Крымская война 1853-1856 гг
Содержание:
Заливы Евразии
Бискайский залив
Омывает атлантическое побережье двух стран – Франции и Испании. Название водоема возникло от провинции Бискайя, входящей в состав испанского государства. Его площадь около 223 тыс кв. км, а максимальная глубина составляет 5120 м. В Испании часто используют другое название – Кантабрийское море.
Финский залив
Находится на востоке Балтийского моря. Имеет площадь 29500 кв. км. Длина водоема около 420 км, а ширина меняется от 70 до 130 км. На его побережье расположены столицы Финляндии и Эстонии (Хельсинки и Таллин), а также бывшая российская столица Санкт-Петербург. В XVIII веке также использовалось название Кронштадтский залив.
Ранее наплыв воды из акватории Финского залива приводил к постоянным наводнениям в Санкт-Петербурге, однако в 2011 году был достроен комплекс сооружений, которые защищают Северную столицу от этих волн.
Залив имеет огромное экономическое значение. Он активно используется для морской торговли, также именно на его берегу начинается газопровод «Северный поток».
Ботнический залив
Самый большой залив Балтийского моря, расположенный в его северной части. Отделяет западный берег Финляндии от восточного берега Швеции. Его площадь превышает 117 тыс кв. км, а максимальная глубина равняется 295 м. Южная граница залива проходит по Аландским островам. Соленость воды в водоеме непостоянна и резко падает на его севере. В результате у северных берегов залива обитают пресноводные рыбы.
Персидский залив
Омывает с востока Аравийский полуострова, а с юга – побережье Ирана и Ирака. Некоторым арабским странам не нравится нынешнее название водоема, и они предпочитают термин «Арабское залив». Его площадь равна 239 тыс кв. км, а средняя глубина составляет 36 м. В водоем впадают воды рек Тигр и Евфрат, которые перед этим сливаются в одну реку под названием Шатт-эль-Араб.
Шельф залива необычайно богат нефтью и газом, в частности, здесь находится крупнейшее в мире газовое месторождение Парс, разделенное на северную часть, принадлежащую Катару, и южную часть под контролем Ирана. Запасы месторождения оцениваются в 45 триллионов куб. метров газа, а также в 45 миллиардов баррелей нефти.
Оманский залив
Разделяет Персидский залив и Аравийское море. Омывает берега четырех государств – Иран, Пакистан, Оман, ОАЭ. Его длина составляет 450 км, а ширина доходит до 330 км. Наибольшая глубина равна 3694 м.
Бенгальский залив
Огромный водоем площадью более 2,1 млн кв. км. Это самый большой залив в Мировом океане. Омывает восточный берег полуострова Индостан и западный берег Мьянмы. Рядом с городом Кокс-Базар расположен пляж длиной 120 км, что также является рекордом. Именно в этот залив впадает священная индийская река Ганг. Самые крупные города на побережье водоема – Калькутта, Янгон, Читтатонга, Вишакхапатнама, Ченнаи.
Сиамский залив
Его естественными границами выступают Малайский полуостров и Индокитай. Площадь залива – 320 тыс кв. км. Максимальная глубина равна 80 м. Благоприятный климат позволил прибрежным государствам сделать туризм одним из основных источников своего дохода.
Залив Шелихова
Водоем относится к Охотскому морю и омывает западный берег Камчатского полуострова. Его длина составляет 650 км, а ширина меняется в пределах от 130 до 300 км. Скован льдами с декабря до мая. Здесь отмечаются очень высокие приливы, достигающие высоты в 14 м. В связи с этим существуют проекты строительства в заливе, в частности, на Пенжинской губе, приливной электростанции, которая может стать самой крупной электростанцией в мире. Её мощность может достигнуть 87 ГВт.
Бохайский залив
Омывает северное побережье Китая. Длина водоема равна 280 км. Его естественными границами являются Шаньдуньский и Ляодуньский полуостров. Крупнейшая река, впадающая в водоем – Хуанхэ.
Залив связан с Желтым морем Бохайским проливом, чья ширина составляет 90 км. Под его дном Китай планирует построить тоннель, который станет самым длинным на планете. Стоимость строительства оценивается в 32 миллиарда долларов.
Мне нравится2Не нравится
География [ править ]
Как морской водный путь , Дарданеллы соединяют различные моря вдоль Восточного Средиземноморья , Балканы , Ближний Восток и Западную Евразию и, в частности, соединяют Эгейское море с Мраморным морем . Мраморное море далее соединяется с Черным морем через Босфор , а Эгейское море соединяется со Средиземным морем . Таким образом, Дарданеллы позволяют морское сообщение от Черного моря до Средиземного моря и Атлантического океана через Гибралтар и Индийского океана через Суэцкий канал., что делает его важным международным водным путем, в частности, для транзита товаров из России .
Пролив расположен примерно на .
Современная морфология править
Длина пролива 61 километр (38 миль), ширина от 1,2 до 6 километров (0,7-3,7 мили), средняя глубина 55 метров (180 футов) с максимальной глубиной 103 метра (338 футов) в самом узком месте в Нара Бурну. , рядом с Чанаккале . Через пролив проходят два основных течения: поверхностное течение течет из Черного моря в сторону Эгейского моря, а более соленое подводное течение течет в противоположном направлении.
Дарданеллы уникальны во многих отношениях. Очень узкая и извилистая форма пролива больше похожа на речную. Он считается одним из самых опасных, многолюдных, сложных и потенциально опасных водных путей в мире. Течения, возникающие в результате приливов и отливов в Черном и Мраморном море, таковы, что корабли под парусами должны ждать на якорной стоянке для правильных условий, прежде чем войти в Дарданеллы.
История
Как часть единственного прохода между Чёрным морем и Средиземным морем Босфор имеет большое значение в торговле и военном деле. Контроль над ним был целью ряда конфликтов, в частности Русско-турецкой войны (1877—1878 годы), а также нападения союзных держав на Дарданеллы во время битвы 1915 года при Галлиполи в ходе Первой мировой войны.
Древнегреческие, персидские, римские и византийские эпохи (до 1453 года)
Греческий город-государство Афины в V веке до н. э., зависящий от импорта зерна из Скифии, поддерживал союзные отношения с городами, контролировавшими проливы, такими как Византий.
Персидский царь Дарий I Великий, пытаясь подчинить скифов, переправился через Босфор, а затем двинулся к реке Дунай. Его армия пересекла пролив по наплавному мосту, построенному из лодок. Много лет спустя, во время вторжения Ксеркса I в Грецию, через пролив Дарданеллы (Геллеспонт) был построен аналогичный лодочный мост.
Османская эпоха (1453—1922)
29 мая 1453 года Османская империя завоевала Константинополь после продолжительной осады, в ходе которой османы построили укрепления по обе стороны пролива, Анадолухисары (1393) и Румелихисары (1451), готовясь не только к основной битве, но и к установлению долгосрочного контроля над Босфором и проходящим через него водными путями. Вместе с первым путешествием Христофора Колумба в Америку в 1492 году завоевание Константинополя в 1453 году считается одним из событий, положивших конец Средневековью и ознаменовавших переход к ренессансу и эпохе открытий.
В период своего расцвета между XVI и XVIII веками, Османская империя использовала стратегическое значение Босфора для расширения своих региональных амбиций и установления контроля над всей акваторией Чёрного моря, которую они считали «османским озером».
Впоследствии несколько международных договоров регулировали проход судов в этих водах. По договору Гюнкара Искелеси от 8 июля 1833 года проливы Босфор и Дарданеллы должны были быть закрыты по требованию России для морских судов других держав. По условиям Лондонской конвенции о проливах, заключенной 13 июля 1841 года между Россией, Соединенным Королевством, Францией, Австрией и Пруссией, «древнее правление» Османской империи было восстановлено путем закрытия турецких проливов для любых военных кораблей, за исключением кораблей союзников Султана во время войны.
После Первой мировой войны Севрский договор 1920 года демилитаризовал пролив и сделал его международной территорией под контролем Лиги Наций.
Турецкая Республиканская эра (1923—настоящее время)
В соответствии с Лозаннским договором (1923) проливы возвращались Турции, однако всем иностранным военным кораблям и коммерческим судам был разрешён свободный проход. В дальнейшем режим судоходства регулировался Конвенцией Монтрё о режиме проливов от 20 июля 1936 года. По ней Турция сохраняет за собой право ограничивать морские перевозки государств, не являющихся черноморскими.
Турция сохраняла нейтралитет во время Второй мировой войны до февраля 1945 года, и в это время проливы были закрыты для военных кораблей воюющих стран, хотя некоторым немецким вспомогательным судам было разрешено проходить транзитом. Это, а также требования Сталина о возвращении турецких провинций Карс, Артвин и Ардахан Советскому Союзу (потерянные Турцией в Русско-турецкой войне 1877—1878 годов, и возвращённые Карским договором в 1921 году) были соображениями в решении Турции отказаться от нейтралитета во внешних делах. Турция объявила войну Германии в феврале 1945 года, но не участвовала в наступательных действиях.
В начале XXI века турецкие проливы стали особенно важными для нефтяной промышленности. Российская нефть экспортируется танкерами в первую очередь в Западную Европу и США через проливы Босфор и Дарданеллы. В 2011 году Турция запланировала 50-километровый канал через Силиври в качестве второго водного пути.
Смотровая площадка
С хребта открывается живописные панорамы. Скалистые пейзажи и горная река, прокладывающая себе путь в ущелье, не оставляют никого из путешественников равнодушным.
На маршруте есть видовые точки, с которых пейзаж смотрится по-особенному гармонично. У некоторых таких смотровых площадок установлены скамейки. Весной склоны пестрят лилово-розовыми оттенками цветущего багульника, осенью — умиротворяющими золотистыми красками лиственных деревьев. Летом кружат голову ароматы цветущей липы.
Цветение багульника, Natta
На вершине самой высокой скалы (со стороны с. Бровничи) установлена смотровая площадка в виде деревянного помоста. Это излюбленная точка для проведения фотосессий. Локацию трудно пропустить, ведь к ней часто (особенно в выходные дни), выстраивается очередь из желающих запечатлеть себя на фоне природных красот.
Однако будьте внимательны — специально установленная табличка предупреждает, что выходить на эту платформу можно только со специальным страховочным снаряжением. В разгар туристического сезона здесь совершают прыжки роупджамперы. Порой они сдают в аренду необходимое оборудование тем, кто предпочитает лишний раз не рисковать жизнью ради эффектного фото.
Но и без выхода на помост путешественники получают массу ярких впечатлений и увозят с собой приятные воспоминания и снимки.
Смотровая площадка на скале Замок принцессы, Александр Березнюк
Стратегическое значение
Босфор и Дарданеллы являются звеньями цепи, соединяющей закрытое море (Черное) с открытым (Средиземным). Эти проливы не раз становились предметом спора ведущих мировых держав. Для России в 19 веке путь к Средиземному морю обеспечивал доступ к центру мировой торговли и цивилизации
В современном мире он также имеет важное значение, является «ключом» к Черному морю. Международная конвенция предполагает, что проход торговых и военных судов через черноморские проливы должен быть бесплатным и свободным
Однако Турция, которая является основным регулятором движения через пролив Босфор, старается использовать эту ситуацию в своих интересах. Когда в 2004 году сильно увеличился объем нефтеэкспорта из России, Турция санкционировала ограничение движения судов в Босфоре. В проливе появились пробки, а нефтяники стали нести всевозможные убытки за срыв сроков поставок и простой танкеров. Россия официально обвинила Турцию в намеренном осложнении движения на Босфоре с целью перенаправления экспортного грузопотока нефти в порт Джейхан, чьи услуги являются платными. Это не единственная попытка Турции извлечь выгоду из своего геофизического положения. Страна разработала проект строительства Босфорского канала. Идея хороша, однако Турецкая Республика пока не нашла инвесторов для воплощения в жизнь этого проекта.
География
Очень часто говорят, что Россия не могла захватить Проливы, приводя в пример Дарданелльскую операцию Англии и Франции 1915 года. Мол, раз союзники не смогли, то куда уж этим сиволапым русским?
«Вид на Босфор». Художник Максим Воробьёв
Это не совсем так, и главное отличие тут в географии, о чём часто забывают. Северный берег Босфора по обоим берегам — равнинный, южный берег Дарданелл — гористый. Течение (мы говорим о течении на поверхности, ибо в Проливах два течения: одно из них — подводное) в Босфоре направлено из Чёрного моря в Мраморное, и оно довольно сильное — 7,2 км/ч, или 4,5 узла.
То есть условный корабль, зашедший из Чёрного моря в Босфор, будет плыть по направлению к Мраморному морю даже без парусов и без иных движителей. Напротив, корабль, двигающийся в Чёрное море, вынужден будет преодолевать это течение.
Как мы понимаем, фактор течения особенно был важен в парусную эпоху и в самом начале эпохи пара, когда паровые машины были маломощны и несовершенны.
Простой факт времён Крымской войны: в 1853 году союзные флоты Англии и Франции боялись, что русские проведут операцию по захвату Проливов раньше, чем они успеют войти в Чёрное море.
Двадцать второго октября 1853 года винтовые корабли англичан и французов, подняв якоря, попытались пройти вверх по проливу, парусные линейные корабли шли на буксире. Но союзников ждало разочарование. «Шарлемань» (машина в 120 лошадиных сил) с «Вальми» на буксире счёл течение столь сильным, что прекратил буксировку ещё до того, как прошёл пролив сам. Британский винтовой линейный корабль «Санспарейль» (500 лошадиных сил) попытался буксировать угольщик, но также потерпел неудачу. Успехом закончились лишь две попытки буксировки: самый мощный (650 л. с.) во французском флоте колёсный пароходофрегат «Гомер» отбуксировал «Иену» — хотя и очень медленно. Также новейший винтовой линкор «Наполеон» (450 лошадиных сил), взяв на буксир французский флагман «Виль де Пари», с впечатляющей лёгкостью преодолел пролив, оставив позади большинство французских и все британские корабли. Союзникам пришлось ждать благоприятного ветра, чтобы войти в Босфор.
Что мы видим? Во-первых, только два винтовых корабля справились с течением Босфора, причём, ведя на буксире ещё кого-то. Остальные же суда даже без «нагрузки» с течением справиться не смогли и стали ждать попутного ветра. К слову, это форсирование для «Наполеона» не прошло без последствий — он так основательно посадил машины, что был отправлен на ремонт в Тулон.
Какой вывод напрашивается? В случае русской операции на Босфор течение помогало бы русским кораблям и мешало бы противнику, причём настолько, что сделало бы (по крайней мере на 1853 год) техническое преимущество английских и французских линкоров ничтожным. То есть за счёт течения русский флот получил бы против себя… такой же парусный флот.
Мосты и тоннели
Здесь исторически соединены два континента – Азия и Европа. Мосты подземный тоннель Мармарай под водами пролива соединяют Европу и Азию. Первый мост, что был здесь построен, называется Босфорским. Его торжественное открытие состоялось в 1973 году в честь 50-ти летнего юбилея Турецкой Республики. Протяженность моста составила 1565 метров, ширина – 32, высота – 65. Для пешеходов, к сожалению, мост закрыт, поскольку он предназначен исключительно для автотранспорта и отдельных пешеходных дорожек на нем нет. Единственный день в году, когда любой желающий может оказаться на мосту, — это Стамбульский межконтинентальный марафон. В 2016 году Босфорский мост был переименован, и с тех пор он носит гордое название «Мост мучеников 15 июля» в честь погибших героев во время госпереворота.
Еще один живописный мост, Мост Султана Мехмеда Фатиха, был сооружен в том месте, где пролив имеет наименьшую ширину (660 метров). Его открытие состоялось в 1988 году в честь 535-летия завоевания Стамбула. Его длина составила 1505 метров, ширина – 40, высота – 65. Особую живописную красоту оба моста получают в вечернее и ночное время суток, когда загорается тысячи ламп. Такое освещение навевает исключительно романтические и любовные настроения. Такая эстетическая красота видна за несколько километров.
Полезные ссылки
Горящие туры ищите на сервисах Travelata и Level.Travel — они найдут лучшие предложения среди разных туроператоров. Хотите сэкономить?
Поиск лучших цен на перелеты — AviaSales
Экскурсии, свадьбы и фотосессии в Доминикане — Два Банана
Поиск и сравнение цен на отели — RoomGuru
Строительство подводного железнодорожного тоннеля Мармарай длилось почти десять лет. Связано это со сложностью подземных работ, которые не давали завершиться строительству раньше. Тоннель строили с 2004 по 2013 год, его длина составила 9,9 км, длина подводной части – 1,5 км.
Евразийский тоннель введен в эксплуатацию в 2016 года. Его длина – 5350 метров, причем 3350 из них расположены под водами пролива. Его максимально глубокая точка расположена в 105 метрах ниже поверхности земли, а общая протяженность с учетом подъездных путей составила 14,5 км. Этот тоннель построили для обслуживания авто и микроавтобусов.
Мост Султана Селима Грозного строился довольно быстро, всего за три года. С 2013 по 2016 годы велось активное строительство моста. Здесь расположены 8 автомобильных полос и 2 железнодорожные ветки. Мост значительно разгрузил транспортные потоки в этой области.
Проливы
Ла-Манш
Отделяет Францию от крупнейшего острова Европы, Великобритании. Его длина достигает 578 км, а ширина колеблется от 32 км на востоке до 250 км на западе. Глубина водоема доходит до 174 м. Во Франции более распространено название «Английский пролив». Под его дном в 1994 году был проложен Евротоннель, благодаря которому из Парижа в Лондон можно доехать на поезде.
Северный пролив
Великобритания и Ирландия отделены друг от друга Ирландским морем, которое на севере переходит в Северный пролив. Его длина составляет 170 км, а ширина меняется в пределах от 20 до 40 км. Глубина пролива в самой глубокой точке равна 27 метрам. Водоем связывает Ирландское море с Атлантическим океаном.
Пролив Святого Георга
На юге Ирландское море также переходит в пролив, который носит имя Святого Георга. Его длина оценивается в 154 км, а ширина равна 75 км. Глубина водоема может доходить до 82 м. Через пролив из Ирландского моря можно попасть в Кельтское море.
Датский (Гренландский) пролив
Соединяет Атлантический океан с Гренландским морем, а также отделяет Гренландию от Исландии. В самом узком месте его берега находятся на расстоянии в 290 км друг от друга. Протяженность пролива составляет 480 км, а глубина не превышает 191 м.
Датские проливы
Не следует путать Датский пролив с пятью датскими проливами, которые связывают акватории Балтийского и Северного моря, а также отделяют Ютландский полуостров от Скандинавского полуострова. В их число входят:
- Скагеррак (длина 240 км, ширина 90 км, глубина до 700 м);
- Каттегат (длина 200 км, ширина от 60 до 120 км, глубина до 50 м);
- Большой Бельт (длина 60 км, ширина 30 км, глубина до 20 м);
- Малый Берт (длина 50 км, ширина 0,8-28 км, глубина до 75 м);
- Эресунн (длина 25 км, ширина 5 км, глубина до 27 м).
Благодаря Эресуннскому мосту, введенному в эксплуатацию в 2000 году, можно на автомобиле добраться из Швеции в континентальную Европу.
Гибралтарский пролив
Отделяет Пиренейский полуостров от Африки, а также служит воротами из Атлантики в Средиземное море. Его длина составляет 59 км, а ширина колеблется от 14 до 45 км. Глубина в самой глубокой точке равна 1184 м. Европейский берег пролива является заморской территорией Великобритании, которая была захвачена у Испании в результате Войны за испанское наследство.
Сицилийский пролив
Отделяет итальянский остров Сицилия от Африки. Его ширина составляет 160 км, а глубина может достигать 316 м. Считается, что именно по этому водоему проходит граница между Западным и Восточным Средиземноморьем. Через него перебираются нелегальные мигранты из Африки в Европу.
Босфор
Отделяет Европу от Азии, а также соединяет Черное море с Мраморным. Его ширина – всего лишь 3,6 км, а длина не превышает и 30 км. В 667 году до н.э. греки основали на берегах пролива город Византий, который во времена Римской Империи стал Константинополем, а в 1930 году был переименован в Стамбул.
Дарданеллы
Южнее Босфора находится второй «черноморский пролив», Дарданеллы. Он также разделяет территорию Турции на европейскую и азиатскую части. Через него можно попасть из Мраморного моря в Средиземное. Его протяженность равна 65 км, а ширина меняется от 6 до 1,5 км. Средняя глубина – 50 м.
Имя
Современное турецкое имя Чанаккале Богазы, смысл ‘Чанаккале Пролив », происходит от одноименный средний город который примыкает к проливу, что само по себе означает «гончарный форт» — от (Чанак, ‘керамика’) + (, «крепость») — со ссылкой на знаменитую керамику и изделия из керамики этого района, а также на известную османскую крепость Султание.
Английское имя Дарданеллы это сокращение от Пролив Дарданеллы. Во времена Османской империи по обе стороны пролива стояли замки. Эти замки вместе назывались Дарданеллы, вероятно назван в честь Дардан, древний город на азиатском берегу пролива, который, в свою очередь, получил свое название от Дардан, мифический сын Зевс и Электра.
Древний Греческий имя Ἑλλήσποντος (Hellēspontos) означает «Море Хелле» и было древним названием узкого пролива. В классической литературе он назывался по-разному. Hellespontium Pelagus, Прямая кишка Hellesponticum, и Fretum Hellesponticum. Это было так называлось от Helle, дочь Афама, которая утонула здесь в мифологии Золотое руно.
Для чего России Проливы?
Первая причина — экономическая. К 30-м годам XIX века Россия вывезла через Балтику и Белое море 1 919 000 четвертей зерна, а через Азовское и Чёрное моря — 868 000 четвертей, или 31% от всего экспорта. Через 20 лет ситуация сильно изменилась. В 1851–1853 годах экспорт зерна через Чёрное море составлял уже 4 894 000 четвертей, или 64,5% всего российского экспорта. То есть вывоз основного российского экспортного товара через Чёрное море стал теперь важнее даже Балтики и Белого моря. Именно поэтому вопрос о Проливах становился главнейшим в политике государства.
Причина вторая — логистическая. К 1840-м годам не только в России, но и в других странах Европы сложилось представление о Турции как о государстве, которое вот-вот распадётся на составные части
В этой ситуации для русских было важно обеспечить товарные потоки из Чёрного в Средиземное море, в том числе и для главного экспортного продукта — зерна
Наконец, причина третья — военная. Владение районом Проливов делало Чёрное море внутренним русским морем по типу Каспийского. В этой ситуации не надо было тратить деньги и ресурсы на большой флот, фортификации, возведение крепостей и т.д., что выглядело очень заманчиво.
Не будем касаться политических, экономических, социальных и иных аспектов, а сосредоточимся на военной части. С этой точки зрения интересным документом представляется записка от 15 ноября 1849 года, поданная великим князем Константином Николаевичем (во времена Александра II он стал морским министром) императору Николаю I. В этом документе князь рассуждал по поводу возможности или невозможности захвата Проливов. Подготовил план командующий Черноморским флотом адмирал Михаил Петрович Лазарев, и с поправками его принял Морской штаб Российской империи.
А можно ли было удержать Проливы?
На ту же тему Британская позиция: чего хотели англичане от Крымской войны
Теперь, когда мы получили представление о географии Босфора и Дарданелл, мы понимаем, что удержать Проливы русской армии и флоту помогала бы сама природа. Во-первых, Дарданелльское течение из Мраморного моря в Эгейское, хоть и не столь сильное, как в Босфоре(1,5 узла), мешало бы гипотетическим кораблям противника войти в узость самого пролива. Сеть укреплённых и усиленных батарей в узостях(в районе Чанаккале ширина пролива составляет 1,2 км — совершенно убойная позиция) свела бы на нет все возможности маневрирования для капитанов судов. Гористая местность с внешней стороны в случае высадки вражеского десанта позволила бы защищать подходы к крепостям малыми силами.
Более того, даже если бы путём невероятных усилий противник всё-таки взял Дарданеллы, то… его ждали бы ещё укрепления Босфора с узостями в 700 метров и с противодействующим течением 4,5 узла.
Таким образом, Крымская война, если бы она разыгралась в Проливах, в самом худшем случае грозила бы России… потерей Проливов, то есть возвращением статус-кво, существовавшего до захвата. При этом не был бы разрушен Севастополь, не случилось бы бомбардировки Одессы, целы были бы Керчь, Таганрог, Ейск, Кинбурн, Очаков.
Подвёл «фактор времени»?
Почему же у Сталина ничего не получилось в вопросе проливов? Роковое значение имел фактор времени. Захват проливов был бы вполне реальным, если бы Советский Союз объявил войну Турции году так в 1944-м — когда западные союзники ещё крайне нуждались в русских. Но тогда Сталин не решился — не завершив войны с Германией — открывать ещё один фронт боевых действий. А после краха Германии и Японии в 1945 году было уже поздно. Западные союзники в тот момент думали уже не о дружбе с Россией, а об её «сдерживании». В таких условиях всякое давление на Турцию было обречено на провал. Вскоре после смерти Сталина, 30 мая 1953 года, МИД СССР официально отказался от каких-либо требований к Турции касательно проливов. Вековая мечта российских и советских политиков об овладении черноморскими проливами так и осталась мечтой…
Метки: Англия, СССР, Великая отечественная война, Вторая мировая война, Война и Отечество, Сталин, США, Турция, флот, Чёрное море, пролив, Молотов, Босфор, Дмитрий Соколов, Неизвестный СССР
Босфор в Стамбуле
Знаменитый на весь мир город Стамбул уютно расположился прямо на границе двух материков, которые разделены проливом, в связи с этим, сердцем Стамбула можно уверенно назвать Босфор. Босфор — это удивительной красоты пролив, который зачаровывает всех гостей своими водами и контрастно убранными берегами. Здесь по соседству находятся современные небоскребы, рыбацкие поселки, величественные дворцы и многое другое. Все это является прекрасным символом сплетения роскоши и нищеты, древности и современности. Благодаря зеркальным водам, этот город получает особое очарование, которое ни с чем нельзя сравнить. Откуда же появилось название этого пролива? Здесь все связано с древнегреческим мифом, когда Зевс влюбился в жрицу Геры — Ио, которая являлась дочкой царя Инаха. После того, как супруга Зевса об этом узнала, она превратила Ио в корову и наслала на неё страшного шершня, от которого Ио тщетно пыталась убежать. И ее спасением стало то, что она спряталась в водах Босфора, после чего пролив и назвали «коровий брод». В том же случае, если обратиться к подлинной истории, а не легенде, то можно узнать о том, что первым человеком, который перешел через пролив по мосту, персидский царь Дарий, который переправил через Босфор семисоттысячную армию по временному мосту. Современные жители Турции с гордостью относятся к своим мостам. Перед тем как его стали разводить, многие местные твердили, что это испортит весь силуэт города, а также всю прелесть Босфора. Но даже не смотря на мост, который был возведен в в одном из красивейших городов мира, среди великих памятников истории, наравне с его мечетями и дворцами, ему удалось гармонично вписаться в извилины окружающих холмов. Также, существует теория, что пролив Босфор был сформирован примерно в 5600 году до нашей эры, из-за таяния крупных масс льда и снега в конце последнего ледникового периода, после чего, резко повысился уровень воды. Всего за несколько дней, мощный поток воды смог пробить пробку из Средиземного моря в Черное, которая представляла собой пресноводное озеро. Также, стоит заметить, что на подводных склонах побережья Черного моря Турции в ходе недавних археологических исследований нашли затопленные города. многие считают, что именно образование Босфора стало поводом для возникновению мифа о Всемирном потопе и Ноевом Ковчеге.
И чтобы полноценно ощутить на себе, что же такое пролив Босфор, необходимо обязательно, хотя бы один раз совершить увлекательную прогулку по проливу на борту любого туристического судна в квартале Каракой. Это удивительное и неописуемое путешествие, во время которого пред взором предстанет весь Стамбул с присущим ему величием и пафосом. А в том случае, если отложить поездку на вечер, то можно постараться заглянуть в самую душу «чуда из чудес» — древнегреческого названия Константинополя. Нет ничего более захватывающего, чем Босфор в вечернее время, который со всех сторон окрашен алым цветом заходящего солнца.
Осенью 2013 года, на дну Босфора открыли великолепный железнодорожный тоннель, который смог соединить два континента Стамбула. Для того чтобы пересечь границу, достаточно будет потрать всего 4 минуты. А от конечной до конечной станции по ветке Мармарай ехать 18 минут, а уже после, можно пересесть на метро. Этот туннель был создан специально для того, чтобы уменьшить нагрузки через мосты Стамбул, а также для того, чтобы уменьшить загазованность атмосферы. Во время строительства инженеры особенно заботились о безопасности пассажиров, благодаря чему, тоннелю Мармарай не повредили подземные толчки в этом сейсмоопасном районе.
На сегодняшний день, по проливу проходят различные крупные суда, которые перемещаются между Черным и Средиземным морями, также Босфор регулярно пересекают многочисленные туристические парому, которые передвигаются от одного берега к другому. На сегодняшний день, пролив может похвастаться международным статусом. К тому же, в том случае, если верить статистике Турецкой Ассоциации морских лоцманов, то каждый день через Босфор проходит более 155 судов. Из них 28-30 судов — это танкеры, а шести из них имеют одну общую длину в 200 метров. В них перевозят опасные вещества, к примеру, сырая нефть, сжиженный газ, топливо для реактивных двигателей и так далее.
Помимо всего вышеперечисленного, пролив Босфор является не просто узким каналом, а одним из самых сложных водных путей, с сильным течением в 6-7 км в час, с крутыми поворотами и многими другими опасностями. К тому же, в марте и в апреле, здесь бывают очень сильные туманы, а зимой тут даже случаются сильные бури, поэтому нужно быть максимально аккуратными и внимательными.
География
Как морской водный путь, Дарданеллы соединяют различные моря вдоль Восточное Средиземноморье, то Балканы, то Ближний Восток, и Западная Евразия, и, в частности, соединяет Эгейское море к Мраморное море. Мармара далее соединяется с Черное море через Босфор, а Aegean далее ссылается на Средиземноморье. Таким образом, Дарданеллы позволяют морское сообщение от Черного моря до Средиземного моря и Атлантического океана через Гибралтар и Индийского океана через Суэцкий канал, что делает его важным международным водным путем, в частности, для транзита товаров, прибывающих из Россия.
Пролив расположен примерно на .
Современная морфология
Длина пролива 61 км (38 миль) и ширина от 1,2 до 6 км (0,7-3,7 миль), в среднем 55 метров (180 футов) в глубину с максимальной глубиной 103 метра (338 футов) в самом узком месте в Нара Бурну, в ряд Чанаккале. Через пролив проходят два основных течения: поверхностный ток течет из Черного моря в сторону Эгейского моря, и более соленая подводное течение течет в обратном направлении.
Дарданеллы уникальны во многих отношениях. Очень узкая и извилистая форма пролива больше похожа на форму реки. Он считается одним из самых опасных, многолюдных, сложных и потенциально опасных водных путей в мире. Течения, возникающие в результате приливов и отливов в Черном и Мраморном море, таковы, что корабли под парусами должны ждать на якорной стоянке для правильных условий, прежде чем войти в Дарданеллы.
Участники событий
Попытки русских дипломатов договориться с Османами о разделе сфер влияния на Ближнем Востоке не дали положительного результата. Ультиматум был предпосылкой к назревавшей войне. В конфликт были втянуты правительства стран-союзников Турции и духовенство православных и католических конфессий. Христианские церкви не могли поделить между собой Святые места в Палестине, так как эти территории находились под русским и французским покровительством.
В этот период султан отдал Вифлеемский храм Иерусалима католической епархии, что послужило недовольством верхушки православной церкви. Царь в ультиматуме, используя религиозный конфликт, потребовал передачи храма в Иерусалиме православной епархии.
Турция отказала. Адмирал Меньшиков, назначенный царем своим чрезвычайным посланником, не мог ничего сделать. Дипломатические требования России и все попытки договориться были отклонены.
Тогда русские войска в июне 1853 г. нарушили границы Османской империи, остановившись в Молдавии и Валахии (Дунайское княжество). Султан Абдул-Меджид потребовал вывода войск со своих территорий.
У царя и султана было достаточно времени с июня до конца октября 1853 г. мирно договориться о взаимных претензиях, но они не сделали этого, а занимались наращиванием военной мощи.
В конце октября 1853 г. Османская империя объявила России войну. Заручившись поддержкой Великобритании и Франции, Турция дала разрешение на вход эскадры англичан и французов в пролив Дарданеллы, позже к альянсу присоединилось королевство Сардинии, преследовавшее собственные интересы.
Море Геллы
Устаревшее название пролива – Геллеспонт, что с греческого переводится как «море Геллы». Это название связано с древним мифом о близнецах, брате и сестре, Фриксе и Гелле. Рожденные орхоменским царем Афамантом и Нефелой, дети вскоре остались без матери — их воспитывала злая мачеха Ино. Она захотела погубить брата и сестру, но близнецы спаслись бегством на летающем баране с золотой шерстью. Во время полета Гелла соскользнула в воду и погибла. Место падения девочки – между Херсонесом и Сигеем — с тех пор прозвали «морем Геллы». Пролив Дарданеллы получил свое современное наименование по названию когда-то стоящего на его берегу древнего города – Дардания.