Народ ханты

В Югре также действуют религиозные общины иудеев, кришнаитов, католиков

Зачем нужна религия

Впервые иудеи появились в Югре в XVII столетии. Наиболее ранний сохранившийся документальный факт присутствия отдельных представителей иудаизма в Сибири датируется 1735 годом.

Несмотря на формирование еврейской диаспоры, общинная ор- ганизация в Сибири не получила широкого распространения. Причиной этого была незначительная концентрация евреев мужчин в одном населенном пункте, что не позволяло образовать миньян (еврейскую религиозную общину).

Особенностью религиозной жизни евреев  на современной территоии ХМАОбыло отсутствие некоторых свойственных иудаизму традиций, в первую очередь, таких как кагалы и институт раввината.

Представители «Общества сознания Кришны». В Югре кроме православия и ислама действуют другие религиозные общины, чья численность незначительна. Фото: k-istine.ru

Стоит отметить, что здесь не столь строго соблюдались религиозные традиции — не всегда соблюдался шаббат, не совершались ритуальные омовения, многолюдные службы в еврейских молельнях проходили только по праздникам.

После революции 1917 г. произошли кардинальные изменения в религиозной жизнь еврейского населения Югры. В 1920‑е — 1930‑е гг. еврейские общины были лишены многих предметов религиозного культа, а позже и своего недвижимого имущества, включая синагоги.

Иудеи, кришнаиты, католики составляют не более 2% населения ХМАО.

В настоящее время в ХМАО развивается реформистский иудаизм. Иудейская община в автономном округе немногочисленна и насчитывает несколько сотен человек.

Кроме того, среди немногочисленных религиозных объединений Югры можно назвать католиков, кришнаитов, последователей новых религий и т.д.

Храмы для посещения

Духовник иерей Ханты-Мансийской и Сургутской епархии Павел проводит Божественные Литургии в разных храмах городов. Ознакомиться с его расписанием можно на официальном сайте — Югра Православная или в группе VK.

Епархии ХМАО насчитывают 156 церквей, храмов и молитвенных домов.

Воскресенский собор

Храм Воскресения Христова в Ханты-Мансийске возвели 25 июня 2005 г. Это кафедральный собор, посвященный воскрешению Христа.

Комплекс состоит из:

  • православного парка;
  • воскресной школы;
  • гимназии.

На территории парка находятся фонтаны, которые включают летом.

Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение»

Знаменская церковь в Ханты-Мансийске выполнена из дерева. Ее строительство длилось четыре года: с 1991—1995 гг. Ежедневно можно посетить богослужения.

В ней располагается:

  • видеотека и библиотека;
  • воскресная школа;
  • детский сад.

Покровский собор

Дата строительства храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ханты-Мансийске неизвестна. Есть упоминание о том, что Тобольский митрополит Федор строил на языческих капищах христианские храмы в 1712 г.

Храм имеет три престола:

  • главный;
  • южный;
  • северный.

Каждое воскресенье можно посетить Божественную литургию. Ее проводят в 8 утра.

Традиционный шаманизм

Каждое поселение имело своего шамана. Селяне через него общались с духами и богами.

В обязанности колдуна входило:

  • предсказание будущего;
  • целительство;
  • поддержка связи живых с мертвыми.

Также шаман, в случае беды, должен был утешить человека.

Без него могли обходиться в церемониях:

  • рождения ребенка;
  • бракосочетания;
  • погребения.

Эти обряды совершались священнослужителями или старейшинами.

Колдуна всегда приглашали:

  • на тяжелые роды — в качестве целителя;
  • на женитьбу — как хранителя;
  • на похороны — в роли опытного провожатого.

Во время жертвоприношений шаман указывал, какое животное нужно зарезать. Обычно жертвовали оленей или лошадей. Сам же колдун никого не убивал, он провожал душу зверя и молился. Обряд проводили с целью избавления от бед или болезней.

Мифология

В мифах этих народов выражено идолопоклонничество.

Несколько сказаний:

  1. В мифе о появлении Земли говорится, что вода — основа всего живого. Земля была глубоко под водой, но сверху плавал клочок торфа. На нем стоял дом, в котором проживали жена и муж. У них была водоплавающая птица — гагра. Она своим клювом доставала из воды маленькие кусочки земли и крепила их к островку.
  2. Про форму, рост и вращение Земли жене и мужу рассказывает их внук — белый ворон. Когда земля стала очень большой, ворон долго не прилетал — был на разведке. Ворон проголодался и увидел труп человека. Он съел три кусочка и перекрасился в черный цвет. Бабушка с дедушкой огорчились его поведением, и он остался таким навсегда.

История и культура жителей Ханты-Мансийского АО

Манси и ханты имеют одно название — обские Угры. Это родственные народы, с практически одинаковой культурой.

Считается, что у них общее:

  • происхождение;
  • внешность;
  • история;
  • смешанные браки.

Обские Угры живут на севере Западной Сибири.

В областях:

  • Томской;
  • Свердловской;
  • Тюменской.

Ханты

Поселения хантов располагаются близ лесов. Это коренная сибирская нация. Численность народонаселения — 31 тысяча. Их зимняя одежда роскошнее, чем у манси. Разговаривают на хантыйском и русском.

Они промышляют:

  • охотой;
  • рыболовством;
  • оленеводством.

Манси

Манси проживают в тундре. Они — кочевники. На 2021 год численность населения — 12 тысяч. Говорят на мансийском и русском языках.

Их занятия:

  • рыболовство;
  • оленеводство;
  • земледелие;
  • охота.

Внешность

Антропологически ханты относятся к уральской расе, которая имеет признаки монголоидных и европеоидных черт. Причем преобладают монголоидные черты. Ханты небольшого роста, у мужчин он составляет 160 см, что ниже среднего. Телосложение худощавое. Лицо плосковатое, с несколько выступающими скулами. Нос короткий, расширенный книзу, что характерно для монголоидов. Распространено наличие эпикантуса (складки возле внутреннего уголка глаза). Другие черты, характерные для хантов:

  • прямые черные волосы;
  • толстые губы;
  • глаза карие;
  • широкое лицо.

У мужчин практически не растет борода (признак монголоидной расы). Волосы на голове носят распущенными, девушки заплетают их в косы.

Занятия Хантов

Традиционными занятиями Хантов было рыболовство на таких реках как Обь или Иртыш, охота на пушного зверя, лосей и медведей. Развито было и оленеводство. Причем тип оленеводство зависел от климатической зоны. Так в районе тундры и лесотундры развивалось оленеводство самодийской разновидности, представляющей собой большие стада от 1 тыс. до 1,5 тыс. голов выращиваемых для мяса и шкур. При этом кочевья этого типа имели меридиональное направление, представляющее собой переход стада в весеннее время в северные регионы, а в осенний период на юг. Для лесного оленеводства характерны небольшие стада, которые выпасают вблизи поселений. Олени в этом случае используются в качестве транспортного средства. На юге и вдоль реки Оби было более распространено овощеводство, сочетающееся с животноводством. Основными занятиями женщин являлись собирательство, шитье одежды из оленьих шкур и бисерная вышивка. Традиционно Ханты передвигаются на лыжах или с помощью оленьих либо собачьих упряжках. В летнее время Ханты сплавлялись на лодках. Однако, не смотря существенные изменения жизни население сельской местности, как и раньше, предпочитает вести традиционное хозяйство.

В зимнее время года Ханты проживали в постоянных поселениях — зимовках, а с наступлением весны выезжали в сезонные поселения, которые располагались вблизи рыболовных мест. Зимовки представляли собой капитальные строения каркасной формы с углублением в землю, либо пирамидальные постройки, иногда в форме усечённой пирамиды, а также срубные постройки. Отапливались строения благодаря глинобитным очагам открытой формы, реже печкой из железа. Сезонные строения представляли собой каркасные жилища, построенные из жердей, покрытые древесной корой. Для поселений Хантов как зимних, так и летних характерно разбросанное расположение построек. Так, жилое строение соседствовало с несколькими амбарными постройками, вместе с тем, делались дополнительные навесы, под которыми хранились необходимые в хозяйстве вещи и инструменты, а также стояла печь либо очаг открытой формы для приготовления пищи и выпечки хлеба, специальные приспособления для сушки одежды и рыболовных сетей. Кроме того, под навесами подвешивалась рыба, которую таким образом, коптили или вяли. Под навесами обычно располагались собаки. К началу 20 века в селеньях стали строить бани. Для охоты в лесной зоне строились избушки.

Быт и хозяйство

Основными занятиями северных хантов были оленеводство и охота, реже рыболовство. Культ оленя прослеживается во всех сферах жизни саверных хантов. Олень, без преувеличения, был основой жизни: он был и транспортом, шкуры использовались при строительстве жилищ и пошива одежды. Не случайно, с оленем связаны и многие нормы общественной жизни (собственность на оленей и их наследование), мировоззрения (в погребальном обряде).

Южные ханты в основном занимались рыболовством, однако им были известны также земледелие и скотоводство.

Исходя из того, что хозяйство влияет на характер оседлости, а тип поселения на конструкцию жилища, у хантов выделяются пять типов расселения с соответствующими особенностями поселений:

кочевые стойбища с переносными жилищами кочевых оленеводов (низовья Оби и ее притоков)
постоянные зимние поселения оленеводов в сочетании с летними кочевыми и переносными летними жилищами (Северная Сосьва, Лозьва, Казым, Вогулка, Нижняя Обь)
постоянные зимние поселения охотников и рыболовов в сочетании с временными и сезонными селениями с переносными или сезонными жилищами (Верхняя Сосьва, Лозьва)
постоянные зимние селения рыболовов в сочетании с сезонными весенними, летними и осенними (Обские притоки)
постоянные поселения рыболовов и охотников (при подсобном значении земледелия и животноводства) в сочетании с промысловыми избушками (Обь, Иртыш, Конда)

Ханты, занимавшиеся охотой и рыболовством имели по 3-4 жилища в разных сезонных поселениях, которые менялись в зависимости от сезона. Такие жилища делали из бревен и ставили прямо на землю, иногда строили землянки и полуземлянки с деревянным столбовым каркасом, который сверху покрывался жердями, ветками, дерном и землей.

Ханты-оленеводы жили переносных жилищах, в чумах, состоящих из поставленных по кругу шестов, скрепленных в центре, покрытых сверху берестой (летом) или шкурами (зимой).

Это интересно: Ханья Крит достопримечательности

“Медвежьи” традиции хантов

Тем не менее, охота на медведей не запрещалась. Напротив, охотник, сумевший выстоять и победить в противоборстве с медведем, считался героем всего селения. В каждом доме ханты держал хотя бы одну медвежью шкуру – она не только согревала, но и считалась оберегом. 

Когда охотники забивали медведя, в поселении устраивали шумный праздник, который часто длился несколько суток. Во время такого торжества мужчины-актёры переодевались в женщин и демонстрировали весёлые сценки зрителям. Мне это поневоле напомнило обычаи древнегреческого театра, куда не допускали женщин.

Согласно старинным традициям хантов, каждый род ведёт своё происхождение от какого-нибудь зверя. С детства малыши знали, что их отец принадлежит к семье “бобров”, а вот материнская линия идёт от оленя. 

В семьях ханты нередко практиковали двоежёнство. Чаще всего причиной вторичной женитьбы становилось бесплодие первой супруги, либо мужчина считал, что пожилой жене требуется молодая помощница.

Семья хантов

Общие сведения о Ханты-Мансийском автономном округе

Отличительные особенности. Мекка для тех, кто любит черные деньги. Место, из которого ежегодно выкачивается более 50 % всей Российской нефти, большая часть которой продается на Запад, делая олигархов с каждым днем все богаче. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра занимает первое место в России по нефтедобыче, и второе по газодобыче. Основные крупные города сосредоточены вокруг нефтяных месторождений. Население в них постоянно растет — многие верят, что это своеобразная «Американская мечта». Правда, посреди таежных просторов Сибири.

Черное золото. Оно окрашивает многие сердца именно в такой цвет

Несмотря на обилие промышленных городов, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре до сих пор сохранились малочисленные коренные жители: ханты, манси, ненцы. Это народ с богатейшей историей, многовековыми традициями, уникальной культурой. Основными занятиями для них являются охота, рыбалка, пушной промысел, животноводство.

Манси и карапузы мансята. Фото by dreamer (http://fotki.yandex.ru/users/valeriy-dreamer/)

В Ханты-Мансийском автономном округе достаточно серьезно развит туризм всех видов. Это и неудивительно, ведь холмы и возвышенности открывают безграничные возможности для горных лыж, сноубординга, кайтинга. А любители спортивного и экологического туризма смогут с удовольствием осваивать многочисленные природные парки, заказники. И даже побывать в двух государственных заповедниках.

Кстати, об экологии. А вот тут все плохо. Выбросы от сжигания нефтяного газа, продукты нефтепереработки, загрязнения выхлопными газами крупных городов — все это наносит непоправимый вред природе и здоровью людей.

Так поджигают небо

Географическое местоположение. На территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры тысячи рек и озер. Главные реки — Обь и Иртыш. Треть округа — это болота, а более 50% всей территории — таежные леса. Рельеф округа — это равнины, предгорья, горы, высота которых достигает почти 2000 метров.

На юге Ханты-Мансийский автономный округ — Югра граничит с Уватским и Тобольским районами Тюменской области, на юго-востоке и востоке — с Томской областью и Красноярским краем, на юго-западе со Свердловской областью, на северо-западе — с Республикой Коми, на севере с Ямало-Ненецким автономным округом.

Население округа 1 584 063 человек, и по уровню урбанизации Ханты-Мансийский автономный округ занимает пятое место в России. Уровень рождаемости один из самых высоких в Росси, а уровень смертности один из самых низких. Обусловлено это как высоким уровнем численности женщин активного репродуктивного возраста, повышенным качеством и уровнем жизни, так и хорошо развитой системой здравоохранения.

Основное население — это русские, их в Ханты-мансийском автономном округе — Юрге более 68%. Кроме них проживают татары, украинцы, башкиры — 16%. Стоит отметить, что коренные жители этой таежной цитадели ханты и манси — всего лишь скромные 2% от общего количества населения округа.

Криминал. Уровень преступности — 23 место по России. По словам Начальника МВД округа, уровень преступности непрерывно снижается. Полиция успешно борется со всяческими нарушениями закона — от организации незаконных притонов до убийств, разбойных нападений и коррупции во власти. При этом проблемами остаются достаточно высокий уровень краж и наркомания.

Уровень безработицы составляет 5, 3% и по сравнению с прошлым годом он снизился на 1%. По уровню зарплат — ну тут в крупных городах осуществилось желание Сталина «Жить стало лучше, жить стало веселее». Зарплата простого учителя, например, может составлять более 45 000 рублей в месяц. Средняя же зарплата в округе — более 50 000 рублей. Что само собой, ведет к нескончаемому ручейку мигрантов с юга.

Стоимость недвижимости. Жить в городах Больших Возможностей — это недешевое удовольствие. Нормальная 1-комнатная квартира в Сургуте метров на 40 обойдется Вам не менее 3 млн. рублей, в Нижневартовске — 2,7 млн. рублей, а в Нефтеюганске более 3,3 млн. рублей. Ну и снять квартиру здесь стоит недешево — однушки, например, начинаются от 20 000 рублей в месяц.

Климат. Зимы снежные, продолжительные (с октября по апрель), температура может достигать −60 °С, но в среднем она держится на отметке −20 °С. Да и лето не будет баловать теплолюбивых людей — средняя температура составляет всего +16,5 °С. За год выпадает 400-620 мм осадков, основная их часть приходится на теплое время года.

Вечный холод или последняя обитель мамонтов

Примечания

  1. ↑ . Дата обращения: 24 декабря 2009.
  2. . Государственный комитет статистики Украины.
  3. . belstat.gov.by. Дата обращения: 16 октября 2011.
  4. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 0002 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. — 23-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1991. — 917 с. — ISBN 5-200-01088-8.
  5. . БСЭ.
  6. ↑ . Брокгауз-Ефрон.
  7. . «Демоскоп». Дата обращения: 10 января 2011.
  8. . «Демоскоп». Дата обращения: 10 января 2011.
  9. . «Демоскоп». Дата обращения: 10 января 2011.
  10. . «Демоскоп». Дата обращения: 10 января 2011.
  11. . «Демоскоп». Дата обращения: 10 января 2011.
  12. . «Демоскоп». Дата обращения: 10 января 2011.
  13. . «Демоскоп». Дата обращения: 21 апреля 2012.
  14. Харьков В. Н. Структура и филогеография генофонда коренного населения Сибири по маркерам Y-хромосомы. Томск, 2012
  15. . БСЭ.
  16. Н.И. Терешкин. Хантыйский язык // Языки народов СССР: в 5-ти томах. Финно-угорские и самодийские языки. — М.: Наука, 1966. — Т. 3. — С. 320-321.
  17.  (недоступная ссылка). www.admhmao.ru. Дата обращения: 21 февраля 2011.
  18.  (недоступная ссылка). www.admhmao.ru. Дата обращения: 20 февраля 2011.

Этническая история

В исторических хрониках первые письменные упоминания о народе ханты встречаются в русских и арабских источниках Х века, но доподлинно известно, что предки хантов проживали на территории Урала и Западной Сибири уже 6-5 тысяч лет до н.э., впоследствии они были вытесненными кочевниками в земли Северной Сибири.

Этногенез северных хантов на основе смешения аборигенных и пришлых угорских племен археологи связывают с усть-полуйской культурой (конец I тысячелетия до н.э. — начало I тысячелетия н.э.), локализованной в бассейне реки Обь от устъя Иртыша до Обской губы. Многие традиции этой северной, таежной промысловой культуру наследуют и современные северные ханты. С середины II тысячелетия н.э. северные ханты испытали сильное влияние ненецкой оленеводческой культуры. В зоне непосредственных территориальных контактов ханты частично подверглись ассимиляции со стороны тундровых ненцев (так называемых «семи ненецких родов хантыйского происхождения»).

Южные ханты расселены вверх от устья Иртыша. Это территория южной тайги, лесостепи и степи и в культурном плане более тяготеет у югу. В их формировании и последующем этнокультурном развитии значительную роль сыграло южное лесостепное население, наслоившееся на общехантыйскую основу. Значительное влияние на южных хантов оказали тюрки, а позднее русские.
Восточные ханты расселены в Среднем Приобье и по притокам Салым, Пим, Тромъеган, Аган, Вах, Юган, Васюган. Эта группа в большей степени, чем другие, сохраняет северо-сибирские черты культуры, восходящей к уральским традициям — тягловому собаководству, долбленым лодкам, преобладанию распашной одежды, берестяной утвари, промысловой экономике. Другой значимой составляющей культуры восточных хантов является саяно-алтайский компонент, который восходит ко времени формирования юго-западной сибирской промысловой традиции. Влияние саяно-алтайских тюрок на культуру восточных хантов прослеживается и в более позднее время. В пределах современной территории oобитания восточные ханты достаточно активно взаимодействовали с кетами и селькупами, чему способствовала принадлежность к одному хозяйственно-культурному типу.
Таким образом, при наличии общих черт культуры, свойственных хантыйскому этносу, что связывается с ранними этапами их этногенеза и формирования уральской общности, в которую наряду с утрами входили предки кетов и самодийских народов. Последующее культурное «расхождение», формирование этнографических групп, в большей степени определялось процессами этнокультурного взаимодействия с соседними народами.

Таким образом, культура народа, его язык и духовный мир не однородны. Это объясняется тем, что ханты расселились довольно широко, и в разных климатических условиях сформировались различные культуры.

Ханты-Мансийский язык

Мансийский язык относится к обско-угорской группе уральской (по другой классификации — уральско-юкагирской) языковой семьи. Диалекты: сосьвинский, верхне-лозьвинский, тавдинский, одна-кондинский, пелымский, вагильский, средне-лозьвинский, нижне-лозьвинский. Мансийская письменность существует с 1931 года. Русское слово «мамонт» предположительно происходит от мансийского «манг онт» — «земляной рог». Через посредство русского это мансийское слово попало в большинство европейских языков (в англ. Mammoth).

Род — основа основ для народов ханты и манси. Один род считает своим предком медведя, другой — лося или волка.

У такого священного животного должно быть культовое место рядом с общим поселением, чтобы его потомки могли воздавать ему почести и приносить жертву.Родственные связи у ханты и манси очень сильны. Каждому роду присущ особый знак.
По сей день у ханты и манси при обращении друг к другу родственные связи значат больше, чем имена. Кто кому и кем приходится — для обозначения этих понятий в этих языках существует более ста слов!
Глава семьи у коренных северян — всегда мужчина, а женщина — его верная спутница.

Женские и мужские семейные обязанности строго разделены. Женщине запрещено брать мужские вещи.
Ханты и манси очень радушны и любят гостей. Гостю дарят подарки, угощают самыми вкусными лакомствами, он всегда желанный человек в доме.

Особый случай — это большие праздники, например, «Медвежий праздник». Его устраивал один род и созывал гостей из других родов

Священные обряды, танцы, застолье — это и важное событие, и грандиозное зрелище, но в первую очередь — таинство приобщения, «вкушения плоти и крови» первопредка — медведя

Отношение к мясу священного животного — особенное. Кости нельзя рубить, надо разделывать тушу по суставам. Рвать медвежатину зубами за столом — значит обижать медведя, поэтому мясо заранее разрезали на мелкие куски.

Эти кусочки даже руками брать нельзя — только специально сделанными деревянными палочками.

Традиции

Календарный год у хантов состоял из двух полугодий, каждое из которых считалось отдельным временным промежутком. Летний полугодовой период начинается весной, так же, как у славян, зимний — с октября. Отсчет месяцев велся по лунам. Каждый месяц имеет свое название, в котором отражены явления природы. Вот некоторые из них:

  1. 1.    Февраль — месяц ленивого орла. Орел то летает, то сидит. По хантыйской легенде, он предвещает пробуждение солнца.
  2. 2.    Май — месяц ледохода, нереста рыбы, рождения оленят.
  3. 3.    Июнь — месяц высокой воды. В этот период подготавливали лодки, снасти к рыболовному промыслу.
  4. 4.    Сентябрь — месяц опадания листвы. Завершается летний полугодовой цикл. Начинается сезон охоты.
  5. 5.    Ноябрь — месяц застывания Оби. Начинаются морозы, земля покрывается толстым слоем снега, собаки не берут след животных.
  6. 6.    Декабрь — месяц большой темноты. Это период поддержания тепла в доме.

Народные праздники хантов связаны с животными, которым они поклонялись. Весной отмечают Вороний день, это праздник наступления тепла, о котором возвещают вороны. Это первые птицы, прилетающие на север. Они вьют гнезда, своими криками пробуждая природу и призывая весну. Ворона почитается как покровительница матерей и младенцев. Мох, на котором посидела эта птица, стелют в детские люльки. На Вороний день нельзя шить, рубить дрова. На священных местах готовят еду, молятся духам природы и березе. Береза символизирует женское начало. На ее ветки привязывают цветные ленты, вешают баранки, монеты. Лента означает подарок богу Торуму. Если загадать желание в этот день, то оно исполниться. В честь Торума делают жертвенное подношение — закалывают оленя. Его голову и шкуру развешивают на дереве. Мясо едят, пьют оленью кровь.


В мае отмечался праздник Водяного царя. Его устраивают после вскрытия рек, когда начинается ледоход. Просыпается Вит-куль — покровитель водоемов. Это сын Торума, который должен присматривать за реками и озерами. Вит-куль распределяет рыбу по водоемам так, чтобы всем доставалось поровну. Он является в образе старика или очень большой рыбы. В день начала спуска лодок на воду делают жертвоприношение. Раньше это были животные, сейчас в воду бросают еду, выливают водку. Также Вит-куль традиционно получает в подарок крупную рыбу из первого улова. Летом проводится еще один водный праздник — день Обласа. Облас — это узкая лодка, сделанная способом выдалбливания из куска дерева. Управлять ей сложно, для этого требуется умение и опыт. Мужчины устраивают гонки на лодках, состязания по борьбе.

Особое значение у хантов имеет Медвежий праздник. Древняя легенда говорит о том, что медведь — это младший сын Торума. Этим объясняется его огромная сила и непобедимость. Когда бог послал его на землю, то дал указание не уничтожать поселения людей и не убивать оленей (еще одно священное животное). Однако из-за голода сын ослушался отца. В наказание Торум сделал его смертным, как людей. Душа осталась бессмертной и после смерти медведя должна вернуться к отцу. Поэтому в честь убитого медведя охотники устраивают праздник. Он продолжается несколько дней. Люди надевают шкуру медведя, устраивают представление с танцами, песнями. Исполняется ритуальный танец со стрелами. Медведя восхваляют как сильного и ловкого зверя. В песнях приносят извинения за его смерть. В его убийстве обвиняется ружье. Вороны представляются ворами, которые хотят украсть душу и мясо медведя. Люди же, наоборот, защищают его и не отдают воронам душу. После выступления варят мясо с соблюдением определенных ритуалов. Кости подвергаются захоронению. Отдельные части тела: губы, череп, куски шкуры складывают и хранят отдельно как священные предметы.

Современные ханты отмечают День оленевода. Это ежегодный национальный праздник, который утвердили недавно с целью возрождения культуры древнего народа. Он празднуется в марте, когда заканчивается охотничий сезон. Это масштабное мероприятие со спортивными соревнованиями, конкурсами, танцами

Вороний день

«Вурна Хатл» отмечают в начале апреля (обычно, во вторую субботу). Насладиться представлением, попробовать блюда национальной кухни, познакомиться с обычаями северного народа съезжается много гостей.

Для обских угров начало года приходится на весну, когда природа просыпается от карканья вороны. Несколько примет:

  • Ворона купается – к дождливой погоде;
  • кричит на охотника – удачи ждать не стоит;
  • птицы сидят на нижних ветках – к сильному ветру.

Ворона признана защитницей матерей и детей. В праздник люльки наполняли свежими опилками. А старую стружку высыпали на окраине поселения в определенном месте, чтобы ворона после долгого перелета села на них и погрела лапки.

В этот день по традиции ханты и манси готовят еду на костре, обращаются к духам, кланяются березе. Северный народ беспокоится о будущем жилище вороны. Дети мастерят гнезда и украшают их разноцветными лентами. Говорят, чтобы заслужить доброе расположение пернатой гостьи, нужно изготовить как можно больше гнезд.

Копируя крики птиц, участники гуляний зазывают всех к столу. После пиршества наступает время спортивных игр и национальных танцев. Мужчины показывают свое мастерство и силу в беге с палкой, прыжках, борьбе, метании аркана на трехметровый деревянный шест.

Ход занятия.

Педагог:

— Где живут народы ханты и манси живут (они на родовых угодьях /стойбищах/).

-Назовите виды деятельности народов ханты и манси? (пасут оленьи стада, запасаются грибами, ягодами, ловят рыбу, охотятся на дичь и животных).

— Ребята, скажите какие праздники вы любите праздновать? У народов ханты и манси тоже есть свои национальные праздники.

— Сегодня мы будем говорить о праздниках народов ханты и манси.

— Первым праздником по календарю обских угров является Вурна Хатл или Вороний день. Прилет вороны связывается с приходом весны и тепла, ведь именно вороны прилетают первыми, начинают вить гнезда и громко каркают, пробуждая природу. В этот день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова. На ветки березы вешают связки калачей и баранок. Также на ветки деревьев повязывают лоскутки из ткани с завязанными в них монетами, желая близким людям всего наилучшего в жизни.

— Народы Севера считают ворону священной птицей, покровительницей детей и женщин.На реке Сосьве записана такая песня: С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с талыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долго живущие девочки пусть родятся, долго живущие мальчики пусть родятся!», именно поэтому гнилушки, которые насыпают в люльку младенцам, никогда не выбрасывают, а складывают в специальное место за домом, для того, что бы ворона грела там лапки и охраняла детей, живущих в этом доме. Вороне посвящен специальный праздник. На праздник собираются пожилые женщины и девочки, готовится специальная ритуальная каша саламат.

Приложение № 1 картинки вороний праздник.

С почитанием воды связан еще один праздник ханты и манси. Он посвящен небольшой узкой лодке, выдолбленной из кедра или осины и называемой обласом. Еще с древних времен ее почитали и в середине лета устраивали в честь нее веселый спортивный праздник. Гвоздь праздника Обласа – гонки на обласах, управлять которыми очень сложно. Кроме того, мужчины состязаются в борьбе, слегка напоминающей самбо. Женщины выясняют, кто из них самая ловкая и сильная, игрой в палочку.

Приложение № 2 картинки праздник обласа.

— В культуре ханты и манси медведь считается священным зверем и младшим «братцем» человека. Поэтому одним из традиционных праздников является Медвежий праздник или Медвежьи игрища, которые длятся 4-5 дней. По традиционным воззрениям ханты и манси, убитый во время охоты медведь остается «живым». Добыча его оборачивается всеобщим праздником и весельем – приездом желанного «гостя» в дом охотника. Медведя вносят в дом и обряжают – глаза и нос закрывают берестяными кружками или металлическими пуговицами, на голову надевают шапку и пояс, лапы украшают бусами или кольцами. Выставляется угощение – хлеб, рыба, ягоды, вино. Съезжаются все родственники и соседи.На медвежьих игрищах исполняется до 300 номеров: песен, танцев, сценок, кукольных представлений. Затем убитого медведя делят на части, варят и едят.

Приложение № 3 картинки медвежий праздник.

Праздник трясогуски.

— По преданьям ханты и манси трясогузка довольная, что вернулась на родину, то взлетает коротким взлетом, то садится, потряхивает хвостиком, вертит головой, показывая то один глаз бусинку, то другой. Пританцовывает под музыку звонких ручейков. Коротким щебетом славят желанную весну, большой свет, белые ночи. Стряхивает с крылышек тепло, принесенное с южных краев.

Прилетела первая весенняя птица – трясогузка! Прилетела священная пташка – зима не вернется. Больше зиме, не морозить нас.

Физминутка «Трясогузка»

Трясогузка вправо полетела, помахала крылышком- правую руку вытянули, помахали

Трясогузка влево полетела, помахала крылышками — левую руку вытянули, помахали

Взмыла трясогузка в высоту- руки поднимают вверх, машут

Полетела в гости к детям за версту – побежали по кругу

СТИХОТВОРЕНИЯ О ТРЯСОГУЗКИ.

— Ребята вам понравились праздники народов ханты и манси?

— Похожи эти праздники на наши? Правильно все праздники народов ханты и манси связаны с природой птицами и животными, которых они почитают.

— На всех праздниках ханты и манси поют песни, танцуют, соревнуются в ловкости и силе, играют в национальные игры. Я предлагаю вам поиграть в игры ханты и манси. Хотите?

Приложение № 4. Игры народов ханты и манси.

Итог: Ребята, скажите какие праздники хантов и манси вам понравились и почему? Что вам еще запомнилось на занятии? В какие игры этих народов вы бы хотели поиграть со своими друзьями? До свиданья!

Праздники и ритуалы ханты и манси

Эти народности ценят и уважают землю. Им запрещено ее травмировать любым предметом. Уграм нельзя было ходить по берегам определенных озер и рек. Когда ханты и манси проходят мимо святых мест — совершается обряд жертвоприношения. Они отдают свою пищу или отрывают кусок ткани с одежды и оставляют там.

День ворона

Отмечают праздник 7 апреля — день Благовещения. Считается, что вороны своим карканьем приносят тепло и будят природу. Эта птица покровительствует детям и женщинам.

Считается ,что эта птица радуется появлению на свет детей.

В День ворона:

  • приготавливают пищу на костре;
  • ставят стол с лакомствами около березы;
  • завязывают белые монеты в платочки и ленты, принося их в подарок духам.

Остатки пищи кидают в сторону, чтобы накормить воображаемых ворон.

Делают это, чтобы птица подарила:

  • успех;
  • теплую погоду;
  • благополучие.

На празднике в честь ворон парни выбирают себе невест.

День охотника, рыбака и оленевода

Торжество проводят в конце марта. Именно тогда заканчивается промысел и охотничий сезон.

В праздничный день организуют:

  • спортивные турниры;
  • гонки на оленях, снегоходах;
  • прыжки через сани.

Победители получают призы.

История

Популярная версия происхождения хантов говорит о смешении коренных угорских племен с древними уральскими народами. О присутствии людей на территории нынешнего ЯМАО рассказывает Усть-Полуйская культура, остатки которой обнаружены на полуострове Ямал. Ее появление датируется 4 веком до нашей эры. Древние племена занимались животноводством, у них было развито сельское хозяйство. Уже в то время у них имелись орудия труда из кости, камня, железа, а также бронзовые украшения. Древние племена расселялись по берегам Оби в обоих направлениях. Предки северных хантов подверглись влиянию ненецких оленеводов, частично ассимилировавшись с ними. На этногенез восточных, южных хантов повлияли тюркские племена.

После падения Сибирского ханства западная Сибирь вошла в состав Московского княжества. Затем эти земли стали осваивать русские, активно переселяясь туда (17 век). Они ассимилировались с местными жителями, их число быстро росло. Интересно, что с 17 века численность хантов имела тенденцию к повышению. Тогда их насчитывалось около 8 000 человек, в 18 веке — 16 000, столетие спустя — 23 000. Начало 20 века стало печальным периодом в жизни народа. Русские сильно притесняли хантов, забирали пушнину, мясо, рыбу. Всеобщая коллективизация привела к стиранию культуры, повсеместно разрушались священные места, шаманов уничтожали. Ханты поднимали восстания, из-за чего начались репрессии. В последующие годы началась разработка нефтяных месторождений, что нанесло сильный урон экологии.

Ханты-Мансийск

Допускают супружеские измены

Представители коренных народов Югры не следят строго за поведением своих дочерей, ведь добрачные связи не считаются среди них чем-то предосудительным. Наличие ребенка от другого мужчины никак не препятствует девушке, если она решила выйти замуж. С точки зрения жениха, это положительный момент, ведь его избранница доказала, что способна выносить и родить здоровое потомство.

А вот бесплодие – это реальная трагедия в глазах хантов и манси. Они даже допускают супружескую измену, если у женщины никак не получается забеременеть от мужа. В случае бесплодия первой избранницы, мужчине разрешается двоеженство.

Эти люди считают, что тяжелые роды свидетельствуют о неверности дамы, ведь так ее наказывают сами боги – при рождении ребенка не от официального супруга она испытывает намного больше страданий и боли, чем порядочная женщина. А дела богов не касаются простых смертных. И каждое дитя принято встречать с радостью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector