Спас на крови

История после закрытия прихода

? ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов
вынесла решение о целесообразности разборки Спаса на Крови, но
решение данного вопроса было перенесено на неопределенный срок. В
1938 году вопрос был поставлен снова и был положительно решён, но с
началом Великой отечественной войны перед руководством города
встали совсем другие задачи. В годы блокады в соборе размещали
морг, сюда свозили погибших ленинградцев. После войны храм
арендовал Малый оперный театр и устроил в нем склад декораций.

В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией
по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном
управлении, а 20 июля 1970 года было принято решение об организации
филиала музея «Исаакиевский
собор» в здании бывшего храма Спаса на крови. Передача
храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года.
Большую роль в этом событии сыграл директор музея «Исаакиевский
собор» Георгий Бутиков. К этому времени собор находился в аварийном
состоянии и требовал срочной реставрации.

Камалян001 @ WikiCommons

В 1970-х были выполнены инженерные и общестроительные работы,
проведена большая работа по подготовке к реставрации внутреннего
убранства. Непосредственно реставрация самого храма началась в
начале 80-х годов, первый этап которой закончилась в 1997 году.

Vkontakte User @ Vkontakte

19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения,
музей-памятник «Спас на крови» открылся для посетителей.

23 мая 2004 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром
(Котляровым) в соборе была отслужена первая после более чем
70-летнего перерыва литургия.

Ulyana a @ WikiCommons

Архитектура и описание строения

По исполнению Спас на Крови напоминает собор Василия Блаженного в Москве, но это уникальный и самобытный храм. Внешний вид здания – собирательный образ русского православного храма, праздничный и яркий.

Архитектурные особенности

Четырехугольное здание увенчано стройным шатром высотой 81 метр (год гибели императора), с 9 нарядными главами, с 63-метровой колокольней (возраст Александра II на момент покушения).

Пять из девяти куполов Спаса покрыты эмалированными медными пластинами, цветной узор которых не повторяется, еще четыре – позолоченной медью.

Разновеликие главки храма с девятью живописно скомпонованными куполами создают неповторимую асимметричную группу, которая делает собор узнаваемым в России. В основании восьмигранного шатра на стене – 8 продолговатых окон с резными наличниками в форме кокошников.

Вверху сужающегося шатра прорезаны 8 выступов с окошками. Шатер завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка, покрытая белой, желтой и зеленой эмалью в виде обвивающих ее полосок, смотрится нарядно. Вокруг шатра – 4 луковичных купола, покрытые цветной эмалью, с разными рисунками.

С западной стороны к храму примыкает 63-метровая колокольня, сооруженная на месте смертельного ранения императора. Ее купол самый большой из всех глав собора. Под колокольней, на месте убийства царя, установлено «Распятие с предстоящими» – уникальный крест выполнен из гранита и мрамора. На кресте в окружении икон – распятый Спаситель.

На кресте колокольни установили золоченую корону в знак того, что самый большой вклад в строительство внесло императорское семейство. Звонница с восемью арочными проемами, которые разделены колоннами.

Каменное убранство

При строительстве храма применяли передовые технологии того времени. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта под площадью храма сооружено гидроизоляционное бетонное основание.

Стены фасада облицованы долговечным эстляндским мрамором, глазурованным кирпичом, цветными плитками. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены 20 памятных досок из красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II.

В оформлении внешнего вида храма Спаса на Крови впервые применено наружное декорирование здания мозаикой. Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни и выложенные мозаикой – главное украшение фасада собора.

Воплощая в жизнь пожелание Александра III, при отделке храма архитектор Парланд использовал яркие, насыщенные декоративные элементы, присущие русскому стилю в архитектуре.

В облике собора – богатая палитра:

  • цветные кирпичи, гранит;
  • позолоченная медь, цветная эмаль;
  • ажурные арки и изразцы;
  • резные мраморные наличники с мозаичными вставками;
  • мозаичные панно с евангельскими сюжетами и изображением святых;
  • фронтоны-кокошники.

Купола и башни покрыты декоративными узорами. Белые арки на фоне красного кирпича смотрятся по-особому. Шатровые перекрытия отделаны цветной черепицей и увенчаны золочеными двуглавыми орлами.

Входы храма – нарядные сдвоенные крыльца, стенки которых украшают мозаичные картины на тему страстей Христовых. Над главным шатром – золоченый крест. При отделке храма выполнено 7065 квадратных метров мозаичных покрытий. К работе для создания эскизов привлечено 30 живописцев.

20 пород мрамора из России и Италии, золотая смальта и горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные камни, золото и серебро использованы при отделке 81-метрового здания. Полная электрификация собора, который освещается 1689 лампами, позволила разглядеть все детали шедевра.

Северная сторона фасада украшена мозаикой «Воскресенье», на южной – панно «Христос во славе», с запада фасад украшен мозаикой «Спас Нерукотворный», с востока – «Спас Благословляющий». Над окном колокольни – мозаичная икона небесного покровителя императора, Александра Невского, далее – изображения небесных покровителей членов императорской фамилии.

Предыстория строительства

В 1881 г, для сохранения в анналах истории трагически ушедшего монарха Александра II, быстро сформировали комиссию и обнародовали информация о начале конкурса по проектированию документации для постройки собора. 12 января 1882 года, по современному стилю, комиссия приняла к рассмотрению 26 безымянных архитектурных замыслов.

Среди участников конкурса были мастера зодческого искусства 19 века:

  • Архитектор И. С. Китнер.
  • Академик А. Л. Гун.
  • Профессор Л. Н. Бенуа.
  • Зодчий И. С. Богомолов.
  • Архитектор В. И. Шретер.

    Архитектор А. А. Парланду

Под постройку храма внучка Павла I, приходящаяся погибшему государю кузиной, светлейшая княгиня Екатерина Михайловна подарила западный участок Михайловского сада. Также зодчим было разрешено использовать обширные участки земли с каждого берега Екатерининского канала. По результатам работы комиссии были признаны достойными 8 архитектурных проектов.

Работы, удостоившиеся премий:

Занятое место Наименование работы
1 «Отцу Отечества», автор — член Академии художеств А. О. Томишко
2 «1 марта 1881 года», соавторы — академики И. С. Китнера и А. Л. Гуна
3 Оригинальный замысел зодчего Л. Н. Бенуа

Весной 1882 г, коронованный на царство государь Александр 3 рассмотрел одобренные комиссией работы и остался ими недоволен. Он внес изменения в замысел конкурса, создаваемый храм должен быть построен в русской архитектурной традиции, характерной для ярославских церквей 18 века.

Также он пожелал, чтобы часть небрежной, где произошло смертельное ранение его отца было сделали в соборе самостоятельным приделом.

Во втором конкурсе участвовали такие мастера своего дела, как:

  • Р. А. Гедике.
  • Н. В. Султанов.
  • А. И. Резанов.
  • Р. П. Кузьмин.
  • А. М. Павлинов.
  • А. Н. Бенуа.
  • А. Л. Обер.

На рассмотрение членам комиссии была представлена 31 работа, но и их постигла та же учесть, император все проекты отклонил. И только 11 июля 1883 г, по новому стилю, государь одобрил архитектурную композицию зодчего, профессора А.А. Парланда и монаха отца Игнатия.

Монарх поставил условие, чтобы проект дорабатывался с участием уважаемого профессора Д. И. Гримма. Спустя долгих 4 года весной 1887 откорректированные чертежи и проектная документация получили государево одобрение. Настоятель монастыря святейший архимандрит Игнатий в дальнейшей работе над проектной документацией участие не принимал.


Освещение спаса

Спас на крови был освещен в конце лета 1907 г в Санкт-Петербурге митрополитом Антонием.

Главному архитектору профессору А. А. Парланду в строительстве народной святыни активно помогали сподвижники:

  • Архитекторы В. И. Фиделли и Д. А. Орехов.
  • Мозаичист В. А. Фролов.
  • Бронзовых дел мастер Фёдоров.
  • Художник Н. К. Бодаревский.

Таинственная икона

Правда это или нет, никому не известно, но в связи со Спасом на Крови постоянно говорят о таинственной иконе, находящейся в этом соборе, на которой якобы зашифрованы поворотные для истории России даты: 1917-й — год Октябрьской революции, 1941-й — год начала Великой Отечественной войны, 1953-й — год смерти Иосифа Сталина. Кроме этих дат, на удивительной иконе проступают еще какие-то, пока нечеткие и, возможно, относящиеся к будущему. Существует ли эта икона на самом деле или является выдумкой мистически настроенных граждан, мы не знаем, однако экскурсоводы храма любят рассказывать его посетителям эту историю.

Исторические моменты

  • Возведён в память императора Александра Второго. На этом месте, в 1881 году, на него было совершено покушение, после которого он скончался.
  • Храм построен на пожертвования, которые собирала вся страна.
  • Строительство проходило 24 года с 1883 по 1907 гг. Само здание возведено за 14 лет, а остальное время шли мозаичные работы внутри и снаружи.
  • Архитектора для проекта выбирали с помощью конкурса. В нём участвовало много известных людей того времени. Победитель выбран Александром Третьим только после третьего отбора, им стал Альфред Парланд.
  • В работе использовались современные технологии, поэтому здание полностью электрифицировано.

Гибель царя-освободителя


Покушение на Александра II 1 апреля 1881 года.

Когда император возвращается к карете, еще один террорист Игнатий Гриневицкий примерно в 14.25 бросает бомбу в ноги императору и смертельно ранит его. Около двадцати человек погибли либо ранены от второго взрыва. Сам Гриневицкий скончается в этот же вечер в Конюшенном госпитале от полученных ран при взрыве.

Руководитель терактов Софья Перовская наблюдала за происходящим с противоположной стороны Екатерининского канала. Палач и жертва, смертельно раненные, лежали на мостовой, утопая в крови. Третий метальщик Иван Емельянов с бомбой в портфеле бросился к Гриневицкому, чтобы попытаться его спасти, но было поздно. Он помогает уложить раненого царя в сани и скрывается от полиции, но ненадолго. После ареста будет приговорен к смерти, с заменой на пожизненную каторгу.

Последние слова императора: «Скорее, домой. Там хочу умереть». Приехавший брат великий князь Михаил Николаевич отправляется с раненным в Зимний дворец. Почему-то никто не пытается остановить кровотечение у несчастного императора и отвезти в ближайший госпиталь.

Когда придворные медики приходят к Александру, принесенного в личный кабинет Зимнего дворца, уже поздно оказывать медицинскую помощь. В 15.33 он скончался от кровопотери не приходя в себя, его обе ноги были сильно раздроблены, все лицо в мелких ранках. Штандарт императора на флагштоке Зимнего дворца был опущен, что известило народ о смерти Александра II. Охота на царя закончилась.

Любимый художник Александра II — Константин Маковский, в этот же день прибыл в Зимний дворец, чтобы написать последний портрет императора «Александр II на смертном одре».


Картина Константина Маковского «Александр II на смертном одре» 1881 г. (Государственная Третьяковская галерея)

Александр II был торжественно похоронен в Петропавловском соборе — усыпальнице Романовых в Петропавловской крепости.

Архитектура

Храм выглядит празднично и ярко. Необычная для Санкт-Петербурга архитектура делает Спас узнаваемым. Вряд ли этот храм можно перепутать с другим питерским сооружением.

Фасад

Храм представляет собой сборный образ российского православного сооружения по образцу московских и ярославских соборов XVI-XVII веков. На фасад нанесены надписи, в которых перечисляются достижения Российской империи в годы правления Александра III.

Храм декорируют вырезанные наличники, черепица разных цветов, кокошники. Основа храма – пятиглавый четверик. Пять глав, всего их 9, декорированы разноцветной эмалью. По данным Википедии высота сооружения – 81 м, одновременно храм вмещает более 1 500 человек. Центральная глава имеет 8 вытянутых окон. Заметный элемент – колокольня с куполом.

Для декорирования фасада использовали множество материалов – красный кирпич, разноцветный мрамор, гранит, медь с позолотой и разноцветную мозаику. Весь фасад украшен узорами. Гармонично сочетаются кокошники, белоснежные арки и красный кирпич.

Внутреннее оформление

Внутри храм – произведение мозаичного искусства. Полотнами из цветного стекла декорировано 7 065 кв.м. Для мозаики использовали эскизы трех десятков художников, среди них Васнецов и другие менее известные, но не менее талантливые живописцы. Мозаичная отделка Спаса одна из самых масштабных на Европейском континенте. Мозаичные полотна нанесены на стены, потолочное пространство и пилоны. Мастера по мозаике изобразили с помощью цветного стекла библейские сюжеты.

Стены, выложенные мозаикой, прекрасно гармонируют с плитами из мрамора, которыми выложен пол. Мрамор использовали для изготовления резного иконостаса.

Основное место храма – часть мостовой с кровью Александра II. Это место осталось нетронутым, оно огорожено и накрыто шатром из яшмы.

Внешнее и внутреннее оформление храма подчеркивают монументальность и основную задачу этого сооружения – память народа России о царе-мученике.

История прихода храма

?обор Воскресения Христова был единственным, наряду с
Исаакиевским собором, храмом С.-Петербурга, находившимся на
государственном содержании . Собор не был приходским; он находился
в ведении Министерства внутренних дел и не был рассчитан на
массовые посещения; пропуск осуществлялся по пропускам. В нем
совершались отдельные службы, посвящённые памяти Александра II и
ежедневно произносились проповеди.

6 сентября 1907 года резолюцией митрополита Санкт-Петербургского
и Ладожского Антония (Вадковского) (№ 8039) настоятелем собора
был назначен профессор П. И. Лепорский, который был вскоре
рукоположен во пресвитера (протоиерей с 14 октября 1907 года).

SPb_12.2016_17 — ЕгорЖуравлёв @ Flickr

С 1909 года клириком, а затем (с 9 августа 1923 года)
настоятелем, храма был протоиерей профессор Василий Верюжский,
ставший в конце 1927 года одним из активных сторонников
иосифлянского движения в Ленинграде.

Panoramio upload bot @ WikiCommons

В 1917 году прекратилось поступление казённых денежных средств
на содержание храма, в связи с чем Петр Лепорский обратился к
жителям Петрограда со следующими словами: «Храм Воскресения на
крови лишился средств, необходимых для обеспечения в нем
богослужений. Причт храма, сооруженного на общие народные средства,
решил обратиться к хозяину храма — народу с приглашением
объединиться вокруг храма и по мере сил своих и усердия разделить
заботу о поддержании в нем благолепного богослужения. Желающие
записаться в число прихожан храма благоволят обращаться к отцу
настоятелю протоиерею П. Лепорскому (Невский, 163) или в храме на
свечную выручку, и там получат необходимые бланки для
заявлений».

В конце 1919 года от отдела юстиции Петросовета поступает
распоряжение о формировании при храме Воскресения Христова
«двадцатки», те есть прихода. В ответ 2 декабря 1919 года
протоиерей П. И. Лепорский пишет заявление, в котором
возражает против такого решения городских властей, «так как храм
никогда не был приходским», и, кроме того, «состоит в ведении
Наркомата имуществ». Однако 13 декабря 1919 года Коллегия по
регистрации и охране памятников искусства и старины и отдела
имуществ дала разрешение передачи храма «двадцатке», что и было
совершено 11 января 1920 года в 12:00.

South side of Church of the Savior on the Spilled Blood, Saint Petersburg, 20180919 — G · RTM @ Flickr

С июля 1922 года до 5 июля 1923 года принадлежал «Петроградской
автокефалии» под управлением епископа Петергофского Николая
(Ярушевича), после чего до 9 августа того же года был
обновленческим.

Panoramio upload bot @ WikiCommons

С августа 1923 года, после перехода
Казанского и
Исаакиевского соборов в ведение обновленцев, храм стал
кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской
епархии.

С конца 1927 года и до закрытия храм был центром иосифлянства в
Ленинграде — правого оппозиционного течения в Русской Церкви,
отвергавшего «Декларацию» Патриашего Местоблюстителя митрополита
Сергия (Страгородского).

Vkontakte User @ Vkontakte

30 октября 1930 года президиум ВЦИКа постановил закрыть
храм.

Vkontakte User @ Vkontakte

Описание и внутреннее убранство храма

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге увенчан девятью главами, его высота более 80 метров. Пять куполов собора покрыты разноцветной эмалью, аналогов которой в русской архитектуре нет, у остальных глав позолоченное покрытие. При возведении храма использовалась специальная техника. Чтобы избежать проникновения влаги, вместо обычных свай под фундамент применили бетонное основание. Это стало прочной основой для здания церкви. Для строительства двухъярусной колокольни, возвышающейся в западной части храма, был создан специальный выступ шириной в несколько метров. Помещение храма освещали более 1680 электрических лампочек.

Внутреннее убранство собора потрясает красотой и оригинальностью отделки. В храме не разрешено зажигать свечки, чтобы их пламя не испортило великолепные мозаичные картины, покрывающие стены, своды и купола собора, общей площадью в семь тысяч квадратных метров. Это самая большая коллекция мозаики в Европе. Храм декорирован прекраснейшими самоцветами и полудрагоценными камнями. Его отделкой занимались знаменитые русские и немецкие зодчие, которые отошли от общепринятой традиции росписи внутренней части храма живописными картинами. Выбор такого необычного оформления внутреннего пространства объяснялся влажным климатом Петербурга.

Есть в храме одно особенно значимое место, располагающееся под колокольней с золотым куполом, где и произошло покушение на Александра II. Над местом гибели царя сооружена роскошная сень (покров), поддерживаемая четырьмя колоннами из яшмы. Под ней можно увидеть фрагменты мостовой и ограждений, на которые упал смертельно раненый император.

В соборе проводятся регулярные богослужения. Для всех гостей предлагаются интереснейшие экскурсии на различные темы.

Нравится +6 Не нравится -0Вы уже голосовали

Загадки Спаса на Крови

Загадка первая.

Кресты Спаса. В разное время к храму было разное отношение. Например, сразу после 1917 года подумывали даже о том, чтобы строение стереть в лица земли, но потом решили иначе. Храм некоторое время не использовался на своему прямому назначению. С него были даже сняты кресты. По одной из легенд, их погрузили на самое дно грибоедовского канала, стремясь спасти. Когда же наступили более вольготные времена для церкви и было принято решение о том, чтобы храм реставрировать, встав вопрос: «А где же находятся кресты»? Тут-то и нашёлся некий господин, который якобы раскрыл тайну, мол, кресты погружены в тёмную воду и ждут своего часа. Вслед за этим это обследовано дно, и кресты извлекли на свет божий. Сегодня точно нельзя данные сведения ни подтвердить, ни опровергнуть.

Загадка вторая.

Спас на Крови и совпадения. Иногда можно услышать байку (а может и не байку) про то, что якобы кто-то из ленинградцев своим недобрым языком брякнул примерно такую фразу: «Вот как только леса от Спаса уберут, так и СССР развалится». Спас на Крови очень долгое время был закрыт на реставрацию и его несколько лет окружали леса. Удивительно, но леса были убраны именно в девяносто первом. В этом же году началось погружение России в пучину хаоса, в этом же году СССР развалился.

Загадка третья.

Неповторимая мозаика. Спас на Крови – это истинный шедевр! Кто только не внёс свою лепту в его строительство! Это Рябушкин и Васнецов, Харламов и Нестеров, Журавлёв и Беляев. Все эти великие люди не нуждаются в особом представлении. Они трудились в течение многих лет над созданием удивительной по красоте и богатству мозаики. Ею украшен храм изнутри, включая иконостас. Ни в одном другом храме нет такого количества мозаики. Спас на Крови вполне можно назвать музеем мозаичного искусства.

Загадка четвёртая.

Спас и блокада. Как уже говорилось выше, в разные времена культовые строения могли использоваться по-разному. Так, например, во время блокады, длившейся 872 (!) дня Спас на Крови использовался, как морг. Сегодня в это сложно поверить, то тогда были совершенно иные реалии. Свозили в Спаса умерших от голода и холода ленинградцев едва ли не со всего города. А чуть позже в храме хранили овощи. Благодаря данному событию, многие шутя стали называть храм не иначе, как:  «Спас на картошке». Когда бои отгремели, в храме стали хранить декорации одного из театров (Малого Оперного).

Загадка пятая.

Спас на Крови и числа. Те, кто верят в силу нумерологии, говорят, что всё наше пространство буквально опутано числами. Любую субстанцию (если иметь желание) можно перевести в цифровое значение, выстроив при этом много логических цепей. Так вот, Спас на Крови взметнулся в небо на восемьдесят один метр. Именно в этом году погиб император. Что это? Совпадение? Или целенаправленное действие зодчих? При этом один из куполов Спаса взметнулся на высоту шестьдесят три метра. Ровно столько было Александру-II в момент гибели. Опять  же, это совпадение?

Загадка шестая.

Предсказания иконы. Место, где стоит храм давно овеяно тайнами и мистикой. То про какой-то призрак, который то и дело тут появляется, говорят, то про какую-то икону, которая то показывается, то исчезает. Иногда можно от местных жителей услышать о существовании некой иконы, которую находили в храме Спаса на Крови. Так вот, эта икона выступала вестником великих и грозных событий. На этой чудесной иноке в своё время появлялись страшные для России цифры: одна тысяча девятьсот семнадцать и одна тысяча девятьсот сорок один.   Поговаривают, что на иконе есть и иные даты, но пока что рассмотреть их толком не удаётся.

Загадка седьмая.

Кровь на мостовой. Название своё храм получил не случайно. Когда бомбисты бросили бомбу, она взорвалась рядом с каретой императора, нанеся ему тяжёлые ранения. Кровь Романова пролилась на мостовую. Как только Александр-II почил в бозе, его сын распорядился не просто построить на месте гибели отца великолепный храм, но и сделать так, чтобы то самое место, куда пролилась кровь  отца оказалось внутри строения.  Александр-III дал совершенно чёткий наказ своим подданным оставить  нетронутым участок мостовой, залитой кровью, что и было исполнено.

Архитектура и внутреннее убранство

Проект, немного напоминающий собор Василия Блаженного, выполнен в «русском стиле». Великолепный интерьер церкви, площадь которого более 7065 кв. м., украшен мозаикой почти полностью. В оформлении использовались ценные породы камня. По богатству отделки и разнообразию пород, оттенков и фактуры мрамора из Италии и самоцветов, привезенных с Урала, сооружению трудно найти равное по красоте.

В декоративном убранстве внутренней части интересно уникальное объединение мозаичного искусства и тонкая работа камнерезов. Это музей камня, в возведении которого участие принимали талантливые зарубежные и российские мастера.

Купола

Церковь венчают центральная шатровая главка и четыре боковые луковичные, увенчанные православными крестами. В центре возвышается шатер из восьми граней. В основании восемь продолговатых, украшенных резными кокошниками, окон. Пять главок покрыты ювелирной эмалью, каждый узор главка индивидуален и неповторим – поэтому здание кажется изящным и сказочным. Для покрытия куполов применили новую технологию – на медные пластины наносили эмаль. До этого эмали применяли только в ювелирном деле. Площадь покрытия превышает 1 тыс. кв. м.

С восточной стороны здание украшают три изящных золоченых главка, установленные на полукруглых апсидах (выступы здания разной формы). В западной части расположена колокольня, которую венчает самая крупная главка. В архитектуре всего здания колокольня выполняет важную роль – это место убийства российского императора. По архитектурному замыслу сооружение несколько выходит за границы набережной и внутри помещения оказались часть брусчатой мостовой и забора, рядом с которым произошло кровопролитие. Из-за такого архитектурного решения в церкви отсутствует традиционный вход.

Центральный шатер возвышается на 81 метр над землей – это символизирует год смерти самодержца, колокольный купол – высотой 63 м – возраст, года он погиб. Собор органично вписался в ландшафт города, хотя его изящный и легкий фасад смотрится несколько чуждым архитектурному стилю Северной столицы.

Внешний вид

Неповторимый облик сооружения создается благодаря отделочным материалам. В нижней части цоколя использован темно-серый гранит, верхняя часть колонн и арки выполнены из светлого гранита, привезенного с Ладожского озера. Барабаны под куполом, обрамление окон выполнены из эстляндского мрамора. В облицовке использован немецкий кирпич. Длина всего здания с востока на запад составляет около 56,7 метров, в центральной части ширина чуть более 30 метров.

Фасады украшают орнаменты, использующиеся в архитектуре ярославских и московских церковных сооружений. Кроме того, внешние стены украшены изразцами из фарфора и керамики. Их можно увидеть в стене, на кровле, в арках и на колоннах. Элементы отделки выполняют не только декоративную функцию – в нем заложены культовые символы, которые часто встречаются как в православии, так и в религии других народов. Один из них – изображение бутона, указывающего на зарождение Вселенной, где мир – сердцевина бутона.

Увенчанный короной православный крест и двуглавые орлы указывает на то, что памятник возведен в честь российского самодержавия.

Внутреннее убранство

Интерьер почти полностью покрывается мозаичным рисунком. По первоначальному замыслу интерьер планировалось только расписать красками, включив мозаику лишь частично в композицию фасадов и иконы. Только в 1895 году было принято достаточно неординарное решение – полностью оформить внутренние помещения с мозаичным декором – до этого такой способ применялся только как фрагментарная отделка внешней стороны здания.

Создавались мозаичные фрагменты в частной студии А. А. Фролова. Картины из красочной мозаики заполняют внутреннее пространство храма целиком. Ансамбль создавался мастерами мозаичного дела, эскизы подготавливали талантливые российские живописцы.

Внутреннее убранство церкви уникально по разнообразию и великолепию каменного декора, обилию пород и множества оттенков материала, который применялся при строительстве и отделке. В оформлении интерьера были использованы итальянский мрамор, удивительного рисунка уральская яшма, самоцветы, доставленные с алтайского края , а также разновидность горных пород – порфир.

Современное использование

В июле 1970 года управление церковью перешло к Исаакиевский собор и он использовался как музей. Поступления от Собора пошли на восстановление церкви. Он был открыт в августе 1997 г. после 27 лет реставрации, но не было повторно освящен и не функционирует как постоянное место поклонения. Храм Спаса-на-Крови — музей мозаики. В дореволюционный период он не использовался как общественное место поклонения. Церковь была посвящена памяти убитого царя и только панихидас (поминальные службы) состоялись. Сейчас церковь является одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Тематические экскурсии

  • Евангельские сюжеты в мозаиках Спаса на Крови (45 минут) — 400 рублей. В ходе экскурсии посетители знакомятся с коллекцией мозаики собора, ее персонажами, тематикой и христианской символикой;
  • Архитектура и наружное убранство Спаса на Крови (45 минут) — 400 рублей. Храм является уникальным памятником «русского стиля» рубежа XIX — XX веков. Познакомится с элементами декора наружных стен и великолепными куполами вы сможете на данной экскурсии;
  • Мозаика Спаса на Крови (45 минут) — 400 рублей. Экскурсовод расскажет не только о мозаике собора, но и о художниках, создавших этот уникальный объект, их технике и технологии мозаичного набора.
  • герои Советского Союза, Российской Федерации и Полные Кавалеры Ордена Славы;
  • многодетные семьи (три и более ребенка до 18 лет);
  • организованные группы детей и молодежи, отдыхающих в лечебно-оздоровительных учреждениях;
  • лица до 18 лет, студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры ВУЗов Российской Федерации и Республики Беларусь — третий четверг каждого месяца;
  • инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий на территории других государств;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • воины-интернационалисты и участники боевых действий;
  • лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» и/или знаком «Житель блокадного Ленинграда»;
  • бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания в период ВОВ;
  • инвалиды I, II группы, дети инвалиды, и сопровождающее (инвалида I или II группы, либо ребенка- инвалида) лицо;
  • военнослужащие срочной службы;
  • лица, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан (в частности, учащиеся суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов);
  • дети до семи лет (право бесплатного посещения распространяется только на ребенка);
  • штатные сотрудники музеев Министерства культуры РФ, члены ИКОМ (Международный совет музеев), члены Творческого союза музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области, члены Союза музеев России;
  • организованные группы лиц, находящихся в государственных социальных учреждениях.

Бесплатное посещение возможно в основное рабочее время музея и не распространяется на вечернее или ночное посещение музея и экскурсии, посещение экспозиции «Музея камня», а также на культурно-массовые мероприятия, проводимые вне основного рабочего времени.

園田祐

Внутреннее убранство

Просторная однопрестольная церковь вмещает 1600 человек. В ней находится крупнейшее в нашей стране собрание мозаик. Иконы и мозаичные орнаменты занимают 7 тысяч кв. м и покрывают все стены, купола, пилоны и своды здания. Здесь можно увидеть мозаичную коллекцию российской геральдики, цветные изразцы и красивые поделочные и полудрагоценные камни, привезенные с Урала и из Италии.

На мозаиках изображены 277 святых, христианская символика и более 60 сюжетов на темы Библии и Евангелия. Эскизы для них нарисовали известные российские художники М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. А. Бруни, В. В. Беляев и Н. Н. Харламов.

Мраморный иконостас украшают мозаичные образы Спасителя и Богоматери с младенцем, выложенные по эскизам художника Виктора Михайловича Васнецова. Необычные смальтовые иконы не вписываются в церковные каноны, но оставляют неизгладимое впечатление у всех, кто приходит в собор. Примечательно, что реставрация этих шедевров заняла больше времени, чем потребовалось на возведения самого храма.

Туристам нравится рассматривать лики Богоматери и Христа, которые изображены на плафонах. Правда, находятся они так высоко, что многие берут с собой увеличительные приборы. Очень красивы узоры на каменном полу, сложенном из разноцветного поделочного камня.

В храме находится особая святыня — фрагмент мостовой, где произошло покушение на государя. Над памятным местом нависает изящная резная сень, которую поддерживают стройные колонны из алтайской яшмы серо-фиолетового цвета. Наверху она украшена крестом из прозрачного горного хрусталя, а с внутренней стороны выложена звездами, сделанными из топазов. Здесь, под толстым стеклом хранятся мемориальные реликвии – старые булыжники и кованые решетки с набережной канала.

Своды собора

Шедевры

Коллекция мозаик Собора Спаса на Крови в Петербурге — одна из крупнейших в Европе. Мозаиками покрыты более 7-ми тысяч квадратных метров здания храма, и изготовление этих шедевров задержало окончание работ над храмом и его освящение на десять лет! Среди изготовителей эскизов к мозаикам известнейшие русские мастера — Васнецов, Нестеров, Беляев, Харламов, Журавлев, Рябушкин. Мозаичный в Спасе на Крови даже иконостас.
Храм изначально строился как электрифицированный, и освещали его 1689 электроламп. Мозаики в таком освещении должны были смотреться по-особенному. Кроме этого технического новшества — электричества, в храме были и другие, например, в его разноцветные куполa искусно вмонтирована систeма молниeотвода.

Гибель царя-освободителя


Покушение на Александра II 1 апреля 1881 года.

Когда император возвращается к карете, еще один террорист Игнатий Гриневицкий примерно в 14.25 бросает бомбу в ноги императору и смертельно ранит его. Около двадцати человек погибли либо ранены от второго взрыва. Сам Гриневицкий скончается в этот же вечер в Конюшенном госпитале от полученных ран при взрыве.

Руководитель терактов Софья Перовская наблюдала за происходящим с противоположной стороны Екатерининского канала. Палач и жертва, смертельно раненные, лежали на мостовой, утопая в крови. Третий метальщик Иван Емельянов с бомбой в портфеле бросился к Гриневицкому, чтобы попытаться его спасти, но было поздно. Он помогает уложить раненого царя в сани и скрывается от полиции, но ненадолго. После ареста будет приговорен к смерти, с заменой на пожизненную каторгу.

Последние слова императора: «Скорее, домой. Там хочу умереть». Приехавший брат великий князь Михаил Николаевич отправляется с раненным в Зимний дворец. Почему-то никто не пытается остановить кровотечение у несчастного императора и отвезти в ближайший госпиталь.

Когда придворные медики приходят к Александру, принесенного в личный кабинет Зимнего дворца, уже поздно оказывать медицинскую помощь. В 15.33 он скончался от кровопотери не приходя в себя, его обе ноги были сильно раздроблены, все лицо в мелких ранках. Штандарт императора на флагштоке Зимнего дворца был опущен, что известило народ о смерти Александра II. Охота на царя закончилась.

Любимый художник Александра II — Константин Маковский, в этот же день прибыл в Зимний дворец, чтобы написать последний портрет императора «Александр II на смертном одре».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector