Теремной дворец в московском кремле — чудо русской архитектуры xvii столетия

Залы резиденции

Здесь несколько залов:

  • Голубая гостиная с бело-золотой мебелью.
  • Зал аудиенции выполнен в светлых тонах с позолотой, украшен портретами российских императоров.
  • Банкетный зал завершает анфиладу представительских залов. Выдержан в светло-желтых и голубых тонах. Мебель в зале создана по чертежам XVIII века.
  • В Каминном зале проводятся совещания и подписываются государственные документы.
  • В Столовой проходят неофициальные завтраки и обеды, а также рабочие встречи президента России с руководителями государства.

В здании Сената «Старина» и казаковские интерьеры соседствуют с современными коммуникациями и средствами связи, обеспечивающими эффективную работу руководителя государства. В ситуационный центр стекается информация из уголков России и всего мира.

Архитектурные особенности дворца

Дворцовое здание занимает небольшой участок между Государственным Кремлевским дворцом и Кремлевской стеной. Оно было построено вслед за Теремным дворцом, и поэтому верхний ярус боярских хором выглядит как терем. Характерной особенностью Потешного дворца является поэтажное членение его фасадов. Этажи отделены друг от друга выразительной белокаменной резьбой. Считается, что оба дворца стали примером первых в Москве каменных жилых построек и определили стиль, который позднее стали копировать по всему городу.

Дворец со стороны Троицкой башни

Первоначально с юга от дворца стоял парадный двор и пристройка с парадным крыльцом, а с севера находился большой хозяйственный двор. Помимо этого, дворцовое здание обладало проездной аркой, которая соединяла все его части.

Сейчас дворец имеет три этажа и глубокий каменный подвал. С трех сторон к нему примыкают хозяйственные постройки. В основной объем отлично вписана изящная церковь Похвалы Богородицы, построенная в 1651 году одновременно с боярскими палатами и освященная, как домовый храм Милославских.

Позолоченные купола на тонких барабанах заметно возвышаются над постройками и поэтому видны издалека.

С восточной стороны, на уровне третьего этажа, можно увидеть массивные кронштейны, похожие на машикули средневековых крепостей. Они предназначены для поддержки церковного алтаря, который устроен над жилыми комнатами и по традиции находится в восточной части церкви. Чтобы повысить прочность кронштейнов, строители вставляли в кладку из кирпичей белокаменные блоки.

В прежние времена в качестве церковной паперти служила плоская крыша с висячими садами, сделанная в западной части дворца. Потом вместо нее достроили невысокий четвертый этаж здания. Во дворце также сохранилась башенка на четырех столбах, возведенная над трапезной церкви. Долгое время ее использовали в качестве колокольни и дозорной вышки.

Вид дворца со стены Кремля

Кто рано встаёт…

В первой комнате Теремного дворца — Передней палате, или Проходных сенях, — собирались, чтобы приветствовать царя, немногие ближние бояре, имевшие доступ в личные покои. Иногда во время больших праздников — Рождества или Пасхи — ставили столы и угощали посетителей.

Рабочий день начинался рано, в семь часов утра, и опаздывать к царскому выходу было никак нельзя; можешь лишиться не только места, но и головы. Иностранцев во дворце не принимали. Но при царе Алексее Михайловиче было сделано дипломатическое отступление. Три посольства посетили Переднюю палату в XVII веке: английского короля, польского и австрийского императоров.

Роскошных паркетов еще не было. Полы выкладывали половицами из лиственницы, натирали воском, прокладывали войлоком, а сверху драгоценными персидскими коврами в два слоя.

Печи на парадном этаже не топились. Они размещались на первом этаже, откуда по специальным керамическим трубкам теплый воздух поднимался наверх. Удобная и пожаробезопасная система отопления, которую мы переняли у Византии еще XV веке. «Византийский след» и на великолепных изразцах, которыми украшены царские печи. Почти все изразцы московского производства имеют растительно-цветочный орнамент.

Окна, традиционно выходившие на солнечный юг, украшались цветными витражами. Солнце, проходя через них, создавало эффект радости и сияния — истинно райского места, коим и должен являться царский дворец.

Но даже здесь были палаты разного ранга. Если и в первую, где мы побывали, впускали немногих, то во вторую проходили только приближенные особы государя.

Люстра в гостинной

Главным украшением Гостиной являются изделия из фарфора — вазы, торшеры, люстра, напоминающая пышный букет, увенчанный плодом ананаса.

Дверь

Двери превосходно сделаны из ценных пород дерева и инкрустированны панцирем черепахи, бронзой, перламутром. Неизвестные нам мастера изготовили их без гвоздя и клея, на шипах. Ни одна дверь Большого Кремлевского дворца не повторяет выбранного узора, а все вместе они — это подлинные произведения искусства.

Троны.

Тронов — три, как на последней коронации. Николая II, Александры Федоровны и Марии Федоровны.

Их убирают на время инаугурации — во избежание ненужных ассоциаций.

Небоскреб ХVII века

Первый опыт постройки каменного жилья в Кремле заметно сказался на архитектурной композиции Теремного дворца, его планировке и украшении. Это не просто высокое сооружение. По меркам XVII века — небоскреб! Но отнюдь не «новодел». Ведь два нижних этажа — остатки дворца 1499-1508 годов, возведенного при отце Ивана Грозного, государе Василии III. Архитектура Теремного дворца сохранилась до наших дней без кардинальных изменений.

На входе два каменных льва держат вензель императора Николая I, еще раз напоминая, кому мы обязаны удивительным архитектурным комплексом в центре Москвы. Первые этажи в богатых русских теремах никогда не были жилыми. На первом располагались печи и кухни, второй был служебным, третий жилым, и наконец, парадный, четвертый этаж — гостевым. Сюда мы и входим сейчас, минуя служебные этажи. Но если вы хотите увидеть наш Кремль до постройки БКД, всмотритесь в чудесные акварели художника Федора Алексеева. А еще лучше — неторопливо перелистайте «Книгу об избрании и венчании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича», миниатюры для которой были написаны в 1672 году Иваном Максимовым и Сергеем Рожковым (книга хранится в Оружейной палате Московского Кремля).

Отдельные здания Теремного дворца были связаны сложной сетью лестниц, галерей, открытых внутренних дворов. Сложную композицию дополнял богатый и многоцветный декор зданий. Излюбленными цветами XVII века были яркая киноварь (оттенок красного) и травянисто-зеленый, дополнявшийся позолотой. Цветовое богатство Кремлевского дворца дополняла зелень «Красных верховых садов», которые устраивались на сводах каменных зданий на уровне второго и третьего этажей. Своды опаивались свинцовыми досками, сверху насыпался слой земли, после чего разбивались грядки, высаживались деревья, кусты. Пруд, фонтаны, купола церквей меж каменных зданий…

Рай в центре большого города!

Но за 380 лет дворец претерпел немало невзгод.

Давно ли Кремль разорванный дымился? Что зрели мы? Во прахе дом царей; Бесславие разбитых алтарей; Святилища, лишенные святыни; И вся Москва как гроб среди пустыни. И что ж теперь? Стою на месте том, Где супостат ругался над Кремлем, Зажженною любуяся Москвою, — И тишина святая надо мною; Москва жива; в Кремле семья царя; Народ, теснясь к ступеням алтаря, На празднике великом воскресенья… Василий Жуковский

Слово становилось делом

Красный цвет подчеркивает главенство Престольной палаты. Пурпур — привилегия государей. Когда-то при царе Алексее Михайловиче кабинет был затянут ярко-красной сафьяновой кожей, тисненной золотом. Именно здесь слово становилось делом — государь подписывал указы, которые «выкрикивали» со всех площадей Москвы. Но перво-наперво кричали с кремлевской Ивановской площади.

Отсюда и устойчивое выражение: «Кричать во всю Ивановскую».

Кому, кроме государя, была доступна Престольная палата? Очень достойным, по его мнению, людям. Орденов в ту эпоху не было, за заслуги награждали по-разному: могли одарить и ценным оружием, и платьем с царского плеча, и землей, и деньгами. Но была еще одна очень почетная награда — обед с государем, как равный с равным. В Престольную приглашались два-три особо отличившихся вельможи, для них выносили драгоценную посуду, хранившуюся в особой царской буфетной…

Чаши, братины, ковши украшали великолепный стол (до 50 перемен блюд, а общее их число достигало 500) и часто служили в качестве подарка после званого обеда. Сегодня посуда экспонируется в музеях Московского Кремля.

А еще государь иногда выбирал в Первопрестольной палате невесту. Со всех земель в Кремль свозили до 1000 девушек. Самых красивых приводили «пред светлые государевы очи». Наши государи имели возможность, которой были лишены западноевропейские монархи, — жениться по любви…

Со времен Иоанна Данииловича Калиты дворец великокняжеский занимал самое красивое среди Кремля местоположение, господствующее над всей видимой окрестностью… Алексей Малиновский, археограф (ХIХ век)

Дверь на красное крыльцо

В эту дверь выходит в наши дни президент после церемонии инаугурации к присягающему полку.

В Святых сенях, у дверей в Большую палату, гостю устраивали «большую встречу», где ему «почести ради» кланялись бояре. Менее важным гостям устраивали всего одну встречу — в Святых сенях, когда гость «не дошед порога с сажень».

Так встречали и приветствовали послов у Грановитой палаты, но по таким же правилам принимал гостей любой житель Москвы. Точно так же, как во дворце, гость, уважая хозяина, выходил из саней далеко от дома и шел через весь двор к крыльцу пешком. И хозяин, оказывая уважение гостю, спешил приветствовать его.

Спальня.

В спальне императрицы — мягкая стеганая мебель: диваны, кушетки, кресла. Для каждой комнаты характерно использование ткани определенного цвета и рисунка для обтяжки стен, мебели, для портьер. Все ткани для Большого Кремлевского дворца были выполнены в первой половине XIX века. А в 60-х годах нашего века часть их реставрировали, а часть делали вновь, сохраняя цвет и орнамент, лучшие мастерицы из Павловского Посада.

Слово становилось делом

Красный цвет подчеркивает главенство Престольной палаты. Пурпур — привилегия государей. Когда-то при царе Алексее Михайловиче кабинет был затянут ярко-красной сафьяновой кожей, тисненной золотом. Именно здесь слово становилось делом — государь подписывал указы, которые «выкрикивали» со всех площадей Москвы. Но перво-наперво кричали с кремлевской Ивановской площади.

Отсюда и устойчивое выражение: «Кричать во всю Ивановскую».

Кому, кроме государя, была доступна Престольная палата? Очень достойным, по его мнению, людям. Орденов в ту эпоху не было, за заслуги награждали по-разному: могли одарить и ценным оружием, и платьем с царского плеча, и землей, и деньгами. Но была еще одна очень почетная награда — обед с государем, как равный с равным. В Престольную приглашались два-три особо отличившихся вельможи, для них выносили драгоценную посуду, хранившуюся в особой царской буфетной…

Чаши, братины, ковши украшали великолепный стол (до 50 перемен блюд, а общее их число достигало 500) и часто служили в качестве подарка после званого обеда. Сегодня посуда экспонируется в музеях Московского Кремля.

А еще государь иногда выбирал в Первопрестольной палате невесту. Со всех земель в Кремль свозили до 1000 девушек. Самых красивых приводили «пред светлые государевы очи». Наши государи имели возможность, которой были лишены западноевропейские монархи, — жениться по любви…

Со времен Иоанна Данииловича Калиты дворец великокняжеский занимал самое красивое среди Кремля местоположение, господствующее над всей видимой окрестностью… Алексей Малиновский, археограф (ХIХ век)

Современный облик дворца

К сожалению, первозданный вид внутренних покоев в Теремном дворце до наших дней не сохранился — виной тому многочисленные пожары. Порой уцелевали только каменные стены, а всё содержимое палат, включая драгоценные фрески и деревянные кружева, полностью уничтожалось огнём. В XIX веке проводилась одна из последних масштабных реконструкций, в ходе которой росписи восстанавливались по сохранившимся со времён Алексея Михайловича рисункам. Тогда же происходило строительство Большого Кремлёвского дворца, который архитектор Константин Тон объединил с Теремным.

Своё значение резиденции русских царей дворец утратил после возникновения Санкт-Петербурга, куда при Петре I была перенесена столица государства. С этого момента внутренние помещения и даже внешние пристройки многократно перестраивались в соответствии со своими назначением на конкретный момент. Последняя масштабная реконструкция и реставрация были проведены в 1992 году.

Как попасть на экскурсию?

Свободного посещения для горожан и туристов нет. Попасть на экскурсию можно только в составе группы, допущенной к посещению Большого Кремлёвского дворца с разрешения комендатуры Кремля. В настоящее время Теремной дворец является частью резиденции Президента РФ. Попасть на такую экскурсию — большая удача и гарантированные незабываемые впечатления от сказочного убранства резиденции русских царей.

Большой кремлевский дворец

Большой кремлевский дворец (БКД) был построен по указу Николая I в 1838 — 1849 годах группой русских архитекторов под руководством Константина Тона в русско-византийском стиле. Его фасад украшен резным белокаменным декором и обращен в сторону Москва-реки, дворец протянулся с запада на восток на 120 метров, его высота 47 метров. Снаружи дворец выглядит трехэтажным, но по факту состоит из двух этажей. Это связано с тем, что парадные залы получили сразу два ряда оконных проемов.

В дворцовый ансамбль Большого кремлевского дворца включены Грановитая палата, Золотая Царицына палата, Теремной дворец, дворцовые церкви и Оружейная палата. Владимирский зал является временным мостом между историческими эпохами и соединяет парадные залы Большого Кремлевского дворца с Грановитой палатой и Теремным дворцом.


Владимирский зал Большого кремлевского дворца

Во дворце, поражающим роскошью интерьеров, около 700 комнат, 5 парадных орденских залов: Екатерининский, Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский. В Андреевском зале проводятся инаугурации российского президента. Екатерининский зал используется для встреч с иностранными делегациями и проведением переговоров.


Андреевский зал Большого кремлевского дворца

Дворец был временной резиденцией императорской семьи во время ее пребывания в Москве, императорские жилые покои назывались Собственная половина. В 1913 году во дворце проходили торжества в честь 300-летия дома Романовых. После революции здесь поселились члены советского правительства. Великолепные Андреевский и Александровский залы были перестроены в 1933-1934 годах в зал заседаний Верховного совета СССР с партером и балконами. В 1939 году на месте императорских тронов были установлена огромная скульптура Ленина из белого мрамора и трибуна для выступлений. Зал заседаний вмещал в себя около 5,5 тысячи человек.


Зал заседаний Верховного совета СССР

Первый съезд КПСС прошел здесь в 1934 году — это был знаменитый XVII съезд, вошедший в историю, как Съезд расстрелянных, так как большая часть делегатов была репрессирована в годы Большого террора. В 1956 году здесь прошел XX съезд КПСС, на котором Хрущев прочитал свой доклад «О культе личности и его последствиях». В 1990 году в зале заседаний прошел Первый съезд народных депутатов РСФСР. По указу Бориса Ельцина в 1994—1999 годах исторический облик Андреевского и Александровского залов был восстановлен по сохранившимся чертежам, в том числе царское место с императорскими тронами.


Георгиевский зал Большого кремлевского дворца

Георгиевский зал дворца является самым большим (длина — 61 метр, ширина — 20,5 метров) и первым залом в парадной анфиладе дворца. Здесь проходило торжество по случаю Победы в 1945 году, здесь отмечали полет Гагарина в космос в 1961 г., в зале проходят приемы, банкеты, встречи президента РФ с иностранными делегациями. Георгиевский зал является залом военной славы, на его стенах выгравированы имена кавалеров Георгиевского ордена и наименования более 500 полков, экипажей и батарей, получивших Георгиевские знамена.

Сейчас дворцовый комплекс, кроме Оружейной палаты, действующая резиденция президента России, где проводятся официальные мероприятия. Посетить Большой кремлевский дворец можно только в составе экскурсии по предварительной записи, постоянных сеансов для его просмотра нет.

Планировка Теремного дворца

Первый цокольный этаж имеет два уровня и практически полностью отведён под всевозможные хозяйственные помещения, а также под личные покои царицы и наследников. Тут размещались мастерские серебряников и ювелирных дел мастеров, оружейников, чеканщики, кружевницы и т.д. Интересно, что именно здесь на 100% изготавливался гардероб царской семьи. Мастерицы кроили, а потом вручную расшивали повседневную и парадную одежду золотым и серебряным шитьём, жемчугом, драгоценными камнями.

Наибольший интерес вызывают четыре палаты на четвёртом этаже:

  • Проходные сени — тут по утрам бояре ожидали приёма у царя.
  • Гостиная (Думная) комната, где собирались царь с боярами для обсуждения самых важных государственных дел, а изредка принимались иностранные послы. Примечательно, что христиане попадали сюда через Благовещенский собор, а вот для представителей остальных конфессий была предусмотрена отдельная лесенка.
  • Престольная или Золотая Палата — она же царский кабинет и малый тронный зал, где находится кресло, покрытое красным бархатом, а в XVIII веке в шкафах и на полках стояла золотая и серебряная посуда, сейчас хранящаяся в Оружейной палате. Поверхность стен и потолка, и даже обитые кожей двери расписаны золотом. Среднее окно оборудовано специальным ящиком, куда каждый мог положить свою челобитную царю.
  • Опочивальню, где находилась кровать царя, посещал только сам государь, тогда как царевны и царица жили отдельно.

Кроме этих помещений на этаже есть ещё своя церковь, молельня с иконами XVI века в золотых и серебряных окладах, портретный коридор, буфетная. А вот пятый — самый верхний этаж отведён под покои царевича. По одной из версий, здесь 30 мая 1672 года родился Пётр I, а в дальнейшем воспитывался и обучался.

Краткая история

Россия — огромная страна, и в каждом её уголке всегда найдутся вещи, интересные взгляду любознательного путешественника. Но особое место для приверженцев исторических экскурсов занимает столица Российской Федерации — Москва.

К одной из красивейших достопримечательностей российской столицы по праву относится Теремной дворец входящий в комплекс строений, известных как Московский Кремль. Теремной дворец был возведен в первой половине XVII столетия (закончен в 1636 году) 4-мя авторитетными в то время мастерами-архитекторами: Огурцовым, Константиновым, Шарутиным и Ушаковым.

Однако при постройке Теремного Дворца использовались и сохранившиеся части старых строений — в частности, царские палаты, созданные ещё для Ивана 3-го, и Мастерские палаты ХVI века. Открытая площадка, окружающая терема по периметру, образовалась по причине отступа в их надстройке на основание стен предыдущего строения.

Как добраться

Потешный дворец стоит между западной частью Кремлевской стены и Государственным Кремлевским дворцом. Фасад здания смотрит на Дворцовую улицу.

Вид на фасад дворца с Дворцовой улицы

До Кремля нетрудно дойти пешком от станций московского метро «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» и «Боровицкая». Чтобы увидеть Потешный дворец с максимально близкого расстояния, нужно пройти Александровский сад и войти на территорию Кремля через Троицкую башню. Сразу же за Троицкими воротами справа стоит пост, который ограничивает проход туристов в эту часть Кремля. От него хорошо виден яркий красно-белый фасад дворца, расположенный в 150 м от Троицких ворот.

Роспись верхнего яруса стены, противоположной царскому месту

Вверху под сводом: в палатах на престоле царь сидит печален, рукою подпершись; перед ним стоят вельможи, крамолятся. В другом изображении: царь сидит на престоле и вручает судье праведному меч отмщения.

В третьем изображении: в палате сидит судья на месте с посохом в руках; перед ним вдовица просит отмщения на обидящего вельможу, который стоит тут же, от суда отвращается прочь. За судьею и перед судьею стоят люди. Подпись объясняла, что в царство греческого царя Иустина Юного умножися злоба и хищения, обиды, татьбы и разбои, и от сего бысть во градех и в селех слезы и рыдания.

Некто пришел к царю и сказал: если хочешь избавить людей, дай мне меч, отсеку главы лихоимства и неправды — похвала мне будет от тебя и от всех; если же не успею, мою главу отсеки. Царь вручил ему меч отмщения. По жалобе вдовицы виновным оказался сродник царев, саном магистр, отнявший все имение у вдовицы. Праведный судья осудил его, а по воле праведного царя схватили магистра из-за царского пира, остригли ему голову и браду и с позором пред всем народом посреди торговища, посадя на худую ослицу, водили его и немилостиво били. Все его имение и достояние царь повелел отдать вдовице.(И. Е. ЗАБЕЛИН Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях)

Чины Ангельские разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами — предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов — по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Из Священного Писания и Священного Предания кроме Архангела Михаила известны также Архангелы: Гавриил — крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); Рафаил — врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); Уриил — огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20); Селафиил — молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил — славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил — раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил — возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).

Архитектурные особенности дворца

Дворцовое здание занимает небольшой участок между Государственным Кремлевским дворцом и Кремлевской стеной. Оно было построено вслед за Теремным дворцом, и поэтому верхний ярус боярских хором выглядит как терем. Характерной особенностью Потешного дворца является поэтажное членение его фасадов. Этажи отделены друг от друга выразительной белокаменной резьбой. Считается, что оба дворца стали примером первых в Москве каменных жилых построек и определили стиль, который позднее стали копировать по всему городу.

Дворец со стороны Троицкой башни

Первоначально с юга от дворца стоял парадный двор и пристройка с парадным крыльцом, а с севера находился большой хозяйственный двор. Помимо этого, дворцовое здание обладало проездной аркой, которая соединяла все его части.

Сейчас дворец имеет три этажа и глубокий каменный подвал. С трех сторон к нему примыкают хозяйственные постройки. В основной объем отлично вписана изящная церковь Похвалы Богородицы, построенная в 1651 году одновременно с боярскими палатами и освященная, как домовый храм Милославских. Позолоченные купола на тонких барабанах заметно возвышаются над постройками и поэтому видны издалека.

С восточной стороны, на уровне третьего этажа, можно увидеть массивные кронштейны, похожие на машикули средневековых крепостей. Они предназначены для поддержки церковного алтаря, который устроен над жилыми комнатами и по традиции находится в восточной части церкви. Чтобы повысить прочность кронштейнов, строители вставляли в кладку из кирпичей белокаменные блоки.

В прежние времена в качестве церковной паперти служила плоская крыша с висячими садами, сделанная в западной части дворца. Потом вместо нее достроили невысокий четвертый этаж здания. Во дворце также сохранилась башенка на четырех столбах, возведенная над трапезной церкви. Долгое время ее использовали в качестве колокольни и дозорной вышки.

Вид дворца со стены Кремля

Дневной сон по расписанию

Палату называли Соборной, или Думной. Она была местом, где работал наш древний парламент — Боярская дума. Нынешняя Государственная Дума насчитывает 450 депутатов. Боярская была существенно поменьше, в среднем около 20 персон. И являлась высшим советом при князе, а с 1547 года — при царе. Ее деятельность носила законно-совещательный характер, а состояли в ней бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Аристократический элемент занимал в Боярской думе господствующие позиции. Параллельно думцы служили и в администрации, занимая правительственные должности. Одни из них управляли приказами, другим поручались воеводства.

О том, как велись дела в думе, известно мало. Собирались поутру, часов в семь, работали до полудня. Затем ехали домой, обедали, отдыхали (дневной сон обязателен для всех). К четырем часам возвращались на работу, потом опять перерыв, а вечером собирались снова. Иногда заседания тянулись до одиннадцати часов ночи. По свидетельству современников, в XVI веке заседания думы проходили три раза в неделю, понедельник, среду и пятницу, а в XVII веке — почти ежедневно. Председательствовал царь, а в его отсутствие один из бояр — первосоветник. Утренние часы государь зачастую проводил со своими думными, а вечернее время посвящал личным делам.

В Думной палате обсуждались указы. В следующей, Престольной, они утверждались царем.

Туда мы и направимся. Тем более что это главная палата Теремного дворца.

Расположение

Потешный дворец находится между двумя кремлевскими стенами. Он расположен на довольно узком пространстве. Однако мастерство неизвестного архитектора проявилось в том, что он сумел на достаточно небольшом участке поместить не только жилое здание, но и сад, крыльцо и некоторые хозяйственные строения. Усадьба расположена между Комендантской и Троицкой башнями. Это местоположение свидетельствовало об особом расположении царя Алексея Михайловича к ее владельцу — своему тестю, И. Милославскому. Потешный дворец был построен в 1651 году. Особенностью его расположения было то, что он находился в центре участка с парадным выходом на юге и хозяйственным двором на севере. После смерти первоначального владельца дворец отошел к царю и был соединен с его жилищем с помощью различных переходов. Данное строение интересно тем, что было выстроено из камня, что являлось редкостью для рассматриваемого времени.

Кабинеты дворца и их хозяева

Стены Сенатского дворца за время существования увидели немало государственных деятелей.

Императорские кабинеты

После окончания строительства Екатерина II облюбовала во дворце просторный уютный кабинет с полукруглой ротондой. Однако, навещала его императрица нечасто: она недолюбливала Москву, предпочитая Санкт-Петербург. Во времена Романовых царственные особы апартаментов в Сенатском дворце не имели.

Кабинет Ленина

В марте 1918 года в Сенатском дворце устроили квартиру Ленину. Вождь пролетариата здание Сената полюбил и занимал четыре комнаты на третьем этаже. Отличительная черта ленинских апартаментов – библиотека с 40 тысячами томов. Книжные шкафы стояли во всех комнатах.

Площадь апартаментов Ленина 560 кв. м, из них рабочий кабинет занимал 50. До лета 1933 года во дворце размещался музей-квартира вождя, который посетили 2 миллиона человек. Позднее кабинет перевезли в мемориальный комплекс «Горки Ленинские» в Подмосковье.

Кабинет Сталина

В 1933 году по указанию Сталина в здании сделали перепланировку, изменили интерьеры: стены обили дубовыми панелями со вставками из карельской березы. Двери в апартаментах установили дубовые. На первом этаже устроили пятикомнатную квартиру вождю, где жили его дети Светлана и Василий. Здесь часто Сталин работал в «домашнем» кабинете.

Официальный кабинет площадью 150 кв. м вождь обустроил на втором этаже. В кабинете – ничего лишнего. В углу – печь, которую топили дровами. На столе – телефон и ручка, чернильница, графин с водой, стакан с чаем, пепельница.

Здесь же работал генерал-майор Александр Поскребышев с заместителем Логиновым. Во время Великой Отечественной войны во дворце размещались Государственный Комитет Обороны, Президиум Верховного Совета и Совет народных комиссаров.

«Безликий» кабинет Хрущева

В 1953 году на третьем этаже дворца рабочий кабинет устроил Никита Сергеевич Хрущев. В кабинете площадью 100 кв. м – те же дубовые панели и двери, что и при Сталине. У Никиты Сергеевича не было ни одного книжного шкафа. Безликий необжитой кабинет загромождали безвкусные сувениры: модели спутников, самолетов, паровозов. А еще – многочисленные вазы, в том числе с портретами самого Хрущева.

Кабинет Брежнева

Советские вожди ни за что не хотели въезжать в апартаменты предшественников. Леониду Ильичу оборудовали кабинет в 100 кв. м подальше от хрущевского. Брежневские апартаменты партийцы называли «Высотой». Темные дубовые панели заменили на светлые.

В 1972 году рядом находился зал заседаний Политбюро, архив и группа Особого сектора ЦК КПСС. Когда генсеку стало трудно передвигаться, рядом с кабинетом установили персональный лифт.

Потом в бывшем брежневском кабинете работали Юрий Андропов и Константин Черненко, но их короткое пребывание не повлияло на внутреннее убранство.

Кабинет Горбачева

Горбачев, став генсеком в 1985 году, отказался въезжать в брежневский кабинет. Для него оборудовали апартаменты площадью 100 кв. м на третьем этаже, в которых сразу началась перестройка.

Стены затянули шелком пастельно-желтых тонов, завезли дорогую мебель из карельской березы, которую несколько раз меняли. Весной 1991 года во время сильного ливня в кабинете Горбачева протек потолок.

Кабинет Ельцина

Борис Ельцин переехал в Кремль после путча в сентябре 1991 года, поселился в кабинете генсека и затеял грандиозный ремонт. Ближайшее окружение навязывало президенту имперский стиль. В кабинете появилась лепнина, позолота, мебель с гнутыми ножками.

Перегородки внутри здания разрушили. Своды потолков, паркет и дубовые панели сняли. Мебель распродали на аукционе.

После ремонта большую часть помещений заняли апартаменты президента – рабочие и представительские. Рабочий кабинет Ельцина – комната на втором этаже площадью 75 кв. м с небольшой приемной.

Метраж рабочего кабинета стал таким же, как прежде у царя. Рабочий стол длиной 205 см изготовили по спецзаказу Ельцина в Италии.

31 декабря 1999 года апартаменты по наследству перешли к Владимиру Владимировичу Путину. Сюда же 7 мая 2008 года въехал Дмитрий Медведев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector