Волго-вятский экономический район

Население и трудовые ресурсы

Численность населения региона составляет 8,4 млн чел., или 5,7 % численности населения РФ. За период экономических реформ численность населения региона сократилась на 36 тыс. чел., что объясняется отрицательными показателями естественного прироста и миграционными потоками в другие регионы страны. Средняя плотность населения 31,7 чел. на 1 км2, что почти в 4 раза превышает среднюю заселенность России. Однако территория заселена неравномерно. Так, плотность населения Чувашской Республики составляет 74,4 чел. на 1 км2, а в Кировской области – 13,5 чел. на 1 км2. Индустриализация региона и высокий отток населения из сельской местности способствовали урбанизации населения. 70,1 % населения региона проживют в городах. Наиболее высокий уровень городского населения в Нижегородской (77,9 %) и Кировской (70,4 %) областях. Менее урбанизированы Республики Мордовия, Марий Эл, Чувашская; в них на долю городского населения приходится 58,3; 62,6 и 60,6 % соответственно. Основная часть городского населения проживает в 8 городах региона. Крупнейшую городскую агломерацию страны представляет Нижегородская, включающая Нижний Новгород и города-спутники, прилегающие к нему: Дзержинск, Бор, Кстово и др., а также тяготеющие к нему поселки городского типа.

Тенденция концентрации населения в немногочисленных точках региона при обезлюдении основной территории получила здесь широкое распространение. Воспроизводство населения в регионе в последние годы осуществлялось замедленными темпами. Многие показатели демографической ситуации (половозрастной состав, брачность, рождаемость, смертность, естественный прирост) свидетельствуют об отрицательных тенденциях в развитии демографических процессов. Отток населения из сельской местности, особенно молодежи, крайне осложнил демографическую ситуацию на селе. Показатели естественной убыли на 1,1 % пункта превышают средние по стране и составляют 6,4 % в районе против 5,1 % в стране. Отрицательный прирост населения характерен для всех административно-территориальных единиц, однако показатели выше среднерайонного отмечаются в Нижегородской и Кировской областях.

К числу важнейших предпосылок развития и размещения производительных сил относится обеспеченность региона трудовыми ресурсами. В течение длительного времени регион относился к районам, имеющим избыток трудовых ресурсов, и служил источником для пополнения трудовыми ресурсами других регионов страны. Однако отнесение Волго-Вятского региона к трудоизбыточным в настоящее время следует пересмотреть. Численность экономически активного населения в районе за 1992–1996 гг. снизилась на 203,1 тыс. чел., или на 4,6 %, и составила 4063,6 тыс. чел., а занятых в экономике уменьшилась на 8,6 %, что связано с дальнейшим сокращением работающих в сфере материального производства.

Уровень безработных возрос за этот же период с 5,3 до 9,3 %. Трудоспособное население составляет 4,0 млн чел., из них в общественном производстве занято 90,7 %, в том числе в материальном производстве занято 69,6 %, в непроизводственной сфере – 30,4 %. В связи с развитием рыночных отношений, банкротством нерентабельных предприятий, сокращением рабочих мест возрастает удельный вес безработных, особенно в малых и средних городах с моноотраслевой структурой хозяйства. Поэтому в этих городах необходимо широкое развитие малого бизнеса, непроизводственной сферы, что способствовало бы дополнительному привлечению рабочей силы и смягчению уровня безработицы и социальной напряженности в регионе. Удобное географическое положение, устойчивые транспортные связи, наличие строительных площадок, пригодных для размещения новых промышленных объектов, высококвалифицированных кадров создают благоприятные предпосылки для наращивания экономического потенциала региона.

Крупные города

Бо́льшая часть населения проживает в городах. Они известны не только промышленностью, но и туристическими достопримечательностями. Самые крупные на карте района:

  • Саранск;
  • Йошкар-Ола;
  • Нижний Новгород.

В первую очередь рекомендуется посетить Саранск. Здесь сохранились исторические постройки — старинные памятники архитектуры и оборонительные крепости

Срубы, бревенчатые усадьбы, два музея с артефактами постоянно привлекают внимание посетителей города. Возвели их очень давно, но население поддерживает здания в хорошем состоянии, а некоторые постройки были реставрированы.

В Саранске недавно открыли дом-музей писателю Александру Полежаеву. Есть здесь и музыкальный театр, этнографический комплекс «Мордовское подворье». По воскресеньям население собирается на службах в православных церквях.

Значительные рекреационные ресурсы имеются в Йошкар-Оле. Этот город можно считать основным культурным центром района. Здесь располагаются многочисленные театры и музеи. Можно посетить старинные усадьбы купцов и архитекторов. Экскурсоводы предлагают послушать историю и описание интересных мест. Любителям искусства понравится городская художественная галерея, а влюбленные пары предпочитают проводить вечера в огромном национальном парке.

Нижний Новгород изначально возводился как поселение-крепость. По плану архитекторов здесь построили каменное укрепление с башнями. Оно датируется XVIII—XIX столетиями, но и сегодня выглядит довольно внушительно

Местный кремль, огромное количество двухэтажных купеческих домов, церкви — все это привлекает внимание туристов.

Хозяйство Волго — Вятского района

Легкая промышленность региона опирается на местную сырьевую базу. Кожевенное производство сложилось в Нижего­родской области (Богородск), меховое и овчинно-шубное — в Кировской (Слободское). Предприятия по производству пеньки и шпагата размещены в Нижегородской области (Горбатов) и Мордовии (Саранск), льняных тканей — в Нижнем Новгороде. Используя привозной хлопок, развивается хлопчатобумажная промышленность в Чувашии. Далеко за пределами региона из­вестны изделия декоративно-прикладного искусства из дерева — хохломская, Городецкая роспись (Нижегородская область), гли­ны — дымковская игрушка (Киров).

Структура хозяйственного комплекса Волго-Вятского района

Основные центры черной металлургии – Выкса, Кулебаки, Омутнинск, Нижний Новгород.

Регион имеет развитую базу строительного комплекса. Предприятия по производству строительных материалов размещены главных образом в Нижегородской области и Республике Мордовия. Борский стекольный завод специализируется на производстве дефицитного стекла для автомобилей и оконного стекла.

Волго-Вятский экономический район располагает всеми видами транспорта – железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным и воздушным. Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. Регион располагает большими возможностями для создания технополисов как региональных центров внедрения достижения отечественной и мировой науки.

Одними из главных задач регионального развития являются изменение промышленной структуры, особенно в Нижегородской области с высокой концентрацией предприятий оборонного комплекса, а также реконструкция предприятий тяжелой индустрии путем конверсии оборонных гражданских отраслей.

Актуальной задачей Волго-Вятского района является оздоровление экономической среды, и в первую очередь, Волги и крупных городов, перенасыщенных промышленными предприятиями. Поэтому необходимо внедрение новых экологически чистых технологий. Важными задачами региона являются также восстановление и развитие экономических связей, в том числе и связей по кооперированию с другими районами России.

↑ Промышленность Волго-Вятского района

Волго – вятскими машиностроителями рынок России снабжается автомобилями и судами. Кроме этого поставляются станки и приборы, двигатели, электронное и электротехническое оборудование. Металл для предприятий ввозится из соседних регионов.

На химических и нефтехимических комбинатах используется ввозимое сырьё и добываемое на месте. Налажен выпуск каустика, пластмассы, аммиака, резинотехнических изделий и минеральных удобрений, используя местные фосфориты.

Лесоперерабатывающие комбинаты выпускают бумагу, спички, пиломатериалы, лыжный инвентарь, фанеру и мебель. Лесохимические предприятия заняты выпуском скипидара и кормовых добавок.

Нижегородской и Чебоксарской ГЭС район обеспечивается электроэнергией, так же и несколькими маленькими ТЭЦ. Тепло поставляет Нижегородский нефтеперерабатывающий завод.

Для пищевиков сырьё поставляют сельхозпроизводители региона, специализирующиеся на выращивании зерна, овощей и технических культур, производстве мясо – молочной продукции. Связь в регионе и с соседями обеспечивается 4 железнодорожными магистралями, дублирующими их автомагистралями и речным судоходством.

↑ Крупные предприятия

  • Горьковским автомобильным заводом (ГАЗ), один в России, выпускается спектр автомобилей, спецтехники и автокомпонентов.
  • Автобусостроительный завод ПАЗ, относится к мировым лидерам, ОАО «Павловский автобус».
  • Саранск. Завод автосамосвалов.
  • АО «Кировский шинный завод».
  • Лидер в судостроении «Красное Сормово», завод в Нижнем Новгороде.
  • АО Балахнинский бумкомбинат «Волга».
  • Саранск. ПАО «Электровыпрямитель».
  • Агрегатный завод в Чебоксарах.
  • Чебоксары. ПАО завод «Промтрактор».
  • АО «Дзержинскхиммаш» — главное предприятие, выпускающее оборудование для отраслей индустрии.

Географическое положение и его особенности

Каково же экономико-географическое положение этой местности (ЭГП)?

В его состав входят 3 республики и 2 области:

  • Республика Марий Эл;
  • Республика Мордовия;
  • Чувашская Республика;
  • Кировская обл.;
  • Нижегородская обл.

Изучаемый район находится в подчинении Приволжского федерального округа.

Какие у него границы? В его экономическое окружение входят следующие «соседи»:

  • Центральный район (запад);
  • Северный район (север);
  • Уральский район (восток);
  • Поволжский район (юг).

Площадь территории составляет: 265,4 тыс. кв. км.

История этого экономического района берет свое начало в тот же год, когда образовался СССР. Правда в том виде, в котором район сейчас все знают, он начал существовать лишь во второй половине 20-го века. Причем выделить один определенный административный центр невозможно.

Население Волго-Вятского региона

Общая численность населения по состоянию на январь 2020 года составляет 7,15 млн человек. В абсолютных показателях лидером по численности населения региона является Нижегородская область (3,2 млн чел). Средняя плотность населения района составляет около 30 чел. на кв. км., что значительно выше среднего по стране (8,5).Территория заселена неравномерно. Самый высокий показатель плотности в регионе приходится на Республику Чувашия (66 чел. на кв. км), самый низкий — на Кировскую область (10,5 чел. на кв. км).

Естественный прирост района отрицательный.

Этнографический состав неоднороден. Кроме русских, которые составляют более 75% общей численности региона, на территории проживают представители таких народов, как марийцы, чуваши, мордва. Проживают они в границах своих национальных субъектов. Около 2% населения составляют татары.

Основная часть населения проживает в городах. Уровень урбанизации составляет 70%. К административным образованиям относятся:

  • Нижний Новгород (1,25 млн чел);
  • Киров (старое наименование — Вятка: 538 тыс. чел);
  • Чебоксары (495 тыс. чел);
  • Саранск (347 тыс. чел);
  • Йошкар-Ола (271 млн чел);
  • Дзержинск (229 тыс. чел);
  • Новочебоксарск (127 тыс. чел);
  • Арзамас (103 тыс. чел).

Хозяйство

Отдельные территории
Волго-Вятского района неравноценны по
экономическому развитию. Специализацию
определяют следующие факторы: удобное
ЭГП; исторически сложившаяся индустриальная
база Нижнего Новгорода (Сормовский
завод — один из крупнейших в дореволюционной
России); значительные трудовые ресурсы;
большие запасы водных, лесных ресурсов,
но явный недостаток сырьевых и
энергетических.

По размерам
производства и разнообразию выпускаемой
продукции район значительно уступает
соседнему Центральному.

Район специализируется
на машиностроении, химической и лесной
промышленности. Ориентируется на
привозное сырье и топливо с Урала,
Поволжья, Западной Сибири.

Машиностроение
представлено автомобиле- и судостроением,
производством двигателей, изделий
радиотехники, приборов, инструментов,
оборудования для химической и
деревообрабатывающей промышленности.
В этой отрасли занято 50% экономически
активного населения района.

Автомобильный
завод в Нижнем Новгороде связан с
заводами-смежниками и имеет филиалы:
автобусный завод (Павлово на Оке), завод
автосамосвалов (Саранск). Скоростные
суда на подводных крыльях «река-море»,
речные ледоколы производил ранее завод
«Красное Сормово» в Нижнем Новгороде.
Машиностроительные заводы созданы в
Кирове и Чебоксарах (тяжелые промышленные
тракторы, тягачи, гусеничные тракторы,
бульдозеры, вездеходы). Заводы Саранска
выпускают электролампы, ртутные, дуговые,
кварцевые лампы и др.

В составе
машиностроительного цикла работают
местные передельные заводы (большая
часть металла поступает с Урала).

Химическая
промышленность — вторая отрасль
специализации района (центр — г.Дзержинск),
где вырабатываются синтетические смолы,
пластмассы, азотные удобрения, серная
кислота и др.

В Кстово —
нефтеперерабатывающий завод (на привозной
нефти — к городу подведен нефтепровод).

Лесная промышленность
базируется на собственных ресурсах.
Производят пиломатериалы, спички,
мебель. Целлюлозно-бумажные заводы
построены на Волге — в Правдинске,
Балахне, Волжске. Сохранился и развивается
старинный кустарный промысел —
хох-ломская роспись (г.Семенов).

Агропромышленный
комплекс.
Сельское
хозяйство — многоотраслевое, но лишь
частично обеспечивает потребности
района. Ведущее место принадлежит
животноводству (естественные луга и
пастбища по долинам рек). Разводят
крупный рогатый скот, овец, свиней.
Земледелие специализируется на
производстве картофеля, на юге —
выращивание зерновых и технических
культур.

Топливно-энергетический
комплекс.
Энергетика
использует торф и гидроресурсы
(Нижегородская и Чебоксарская ГЭС), но
основное значение имеют нефть и газ
Поволжья и Западной Сибири, уголь
Печорского и Кузнецкого бассейнов.

Транспорт.
В пределах
района проходят железные дороги,
связавшие Центр с Уралом, трубопроводы.
Крупная транспортная артерия — Волга.

На территории Российской федерации выделяют одиннадцать экономических районов. Общая характеристика Волго-Вятского экономического района России даёт представление о размерах территории, географическом положении региона, его природно-ресурсном потенциале, населении, трудовых ресурсах и специализации хозяйства.

Территориальная организация хозяйства

Характерной особенностью территориальной организации хозяйства Волго-Вятского экономического района является значительная неравномерность в размещении производительных сил. Ядром экономического развития региона выступает Нижегородская область.

Ее производственный профиль определяют автостроение, судостроение, станкостроение, дизелестроение и связанные с ними предприятия других отраслей промышленности.

Однако отмечается снижение удельного веса области в хозяйственном комплексе Волго-Вятского региона.

Это связано с тем, что высокие темпы промышленного развития отмечались в республиках региона. Так, в Чувашской Республике определяющими темпами развивались отрасли квалифицированного машиностроения – электротехника и приборостроение; в Республике Мордовия – светотехника, цементное и резинотехническое производство; в Республике Марий Эл – приборостроение и радиоэлектроника.

Кировская область по объемам промышленного производства занимает второе место в районе.

На долю ее приходится 18 % объемов промышленного производства Волго-Вятского района. Основными отраслями специализации в области являются машиностроение, в том числе электронное, производство бытовой техники, станков, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая и пищевая промышленность.

В экономике Республики Марий Эл преобладает промышленность. В структуре промышленного производства на долю машиностроения приходится свыше 1/4 объемов промышленного производства республики.

В структуре машиностроения наибольший удельный вес приходится на сложные и наукоемкие отрасли, такие как радиоэлектроника и приборостроение.

В республике производится 61 % всего отечественного торгово-холодильного оборудования. На долю лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности приходится 13 %.

Республика Мордовия относится к индустриально-аграрным. В ней наряду с промышленностью высокий уровень развития имеет и агропромышленный комплекс.

Ведущей отраслью промышленности в республике является машиностроение, на долю которого приходится более 50 % объемов производимой продукции промышленности республики. Среди отраслей машиностроения выделяются приборостроение, светотехника, производство полупроводников.

Велика доля пищевой промышленности – почти 1/5 всей промышленной продукции республики.

В Чувашской Республике в структуре производства промышленной продукции на долю машиностроения приходится свыше 1/3 объемов промышленного производства.

Здесь производятся ткацкие станки и электропогрузчики, бульдозеры. Среди машиностроительных предприятий республики выделяется АО «Промтрактор» – единственное в России и Европе предприятие по производству мощных тракторов многопрофильного использования, применяемых в угледобывающей, золотодобывающей промышленности и газовой отрасли.

В структуре промышленного комплекса выделяются также легкая, пищевая и химическая отрасли.

Основное промышленное производство сконцентрировано в республиках в столичных городах.

Малые и средние города Волго-Вятского района развиты слабо.

На территории Волго-Вятского региона в последние годы получили развитие промышленные узлы. Так, Саранско-Рузаевский промышленный узел сформировался в Республике Мордовия на базе развития светотехники, приборостроения и других отраслей машиностроения. Формированию Чебоксарского промышленного узла в Чувашской Республике способствовало строительство Чебоксарской ГЭС, тракторного завода и химического комбината с сопутствующими производствами.

Волжский промышленный узел в Республике Марий Эл возник на базе развития деревообработки и различных видов машиностроения.

показать содержание

↑ Природные ресурсы

Хотя поверхностных вод и подземных много, участки у начала маленьких речек и в местах водоразделов, ощущают её нехватку. На это влияет и загрязнённость проточных вод. Северная часть района представлена дерново-подзолистыми и подзолистыми почвами, нуждающимися в удобрении.

Южные земли состоят из плодородных серых лесных и деградированных, а так же выщелоченных чернозёмов. Лесами, состоящими из елей, сосен и пихт, вперемежку с мелколиственными деревьями, занята половина площади района. Промышленная вырубка сильно сократила запасы хвойных пород.

В регионе много фосфоритов и торфяных залежей, горючие сланцы. Для строительства добывается гипсовое сырьё, глины, доломиты, цементное сырьё, стекольные пески и строительный камень.

Население и трудовые ресурсы Волго-Вятского района

По последним данным, на население региона составляет восемь с половиной миллионов человек, то есть шесть процентов всех жителей страны. Как показывает тест, численность граждан динамично меняется за счет миграции, естественного прироста, демографических изменений, экономических предпосылок. В последние годы происходит стремительная урбанизация района. Люди массово покидают села и деревни, перебираясь в крупные города.

В 2020 году отмечалось разительное сокращение количества жителей района. Размещение населения – неравномерное. Есть несколько районов с максимальной плотностью населения, но основные территории пустуют. Это объясняется переездом большинства людей в мегаполисы. Например, около семидесяти процентов людей проживают в двух областях. Это Кировская и Нижегородская области. 

Национальный состав населения состоит преимущественно из коренных русских. Также на территориях проживает некоторый процент татар, марийцев, мордован, чувашей. Последствия экономического кризиса сильно отразились на регионе. Возросла безработица, молодежь покинула малые поселки, сельскохозяйственный сектор ослабел.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector