Образование в германии: особенности и нюансы
Содержание:
- Форма правления Германии в 20-м веке
- Германия в послевоенное время
- История
- Система образования в Германии
- Политический статус и перспектива расширения ФРГ
- Судебная власть
- Лейпциг
- Из Берлина в Бонн, затем из Бонна в Берлин
- Турция, 1923: Стамбул — Анкара
- Начальная и средняя школа
- Создание республик
- Средства массовой информации
- Как устроена образовательная система в стране в целом
- Документы, требуемые для поступления
- В ГДР 80-х был самый высокий уровень жизни из всех стран соцблока — и это стало проблемой.
- Население и менталитет
- Преимущества и особенности немецкой школы
Форма правления Германии в 20-м веке
К счастью, несмотря на свой огромный промышленный потенциал, Германия так и не смогла победить своего врага в Первой мировой войне. Поражение страны в войне привело ее к сильнейшему кризису, который завершился в 1918 году неизбежной революцией и падением империи. В начале следующего года прошли выборы в Учредительное собрание государства. Победила политическая партия социал-демократов. Ее лидеры заняли высшие посты в государстве. Учредительное собрание провозгласило формой правления Германии федеративную республику, избрало президента, канцлера.
Еще собрание приняло главный закон страны, который заложил основы конституционализма. В Конституции была зафиксирована форма правления Германии в начале 20 века — республика с президентско-парламентским правлением. Главным законодательным органом государства стал двухпалатный парламент. Нижняя называлась рейхстагом. Она избиралась сроком на четыре года. Верхняя палата называлась рейхсратом. Она была органом представительства земель. Президент выбирался на семь лет. Он осуществлял полномочия государственного правителя. Судебную власть представляли независимые суды.
В 1923 г. в условиях отсутствия социально-политической стабильности президент ввел осадное положение в государстве. В начале тридцатых годов политические круги Германии сделали неоднозначный вывод о том, что республика и демократия, к сожалению, изжили себя. Правящую элиту привлекала программа национал-социалистической партии. С этого периода началась процедура создания новой формы правления в нацистской Германии, которую можно было охарактеризовать как тоталитарный политический режим в рамках формально сохранявшейся республики. В 1934 г. правительство страны объединило посты канцлера и президента. Существовавшая на тот момент форма государственного правления Германии, к сожалению, давала возможность А. Гитлеру осуществлять свое правление всю свою жизнь с правом самостоятельно назначать себе преемника. А. Гитлер был также главнокомандующим страны и главным судьей.
Германия в послевоенное время
После того, как Германия потерпела поражение во Второй мировой войне, а армия Гитлера капитулировала, территорию страны оккупировали войска союзных государств, включая Советский Союз, США, Англию и Францию.
Замечание 1
На Потсдамской конференции, которая проходила с 1 июля по 2 августа 1945 года, было принято решение о разделении страны на 4 оккупационные зоны, общее управление над которыми сосредоточилось в Союзном контрольном совете.
В конце 1946 года сформировали сепаратное управление над тремя западными зонами, вследствии чего Германия была разделена на 2 самостоятельных государства. Решение о разделении приняли на Лондонской конференции шести западный держав в 1948 году (США, Англия, Франция, Бельгия, Голландия и Люксембург). На основе решения конференции военные губернаторы трех стран, включая США, Великобританию и Францию, дали полномочия в оккупированных зонах премьер-министрам правительств германских земель. Они стали разрабатывать проект конституции будущего государства (образование ФРГ). Проект подготовили и стали обсуждать в Парламентском Совете, состоявшем из 65 депутатов, которые были избраны ландтагами земель, и 5 представителей, имеющими совещательный голос от Западного Берлина.
История
Название страны на русском происходит от латинского названия племён, обитающих за долиной Рейна и восходит к временам Римской империи. Римляне называли эти племена «германцами». Официальное название страны на немецком языке — Deutschland. Используется с 15 века.
Первые упоминания о германских племенах относятся к периоду Древней Греции. Дальше упоминания о германцах встречаются в древнеримских документах. С Античности до 10 века большая часть территории Германии была заселена славянскими племенами. После распада Римской империи в Западной Европе было образовано королевство франком. В 9 веке Карл Великий создал новую империю, которая просуществовала совсем недолго. Внуки Карла поделили империю на три королевства. Королевство восточных франков впоследствии стало Германией.
Регенсбург — старинный город в Баварии
Датой основания Германии как государства считается 962 год, когда король восточных франков Оттон I стал королем Священной Римской империи. Священная Римская империя представляла собой конфедерацию земель с широкими полномочиями. Они имели свою монету, армию. Императора выбирали на специальном совете. Свои интересы земли представляли в Рейхстаге.
В 12-14 веке земли, на которых жили славяне, так или иначе вошли в состав Империи. Славянское население было вытеснено или ассимилировано.
Священная Римская империя прекратила своё существование в начале 19 века во время Наполеоновских войн. После Венского конгресса был образован Германский союз, который управлялся кайзером. В 1866 году Германский союз распался. В 1877 году был образован Северогерманский союз, впоследствии ставший Германской империей. В конце 19 века Германия становится одной из ведущих стран Европы. В стране происходит расцвет культуры, науки и философии.
Рейн — крупнейшая река Германии
В 1914 году Германия вступила в Первую мировую войну. В 1918 году в результате революции король Пруссии отрёкся от престола, а Германия стала Социалистической республикой. В 1933 году к власти приходит национал-социалистическая партия во главе с Адольфом Гитлером. В 1939 году была развязана Вторая мировая война. После окончания войны и поражения в ней страна была разделена на две части — ФРГ и ГДР. В 1990 году Германия стала единой. ГДР вошла в состав Федеративной Республики Германия.
Система образования в Германии
Существуют государственные и частные университеты в Германии, хотя количество последних невелико.
Срок обучения в государственных вузах Германии — от 4 до 10 лет. Это зависит от выбранной специальности и вуза. Срок обучения в частных вузах Германии — от 3 до 5 лет.
Учебный год длится с сентября-октября по август-сентябрь (государственные вузы). Частные вузы в Германии предлагают больше дат начала занятий в год и летний семестр тоже.
График учебного процесса в университетах Германии: каждый семестр состоит из лекционных периодов (14-20 недель) и нелекционных, во время которых студент занимается самостоятельной научной работой.
Система высшего образования Германии объединяет около 440 учебных заведений, большинство которых являются государственными (примерно 360). Наиболее известным и престижным вузом Германии является Гейдельбергский университет (основан в 1386 году по образцу парижской Сорбонны). Второе место в рейтинге германских университетов занимает расположенный в Мюнхене университет Людвига-Максимиллиана (основан в XV веке). В Ганновере и Любеке расположены оба медицинских института Германии. В Мюнхене и Гамбурге находятся два военных университета Бундесвера. Лучшим юридическим вузом Германии считается Die Bucerius Law School.
Большинство вузов Германии — государственные. — главное преимущество учебы в этой стране. Частные платные университеты в Германии тоже есть, но их немного.
Бесплатное и при этом качественное высшее образование Германии привлекает огромное число местных абитуриентов и студентов из других стран. В 2013 году в университетах Германии обучалось более 282 200 иностранных студентов согласно статистике DAAD (из них 35% — из стран Азии, 27% из Восточной Европы, 19% из Западной Европы, 10% из стран Африки, 8% из стран Северной и Южной Америк). Это привело к введению ограничений на поступление на некоторые факультеты (например, медицины, права, педагогики). Больше шансов поступить у тех, у кого выше средний бал Abitur и продолжительней срок ожидания места (поступление идет по списку, в который вас запишут при подаче заявления).
Главным принципом высшего образования в Германии является «академическая свобода» — система, позволяющая любому студенту самостоятельно определять перечень изучаемых дисциплин, которые войдут в его диплом, а также совмещать учебный процесс с научными исследованиями. Основным отличием университетов Германии от большинства наших вузов является возможность более или менее свободного (в зависимости от предмета) выбора учебного плана. Можно ухитриться так составить себе расписание, что у вас останется много времени на подработки, занятия спортом или личную жизнь.
Все немецкие вузы можно разделить на несколько типов:
Университеты (Universitaten). В настоящее время современный немецкий университет — это научный и учебный центр с очень широким спектром факультетов и специальностей.
Технические университеты (Technische Universitaten). Данные университеты в основном предлагают обучение на технических, естественнонаучных, экономических специальностях.
Институты (Fachhochschulen). Институты возникли на базе инженерных школ, и готовят специалистов более чем 100 направлений: программистов, инженеров, экономистов и др. Данный тип вузов дает более прикладное образование и за более короткий срок, чем классические университеты
Из-за практической направленности обучения большое внимание уделяется стажировкам по специальности.
Педагогические (Padagogische Hochschulen)
Теологические (Theological Colleges)
Музыкальные (Musik-Hochschule). В данных вузах Германии обучают будущих музыкантов, работников медиа-индустрии и других представителей творческих профессий. Административные (Verwaltungs-fachhochschulen)
Специальные высшие учебные заведения искусства (Kunsthochschulen)
В данных вузах Германии обучают будущих художников, дизайнеров, архитекторов и других представителей творческих профессий.
Четверть немецких абитуриентов из всех перечисленных высших учебных заведений выбирают Fachhochschulen. Эти же институты прикладных наук выбирает 38% иностранных студентов в Германии. Срок обучения в них короче (обычно 3-4 года), обучение скорее практическое, чем теоретическое, обязательной является годичная стажировка на фирмах данного профиля. В таких вузах в Германии можно получить отличные знания в области инженерного дела, экономики и менеджмента, сельского хозяйства, компьютерных специальностей.
Политический статус и перспектива расширения ФРГ
С самого начала правительство Федеральной Республики Германия четко обозначило, что такое ФРГ. Оно позиционировало себя как единственного представителя интересов немецкого народа, а саму ФРГ как единственного последователя Германской империи. Поэтому неудивительно, что оно имело притязания на все земли, принадлежащие империи до начала экспансии Третьего рейха. К этим землям относились в том числе территории ГДР, Западная часть Берлина, а также «бывшие восточные области», отошедшие Польше и Советскому Союзу. Первые годы после основания ФРГ ее правительство всячески старалось избегать прямого контакта с правительством ГДР. Причина в том, что он мог свидетельствовать о признании ГДР как самостоятельного государства.
Америка и Великобритания также остались при мнении, что легитимным правопреемником империи является ФРГ. Франция же считала, что Германская империя исчезла как таковая еще в 1945 году. Гарри Трумэн, 33-й президент США, отказался подписывать с ФРГ мирный договор, так как не хотел признавать существование двух немецких государств. В 1950 году на нью-йоркской конференции министры иностранных дел трех стран все-таки пришли к общему знаменателю в вопросе «что такое ФРГ?». Притязания правительства республики касательно единственного представления немецкого народа были признаны. Однако признавать правительство руководящим органом всей Германии отказались.
Из-за отказа от идентификации ГДР законодательство ФРГ признавало существование единого гражданства Германии, поэтому именовало своих граждан просто немцами, а территории ГДР не рассматривало как заграницу. Именно поэтому в стране действовал закон о гражданстве, принятый еще в 1913 году. Тот же закон вплоть до 1967 года имел силу и в ГДР, которая также была сторонником единого гражданства. На практике сложившаяся ситуация означала, что любой немец, проживающий в ГДР, может приехать в ФРГ и получить там паспорт. Чтобы предотвратить это, руководители Демократической Республики запретили ее жителям получать паспорта в Республике Германия. В 1967 году они ввели гражданство ГДР, которое получило официальное признание в ФРГ лишь спустя 20 лет.
Нежелание признавать границы Демократической Республики отображалось в картах и атласах. Так, в 1951 году в ФРГ были изданы карты, в которых Германия имела такие же границы, как в 1937 году. При этом разделение республики, а также разделения земель с Польшей и Советским Союзом были обозначены едва заметной пунктирной линией. На этих картах отошедшие противнику топонимы остались под старыми названиями, а какие-либо признаки ГДР попросту отсутствовали. Примечательно, что даже в картах 1971 года, когда весь мир четко понимал, что такое ФРГ и ГДР, ситуация не сильно изменилась. Штрихованные линии стали более заметными, но по-прежнему отличались от тех, которые обозначат границы между государствами.
Судебная власть
Судебная система Германии входит в пятнадцать наиболее независимых в мире систем. У жителей Германии нет такой проблемы, как недоверие к судьям. Суд в Германии является для граждан страны местом, где каждый, чьи права и интересы нарушены, может найти защиту. Многие юристы связывают успех системы с менталитетом немцев, и с этим сложно не согласиться. Немцам удалось построить эффективную систему защиты, которая обеспечивает гарантию сохранности интересов всех граждан.
Судебная система Германии включает суды общей юрисдикции, финансовые, административные суды, суды по трудовым спорам и по социальным вопросам.
Высшая инстанция суда в Германии — Федеральный конституционный суд. Половина состава избирается нижней палатой парламента, другая половина — верхней. Всего избирается шестнадцать судей. Период их полномочий составляет двенадцать лет. Деятельность Конституционного суда заключается в:
- толковании главного закона государства;
- проверке федеральных и земельных законов на соответствии Конституции;
- вынесении частных решений при возникновении споров между землями, разногласий между правительствами земель и федеральными властями;
- принятии постановлений, на основе которых та или иная партия может быть распущена, если судом доказано, что она в своей деятельности преследует недемократические цели.
Лейпциг
Город Лейпциг, расположенный в земле Саксония, до объединения ГДР и ФРГ был одним из крупнейших городов Германской Демократической Республики. В 32 километрах от него расположен другой крупный город Германии – Галле, который находится в земле Саксония-Анхальт. Вместе два города образовывают городскую агломерацию, численность населения которой составляет 1 100 тысяч человек.
Город с давних пор является культурным и научным центром Средней Германии. Он известен своими университетами, а также ярмарками. Лейпциг — один из самых развитых промышленных районов Восточной Германии. Со времен позднего Средневековья Лейпциг – это признанный центр книгопечатания и книготорговли Германии.
В этом городе жил и работал величайший композитор Иоганн Себастьян Бах, а также знаменитый Феликс Мендельсон. Город и сегодня славится своими музыкальными традициями. С давних времен Лейпциг является крупным торговым центром, до последней войны здесь проходили знаменитые пушные торги.
Из Берлина в Бонн, затем из Бонна в Берлин
До раздела Германии после Второй мировой войны Берлин был столицей страны. С разделением на Восточную Германию и Западную Германию, город Берлин (полностью окруженный Восточной Германией) был разделен на Восточный Берлин и Западный Берлин, разделенные Берлинской стеной.
Поскольку Западный Берлин не мог служить практической столицей Западной Германии, Бонн был выбран в качестве альтернативы. Процесс строительства Бонна в качестве столицы занял около восьми лет и более 10 миллиардов долларов.
Перемещение 370 миль (595 км) из Бонна в Берлин на северо-востоке часто задерживалось проблемами строительства, изменениями плана и бюрократической иммобилизацией. Более 150 национальных посольств должны были быть построены или развиты, чтобы служить иностранным представительством в новой столице.
Наконец, 19 апреля 1999 года немецкий бундестаг встретился в здании Рейхстага в Берлине, сигнализируя о переносе столицы Германии из Бонна в Берлин. До 1999 года немецкий парламент не встречался в рейхстаге с момента пожара в рейхстаге 1933 года. Недавно отремонтированный рейхстаг содержал стеклянный купол, символизирующий новую Германию и новую столицу.
Турция, 1923: Стамбул — Анкара
История Стамбула – это история Османской империи. Протяженностью около 470 лет. До 1923 года, когда империя была упразднена.
29 турецких султанов писали историю своей жизнью, своей кровью, результатами своих завоевательных походов. Но так как Стамбул находился далеко от восточных и южных территорий государства, возникла необходимость перемещения столицы в другое место.
Наиболее удобным местом оказалось поселение первых турков – Анкара. Смена законов, уставов, инфраструктуры, промышленности, движение населения внутри страны, развитие культуры вывело город в ряд достойных столиц мира.
Начальная и средняя школа
С первого по четвертый класс немецкие дети учатся в начальной школе. Берлин, как и Бранденбург, здесь являются исключением. В этих городах школьники заканчивают начальный этап обучения через шесть лет.
Оценки в немецкой школе выглядят «перевернутыми». Единица считается лучшей отметкой, а пять баллов означают неудовлетворительно. Детей начинают оценивать в третьем классе.
Затем родители выбирают для подросших малышей среднюю школу. Если присутствуют трудности в освоении материала, то ребенок может остаться на переходной ступени еще на два года.
Средние заведения делятся на несколько типов:
- Основные. Для тех, кто не планирует поступать в университет;
- Гимназии. Для тех, кто хочет престижного образования;
- Реальные. Для тех, кто помимо изучения предметов, желает приобрести навыки в сфере обслуживания, госслужбы и торговли;
- Общие. Для тех, кто хочет учиться и по техническому, и по гуманитарному направлению;
- Профессиональные. Для тех, кто желает уже сейчас овладеть доступной профессией.
В средней школе дети учатся до достижения шестнадцатилетнего возраста. После они подают документы в колледж или университет, либо же вовсе не продолжают обучение.
С 16 до 19 лет некоторые ученики получают знания в специальных гимназиях. Они профильные и занимаются подготовкой в вузы. Чем выше балл по окончанию, тем больше шансов у ученика попасть в самые престижные университеты страны.
Создание республик
«Советское руководство изначально делить Германию не собиралось. Её видели сильным единым государством, частью буферной зоны между соцлагерем и Западом — чем-то вроде того, что было реализовано затем в Австрии или Финляндии. Но американских лидеров такой подход не устраивал», — рассказал в интервью RT историк и писатель Константин Залесский.
23 мая 1949 года на заседании в Бонне так называемого Парламентского совета под контролем военных губернаторов оккупационных зон была провозглашена Федеративная Республика Германия. Исходя из текста её Основного закона, ФРГ претендовала на статус государства — последователя Германской империи и, соответственно, на всю её территорию.
Всего семь дней спустя после провозглашения ФРГ, 30 мая, на востоке Германии в спешном порядке приняли свою Конституцию. Официальное провозглашение ГДР состоялось 7 октября 1949 года.
Также по теме
Берлинский пирог: как победители во Второй мировой войне разрушали и строили новую Германию
5 июня 1945 года державы-победительницы во Второй мировой войне приняли декларацию о взятии на себя верховной власти в Германии….
«Это было вынужденное решение. Не создать ГДР в тех условиях было невозможно», — подчеркнул Залесский, добавив, что действия советского руководства носили исключительно ответный характер.
В июле 1952 года власти США приняли документ PSB D-21 — «Национальную стратегию в отношении Германии», которая предусматривала меры по сокращению советского потенциала в Восточной Германии и проведение психологических операций против ГДР. Не прошло и года, как по демократической республике прокатилась волна массовых беспорядков, формальным поводом к которым стало 10%-ное повышение норм выработки на предприятиях. Несколько сотен населённых пунктов были охвачены забастовками, местами переросшими в погромы и захват административных зданий. В ходе столкновений между протестующими и сторонниками ГДР, а также при подавлении беспорядков с привлечением советских войск погибли от 25 до 55 человек.
Вопреки ожиданиям Запада кризис только укрепил позиции первого секретаря ЦК Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) Вальтера Ульбрихта — партия была очищена от внутренней оппозиции, а Москва активизировала помощь руководству республики. Повышение норм выработки было отменено, СССР сократил требования по репарациям, а в октябре прошло серьёзное снижение цен на товары народного потребления. 26 марта 1954 года Москва официально обнародовала решение о признании суверенитета ГДР, принятое накануне, и установила с республикой отношения как с независимым государством — история советской зоны оккупации была окончена.
Средства массовой информации
Из Восточного Берлина вещали государственные телеканалы ГДР, входившие в национальную государственную телекомпанию Fernsehen der DDR (Ferhsehen der DDR 1 и Fernsehen der DDR 2) и государственные FM-радиостанции ГДР, входившие в национальную государственную радиокомпанию Rundfunk der DDR — (Radio DDR 1, Radio DDR 2 (на общей частоте с окружными государственными радиостанциями Sender Potsdam и Sender Frankfurt, также входивших в Rundfunk der DDR), Berliner Rundfunk, DT64 и Stimme der DDR), также в Восточном Берлине были доступны ретранслировавшиеся в Западном Берлине общественные (Erste Deutsches Fernsehen, ZDF, Nord 3) и коммерческие телеканалы ФРГ (RTL Plus и Sat.1), общественные (SFB 1, SFB 2, SFB 3, SFB 4 и Deutschlandfunk) и коммерческие FM-радиостанции ФРГ (Radio 100), FM-радиостанции американской (РИАС 1, РИАС 2 и AFN), британской (BFBS) и французской (FFB) комендатур. На длинных волнах были доступы Deutschlandfunk, Stimme der DDR и Radio Volga (радиостанция Группы Советских войск в Германии), на средних Radio DDR 1, Berliner Rundfunk, Stimme der DDR, Europawelle Saar и RTL.
Как устроена образовательная система в стране в целом
Весь процесс обучения, который проходят юные немцы в первые годы своей жизни, имеет четкую трехступенчатую структуру, считающуюся в мировой практике классической:
- начальная ступень;
- средняя;
- высшая.
На всех уровнях учебные заведения подразделяются на частные и государственные. Хотя доля первых не слишком велика – всего 2% от общего количества.
Непосещение занятий может обернуться для нарушителей общением с полицией, а не просто разбирательством на уровне школы.
Руководство учебным процессом возложено на профильные ведомства в каждом регионе. В зону их ответственности входит определение всех составляющих, из которых состоит школьная система:
- утверждение учебников;
- составление учебного плана;
- планирование внутреннего распорядка работы школ.
Местные законы об образовании принимаются исключительно на базе федерального закона, единого для всей страны.
Дошкольное воспитание не является в Германии обязательным, а потому в общую систему не входит. Детские сады в основном представлены частными учреждениями и направлены в большей степени на организацию детского досуга, нежели на занятия, готовящие к школе.
Посещение детсада возможно чаще всего только на полдня. Все остальное время дети находятся на попечении своих родителей. Немецкий Kindergarten – это место, где все усилия воспитателей направлены на развитие образного и последовательного мышления у своих воспитанников, основ музыкального восприятия, физических способностей. Здесь самые маленькие члены общества рисуют, поют, решают логические задачи, учатся вербальной коммуникации и ораторскому искусству, пока, правда, на уровне правильного выражения мыслей. Обучение грамоте не входит в задачу преподавателей на этом этапе.
Ключевым критерием готовности малыша к переходу на следующую ступень немецкая школа определяет не его умение считать, писать и читать, а социальную зрелость, которая соответствует его возрасту. Если ребенок не достиг нужного уровня развития, наверстать упущенное он может в пришкольных детских садах (Schulkindergärten) или в классах, предшествующих школе (Vorklassen).
Следующий этап – среднее образование. Возраст, когда дети в Германии идут в школу, составляет 6 лет. Первые пару лет обучения их ждут комплексные предметы, а вот оценки они начинают получать не ранее третьего класса. Школьные учреждения в большинстве своем государственные. На долю частных приходится всего 5%.
Исходя из отметок и способностей учеников, преподаватель в последнем году учебы в младшей школе рекомендует родителям, в каком направлении им необходимо направить свои усилия в средней школе. На этом этапе учащимся придется преодолеть две ступени:
- обучение до 10 класса,
- 11-13 классы.
Школьное образование в Германии на первой ступени располагает несколькими видами школ:
- основная,
- реальная,
- гимназия,
- общая.
Последняя представляет собой сочетание гимназии и реальной школы. Подходит детям, которые еще не определились с будущим направлением образования и пока не уверены в своих предпочтениях.
Вторая ступень средней школы считается завершенной только после окончания гимназии, а именно 11-12 классов в школе. 13-й класс предназначен для абитуриентов, которые по его окончании сдают экзамен и на основании заработанных баллов зачисляются в университет.
Таким образом, завершить среднее образование, если не планируется поступление в вуз, можно и в разного типа профильных школах. Здесь дети получат не только диплом об освоенной специальности, но и аттестат, подтверждающий окончание школьного учреждения соответствующего профиля.
Сколько лет в школе учатся немецкие дети, будет зависеть от того, как именно они спланируют свое будущее.
Высшая ступень образования предполагает две стадии процесса:
- базовую – 3-4 семестра, по окончании которых выпускник получает степень лиценциата;
- основную – 4-6 семестр. Выпускники получают диплом магистра, а студенты технических вузов – специалиста.
Сегодня в Германии действует 440 вузов. Учитывая их популярность, поступить в некоторые из университетов можно посредством специально созданной организации Uni Assist, выполняющей всю подготовительную перед поступлением работу.
Документы, требуемые для поступления
Первым делом, узнайте дату начала занятий в выбранных вами университетах. В разных землях, они отличаются друг от друга. Обычно занятия начинаются с 1 октября, а документы подаются до 15 июля. Затем приготовьте следующие документы:
- Свидетельства о получении среднего и высшего образования с приложениями. Для обучения в Германии на бакалавриате, российским студентам необходимо иметь за плечами два года обучения в российском вузе. Если вы получили диплом бакалавра или специалиста, то вы можете сразу поступать на магистратуру в Германии. Магистратура, как и бакалавриат в ФРГ для большинства студентов бесплатна. Однако если вы получали в России образование по одной специальности, а в Германии хотите поступить на другую, вам придется платить по 500 евро за каждый семестр, что, впрочем, не является большой суммой. В качестве документов, необходимы аттестат о среднем образовании, диплом о высшем образовании, либо академическая справка из вуза, переведенные на немецкий язык и заверенные нотариусом в России, либо присяжным переводчиком в Германии.
- Свидетельство о владении немецким языком. Для получения свидетельства, придется сдать экзамен международного образца (обычно сдается TestDAF). Иногда, для некоторых специальностей нужно дополнительно предоставить сертификат о знании второго языка. Например, английского, для которого подойдут тесты TOEFL или IELTS.
- Мотивационное письмо и биография. Предпочтения отдаются абитуриентам, ведущим активную социальную или спортивную жизнь. О своей мотивации, ценностях и социальной активности, как раз стоит написать в мотивационном письме.
- Рекомендательные письма. Могут быть написаны профессорами кафедр или работодателями. Сюда же подойдут благодарственные письма от различных организаций.
- Копия загранпаспорта.
- Фотографии для личного дела.
- Медицинская страховка.
- Наличие достаточного количества денежных средств на проживание. Нужна выписка с банковского счета на котором лежит не менее 10400 евро на каждый год обучения. Вместо этого может быть предоставлено поручительство гражданина Германии с официальным доходом более 1500 евро в месяц.
В ГДР 80-х был самый высокий уровень жизни из всех стран соцблока — и это стало проблемой.
Следуя светлым идеям коммунизма, власти ГДР при этом пытались сохранить высокий уровень жизни для своих граждан. Особенно заметно это стало в 70-е, когда к власти пришел Эрих Хонеккер, заручившись поддержкой Брежнева и двинув с поста генсека Вальтера Ульбрихта. До этого времени Восточная Германия в основном страдала, выплачивая СССР миллиарды репараций и выполняя план, как наказал товарищ Сталин. Гарри Тиш, бывший членом политбюро ГДР в то время, рассказывает, что тогда страна взяла курс не только на выполнение плана, но и на общее улучшение благополучия гражданина.
Демонстрация в честь 25-летия ГДР.
По словам Герхарда Шюрера, с 65-года и почти до самого конца ГДР отвечавшего за планирование всех отраслей экономики, в 70-е импорт превысил экспорт на 10 миллиардов марок. Недостающие миллиарды брали в долг: при Хонеккере на какое-то время наладились отношения с Западом, кроме прочего ГДР наконец признали в ФРГ — и у соседа наконец-то можно было занять. Немецкий публицист Хенрик Бродер считает, что «ФРГ продлевала жизнь Восточной Германии с помощью кредитов и субсидий». Под конец своей истории внешний долг ГДР составлял 20 миллиардов долларов; тем не менее, это была одна из самых стабильных экономик — среди стран второго мира.
Население и менталитет
Развитая страна поделена на 16 федеральных земель. На этих территориях проживает в 2 раза больше людей, чем в соседней Польше, равной по площади. Из них 92 процента – этнические немцы, в северной части можно встретить датчан (50 тысяч), в Саксонии и Бранденбурге преобладают сербы (60 тысяч).
Уже давно уровень смертности среди этнических немцев превышает рождаемость. Однако ощутим прирост населения за счет мигрантов. Государство заинтересовано в привлечении высококвалифицированных трудовых ресурсов. В свою очередь, переселенцы рассчитывают на перспективы лучшей жизни, чем на родине. Но статус мигранта долго закрепляется за человеком: интеграция в общество длится годами.
Коренное население считает иностранцами следующие категории переселенцев:
- Поток граждан из бывшего СССР, Казахстана, Украины с 1988 года. Эти лица в основном имеют германское происхождение.
- Турки. Данная категория постоянно меняет свое место дислокации.
- Жители бывшей Югославии.
- Беженцы из Польши (поток с 1996 года).
- Испанцы, итальянцы.
- Мигранты из Болгарии и Румынии (с 2007 года).
Как итог – каждый пятый житель ФРГ переехал по программам воссоединения с родственниками, у каждой пятой европейской семьи есть миграционное прошлое. Те, кому удалось научиться жить в ритме «духа рационализма», уже приобрели некоторые черты германского менталитета:
- Законопослушность.
- Толерантность. Это свойство характера включает терпимость к людям различных национальностей и различных вероисповеданий.
- Сдержанность. Истинные арийцы скрывают свои эмоции.
- Экономность. В Германии не выставляют напоказ свой материальный достаток. Наоборот, в обеспеченных семьях учатся экономить и сохранять «нажитое непосильным трудом».
- Пунктуальность. Настоящие германцы признают признаком плохого тона любое опоздание на встречу. На работе такой случай вызовет общественное порицание.
Преимущества и особенности немецкой школы
Немецкие школы могут быть, как частными, так и государственными. Частные школы обучают в дневное время, в некоторых из них есть полный пансион с проживанием и питанием ученика.
В частную немецкую школу попасть сложнее, чем в государственную. В частных заведениях все будущие ученики проходят собеседования и сдают вступительные экзамены.
В некоторых землях Германии работают религиозные школы. В католических и частных заведениях обучается всего 2% детей. Остальные посещают занятия в государственных заведениях.
«Программа школы, как и распорядок ее работы, определяются тем регионом, где она расположена».
Во многих учреждениях летом дети отдыхают всего 6 недель. Еще присутствуют рождественские каникулы и пасхальные выходные. Также время отдыха для школьников может выпасть на Троицу и на некоторые зимние недели.