Факторы размещения машиностроения — основные принципы
Содержание:
- Проблемы отрасли
- Промышленность: классификация и факторы размещения
- Уровень развития и специализация хозяйств в различных экономических районах
- География машиностроения
- Объем капитальных вложений и источники финансирования
- Производство в России
- Факторы размещения машиностроения
- Характеристика факторов размещения производства
- География машиностроения России
- Список основных факторов
- Дислокация тракторостроения
- Развитие машиностроения России по отраслям
- Особенности развития
- Ведущим фактором размещения новейших отраслей машиностроения является
- Уровень базового развития науки и техники
Проблемы отрасли
Среди трудностей можно выделить следующие:
- Общий спад агропромышленного комплекса привел к низкой платежеспособности большей части российских сельхозпроизводителей, что в свою очередь породило существенное снижение спроса на сельхозтехнику в целом, не только российского производства. Новое оборудование могут себе позволить только крупные предприятия, мелкие фермеры предпочитают покупать бывшее в употреблении, причем чаще всего зарубежного производства. Этим и объясняется загрузка производственных мощностей машиностроительных предприятий на уровне 30-35%, не более.
- Непродуманная политика государства в отношении модернизации и дальнейшего развития российского сельхозмашиностроения.
- Тяжелое налоговое бремя, высокие цены на энергоносители, существенные транспортные расходы. Впрочем, это проблема для всех видов производства, не только для сельхозмашиностроения.
- Отсутствие должной поддержки сельхозпроизводителей со стороны государства.
- Устаревшие конструкторские решения и технологическая отсталость определяют низкую конкурентоспособность отечественных сельхозмашин. Уровень отставания в технологическом плане составляет порядка 20, а по оценкам некоторых специалистов и 30 лет. Этому способствовал процесс приватизации тракторных и комбайновых заводов и ликвидация крупных научно-исследовательских институтов сельхозмашиностроения, таких как НАТИ, ВИСХОМ, ГСКБ, НИИ Тракторсельхозмаш, ВНИИКОМЖ.
Промышленность: классификация и факторы размещения
Раздел ЕГЭ: 4.2. Ведущие страны — экспортеры основных видов промышленной продукции.
Факторы размещения производства
Промышленность — ведущая отрасль мирового хозяйства. Промышленность (от рус. промышлять, промысел) — совокупность предприятий (заводов, комбинатов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда (как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности) и потребительских товаров: добычей сырья, топлива, производством энергии, обработкой материалов и продуктов, произведённых в промышленности или в сельском хозяйстве.
Существует несколько классификаций промышленности:
-
Деление промышленности на группу А и В: промышленность группы А (средства производства) и группы В (предметы потребления).
-
Деление отрасли на тяжелую и легкую.
-
По характеру воздействия на предмет промышленность делится на две группы: добывающая (добыча и подготовка сырья) и обрабатывающая (переработка сырья и выпуск готовой продукции).
-
Отраслевая классификация: электроэнергетика, топливная промышленность, черная металлургия, цветная металлургия, химическая промышлeннoсть, машиностроение и металлообработка, лесная промышленность, прoмышлeнность строительных материалов, легкая промышленость, пищевая промышленность.
Основные факторы, влияющие на размещение отраслей промышленности (факторы размещения):
- территориальный (экономико-географическое положение);
- природно-ресурсный, или сырьевой (степень обеспеченности территории ресурсами);
- транспортный (наличие магистралей и транспортных узлов, с помощью которых можно доставлять грузы);
- трудовые ресурсы (степень обеспеченности рабочей силой);
- наукоёмкое (новые и новейшие отрасли тяготеют к крупным научным центрам);
- экологический (вынос «грязных» производств за пределы зон концентрации населения).
Группировка отраслей по факторам размещения:
- Отрасли, тяготеющие к источникам сырья (ресурсозависимые): чёрная металлургия, топливная промышлeнность, прoмышленнoсть строительных материалов, целлюлозно-бумажная и др.
- Отрасли, тяготеющие к источникам дешёвого топлива и электроэнергии (энергоёмкие): цветная металлургия, химическая промышленость (производство химических волокон, пластмасс, синтетического каучука).
- Отрасли, тяготеющие к районам с трудовыми ресурсами: электротехника, приборостроение, швейная прoмышленность, текстильная, обувная и др.
- Отрасли, ориентированные на потребителя: пищевая промышлeнность, нефтепереработка, электроэнергетика и др.
Тяжёлая промышленность
Тяжёлая промышленнoсть — комплекс отраслей промышленности, производящих преимущественно средства производства: орудия труда, сырьё, топливо.
Энергетика (топливно-энергетическая промышленность, ТЭК) — базовая отрасль тяжёлой промышленности (снабжает другие отрасли ресурсами), основа функционирования производства в любом государстве. Уровень развития энергетики — один из важнейших показателей состояния и развития хозяйства государств, регионов и мира в целом.
Энергетика состоит из двух подотраслей:
- топливной промышленности;
- электроэнергетики.
В смотрели конспект урока по географии «Промышленность: классификация и факторы размещения». Выберите дальнейшее действие:
- Вернуться к Списку конспектов по географии
- Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по географии
- Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по географии
Уровень развития и специализация хозяйств в различных экономических районах
От объемов финансовых вливаний зависит уровень развития отрасли в отдельно взятом регионе. Рурский бассейн может служить примером сверхстабильного развития из-за долгосрочной, выработанной десятилетиями системы финансовых вложений. Имея годовой оборот более 100 миллиардов евро и отчисления в развитие отрасли на уровне 15 – 20 %, предприятия этого региона стабильно и динамично развиваются.
Примером другого рода являются предприятия машиностроения по сборке бытовой техники и радиоэлектроники в большинстве стран Юго-Восточной Азии. Огромные средства направляются в основном на расширение производства и увеличение объема продукции за счет избытка дешевой рабочей силы. Масштабы производства огромные, а уровень развития пока весьма низок.
География машиностроения
Наиболее значимым фактором размещения предприятий машиностроения служат традиции развития промышленности в конкретных географических условиях. Так, к примеру, в США сосредоточенны предприятия тяжелого машиностроения, так как здесь большое скопление металлургических и химических месторождений. Здесь располагаются самые крупные автомобильные и авиационные заводы.
Определенная география машиностроения прослеживается не только в отдельной стране, но и во всем мире.
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Например, юг США, Австралия, Канада и часть Аргентины, всегда являлись районами, в которых отлично развито сельское хозяйство и производство пищевых продуктов. Что приводит к большому спросу на сельскохозяйственную промышленность и оборудования переработки пищевых продуктов.
Иногда определяющим фактором размещения того или иного производства является фактор производства. Это в основном относится к металлоемкому производству.
Объем капитальных вложений и источники финансирования
С учетом всех этих факторов происходит финансирование и вложение инвестиций в развитие машиностроительной индустрии. В основном главными инвесторами являются владельцы уже действующих мощностей.
В металлоемких отраслях это чаще всего трансконтинентальные компании. Их бизнес насчитывает десятилетия, поэтому все аспекты кратко- и долгосрочного развития и его финансирования отлажены и представляют из себя стройную систему. Примером могут быть гиганты мировой промышленности: General Electric, Boeing, Samsung и другие.
Но довольно часто в роли финансового донора выступает государство или местные власти. Почти всегда это происходит в силу негативных, кризисных явлений в мировой экономике. В этом случае речь идет не о получении прибыли и развитии производства, а о сохранении рабочих мест и недопущении социальной напряженности.
Производство в России
Россия обладает богатством промышленных предприятий в различных сферах. Некоторые из них представлены более широко. В России больше всего размещаются такие отрасли:
- Тяжелое производство (Урал, Сибирь, Центральная Россия, Екатеринбург). Особенно развиты производство турбин, генераторов и горнодобывающее оборудование.
- Производство легковых автомобилей, а также среднего тоннажа и грузовых (Набережные Челны, Ижевск, Москва, Тольятти).
- Производство электрических троллейбусов и автобусов (Энгельс, Голицын, Краснодар).
- Тракторная промышленность и электротехника (Санкт-Петербург, Челябинск, Липецк).
- Производство станков в основном мелкосерийное, сосредоточено в Иванове, Рязани.
Приборостроение развито в Москве и области, так как там есть высококвалифицированные научные кадры и научно-техническая материальная база. А большие пассажирские и грузовые самолеты с большим числом электронных компонентов собирают в Смоленске и Воронеже.
Факторы размещения производства играют главную роль в промышленности. С их помощью можно изучить особенности районов, их ресурсов и местности. От этого зависит построение заводов и конструкторских бюро, а также сырьевая и наукоемкая база. Специфические критерии подлежат внимательному изучению.
Факторы размещения машиностроения
Машиностроение – это наиболее сложная отрасль промышленности, состоящая более чем из 70 отдельных отраслей.
Факторы размещения машиностроения в основном зависят от технологии производства.
Основными факторами для всех отраслей являются:
- Трудоемкость. Производство машин требует большого объема труда. Поэтому многие отрасли располагаются в районах с большой концентрацией населения. Большие затраты труда присущи таким отраслям как станкостроение и приборостроение.
- Наукоемкость. В современном мире очень большой акцент делается на науку. Поэтому предприятия данной отрасли сконцентрированы в основном в центральных районах, обладающих высокоразвитой интеллектуальной базой (НИИ, конструкторские бюро, опытные заводы).
- Сырьевой фактор. Например, тяжелое машиностроение требует больших затрат металла, а значит предприятия данной отрасли будут располагаться вблизи месторождений данного сырья.
- Потребительский фактор. Продукция машиностроения очень разнообразна, и многие предприятия располагаются, ориентируясь на потребителя. Например, тракторы для перевозки леса производятся в Карелии, так как они достаточно тяжелы для транспортировки.
- Транспортный фактор. Поскольку перевозка машин, оборудования и деталей осуществляется зачастую на дальние расстояния, то многие заводы располагаются близко к крупным транспортным магистралям.
- Территориальная концентрация
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Стоит отметить, что для металлоемкого производства главным фактором является большой объем металла, а для наукоемкого и трудоемкого машиностроения, таким фактором служат квалифицированная рабочая сила и научные разработки.
К примеру, производство точных машин сосредоточенно в районах, где преобладает высококвалифицированная рабочая сила, так как для данного сегмента наличие сырья не играет большой роли.
Характеристика факторов размещения производства
Под сырьевым фактором понимается размещение предприятий у источников сырья для получения определенной продукции: около месторождений полезных ископаемых, крупных водных объектов, в лесных зонах и т. п. Размещение таких производств вблизи источников сырья исключает перевозку больших объемов и снижает расходы предприятий. Поэтому производства организуются как можно ближе к источникам сырья. Готовая продукция предприятий будет более дешевой за счет снижения расходов на доставку сырья. Сырьевой фактор оказывает значительное влияние на размещение целого ряда промышленных производств: например, на производство калийных удобрений, цемента, лесопиление, обогащение руд цветных металлов.
Топливный фактор, как и сырьевой, оказывает такое же влияние на размещение производства. Он является определяющим в размещении отраслей, использующих для производства продукции большие объемы минерального топлива: угля, природного газа, мазута. К таким отраслям относятся теплоэнергетика, отдельные производства черной металлургии, химической промышленности. Так, наиболее мощные тепловые электростанции в США, России, Китае построены вблизи крупных угольных месторождений. У месторождений угля размещаются многие предприятия по производству чугуна и стали.
Энергетический фактор влияет на размещение производств, в которых на создание единицы продукции потребляется большое количество преимущественно электрической энергии. Такие производства называются энергоемкими. К ним относится производство многих легких цветных металлов (алюминия, титана и др.), химических волокон, бумаги. Предприятия по производству энергоемкой продукции размещаются в тех районах, где в больших объемах производится преимущественно дешевая электроэнергия, например около крупных гидроэлектростанций.
Трудовой фактор оказывает решающее влияние на размещение производств, основанных на использовании большого количества трудовых ресурсов, в том числе высококвалифицированных специалистов. Это трудоемкие производства. Например, в легкой промышленности к таким производствам относится швейное производство. В сельском хозяйстве наиболее трудоемкими являются рисоводство, овощеводство, плодоводство. Производство электронного оборудования, персональных компьютеров предполагает использование квалифицированных кадров. Ориентированные на трудовой фактор, эти производства размещаются преимущественно в густонаселенных районах с дешевой рабочей силой.
Потребительский, или рыночный, фактор влияет на размещение отраслей, производящих продукцию, пользующуюся широким, иногда повседневным, спросом у населения. Это продукты питания, одежда, обувь, бытовая техника и др. Такие производства ориентируются на потребителя и размещаются практически во всех крупных населенных пунктах.
Роль транспортного фактора важна для всех отраслей, продукция которых потребляется не на месте ее производства, а поставляется в другие районы. Все предприятия заинтересованы в снижении расходов на доставку готовой продукции в районы ее потребления. Поэтому многие производства размещаются возле крупных транспортных узлов, в морских портах, на линиях магистральных железных дорог, нефтепроводов. Мозырский нефтеперерабатывающий комбинат был построен рядом с нефтепроводом «Дружба».
При размещении производств большое значение приобретает экологический фактор, связанный с охраной окружающей среды. Этот фактор ограничивает создание производства, если оно может нанести вред окружающей среде. К производствам, которые характеризуются большими выбросами загрязняющих веществ или иным вредным воздействием на окружающую среду, предъявляются повышенные экологические требования. Их запрещается размещать в крупных городах и густонаселенных районах. На этих предприятиях должны использоваться современные малоотходные технологии и возводиться сооружения по очистке выбросов.
В современных условиях роль экологического фактора возрастает — он влияет на размещение всех производств
Наиболее важно учитывать экологический фактор при размещении предприятий химической промышленности, металлургии, энергетики, особенно при строительстве АЭС
География машиностроения России
Тяжелое машиностроение – это наиболее металлоемкая отрасль. В настоящее время на данную отрасль приходится 60% производимой продукции. Заводы в основном ориентированы на сырьевую базу и на район потребления.
Основными центрами размещения тяжелого машиностроения можно считать Центральный район, Урал (горнодобывающее оборудование), Сибирь, Санкт-Петербург (турбины и генераторы), Екатеринбург (кузнечнопрессовой оборудование).
Общее машиностроение отличается узкой специализацией, вовлеченностью в кооперирование, невысокое потребление металла, массовостью продукции.
Ведущей отраслью общего машиностроения является автомобилестроение, чьих заводов насчитывается более 200. Для данной отрасли важными факторами служат транспортное соединение, именно поэтому крупные мероприятия располагаются вблизи от крупных магистралей.
Главные центры выпуска легковых автомобилей сосредоточены в Тольятти, Москве, Ижевске. Среднетоннажные автомобили выпускаются в Нижнем Новгороде, Москве. Грузовые машины выпускаются в Набережных Челнах. Из Энгельса выходят троллейбусы, а Краснодар и Голицын занимаются выпуском автобусов.
Тракторная промышленность же сосредоточилась в сельскохозяйственных районах, таких как Санкт-Петербург, Челябинск, Липецк.
Электротехническая промышленность располагается в районах с квалифицированной рабочей базой, крупными потребителями и специализированными научно-техническими организациями. В настоящее время крупные предприятия располагаются в Центральном районе, северо-западном и западносибирском.
Станко-инструментальная промышленность сосредоточенна в машиностроительных районах. Размер предприятий сравнительно невелик. Крупными центрами производства являются Москва, Иваново, Рязань, Новосибирск и др.
Приборостроение сосредоточенно в основном в крупных городах (Москва, Московская область), так как данная отрасль требует много квалифицированных рабочих кадров и научно-исследовательскую базу.
Авиационная промышленность отличается наличием высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала, что сосредотачивает основное производство в центрах.
Современны грузовые и пассажирские самолеты производятся в Москве, Смоленске, Воронеже и др.
Более 90% продукции производится в Европейской части страны, так как здесь находится 80% населения, расположены НИИ. Минусом такого размещения является малая вовлеченность регионов, расположенных за Уралом, не смотря на то, что эти регионы довольно богаты сырьем.
Так и не нашли ответ на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе нужна помощь
Предлагаемая контрольная работа составлена на основе учебного материала к учебнику под редакцией А.И.Алексеева «География России. Хозяйство и географические районы». Контрольная работа представлена в двух вариантах и включает различные по форме и уровню сложности задания, позволяющие дифференцированно оценить достижения каждого отдельного школьника. Варианты различаются уровнем сложности. Первый вариант базовый уровень (часть А). Если ученик справляется с частью А, ему можно предложить выполнить часть В и, исходя из результата выполненной работы, учитель может скорректировать оценку учащегося. Второй вариант рассчитан на сильных учеников, так как предусматривает задания повышенного уровня сложности. Если учащиеся правильно отвечают на 50-70 % вопросов, то получают оценку «3», 70-90% правильных ответов – «4», 90-100% правильных ответов – «5».
Список основных факторов
Размещение заводов, производящих станки и приборы – дорогостоящее и сложное дело.
Правильное размещение является примером и позволит существенно нарастить эффективность работы.
Что необходимо учитывать при определении места закладки предприятия? Учет факторов, влияющих на размещение машиностроения:
- климат, ископаемые, другие естественные условия;
- объем капвложений и инвестиций;
- направленность деятельности производств, экономический уровень;
- научный уровень в регионе;
- развитие кооперации;
- транспортная ситуация;
- уровень квалифицированности персонала;
- организационная форма деятельности;
- потребление продукции машиностроения;
- транспортные возможности снабжения и сбыта;
- экологические особенности региона.
Существует большое разнообразие видов производства. Следует отметить два варианта:
- Металлоемкая промышленность, ей необходимо много металла и других полезных ископаемых.
- Наукоемкие виды промышленности.
Для предприятий необходим высококвалифицированный персонал и соответствующий уровень научных разработок.
Наиболее важное:
- трудоемкость;
- наукоемкость;
- присутствие сырья;
- близость потребителей продукции;
- транспорт;
- территориальная концентрация связанных производств.
Дислокация тракторостроения
Годы перестройки и приватизации почти разрушили тракторостроительную отрасль. Финансовые барьеры разорвали связь между заводами и профильными НИИ. Отсутствие научных наработок, дефицит оборотных средств привели к снижению конкурентоспособности выпускаемой техники, падению объёмов производства, ликвидации ряда предприятий, например, таких, как Волгоградский тракторный.
Машиностроение России никак не оправится от кризисных явлений, установить причины несложно:
- заводские мощности изношены;
- техническое перевооружение не проводится, технологическая база отстаёт в развитии;
- многие профтехучилища закрылись, сложился дефицит кадров, особенно в металлообработке;
- потребители предпочитают более современную импортную технику.
К действующим центрам тракторостроения относятся предприятия:
- в Санкт-Петербурге, где выпускаются сельскохозяйственные трактора, тракторная техника специального назначения, продукция экспортируется во многие страны мира;
- в Челябинске по выпуску колёсной и гусеничной техники;
- в Чебоксарах, где производиться тяжёлая бульдозерно-рыхлительная техника;
- в Петрозаводске, на Алтае по выпуску машин для лесопромышленного, газового и нефтяного комплексов.
Предприятия тракторо- и станкостроения могут получить дальнейшее развитие, если выпускаемая техника будет соответствовать зарубежным аналогам по экономичности, надёжности, экологическим параметрам. Восстановление утраченных позиций машиностроения требует особого государственного внимания по типу национальных проектов, какие уже приняты по ряду направлений.
Развитие машиностроения России по отраслям
Тяжелое машиностроение
Тяжелая отрасль машиностроительной промышленности отличается большой металло- и трудоемкостью. Ее разделяют на следующие сферы:
- металлургическая. Характеризуется высокой стоимостью готовой продукции, а ее предприятия находятся вблизи регионов добычи стали;
- горная. Выпускает оборудование для добычи полезных ископаемых разного типа, и размещается в регионах потребления готовой продукции;
- подъемно-транспортная. Отрасль имеет огромное значение для обеспечения потребностей строительства, промышленности;
- тепловозостроение, вагоностроение, путевое машиностроение. Работает для обеспечения потребностей железнодорожного транспорта;
- трубостроение. Производит турбины (гидравлические, паровые, газовые) для потребностей электростанций, газоперекачивающее и другое оборудование;
- атомная. Производит оборудование для работы АЭС;
- электротехническая. Выпускает более 100 наименований продукции для обеспечения потребностей практически всего народного хозяйства;
- станкоинструментальная. Специализируется на выпуске станков для переработки металла, дерева и на ремонте производимого оборудования.
Приборостроение
Для выпуска продукции приборостроения необходимо привлекать квалифицированные кадры и постоянно заниматься научно-исследовательской работой. Отрасль характеризуется низкой металло- и энергоемкостью. В России доля продукции приборостроения относительно всего объема изготовленного оборудования машиностроением составляет 12%.
Машиностроительный комплекс для легкой и пищевой промышленности
Сюда относятся направления, которые специализируются на выпуске оборудования для следующих сфер промышленности:
- текстильной;
- швейной;
- обувной;
- трикотажной;
- меховой;
- кожаной;
- производство химических волокон;
- пищевой.
Около 90% заводов, относящихся к сфере, размещаются в Европейской части России. Это вызвано их ориентацией на потребителя.
Авиационная промышленность
Для эффективной работы авиационной промышленности в стране развивали другие отрасли, поставляющие комплектующее оборудование. Она может функционировать только благодаря привлечению квалифицированных кадров. Поэтому ее предприятия размещаются в крупных промышленных центрах России – Москве, Воронеже, Казани, Самаре и других.
Авиационная промышленность (общая характеристика)
Специализируется на выпуске орбитальных космических кораблей, спутников и прочей продукции данного типа.
Автомобильная промышленность
Автомобилестроение считается крупнейшей отраслью машиностроения России. Больше 80% производимых грузов приходится на продукцию этой сферы. Основные предприятия размещены в европейской части страны около крупных транспортных узлов.
Сельскохозяйственная и тракторная промышленность
Основные производственные мощности отрасли размещены в следующих регионах страны:
- Поволжском;
- Северо-Кавказском;
- Уральском;
- Центральном;
- Волго-Вятском;
- Западно-Сибирском.
Судостроительная отрасль
Основные предприятия, несмотря на большую металлоемкость, находятся в дали металлургических баз. Это вызвано трудностями транспортировки готовой продукции. Большинство предприятий размещено в устьях рек или в защищенных гаванях.
Особенности развития
Машиностроение имеет ряд особенностей, которые влияют на размещение основных его производственных мощностей. На основании нижеперечисленных факторов и их сочетания производят классификацию данной сферы. Выделяют тяжелый, средний, общий машиностроительный комплекс.
Наукоемкость
Большие производства, выпускающие технологически сложную продукцию, размещаются вблизи крупных научно-образовательных центров. Это вызвано потребностью в квалифицированных кадрах, новых разработок в различных сферах промышленности. Например, в России основные наукоемкие производства находятся неподалеку Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга.
Трудоемкость
Для правильной организации производственного процесса на предприятиях машиностроительной отрасли необходимы квалифицированные кадры. Для выпуска большей части оборудования и машин необходимо затратить огромное количество рабочего времени.
Именно поэтому основные предприятия данной сферы преимущественно размещаются неподалеку крупных городов с большой концентрацией населения. При этом к используемым рабочим кадрам предъявляются высокие требования относительно их квалификации. Самая большая трудоемкость присуща следующим отраслям машиностроения:
- станкостроение. Самые крупные предприятия размещаются неподалеку Москвы;
- авиационная отрасль. Хорошо развита в Самаре, Казани;
- производство электротехники. Крупнейшие предприятия находятся в Ульяновске, Новосибирске.
Металлоемкость
Все отрасли машиностроения являются потребителями огромного количества черных и цветных металлов. Поэтому заводы, которые особенно сильно нуждаются в этом ресурсе, тяготеют к крупным металлургическим базам. К самым большим металлоемким отраслям относят:
- производство горно-шахтного оборудования;
- металлургическая промышленность;
- энергетическая сфера.
Наличие развитых транспортных узлов
Некоторые отрасли машиностроения при размещении своих производств ориентируются на возможность организации кооперирования. К таким сферам относят автомобилестроение. Основные его производства размещаются в Центре и Поволжье. Это вызвано тем, что выпускаемая продукция в виде автомобилей перевозится на большие расстояния и в разных направлениях. Поэтому данные предприятия находятся около крупных транспортных магистралей.
Потребитель продукции
Некоторые машиностроительные предприятия ориентируются только на своих потребителей. Это вызвано сложностью перевозки изготовленного оборудования из-за их больших габаритов и значительного веса. Такую продукцию более выгодно производить непосредственно в регионе ее потребления.
Например, выпуск тракторов для транспортировки леса осуществляется только в Карелии. Производство комбайнов для переработки зерновых культур хорошо налажено на Северном Кавказе.
Ведущим фактором размещения новейших отраслей машиностроения является
Автор Krasava задал вопрос в разделе Школы
назовите факторы размещения машиностроения? какой фактор являеться ведущим? и получил лучший ответ
Ответ от Ёемёнов ИгорьМашиностроительное производство имеет ряд особенностей, которые влияют на его размещение. Во-первых, в машиностроении широко развиты специализация (сосредоточение предприятия на выпуске одного или нескольких видов готовой продукции) и кооперирование (форма организации производства, при которой в производстве готовой продукции участвуют несколько предприятий). Например, автомобильный завод выпускает один вид продукции — автомобили, а многие детали и узлы получает от других предприятий, число которых может быть очень велико. Поэтому многие отрасли машиностроения размещаются в районах, где хорошо развита транспортная сеть (Центральная Россия, Поволжье). Транспортный фактор — важный фактор размещения машиностроения.
Уровень базового развития науки и техники
Страны с высоким уровнем научно-технического развития по-другому выстраивают модель развития машиностроения. Япония практически весь свой интеллектуальный потенциал вкладывает в такие области машиностроения, как автомобилестроение, IT-технологии, космические разработки, ядерная энергетика.
Все эти отрасли, а также предприятия с высоким уровнем технологического процесса и предприятия военно- промышленного комплекса полностью зависимы при выборе места расположения от наличия в этом регионе достаточного количества научных кадров высокой квалификации, научно-исследовательских учреждений нужного профиля и фундаментальных вузов для подготовки специалистов.