9 интересных экскурсий в кремль, алмазный фонд и оружейную палату в москве
Содержание:
- История сокровищницы
- Как попасть в Кремль
- «Оружничая палата вся погоре»
- Архитектура
- Как возникла Оружейная палата
- Экспонаты
- Московский Кремль — история и архитектура
- Царь-Пушка
- Интересные факты
- История
- Как купить билеты в Кремль
- Экспонаты Оружейной палаты Московского Кремля
- После Октябрьской революции
- Алмазный фонд
- Веками хранящая государево добро
- Как попасть в Кремль
- На коне
История сокровищницы
Древнее хранилище первоначально называли «Оружейным приказом». В первый раз о нем написали в документе 1547 года, как о месте, где находилось царское оружие. Историки предполагают, что уже в те времена здесь располагались мастерские, в которых изготавливали оружие и военные знамена.
Оружейный приказ стоял в Казенном дворе и со времен правления Ивана III Васильевича, прозванного Великим, находился возле Архангельского и Благовещенского соборов. Просторный двор покрывала крыша, а два его окна были обращены в сторону дворцовой площади.
Внутри двора размещалась Большая казна, к которой были приставлены казначеи из бояр и их помощники — дьяки. В ней хранили царскую церемониальную одежду, государственные регалии, иконы, посуду из серебра и золота, а также ценную утварь. За Большой казной стояла Оружейная палата, находившаяся под управлением оружничего. В его обязанности входило хранение царских сабель и мечей, а также изготовление оружия и его ремонт.
Известно, что среди первых дворцовый чин оружничего получил воевода Андрей Михайлович Салтыков (1511 год). Оружничим был и один из предков знаменитого русского поэта А.С. Пушкина — боярин Григорий Гаврилович Пушкин (1647 год). Кроме того, на Казенном дворе располагался Конюшенный приказ, где хранили экипажи царя и сбрую для лошадей, трехэтажный Запасной двор и Мастерские палаты.
Вход в палаты
Во второй половине XVII века царская сокровищница превратилась в настоящий центр русского искусства. В Московском Кремле работали умелые оружейники и знаменщики. В мастерских трудились искусные столяры, граверы по металлу и позолотчики, умевшие обрабатывать кость и дерево. В 1640-е годы при Оружейной палате создали мастерскую царских изографов, которая объединила лучших русских иконописцев. В те времена несколько приказов Кремля находились под управлением влиятельного боярина Богдана Матвеевича Хитрово. Он был страстным коллекционером и приложил немало усилий, чтобы Оружейная палата превратилась в один из лучших музеев Русского государства.
В начале XVIII века согласно указу Петра I царскую сокровищницу передали в ведение Сената, и сюда стали привозить курьезные вещи, которые до этого хранились в разных коллегиях. Вскоре старинных предметов стало так много, что решено было оставить только самые ценные из них, а остальные — продать.
В 1737 году в Москве произошел сильнейший пожар. Беда случилась в день Троицы и поэтому вошла в историю, как Троицкий пожар. Сильный огонь прокатился по всей территории Кремля. Выгорели кровли самых главных соборов, а здание Казенного двора было практически полностью уничтожено. К счастью, царская казна не пострадала, однако пламя не пощадило коллекцию трофейных знамен, завоеванных Россией во время битвы под Полтавой (1709 год).
Шестой зал: Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV—XVIII веков. Светский костюм в России XVI — начала XX века
Восстановление утраченного заняло несколько лет. Оставшиеся реликвии перенесли в Тюремный дворец и возвели для них специальные помещения. В 1812 году по распоряжению императора Александра I для мастерских царской сокровищницы на Сенатской площади Кремля было построено отдельное здание. Однако, оно не обладало системой отопления и поэтому было слишком сырым для хранения реликвий. Когда над Москвой нависла угроза вторжения наполеоновских войск, все ценности из хранилища перевезли в Нижний Новгород, но спустя два года вернули обратно в Москву.
В середине XIX века для царской сокровищницы возвели новое здание. Оно располагалось на месте старинного Конюшенного приказа и составляло единый комплекс с Большим Кремлевским дворцом, построенным по проекту известного российского зодчего Константина Андреевича Тона. Коллекции Оружейной палаты размещаются в этом месте и по сей день. Двухэтажное здание имеет высокий цоколь и декорировано пилястрами и резными колонами. Его стены украшают аккуратные медальоны из мрамора с изображением российских князей и царей.
Пятый зал: Западноевропейское серебро XIII—XIX вв.
Как попасть в Кремль
От касс есть два пути: направо к Кутафьей башне и налево к Боровицким воротам. Если у вас билеты в Оружейную палату или в Алмазный фонд, лучше идти налево, к Боровицким.
Но я предлагаю пойти направо и подняться по ступенькам к Кутафьей башне.
История говорит, что этой дорогой — от Кутафьей по мосту через Троицкие ворота — шли гости к дворцам царицы и царевен. Этот путь вел и ко двору патриарха.
Пройдя дальше, гости древнего Кремля попадали на Ивановскую площадь. Там кипела официальная жизнь, зачитывались указы.
В Кутафьей башне есть бесплатная камера хранения для рюкзаков и крупных вещей. Пропускной режим строгий: запрещают проносить гироскутеры, самокаты, велосипеды. Исключение — прогулочные детские коляски.
Далее расскажу, что посмотреть в Московском Кремле самостоятельно, а куда можно попасть только с экскурсией и по времени.
«Оружничая палата вся погоре»
Эта распродажа стала одним из тех катастрофических бедствий, которые выпали на долю Оружейной палаты за неполные пять веков своего существования. Другими были несколько пожаров и переездов, которые, как известно, этим пожарам эквивалентны. Первоначально, судя по летописям XVI века, палата располагалась в Набережных хоромах, к западу от Благовещенского собора. В этом здании Оружейная палата и пережила первый известный историкам пожар – в июле 1547 года, когда от огня катастрофически пострадали почти все постройки Московского Кремля. Второй крупный пожар произошел в палате в 1737 году, во время так называемого Великого, или Троицкого, пожара. К этому времени она уже была в первую очередь хранилищем ценностей, в том числе и военных трофеев, захваченных в ходе Северной войны. Среди них были и шведские знамена, многие из которых стали добычей огня, равно как и существенная часть коллекции оружия. После этого сохранившиеся сокровища Оружейной палаты перенесли в Теремной дворец, откуда они в 1807 году переехали в специальное здание, построенное для палаты по указу Александра I архитектором Иваном Еготовым.
Кольчуга-байдана московского царя Ивана IV Грозного, конец XVI века
Это был настоящий дворец, занимавший южную сторону Сенатской площади Кремля, но коллекции Оружейной палаты в нем жилось не слишком уютно. Во время Отечественной войны 1812 года ее пришлось эвакуировать в Нижний Новгород, чтобы спасти от Наполеона, а по возвращении многие предметы нуждались в реставрации, поскольку хранились в неприспособленных помещениях. Впрочем, и само здание Оружейной палаты, несмотря на красоту и помпезность, тоже мало годилось для музея: построенное из дерева, оно не имело отопления и потому было холодным и сырым. Поэтому уже в 1838 году по распоряжению императора Николая I началось проектирование нового здания Оружейной палаты, которое архитектор Николай Тон вписал в единый ансамбль с Большим Кремлевским дворцом. За два года, с 1849-го по 1851-й, новое помещение было возведено, и с тех пор палата не меняла места жительства до нынешнего времени.
Архитектура
Первое здание Еготов строил в стиле классицизм. Карниз украшали герои, прославившие страну в разное время, и дипломаты.
Здесь были изображения:
- Минина и Пожарского
- Пересвета и Осляби
- Ермака Тимофеевича
- Матвеева
- Голицына
- Ордина-Нащокина
Фасад украшали сцены героических событий России. Можно было увидеть картины выбора Владимиром православия, выхода России к морям на юге и на севере, избавления от татаро-монгольского ига.
Здание имело 2 этажа. На первом располагались архив, модель Большого Кремлевского дворца по проекту Баженова, экипажи. На втором – собственно выставка. В Коронном зале можно было увидеть государевы регалии, среди них – шапку Мономаха.
Новое здание построено на Колымажном дворе по проекту Тона. Оно органично сочетается с Большим Кремлевским дворцом: те же самые колонны, двухсветные окна. Постройка размещена на цоколе, имеющем разную высоту. Сочетание стилей довольно причудливо: прослеживаются черты русской архитектуры 17 века и готики.
Анфилада имеет ось, от которой отделены 2 круглых зала. Залы разделяются решетками, на которых изображены двуглавые орлы. В императорской сокровищнице в стены вставлены медальоны из мрамора. На них изображены правители державы.
Как возникла Оружейная палата
Первое упоминание об «оружельничей палате» сегодня относят к 1537 году. В летописных источниках именно за этот год она упоминается как место заточения князя Андрея Старицкого – младшего сына великого князя Василия III и Софьи Палеолог, рискнувшего выступить против Елены Глинской, регентши при малолетнем Иване IV, будущем Грозном. Спустя десять лет уже в другой летописи, повествующей о знаменитом московском пожаре 1547 года, вновь встречается фраза «оружничая палата». А уже в следующем, XVII столетии в структуре московских приказов появляется приказ Государевой Оружейной палаты. Уже в то время он был прообразом нынешней Оружейной палаты, но функции созданного приказа были шире. Помимо того, что это было казнохранилище, здесь работали и мастерские по изготовлению разнообразного оружия (как холодного, так и огнестрельного), мастера приказа создавали и драгоценную утварь для царского двора.
Шапка Мономаха, которой венчали на царство всех царей XVI-XVII веков. Работа мастеров Золотой Орды конца XIII — начала XIV века, опушка и навершие с крестом сделаны московскими мастерами XVII века
Существенная часть всего сделанного в палате оставалась в ней же на хранение: здесь аккумулировались ценности, которые становились составной частью государевой казны, из которой, в частности, выплачивалось натуральное вознаграждение придворным. Эту практику раздачи драгоценного содержимого Оружейной палаты прекратил только Петр I, который в 1720 году на основе Царицыной мастерской палаты, Казенного двора и Конюшенной казны создал единую «Мастерскую и Оружейную палату». В ее коллекцию были включены и сокровища Патриаршей палаты, и всех церквей Московского Кремля. А спустя еще восемь лет у палаты осталась единственная функция: быть хранилищем государственных исторических и художественных ценностей, в том числе коронационных принадлежностей.
Трансформация Оружейной палаты в музей завершилась при императоре Александре I. Царский указ «О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате ценностей» вышел 10 марта 1806 года, и эту дату можно считать официальным днем рождения музея. Правда, открылся он только в 1814 году, и поначалу в Оружейную палату могли войти с экскурсией лишь представители дворянства и купечества, а открытым для всех музей стал лишь после Октябрьской революции. Кстати, в советское время палата в последний раз пережила раздачу хранящихся в ней сокровищ: в начале 1930-х немалая часть коллекции, в том числе и знаменитые пасхальные яйца работы Фаберже, были проданы, чтобы пополнить бюджет СССР.
Вид на старое здание Оружейной палаты, построенное в 1806-1812 годах архитектором Иваном Еготовым. Гравюра неизвестного автора по рисунку художника Павла Свиньина
Экспонаты
Залы музея постоянно пополнялись различными военными и героическими трофеями, царскими драгоценностями, ценными экспонатами, подаренными музею.
На первом этаже музея можно увидеть коллекцию карет, среди которых экипаж Бориса Годунова, а также коляска императрицы Екатерины II. В выставочных витринах расположены различные царские украшения и наряды различных эпох.
Одним из самых известных экспонатов, представленных в Оружейной палате, является шапка Мономаха. Она украшена различными драгоценностями и мехом соболя. Она являлась одним из символов и олицетворением власти многих царей и императоров.
В музее представлено множество военных регалий и трофеев различных сражений и битв, а именно щиты, знамена и мечи.
Отдельный зал отведен под коллекции ювелирных изделий, которые были подарены государству иностранными послами.
Некоторые залы богаты изделиями прикладного характера, декоративного искусства, которые знакомят посетителей с историей отношений России во внешней политики. Многие экспонаты являются подарками английских, голландских и иных иностранных послов.
Сокровищницей всей экспозиции является выставка работ Фаберже, которая привлекает свое внимание величественностью и роскошью. В Оружейной палате представлено 10 яиц из коллекции великого Дома, которые были подарены женам императора
Оружейная палата известна во всем мире своим культурным богатым наследием и роскошью сокровищницы. Она хранит в себе многовековую историю великого государства, знакомит желающих с культурой и дворянским бытом империи.
Московский Кремль — история и архитектура
Первое упоминание о Москве встречается в летописи и относится к 1147 году. В 1156 году на берегу Москвы-реки и устья реки Неглинной были построены первые деревянные стены. Русь в то время была разъединена на отдельные княжества, поэтому не смогла в 1238 году устоять от нашествия татаро-монгольского ига. Москва была разорена, а Кремль сожжен.
В период правления Ивана Калиты Московское княжество было укреплено и Кремль перестроен. Сооружены каменные церкви, соборы и крепкие дубовые стены. По указу князя Димитрия Донского, внука Ивана Калиты, в 1367 году возводятся белокаменные стены и башни. Москву стали называть белокаменной. При великом князе Иване III расширяется территория Кремля, был вырыт ров вокруг стен. Совместно с иностранными зодчими строятся Успенский и Благовещенский храмы, Грановитая палата и колокольня Ивана Великого (дозорная башня). Был заложен Архангельский храм. С расцветом культуры и архитектуры в 17 веке преображаются и постройки Кремля. На Кремлевских башнях появились высокие кирпичные шатры с черепичными покрытиями и позолоченными флюгерами.
В начале 18 века по указу Петра I заложено здание Арсенала. С переносом столицы в Петербург Кремль оставался в заброшенном состоянии. Почти все деревянные строения были уничтожены пожарами и не восстанавливались.
Только со 2-ой половины 18 века началось его возведение. По проекту архитектора М. Ф. Казакова строится здание Сената. Под руководством архитектора Ивана Еготова было сооружено первое здание для Оружейной палаты. Во время войны 1812 года Наполеон при отступлении решил взорвать Кремль. Только благодаря мужеству москвичей, он был чудом спасен. Вскоре все поврежденные его постройки были восстановлены.
В 1917 году взятием Кремля была завершена революция в Москве. Сюда в марте 1918 года из Петрограда переехало Советское правительство. В наши дни здесь находится резиденция Президента России.
На территории Кремля Москвы создан Государственный музейный комплекс, включающий в себя Оружейную палату и храмы (Успенский, Архангельский и Благовещенский), церковь Ризоположения и Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, ансамбль колокольни Ивана Великого, а также коллекции артиллерийских орудий и колоколов. Комплекс Кремля и Красной площади в 1990 году были включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО как один из выдающихся исторических памятников планеты.
Царь-Пушка
Царь-Пушка – один из самых узнаваемых памятников литейного искусства России. Располагается легендарное артиллерийское оружие напротив Церкви Двенадцати апостолов.
Царь-Пушка
Отлито орудие было в конце XVI века на Пушечном дворе знаменитым мастером Андреем Чоховым и предназначалось для защиты Кремля от неприятеля. Передвигать дуло нужно было при помощи четырёх канатов, прикреплённых к специальным «ручкам». Размер пушки впечатлил даже польских интервентов во время Смуты. Они писали, что оружие настолько большое, что солдаты могли прятаться в нём от дождя.
Масса Царь-Пушки впечатляет не меньше её грозного вида. Вес оружия составляет более 39 тонн! С Пушечного двора на постамент на Лобном месте Царь-Пушку тянули двести лошадей!
Красота оружия, богато украшенного памятными изображениями и надписями, восхищает по сей день. На постаменте около Царь-Пушки находятся декоративные ядра из чугуна весом почти по две тонны каждый. Внутри они полые, стрелять ими орудие не сможет. Эти ядра были отлиты значительно позже создания пушки, лишь в 1835 году.
Существует несколько точек зрения о происхождении имени Царь-Пушки: по размеру и по изображению царя Фёдора Иоанновича (около жерла).
Иногда считают, что, несмотря на свои размеры и устрашающий вид, Царь-Пушка никогда не стреляла. Это ошибочное мнение! Царь-Пушка была настоящим боевым оружием. Она могла стрелять как огромными ядрами, так и картечью (дробью). Во время исследований внутри дула были обнаружены следы пороха. Значит, Царь-Пушка хотя бы раз стреляла.
Расположение: около соборной площади внутри Кремля. Осмотр свободный
Интересные факты
При Иване 3 на территории располагалась Большая казна. Историки считают ее предшественницей будущей Оружейной палаты. В первой половине 16 века сформировался Оружейный приказ. Он использовался для складирования оружия. Во второй половине 16 века название изменилось на Оружейную палату.
Мало кто знает, что Иван 4 организовал в хранилище оружия мастерские. В них изготовлялись разные предметы по государеву заказу. Во второй половине 17 века хранилище дополнилось предметами искусства. Именно с этого времени кладовая стала центром общерусского национального искусства.
В государевых мастерских изготовляли:
- оружие
- знамена
- броню
- золотили кость и дерево
- резали и ковали железо
- писали иконы
Фонды палаты пострадали во время пожара Кремля в первой половине 18 века. Сгорели знамена полков Карла Шведского, захваченные в Полтавском сражении. Часть раритетов оказалось повреждена и не подлежала восстановлению. Сокровища, пережившие пожар, разместили временно в Теремном дворце.
Построенное для сокровищницы здание не имело отопления. К тому же, оно было из дерева, то есть пожароопасного материала. Раритеты то пересыхали, то отсыревали, плесневели и ржавели. Переоборудовать старое помещение оказалось слишком дорого. Поэтому потребовалось строить новое здание.
К началу войны 1812 года фонды экспозиции были довольно внушительны. Их эвакуировали в Нижний Новгород. К сожалению, на месте временного хранения условия оказались не подходящими: части предметов потребовалась реставрация.
Во время Великой Отечественной войны остро встал вопрос о сохранении раритетов. Сначала предполагалось укрыть экспонаты в Тайницкой башне. Но уже к осени стало понятно, что эвакуация неизбежна. Сокровища погрузили в вагоны и отправили в Свердловск. С ценностями поехали 11 сотрудников. Операция была секретная, контролировалась НКВД.
В Свердловске раритеты приняло на хранение местное НКВД. Сотрудников поселили в бараках. Но ценности не остались без надзора. Эвакуированные работники осматривали сокровища, своими силами проводили реставрацию.
В Кремлевской Оружейной палате оставили экспонаты, которые было трудно перевозить: кареты, троны. Их сохраняли оставшиеся в Москве сотрудники. Руководили работами комендант Кремля и директор музея. В 1943 году их наградили орденами.
Подготовка к возвращению раритетов началась после того, как угроза, нависшая над Москвой, миновала. Это заняло несколько лет. Сокровища вернулись на свое постоянное место только в феврале 1945 года.
История
По повелению Петра Великого государевы мастерские и склады должны были преобразоваться в музей. Называться это учреждение должно было по самому старому хранилищу – Оружейной палате. Но завершить эту работу удалось только Александру I в 1806 году.
Для новой экспозиции построили отдельное здание. Во время работ проводились изучение и опись коллекции. Руководил всем Почетный член Малиновский. Первая часть каталога была издана через год. Тираж оплачивал лично император Александр I. Малиновский впервые описал раздел экспозиции – Государственные регалии.
Здание для размещения коллекции строил архитектор Еготов. Оно было готово в 1809 году, но отделка продолжалась до лета 1812.
Во время вступления Бонапарта в Москву зданию нанесен ущерб. Ценности эвакуировали, но из-за того, что они хранились в ящиках, экспонаты утратили былое великолепие. Требовалась реставрация. После реконструкции здания и работы с артефактами экспозиция переехала на постоянное место. Это произошло только в 1814 году.
Цель организации выставки – воспитание патриотических чувств у граждан России, напоминание о ратных подвигах.
Скоро стало ясно, что здание не отвечает многим требованиям. Отсутствовало отопление, экспонаты сырели и поражались грибком. Деревянные конструкции могли легко воспламениться. Было принято решение разместить кремлевский гарнизон в строении Еготова, а для экспозиции выстроить новое помещение.
Фото: pastvu.com
Еготовская постройка использовалась как казармы более 100 лет. Затем советское правительство решило возвести Кремлевский Дворец съездов, и первое здание Оружейной палаты снесли.
Как купить билеты в Кремль
Вид на Троицкую башню с Троицкого моста / фото автора
Попасть в Кремль могут все желающие. Билетные кассы находятся в Александровском саду, в застекленном коричневом здании. Заранее билеты покупайте только на сайте . В противном случае нарветесь на мошенников или просто переплатите.
Какие бывают билеты в Кремль:
- Билет в Кремлевский сквер стоит 250 руб. Вы проходите на территорию, любуетесь Царь-колоколом, Царь-Пушкой, старинными церквями. Но внутрь соборов не зайдете.
- Билет на Соборную площадь обойдется в 1000 руб. с аудиогидом и в 700 руб. без него. Увидите все на территории, плюс экспозиции в палатах и соборах.
- Билет в Оружейную палату стоит 1000 руб. По нему попасть на остальную территорию Кремля не получится: потребуют отдельный билет в Кремлевский сквер или на посещение Соборной площади.
- Билет на колокольню «Иван Великий» стоит 350 руб. Его продают в кассах за 45 минут до начала сеанса. Точное расписание смотрите ниже.
Дети до 7 лет проходят бесплатно.
Алмазный фонд расположен на территории столичной крепости, но не имеет к музеям Кремля никакого отношения. Билеты стоят 800 руб. Они продаются в кассах № 4 и № 5 в Александровском саду и на официальном сайте gokhran.ru.
Кремль открыт в любой день, кроме четверга — это выходной.
Зимой музеи работают с 10:00 до 17:00. В летний период (с 15 мая по 30 сентября) на час дольше.
Экспонаты Оружейной палаты Московского Кремля
Свое название палата получила по той причине, что в основном здесь работали оружейники — лучшие золотых и серебряных дел мастера. И оружие они изготавливали легкое, удобное и высокими боевыми качествами. Позже к Оружейной палате присоединяется мастерская по иконописи, в которой трудились знаменитые мастера С. Ушаков, Ф. Зубов и И. Безмин.
На протяжении всей истории музей пополняется ценными предметами: подарками, военными трофеями и ценными находками. Во времена гонения религии здесь также удалось сохранить ценности закрытых храмов. В залах музея представлена парадная одежда царей и одежда представителей русской православной церкви, золотые и серебряные изделия, изготовленные талантливыми мастерами. Одна из самых известных реликвий — это шапка Мономаха, украшенная соболиным мехом и драгоценными камнями. Ею венчали на царство великих князей Руси до начала правления Петра I. Посетители смогут увидеть знаменитый двойной трон, на котором короновали братьев — пятнадцатилетнего Ивана V и десятилетнего Петра Алексеевича, будущего Петра Великого. Трон необычен тем, что в нем есть маленькая дверца и комнатка. По одной легенде там находился тот, кто подсказывал братьям то, что надо говорить. А по другой легенде здесь прятались те, кому не разрешалось присутствовать на церемониях. Необычен трон Ивана Грозного, облицованный пластинами из слоновой кости с различными изображениями.
Здесь Вы увидите коллекцию вооружения и западноевропейские изделия из серебра и даже предметы парадного конского убранства. Так здесь представлен макет рыцаря на лошади. И рыцарь и лошадь закованы в броню. У рыцаря — только щелка для глаз. У лошади открыты только ноги и глаза. Всего в музее около 4000 уникальных экспонатов декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока. Их высокая ценность принесли мировую известность музею. Дмитрий Лихачев так сказал, что этот уникальный музей «больше чем музей. Это овеществленная память нашего народа, сокровищница России».
После Октябрьской революции
В 1917-м хранилищу были переданы многочисленные произведения, принадлежащие частным коллекциям, а также те, которые находились в монастырях и храмах, в том числе и в Патриаршей ризнице в Московском Кремле. В конце 1924 года Оружейная палата, которая тогда называлась Музеем прикладного искусства, открыла свою первую после революции выставку. А уже через год решением Ученого совета был издан и первый научный сборник трудов, посвященных собранию.
Деятельность этого старейшего в стране музея, которая заключалась и в тщательном изучении его экспонатов, была приостановлена с началом Великой Отечественной. Все коллекции, которые хранились в Оружейной палате, в июне 1941-го были вывезены на Урал. Там они хранились вплоть до февраля 1945-го. Летом того же года они снова вернулись в здание музея и предстали перед посетителями.
Алмазный фонд
Алмазный фонд — это выставка, которая находится в Оружейной палате, но принадлежит Гохрану. Сюда вы попадете только с экскурсией. Группы формируются каждые 20 минут.
В фонде собраны царские регалии, парадные украшения, природные алмазы. Всего 114 подлинных экспонатов. Например, карта России из бриллиантов и двухкилограммовая корона Российской империи, стоимость которой оценивают почти в миллиард рублей.
Интереснейший экземпляр — безукоризненный алмаз Шах в 88,7 карат. Камень — подарок персидского принца русскому правительству. Есть версия, что принц преподнес его как компенсацию за убийство Грибоедова, автора «Горе от ума».
Буквально в нескольких метрах находится выход из Кремля через Боровицкие ворота.
Веками хранящая государево добро
Оружейный приказ при Московском Кремле был хранилищем военного снаряжения и вооружения. Он был связан с Казенным двором, куда свозили все ценности государева двора. В 1560 году объединили эти два объекта и изменили название.
С тех давних пор, Оружейная палата – это место особое, где находились под усиленной охраной бесценные артефакты, принадлежащие предшественникам царей, дорогие подарки и трофеи, взятые у неприятеля. А Россия во все времена вступала в различные войны, так что недостатка в них не было.
Другая функция прикремлевской ризницы – собственные мастерские, где изготавливали оружие, занимались поставкой различной утвари для дворца, обучали иконописи и выполняли многие другие работы. Надо ли говорить, что в них работали самые лучшие мастера?
В разное время эта прикладная деятельность менялась, например, в XVII веке там работали ювелиры, но неизменным оставалась главная задача – сохранять царские реликвии. Уникальными экспонатами еще в то время были награды царей и патриархов, золотая и серебряная посуда, княжеский шлем отца Александра Невского и многое другое, относящееся к XII веку.
С каждым новым правителем и новой войной фонды пополнялись и не только из дворцовых палат, но из конюшен, столовых, княжеских усадеб, полей сражений.
Не уберегли часть реликвий лишь однажды: в 1737 году в Москве случился большой пожар, оставивший целыми лишь казну и несколько самых древних экспонатов, хранившихся отдельно от всего. Пострадавшее от огня здание пришлось разобрать, сохранившиеся экземпляры переехали на временное хранение в Теремной дворец. Для страховки пригласили художника, который написал своеобразную художественную летопись. Его рисунки дошли до нашего времени и стали наравне с другими описями – бесценным свидетельством истории.
Война с Наполеоном внесла свои коррективы: казну и все ценности погрузили на корабль и доставили в Нижний Новгород. Два года они там находились под неусыпным контролем.
Вернулись они уже в новое здание, изменился и статус Оружейной палаты: ко всем прочим служащим в руководство государственным хранилищем были введены просвещенные знатоки истории и искусств, и перед посетителями впервые открылись двери.
Здание Оружейной палаты было возведено по приказу Николая I. Он интересовался всем: даже проекты эскизов расположения экспонатов в залах утверждал сам. Он и стал первым посетителем получившего статус музея – дворцового хранилища. Позже двери музея открылись для представителей всех сословий, исключая крепостных. Популярностью у тысячи зевак пользовались не только залы с уникальным оружием, оправленным драгоценными камнями, но и с гардеробом коронационных особ.
Ввел правило все платья непременно после коронации сдавать на хранение в Оружейную палату еще Петр I. Поэтому по ним легко проследить модные тенденции целых эпох. В коллекции 17 нарядов, десять из которых – женские. И это – не самая большая из всех существующих в мире. Например, подобная традиция существовала в Швеции, где хранится самая значительная коллекция королевских одежд. Есть подобные экспонаты в Англии, Австрии и Дании. Но вряд ли где сохранилось подробное описание создания платьев: так называемые кроильные книги составляют отдельную историческую ценность, и все они, наравне с другими описями хранятся в архивном фонде Оружейной палаты.
Как попасть в Кремль
От касс есть два пути: направо к Кутафьей башне и налево к Боровицким воротам. Если у вас билеты в Оружейную палату или в Алмазный фонд, лучше идти налево, к Боровицким.
Но я предлагаю пойти направо и подняться по ступенькам к Кутафьей башне.
История говорит, что этой дорогой — от Кутафьей по мосту через Троицкие ворота — шли гости к дворцам царицы и царевен. Этот путь вел и ко двору патриарха.
Пройдя дальше, гости древнего Кремля попадали на Ивановскую площадь. Там кипела официальная жизнь, зачитывались указы.
В Кутафьей башне есть бесплатная камера хранения для рюкзаков и крупных вещей. Пропускной режим строгий: запрещают проносить гироскутеры, самокаты, велосипеды. Исключение — прогулочные детские коляски.
Далее расскажу, что посмотреть в Московском Кремле самостоятельно, а куда можно попасть только с экскурсией и по времени.
Мы много пишем о путешествиях, знаем интересные места, ищем новые маршруты
Dorogi-ne-dorogi.ru – журнал о путешествиях без лишних слов
Схема Московского Кремля.
: kreml-msk.ru
На коне
Отдельный зал и не самый маленький по площади отдан коллекции конского убранства, которая не имеет аналогов в мире. Ни у кого нет такой, а у нас она сохранилась, благодаря традициям сохранять все царское. Привозят, например, дары покоренные турки Екатерине II из своей сокровищницы, а она велит их везти на хранение. Седла, попоны, сбруя, другие украшения в золоте и драгоценностях, одно только перо для всадника, усыпанное бриллиантами, могло кормить и поить весь двор в течение года — все складировалось в Конюшенную казну. Кроме, разумеется, породистых скакунов. Среди турецких подарков оказалось серебряное ведро начало XVII века, которое царица получила в дар полтора столетия спустя.
Накопилось много ценного и из предметов, созданных в собственных мастерских. Это седла в оправах, украшенных дорогими камнями, позолоченные уздечки, попоны и покрывала из дорогих тканей, расшитые золотом, различные украшения для коней по богатству не уступающие королевским ювелирным изделиям.
Самым ранним в этой коллекции является седло Ивана Грозного из красного бархата, прекрасно сохранившим яркость цвета, украшенный золотыми вкраплениями, серебром, сапфирами и другими камнями, с чеканной вставкой и расшитый золотыми нитями. Историки утверждают, что он был большим любителем покрасоваться верхом и был талантливым полководцем.
Недаром Конюшенная казна занимала важное место в ряду государственных сокровищниц. Ее штат в XVII веке состоял из семисот человек, содержащих более 40 тысяч лошадей
Из них 150-т предназначались для царя, еще столько же для царской семьи, остальные для послов. В парадных выездах участвовали три тысячи лошадей элитных пород. Но большинство – конница для военных походов.
Не уступает по уникальности и коллекция экипажей, в которых венценосные пассажиры пересекали границы Кремля. Их двадцать четыре, начиная от созданных в XVI веке колымаг, возивших исключительно царей и представителей церкви (только через столетие в конные повозки могли сесть бояре и прочая знать), до карет, какие мы все видим в фильмах о том времени. Все они имеют определенные названия, конструкцию, назначения и отражают дух времени. Петербургские мастера сделали двухместную карету для Анны Иоановны в стиле барокко, а ее последовательница Елизавета Петровна выезжала в венской карете, отмеченной рококо. Элегантные четырехместные кареты появились во времена правления Екатерины II: зимой она выезжала в экипаже, созданном в Берлине, а летом пользовалась английской коляской. Этот летний открытый экипаж ей подарил граф Орлов. Знатоки называют ее шедевром каретного искусства того времени. Она необычна по исполнению: это чисто женский вариант — ее кузов напоминает то ли гондолу, то ли крылья птицы, то ли открытую морскую раковину. В общем, на этой жемчужине коллекции поднимали придорожную пыль и последующие правители. Несмотря на то, что они были мужчинами.
Увидеть можно экипажи для парадных выездов мастеров и других европейских центров — Парижа и Вены. Французский вариант принадлежал дочери Петра I. Это изящная, легкая, сверкающая золотом на солнце, в росписи из нимф карета. Елизавете Петровне принадлежали и две кареты венских мастеров, одна из которых роскошный подарок графа Разумовского.
На месте Конюшенного приказа и стоит современное здание музея.
Революция, гражданская война и Великая Отечественная повлияли на сохранность многих экспонатов. Часть коллекции (исключая кареты и некоторые иконы) была эвакуирована в Свердловск летом 1941 года, но, несмотря на тяжесть времени и сложность дороги, пережила все это время благополучно. Волнений у хранителей, сопровождавших сокровища, было предостаточно. А как только они вернулись в Москву, был уже готов проект новой экспозиции. Через полтора месяца, весной 1945 года, в залах проводили экскурсии для участников Парада Победы, одним из которых был будущий президент США Эйзенхауэр.
Несмотря на большой интерес и положительные отзывы от деятелей культуры и искусств об экспозиции, выставочные площадки Кремля открыли для массового посещения только в 1955 году. Через пять лет Оружейная палата официально вошла в его состав, а еще через два года открылся филиал в Патриарших кремлевских палатах как Музей прикладного искусства. В самом же здании Оружейной палаты вот уже полвека работает постоянная выставка Алмазного фонда.