Оружейная палата — старинный музей-сокровищница кремля

Екатерининский

Путь к этому удивительному залу лежит через парадную половину императрицы в Теремном дворце, известную как Екатерининская. Великолепную анфиладу покоев открывает Ореховая гардеробная, уникальная тем, что исполнена мастером К. Герцом без клея и гвоздей. Все ореховые панели безукоризненно пригнаны одна к другой. Великолепна резная алебастровая люстра в античном стиле. На ее тонких стенках гравирован изящный растительный узор. Невидимый днем, он отчетливо проступает при вечернем свете. Форма светильника навеяна античными образцами.

Надо ли говорить, что столь изысканная гардеробная никогда не использовалась по прямому назначению! Ведь назначение этой половины — парадное.

А вот бывшая Парадная опочивальня (сегодня ее можно назвать Красной гостиной, здесь проходят протокольные мероприятия с участием главы нашего государства) вполне соответствовала замыслу создателей. Правда, не сохранилась кровать, но альков с колоннами-монолитами из мрамора светло-зеленого цвета по-прежнему украшает апартаменты. Эти колонны когда-то украшали дворец древней Помпеи, разрушенной вулканом Везувием в 79 году н.э. Они были куплены русскими купцами и преподнесены в дар императору.

В тон колоннам подобран поразительной красоты камин из яшмы глубокого серо-голубого тона с редким дымчатым оттенком. Его перевезли сюда из Зимнего дворца по приказу императора Николая I. На камине — часы и канделябры в стиле барокко XIX века…

Но самая красивая комната этой анфилады, без сомнения, Парадная гостиная (Диванная), где в наши дни проходят приватные переговоры российского Президента с главами государств, так называемые переговоры tete-а-tete (в узком составе). На этой гостиной, безусловно, сказался вкус первой хозяйки Большого Кремлевского дворца — императрицы Александры Федоровны. Взгляните на светлый с цветочным орнаментом плафон, написанный итальянским художником Джузеппе Коломбо Артари. Рассмотрите внимательно мебель в стиле Буль

Обратите внимание на замечательные столики, исполненные в этом стиле, — с перламутром, позолоченной бронзой, ценными породами дерева, с пластинками панциря черепахи. Изумительная работа мастеров фабрики московского купца Э

Блехшмидта!

Не забыта в Парадной гостиной и модная в то время тема Востока. Зал украшают светильники с шестьюдесятью шестью рожками и вазами для живых цветов: два в китайском стиле, собранные русскими мастерами из китайских ваз и украшенные позолоченной бронзой; и один в японском, сделанный на знаменитой мануфактуре Петербурга — Императорском фарфоровом заводе.

Красоты удивительной анфилады словно подготавливают нас к встрече с главной комнатой парадной половины — Екатерининским залом.

Раньше он являлся тронным залом русских императриц. И сегодня единственный современный атрибут здесь — стол из карельской березы для переговоров в расширенном составе. Ведь в старину именно в этом зале проходили важные протокольные мероприятия, связанные с женской половиной императорского дома. И в каком интерьере! Хрустальные деревья. Уникальные массивные хрустальные светильники, выполненные на императорском заводе в Санкт-Петербурге. Канделябры высотой четыре с половиной метра, исполненные на Императорском стеклянном заводе; они установлены на подставках из красного французского мрамора, так гармонирующего с Екатерининской орденской лентой.

Кстати, не все знают, что в 1714 году император Петр Великий учредил первый в Российской империи женский орден в честь своей супруги, будущей императрицы Екатерины I.

А преамбула такова…

В 1711 году Петр Алексеевич предпринял Прутский поход по освобождению братьев-славян из турецкого плена. Преданный союзниками, без воды и пропитания, Петр оказался в окружении противника. Силы откровенно неравные: 37 000 петровского войска, более 130 000 — противника. Но у Петра самая мощная в Европе артиллерия, прекрасно показавшая себя во время Полтавской баталии. Начинаются трудные переговоры.

Екатерина I, разделявшая с супругом все тяготы войны, пожертвовала свои лучшие драгоценности в дар представителям турецкой армии, после чего турки согласились не препятствовать отходу русских войск в полном вооружении. Царь и армия были спасены.

Отсюда девиз ордена в честь святой Екатерины, восстановленного в 2012 году, — «За Любовь и Отечество». В зале он представлен на фоне серебристого муара стен. На бантах из орденской ленты укреплены осыпанные крупными стразами массивные орденские знаки.

Орден вручали дамам, которые занимались благотворительностью, вызволяли наших соотечественников из плена.

А первой награжденной стала Екатерина I.

Как купить билеты в Кремль

Вид на Троицкую башню с Троицкого моста / фото автора

Попасть в Кремль могут все желающие. Билетные кассы находятся в Александровском саду, в застекленном коричневом здании. Заранее билеты покупайте только на сайте . В противном случае нарветесь на мошенников или просто переплатите.

Какие бывают билеты в Кремль:

  • Билет в Кремлевский сквер стоит 250 руб. Вы проходите на территорию, любуетесь Царь-колоколом, Царь-Пушкой, старинными церквями. Но внутрь соборов не зайдете.
  • Билет на Соборную площадь обойдется в 1000 руб. с аудиогидом и в 700 руб. без него. Увидите все на территории, плюс экспозиции в палатах и соборах.
  • Билет в Оружейную палату стоит 1000 руб. По нему попасть на остальную территорию Кремля не получится: потребуют отдельный билет в Кремлевский сквер или на посещение Соборной площади.
  • Билет на колокольню «Иван Великий» стоит 350 руб. Его продают в кассах за 45 минут до начала сеанса. Точное расписание смотрите ниже.

Дети до 7 лет проходят бесплатно.

Алмазный фонд расположен на территории столичной крепости, но не имеет к музеям Кремля никакого отношения. Билеты стоят 800 руб. Они продаются в кассах № 4 и № 5 в Александровском саду и на официальном сайте gokhran.ru.

Кремль открыт в любой день, кроме четверга — это выходной.

Зимой музеи работают с 10:00 до 17:00. В летний период (с 15 мая по 30 сентября) на час дольше.

Архангельский собор

Архангельский собор был построен в 1505–1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым. Собор стал царской усыпальницей, здесь находится некрополь из 56 захоронений. Погребенные покоятся в белокаменных саркофагах, опущенные в землю под полом Архангельского собора. Надгробия устанавливались  кирпичные, с белокаменными плитами. В начале ХХ века надгробия заключили в латунные застекленные футляры с накладными крестами и надписями. 


Усыпальница Архангельского собора

Здесь покоятся великие князья Рюриковичи и цари Романовы. Петр I прекратил обычай предков: он построил новую усыпальницу в созданном им городе Санкт-Петербурге — хоронить императоров и императриц стали в Петропавловском соборе Петропавловской крепости. Петр I стал первым государем, похороненным в ней. Исключениями являются малолетний император Петр II — заболевший и умерший в Москве, он похоронен в Архангельском соборе и свергнутый император Иоанн VI, убитый при попытке освобождения из Шлиссельбургской крепости, скорее всего его останки захоронены там же.

Для женщин великокняжеских и царских семей усыпальницей служил Вознесенский собор Вознесенского монастыря, созданного в 1386 году на территории кремля женой Дмитрия Донского — княгиней Евдокией. Здание собора несколько раз отстраивалось заново, последнее здание было внешне схоже с Архангельским. Здесь покоились матери, жены и дочери царей и великих князей — Софья Палеолог, Елена Глинская, Анастасия Романовна, Ирина Годунова, Мария Милославская, Наталья Нарышкина и многие другие. После пасхальных богослужений государи шли поклониться сначала к могилам матерей — в Вознесенский собор, потом к могилам отцов — в Архангельский собор.


Здание Военной школы имени ВЦИК

В 1929 году Вознесенский монастырь был взорван вместе Чудовым монастырем и Малым Николаевским дворцом. На их месте в 1934 году было построено здание Военной школы имени ВЦИК (14-й корпус Кремля) в неоклассическом стиле, сочетающееся с соседними зданиями Сенатского дворца и Арсенала. В 2016 году это здание было полностью демонтировано, сейчас на его месте находится парк.

Во время уничтожения Вознесенского монастыря около 70 саркофагов с княгинями и царицами было перенесено в подземелье под южной пристройкой Архангельского собора. Сейчас здесь представлена экспозиция «Вознесенский монастырь в Московском кремле», где можно увидеть сохранившиеся иконы и церковные предметы из Вознесенского монастыря.

Соборная площадь

Я рекомендую прийти на Соборную площадь в субботу. С апреля по конец октября в 12:00 здесь проходит развод караулов Президентского полка — пешего и конного.

Зрелище потрясающее: на фоне старинных церквей играет оркестр и маршируют красавцы-военные. Они перестраиваются, показывают строевые приемы с оружием. Самый захватывающий момент — «конная карусель». 20-минутное представление проходит бесплатно для всех, кто находится на территории Кремля.

Далее расскажу о храмах и палатах Соборной площади. Знакомиться с ними будем по часовой стрелке.

Архангельский собор

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Алевиз Новый

Врата Архангельского собора / фото автора

Первый каменный собор заложил на этом месте князь Иван Калита в 1333 году. Здание, которое дошло до наших дней, возвели в XVI веке.

Это не просто храм, а усыпальница царей и князей. Внутри 46 гробниц: погребены Иван Грозный и его сын, Михаил Романов и братья Петра I. Усыпальница Годунова стоит пустой: его останки вынесли из храма в 1605 году по приказу Лжедмитрия I, чтобы «не осквернять» церковь.

В южной пристройке храма посмотрите выставку, посвященную Вознесенскому женскому монастырю. Его основала Евдокия, жена Дмитрия Донского.

Благовещенский собор

  • Даты постройки: 1484–1489
  • Архитекторы: покровские мастера Кривцов и Мышкин

Благовещенский собор / фото автора

Благовещенскому храму более 500 лет. Первоначально он был квадратным и с тремя главками. Сейчас их девять.

Собор работает как музей. Спуститесь в подклет, там организовали экспозицию «Клады и древности Московского Кремля». Выставлены оружие, ювелирные изделия, денежные слитки — всего более 1500 экспонатов.

Раз в год, 7 апреля, в Благовещенском проходят патриаршее богослужение. С крыльца выпускают в небо белых голубок.

Грановитая палата

  • Даты постройки: 1487–1491
  • Архитекторы: Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари

Фрагмент облицовки Грановитой палаты / фото автора

У строения необычный фасад: его облицевали белым камнем, который обтесали на 4 грани. Поэтому палату и назвали Грановитой. Это самый древний церемониальный зал Москвы. Здесь проходили Земские Соборы и Боярские Думы.

Через парадное Красное крыльцо выходил царь. После революции крыльцо разобрали, чтобы построить партийную столовую. Восстановили только в 90-х годах, так что это — исторический новодел.

Церковь Ризоположения

  • Даты постройки: 1484–1485
  • Архитектор: неизвестен

Скромная Церковь Ризоположения выглядит миниатюрной, но в XV веке она была одной из крупнейших в Москве. У храма один купол. По архитектурным особенностям и облику он напоминает храм Покрова на Нерли.

В крытой галерее стоит посмотреть выставку деревянной скульптуры. В небольшой экспозиции представлены резные иконы, складни, кресты.

Успенский собор

  • Даты постройки: 1475–1479
  • Архитектор: Аристотель Фиораванти

Успенский собор Кремля / фото автора

С 1498 года в Успенском соборе венчали на царство, поэтому он считается главным в Кремле.

Южный фасад собора украшен изображением Богоматери Владимирской — копией иконы, которая хранилась в храме, а теперь перенесена в Третьяковскую галерею.

В храме сохранились росписи и иконостас XVII века. Одна из важнейших реликвий собора — Гвоздь Господень.

Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов

  • Даты постройки: 1635–1656
  • Архитекторы: русские зодчие Огурцов и Константинов

Патриаршие палаты и Собор 12 апостолов. На заднем плане фрагмент Государственного Кремлевского Дворца / фото автора

Патриаршие палаты — редкий памятник гражданского зодчества. Их возвели по распоряжению патриарха Никона на месте более древних.

Поднимитесь на второй этаж, чтобы увидеть постоянную выставку, посвященную русской культуре XVII века. В экспозиции есть старинная мебель, предметы царской охоты, драгоценная посуда, золотое шитье.

В церкви Двенадцати апостолов работает выставка икон.

Колокольня Ивана Великого

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Бон Фрязин

Колокольню возвели в память об Иване III. Столетие спустя по указу Бориса Годунова сооружение достроили. Оно стало самым высоким в Москве XVII века — 81 метр.

Всего здесь 22 колокола. Самый большой весит 64 тонны, самый древний — Медведь — отлит в 1501 году.

Подняться на колокольню разрешают только с мая по сентябрь. Выход на смотровую площадку строго по времени: 10:15, 11:30, 13:45, 15:00 и 16:00.

О лучших смотровых площадках Москвы читайте здесь.

Услуги

Оружейная палата предлагает своим посетителям уникальную возможность: каждый из них может воспользоваться уникальным аудиогидом. Он выдается посетителям без дополнительной платы и позволяет не только увидеть весь план музея, но и индивидуально прослушать информацию о любом выставленном экспонате. Обычно отведенного на экскурсию времени — полутора часов — не хватает человеку, чтоб успеть спокойно осмотреть все сокровища Оружейной палаты. А уж о том, чтобы узнать о них все интересующие сведения, и говорить не приходится. Поэтому многие посетители последние залы зачастую осматривают только беглым взглядом.

Но теперь на помощь тем, кого заинтересовал музей-сокровищница, пришел карманный персональный компьютер — электронный путеводитель. Человек может вывести на дисплей не только планировку этажей и залов Оружейной палаты, но и изображения всех витрин и расположенных в них экспонатов, а также в спокойных условиях прослушать о них полную информацию.

Оружие

Свое название музей оправдывает: в его основе все ж таки – вооружение, над которым трудились мастеровые на протяжении многих веков. Здесь можно увидеть сабли, клинки, мечи, эфесы с инкрустацией драгоценными камнями, доспехи, ордена и многое другое.

Все это поделено на три группы. В одной – русское вооружение, что относится к XII веку. В другой – европейское, большая часть которого датируется эпохой расцвета в 16-17 веках. В третьей — восточное элитное боевое оружие, представленное, в основном, турецкими мастерами, не жалеющими агата, яшмы, нефрита и горного хрусталя для украшения, и иранскими, предпочитающими утяжелять вес оружия жемчугом с золотом.

Можно много рассказывать об истории русского оружия – она прослеживается по экспонатам, представленным в музее. Но мы возьмем три из них: древнюю кольчугу, ружье любительницы пострелять в уток и законодательницы моды на охоту Екатерины II и высшую военную награду Российской империи, которую эта императрица учредила.

Кольчуга весом в 16 кг и состоящая из двадцати тысяч колец относится ко времени правления Ивана Грозного. Она принадлежит его воеводе князю Шуйскому и является самым старым экспонатом среди подобных.

Сохранилась она благодаря тому, что стоила очень дорого и ее берегли больше, чем сегодня самый дорогой фрак от английских дизайнеров.

Охотничье ружье для Екатерины было изготовлено по спецзаказу ведущим оружейным мастером Санкт-Петербургского Ружейного двора. У ружья даже есть стиль, такой же как и у эпохи – рококо. Его ствол темной вороненой поверхности с орнаментом и инкрустацией золотом. При Екатерине II был сделан шаг вперед в освоении зарубежных рынков военного оружия: русское считалось самым выдающимся.

Она же учредила наградное оружие: саблю и знаком ордена Святого Георгия. На ее царствование пришлась война с турками, поэтому большинство из 300 награжденных были ее участниками. 80 наград из этого количества – дорого обошлись казне, потому что были украшены не только золотым эфесом, но и бриллиантом. Ими награждали генералов, а те, кто меньше рангом получали награду без камня.

Есть в экспозиции и наградные гарнитуры: шпага, ружье, пара пистолетов и прочие принадлежности. Этот набор парижане вручили генералу русской армии в 1814 году, о чем свидетельствует гравировка золотом на клинке. Через 20 лет генерал передал дар в Оружейную палату, о чем сохранилось письмо. Он легко расстался со шпагой в белых ножнах с лазуритовым эфесом, в который был вставлен большой бриллиант. Кстати, в революцию камень исчез, его восстановили в годы советской власти.

Немного истории

Первые упоминания об этом удивительном музее встречаются в летописи начала шестнадцатого века. В них рассказывается о страшном пожаре 1547 года, уничтожившем все сокровища, в том числе и старинное воинское оружие.

Во времена Ивана III Оружейная палата исполняла несколько другую функцию и звалась по-другому — Большой или Царской казной. Территориально она располагалась в большом здании, расположенном на пространстве, занимающем место от Благовещенского до Архангельского соборов. Во времена царствования Петра Первого на этом месте была создана мастерская. Здесь императором было поручено собирать ценности.

Залы

Всего Оружейная палата Кремля располагает девятью залами. В первых двух выставлены золотые и серебряные изделия, принадлежащие русским мастерам. В одном представлены экспонаты, относящиеся к двенадцатому-семнадцатому, а в другом – к восемнадцатому-двадцатому векам.

В третьем и четвертом залах представлены парадные вооружения. Экспонаты поделены по географическому принципу: в одном находится русское вооружение, которое использовалось с двенадцатого по девятнадцатое столетие, в другом — европейское и восточное элитное боевое оружие. В пятом зале представлены серебряные изделия, в следующем — драгоценные ткани и шитье. Есть даже светский костюм, датируемый прошлым веком.

В зале седьмом можно увидеть древние государственные реликвии. Здесь же представлены предметы, которые использовались при парадных церемониях.

Оружейная палата, фото экспонатов которой поражает своей роскошью, славится коллекцией экипажей и конского убранства. Перед данными выставочными экспозициями постоянно много народа.

История создания музея

Первые упоминания об Оружейной палате датируются началом шестнадцатого века, но ценности, положившие начало коллекции начали собираться гораздо раньше. Пополнение кладовых Московского Кремля возрастало по мере становления города. Чем больше становилась Москва, тем больше съезжалось в нее русских и иностранных мастеров, создававших шедевры прикладного искусства. Большой вклад в сокровищницу вносили и иностранные послы, московских князей одаривали щедрыми подарками: серебряными кубками, драгоценными тканями, воинским снаряжением, парадной конской сбруей.

Экспонат музея

В годы правления Ивана III для хранения великокняжеской казны было решено возвести уже отдельное здание. Двухэтажное каменное здание располагалось между Архангельским и Благовещенским соборами, именоваться оно стало «казенный двор» и совместило в себе функции хранилища и производственных мастерских. Во времена Смуты казенный двор нес большие убытки, так, к примеру, Василий Шуйский взошедший на престол после убийства Лжедмитрия, был вынужден отдать приказ на переделку казенных драгоценных изделий в золотые и серебряные монеты, настолько пуста была казна. Также практически полному опустошению подверглась кремлевская сокровищница во время польской интервенции в Москве в 1610-1612 годах. После того, как Москва была освобождена, деятельность кремлевских мастерских восстанавливается с новой силой, и ко второй половине 17 века они переживают эпоху расцвета.

Музей-сокровищница Оружейная палата

Одна за другой создаются при Оружейной палате новые мастерские: в 1640 – иконописная; в 1683 – живописная; в 1700 – основаны Золотая и Серебряная палаты. В мастерских работали лучшие русские и зарубежные мастера: живописцы, ювелиры, граверы и оружейники. Проводилось также и обучение молодежи художественным ремеслам и живописи.

После перенесения Петром I столицы из Москвы в Петербург, значение Оружейной палаты немного снизилось. Но пополнение фондов сокровищницы проводилось и в петровские времена. В 1709 году в Оружейную палату были переданы все захваченные трофеи, полученные после победы в битве под Полтавой. Однако, со временем большая часть мастеров все-таки была переведена в Петербург, новую столицу надлежало поднять до европейского уровня. В 1726 году Оружейную палату объединили с Казенным двором, Конюшенной казной и Мастерской палатой, тем самым сведя на «нет» производственное значение Оружейной палаты. Она превращается в хранилище предметов, которые имеют большое художественное и историческое значение и в 1806 году преобразовывается в музей.

Экспозиция музея

После полной ревизии ценностей, проведенной в начале 19 века, издается первый печатный труд по истории Оружейной палаты. В период Отечественной войны 1812 года, накануне Бородинской битвы, все ценности из Оружейной палаты вывезли в Нижний Новгород. В 1844-51 годах для Оружейной палаты было воздвигнуто новое здание. Архитектор Константин Тон создал проект здания в стиле древнерусских теремов, украшенного белокаменными резными колонами.

Залы

Все территория музея делиться на 9 залов. Каждый из них демонстрирует конкретную эпоху и тематику. В первом и втором зале представлены русские золотые и серебряные изделия 12-начала 20 веков. Третий и четвертый зал посвящён вооружению. Там собраны экспонаты с 12 по 19 века. Весь пятый зал был полностью отдан под западноевропейское серебро 13-19 веков. В шестом можно узнать в каких костюмах проводили время знатные люди 14-18 века. В 7 зале представлена главная реликвия музея шапка Мономаха, а так множество других предметов парадного церемониала 13-19 веков. В следующем находятся предметы конского убранства 16-18 веков. А в последнем зале рассказывается на каких экипажах высокочтенные граждане передвигались в 16-19веках.

Экспонаты Оружейной палаты

Драгоценные изделия, вошедшие в царскую, а затем в музейную сокровищницу создавались российскими, европейскими и восточными мастерами IV — начала XX века.Постоянная музейная экспозиция охватывает около 4000 предметов декоративно-прикладного искусства, имеющих высокую художественную и историческую ценность.

Среди наиболее впечатляющих экспонатов музейного собрания — царские кареты, коронационное платье, светские костюмы, шапка Мономаха и другие древние государственные регалии, парадное оружие, яйца Фаберже. Фонды Оружейной палаты включают также архивные материалы.

Любительская фото- и видеосъемка в музее запрещена.

Европейское вооружение XV-XVI веков., Музеи Московского Кремля

История сокровищницы

Древнее хранилище первоначально называли «Оружейным приказом». В первый раз о нем написали в документе 1547 года, как о месте, где находилось царское оружие. Историки предполагают, что уже в те времена здесь располагались мастерские, в которых изготавливали оружие и военные знамена.

Оружейный приказ стоял в Казенном дворе и со времен правления Ивана III Васильевича, прозванного Великим, находился возле Архангельского и Благовещенского соборов. Просторный двор покрывала крыша, а два его окна были обращены в сторону дворцовой площади.

Внутри двора размещалась Большая казна, к которой были приставлены казначеи из бояр и их помощники — дьяки. В ней хранили царскую церемониальную одежду, государственные регалии, иконы, посуду из серебра и золота, а также ценную утварь. За Большой казной стояла Оружейная палата, находившаяся под управлением оружничего. В его обязанности входило хранение царских сабель и мечей, а также изготовление оружия и его ремонт.

Известно, что среди первых дворцовый чин оружничего получил воевода Андрей Михайлович Салтыков (1511 год). Оружничим был и один из предков знаменитого русского поэта А.С. Пушкина — боярин Григорий Гаврилович Пушкин (1647 год). Кроме того, на Казенном дворе располагался Конюшенный приказ, где хранили экипажи царя и сбрую для лошадей, трехэтажный Запасной двор и Мастерские палаты.

Вход в палаты

Во второй половине XVII века царская сокровищница превратилась в настоящий центр русского искусства. В Московском Кремле работали умелые оружейники и знаменщики. В мастерских трудились искусные столяры, граверы по металлу и позолотчики, умевшие обрабатывать кость и дерево. В 1640-е годы при Оружейной палате создали мастерскую царских изографов, которая объединила лучших русских иконописцев. В те времена несколько приказов Кремля находились под управлением влиятельного боярина Богдана Матвеевича Хитрово. Он был страстным коллекционером и приложил немало усилий, чтобы Оружейная палата превратилась в один из лучших музеев Русского государства.

В начале XVIII века согласно указу Петра I царскую сокровищницу передали в ведение Сената, и сюда стали привозить курьезные вещи, которые до этого хранились в разных коллегиях. Вскоре старинных предметов стало так много, что решено было оставить только самые ценные из них, а остальные — продать.

В 1737 году в Москве произошел сильнейший пожар. Беда случилась в день Троицы и поэтому вошла в историю, как Троицкий пожар. Сильный огонь прокатился по всей территории Кремля. Выгорели кровли самых главных соборов, а здание Казенного двора было практически полностью уничтожено. К счастью, царская казна не пострадала, однако пламя не пощадило коллекцию трофейных знамен, завоеванных Россией во время битвы под Полтавой (1709 год).

Шестой зал: Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV—XVIII веков. Светский костюм в России XVI — начала XX века

Восстановление утраченного заняло несколько лет. Оставшиеся реликвии перенесли в Тюремный дворец и возвели для них специальные помещения. В 1812 году по распоряжению императора Александра I для мастерских царской сокровищницы на Сенатской площади Кремля было построено отдельное здание. Однако, оно не обладало системой отопления и поэтому было слишком сырым для хранения реликвий. Когда над Москвой нависла угроза вторжения наполеоновских войск, все ценности из хранилища перевезли в Нижний Новгород, но спустя два года вернули обратно в Москву.

В середине XIX века для царской сокровищницы возвели новое здание. Оно располагалось на месте старинного Конюшенного приказа и составляло единый комплекс с Большим Кремлевским дворцом, построенным по проекту известного российского зодчего Константина Андреевича Тона. Коллекции Оружейной палаты размещаются в этом месте и по сей день. Двухэтажное здание имеет высокий цоколь и декорировано пилястрами и резными колонами. Его стены украшают аккуратные медальоны из мрамора с изображением российских князей и царей.

Пятый зал: Западноевропейское серебро XIII—XIX вв.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector