Летний сад в санкт-петербурге (14 интересных историй)

Содержание:

Разновидности садовых скульптур

Рассмотрим разновидности садовых скульптур. Специализированные магазины сегодня предлагают огромный выбор, но, если вы чувствуете тягу к творчеству, можно многое сделать и своими руками.

Самый распространенный вид скульптур – это трехмерное изображение живого существа (человека, животного, сказочного персонажа). Фигуры могут как небольшими, так и в натуральную величину либо значительно превосходящими природные размеры.

Керамическая трехмерная фигурка кошки в натуральную величину образует забавную группу в компании с живым собратом

Сегодня в садовом дизайне используются и стелы – плиты с различными изображениями, устанавливающиеся в вертикальном положении. Стелы устанавливали еще древние египтяне и финикийцы. Стела будет уместна в укромном уголке.

Стела хорошо сочетается с античными скульптурами, такими формами, как вазоны и колонны. Уместна будет стела и на стене у входа в грот, если в вашем саду есть тенистые уголки и сложные формы

Памятник – это может быть бюст, статуя, арка, наземная плита. Функция памятника – напоминать о чем-либо или о ком-то. Нередко на памятниках можно увидеть надписи.

Памятник – в данном случае бюст очаровательной античной девочки, не обязательно должен о чем-то напоминать, он создает приятный уголок в окружении цветов и вьющихся растений

В особую группу можно выделить садовые фигуры – для их изготовления используются не только привычные, но самые разнообразные материалы, которые есть у вас под рукой. Это может быть дерево, металл, пластик, керамика, гипс, галька. Фигурки могут быть любого размера и изображать кого угодно. Они могут быть трехмерными или двухмерными, плоскими.

Свежие записи
Сиреневые многолетники, которые красивы, компактны и не вытесняют другие растенияПочему при покупке саженцев не стоит верить продавцам на слово и как по 3 признакам самим определить возраст растенияРассада помидоров стала фиолетовой или белесой: почему изменился цвет и как спасти растения

Фигурки ежиков сделаны из цементного раствора и гальки, галечные колючки в качестве нетрадиционного материала особенно привлекают внимание

Как добраться

Летний сад расположен в центре Северной столицы. Он имеет 2 входа — с набережной Невы и с набережной Мойки. Большинство фонтанов, скульптур и достопримечательностей сада находятся ближе к набережной Невы. При выходе из метро «Невский проспект», либо «Гостиный двор», следуйте указателям «Выход на Садовую улицу».

  • Адрес: Санкт-Петербург, Летний сад, Литер А
  • Ближайшие станции метро: «Невский проспект», «Гостиный двор», «Чернышевская»

Пройдите по подземному переходу на противоположную сторону Невского проспекта и на противоположную сторону Садовой улицы. На автобусной остановке сядьте на автобус № 49 (или любой другой указанный внизу), либо на трамвай № 3. Едьте до остановки «Суворовская площадь». На Суворовской площади выйдите на набережную Невы и поверните направо, немного пройдя, вы увидите знаменитую решётку Летнего сада.

  • Автобусы: № 46, № 49, К-76, К-212
  • Трамвай: № 3

Рядом с Летним садом расположены Русский музей, Инженерный (Михайловский) замок, Храм Спаса на Крови и многие другие знаменитые достопримечательности в центре Санкт-Петербурга. Прогуляться можно в Летнем саду, а также посетить интересные места, ведь одно другого не исключает. Лучший маршрут пешком до Летнего сада — от станции метро «Невский проспект» (выход на канал Грибоедова). По дороге встретятся интересные объекты.

Малая Конюшенная улица и музей-квартира Зощенко

Имеет смысл немного отклониться от основного маршрута, чтобы пройти по красивой пешеходной Малой Конюшенной улице. Улицу украшает Метеорологический павильон из чугунного литья. Павильон был построен в 1997 году по проекту, созданному в XIX веке Николаем Лансере. С пешеходного моста через канал Грибоедова открывается великолепный вид на храм Спаса на Крови. Кроме того, на Малой Конюшенной улице находится музей-квартира М.М. Зощенко. Туда можно пройти через двор дома 4/2 – дверь слева, лестница на третий этаж, квартира 119.

Малая Конюшенная улица

Крошечная двухкомнатная квартирка была последним жилищем сатирика Михаила Зощенко (1894-1958 годы). Этот человек разделил судьбу многих писателей того времени. Зощенко родился в петербургской академической семье. В 1914 году он отправился добровольцем на фронт и стал жертвой газовой атаки. Вернувшись домой после Февральской революции, Зощенко перепробовал множество профессий и в конце концов в 1921 году начал писать. Его короткие рассказы завоевали популярность, а зощенковский стиль потом копировали многие поколения советских театральных драматургов и киносценаристов.

Новелла «Перед рассветом» была попыткой выйти из состояния депрессии при помощи психоанализа. Писателя не коснулись репрессии 1930-х, но он стал жертвой послевоенной «ждановщины». Зощенко исключили из Союза писателей, и он впал в крайнюю бедность. В музее представлены как скромные личные вещи писателя, так и просто предметы того времени. Сохраняется также спальня, в которой вдова писателя жила до 1981 года.

Музей Зощенко

Люблю тебя, Петра творенье!

То, о чем рассказано выше – лишь штрихи к богатому современному портрету Летнего сада. Он вмещает в себя намного больше истории, чем это дано для восприятия посетителя. Каждый из боскетов парка – отдельная тема для погружения в дух прошлого:

  • Боскет «Птичий двор» — дань царской утехе. Подобные современной голубятне птичьи дворы и мини зверинцы были обязательной атрибутикой европейских дворцовых резиденций.
  • Боскет «Менажерийный пруд». В переводе с французского это значит «зверинец», это место использовалось как питомник для водоплавающих.
  • Боскет «Французский партер» — здесь установлен памятник Крылову, в память о мастерстве слова и эзоповской теме, обозначенной еще Петром I.

Даже зеленые штакетники, установленные для воссоздания паркового ландшафта, аутентичного петровской эпохе, не нарушают гармоничного единства Летнего сада

Они лишь подчеркивают заботу о сохранении и преемственности идеи Петра Первого о важности окружающей атмосферы для формирования городской культуры

Бережно отреставрированная Ваза Эльфдаленксого Порфира, что установлена за Карпиевым прудом, служит символом единства. Единства эпох, объединенных идеей бережного отношения к истокам национальной культуры. Стоит однажды прийти сюда вместе с детьми, чтобы был повод поговорить с ними о главном в жизни, о том, что не поддается даже разрушающей стихии и наводнениям. О ценности искусства и духовном богатстве нации.

Грот и лабиринт

На берегу Фонтанки был построен грот, напоминающий сказочную пещеру. Этот был павильон прямоугольной формы с куполом, увенчанным шестигранным фонариком. Его стены украшали колонны и скульптуры, а три зала были отделаны раковинами, разноцветными камнями и толчёным стеклом. Входящего в Грот встречала Позолоченная колесница Нептуна на горе, возведенной из различных камней и раковин, а в пещере под горой томился лев (Нептун олицетворял Петра I, а лев — Швецию). В птичнике необычной формы содержались орлы, чёрные аисты, и другие диковинные птицы. Грот был также поврежден во время наводнения 1777 года и по приказу Павла I в 1801 году был частично разобран. На его месте сейчас находится Кофейный домик, созданный архитектором К.И. Росси.

Кофейный домик

Чайный домик построен по проекту архитектора Л.И. Шарлеманя. Две постройки, связанные между собой колоннадой и общей крышей, были кладовыми, а веранда между ними служила укрытием во время дождя.

Во Втором Летнем саду был устроен Лабиринт, на дорожках которого были поставлены фонтаны с позолоченными скульптурными группами на сюжеты эзоповых басен. Каждая из 60-ти скульптур — иллюстрация к какой-нибудь басне древнегреческого поэта. Для тех, кто басен не читал, около фонтанов поставлены таблички с пояснениями.

Режим работы

Летний период: 1 мая — 30 сентября

Летний сад открыт по понедельникам, средам, четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям с 10:00 до 22:00. Вход закрывается на полчаса раньше, в 21:30. Во вторник — сад закрыт для проведения планового профилактического ухода за территорией и фонтанным комплексом.

Зимний период: 1 октября — 31 марта

Летний сад открыт по понедельникам, средам, четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям с 10:00 до 20:00. Вход в сад закрывается на полчаса раньше, в 19:30. Во вторник — сад закрыт для проведения планового профилактического ухода за территорией и фонтанным комплексом.

Работа музеев и павильонов сада

  • Музей истории Летнего сада (павильон Голубятня): с 1 мая по 31 марта 10:00 — 18:00. Вторник — выходной день.
  • Павильон Музеефикация фонтана «Лакоста»: с 1 мая по 31 октября 10.00 — 18.00. Вторник — выходной день.
  • Чайный домик — музейный магазин: с 1 мая по 31 марта в часы работы Летнего сада.
  • Кофейный домик — кафе: с 1 мая по 31 марта в часы работы Летнего сада.
  • Малая оранжерея — кафе: с 1 мая по 30 сентября в часы работы Летнего сада.

Работа Летнего дворца Петра I

  • Сеансы посещений экспозиций Русского музея с экскурсионным обслуживанием (группа до 5 человек).
  • Посещение экспозиции Летнего дворца Петра I сеансовое.
  • С 11:00 до 16:00 экскурсионные группы каждый час.
  • Летний дворец Петра I закрыт для посещения, до особого распоряжения.

Примечание: работа Летнего дворца в осенний и зимний период невозможна, потому что историческое планировочное решение не позволяет устроить входную зону с тамбуром, гардеробом, камерой хранения, которые необходимы для эксплуатации в зимнее время этого ценного памятника.

Важно при посещении

  • Посещение Летнего дворца Петра I только с экскурсией.
  • При сильном ветре (штормовое предупреждение) Летний сад закрывается.
  • Кассы закрываются на полчаса раньше.

Выбор квартир и планировок

Площадь, м2 Этаж Срок сдачи Цена
Комнат: 2-комн. Площадь, м2: 63 м2 Этаж: 2 из 12 Срок сдачи: — Цена: 13 500 000 ₽
Комнат: 2-комн. Площадь, м2: 47 м2 Этаж: 14 из 24 Срок сдачи: — Цена: 11 855 291 ₽
Комнат: 1-комн. Площадь, м2: 40 м2 Этаж: 7 из 24 Срок сдачи: — Цена: 11 250 000 ₽
Комнат: 1-комн. Площадь, м2: 41 м2 Этаж: 17 из 24 Срок сдачи: — Цена: 10 219 532 ₽
Комнат: 1-комн. Площадь, м2: 41 м2 Этаж: 6 из 24 Срок сдачи: — Цена: 10 731 953 ₽
Комнат: 2-комн. Площадь, м2: 64 м2 Этаж: 18 из 24 Срок сдачи: — Цена: 13 769 547 ₽
Комнат: 1-комн. Площадь, м2: 36 м2 Этаж: 7 из 24 Срок сдачи: — Цена: 9 011 387 ₽
Комнат: 1-комн. Площадь, м2: 36 м2 Этаж: 6 из 24 Срок сдачи: — Цена: 9 731 971 ₽
Комнат: 2-комн. Площадь, м2: 47 м2 Этаж: 7 из 24 Срок сдачи: — Цена: 11 456 058 ₽
Комнат: 2-комн. Площадь, м2: 59 м2 Этаж: 10 из 24 Срок сдачи: — Цена: 13 674 681 ₽

Ничего не найдено

Показать больше

Режим работы Летнего сада в Санкт-Петербурге

Закрытие парков Санкт-Петербурга на весеннюю просушку – процесс местный и весьма специфический. Поэтому если в списке экскурсий в Санкт-Петербурге Летний сад планируется на весенний период, месяц апрель лучше исключить.

Дело в том, что большинство парков города локализуются на болотистой почве. Парковые дорожки в большинстве своем набивные с нижней подушкой из щебня и верхним слоем из гранитного отсева. После зимы они пропитаны водой, и, если по ним в это время передвигаться, грунтовое покрытие может деформироваться. Реставрация такого рода повреждений стоит весьма недешево. Поэтому большинство парков и скверов в Санкт-Петербурге закрываются на месячную просушку.

В остальное время режим Летнего сада в Санкт-Петербурге имеет сезонный характер. Их всего два:

  • В летний сезон с 1 мая по 30 сентября парк открыт с 10:00 до 22:00.
  • В зимний сезон с 1 октября по 31 марта часы работы с 10:00 до 20:00.

Создание Летнего сада

В начале 18 века, в разгар продолжающейся Северной войны Петр Первый строит новый город с Адмиралтейством, с дворцами и парками. На небольшом островке между Невой, Фонтанкой, Мойкой, а позднее и прорытой в 1711 году Лебяжьей канавкой по инициативе Петра начала формироваться территория Летнего сада. Это был пробный опыт создания подобного ландшафтного пространства в России. И опыт вполне удачный!

Территория Летнего сада находится в границах четырех питерских рек

Мечту императора о версальском саде воплощала  в жизнь большая группа архитекторов (И.Матвеев,  М.Земцов и другие), художников, садовников при непосредственном руководстве мастера Ивана Угрюмова. Здесь работало множество крепостных и вольнонаемных рабочих. Тоннами завозилась земля, высаживались деревья и кустарники, проводились и облагораживались дорожки. Приглашенные садовники были то голландцами, то французами, поэтому сад формировался то в голландском, то во французском стиле.

Вся территория Летнего сада была изначально четко организована

Первый проект будущего сада с архитектурным его запланированным делением на ровные аллеи, с четкой организацией посадок из деревьев и кустарников, Петр нарисовал сам еще в 1704 году. По его задумке этот парк должен был стать культурным городским местом отдыха, но с элементами загородной усадьбы. 

Для контроля за ведущимися работами и для летнего семейного проживания в формирующемся саду строится Летний дворец Петра Первого (1711-1714 гг).

Планировка садово-ландшафтной территории при Петре Первом

Сад был разбит на отдельные части параллельными и перпендикулярными дорожками. Часть сада, находящаяся ближе к Летнему дворцу называлась Первым Летним садом (Парадным), более южная его территория до Мойки – Вторым (Красным или Хозяйственным). А садовая часть за Мойкой – это уже был Третий Летний сад (Сад ее Величества) – подарок Петра своей супруге — сегодня Михайловский, по названию находящегося там замка. 

В 1719 году между Первым и Вторым садами был прорыт Поперечный канал, засыпанный после наводнения 1777 года.

В Летнем саду петровского периода было посажено множество дубов, вязов, кленов, рябин, елей и т.д. В Хозяйственной части были высажены фруктовые деревья и кустарники, между которыми высевались пряные травы, употребляемые в пищу.

При Петре Первом в Летнем саду высаживались пряные и съедобные травы

С 1725 года архитектурными работами в Летнем саду руководил придворный императорский архитектор Ф.Растрелли, который за время своей деятельности кроме всего прочего построил Летний дворец Анны Иоанновны, создал фонтанный каскад «Амфитеатр» с центральным «Коронным» фонтаном.

Коронный фонтан был создан самим Растрелли

Во времена Петра Первого вход в Летний сад был разрешен только по особым пригласительным билетам, позже вход стал доступен только для знатной публики. А уже к 19 веку Летний сад становится излюбленным местом прогулок горожан, конечно же, кроме низших слоев общества. Здесь любил гулять и А.Пушкин, а в его известном романе маленького Евгения Онегина водил гулять в Летний сад француз-гувернер.

Летний сад 18-19 веков был доступен только для высших слоев общества

По аллеям сада не раз хаживали Жуковский и Крылов, Чайковский и Гончаров, Блок и Ахматова…В этом саду любили проводить вечера влюбленные. А еще здесь проводился негласный конкурс невест купеческого сословия. Купчихи со своими разодетыми дочками на выданье  задерживались на центральных парковых аллеях, чтобы потенциальные женихи могли получше их рассмотреть.

Летний сад начала 20 столетия стал общедоступным местом отдыха

В советские годы Летний сад был запущен. К жизни его вернула реконструкция начала 21 столетия. Для поддержания Летнего сада в надлежащем виде, в нем и сегодня идут постоянные работы по реставрации, восстановлению и сохранению архитектурных и прочих достопримечательностей. Также ведется неусыпный контроль за состоянием деревьев — больные лечатся, засохшие удаляются, новые высаживаются.

За состоянием зеленых насаждений все время ведется неусыпный контроль

Фонтаны, Безымянный Ерик и новодел

Безымянный Ерик — чудесное название соседней речки, из которой брали воду для многочисленных фонтанов петровского сада. Теперь бедный Ерик называется Фонтанкой.

Оригинальные петровские фонтаны были важнейшими элементами в образовательной составляющей Летнего сада. Во-первых, их было много. Во-вторых, каждый из них презентовал какую-нибудь басню Эзопа (статуя самого баснописца находилась у входа в сад). Животные в роли героев басен были выполнены из свинца с позолотой.

Чтобы всем все было понятно до конца, возле каждого фонтана стоял столб с табличкой, на которой были написаны сама басня и пояснения к ней.

Эти сложные инженерные сооружения были полностью разрушены во время наводнения 1777 года, после чего уже не восстанавливались. Лишь во время последней капитальной реставрации Летнего сада некоторые из фонтанов были воссозданы по оригинальным петровским версиям. Это было встречено городской общественностью весьма неоднозначно. «Новодел», «Пародия на Петергоф» — самые популярные претензии к команде реставраторов Русского музея по поводу фонтанов.

Великолепное собрание

Все статуи, которые гости видят в парке сегодня, — копии, сделанные из искусственного мрамора. Сейчас, для того чтобы защитить бюсты от разрушительного воздействия погодных явлений, на зимний период их переносят.

Всеми возможными способами пытаются сохранить Летний сад. Осенью парк особенно замечателен. Это время года в городе очень короткое. Поэтому многие пытаются насладиться пейзажами невозмутимых греческих фигур в золотых листьях.

Жемчужиной парка стала статуя Венеры, которую императору подарил сам Папа Римский. Это была первая фигура голой гречанки в России. Многих жителей города смущала обнаженная женщина с бледным лицом. Как дворяне, так и простые рабочие считали ее вульгарной и некрасивой. Поэтому к императору неоднократно обращались с просьбой одеть Венеру. Для того чтобы недоброжелатели ничего не сделали гречанке, к ней круглосуточно приставляли охрану.

Екатерининский период

Летний дворец Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге стал местом триумфа Екатерины II. Именно здесь она устроила официальный прием для иностранных дипломатов после своего вступления на престол, здесь же узнала о смерти Петра III. Не проживая в резиденции, Екатерина пожаловала её сначала Григорию Орлову, потом Григорию Потемкину.

В 1777 году произошло наводнение, которое очень сильно повредило и без того обветшавший дворец. Восстанавливать поврежденный водомет никто не стал, и акведук разобрали.

Летний дворец Елизаветы Петровны снесен в 1797 году по приказу императора Павла I. Через несколько недель после восшествия на престол он отдал приказ о постройке на месте уже обветшалого здания нового неприступного замка-крепости, так как жить в Зимнем дворце император вовсе не желал. Существует легенда, согласно которой одному из караульных солдат явился архангел Михаил, который приказал, чтобы царю поведали о необходимости построить на месте дворца церковь, которая и вошла в комплекс Михайловского замка. Именно так на месте елизаветинской летней резиденции в 1800 году вырос Михайловский замок. Убранство летней резиденции Елизаветы было аккуратно сложено и вывезено в другие царские усадьбы.

Как добраться к Летнему дворцу Елизаветы Петровны? Он, к сожалению, не сохранился. На месте Летнего дворца Елизаветы Петровны (адрес: Санкт-Петербург, улица Садовая, 2) в данный момент расположен Михайловский, или Инженерный замок. Для того чтобы добраться до замка, достаточно воспользоваться метрополитеном, выйти нужно на станции «Невский проспект» или «Гостиный двор».

Прогулка по Летнему саду

«Петра творенье» – это символичное название города на Неве можно с полным правом адресовать Летнему саду в Санкт-Петербурге. Ажурная кованая решетка с позолотой, установленная со стороны Невы в 1784 году, была выполнена тульскими мастерами кузнецкого дела, став одним из символов города. Дата его основания – 1704 год, показывает, что он почти ровесник Северной столицы. Одного этого будет достаточно, чтобы посвятить время прогулке по Летнему саду.

Некогда закрытая для простой публики зона великосветского променада, с 1917 года была лишена «императорского» статуса. Сегодня городской парк открыт для свободного посещения. Время работы Летнего сада – с 10.00 до 21.30 ежедневно, каждый вторник парк закрыт — здесь выходной день.

Идея и история создания

Идея Петра была в том, чтобы построить великолепный сад, который не уступал бы парку величайшего короля Европы. Для реализации идеи царь пригласил архитекторов, скульпторов и садовников из Европы в Петербург. Летний сад является домом для каменных статуй со всей Европы, с редкими цветами и растениями, а также изысканными фонтанами.

Это место для элегантной жизни за пределами дворца, где регулярно проводятся танцы. В течение долгого времени Летний сад в Санкт-Петербурге был центром политической и общественной жизни, где проводились имперские церемонии.

Место также является первым дворцом Петра. Он был сооружен итальянским архитектором по имени Доменико Трезини.


Летний дворец зимой

Летний дворец, расположенный в саду, это двухэтажное здание в голландском стиле с высокими крышами и относительно простым интерьером. Он является одним из первых каменных дворцов города. Его первоначальный облик сохранился по сей день.

Старт работ

Для высадки зелени была выделена часть острова Усадица. Однако следует отметить, что место для обустройства парка было выбрано не случайно. В XVII веке на этой территории проживал шведский барон. Его земли были высушены от болот и отлично обработаны. Также к стенам особняка прилегал отличный сад, на «фундаменте» которого впоследствии вырос парк Петра I.

Император очень тщательно выбирал растения для своего «детища». Сначала земля изобиловала только однолетними цветами, что расцветали исключительно в теплое время. Поэтому за зеленым островком сразу закрепилось романтическое имя Летний сад. В Санкт-Петербурге, который только начинал разрастаться, такой участок был настоящим чудом.

Изначально, проект делали как регулярный парк. Он характеризовался прямыми геометрическими формами. Аллеи, газоны, фонтаны и статуи были симметричны. Над прямыми дорожками свисали аккуратно подстриженные клены, липы и дубы. Некоторые из этих деревьев сохранились до нашего времени.

Режим работы Летнего сада

С мая по сентябрь с 10-00 по 22-00, вход до 21-30 (в это время в саду всегда светло, белые ночи).

Вторник выходной день.

С 1 апреля по 1 мая сад закрыт на просушку.

С октября по март с 10-00 до 20-00, вход до 19-30 (зимой в Питере рассвет в 10-00, а закат около 16-00, фонтаны не работают, а все статуи спрятаны в футляры). Искусcтвенного освещения в Летнем саду нет, т.е. ходить в темноте не имеет смысла. Зимой можно только посмотреть на самую красивую в мире решетку Летнего сада и осмотреть Летний дворец Петра I. В связи с маленькими размерами дворца его посещают только группами по сеансам, билеты только в кассах дворца.

Решетка Летнего сада, само совершенствоЛетний дворец Петра I после реставрации

При Петре I перед дворцом был устроен так называемый Гаванец, предполагалось, что прямо с лодки можно было входить во дворец.

Культурно-образовательный центр

Планировка парка была самой простой с самого начала. Три главных параллельных аллеи пересекались несколькими перпендикулярными дорожками. Границами стали две реки и два канала: Нева, Фонтанка, Лебяжья канавка и канал между Фонтанкой и Мойкой.

Все аллеи были обсажены шпалерами – специально выстриженными зелеными стенами из растений. Аллеи поэтому напоминали узкие коридоры. Из шпалер формировались огороженные участки с садовыми «затеями», которые называются боскетами. Беседки, пруды, фонтаны, птичий двор, гроты и позолоченные скульптуры – парковых элементов в петровском саду было множество. По замыслу Петра I, Летний сад в Санкт-Петербурге стал настоящим культурно-развлекательным центром с образовательными элементами в виде множества итальянских скульптур. Это было модное место для праздников и разного рода церемоний для нескольких поколений русских государей.

Николай 1

На счету сада за долгие десятилетия было много наводнений и ветровых бурь. После них зеленый остров больше напоминал строительный объект, нежели императорский парк.

Во второй половине 1820 годов по распоряжению Николая 1 Летний сад приводят в порядок. Архитектор Карл Иванович Росси на месте Петровского грота выстраивает нарядный Кофейный домик. Действует он и по сей день.

Также архитектор полностью реставрирует Невскую ограду. Именно тогда она получила изящные калитки с веерообразными решетками.

Новым украшением сада стала огромная Эвдалинская ваза. Подарок от шведского короля Карла XIV. Ваза была установлена в 1839 году у Карпиева пруда.

Карпиев пруд

Свое название Карпиев пруд получил по той причине, потому что когда-то в этом водоеме разводили карпов. Сейчас пруд является декоративным. В нем плавают утки и лебеди. Настоящие!

Памятник Крылову

Последним добавлением, сделанным в Николаевскую эпоху, стал памятник баснописцу Ивану Крылову. Работа была выполнена скульптором Петром Карловичем Клодтом в 1855 году.

Памятник примечателен тем, что на переднем барельефе пьедестала изображены животные из басен Ивана Андреевича. Как известно, Крылов очень любил гулять в Летнем саду и отдыхать от насущных дел.

Бедная Минерва и новые «пупсики»

Многострадальная фигура Минервы реставрировалась больше, чем все остальные памятники в Летнем саду в Санкт-Петербурге. В одном только в XX веке ее подправляли шесть раз. Долгое время Минерва стояла без копья, которое не давало покоя вандалам разных времен (удивительное варварское единодушие).

Пальцы рук бедной Минервы почти рассыпались, а сама фигура выглядела самым плачевным образом. Поэтому она была первой, с кого начали капитальную реставрацию в 2005 году. С нее началась политика копирования оригиналов скульптур. Настоящую Минерву отправили в зал Михайловского замка, а в парке выставили белоснежную копию из натуральной мраморной крошки.

Еще одна пострадавшая фигура принадлежит аллегорической «Юности». В 2001 году во время урагана на нее упало дерево. «Юность» потеряла бубен и практически всю левую руку. Ее привели в порядок лишь в 2005 году, это была сложнейшая и весьма успешная реставрационная работа. Скульптура простояла в саду всего три года. Потом с нее, как и со всех остальных, сняли силиконовую форму, чтобы изготовить новую копию.

Началась эпоха «пупсиков». Так называют рассерженные жители Санкт-Петербурга белоснежные копии итальянских скульптур, которые появились на аллеях после реконструкции. Можно, конечно, спорить о цвете и материале копий, но политика замены старых оригиналов копиями целесообразна и проводится во всем мире.

Дело в том, что материалом венецианских скульптур являлся великолепный каррарский мрамор, которому свойственны старение и разрушение, особенно на открытом воздухе.

У процесса копирования тоже своя история. Сначала копии делались из так называемого портландцемента – дикой смеси из цемента, гипса и силиката кальция. Копии из него выглядели тоже дикими, так что «цементное» копирование, слава богу, приостановили еще в 2003 году.

История летнего сада

Она берет свое начало в 1704 году. Именно тогда царь Петр первый приказал создать летнюю резиденцию на месте, где когда-то была шведская или сарская мыза. В ее проектировке на западный манер принимали участие гениальные архитекторы. Среди них Доменико Трезини и Франческо Растрелли.

В 1711 году парк насчитывал более тридцати скульптур. К 1729 году в летнем саду количество статуй достигло двух сотен.

На сегодняшний день культурное наследие, место, куда съезжаются туристы и путешественники со всего мира насчитывает 90 скульптур. Все они копии, изготовленные из натуральной мраморной крошки и полимеров. К сожалению, немало статуй было разрушено, но некоторые из них теперь располагаются в Царском Селе и Эрмитаже.

Каждая статуя летнего сада имеет захватывающую историю. О скульптурах сложены целые легенды, которые не могут не восхищать удивленных слушателей.

По тропинкам летнего сада любили прохаживаться Пушкин и Крылов, Блок и Ахматова, Чайковский и Гончаров, другие исторические личности.

Скульптур в летнем саду Санкт-Петербурга очень много, но хотелось бы выделить самые яркие, приводящие впечатления на посетителей удивительного исторического места.

Нимфа Летнего сада

Она располагается на Школьной аллее. Условно Нимфе дали имя Жанетта Мацулевич. По мнению историков именно эта женщина является копией скульптуры в летнем саду. Статуя была создана римским скульптором. Нимфа, выполненная в стиле эпохи раннего барокко, представляет собой молодую девушку, грациозно одной рукой придерживающей подол платья, а другой облокотившейся на высокий пенек, украшенный батонами и листьями деревьев. Скульптура является одной из самых ценных экспонатов Летнего сада, именно к ней часто подходят путешественники, чтобы запечатлеть фото на память. Статуя действительно завораживает своей красотой и изяществом.

Итальянские скульптурные фигуры

По задумке Петра I скульптуры несли две функции: образовательную и, конечно же, эстетическую. В Летнем саду появились Александр Македонский, легендарные римские императоры и целый отряд великолепных аллегорических фигур.

Эти скульптуры специально закупались в Италии, главным образом, в Венеции. Все они были авторскими, от прекрасных мастеров XVII века, и уже тогда обладали высокой художественной ценностью. В общей сложности было закуплено больше ста фигур (покупки продолжались и после Петра I).

На сегодняшний день в Летнем саду в Санкт-Петербурге располагаются ровно девяносто две фигуры. Все они являются неплохими копиями из мраморной крошки. Оригиналы же размещены под крышей соседнего Михайловского замка.

Екатерининская решетка, николаевская оградка

При довольно прохладном отношении Екатерины II к Летнему саду, равно как и ко всему стилю русского барокко, вклад в восстановление и художественное развитие парка с ее стороны был серьезным. Знаменитая решетка сада строилась шестнадцать лет.

Сначала забивали сваи и укрепляли фундамент. Затем сооружали «главную красоту» — тридцать шесть колонн из красного выборгского гранита и вазы на них в виде венца. Тульские кузнецы делали прутья ограды и ворота. Все дополнялось изящными бронзовыми украшениями.

Общая длина ограды составляет 232 метра. В первоначальном виде было заложено трое ворот. Но после исторического покушения на императора Александра II на месте центрального входа построили часовню. Всю ограду в итоге перекроили, часовню в советское время разрушили, а общий великолепный художественный замысел ограды так и остался искаженным.

XIX век стал для Летнего сада своего рода общественным ренессансом. Здесь прогуливалась публика «приличного вида». Архитектурные дополнения выполнялись постепенно и со вкусом: со стороны Мойки была установлена замечательная чугунная ограда, а у южных ворот поставили шведский подарок Николаю I – знаменитую Эльфдаленскую вазу.

К Летнему саду приложил руку сам Карл Росси. Кофейный домик на месте старого петровского грота принадлежит его архитектурному перу. Тогда же был построен и чайный домик – для равновесия.

Важный заказчик

Первым распорядителем этого проекта стал архитектор Иван Матвеев

Мастер поселился поблизости и много лет следил за тем, чтобы максимально четко выполнялись планы важного клиента. Мужчина высаживал в парке цветы, которые выбирал сам царь

От изобилия красок все больше оправдывал свое первоначальное название Летний сад Петра I.

Сначала территория занимала лишь четвертую часть сегодняшней площади. Поэтому одна из первых задач, которую выполнил архитектор, — определил границы. Далее монарх приказал высадить на этой земле каштаны, которые специально привезли из Гамбурга. Поэтому пришлось осушать и обрабатывать частицы земли, что были непригодны для посадки растений.

Параллельно строили каналы и пруды, тоннами завозили грунт. Также, следуя традициям Европы, император отдал приказание построить на территории парка фонтаны.

Летний дворец Петра I в Летнем саду: как добраться, история, фото

В северо-восточной части знаменитого петербургского Летнего сада находится небольшой, но примечательный Летний дворец Петра I. Здание, практически являясь ровесником города, сегодня находится в отличной сохранности, а в летнее время любой желающий может посетить отличную экскурсию по интерьерам, созданным для самого известного российского правителя.


Летний дворец Петра I в Летнем саду


На стенах располагаются портреты сподвижников Петра

Как добраться на метро

Дворец находится в туристическом сердце Петербурга — на территории Летнего сада. Ближайшие станции метро — «Невский проспект» и «Гостиный двор». Время в пути от них — около 20 минут.

Перейти к карте


Александр Данилович Меншиков


Бюро-кабинет


Голландскую плитку можно увидеть также и в оформлении Меншиковского дворца на Васильевском острове

Обратите внимание, что экскурсии во дворец проводятся только в строго определённое время, группами по 15 человек. Уточнить расписание можно на официальном сайте Русского музея, к которому относится дворец

Стоимость взрослого билета — 500 рублей (лето 2021 г.). Оплатить посещение можно только наличными: стоит это учитывать, так как банкоматов рядом с дворцом нет.


Спальня


Кабинет


Ветровой прибор

Немного истории

Дворец по проекту знаменитого Доменико Трезини строился с 1710 по 1712 год. Ещё с 1703 года на этом месте располагался летний домик Петра. В оформлении фасадов дворца в «голландском манире» принимало участие несколько мастеров, в том числе известный представитель раннего барокко, немецкий архитектор Андреас Шлютер.


Изразцовая печь


Столовая


Нижняя поварня

Существует легенда о том, что дворец был построен на Адмиралтейской стороне Санкт-Петербурга для того, чтобы мотивировать горожан селиться вокруг. Эта часть города развивалась весьма неохотно: на противоположной Петроградской стороне располагался порт, торговая площадь, гостиный двор, да и первое жилище Петра, его небольшой домик, было возведёно именно там.

Уже с 1704 года возникла необходимость заселения Адмиралтейского острова: здесь просто-напросто не хватало рабочих рук. Офицеры и чиновники переселялись сюда под страхом «лишения живота». Увы, нам не дано узнать, действительно ли возведение дворца повлияло на активность заселения левого берега Невы, но началось оно именно со времени окончания постройки дворца.


Из окон открывается вид на Летний сад


Тронный зал


Верхняя гардеробная

После смерти императора здание не приходит в упадок: ещё во времена правления его дочери Елизаветы Летний дворец стал использоваться для проживания в нём крупных чиновников. Стоит отметить, что здесь сохранился и уникальный выставочный экспонат: ветровой прибор, заказанный Петром ещё при его жизни.


Спальня Екатерины


Детская


Зелёный кабинет

Дворец, как и многие здания города, пострадал во время Великой Отечественной войны, его реставрация началась в 1946 году. Примечательно, что в военное время Летний дворец и Домик Петра на Петроградской стороне на какое-то время открывались для посещения: это был своеобразный символ того, что Ленинград не сломлен под натиском врага, город всё ещё жив.

Ещё с 20-х годов XX века Летний дворец был открыт как музей, правда, выставки, проводимые здесь, не были связаны с его историей. Но уже в 30-х в музее появляются различные вещи Петра, предметы интерьера его времени. В 2004 году здание перешло в ведение Государственного Русского музея.


Верхняя поварня


Главный вход


Фасад дворца

Летний дворец — отличное место для того, чтобы насладиться прекрасными старинными интерьерами и узнать больше об истории Санкт-Петербурга. В пешей доступности от него находятся самые известные городские достопримечательности — Петропавловская крепость и Стрелка Васильевского острова.

Если кратко, в целом:

  • дворец с интересной исторической экспозицией;
  • удобное расположение в центре Санкт-Петербурга;
  • экскурсии проводятся только в строго определённое время, лучше планировать посещение заранее.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector