Обзор промышленности великобритании

Структура ВВП Великобритании

Сельское хозяйство дает меньше 1% ВВП. Оно является интенсивным и высокомеханизированным. В этом секторе работает 1,5% Соединенного Королевства. Около двух третьих сельского хозяйства приходится на животноводство. Оно субсидируется по программе Европейского Союза. Большое значение играет также рыболовство. В промышленности занято 18,8% трудовой силы. На сегодняшний день эта отрасль постепенно утрачивает свое значение.

Промышленность Великобритании дает 21% ВВП. Самым важным сектором является сфера услуг. В ней занято большая часть населения трудоспособного возраста. Она дает 78,4% ВВП

Самой важной отраслью являются финансовые услуги. Поэтому Великобритания и понесла такие большие убытки во время недавнего мирового экономического кризиса

Лондон является важным финансовым центром. На втором месте — аэрокосмическая отрасль. На третьем — фармацевтическая промышленность Великобритании.

Добыча полезных ископаемых

Несмотря на некоторый спад 2019-го года, горнодобывающая отрасль сохраняет свои позиции. Располагая свыше 2000 действующих шахт и карьеров, Великобритания обеспечила в 2019 году добычу:

  • 99 тыс. т угля. Несколькими годами ранее эта цифра составляла десятки млн. т, извлечённых закрытым способом (открытый способ добычи применяется в основном на территории Шотландии) из 26 карьеров и 3 шахт.
  • 832 тыс. т береговой нефти. Основная часть этого вида топлива извлекается морскими буровыми платформами с 50-и месторождений британского сектора Северного моря, наиболее крупными из которых являются Брент и Фортис. Однако большая часть такой (лёгкой) нефти уходит на экспорт, в то время как НПЗ страны работают на привозном более тяжёлом сырье.
  • 366 тыс. т природного континентального газа в нефтяном эквиваленте. Опять же значительная часть этого углеводорода извлекается из морских глубин с 37 месторождений, крупнейшие из них – Брэнт, Леман-Бенк, Моркэм совместно с 4-мя другими обеспечивают половину добычи.
  • 50 кг золота и 130 кг серебра.

Авиационная промышленность

Самолётостроение Великобритании одна из старейших и быстро развивающихся отраслей. Данная отрасль располагает мощной научно-технической и производственной базой. По количеству выпускаемой продукции Великобритания находится на 3 месте в Европе, после , . Около 70% занятых в отрасли предприятий малые и средние компании.

Они поставляют:

авиадвигатели;

элементы планера;

бортовое оборудование.

В авиационной промышленности занято 100 тыс. чел. и 220 тыс. задействовано в смежных отраслях:

27% — производство авиадвигателей;

29% — производство бортового оборудования;

44% — производство летательных аппаратов.

Преимущественно в данном секторе принадлежит авиакомпании British Airways, выпускающей самолёты. Вертолёты производит фирма Westland Aircraft.
Самолётостроение Великобритании на мировом рынке уступает только США и производит 20 видов машин

:
грузовые;

пассажирские

малогабаритные специализированные самолёты.

Электротехника и электроника[править | править код]

Электротехника относится к растущим и развивающимся производствам, она занимает второе место среди отраслей обрабатывающей промышленности по числу занятых. Господствуют в электротехнике несколько очень крупных компаний: «Дженерал электрик», «Инглиш электрик» и «Ассошиэйтед электрикал индастриз». По-прежнему достаточно сильны позиции Великобритании в производстве турбин и электродвигателей.

Но доминирующие позиции занимает ныне электроника. Наиболее динамично развивается производство вычислительной техники, но главные позиции здесь занимает американский капитал, а в производстве бытовой электроники — японский. Британские фирмы традиционно сильны в производстве радиоэлектронного оборудования (радары, радиопередатчики) и средств связи.

Нефть и газ в экономике Великобритании

Великобритания добывает нефть и газ на шельфе Северного моря.

Нефтедобыча в Северном море ведется с 1975 года. Из-за особенностей британской нефти и британских нефтеперерабатывающих заводов, королевство как экспортирует, так и импортирует нефть.

Добыча нефти в Великобритании составляет 915 тыс. баррелей в сутки (2016 год), что выводит страну на 18-е место в мировом рейтинге. Разведанные запасы – 2 млрд. тонн.

По уровню добычи природного газа (добыча в Северном море ведется с 60-х годов) Великобритания тоже 18-я в мировом рейтинге. В 2016 году страна добыла 43,022 млрд. кубометров, лишь немного уступив Тринидад и Тобаго (43,374 млрд. кубометров). Разведанные запасы – 2 трлн. кубометров.

Нефтепереработкой занимаются 9 НПЗ, их общая годовая мощность – 90 млн. тонн.

ВВП Великобритании по годам

В 2015-м составил 2848,76 миллиардов долларов США. Это 4,59% общемирового показателя. Самыми высокими темпы роста ВВП Великобритании были в начале 1970-х. мог увеличиваться на 6,5% в год. В начале 1990-х рост экономики в год достигал 4%. В период с 1992-го по 2007-й ВВП в среднем увеличивался на 2,68%. Средний за 1960-2015 годы составил 1081,01 миллиард долларов США. Рекордно низкое значение было зафиксировано в 1960-м, высокое — в 2014-ом.

Великобритания выделяется самой быстрорастущей экономикой среди стран «Большой Семерки» на протяжении последних четырех лет. У нее наименьший уровень безработицы и инфляции. Состояние ее экономики сейчас выглядит одним из самых стабильных в Евросоюзе. Однако после объявления результатов референдума о выходе из ЕС курс фунта стерлингов опустился до рекордно низких показателей. Укрепит или же, напротив, негативно скажется на экономике решение о выходе из Евросоюза, покажет будущее.

Добыча и переработка нефти[править | править код]

В британском секторе Северного моря известно 133 месторождения нефти с разведанными запасами 2 млрд т и извлекаемыми — 0,7 млрд т, что составляет около 1/3 запасов шельфа. Добыча нефти в Северном море ведется с 1975 года на полусотне месторождений, из которых крупнейшие — Брент, Фортис. В 2003 г. она составила 106 млн т, из них свыше половины пошло на экспорт — главным образом в США, Германию, Нидерланды. По системе трубопроводов и танкерами нефть из месторождений Северного моря и Северной Атлантики поступает в нефтяной терминал «Саллом-Во», где загружается в танкеры для дальнейшей транспортировки. Сохраняется и крупный импорт нефти (до 50 млн т), что связано с преобладанием легких фракций в североморской нефти и технологическими особенностями британских НПЗ, рассчитанных на более тяжелую нефть.

Что касается британской нефтеперерабатывающей промышленности, то она пока ещё зависит от импорта сырой нефти и нефтепродуктов. В стране действует 9 НПЗ с общей мощностью около 90 млн т в год (в 1999 г. закрылся НПЗ компании «Шелл» в Шелл-Хейвене мощностью 4,3 млн т в год). Они расположены в устье Темзы, в Фоли близ Саутгемптона, в южном Уэльсе, у Манчестерского канала, в Тиссайде, Хамберсайде и в Шотландии (Грейнджмуте).

Последствия промышленной революции

Промышленная революция, несомненно, способствовала улучшению жизни граждан и улучшению экономического положения стран в целом. Она способствовала многим позитивным аспектам и сыграла огромную роль в последующие эпохи, приведя к тому, что с конца 18-го века основы функционирования европейских обществ и жизнь рядового гражданина полностью изменились.

Промышленная революция привела к экономическому, а затем к политическому господству буржуазии, использующей идеологию либерализма в борьбе за завоевание и сохранение своего социального положения. Развитие фабричного производства обусловило эволюцию социальных структур: резко сократилась доля населения, занятого в сельском хозяйстве, в то же время появился новый социальный класс — рабочие крупных заводов. Процесс урбанизации в промышленных районах (создание новых метрополий, таких как Манчестер) значительно ускорился.

Результатом промышленной революции стало также появление новой государственной формулы, использующей идеологию национализма, стремление к экономическому господству и через него политическое доминирование (результатом был, в частности, современный колониализм). Глобальными последствиями промышленной революции были постепенное повсеместное улучшение жизненного уровня и в то же время возникновение циклических экономических кризисов и связанной с ними периодической безработицы и социальной незащищенности.

Инициированный в Великобритании путь экономического развития был продолжен на европейском континенте, где после преодоления местных структурных барьеров, индустриализация была проведена по британской модели: сначала в Бельгии (начиная с 1815 года), затем во Франции (с 1830 г.), Германии (в два этапа, с 1850 года и после 1871 года) и  в Соединенных Штатах (после гражданской войны 1861-65). В России, начиная с 1893 г., тесное политическое и экономическое сотрудничество с Францией привело к возникновению крупномасштабных процессов, характерных для промышленной революции.

Развитие сельского хозяйства

Особенные климатические условия острова определяют пути развития сельского хозяйства. Общее количество работников, задействованных в этой отрасли, не превышает 2% населения. Но все-таки эта отрасль экономики продолжает расти и развиваться.

Производимой продукции хватает полностью обеспечить потребности населения страны. Основная часть плодородных земель расположена на востоке острова, где влажный климат и большое количество лугов.

В Англии выводят известные во всем мире породы мясного и молочного крупного рогатого скота. Хотя в стране производится большое количество молочной продукции, но все равно осуществляется импорт, например, сливочного масла.

Кроме того, ввозятся и другие сельскохозяйственные культуры, так как самостоятельно страна прокормить себя не может. Структура этой отрасли экономики в основном состоит из фермерских хозяйств. После выхода Великобритании из Евросоюза и отмены квот у фермеров появилась возможность увеличить объем продукции.

Экономисты предсказывают падение роста экономики после выхода страны из состава ЕС. Связано это с низкими темпами производительности труда, что обязательно приведет к падению уровня жизни всего населения острова.

Судостроительная промышленность

Кораблестроение – одна из традиционных отраслей Великобритании

Особое внимание уделяется усилению военно-морского флота и строительству торговых судов. Так как страна находится в зависимости от поставок сырья и экспорта готовой продукции

Тем не менее, лидирующая по производству судов до 1955 г. сейчас отрасль переживает трудности. Бывшие центры Рай, Винчесли из-за обмеления моря у южных берегов Великобритании оказались на расстоянии 1,5 км. от берега. Верфи в Дувре сохранились благодаря сооружению искусственной гавани. Первая по величине в Западной Европе верфь, на острове Куш, в последние годы из-за экономического кризиса терпит убытки.

Экономика Великобритании

Номинальный ВВП Британии является пятым в мире с показателем 2,825 триллиона долларов. ВВП по ППС Великобритании является десятым в мире. Как и в любой постиндустриальной экономике, большую часть ВВП занимает сфера услуг.

Население

Население Великобритании составляет 66 273 576 человек — это 22-й показатель в мире. Общее количество жителей в стране постепенно растёт за счёт мигрантов. Что касается соотношения рождаемости и смертности, то эти показатели практически равны.

Добыча полезных ископаемых

Добыча железной руды в Британии не является приоритетной из-за низкого качества материала, что вынуждает импортировать ее из-за рубежа. Страна добывает нефть, часть которой уходит на экспорт. Что касается торговли газом, то она незначительна — в основном газ добывается для внутреннего пользования.

Производство

В 20-м веке в Великобритании бурно развивалась металлургическая промышленность, которая была опорой для создания некоторых крупных городов.

Экономика Великобритании — одна из самых сильных в мире.

Особенно важной в стране является отрасль машиностроения, в которой задействовано около 25 процентов работников в обрабатывающей промышленности. Постепенно машиностроение стало менять свою ориентацию: от больших объёмов и средней сложности она двигается в сторону наукоёмкого производства, которое обеспечивается развитием технологий

Импорт и экспорт

Главные партнёры по экспорту — США и страны ЕС. Что касается импорта, то большую роль играет Германия, США, Китай. Среди основных отраслей для экспорта остаются машиностроение и металлургия, в импорте преобладают металлургия и продукты питания.

Своя валюта

Великобритания продолжает пользоваться своей валютой, которая называется фунт стерлингов. Это одна из самых надёжных валют в мире, местные соглашения, как правило, используют именно национальную валюту.

Национализация[править]

Шахтеры Уэльса

В июле 1946 года парламент принял закон о национализации угольной промышленности, по которому на государственный бюджет было возложено бремя затрат на реконструкцию шахт в сумме 520 млн ф. ст. и на компенсацию бывшим владельцам шахт и угольных месторождений в сумме 229 млн ф. ст. В 1947 году угольная промышленность перешла в ведение Национального угольного управления англ. National Coal Board, члены которого назначались правительством. На местах были созданы 42 районные угольные конторы, подчиняющиеся 9 окружным угольным управлениям. Торговля углем осталась в руках частных предприятий. В стране насчитывалось 958 подземных шахт, число занятых в угольной промышленности превышало 700 тыс. человек, добыча угля составляла примерно 200 млн т в год. Открытые разработки не были национализированы и не входили в Национальное угольное управление.

Число шахт с 1960 по 1970 гг. уменьшилось с 698 до 292
Добыча угля к концу 70-х гг. составила около 50 % общей добычи каменного угля в Западной Европе; 78 % добываемого угля — энергетические угли, 2 % — антрациты и 20 % — коксующиеся.

Коричневым — угледобывающие округа в 1984 году, красным — в 2010

Растениеводство

Природные условия на Британских островах более подходят для животноводства, нежели для земледелия. Поэтому на долю первого приходится 65% стоимости производимой в королевстве сельхозпродукции, а на долю второго — лишь 23%.
Вообще про британское земледелие мало можно сказать хорошего — темпы его развития настолько низкие, что можно даже говорить о его деградации. При этом наблюдается картина разорения и неуклонного сокращения количества мелких фермерских хозяйств; отсюда следует и сокращение площадей пахотных угодий.
В основном британское растениеводство представлено зерновыми культурами, здесь выращивают 14,2 млн тонн пшеницы и примерно вдвое меньше ячменя. Также выращивается картофель и сахарная свекла. Следует отметить рыболовство. Больше всего пахотных земель расположено в восточной Англии, севернее Темзы (Кент, Восточный Йоркшир, Линкольншир), а также на востоке Шотландии. А вот в гористых районах Уэльса и северной Шотландии неиспользуемых земель и пустошей намного больше.
Значительно тормозит развитие растениеводства и высокая стоимость земли (отсюда же проистекают и высокие цены на британское сельхозпродукты), а также мощная конкуренция со стороны поставщиков более дешёвых импортных продуктов.
40% посевных площадей здесь отданы под зерновые культуры, на трети растут травы, а остальные 20% заняты овощами и корнеплодами. Пшеницу выращивают в основном в менее влажной восточной части острова Великобритания, а овёс чаще можно увидеть на полях, расположенных в северной и западной частях страны. Ячмень находит применение для изготовления солода для производства пива, а также для изготовления виски, но также он используется как пища для скота и населения.
Как и у нас, картофель стал в Великобритании повсеместной культурой, но особенно его много выращивают на восточном побережье Шотландии и Англии, а также в Северной Ирландии. Капусту и кормовую свеклу здесь выращивают на корм скоту. Однако собственных ресурсов для кормления скота не хватает, поэтому очень много фуража ввозится из-за границы.
Если садоводство в Британии более всего развито на юго-востоке, то огороды более равномерно разбросаны по всей территории страны. Под сады, парники и огороды отведено всего 1,5% сельхозугодий, зато доля стоимости получаемого с них урожая тянет на 12%. Преимущественно они расположены в тёплых районах страны: на полуострове Корнуолл и в Кенте, который называют иногда «садом Англии».
Юго-западнее Западного Мидленда выращивается хмель. Британцы также склонны выращивать цветы, особенно любимые англичанами нарциссы. На востоке острова высаживают тюльпаны. Тюльпанами и гиацинтами занята половина угодий на крайнем юго-западе Великобритании и на островах Силли. Очень популярными стали английские лавандовые фермы, которые сделали доступными для посещений туристами.

Инженерное дело

Nissan Motors UK , Сандерленд .

Машиностроение и смежные отрасли составляют крупнейший сектор, на который в 2003 году приходилось 30,8% общей валовой добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности. В этом секторе наибольший вклад вносило транспортное оборудование , при этом в Великобритании присутствовали 8 мировых производителей автомобилей. К ним относятся британские производители, которые в настоящее время принадлежат зарубежным компаниям, таким как MINI (BMW), Rolls-Royce (BMW), Jaguar Land Rover ( Tata ), Bentley ( Volkswagen ) и Vauxhall Motors (PSA), а также заводы, производящие автомобили в иностранной собственности и под торговой маркой, такие как Honda, Nissan и Toyota с рядом небольших специализированных производителей, включая Aston Martin , Lotus и Morgan, а также производителей коммерческих автомобилей, включая Leyland Trucks , Alexander Dennis , JCB , главный глобальный завод по производству Ford Transit , London Electric Vehicle Company и Case- Новая Голландия тоже присутствует. Британская автомобильная промышленность также включает в себя многочисленные компоненты для этого сектора, такие как завод Ford по производству дизельных двигателей в Дагенхэме , который производит половину дизельных двигателей Ford во всем мире.

Rolls-Royce Trent 900 двигателя на крыле Airbus A380 .

Triumph Motorcycles Ltd — единственный крупный производитель транспортных средств, полностью принадлежащий Великобритании.

Ряд компаний, таких как Brush Traction и Hunslet, производят железнодорожные локомотивы и другие связанные с ними компоненты. С этим сектором связана промышленность аэрокосмического и оборонного оборудования. Великобритания производит широкий спектр оборудования, причем в этом секторе доминирует компания BAE Systems , которая производит гражданское и оборонное аэрокосмическое, наземное и морское оборудование; VT Group , один из крупнейших мировых производителей военных кораблей ; и GKN и Rolls Royce , производящие аэрокосмические двигатели и системы выработки электроэнергии. Коммерческие судостроители включают Harland and Wolff , Cammell Laird , Abels , Barclay Curle и Appledore . Такие компании, как Princess, Sealine, Fairline Boats и Sunseeker, являются основными производителями частных моторных яхт.

Еще одним важным компонентом машиностроения и смежных отраслей является электроника, аудио и оптическое оборудование. В Великобритании имеется широкая база отечественных фирм, а также ряд иностранных фирм, производящих широкий спектр теле-, радио- и коммуникационной продукции, научных и оптических приборов. электрические машины и оргтехника и компьютеры.

Химические вещества и продукты на его основе — еще один важный фактор в производственной базе Великобритании. В этом секторе особенно успешна фармацевтическая промышленность: вторая и седьмая по величине фармацевтические фирмы в мире ( GlaxoSmithKline и AstraZeneca соответственно) находятся в Великобритании и имеют там крупные научно-исследовательские и производственные мощности.

Штаб-квартира GlaxoSmithKline в Брентфорде

Последние тенденции

Верфи Swan Hunter в Северном Тайнсайде открылись в 2007 году вскоре после закрытия.

Хотя доля производственного сектора в занятости и ВВП Великобритании неуклонно снижалась с 1960-х годов, данные ОЭСР показывают, что с 1945 года объем промышленного производства стабильно увеличивался как с точки зрения производства, так и с точки зрения стоимости. Отчет PricewaterhouseCoopers за 2009 год со ссылкой на данные Управление национальной статистики Великобритании заявило, что объем промышленного производства ( валовая добавленная стоимость в ценах 2007 года) увеличивался за 35 из 50 лет с 1958 по 2007 год, а объем производства в 2007 году был на рекордном уровне, примерно вдвое по сравнению с 1958 годом.

С 1998 года занятость в обрабатывающей промышленности в Великобритании сокращалась быстрее. Это началось с стабилизации производительности в обрабатывающей промышленности с 1993 по 1997 год и роста фунта стерлингов . PricewaterhouseCoopers предположила, что британское производство менее способно адаптироваться к новым производствам, защищенным от азиатской конкуренции. С 1993 года Великобритания также вкладывала меньше средств в НИОКР и адаптацию, чем ее конкуренты из ОЭСР. Тем не менее, производство остается важным сектором современной британской экономики, и Великобритания является одной из самых привлекательных стран в мире для прямых иностранных инвестиций в промышленность в 2003 году.

В последнее время в Великобритании наблюдается рост промышленного производства, что связано с увеличением внутреннего спроса и падением фунта. Выход Великобритании из ЕС может открыть новые возможности для доступа к более дешевому сырью из Африки и Южной Америки. Все больше фирм, возвращающих свою продукцию в Великобританию, также нарушили эту тенденцию.

Общий объем продаж продукции британских производителей составил 396,6 миллиарда фунтов стерлингов в 2019 году, что на 1,2% меньше, чем в 2018 году, когда этот показатель составил 401,4 миллиарда фунтов стерлингов. 3,5 млрд фунтов стерлингов в 2019 году на общую сумму 53,2 млрд фунтов стерлингов 401,4 млрд фунтов стерлингов или 556 019 280 000 долларов США.

Региональные вариации

Карта Англии, разделенная на среднюю ВДС на душу населения в 2007 году, показывающую распределение богатства

Сила английской экономики варьируется в зависимости от региона. В следующей таблице показана общая ВДС ( валовая добавленная стоимость ) каждого из девяти регионов Англии в дополнение к ВДС на душу населения. Это данные за 2016 год.

Классифицировать Место ВДС на душу населения (£) ВДС (£) % английской ВДС
Англия 27 100 фунтов стерлингов 1,498 млрд фунтов стерлингов
1. Лондон 46 500 фунтов стерлингов 408 миллиардов фунтов стерлингов 27,24%
2. Юго-Восток 28 700 фунтов стерлингов 259 миллиардов фунтов стерлингов 17,29%
3. северо-Запад 23 100 фунтов стерлингов 167 миллиардов фунтов стерлингов 11,15%
4. Восток Англии 24 000 фунтов стерлингов 147 миллиардов фунтов стерлингов 9,81%
5. Юго-Запад 23 100 фунтов стерлингов 127 миллиардов фунтов стерлингов 8,48%
6. западное Средиземье 21 800 фунтов стерлингов 127 миллиардов фунтов стерлингов 8,48%
7. Йоркшир и Хамбер 20 700 фунтов стерлингов 112 миллиардов фунтов стерлингов 7,48%
8. Ист-Мидлендс 21 200 фунтов стерлингов 100 миллиардов фунтов стерлингов 6,68%
9. к северо-востоку 19 200 фунтов стерлингов 51 миллиард фунтов стерлингов 3,4%

Британский торгово — промышленных палат ежеквартального экономического обзора содержит информацию о том , что экономика каждого региона осуществляется с 1989 года.

История

В средние века (11-15 века) торговля шерстью была основной отраслью промышленности Англии, и страна экспортировала шерсть в Европу. Многие рыночные городки и порты выросли на этой индустрии. Начиная с 1555 года при Джоне Локе Англия вступила в работорговлю. Джона Хокинса часто считают пионером работорговли в Великобритании, потому что он был первым, кто вел трехстороннюю торговлю , получая прибыль на каждой остановке. Плохая инфраструктура препятствовала развитию крупной промышленности. Ситуация изменилась, когда начали строиться каналы и железные дороги, в конце 18-го и начале 19-го веков. Англия стала первой промышленно развитой страной в мире, в конце 18 века произошла промышленная революция . Это также была эпоха британской заморской экспансии, когда Англия полагалась на колонии (такие как Индия , Америка , Канада или Австралия) для доставки ресурсов, таких как хлопок и табак. Затем английские фабрики перерабатывали товары и продавали их как на быстрорастущем внутреннем рынке, так и за рубежом. Города росли и создавались крупные промышленные центры, особенно в Мидлендсе и Северной Англии .

Приватизация[править]

Приватизация британских шахт началась уже после отставки кабинета Тэтчер в ноябре 1990 года. В 1986 году Национальное управление угольной промышленности превратилось в Британскую угольную корпорацию (англ. British Coal). В 1993 году она была приватизирована — в частные руки были переданы 22 шахты и 32 угольных разреза. Казна получила 800 млн фунтов. При этом новых частных шахтовладельцев до 1997 года поставили в благоприятные условия, обязав энергетические компании покупать ежегодно не менее 30 млн тонн британского угля по ценам значительно выше мировых.

Объемы добычи, млн тонн:

  • 1987—104,6
  • 1990 — 94,4
  • 1991 — 94,2
  • 1992 — 84,5
  • 1993 — 68,2
  • 1994 — 49,0
  • 1995 — 52,6
  • 1996 — 49,7

Проблемы сельского хозяйства

Почти вся землеобработка опирается на фермеров. Британские фермы по размерам средние — крупнее европейских, но меньше американских (средняя площадь 100 га). Хотя встречаются и объединённые крупные землевладения, достигающие 1600 гектаров. В Уэльсе и Англии только около 40% фермеров трудятся на собственной земле, а остальные арендуют её у крупных лендлордов. Поэтому высокой оказывается себестоимость местной сельхозпродукции.
Чтобы фермы оставались рентабельными, им требуются правительственные субсидии, выплаты по линии Евросоюза (пока не оформлен выход из него) и также фиксированные цены на ряд сельхозпродуктов. Британское фермерство требует высоких закупочных цен, в то время как регулирование европейского аграрного рынка приводит к усреднению и снижению цен на продукты. Кроме того, Евросоюз ввёл систему квот, которая заставила фермеров уменьшить выпуск продукции. В этих условиях неконкурентоспособное британское сельское хозяйство стало расплачиваться крахом мелких и средних фермерских хозяйств. Несколько тысяч таких хозяйств оказались на грани разорения. Сейчас британские фермеры надеются, что после выхода из Евросоюза у них появится возможность восстановить объём производимой сельхозпродукции.

Занимала одну четвертую суши. В результате передела мира во время двух мировых войн она потеряла значительную часть своих колониальных территорий. Однако уже во второй половине 20 века ВВП Великобритании снова сделал страну одной из самых развитых. Соединенное Королевство стало основателем многих современных международных организаций. С 1973 по 2016 год Великобритания была активным членом Европейского Союза.

Соединенное Королевство играет значительную роль в мировом хозяйстве. Оно производит около 3% глобального валового внутреннего продукта по паритету покупательной способности. Его доля в мировом экспорте составляет 4,6%, импорте — 5,1%. Средняя зарплата в стране составляет около 4 тысяч долларов США.

Специализация сельского хозяйства Великобритании

Отрасли специализации сельского хозяйства Великобритании довольно разнообразны. В стране активно развивается:

  • Выращивание зерновых культур. Пшеница приносит самый большой урожай – более четырнадцати миллионов тонн. Ячмень – семь с половиной миллионов тонн. Основные сферы использования ячменя – корм для крупного рогатого скота, продажа населению страны. На его основе производят солод – важный компонент хорошего виски, пивной продукции;
  • Выращивание хмеля;
  • Выращивание цветов. Преимущество англичане отдают нарциссам. В восточной части государства занимаются возведением тюльпанов, гиацинтов;
  • Посев картофеля, сахарной свеклы;
  • Разведение овец, крупного рогатого скота, свиноводство;
  • Птицеводство.

Отдельная отрасль – рыбная ловля. Англичане искусственно разводят рыбу, которая пользуется большим спросом во многих странах мира. 

Переплавка сознания

Революции нужна подготовка; на протяжении полутора веков Европа, и Англия в особенности, рвала с феодализмом. Старая аристократия уходила — уже не было показателем престижа число крепостных, мерилом успеха становились деньги. Простой люд с землей терял и корни. Крестьянин, глава большой семьи, вряд ли захотел бы менять род занятий, но лишенные всего люди становились склонны к риску, восприимчивы к новому и более терпимы.

Под давлением новой сельской промышленности ломалась старая цеховая организация, хотя гильдии еще долго оставались оплотом реакции. Так, лентоткацкий станок был изобретен в Данциге в 1579 году, но изобретателя, по легенде, утопили; заново этот станок изобрели спустя четверть века в Голландии. Через полтора века Джон Кей, придумавший «летучий челнок» для ткацкого станка — один из символов промышленной революции, — был вынужден бежать во Францию от гнева коллег-ткачей. Таких примеров много.

Женщины, работающие на станках Американской шерстяной компании, Бостон, 1912 год

Новые промышленники игнорировали гильдейские правила, например об ученичестве будущих мастеров. Городские ремесленники охраняли, как сейчас бы сказали, права малого и среднего бизнеса. А сминал их парадоксальный, вынужденный альянс нарождающейся олигархии и пролетариата.

Перековка сознания средневекового жителя шла полным ходом — церковная Реформация, Ренессанс, освоение Нового Света. Их общим знаменателем было освобождение менталитета людей. Человек учился в принципе быстро и охотно приспосабливаться ко всему новому, включая еду, менять условия жизни, быть мобильным, обмениваться информацией.

Символической вершиной стала Английская революция, когда в 1649 году был казнен Карл I, — впервые народ лишил жизни своего монарха, и этот пример важен, чтобы увидеть, до какой степени дошла у англичан готовность отрекаться от традиций. Ученые спорят о том, почему промышленная революция состоялась именно на острове — не исключено, что именно политические инновации стали «философским камнем».

В Китае, к примеру, абсолютизм со своей тягой к стабильности лишил общество динамики прогресса. В исламском мире к достижениям «неверных» относились вовсе нетерпимо. «Вследствие того, что в Европе технические изменения осуществлялись усилиями частных лиц в децентрализованном, политически конкурентном окружении, они могли происходить на протяжении долгого времени, делать большие скачки и не терять своего импульса», — указывает историк Джоэль Мокир.

Европа перенимала изобретения у Востока — но не наоборот, и в широком смысле промышленная революция обеспечила еще и европоцентричность мира. Цинизм оказался обратной стороной тяги к личной свободе — активно разрослась работорговля. Империи начали спор за колонии, бурно росла торговля, а значит, развивались кораблестроение, страхование; строились каналы и платные дороги. Начало XIX века — старт железнодорожной эпохи, и пионером снова становится Англия.

Вход в тоннель в Уотфорде. Раскрашенная гравюра. Томас Талбот Бери, 1837 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector