Антонио гауди и его знаменитые дома
Содержание:
Прогулка по парку Гуэля
Я побывала в парке Гуэля во время своей поездки в Барселону. Он произвел на меня очень сильное впечатление, главным образом благодаря удивительной гармонии природы и архитектуры, когда подчас нельзя было отличить, где кончается одно и начинается другое. Единственное, что несколько мешало — это огромное количество туристов со всех концов света. Впрочем, оно и понятно: место действительно уникальное, отдых в Барселоне немыслим без посещения этого места.
Уже у самого входа в парк вы чувствуете эту удивительную гармонию. Вдоль склона Лысой горы тянется рукотворная стена, но она настолько органично вписана в окружающий ландшафт, что сначала взгляд практически не замечает ее.
Первая и вторая природа парка Гуэля
Розовое здание — это дом-музей Гауди в его бывшем особняке, открытый в 1963 году.
Дом-музей Антонио Гауди
Живописно смотрятся деревья мимозы — я была в начале марта, самая пора цветения.
МимозаГалерея
А вот эта стенка называется Птичьи гнезда. Действительно, чем-то она напоминает ласточкины гнезда. А еще мне она напомнила пальмы — по-моему, есть что-то общее с финиковыми пальмами, что наверху.
«Птичьи гнезда»
Вскоре я вышла к центральной площади, где располагается прихотливо изогнутая в форме сказочного змия знаменитая длинная скамья. Здесь очень многолюдно, все фотографируются. На скамье народ отдыхает, тут же разложены картины и сувениры на продажу.
Центральная часть парка ГуэляГалерея в паркеЦентральная часть парка
За деревьями виднеется шпиль дома-музея Антонио Гауди.
В паркеПанорама парка ГуэляДлинная скамья
Потом дорога ведет меня к Прогулочной аллее. Ощущение, что на самом деле это — неведомая пещера
Обратите внимание на наклон стены и колонн
Прогулочная аллея
А это место называется Зал ста колонн. Длинная скамья и площадь находятся над ним.
Зал ста колонн
На его потолке причудливых форм плафоны.
Потолок в Зале ста колоннУ Зала ста колоннПаучок на потолке Зала ста колонн
Спускаюсь по Парадной лестнице вниз. Впереди домик, напоминающий пряничный. Это здание сторожки. Чуть правее, за деревьями — здание Администрации.
Парадная лестница и СторожкаПарадная лестница и Зал ста колоннПарадная лестница и Зал ста колонн
Некоторые части парка почти обыкновенной планировки.
В паркеВ созвучии с природойВеснаЛестницаФиниковая пальма
Ниши и карнизы галерей облюбовали голуби. Их здесь много.
ГолубиГалереяДлинная скамья и Зал ста колонн«Птичьи гнезда»Вид на Длинную скамью
А в этом месте растет много агав, которые удивительным образом сочетаются с очередной галереей
Причем обратите внимание: это колонны так наклонены, а вовсе не мой фотоаппарат!. Галерея в паркеАгавы и галереяГалереяКамень и агавыАрхитектура и природаАгавыМимоза и агаваАгаваАгавыДорогаМимоза в цветуУголок в паркеДорожка и галереяГолубьГалерея с агавамиСкамейки и агавыМимоза в цветуВид на дом-музей Антонио Гауди
Галерея в паркеАгавы и галереяГалереяКамень и агавыАрхитектура и природаАгавыМимоза и агаваАгаваАгавыДорогаМимоза в цветуУголок в паркеДорожка и галереяГолубьГалерея с агавамиСкамейки и агавыМимоза в цветуВид на дом-музей Антонио Гауди
С высоты парка разворачивается прекрасный вид на кварталы Барселоны. Правда, день был довольно жаркий и весь город утопал в дымке.
Вид квартала Барселоны из парка Гуэля
Вот такая прогулка получилась по парку Гуэля. Дорожки там проложены таким образом, что каждый раз ты видишь парк под новым ракурсом, открываются необычные виды. Кажется, что он огромен. И только потом с удивлением понимаешь, что все-таки он меньше, чем кажется. К сожалению, у меня было немного времени, а вообще это место настраивает на медитативный лад, хочется побыть здесь подольше. И, как мне показалось, именно тут я по-настоящему прочувствовала Гауди.
Адрес: Carrer d’Olot, s/n, 08024 Barcelona, Испания
Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Исторические факты
В конце XIX столетия промышленник Эусеби Гуэль из Каталонии приехал из Англии в Барселону. Он хотел на территории Мунтанер де Дальт построить город-сад для представителей буржуазного класса Каталонии. Проект Гуэль заказал архитектору Гауди. Всего планировалось возвести 60 зданий, окруженных зеленью и обеспеченных необходимой инфраструктурой.
Однако из всех замыслов реализовать удалось только два дома: особняк доктора Триас и Доменека и четырехэтажный дом-музей Гауди.
Дизайн архитектора Франсеска Беренгера, который был одобрен маэстро, воплотил в жизнь подрядчик Хосеп Казановас в период с 1903 по 1905 годы.
Объявление о продаже дома долгое время не давало результатов. В 1906 году здание приобретает Гауди. Легендарный архитектор жил в этом доме около 20 лет – с 1906 до 1925 годы.
В 1926 году дом был продан итальянскому купцу Френсису Ариетти и его супруге. Экспозиция, состоящая из коллекции мебели и других предметов авторства Антонио Гауди, была открыта в сентябре 1963 года. Возможным это стало благодаря Обществу друзей Гауди, которые организовали кампанию по приобретению дома у наследников итальянской четы.
Дом Висенс (1883 – 1885 гг.)
Проект этой постройки был создан еще в 1878 году, уже дипломированным специалистом архитектурного мастерства. Но лишь в 1883 году началась стройка под руководством Гауди. Этот дом продумывался автором, как место для отдыха летом. Заказчиком выступил хозяин фабрики по производству кирпича и плитки Мануэл Висенс, в честь которого и назван дом. Первая крупная самостоятельная работа поглотила архитектора с головой. Антонио Гауди решил использовать для строительства материалы, которые изготавливает владелец здания. Необработанный камень и керамическая плитка стали основой для облицовки прямоугольного строения. Для того, чтобы здание выглядело не только ярко, но и пышно, автор добавил балконы, различные башни и другие объемные детали. Это решение привело к тому, что постройка кардинально выделялась на фоне соседних домов, выполненных в духе Романтизма. Шахматное построение плитки с их оловянной эмалью подчеркивало восточные мотивы, которым А
Гауди уделил особое внимание. Не забыл Гауди и про природу, которая дарила силы автору
С этим связана небольшая история, касающаяся сооружения именно этого «дворца». Когда художник-модернист прибыл на то место, где должен стоять дом, то его взору открылась незабываемая картина – поляна из желтых цветов и пальмовых деревьев. Чтобы отдать дань этой красоте, он увековечил их в своем творении. Желтые цветы изображены на лицевой стороне резиденции, а ветки пальм, по просьбе Антонио, выковали на решетках вокруг сада. Также внутри комнат можно повсюду увидеть ветви деревьев, вьющихся по стенам, картины известных художников, где изображены дары земли.
Дворец Гуэль
Дворец Гуэль — одна из самых знаменитых построек Гауди, и первое его здание, внесенное в список памятников семирного наследия ЮНЕСКО.
Это было одно из первых своих сооружений, которое Антонио Гауди построил в 1886-1889 гг. для своего покровителя, текстильного магната Эусебио де Гуэль Бачигалупи. Вероятно, именно благодаря тесной дружбе с ним Гауди удалось достичь небывалого архитектурного совершенства: Гуэль не считал денег, которые выделял на здания Гауди и постоянные их перестройки, улаживал многочисленные юридические пробле- мы, и в результате Гауди стал фактически семейным архитектором Гуэлей. Он строил для них все – и приспособления для сушки белья на крыше городского дома, и особняк, и церковь, и целый парк.
Архитектора и промышленника многое объединяло: они оба были родом из окрестностей Таррагоны, оба были фанатичными патриотами Каталонии. Обязательно зайдите во дворец; вряд ли вас оставят равнодушными камины, флюгеры в виде летучих мышей, параболические арки, неовизантийские гостиные, колонны-копья на втором этаже, разноцветные керамические дымоходы на крыше (по легенде, чтобы добиться нужного эффекта, Гауди разбивал предметы чрезвычайно дорогого лиможского сервиза).
Интерьер дворца Гуэля
Убранство комнат стоило баснословно дорого – резные потолки из палисандра и дуба украшены накладными листьями из золота и серебра, инкрустированы слоновой костью и черепаховым панцирем; подсвечники крепились к мраморным стенам. Некоторые искусствоведы считают, что чертеж особняка напоминает план большой мечети (Мескиты) в Кордове; другие отмечают сходство с вавилонскими зиккуратами. Особняк был парадной официальной резиденцией Гуэля — еще до завершения строительных работ его посетила здесь королева-регентша Мария-Кристина.
В 1880-е гг., когда велось строительство дворца Гуэля, юго-восточная сторона улицы Ла Рамбла считалась малопригодной для фешенебельной жизни — этот злачный район назывался тогда Китайским кварталом и кишел проститутками, алкоголиками, сифилитиками; именно здесь жил французский писатель Жан Жене, создавая свой «Дневник вора» — летопись жизни барселонского «дна». Сейчас этот район населен, в основном, эмигрантами из Латинской Америки и до сих пор считается трущобами Барселоны. Кстати, если вы хотите жить близко к центру Барселоны и очень дешево, и вы не слишком щепетильны, то это место будет идеально — множество дешевых ресторанов вокруг, до Ла Рамбла рукой подать…
Посетить дворец Гуэля в Барселоне
- Palau Güell
- Адрес: Carrer Nou de la Rambla, 3-5
- Тел: +34 934 72 57 75
- palauguell.cat
- Время работы:
- Открыт со вторника по воскресенье, оба дня включительно.
- Летний график работы (c 1 апреля по 31 октября): с 10 до 20 ч. (кассы закрываются в 19 ч.)
- Зимний график работы (с 1 ноября по 31 марта): с 10 до 17:30 ч. (кассы закрываются в 16:30 ч.)
- Выходной: понедельник, за исключением праздничных дней, 25 и 26 декабря, 1 января и с 6 по 13 января (на профилактику)
-
Вход:
- взрослые: 12€
- другие варианты: смотреть
- Аудиогид входит в стоимость билета.
-
Купить билет во вдорец Гуэля:
Билеты можно приобрести в кассах Дворца Гуэля, расположенных на ул. Ноу-де-ла-Рамбла, д. 1, в 20 метрах от главного входа во Дворец Гуэля. Билеты также можно купить заранее на конкретное время и дату.
Реконструкция дома
Всего за 2 года реконструкции, с 1904 по 1906 года, гениальный Гауди превратил старое здание в прекраснейшее и неповторимое. Сам же владелец Жозепе Бальо планировал снести и воздвигнуть новое здание, а не заниматься реконструкцией, но Гауди решил вопрос по-своему. При этом он заново осуществил планировку нижнего этажа и бельэтажа, добавил подвал, мансарду и сделал кровлю ступенчатой.
Руки Антонио Гауди коснулись даже интерьера дома. Так, например, он создал эксклюзивную мебель для бельэтажа. Для улучшения дневного света и вентиляции здания архитектор соединил две световые шахты в уютный внутренний двор. Особую роль световому освещению двора Гауди почерпнул из строительства Дома Мила.
Все произведения архитектора, как и дом текстильного магната Бальо, продуманы до мельчайших подробностей конструкций и даже самих декораций. Недаром авторитетные архитекторы всего мира утверждают, что способности Антонио Гауди тяжело переоценить, но в Доме Бальо он превзошел себя.
Именно эти мысли посещают туристов, которые в Испании видели лишь это произведение Гауди, но еще не посещали каменоломню или Парк Гуэля и его усадьбу. Кстати говоря о последних, они ведь были едва окончены, когда Гауди взялся за проектирование Дома Бальо.
Фантастический Парк Гуэль (1900 — 1914 гг.)
Из большого числа выполненных работ для семьи своего товарища Э. Гуэля, можно выделить потрясающий Парк Гуэля. Изначально, территория, где сейчас расположен парк, была приобретена магнатом для продажи отдельными участками. Но далекое расположение не привлекало клиентов и поэтому распродана лишь малая доля земельных участков. Это послужило поводом для создания огромного города-сада, занимающего площадь в 17,18 га.
На одном из входов в парковую зону Гауди создал два сказочных домика. Один из них служил офисом для администрации, другой – хижиной сторожа. На обоих зданиях есть пятилучевые кресты, так как Гуэль и Гауди были людьми верующими. В сердце парка расположена знаменитая «змеиная» скамья, имеющая изогнутую форму и общую длину в несколько сотен метров. Автор добился эффекта человеческого силуэта на определенном участке скамьи, когда смотришь на нее со стороны. Для достижения максимальной правдивости, автор попросил одного из своих рабочих сесть на глину, которая еще не успела затвердеть. После чего архитектор зафиксировал полученный результат.
«Греческий храм» или «Зал ста колонн» – это еще одна достопримечательность парка Гуэля. Внутри когда-то располагался рынок, окруженный колоннами в количестве 86 штук. Из-за отличной акустики, свойственной помещениям античного стиля, сейчас на этом месте часто проводятся концерты и другие торжественные мероприятия.
Все постройки находятся в гармонии с озеленением парка и являются его продолжением. Дома, словно вырастают из земли, и гармонично вливаются в природное окружение, создавая органичный ансамбль.
Экспонаты, внутренняя обстановка
В музее представлены предметы быта, принадлежавшие Гауди:
- коллекция полотен Миро и Пикассо;
- мебель;
- предметы мебели, созданные мастером, но для других людей;
- разработки и макеты;
- документы и записи;
- личные вещи.
В зале стоит обновленный бюст архитектора, выполненный из бронзы. Остальная часть помещения сохранена в том же виде, как и когда дом был выкуплен Обществом друзей архитектора.
На втором этаже есть комната, которая называется зал Гуэля-Жужоля-Беренгера. Свое название она получила в честь трех фигур, ставших ключевыми в жизни Антонио Гауди. Посетители могут осмотреть здесь экспонаты, которые связаны с этими людьми.
На третьем этаже расположена библиотека Энрике Касанеллес, которая специализируется не только на изучении жизни и творчества Антонио Гауди, но и эпохи, в которую жил великий архитектор. В библиотеке содержится коллекция из более 30 000 художественных каталогов и более 6 000 публикаций большого формата. Документация доступна для просмотра только по предварительной записи.
Из столовой «Бальо» ведет небольшая лестница в полуподвальное помещение. Там можно увидеть кладовку, которая является предшественником холодильника, в ней хранились продукты и напитки.
На последнем лестничном пролете есть маленькое помещение, служившее выгребной ямой. В нем была необходимость, потому что канализация появилась только к концу строительства. Сегодня в этой комнате находится архив, где собраны различные документы.
Некоторые экспонаты можно увидеть на временных выставках, которые организовываются в Национальном музее искусств Каталонии. В специальном магазине рядом с домом-музеем Гауди можно приобрести памятные сувениры, эксклюзивные изделия, открытки, подарки и книги, которые связаны с произведениями великого архитектора.
Примечательно, что в 2021 году музею исполняется 55 лет, но эти полвека нисколько не отразились на экспонатах: такое ощущение, что в стенах музея время остановилось.
Каса Висенс
Каса Висенс (Casa Vicens) – это первый шаг для архитектора-новатора. Помимо изобилия различных геометрических форм, текучести линий и плавных переходов от одной детали к другой, обитель фабриканта была продуманна не только снаружи, а еще изнутри. Внутренний интерьер позволял членам семьи заказчика перемещаться не из комнаты в комнату, а из одного стиля в другой. Таким образом, веранда была частичкой Японии, кухня переполнена сельскими мотивами, в то время как курительная комната полностью выполнена в арабской тематике.
На протяжении четырех лет, в промежутке с 1886 года по 1990 год, А. Гауди начал активную разработку и воплощение в жизнь ряда смелых проектов:
– Дворец епископа в Асторге;
– Каса Ботинес в годе Леон;
– Специальная школа при монастыре Св. Терезы в городе Барселона;
– Дворец Гуэля в Барселоне и другие.
Теперь все четче и яснее автор наделяет свои здания неоготическими чертами, вырисовывая свой неподдельный авторский почерк.
Любопытные сведения
Создававший красивые и комфортные дома Антонио Гауди был непритязательным человеком
Мастер мыслил слишком масштабно, чтобы обращать внимание на быт и другие земные вещи. Ему все равно было, где он живет и во что одет
Гауди годами носил одну и ту же одежду, при этом выглядел всегда опрятно. За порядком в доме и его личными вещами следила пожилая экономка. Всё свое архитектор уделял стройке, а домой приходил только ночевать.
Дом был достаточно большим, но хозяин занимал одну комнату. Гауди был одинок, у него никогда не было домашних питомцев, женщины его тоже не интересовали.
Они утверждали, что его работы лишены всякого смысла.
Однако необычное искусство полюбили купцы и богатая знать. Эти люди заказывали у мастера строительство домов, не жалея средств. Главным условием было, чтобы архитектура не повторялась.
По этой причине все творения Гауди – настоящие шедевры, в каждом из которых автор раскрывал себя по-новому. Сегодня эти дома стали главными достопримечательностями Барселоны.
Гениальные здания Антонио Гауди очень функциональны. В причудливых домах жизненное пространство было гармонизировано. Великий мастер умел создавать красоту, где каждая волна на крыше, каждый пузатый балкон незаметно улучшали качество бытия. Однако его творчество всегда было поводом для споров о вкусах, стилях и направлениях.
Каса-Батло
Если в прежних работах художника преобладают лесные мотивы, то в этом проекте за основу оформления фасада была выбрана морская тематика. Поэтому фактура стены напоминает чешую морского чудища, а первые этажи похожи на кости дракона. Внутренний дворик имеет неравномерное освещение, поэтому Гауди исправил эту проблему путем изменения цвета керамических плиток от белого до синего снизу вверх. Окна, выходящие во двор, тоже подверглись доработке. Самые верхние окошки были меньше всех, а те, что располагались внизу, были увеличены для достаточного поступления солнечного света.
Как и в других проектах, автор лично разработал интерьер внутренних помещений и даже спроектировал мебель, которая в наше время является достоянием музеев Барселоны.
Особняк Эль Каприччо (1883 — 1885 гг.)
Параллельно с Домом Висенса, автор плодотворно работает над небольшим особняком для маркиза Максимо Диаса де Кихано. Он расположен в городе Комильяс и представляет собой архитектурную достопримечательность. Внешний облик здания выполнен из плитки вперемешку с разноцветными кирпичами и, вылепленными из глины, объемными подсолнухами. Все спальни и другие жилые комнаты были расположены таким образом, что окна помещений выходили на широкую долину, в конце которой виднелось море. Все служебные помещения расположились на нулевом этаже. Залы, комната для курения, ванные комнаты и галерея заняли весь первый этаж. Особенностью проекта является гостиная с потолком в два уровня. В этот зал можно попасть практически из любой спальни. На третьем этаже были спальни для хозяев и отдельный блок комнат для прислуги, работающей по дому и в саду. Гармоничное соединение трех уровней оказалось более сложной задачей, по сравнению с предыдущей работой. При помощи нескольких винтовых лестниц этот вопрос был решен, а также создался дополнительный уют в центральном зале.
Начало великого пути
Появившись на свет в семье потомственных котельщиков, Гауди имел удовольствие с малых лет наблюдать за созданием материального в пространстве. Он помогал отцу в мастерской и, тем самым, неосознанно, но уверенно учился работать с различными материалами, познавая их структуру и свойства. А благодаря тому, что их домик находился за чертами города, маленький Антонио рос в гармонии с окружающим его сельским ландшафтом. Из-за своей болезненности Гауди имел не много друзей, что давало ему повод часто оставаться наедине с собой.
С 1868 г. их семья переезжает в Барселону. Здесь с 1873 г. по 1878 г. художник-строитель получает свое образование в Высшей технической школе архитектуры. В этом городе Гауди познакомился с Э. Пунти, в мастерской которого молодой архитектор постигал азы столярного дела, ковки стали и других ремесел.
В это время он знакомится с человеком по имени Франциско Вильяр. У него юный Гауди работал чертежником до 1882 года, параллельно участвуя в различных конкурсах и создавая массу своих проектов. Антонио практиковался в «архитектуре» своей домашней мебели – создавал эскизы и сам реализовывал их в жизнь. Это позволило тридцатилетнему зодчему развить воображение и сделать первые шаги по переносу фантазий в реальный мир.