в. // Исторические труды. Т. III. Ч. 2. — М.: Изд-во АН СССР, 1955. — С. 176—224. — С. 176
  6. Потапов Л. П. Хакасы // Народы Сибири. — М.-Л., 1956. — С. 376—419. — С. 384.
  7. Ушницкий В. В. Средневековые народы Центральной Азии (вопросы происхождения и этнической истории тюрко-монгольских племен). — Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2009. — С. 60—62. — 116 с. — ISBN 978-5-9690-0112-1.
  8. Ушницкий В. В. Средневековые народы Центральной Азии (вопросы происхождения и этнической истории тюрко-монгольских племен). — Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2009. — С. 4. — 116 с. — ISBN 978-5-9690-0112-1.
  9. Бичурин Н. Я. . www.vostlit.info. Дата обращения: 16 октября 2019.

История [ править ]

Хакасы с традиционными инструментами.

Енисейские киргизы были вынуждены платить дань в соответствии с договором, заключенным между джунгарами и русскими в 1635 году. Джунгарские ойратские калмыки вынудили енисейских киргизов подчиниться.

Некоторые из енисейских киргизов были перемещены в Джунгарского ханства по джунгар , а затем Цин переместили их из Джунгарии на северо — востоке Китая в 1761 году, где они стали известны как Фуюй кыргызов . Знаменосцы Сибе дислоцировались в Джунгарии, а Северо-Восточный Китай (Маньчжурия) был местом, куда были депортированы некоторые из оставшихся Ёлет-ойратов. Бассейн Нонни был местом, где поселились депортированные Ойрат Элет. Енисейские киргизы были депортированы вместе с Элет. Китайский и ойрат заменили ойрат и киргиз во время Маньчжоу-Го в качестве дуальных языков нон-основанных енисейских киргизов.

Группа хакасов в Минусинске

В 17 — м века, Хакасские формируются Хакасия в середине земли Енисейской киргизы, которые в то время были вассалами из в монгольском правителе. В русских прибыл вскоре после того, как киргизы ушли, и приток русских поселенцев agragian стали. В 1820-е гг. Вокруг Минусинска начали разрабатывать золотые прииски , ставший региональным промышленным центром.

Имена Хонгорай и Хорай применялись к хакасам до того, как они стали известны как хакасы. Использование русскими имени татар для обозначения всех своих тюркских народов в царскую эпоху привело к тому, что современные хакасы стали называть себя тадаром, что не является историческим именем. Khoorai (Хоррей) также использовался для обозначения их. Теперь хакасы называют себя тадарами и не используют хакасов, чтобы называть себя на своем языке. Их еще называют абакскими татарами.

В течение XIX века многие хакасы приняли русский образ жизни, и большинство из них были массово обращены в русское православие . Шаманизм с буддийским влиянием, однако, все еще распространен, и многие христиане практикуют шаманизм с христианством. В Императорской России хакасы были известны под другими именами, использовавшимися в основном в историческом контексте: минусинские татары ( русский языкминуси́нские тата́ры ), абаканские татары (абака́нские тата́ры) и енисейские турки .

Во время революции 1905 г. развивалось движение к автономии. Когда в 1923 году к власти пришли Советы, был образован Хакасский национальный округ, и различные этнические группы (белтир, сагай, качин, койбал и кызыл) были искусственно «объединены» в одну — хакасов. Национальный округ был преобразован в Хакасского автономной области , части Красноярского края , в 1930 г. Республика Хакасия в ее нынешнем виде была создана в 1992 году.

Хакасы составляют лишь около 12% от общей численности населения республики (78,5 тыс. По переписи 1989 г.). Хакасы традиционно занимались кочевым скотоводством, земледелием, охотой и рыболовством. Бельтирцы тоже специализировались на ремеслах. Разведение овец и крупного рогатого скота по-прежнему широко распространено, хотя со временем республика стала более индустриализированной.

Культура хакасов

В самобытной культуре хакасов с древности растворились китайские и конфуцианские, индийские и тибетские, тюркские, позже русские и европейские ценности. Хакасы издавна считали себя людьми, рожденными духами природы, и придерживались шаманизма. С приходом православных миссионеров многие крестились в христианство, тайком проводя шаманские обряды.

Священной вершиной для всех хакасов является пятиглавый Борус, заснеженный пик в западных Саянах. Многие легенды рассказывают о вещем старце Борусе, отождествляя его с библейским Ноем. Наиболшее влияние на культуру хакасов оказали шаманизм и православное христианство. Обе эти составляющие вошли в менталитет народа.

Хакасы высоко ценят товарищество и коллективизм, помогавшие им выжить среди суровой природы. Важнейшей чертой их характера является взаимовыручка и взаимопомощь. Им присуще гостеприимство, трудолюбие, радушие и жалость к старикам. Множество поговорок говорят о том, что нужно дать нуждающемуся человеку то, что нужно.

Гостя всегда встречает хозяин-мужчина, принято узнать о здоровье хозяина, членов семьи, их скота. Разговор о делах всегда ведется почтительно, следует произнести особые приветствия старшим. После приветствий хозяин приглашает гостей отведать кумыса или чая, за отвлеченной беседой хозяева и гости приступают к трапезе.

Как у других народов Азии, у хакасов присутствует культ их предков и просто старших. Старики всегда были в любой общности хранителями бесценной житейской мудрости. Многие поговорки хакасов говорят об уважении к старшим.

К детям хакасы относятся с мягкостью, особой сдержанностью и уважением. В традициях народа не принято наказывать или унижать дитя. Вместе с тем, каждый ребенок, как всегда у кочевников должен знать своих предков сегодня до седьмого или как раньше до двенадцатого колена.

Традиции шаманизма предписывают бережно и с почтением относиться к духам окружающей природы, с этим связаны многочисленные «табу». Согласно этим неписанным правилам живут среди девственной природы, почитая духов родных гор, озер и речных водоемов, священных вершин, источников и лесов хакасские семьи.

Как и все кочевники, хакасы жили в переносных берестяных или войлочных юртах. Только к XIX веку юрты стали замещаться стационарными рубленными однокомнатными и пятистеными избами или рубленными юртами.

Посередине юрты располагался очаг с треножником, где готовилась пища. Мебель была представлена кроватями, разными полками, кованными сундуками и шкафчиками. Стены юрты обычно украшали войлочными яркими коврами с вышивкой и аппликацией.

Традиционно юрту делили на мужскую и соответственно женскую половины. На половине мужчины хранились седла, узда, арканы, оружие, порох. На половине женщины хранились посуда, нехитрая утварь, вещи хозяйки и детей. Посуду и необходимую утварь, многие предметы быта хакасы делали сами из подручных материалов. Позже появилась посуда из фарфора, стекла и металла.

В 1939 году учеными-лингвистами создана уникальная письменность для хакасов на основе русской кириллицы, в результате налаживания хозяйственных связей многие хакасы стали русскоязычными. Появилась возможность познакомиться с богатейшим народным фольклором, легендами, поговорками, сказками, героическим эпосом.

Исторические вехи становления хакасского народа, его сформировавшееся мировоззрение, борьба добра со злом, подвиги богатырей изложены в интересных героических эпосах «Алыптыг нымах», «Алтын-Арыг», «Хан Кичигей», «Албынжи». Хранителями и исполнителями героических эпосов были весьма почитаемые в обществе «хайджи».

ДАРУЮЩАЯ МАТЕРИНСТВО

Есть в Хакасии особенное сакральное место, куда едут женщины. Это Улуг Хуртуях Тас или «Каменная мать», одно из самых почитаемых изваяний, возраст которого оценивается в 5 тыс. лет. К Улуг Хуртуях Тас люди приходят не одну тысячу лет, чтобы попросить о ребенке.

В 50-тые годы прошлого века идола оторвали от земли и выставили в краеведческом музее в Абакане. В течение более 50 лет люди, мечтающие о детях, посещали музей лишь затем, чтобы тайно помолиться «Каменной матери». Благодаря заступничеству местных шаманов, Хуртуях Тас в 2003 году вернули на историческое место: теперь скульптуру из песчаника защищает стеклянная юрта. Это, кстати, единственный в России музей одного экспоната.

До сих пор к древней богине приходят бездетные женщины и просят о чуде. Чудеса случаются, о чем говорят сообщения в книге отзывов музея: счастливые родители благодарят Хуртуях Тас за появления малыша. Сколько ребятишек родилось после посещения Каменной матери — неизвестно, никто такую статистику не ведёт. За спиной Каменной бабы — «детский» уголок: мягкие игрушки в благодарность от тех, кому она помогла.

О том, что многие пары, не имеющие по разным причинам детей, приходя сюда, в музей, и вдруг обретают детей, подтверждают и научные сотрудники музея. По хакасскому поверью, дети, выпрошенные у Улуг Хуртуях Тас, обязательно будут счастливыми.

ОЗЕРНЫЙ КРАЙ

Хакасия – озерный край. Большие и маленькие, соленые и пресные, с туристической инфраструктурой и без. Всего в республике около 1000 озер. Самыми популярными считаются озера Шира, Беле, Тус и Иткуль. Три из четырех этих водоемов – целебные, и находятся они всего в 5-25 км друг от друга.

За санаторно-курортным отдыхом стоит отправиться на озеро Шира. На западном берегу водоема находится одноименный санаторий, постояльцев здесь лечат минеральной водой и грязями из озера.

Тус – самое необычное озеро Хакасии. Концентрация соли в нем настолько велика, что можно лежать на воде и спокойно читать газету. О том, что озеро соленое, говорит уже его название: «тус» по-тюркски значит «соль». Купание в солёном водоёме оздоровляет, а приобретённый загар, в отличие от южного, не сходит месяцами.

Своими целительными свойствами Тус может сравниться с Мертвым морем в Израиле. Вода и лечебные грязи из этого водоема помогают при лечении самых разных болезней – от проблем с суставами до патологий внутренних органов.

Есть в Хакасии и свой «Байкал». Так часто за прозрачность и чистоту воды называют озеро Иткуль. В озере водится много рыбы — окунь, пелядь, серебристый карась, лещ, поэтому сюда приезжают, в основном, за рыбалкой. Кстати, недалеко от озера Иркуль находится смотровая площадка, откуда открывается красивый вид сразу на 20 других хакасских озер.

Горы Хакасии

Гора Куня

Гора Куня или гора Солнце, считается священной для местного населения. В древности здесь поклонялись Солнцу и приносили жертвоприношения.

Люди, которые жили на территории современной Хакасии четыре тысячи лет назад, использовали гору Куня как естественную крепость. Враг не мог взобраться по пологим стенам горы. Экскурсии на гору возможны на самостоятельной основе и в группе с экскурсоводом.

Еще одна гора Хакассии это Чалпан. Чалпан – гора возвышается в заповедной зоне. На ней имеется средневековая крепость и древние наскальные письмена. Интересно, что люди оставляли свои наскальные изображения на Чалпан-горе, начиная с седой древности и вплоть до 17 века.

Тем, кому посчастливится взобраться на крепость открываются незабываемые панорамные виды на озеро Беле и огромные лесные массивы.

Горная гряда Сундуки

Горная гряда Сундуки названа так за то, что одна из скал имеет форму куба и действительно напоминает сундук. Всего скал в гряде пять. Опишем каждую из них:

  • Первая скала является местом, где захоронено много древних шаманов. Сюда часто наведываются экстрасенсы, астрологи, эзотерики, дабы установить связь с космосом.  Местные жители верят, что именно здесь была «Первая земля» и отсюда пошли первые люди.
  • Вторая скала – любимое место фотографов. Многие живописные фото Хакасии сделаны именно на Втором Сундуке.
  • Третья скала считается домом горных духов и также почитается хакасами как культовое место.
  • Четвертая скала имеет на своих отвесных склонах древние рукотворные рисунки. В краеведческом музее Хакасии этим наскальным рисункам посвящена целая экспозиция.
  • Пятая скала имеет у своего подножия древний оросительный канал, построенный еще до нашей эры.

Что посмотреть?

Парк Топиарного Искусства

  • Адрес: Советская ул., 51, Абакан.
  • Телефон: +7 3902 26‑48-47, +7 3902 26‑06-26.
  • Часы работы: ежедневно, 9:00–0:00.

Является частью Преображенского паркового комплекса.

Данный парк был основан в 2007 году и сегодня является единственным в своем роде не только в Сибири, но и в России. Здесь можно встретить фантастические фигуры, искусно составленные из растений: степного орала, ежа, кота и другие сюрпризы. Миниатюрная копия Эйфелевой башни в окружении ярких цветов неотличима от настоящей.

Хакасский краеведческий музей

  • Адрес: г. Абакан, ул. Пушкина, 28 А.
  • Телефон.
  • Часы работы: ср, пт, сб, вс – с 10.00 до 18.00. Вт – с 11.00 до 18.00. Чт – с 10.00 до 19.00. Выходной – пн.

Основан в 1929 году, статус музея получил в 1931 году.

Сегодня среди основных коллекций музея – археологические артефакты (около 20 тыс. экспонатов), этнографические предметы хакасского народа, естественно-научные коллекции, интересные геологам, ботаникам, зоологам, палеонтологам. Среди самых интересных экспонатов – личные вещи и авторские работы И. Н. Карачаковой-Картиной, хакасского скульптора.

Абаканский зоопарк

  • Адрес: г. Абакан, ул. Пушкина, 200.
  • Телефон, 35-50-53.
  • Часы работы: Ежедневно. Летний период – с 09:00-20:00, зимний период – с 10:00 до 17:00.
  • Стоимость билета: 100-250 руб.

Первыми питомцами зоопарка, основанного в 1972 году, стали волнистые попугаи, полярная сова и обитатели аквариума. Сегодня в коллекции зоопарка – около 170 видов животных, в том числе и редкие, занесенные в Красную книгу. В зоопарке регулярно проводятся конкурсы для детей. Маленькие посетители могут не только посмотреть на зверей, но и поучаствовать в их жизни: соорудить домики для животных, собрать природные материалы для украшения помещений, где живут звери.

Черногорский парк

  • Адрес: г. Абакан, ул. Советская.
  • Режим работы: круглосуточно.

Он же – Парк Победы. Здесь установлен монумент в честь победы советского народа в ВОВ, горит Вечный огонь. Парк – популярное место для массовых гуляний и праздников. На территории расположена детская площадка с аттракционами, оборудована сцена. В парке можно поиграть в волейбол и баскетбол – для этого выделены специальные площадки.

Хакасский государственный природный заповедник

  • Адрес: ул. Цукановой, 164, Абакан.
  • Телефон: +7 3902 35‑19-38, +7 3902 35‑22-04.
  • Часы работы: пн-пт 09:00–18:00, перерыв 13:00–14:00.

Создан в 1999 году на базе 2 заповедников – «Малый Абакан» и «Чазы». Имеет статус государственного. Общая площадь заповедной территории – 268 тыс. га.

В состав заповедника входят следующие территории:

  • Подзаплотные болота;
  • озеро Белё;
  • озеро Шира;
  • озеро Иткуль;
  • Оглахты;
  • Камызякская степь;
  • Хол-Богаз;
  • Малый Абакан;
  • Заимка Лыковых.

Здесь обитают редкие птицы, рыбы, земноводные, млекопитающие. В границах заповедника встречаются соболя, медведи, рыси, барсуки, маралы, косули.

Рельеф местности в заповеднике отличается разнообразием: здесь есть холмы и скалы, степи, вдоль рек и озер – котловины и низины.

В ГОСТИ К ГАЛЛАМ И К ДЖЕКУ ВОРОБЬЮ

В Хакасии есть свой тематический парк развлечений «Тортуга». Как следует из названия, доминирующей темой являются пираты и все, что с ними связано. На берегу Енисея построен корабль «Черная Жемчужина», где проводятся костюмированные представления и фотосессии.

Кроме пиратов, в «Тортуге» «проживают» и галлы. Одна из частей парка посвящена этим симпатичным персонажам из мультфильма про приключения Астерикса и Обеликса.

Среди других развлечений для детей и взрослых — качели, гамаки, батут, работает кафе. В «Тортугу» можно просто приехать, чтобы полюбоваться природой и видами Енисея.

Озеро Шира

Шира (Хакасия) – это известное целебное озеро в Республике. Оно находится в степной зоне этого края. О свойствах водоема человечество знало больше века тому назад. Про эту его чудодейственную силу рассказывается в различных легендах и сказаниях

Так, первым человеком, обратившим внимание на лечебные функции вод озера, был Цибульский З. М. – купец-золотопромышленник из Томска

Это была энергичная и деловая особа. Но однажды он охотился в этой местности вместе со своей собакой и нечаянно ранил свою верную спутницу. Ранение было весьма серьезным, а потому расстроенный купец оставил пса погибать на одном из берегов Ширы

– купец-золотопромышленник из Томска. Это была энергичная и деловая особа. Но однажды он охотился в этой местности вместе со своей собакой и нечаянно ранил свою верную спутницу. Ранение было весьма серьезным, а потому расстроенный купец оставил пса погибать на одном из берегов Ширы.

Но, вероятнее всего, псина каким-то образом смогла искупаться в водоеме. Она проделала это не один раз, выздоровела и вернулась в свою родную обитель. Золотопромышленник весьма заинтересовался таким поворотом событий, тем более что его донимал застарелый радикулит. Так, в 1874 году он организовал на Шире для себя юрту, каждый день купался в озере и смог победить недуг. А в феврале 1891 года тут стал обустраиваться курорт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector