Национальный музей прадо (museo nacional del prado)

Информация для посетителей

Испания – это одно из наиболее популярных туристических направлений. Побывать в столице Испании и не посетить музей Прадо, было бы непростительным расточительством времени, ведь в выставочных залах этого знаменитого музея представлены мировые шедевры. Фото и репродукции картин не могут передать и сотой доли того чувства, которое испытывают истинные ценители искусства, разглядывая оригиналы полотен. Поэтому нужно обязательно выделить время на осмотр экспозиции.

 Точный адрес музея: Paseo del Prado s/n. 28014. Туристам не придется ломать голову, как добраться до музея, так как туда ходят экскурсионные автобусы. Можно доехать и на метро, от станций Atocha, Banco de España, Anton Martin можно легко добраться до музея пешком.

С 2012 года музей принимает посетителей без выходных, часы работы с 10 утра до 20 вечера. Цена полного билета составляет 14 евро, студенты, не достигшие возраста 25 лет, могут приобрести льготный билет стоимостью 3 евро. Пенсионеры и дети проходят бесплатно. Детьми в Испании считают всех, не достигших возраста 18 лет.

 Впрочем, даже проведя в музее весь день, вряд ли получится осмотреть все, ведь от некоторых картин не хочется отходить часами. Планируя посещение, стоит заранее составить план экскурсии. На первом этаже представлены образцы испанской и фламандской живописной школы, а в северном отделении нижнего этажа расположены работы итальянских и французских мастеров.

Второй этаж отведен под произведения Рубенса и Рембрандта. Картины Гойя есть на обоих этажах, на нижнем представлены ранние работы, на втором – живопись «черного» периода творчества.

Поскольку многие посетители музея проводят в нем весь день, организаторы позаботились об удобстве своих гостей. На территории музея действуют кафе и рестораны, в которых можно слегка перекусить или основательно пообедать, есть и места для отдыха. Например, можно выйти в парк, окружающий музей, и перевести дух на свежем воздухе. На память о посещении одного из самых крупных музеев мира можно приобрести сувениры в специализированных магазинчиках, расположенных поблизости.

Главные экспозиции музея

Испанская живопись 1100−1910 годов. Выставка начинается на нулевом этаже, где представлены средневековые фрески и картины эпохи Возрождения. В работах Эль Греко, Рибера, Мурильо и других можно отследить все основные тенденции развития живописи в Испании. Тут хранится удивительное количество шедевров — например, более 130 работ художника Франциско Гойи. Основная коллекция художников золотого века распределена по 14-ти комнатам на первом этаже музея. Работы размещены в хронологическом порядке, при этом подчеркивается их связь с другими национальными традициями: фламандцами, венецианцами и французскими кавараджистами.

«Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», Франциско Гойя / Фото: mbell1975

Итальянская и французская живопись 1300−1800 годов. Основные картины попали в музей из испанской королевской коллекции, поэтому здесь немного работ, созданных до 1500 года — тогда коллекционирование предметов искусства еще не вошло в моду. Среди ранних произведений можно увидеть картины Боттичелли, Мантенья и Фра Анджелико. Зато во времена Филиппа III в королевскую коллекцию попали работы Караваджо, Тициана, Тинторетто и других гениальных творцов, которым теперь посвящены залы на первом этаже. Картины Рафаэля выставлены в отдельной экспозиции на нулевом этаже.

Вторая картина из серии «Новелла о Настаджо дельи Онести», Боттичелли / Фото: Peter

Фламандская живопись и северные школы. Фламандская живопись — школа изобразительного искусства, развившаяся в XV−XVII веках на территории современной Голландии. В XV веке этот стиль очаровал всю Европу из-за реалистичной прорисовки деталей и глянцевого блеска, который достигался за счет особой масляной краски. С конца XV века Испания и бывшие Нидерланды находились под правлением династии Габсбургов, поэтому в музее Прадо собрана лучшая и самая большая в мире коллекция работ фламандцев. На нулевом этаже выставлена большая коллекция голландских примитивистов, а на первом находятся работы Иеронима Босха, известного в Испании, как Эль Боско, Питера Брейгеля Старшего, Рубенса, Джордана и Ван Дейка.

«Коронование терновым венцом», Ван Дейк / Фото: es.wikipedia.org

Немецкая живопись 1450−1800 годов. Небольшая коллекция живописи, включающая картины, написанные с XVI по XVIII века. Отдельный зал на нулевом этаже посвящен работам Лукаса Кранаха, Бальдунга Грина и Альбрехта Дюрера.

Автопортрет, Альбрехт Дюрер / Фото: es.wikipedia.org

Английская живопись 1750−1800 годов. В музее Прадо собрана удивительная коллекция портретов XVIII и XIX веков — эпохи культурного расцвета Британии. На первом этаже находится экспозиция картин Гейнсборо, Рейнольдса и Лоуренса.

«Помпейская сцена», Лоуренс Альма-Тадема / Фото: ru.wikipedia.org

Скульптура. В Прадо находятся более 220 классических скульптур, привезенных из Италии. На их примере можно вживую увидеть, как эволюционировало искусство со времен Древней Греции до XIX века.

Фото: Verónica Bautista

Рисунки и эстампы. В музее находится более четырех тысяч рисунков, 500 из которых выполнены Франциском Гойя — это самая большая в мире коллекция произведений художника. Рисунки и гравюры, в основном, демонстрируются на временных выставках.

Фото: Alex Segre

Декоративное искусство. Здесь собраны множество живых памятников эпохи: выдающаяся коллекция столов и досок из флорентийского камня, множество инструментов из горного хрусталя, а также более 1300 медалей и около 1000 разнообразных монет. Среди других необычных экспонатов тут выставлены фламандские гобелены, керамика Талавера, фарфор из Буэн-Ретиро и старинная мебель. Фишка коллекции — драгоценности Филиппа V, унаследованные им от отца. Выставка «Сокровища дофина» проходит на нулевом этаже.

Фото: Galayos

Sala 61 A. El fin de siglo

Tras el agotamiento de la pintura de historia y con el auge del naturalismo, la pintura social se convirtió en la manifestación más difundida del arte de la última década del siglo XIX. Ello suponía una ampliación de los asuntos tratados por los pintores, bajo una mirada que buscaba la objetividad y, a menudo, la crítica de la realidad social. Este género, que triunfó internacionalmente con Luis Jiménez Aranda y Joaquín Sorolla, convivió con tendencias opuestas, orientadas hacia un simbolismo de vertiente idealista (el escultor Miguel Blay) o religiosa (Enrique Simonet).

La escultura también abrió el campo a los temas sociales, con escultores que trataron estos temas y participaron del auge del naturalismo, como Blay con su grupo escultórico Eclosión.

En estos años, la mujer se incorporó públicamente a la práctica de la pintura a través, aunque no en exclusiva, del cultivo de bodegones y floreros, presentados de manera creciente a las Exposiciones Nacionales de Bellas Artes.

En el ámbito ultramarino, los pintores nacidos en las islas filipinas crearon un arte que, a través de los tipos y el paisaje, daba cuenta de su atención a las peculiaridades de su propia cultura. Muchas de estas obras fueron mostradas en la Exposición de Filipinas que tuvo lugar en 1887 en Madrid, pasaron después al Museo de Ultramar y, tras la disolución de este en 1908, al de Arte Moderno.

Экспозиции

Коллекция музея весьма обширна (свыше 8,5 тысяч картин и 700 скульптур) и по праву может гордиться наличием всемирно известных произведений искусства, созданных в разные века испанскими и европейскими творцами. Первоначальные основы музейного собрания формировались исходя из вкусов и предпочтений испанских монархов 16-17 века, поэтому некоторые периоды искусства представлены в экспозициях менее ярко, чем другие. Основные коллекции музея в наше время упорядочены по 7 тематическим разделам.

Испанские мастера по 17 век

В данном разделе находится свыше 2 тысяч картин, охватывающих период от 12 до конца 17 века. Здесь можно увидеть, как романские росписи часовни Мадеруэло, так и работы ведущих испанских живописцев эпохи Возрождения: Хуана де Фландеса, Луиса де Моралеса, Эль Греко, Рибера, Мурильо, Переда и прочих. Отдельного внимания заслуживает экспозиция работ Веласкеса, ведь Прадо принадлежит почти половина всех его картин, которые известны на сегодняшний день. Помимо этого в разделе представлены образцы основных жанров художественного искусства в стране той эпохи, от религиозной живописи до натюрморта или придворной портретной живописи.

Итальянские и французские мастера по 17 век

В этом разделе представлены картины, которые в основном созданы в период 1400-1699 годов. Выставочные залы итальянского искусства пестрят именами выдающихся художников: Тинторетто, Рафаэль, Веронезе, Фра Анджелико, Боттичелли, Караваджо. Коллекция французского искусства менее обширна из-за особенностей политической обстановки между Францией и Испанией в 16-17 веках, но также заслуживает внимания из-за наличия прекрасных работ Николя Пуссена, Жоржа де ля Тура, Антуана Ватто, Франсуа Буше, Клода Верне и других.

Фламандские мастера и северные школы

Одна из крупнейших мировых коллекций фламандской живописи была собрана королями Испании из династии Габсбургов, когда старые Нидерланды находились под их властью. Свыше 1 тысячи картин представлены в экспозициях данного раздела, среди которых можно увидеть обширную коллекцию работ Босха, полотна Питера Брейгеля Старшего, Ван Дейка, Ганса Мемлинга, Ван дер Вейдена, Рембрандта и многих других. Рубенса, любимого художника испанского короля Филиппа IV, нередко называют «Королем музея», ведь в Прадо хранится 90 картин этого прославленного живописца.

Живопись 18 века и творчество Гойя

Данный раздел, насчитывающий около 1 тысячи картин, составляют европейские мастера из Испании, Италии, Франции, Германии и Англии. Небольшое количество картин представляет в выставках и другие страны, такие как Америка, Польша, Россия и прочее. Ключевой фигурой испанского искусства 18 века является Франсиско Гойя, творчество которого освещено в экспозициях музея Прадо очень полно и разносторонне, от гобеленовых досок для Королевской мануфактуры до собрания картин, рисунков и личных писем.

Живопись 19 века

Данный раздел является одновременно и самым обширным по количеству картин, и самым малоизвестным, поскольку до 2007 года основная часть коллекции выставлялась сначала в Музее современного искусства, а затем в здании Касон дель Буэн Ретиро. В 2009 году наиболее выдающиеся полотна этой коллекции были помещены в экспозиции в здании Вильянуэва. Здесь можно увидеть картины позднего периода Гойя, собрание работ Хоакина Сорольи, Аурелиано де Беруэте и других.

Рисунки, гравюры и фотография

Раздел сформирован из огромного числа экспонатов: свыше 9 тысяч рисунков, около 6 тысяч гравюр и 10 тысяч фотографий, собранных различными музеями и частными коллекционерами в 19-20 веках. Экспозиции упорядочены по нескольким подразделам в зависимости от страны происхождения, художественного стиля и других аспектов.

Скульптура и декоративно-прикладное искусство

Коллекцию скульптур музея Прадо составляют свыше 900 произведений разных эпох, начиная от греко-римского периода и заканчивая 19 веком. Древние скульптуры, особенно римского происхождения, в свое время приобретались испанскими королями для украшения загородных поместий и резиденций. Яркими образцами искусства древнеримского периода является скульптурная группа «Орест и Пилад», а также скульптура Апофеоз Клавдия. Эпоха Возрождения представлена в экспозициях работами Джамболоньи, Бандинелли, Помпео Леони. В коллекцию декоративного искусства включены разнообразные предметы: гобелены, ювелирные изделия, мебель, столовое серебро, керамика, фаянс, фарфор, доспехи, веера и многое другое.

Полезная информация о музее Прадо

5 интересных особенностей достопримечательности

Для любознательных небезынтересными будут такие фактические эпизоды о музее Прадо в Мадриде:

1. Древнейший артефакт музея – скульптурное изображение царя Лагаша (2124-2119 годы до н.э.) из диорита.

2. Декоративное искусство тоже представлено в экспозиции. Выделяется коллекция «Сокровища Дофина», составленная из предметов XVI — XVII веков.

3. Пабло Пикассо был директором музея с 19 сентября 1936 года до конца Гражданской войны (1 апреля 1939 года).

4. Историческая эвакуация достопримечательности также случилась в Гражданскую войну в Испании. Холсты вывозились, например, в Валенсию, Каталонию и Женеву (Швейцария).

5. Грабительства галереи. Наиболее громкое датируется 1918 годом. Украдено, но возвращено, 18 предметов, основным участником стал служащий музея Р. Коба.

Видео о музее Прадо:

Справочная информация о музее Прадо

Время посещения музея Прадо:

  • С понедельника по субботу: с 10:00 до 20:00.
  • Воскресенье и праздничные дни: с 10:00 до 19:00
  • Сокращенные часы работы: с 10:00 до 14:00 (6 января, 24 и 31 декабря)
  • Закрыто 1 января, 1 мая и 25 декабря

Стоимость посещения музея Прадо:

  • Цена стандартного билета: 15 евро
  • Билет со скидкой: 7,5 евро (для людей старше 65 лет, младше 18 лет, многодетных семей)
  • Билет + гид по музею: 24 евро

Музей Прадо на карте:

Как добраться до музея Прадо:

  • Метро: станция Banco de España (línea 2), станция Atocha (línea 1)
  • Автобусы: № 9, 10, 14, 19, 27, 34, 37 или 45.

Что посмотреть рядом с музеем Прадо в Мадриде:

  • Парк Буэн-Ретиро – один из лучших парков Испании
  • Собор Альмудена – великолепный кафедральный храм Мадрида
  • Улица Гран-Виа в Мадриде – центральная улица испанской столицы
  • Площадь Пуэрта-дель-Соль – центральная городская площадь Мадрида

История создания

Предпосылки к созданию в Мадриде музея появились еще в 17 веке, когда многие именитые художники и королевские министры ходатайствовали перед испанскими монархами о создании заведения, где можно было бы размещать частные коллекции изобразительного искусства. В 1757 году Фердинанд VI с подачи своей супруги Барбары Браганса решил создать художественный музей, но спустя год королева скончалась, а сам Фердинанд впал в такое отчаяние, что пережил жену всего лишь на год. Его преемник  Карл III также желал видеть в Мадриде музей, но не художественный, а посвященный естественным наукам. Для этого в 1775 году он поручил архитектору Хуану де Вильянуэва создать подходящее здание (нынешний музей Прадо), но дожить до завершения строительства королю так и не довелось.

Его сын и наследник Карл IV в почти завершенном дворце подумывал устроить пинакотеку, как желал его дядя Фердинанд VI, но тут случилось вторжение наполеоновских войск, и правителем Испании стал брат Наполеона, Жозеф Бонапарт. Огрехи правления короля-узурпатора оставим на его совести, а вот к зарождению будущего музея Прадо он имел вполне прямое отношение – в 1809 году по его указу был учрежден Музей Жозефино. В здании Паласио Буэнависта стали размещать художественные коллекции, что в какой-то мере поспособствовало защите произведений испанского искусства от разграбления наполеоновскими войсками. После завершения французской оккупации новым королем Испании стал Фердинанд VII при котором в 1819 году в Прадо наконец был открыт Королевский музей живописи, правда, доступный к публичным посещениям только по средам с 9 до 14 часов. Первая выставка занимала всего три зала и насчитывала чуть более 300 полотен, хотя в фондах музея, основой которых была внушительная королевская коллекция, уже тогда находилось свыше 1,5 тысячи произведений искусства.

В дальнейшем коллекция музея продолжалась расширяться самыми разными путями. Так, например, в годы Первой карлистской войны в Прадо были направлены собрания из различных дворцов в окрестностях Мадрида, в число которых входили и предметы искусства из Эскориала. После свержения с престола в 1868 году королевы Изабеллы II коллекции Королевского музея живописи подверглись национализации. В 1872 году в фонды музея были добавлены коллекции упраздненного музея Тринидад, в котором несколько десятилетий хранились сокровища и произведения искусства, изъятые у монастырей во время так называемой конфискации Мендисабаля в 1830-40-х годах. После слияния коллекций учреждение получило название Музей живописи и скульптуры, и только в мае 1920 года оно было переименовано в Национальный музей Прадо.

К этому моменту фонды музея существенно увеличились за счет новых приобретений и частных пожертвований, в связи с чем здание музея уже перенесло несколько преобразований в начале 20 века, за которыми последовали новые перестройки в 1920-30-х годах. В 1936 году директором музея Прадо был избран Пабло Пикассо, известность и авторитет которого помогли спасти основную часть коллекции музея в годы Гражданской войны, когда экспонаты удалось тайно эвакуировать в Женеву. В послевоенные годы музей вновь перенес ряд расширений, а также со временем получил в распоряжение два отдельно стоящих здания: Касон дель Буэн Ретиро и Салон де Рейнос. Туристический бум, начавшийся в конце 20 века, породил новые изменения в облике музея, который за последние десятилетия был существенно модернизирован и обрел несколько новых выставочных пространств.

Описание достопримечательности и что посмотреть

В настоящее время музей Прадо в Мадриде ежегодно посещает свыше 3 миллионов экскурсантов. Это самый высокий показатель для достопримечательности такого уровня. В залах на 53 тыс. м2 вывешено 1300 картин. Значительная часть экспонатов (около 7000 единиц) сохраняется в кладовых музея, некоторые временно «прописались» в заведениях культуры Испании и зарубежья.

В мадридском музее Прадо поклонники живописи и скульптуры могут восхититься полотнами прославленных «гишпанцев», в их числе Гойя, Веласкес, Эль Греко. Порадуют посетителей и шедевры мастеров кисти из Европы, таких как Рафаэль, Ботичелли, Тициан, Рубенс, Ван Дейк, Брейгель, Босх.

Первый визит в музей Прадо в Мадриде следует посвятить прославленным холстам и осмотреть:

  • «Менины» (Веласкес)
  • «Портрет кабальеро» и «Поклонение пастухов» (Эль Греко)
  • «Три грации» (Рубенс)
  • «Сад наслаждений» (Босх)

В Прадо есть возможность посмотреть на безрадостные панно гениального художника Гойи. Настенные росписи своего мадридского дома он оставил в период нравственных страданий. Наибольшей депрессией веет от стенописи «Сатурн». Но в музее Прадо выставлены и творения, созданные в начале творческого пути. Это, к примеру, «Портрет семьи Карла IV». Посвященный в человеческие страсти, Гойя умело живописал истинные характерные черты членов императорского семейства.

Несомненный интерес вызовет у посетителей копия известнейшего портрета «Моны Лизы». Дубликат выполнил воспитанник Леонардо да Винчи. Хотя новодел не отображает неразгаданность и глубинную содержательность характера Джоконды, следует посмотреть на картину.

Помимо живописи, в залах музея Прадо посетителям предлагается знакомство со скульптурами, которые выставлены для обозрения. Это работы итальянцев XVI-XIX веков, выполненные в рамках эпох — от архаической до римской. В числе скульптурных творений также и древнеримская статуя «Группа из Сан-Ильдефонсо» — она изображает Ореста и Пилада (мифологических братьев).

Экспозиция

Многочисленные шедевры музея Прадо в Мадриде – это, прежде всего, образцы испанского живописного искусства.

 Диего Веласкес – это один из лучших портретистов, времен «золотого» века Испании, картины Веласкеса отличаются реалистичностью, выдержанной цветовой гаммой. В открытой экспозиции музея посетители могут видеть такие произведения мастера, как «Портрет Изабеллы Бурбон», «Триумф Вакха» и другие.

 Полотна, принадлежащие кисти Эль Греко, выделяются среди работ других художников, отличаясь непередаваемым колоритом, экспрессивностью и яркостью. В залах можно могут увидеть такие знаменитые полотна, как «Крещение Христа», «Троица» и пр.

 Картины яркого представителя эпохи испанского романтизма Франциско Хосе Гойя не менее своеобразны. В раннем периоде своего творчества мастер писал яркие жизнеутверждающие работы, но после 1789 года направление полотен резко меняется, теперь в них можно отметить резкость графики и мрачность красок. В музее собрана практически полная коллекция работ мастера, посетители могут увидеть такие известные картины Гойя, как «Маха обнаженная» и «Маха одетая», «Восстание в Мадриде 1808 года» и другие.

 Испанское искусство XX века представляют картины Пикассо, в частности знаменитое полотно «Герника» созданное художником в 1938 году. Кстати, Пабло Пикассо занимал должность директора музея в годы гражданской войны в Испании.

 Фламандская и близкая к ней голландская живописные школы в коллекциях Прадо представлены картинами Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка. Неизменный интерес у посетителей вызывают завораживающие картины Босха, в том числе и один из наиболее ценных образцов фламандской школы – «Воз сена».

 Великолепны экспонаты в отделении музея, посвященного итальянской школе живописи. Например, тут можно увидеть картину «Несения Креста», автором которой является Рафаэль, работы Сандро Боттичелли, многочисленные полотна Тициана, шедевры Веронезе, Сарто и пр.

Что выставляется

Помимо живописи выставлены скульптуры. Это более 2 сотен экземпляров, перевезенных из Италии в период с 16 до 19 столетия, охватывающий все высеченные в камне изображения от древнего мира до конца Средневековья. Некоторые изваяния создавались специально по пожеланию членов королевского дома Испании.

Дополняют скульптуры керамические изделия, столы, изящные статуэтки, консоли, специальные дорожные сундуки (кассоне). Отдельного упоминания заслуживает коллекция «Сокровище дофина» – дар, полученный Филиппом V от своего отца – Людовика Великого Дофина, и переданный в национальное хранилище.

La Colección

Javier Barón
Jefe de Conservación de Pintura del Siglo XIX del Museo Nacional del Prado

Las colecciones del Siglo XIX del Museo son, simultáneamente, las más numerosas y las menos conocidas entre los conjuntos de pintura conservados por el Prado. Procedentes en buena medida del Museo de Arte Moderno, que se integró en el Prado en 1971, fueron expuestas en el Casón del Buen Retiro entre esa fecha y 1997. En 2007, una selección de las mismas inauguró, bajo la rúbrica El siglo XIX en el Prado, las salas de la ampliación del Museo. Desde 2009 se exponen, en el edificio histórico de Villanueva, las pinturas más destacadas.

Un total de doce salas permite una completa visión del arte español del siglo XIX a través de sus obras maestras, con algunas aportaciones de arte europeo. Se inicia el recorrido con la galería dedicada al arte neoclásico, Goya y Vicente López. Aunque Goya cuenta con numerosas salas propias, el propósito de reunir alguna de sus obras con su inmediato entorno obedece a la necesidad de comprender de un modo completo el panorama del primer tercio del siglo, al que se dedica esta sala. En ella hay una amplia representación de escultura neoclásica y, junto a la maqueta original del edificio de Villanueva, se exponen los retratos de los reyes fundadores del Museo, que abrió sus puertas justamente en este periodo.

Dos salas dedicadas al romanticismo permiten ver las obras maestras de sus máximos representantes en España, como Genaro Pérez Villaamil, junto a David Roberts, iniciador del paisajismo moderno en nuestro país, Antonio María Esquivel y Federico de Madrazo, destacados retratistas.

La pintura de historia fue el género más importante desde la década de 1850 hasta la de 1880. Dado que las mejores obras se adquirían en las Exposiciones Nacionales con destino al Museo, este conserva la casi totalidad de las obras maestras de este género, expuestas en tres grandes salas. La primera de ellas está dedicada a Eduardo Rosales, representado además con pinturas de otros géneros que atestiguan la relevancia de su orientación realista. En la segunda destaca la obra máxima de Francisco Pradilla, Doña Juana la Loca, y, en la tercera, la de Antonio Gisbert, El fusilamiento de Torrijos y sus compañeros. Otros núcleos, como el paisaje realista, con numerosas obras de Carlos de Haes, la pintura luminosa de Mariano Fortuny y Martín Rico, y la influencia de la pintura francesa (representada por Paul Baudry y por Jean-Louis-Ernest Meissonier) en Raimundo de Madrazo, preceden a las evolución final hacia el naturalismo, que culmina en Joaquín Sorolla y Aureliano de Beruete.

Dado el amplio número de estas colecciones (2690 obras), la última sala (nº 60) se dedica a presentar temas o aspectos relevantes no expuestos habitualmente. Así, en ella se han organizado desde 2009 siete diferentes exposiciones que han incluido también dibujos, acuarelas y estampas. Este programa ha permitido recuperar, restaurar, estudiar, exponer y difundir obras de artistas, géneros o periodos de interés y calidad poco conocidos, cumpliendo con ello las finalidades esenciales del Museo.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector