Марийцы
Содержание:
- Черемисы народ с другой планеты
- Марийская религия неоднородна и сегодня представляет из себя скорее неоязычество, чем старую традицию
- Марийцы Башкортостана
- Семейный уклад
- Внешность
- Название
- Известные марийцы
- Религия
- Известные марийцы
- В искусстве
- Культура
- Традиции
- История
- Хозяйство марийцев
- История
- Численность и расселение
- Религия
- Марийская культура
- Одежда марийцев
Черемисы народ с другой планеты
Несмотря на то, что к нынешнему времени марийцы уже много веков прожили в составе России, приняв некоторые элементы русской культуры, они сохранили свои верования. Православными является лишь небольшая часть народа, а подавляющее большинство и сегодня исповедует старинную этническую веру. Чтобы лучше понять марийцев, стоит познакомиться с их поверьями, что я и предлагаю сделать.
Если археологи ведут споры о точном времени появления предков марийцев и особенностях их культуры, то марийские мифы подробно рассказывают о том, как на земле появились люди и, в частности, это племя. Согласно им, в далёкой древности из созвездия Гнезда на землю прилетела утка, которая снесла пару яиц и улетела обратно. Из яиц родились два брата, один из которых воплощал всё доброе, что будет в мире, а другой – злое. От них и пошёл человеческий род.
Хочу заметить, что и современные марийцы не используют общепринятые названия для указания созвездий. Они любят звёздное небо и тайны, связанные с ним, используя ту терминологию, что передали им предки. Например, Большая Медведица – то Лось, а Плеяды – то самое Гнездо, откуда на Землю была принесена жизнь.
Марийский праздник «Пеледыш пайрем»
Марийская религия неоднородна и сегодня представляет из себя скорее неоязычество, чем старую традицию
Марийская религия пережила многое. Даже тяжёлые годы атеистических гонений не смогли истребить эту веру
В первые годы после развала СССР власти и вовсе решили взять под охрану культовые места марийцев. Одно дело храм: его можно переделать или разрушить, а природная зона — это уже совсем другое, её разумно защищать.
Хотя в России всегда правительство делало поблажки именно православию, верующие в традиционную марийскую религию не чувствовали себя особенно притеснёнными и продолжали вполне спокойно жить после распада Союза. Были, конечно, неприятные моменты вроде вырубки рощ в 2008 году, но сейчас всё спокойнее.
Куда сложнее — выявить изначальную религию марийцев. Ритуалы имеют сильные территориальные различия. Попытка их унификации с целью создания национальной религии угрожает отсечь последнюю связь с традицией.
Хотя преданность родной вере среди марийцев сильна, православие преобладает в Марий Эл. На фото — Богородице-Сергиева пустынь из Йошкар-Олинской Митрополии. Фото: mari.eparhia.ru
Если до этого марийцы воспринимали свою веру как часть единого космоса, где каждый человек равен, то теперь эта глобализация превратилась в проблему. Марийцы утрачивают национальную идентичность, ибо она выражена в первую очередь религиозным учением.
Сейчас религия марийцев — это, скорее, реконструкция, но вовсе не вера предков. Такие учения называют неозыческими — то есть новыми, возникшими в среде одного народа.
Жажда самоидентификации заставляет марийцев резко противопоставлять себя другим культурам, а потому среди шаманов иногда звучат довольно радикальные высказывания
Православное общество не отстаёт и пытается найти в религии марийцев признаки экстремизма. Это пустая и бессмысленная война, но она длится и по сей день.
Марийцы Башкортостана
Башкортостан — второй после Марий Эл регион России по численности проживающих марийцев. На территории Башкортостана проживает 105 829 марийцев (2002), треть марийцев Башкортостана проживает в городах.
Переселение марийцев на Урал происходило в XV—XIX веках и было вызвано их насильственной христианизацией на Средней Волге. Марийцы Башкортостана в массе своей сохранили традиционные верования.
Флаг «Марий ушем»
Доступно обучение на марийском языке в национальных школах, в среднеспециальных и высших учебных заведениях в Бирске и Благовещенске. В Уфе действует Марийское общественное объединение «Марий ушем».
Семейный уклад
После свадьбы невеста уходила жить в дом мужа, поэтому семьи у мари были большими. Часто в них соседствовали семьи братьев, вместе проживали старшие и последующие поколения, число которых доходило до 3-4. Во главе хозяйства стояла старшая женщина, жена главы семьи. Она раздавала детям, внукам и невесткам поручения по хозяйству, следила за материальным благополучием.
Дети в семье считались наивысшим счастьем, проявлением благословения Великого Бога, поэтому рожали много и часто. Воспитанием занимались матери и старшее поколение: детей не баловали и с детства приучали к труду, однако никогда не обижали. Развод считался позором, а разрешение на него надо было просить у главного служителя веры. Пары, которые изъявляли подобное желание, привязывали спинами друг к другу на главной деревенской площади, пока те ждали решения. Если развод происходил по просьбе женщины, ей срезали волосы, в знак того, что она больше не является замужней.
Внешность
Антропология марийцев восходит к древнеуральской общности, которая сформировала отличительные черты внешности народов финно-угорской группы в результате смешения с европеоидами. Генетические исследования показывают наличие у марийцев генов гаплогрупп N, N2a, N3a1, которые есть также у вепсов, удмуртов, финнов, коми, чувашей и прибалтийцев. Аутосомные исследования показали родство с казанскими татарами.
Антропологический тип современных марийцев — субуральский. Уральская раса является промежуточной между монголоидной и европеоидной. У марийцев же наблюдается больше, по сравнению с традиционной формой, монголоидных признаков. Отличительными чертами внешности являются:
- средний рост;
- желтоватый или более темный, чем у европеоидов, цвет кожи;
- миндалевидные, чуть раскосые глаза с опущенными вниз внешними уголками;
- прямые, плотные волосы темного или русого оттенка;
- выступающие скулы.
Одежда
Мужские и женские традиционные костюмы были схожими по комплектации, однако женский украшался более ярко и богато. Так, повседневный наряд состоял из похожей на тунику рубахи, которая у женщин была длинной, а мужчин не доходила до колен. Под нее надевали просторные штаны, сверху кафтан.
Нательная одежда шилась из домотканой материи, которую производили из конопляных волокон или шерстяных нитей. Женский костюм дополнялся расшитым передником, орнаментами украшали рукава, манжеты и ворот рубахи. Традиционные узоры — кони, солярные знаки, растения и цветы, птицы, бараньи рога. В холодное время года поверх нее надевали сюртуки, тулупы и шубы из овечьей шкуры. Обязательный элемент костюма — пояс или поясная обмотка из полотняного куска материи. Женщины дополняли ее подвесками из монет, бисера, ракушек, цепочек. Обувь изготавливали из лыка или кожи, в болотистой местности ее снабжали специальными деревянными платформами. Мужчины носили высокие шляпы с узкими полями и накомарники, поскольку большую часть времени проводили вне дома: на поле, в лесу или на реке. Женские головные уборы славились большим разнообразием. От русских была заимствована сорока, популярностью пользовался шарпан, то есть повязанное вокруг головы полотенце, скрепленное очельем — узкой полоской ткани, расшитой традиционными орнаментами. Отличительный элемент свадебного костюма невесты — объемное нагрудное украшение из монет и металлических декоративных элементов. Оно считалось семейной реликвией и передавалось из поколения в поколение. Вес такого украшения мог доходить до 35 килограммов. В зависимости от места проживания, особенности костюмов, орнаментов и расцветок могли значительно различаться.
Название
Самоназвание марийского народа восходит к слову «мари» или «марий», что значит «человек». Ряд ученых считает, что оно может быть связано с именем древнерусского народа мери, или меря, обитавшего на территории современной Центральной России и упоминавшегося в ряде летописей.
В древности горные и луговые племена, обитавшие в Волго-Вятском междуречье, назывались черемисами. Первое упоминание о них в 960 году встречается в письме кагана Хазарии Иосифа: он упоминал «царемисов» в числе народностей, плативших каганату дань. Русские летописи отметили черемисов гораздо позже, лишь в XIII столетии, наряду с мордвой причислив их к народам, обитавшим на реке Волге.
Значение названия «черемис» до конца не установлено. Доподлинно известно, что часть «мис», так же, как и «мари», означает «человек». Однако каким был этот человек, мнения исследователей расходятся. Одна из версий отсылает к тюркскому корню «чер», означающему «сражаться, воевать». От него же происходит и слово «янычар». Эта версия выглядит правдоподобно, поскольку марийский язык является самым тюркизированным из всей финно-угорской группы.
Известные марийцы
- Арбан (Деревяшкин) Николай Михайлович — прозаик, драматург, музыкант, художник, первый заслуженный деятель искусств Марийской АССР, народный писатель Марий Эл.
- Айзенворт (Деревяшкин) Анатолий Карпович — писатель, литературовед.
- Тыныш Осып (Борисов Иосиф Алексеевич) — писатель, исследователь, педагог, член Союза писателей СССР.
- Васикова Лидия Петровна — профессор, доктор филологических наук, первая среди женщин-мари.
- Васильев Валериан Михайлович — языковед, этнограф, фольклорист, литератор.
- Васин Ким Кириллович — писатель.
- Вишневский Семён Алексеевич — поэт, переводчик, журналист.
- Герасимов Михаил Степанович — поэт и баснописец.
- Григорьев Александр Владимирович — художник.
- Евсеев Тимофей Евсеевич — этнограф, краевед, педагог, основатель Национального музея Республики Марий Эл.
- Ефимов Измаил Варсонофьевич — художник, герольдмейстер.
- Ефруш Георгий Захарович — писатель.
- Ефремов Тихон Ефремович — просветитель.
- Зотин Владислав Максимович — 1-й Президент Марий Эл.
- Игнатьев Никон Васильевич — писатель.
- Йыван Кырла — поэт, киноактёр.
- Искандаров Алексей Искандарович — композитор, хормейстер.
- Казаков Николай Иванович — поэт.
- Кириллова Сарра Степановна — режиссёр, заслуженный деятель искусств Марийской АССР, народная артистка Республики Марий Эл, лауреат Государственной премии МАССР.
- Колумб Валентин Христофорович — поэт.
- Конаков Александр Фёдорович — драматург.
- Коршунов Константин Максимович — актёр, драматург, режиссёр, заслуженный артист МАССР, лауреат Государственной премии МАССР.
- Лашманов Пётр Ильич — поэт, прозаик, переводчик, этнограф, краевед, педагог.
- Лекайн Никандр Сергеевич — писатель.
- Луппов Анатолий Борисович — композитор.
- Макс Майн — поэт, переводчик, журналист, редактор.
- Матюковский Геннадий Иванович — поэт, прозаик, переводчик, журналист.
- Мосолов Василий Петрович — агроном, первый академик из мари.
- Мухин Николай Семёнович — поэт, переводчик.
- Николаев Сергей Николаевич — драматург.
- Олык Ипай — поэт.
- Орай Дмитрий Фёдорович — писатель.
- Осмин Йыван — поэт, прозаик, журналист, редактор, педагог.
- Петров Иван Петрович — государственный и общественный деятель, первый председатель Марийского ОБИК.
- Палантай Иван Степанович — композитор, фольклорист, педагог.
- Першуткин Пётр Григорьевич — поэт.
- Прохоров Зинон Филиппович — гвардии лейтенант, Герой Советского Союза.
- Рыбаков Николай Фёдорович — драматург, писатель, журналист, артист.
- Сави Владимир Алексеевич — писатель.
- Савинов Эчан — писатель-драматург, переводчик, журналист, актёр.
- Сануков Ксенофонт Никанорович — доктор исторических наук, журналист.
- Сапаев Эрик Никитич — композитор.
- Суворов Сергей Романович — первый Герой Советского Союза из народа мари.
- Тойдемар Павел Степанович — музыкант.
- Чавайн Сергей Григорьевич — поэт и драматург.
- Чалай Васлий — поэт, прозаик.
- Четкарёв Ксенофонт Архипович — этнограф, фольклорист, писатель, организатор науки.
- Шабдар Осып — писатель.
- Шадт Булат — поэт.
- Шкетан Яков Павлович — писатель.
- Элексейн Яков — прозаик, журналист, педагог.
- Эшкинин Андрей Карпович — писатель.
- Эшпай Андрей Яковлевич — советский композитор.
- Эшпай Яков Андреевич — этнограф и композитор.
- Юзыкайн Александр Михайлович — писатель.
- Юзыкайн Алеко — писатель, журналист.
- Юксерн Василий Степанович — писатель.
- Ялкайн Яныш Ялкаевич — писатель, критик, этнограф.
- Ямбердов Иван Михайлович — художник.
- Князь Мамич-Бердей
- Чоткар патыр
- Полтыш князь Малмыжский, погиб в битве с русскими войсками
- Чумбылат, легендарный марийский князь XII века
Религия
Особую роль в жизни народа мари во все века играла религия. До сих пор сохранилась традиционная религия мари, которая является официально зарегистрированной. Ее исповедует около 6% марийцев, однако ритуалы соблюдают многие. Народ всегда толерантно относился к другим вероисповеданиям, поэтому и сейчас национальная религия соседствует с православием. Традиционная религия мари провозглашает веру в силы природы, в единство всех людей и всего сущего на земле. Здесь верят в единого космического бога Ош Кугу-Юмо, или Большого Белого Бога. Согласно легенде, он поручил злому духу Йыну вынуть из Мирового океана кусок глины, из которой Кугу-Юмо сделал землю. Свою часть глины Йын бросил на землю: так получились горы. Из этого же материала Кугу-Юмо сотворил человека, а душу принес ему с неба.
Всего в пантеоне насчитывается порядка 140 богов и духов, однако особо почитают лишь некоторых:
- Илыш-Шочын-Ава — аналог Богоматери, богиня рождения
- Мер Юмо — управляет всеми мирскими делами
- Мланде Ава — богиня земли
- Пурышо — бог судьбы
- Азырен — сама смерть
Массовые ритуальные моления происходят несколько раз в год в священных рощах: всего их насчитывается от 300 до 400 по всей стране. Одновременно в роще могут происходить служения одному или нескольким богам, каждому из которых приносят жертвы в виде еды, денег, частей животных. Алтарь сделан в виде настила из еловых веток, установленного возле священного дерева.
Пришедшие в рощу в больших котлах готовят принесенную с собой еду: мясо гусей и уток, а также особые пирожки из крови птиц и крупы. После под руководством карта — аналога шамана или священника, начинается молитва, которая длится до часа. Заканчивается обряд употреблением приготовленного и уборкой рощи.
Известные марийцы
Один из самых известных марийцев — актер Олег Тактаров, сыгравший в фильмах «Вий» и «Хищники». Во всем мире его знают и как «русского медведя», победителя жестоких боев без правил UFC, хотя на самом деле его корни ведут к древнему народу мари.
Живое воплощение настоящей марийской красавицы — «Черный ангел» Varda, чья мать была по национальности марийкой. Она известна как певица, танцовщица, фотомодель и обладательница соблазнительных форм.
Особое очарование марийцев состоит в мягком характере и менталитете, основанном на принятии всего сущего. Толерантность к другим, вкупе с умением отстаивать собственные права, позволили им сохранить свою аутентичность и национальный колорит.
В искусстве
- В 1839 году в сборнике повестей и рассказов Надежды Дуровой вышла романтическая повесть под титулом «Черемиска. Рассказ исправницы Лязовской», с подзаголовком «Черемисская повесть». В настоящее время повесть известна под названием «Серный ключ».
- Марийцы (черемисы) фигурируют в полудокументальном юмористическом рассказе Ярослава Гашека. В частности, упоминается многолетняя вражда черемисов с чувашами и язычество черемисов.
- В 2006 году Алексей Федорченко снял фильм «Шошо» (мар. «весна»), а в 2012 году на экраны вышел его фильм «Небесные жёны луговых мари» по одноимённой книге Дениса Осокина. Оба фильма сняты на марийском языке.
- В 2010 году режиссёр Василий Домрачев снял фильм «Салика» по комедии Сергея Николаева о жизни марийской деревни.
- В повести Александра Ивановича Куприна «Поединок» (1905 г.) денщик подпоручика Ромашова Гайнан был черемисом.
Культура
Из-за отсутствия письменности марийская культура сосредоточена в устном народном творчестве: сказках, песнях и легендах, которым с детства учит детей старшее поколение. Аутентичный музыкальный инструмент — шувыр, аналог волынки. Его делали из вымоченного мочевого пузыря коровы, дополненного бараньим рогом и трубкой. Он имитировал природные звуки, наряду с барабаном аккомпанировал песням и танцам.
Существовал и специальный танец-очищение от злых духов. В нем принимали участие тройки, состоящие из двух парней и девушки, иногда в гуляньях участвовали все жители поселения. Один из его характерных элементов — тывырдык, или дробушка: быстрое синхронное движение ногами на одном месте.
Традиции
Наиболее полно древние традиции сохранились в свадебных и похоронных обрядах. Свадьба всегда начиналась с шумного выкупа, после молодые на телеге или санях, покрытых медвежьей шкурой, направлялись к карту для совершения обряда венчания. Всю дорогу жених щелкал специальной плеткой, отгоняя злых духов от будущей жены: этот хлыст затем оставался в семье на всю жизнь. Кроме того, руки их связывали полотенцем, что символизировало связь на всю оставшуюся жизнь. До сих пор сохранилась и традиция печь на утро после свадьбы блины для новоиспеченного мужа.
Особый интерес вызывают похоронные обряды. В любое время года умершего доставляли на погост на санях, а в домовину клали в зимней одежде, снабжая набором вещей. Среди них:
- льняное полотенце, по которому он спустится в царство мертвых — отсюда пошло выражение «скатертью дорога»;
- ветки шиповника, чтобы отгонять собак и змей, охраняющих загробный мир;
- скопленные при жизни ногти, чтобы цепляться ими за скалы и горы на пути;
Спустя сорок дней совершали не менее жуткий обычай: друг покойного облачался в его одежду и садился с близкими умершего за один стол. Его принимали за погибшего и задавали ему вопросы о жизни на том свете, передавали приветы, сообщали новости. Во время общих праздников поминовения также вспоминали о покойных: для них накрывали отдельный стол, на который хозяйка ставила понемногу все угощения, что приготовила для живых.
История
Бронзовый век представлен Усть-Ветлужским могильником, который относится к сейменско-турбинскому феномену и отражает миграции индоевропейских народов. Также в марийском крае существуют свидетельства пребывания приказанской и Абашевской культуры. Территория современной Марий Эл является территорией генезиса чирковской культуры эпохи бронзы.
В эпоху раннего Средневековья (VI—VII вв.) началось формирование древнемарийской культуры. Область формирования марийских племен — правобережье Волги между устьями Суры и Цивиля и противоположное левобережье вместе с нижним Поветлужьем. По мнению А. П. Смирнова и его ученика Г. А. Архипова, основу марийцев составили потомки ананьицев (пермяне) и позднегородецкие племена. Однако исследования 1990-х и последующих годов (Т. Б. Никитиной, Н. Н. Грибова и других) показали, что древнемарийская культура напрямую наследует населению круга могильников ахмыловско-безводнинского типа наравне с культурой летописной муромы. Из этого района марийцы расселялись в северном и восточном направлении вплоть до реки Вятки и в южном до реки Казанки. Помимо Марий Эл марийцы населяли территории Кировской, Костромской и Нижегородской области, а также Чувашии.
В IX веке марийские племена (черемисы) попали под власть Хазарского каганата. В IX веке они вошли в состав Волжской Булгарии. C 922 года в Волжской Булгарии начал распространяться ислам, однако марийцы сохранили языческую религию. В середине XIII века марийский край вошел в состав Золотой Орды, из которой в XV веке выделилось Казанское ханство.
Плацдармом для русской экспансии стал город Васильсурск построенный в 1523 году на марийской земле в нижегородском краю. Этот город определил русско-татарскую границу. Первыми приняли русское подданство горные марийцы, присягнув Ивану Грозному в Свияжске в 1551 году. В ответ Иван IV на три года освободил марийцев от уплаты ясака и «дал им грамоту жаловалную со златою печятью». Вхождение марийского края в Россию ускорилось после падения Казанского ханства в 1552 году, однако процесс этот осложнялся черемисскими войнами. Первой русской крепостью на территории Марий Эл стал Кокшайск (1574). В 1583 году был основан Козьмодемьянск, а годом позже Царевококшайск. В 1647 году основан православный Мироносицкий монастырь, а в 1662 году — Мусерская Тихвинская пустынь. В 1708 году край разделён на два уезда (Козьмодемьянский и Царевококшайский) и приписан к Казанской губернии. В 1880 году в Юрино был возвёден готический Замок Шереметева.
С образованием РСФСР в 1920 году образована Марийская автономная область, которая делилась на кантоны и входила в состав Горьковского края. Административным центром области стал Краснококшайск. В 1931 году в областном центре открылся первый вуз. В 1936 году была образована Марийская Автономная Советская Социалистическая Республика cо столицей в Йошкар-Оле. Республика состояла из 14 районов и управлялась Верховным Советом. В 1939 году было начато строительство марийского машиностроительного завода.
В 1992 году республика обрела современное название Марий Эл.
Хозяйство марийцев
Основу хозяйства марийцев составляло пашенное земледелие. Они издавна выращивали рожь, овес, ячмень, просо, гречиху, коноплю, лен, репу. Также было развито огородничество, сажали преимущественно лук, капусту, редьку, морковь, хмель, с XIX в. большое распространение получил картофель.
Марийцы обрабатывали почву сохой (шага), мотыгой (катман), татарским плугом (сабан). Скотоводство было не сильно развито, о чем свидетельствует тот факт, что навоза хватало только на 3-10% пашни. По возможности, держали лошадей, крупный рогатый скот, овец. К 1917 г. 38,7% хозяйств марийцев являлись беспашенными, большую роль играло бортничество (затем пасечное пчеловодство), рыболовство, а также охота и различные лесные промыслы: смолокурение, лесозаготовка и лесосплав, охота.
Во время охоты марийцы вплоть до середины XIX в. использовали лук, рогатины, деревянные капканы, кремневые ружья. В широких масштабах было развито отходничество на предприятия деревообработки. Из ремесел марийцы занимались вышивкой, резьбой по дереву, производством женских серебряных украшений. Основными средствами передвижения летом были четырехколесные телеги (орява), тарантасы и кибитки, зимой — сани, дровни и лыжи.
История
Предки марийской народности начали освоение современной Волго-Вятской территории в начале первого тысячелетия новой эры. Они мигрировали из южных и западных областей на Восток под давлением агрессивных славянских и тюркских народов. Это привело к ассимиляции и частичной дискриминаций пермян, исконно обитавших на этой территории.
Часть марийцев придерживается версии, что предки народа в далеком прошлом пришли на Волгу из Древнего Ирана. После произошла ассимиляция с живущими здесь племенами финно-угров и славян, однако самобытность народа частично сохранилась. В пользу этого говорят исследования филологов, отмечающих, что в марийском языке есть индоиранские вкрапления. Особенно это касается древних молитвенных текстов, которые практически не менялись на протяжении веков. К VII-VIII столетию прамарийцы сдвинулись севернее, заняв территорию между Ветлугой и Вяткой, где и обитают до сегодняшнего дня. В этот период серьезное влияние на формирование культуры и менталитета оказали тюркские и финно-угорские племена. Следующий этап истории черемисов относится к X-XIV векам, когда ближайшими их соседями с запада оказались восточные славяне, а с юга и востока — волжские булгары, хазары, а затем и татаро-монголы. Долгое время народ мари находился в зависимости от Золотой орды, а затем и от Казанского ханства, которым платил дань пушниной и медом. Часть марийских земель находилась под влиянием русских князей и, по свидетельствам летописи XII столетия, также облагалась данью. На протяжении веков черемисам приходилось лавировать между Казанским ханством и русскими властями, которые пытались привлечь народность, чья численность на тот момент составляла до миллиона человек, на свою сторону.В XV веке, в период агрессивных попыток Ивана Грозного свергнуть Казань, горные марийцы перешли под власть царя, а луговые поддерживали ханство. Однако, в связи с победой русских войск, в 1523 году земли вошли в состав Государства Российского. Однако название племени черемисов не зря означает «воинственный»: уже в следующем году оно взбунтовалось и свергло временных правителей до 1546 года. В дальнейшем еще дважды вспыхивали кровопролитные «черемисские войны» в борьбе за национальную независимость, свержение феодального режима и устранение русской экспансии. Следующие 400 лет жизнь народа протекала относительно спокойно: добившись сохранения национальной аутентичности и возможности исповедовать собственную религию, марийцы занимались развитием сельского хозяйства и ремесел, не вмешиваясь в общественно-политическую жизнь страны. После революции была образована Марийская автономия, в 1936 — Марийская АССР, в 1992 году ей присвоили современное название Республика Марий Эл.
Численность и расселение
Расселение марийцев в Приволжском федеральном округе по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.
Расселение марийцев в Уральском федеральном округе по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.
Ареал расселения марийцев в Волго-Уральском регионе. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года.
Основная часть марийцев проживает в Республике Марий Эл (290 тыс. человек). Значительная часть проживает в Кировской, Нижегородской областях. Самая большая марийская диаспора находится в Республике Башкортостан (103 тыс. человек). Также марийцы компактно проживают в Татарстане (18,8 тыс. человек), Удмуртии (8 тыс. человек), Свердловской области (23,8 тыс. человек) и Пермском крае (4,1 тыс. человек), Ханты-Мансийском автономном округе, Челябинской и Томской областях. Живут также в Казахстане (4 тыс., 2009 г. и 12 тыс., 1989 г.), на Украине (4 тыс., 2001 г. и 7 тыс., 1989 г.), в Узбекистане (3 тыс., 1989 г.)
Численность марийцев по данным переписей населения (человек):
СССР | — | 428192 | 481587 | 504205 | 598628 | 621961 | 670868 | — | — |
Российская Федерация (Российская империя, РСФСР) | 375439 | 428001 | 476382 | 498006 | 581082 | 599637 | 643698 | 604298 | 547605 |
Республика Марий Эл (Марийская автономная область, Марийская АССР) | — | 247979 | 273332 | 279450 | 299179 | 306627 | 324349 | 312178 | 290863 |
Кировская область (Вятская губерния) | 144918 | 59741 | 57008 | 52570 | 51682 | 47910 | 44496 | 38930 | 29598 |
Республика Башкортостан (Уфимская губерния, Башкирская АССР) | 80608 | 79298 | 90163 | 93902 | 109638 | 106793 | 105768 | ▬105829 | 103658 |
Семья Луговых марийцев Царевококшайского уезда Казанской губернии. Российская империя, начало XX века
- Кировская область
2002 год: район, количество, доля в районе:
- Кильмезский, 2 тыс., 8 %;
- Кикнурский, 4 тыс., 20 %;
- Лебяжский, 1,5 тыс., 9 %;
- Малмыжский, 5 тыс., 24 %;
- Пижанский, 4,5 тыс., 23 %;
- Санчурский, 1,8 тыс., 10 %;
- Тужинский, 1,4 тыс., 9 %;
- Уржумский, 7,5 тыс., 26 %.
Численность (Кировская область): 2002 год — 38 390, 2010 год — 29 598.
Доля марийцев по районам и городам России (по переписи 2010 года)
(указаны муниципальные образования, где доля марийцев в численности населения превышает 20 %):
Доля марийцев по районам и городам России | ||
---|---|---|
Район (округ) | Субъект РФ | % марийцев |
МР Волжский | Марий Эл | 86,9 |
МР Горномарийский | Марий Эл | 85,8 |
МР Моркинский | Марий Эл | 81,2 |
МР Сернурский | Марий Эл | 76,6 |
МР Мишкинский | Башкортостан | 71,5 |
МР Куженерский | Марий Эл | 69,2 |
МР Новоторъяльский | Марий Эл | 67,4 |
МР Советский | Марий Эл | 65,5 |
МР Оршанский | Марий Эл | 55,6 |
МР Мари-Турекский | Марий Эл | 49,5 |
МР Звениговский | Марий Эл | 49,3 |
МР Килемарский | Марий Эл | 47,2 |
МР Калтасинский | Башкортостан | 45,9 |
МР Параньгинский | Марий Эл | 43,2 |
МР Медведевский | Марий Эл | 42,5 |
ГО Козьмодемьянск | Марий Эл | 30,9 |
МР Пижанский | Кировская | 30,3 |
МР Кикнурский | Кировская | 29,5 |
МР Краснокамский | Башкирия | 26,5 |
ГО Йошкар-Ола | Марий Эл | 23,6 |
МР Бирский | Башкортостан | 20,5 |
Религия
Кроме православия, у марийцев существует собственная традиционная религия, которая сохраняет определённую роль в их духовной культуре и в настоящее время. Приверженность марийцев к своей традиционной вере вызывает живой интерес у журналистов из Европы и России. Марийцев даже называют «последними язычниками Европы».
В XIX веке традиционная религия марийцев подвергалась гонениям. Например, в 1830 году по указанию министра внутренних дел, к которому поступило обращение Святейшего Синода, было взорвано место молений — Чумбылат курык. Однако уничтожение Чумбылатова камня не дало ожидаемого эффекта, поскольку марийцы поклонялись не камню, а обитавшему там божеству.
Марийская культура
В культуре марийцев сохранились многие обряды, например свадебные и погребальные ритуалы. Один из обрядов — сурем ужо — изгнание из целой деревни злого духа. По мнению марийцев, он избавляет деревню от злых сил в пастбищный период.
Сурем ужо проходит в ночь на 6 мая. На окраине деревни собираются марийцы, разводят костер и прыгают через него — это обряд самоочищения. Затем его участники отправляются в деревню и обходят все дома с шумом, криками, звоном колоколов. Жители домов встречают их и угощают яйцами, хлебом и картошкой. Потом процессия идет на другую окраину деревни, снова разжигает костер, ставит котелки и варит угощения. Часть еды марийцы закапывают — так они подносят дары земле; остальное съедают. Длится обряд до самого утра.
Сохранился в культуре марийцев и традиционный танец — кандыра, или «Веревочка». Обычно в нем участвуют два парня и одна девушка. Так как одновременно могут танцевать сразу несколько пар, часто получается целая цепочка танцоров, которая может достигать километра. Один из элементов танца — дробушка, или тывырдык (быстрое движение ногами на одном месте). Четкий ритм кандыра поддерживают ритуальные марийские народные инструменты — барабан и шувыр (разновидность волынки). Марийцы верят, что во время этого танца-молитвы из тела выходит вся плохая энергия.
Самобытен и марийский костюм. Ткань для него изготавливается из конопляного холста или из шерстяных нитей домашнего прядения. Называется такая ткань пестрядью, потому что создается из разноцветных нитей. Затем марийские женщины расшивают костюмы с изнанки, а узор получается на лицевой стороне. В вышивке используется древний орнамент: птицы, кони, солярные знаки, бараньи рога, растения — всё это символы плодородия и обновления жизни. Женские и девичьи костюмы умелицы дополняют нагрудными украшениями яга, которые изготавливают из бисера и монет. Марийцы верят: звон серебра отпугивает нечистую силу, оберегая свою хозяйку.
Одежда марийцев
Традиционной одеждой марийцев считается рубаха туникообразного покроя, штаны, распашной летний кафтан, поясное полотенце из конопляного холста, пояс. В давние времена марийцы шили одежду из домотканых льняных и конопляных тканей, затем из покупных тканей.
Мужчины носили войлочные шляпы с небольшими полями и шапки; для охоты, работы в лесу использовали головной убор типа накомарника. На ногах носили лапти, кожаные сапоги, валенки. Для работ в болотистых местах к обуви прикрепляли деревянные платформы. Отличительными особенностями женского национального костюма был передник, поясные подвески, нагрудные, шейные, ушные украшения из бисера, раковин каури, блесток, монет, серебряные застежки, браслеты, кольца.
Замужние женщины носили различные головные уборы:
- шымакш – конусовидный колпак с затылочной лопастью, надеваемый на берестяной каркас;
- сороку, заимствованную у русских;
- тарпан – головное полотенце с очельем.
До XIXв. самым распространенным женским головным убором была шурка, высокий убор на берестяном каркасе, напоминающий мордовские и удмуртские уборы. Верхней одеждой были прямые и отрезные на сборке кафтаны из черного или белого сукна и шубы. Традиционные виды одежды и сегодня еще носят марийцы старшего поколения, национальные костюмы часто используются в свадебной обрядности. В настоящее время широко распространены модернизированные виды национальной одежды – рубаха из белой и передник из разноцветной ткани, украшенные вышивкой и лептами, тканные из разноцветных ниток пояса, кафтаны из черной и зеленой ткани.