Михайловский замок

Архитектура дворца

Михайловский замок в Санкт Петербурге выполнен в виде квадрата, стороны которого смотрят на стороны света. Внутри расположен двор для царских прогулок с гостями в виде восьмиугольника. Для въезда гостей предназначены были южные ворота. Планировка предлежащей площади и мостов, очевидно, была списана с площади Шантийи. Павел мог видеть ее, когда путешествовал по Европе в 1782 году. Поскольку проекты создавались Виолье с рисунков императора и в планировках обоих мест есть много схожего, можно предположить, что Павел просто повторил у себя понравившийся пейзаж с альбома принца Конде.

На площади возле замка, вокруг которой был вырыт ров, Павел установил памятник Петру великому. Возле подъемного моста стояли пушки, а по периметру площади располагались бастионы с оружием. Так же как в Шантийи от памятника ко дворцу вели три моста, средним могли пользоваться только члены царской семьи и самые почетные гости.

Во времена возведения здание стояло практически на острове, окруженном Мойкой, Фонтанкой и Церковным и Вознесенским каналами. Пройти на территорию дворца имелась возможность только через один из мостов. Сейчас из двух каналов остался только один Церковный, который был восстановлен в 2003 году. Близость его к зданию дворца создает иллюзию, будто замок построен прямо на воде.

Членство в Мальтийском ордене повлияло на видение Павлом строившегося дворца. Здесь присутствовали романтические нотки и строгая символика таинственного сообщества. Закругленные углы навевали образ неприступной крепости, квадратная форма здания и восьмиугольная встроенного внутреннего двора очень походили на дворец Фарнезе в Капрароле. Мальтийские настроения были сильно заметны, благодаря церкви святого Михаила, на золоченом шпиле которой был водворен мальтийский крест.

На фасаде южной стены дворца (со стороны главного входа) просматривается силуэт парижской арки Сен-Дени, примера классического французского зодчества. Ряды колонн на том же фасаде выглядят как копия «Колоннады Лувра» авторства К.Перро. И весь южный портал дворца и внутренний двор украшены римскими обелисками и вензелями императора.

Посещение Павлом в 1782 году Пармы и знакомство с архитектором Петито во Франции привели к тому, что главный фасад Михайловского замка оказался почти точной копией Пармского дворца. Внутренний двор с восемью углами также не нов – подобных архитектурных шедевров можно много найти во дворцах той же Италии. Корнями он уходит в древние христианские традиции.

В южном фасаде устроены ниши для статуй, символизирующих различные добродетели, которыми должен обладать идеальный правитель. Это: Сила, Победа, Слава, Изобилие и другие. Колоннада южной стены замка по своей архитектуре сильно напоминает западноевропейский стиль, например, повторяя фасад Королевского дворца в Казерте (район Неаполя).

Самым нарядным оказался западный фасад дворца. Он был украшен скульптурами Веры, Надежды и четырех библейских святых, располагавшихся вдоль искусного лепного карниза. В глубине аттика расположились гениальные скульптуры Паоло Трискорни, изображавшие двух апостолов Петра и Павла.

Западную стену также украшали:

⦁ рельеф работы Стаджи, прославляющий Российскую империю;

⦁ щит с имперским гербом;

⦁ восемь статуй, выполненных в символике тогдашних губерний.

Главная особенность северной стены Михайловского дворца – широкая лестница с мраморными колоннами и бронзовыми статуями по бокам. Статуи заранее привезли из Царского села, они изображали фигуры Геркулеса и Флоры Фарнезских.

Помимо основного здания в архитектурный комплекс Михайловского замка входят:

⦁ Трехчастный мост;

⦁ расположенная под ним часть Воскресенского канала;

⦁ площадь Коннетабля, где на горнверке стоял памятник Петру Великому (сейчас площадь носит его название);

⦁ павильоны Кордегардий;

⦁ Кленовая улица.

В свое время Михайловский замок Павла 1 смешал в себе несколько разных стилей (классицизм, барокко) и стал ярким примером так называемой «костюмированной архитектуры», которая привела к появлению в начале XIX века первых признаков ампира. Многие искусствоведы сравнивают уникальную архитектуру Михайловского замка с обликом самого Павла, чья жизнь закончилась столь трагически.

Выставки (залы и экскурсии) Михайловского дворца

Для тех, кто впервые едет в Михайловский замок, выставки постоянные (залы, картины) будут невероятно интересны – есть, что посмотреть и откуда почерпнуть много новой захватывающей информации. Если эти экспозиции уже знакомы, лучше позвонить заранее в кассы дворца и поинтересоваться, какие временные экспозиции представлены на текущий момент. К постоянным относятся выставки, связанные с интерьером дворца и его украшениями.

Мистическое место

  • Михайловский – потому что на территории находится храм Михаила Архангела, который является покровителем дома Романовых.
  • Инженерный – потому что с 1819 года там находилось Главное Инженерное училище.
  • замок – потому что Павел 1 принял титул Великого магистра Мальтийского ордена, а они все дворцы называли “замками”.
  • Архитектурный стиль – классицизм.
  • Годы постройки – 1797-1801 годы.

Общий замысел и первые эскизы планировки принадлежали самому Павлу 1. Дома августейших особ очень похожи на своих хозяев. Вот и Инженерный замок напоминает своего создателя Павла 1. Он такой же неоднозначный. С виду – красивый архитектурный объект. А когда входишь внутрь, тебя сковывает жутким холодом.

Павел 1 всю свою жизнь боялся стать жертвой дворцовых переворотов, как его отец Петр 3. Но именно в своем замке Павел 1 был убит заговорщиками в 1801 году. А его творение стало крупнейшим архитектурным памятником, который завершил историю петербургского зодчества XVIII века.

Изначально цвет стен был розовато-оранжево-желтый. Но затем его перекрасили в кирпично-красный.

Под одной из легенд: персиковый цвет был выбран в честь перчатки фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной).

По другой версии: кирпично-красный оттенок – это традиционный цвет мальтийского ордена.

Легенды замка

Одна из легенд гласит, что к императору явился монах. Он предрек ему рождение сына, которого нужно назвать Михаилом. После чего старец велел  построить дворец и назвать его именем ребенка.

Следующая легенда повествует нам о необычном цвете стен замка. Будучи на балу, будущая фаворитка Императора случайно обронила свою перчатку, а галантный Император ее поднял. Перчатка была необычного желто-оранжевого цвета. Этот колер так понравился Павлу, что перчатка тут же была отослана архитектору Бренне, чтобы тот выкрасил сены замка именно в такой цвет.

То ли этот цвет так пришелся по душе подданным императора, то ли из чувства преданности, но многие из них поспешили выкрасить фасады своих домов в такой же цвет.

Легенда о юродивой повествует нам о предсказании ею смерти императора Павла І. Он должен был умереть в год жизни равный количеству букв в тексте изречения над главными воротами в Михайловский замок.

Следующее придание гласит, что Император предчувствовал свою судьбу, и за несколько дней до своей гибели, вставая из-за стола, произнес: «Чему быть, того не миновать».

После смерти Павла І, все покинули Михайловский замок. Стали говорить, что в замке по ночам слышны стоны, шаги, а порой можно заметить неяркий свет. Царской семьей было решила сделать из замка Главное инженерное училище.

Однажды, перевозящие имущество солдаты заночевали в замке. Получив разрешение от старшего офицера на осмотр здания солдаты стали ходить по комнатам. Через некоторое время один из солдат прибежал, бледный и перепуганный. Он утверждал, что увидел привидение держащее свечу в руке.

Следующая «солдатская» история повествует нам о ефрейторе Лямине, который после развода караула в замке, вышел на крыльцо «по малой нужде». Отойдя немного от здания он увидел в окне третьего этажа парящую в воздухе свечу, будто ее держала невидимая рука. 

Все эти истории нашли отклик и у туристов, и у экскурсоводов. Специально для любителей приключений был организован ночной тур по музеям, который включал в себя посещение Михайловского замка. Войдя в замок, туристам рассказывают о жизни замка и о его мифах.

Авторы Гайдпарка

  • Владимир Фёдоров

    Я бы тоже пошёл с ним в разведку

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Пилотируемый полет к Луне — 1,7 млрд руб., а «суверенный Рунет» — 31 млрд. Почувствуйте разницу!

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Должен ли быть инженер изобретателем? Мои свидетельства и мнение

    Читать полностью

  • Василий Иванов

    Как Вы считаете, рассыплется ли Россия, как карточный домик в обозримом будущем?

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    США – главный организатор и спонсор мирового терроризма

    Читать полностью

  • Артур  Ахмедов

    В России нашелся участок, где Единая Россия не получила ни одного голоса.

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Большинство тогда и сейчас

    Читать полностью

  • Мiкалай Паддубiцкi

    А могла бы обнулить…

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Вновь избранным депутатам официально запретили брать взятки. А раньше что – можно было?

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Так в моей квартире снималась часть кинофильма Юлиана Панича «Проводы белых ночей».Свидетельствую

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Пришли «Новые люди»

    Читать полностью

  • igor..s

    Первый замглавы АП Кириенко устроил банкет в честь победы «Единой России» на выборах

    Читать полностью

Жизнь и смерть бедного Павла

В истории Дома Романовых – немало случаев цареубийства. Но убийство императора Павла в этом ряду особо: вся жизнь и смерть его,  насквозь  пропитаны мистикой. Ведь Павел был магистром Мальтийского ордена и сам был всегда мистиком.

Не претендую на полное описание жизни Павла; здесь будет только то, что так или иначе, связано с Замком. А о Павле рекомендую посмотреть великолепный фильм «Бедный Павел» с Виктором Сухоруковым в главной роли.

Легенда

Над Воскресенскими воротами цетрального фасада размещена крупная надпись с исправленной версией библейского афоризма «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ». Посчитайте, сколько букв в ней. Правильно – 47. За некоторое время до гибели императора, гадалка (говорят, что это была Ксения Петербургская) предрекла ему, что он проживет столько лет, сколько букв в этой надписи Павел прожил 47 лет…

Идея,  и ее реализация

Идея постройки замка родилась у Павла, когда он был еще Великим князем; Император всячески подстегивал строителей, велел им работать и днем и ночью…Торопился государь: боялся он заговоров и неуютно чувствовал себя в Зимнем.

парадная лестница

И построили Замок всего за 4 года; сравните с долгостроями Спаса-на-Крови и Исаакия…Не постеснялся Павел стянуть мрамор из недостроенного Исаакиевского собора… Так торопился государь себе на погибель…Даже новоселье устроил, когда еще не были закончены отделочные работы.

из Летнего сада

40 дней прожил Павел после этого (число-то, тоже символическое)…

За что уважаю Павла, так это за то, что перед замком,  поставил памятник Петру I с надписью «Прадеду от правнука».

из Летнего сада

Название

Ну, замком — то, назвал его сам хозяин, поскольку очень хотел соответствовать своему магистерскому званию; в замке он планировал устраивать различные мероприятия для рыцарей Мальтийского ордена.

из Летнего сада

Михайловским его назвали, поскольку приурочили его открытие ко дню Михаила Архангела. А почему замок стали потом называть Инженерным — об этом чуть позже.

Место

Изначально Великий князь планировал построить замок в Гатчине, но,  став императором, решил поселиться  в центре. И использовал для этого обветшавший дом, где он, собственно, родился,  разрушив его — Летний дом Елизаветы Петровны.

Как выглядит

Выглядит мрачно. Резко отличается от традиционных дворцов русских царей. Действительно напоминает средневековую крепость. Если Дворец в Павловске больше отражает личность императрицы Марии Федоровны, которая и сама поучаствовала в отделке интерьеров. А и внешний вид,  и интерьеры замка, безусловно, отражали психопатичную личность Павла. Отделка стен менялась: считалось, что изначально они были выкрашены в кирпично — красный цвет, что соответствовало оттенкам, характерным для Мальтийского ордена. Но, при реставрации под кирпичным слоем, обнаружили краску странного,  оранжево-желтовато-розового оттенка – цвета перчатки Лопухиной – фаворитки Павла. Считалось, что это легенда: как-то на балу Лопухина демонстративно уронила перчатку, и первым бросился поднимать сей предмет император, желая вручить его даме; но он замешкался, будучи пораженным необычным цветом. А мы уже знаем, что Павел был символистом… Интерьеры и внешний вид менялись много раз по ходу дальнейшей истории…

Жизнь после смерти

Ничего мистического я не собираюсь здесь больше рассказывать. Я имею в виду,  жизнь замка после смерти Павла.

Романовых совершено не интересовал мрачный замок. Мало этого они продолжили воровские манеры Павла, потихоньку грабя его: Александр I переплавил серебряные врата из дворцовой церкви – для изготовления сервиза (свадебного подарка сестре Анне – королеве Нидерландов), а Николай I не побрезговал воровством мрамора из замка – для постройки Нового Эрмитажа (того, что с атлантами).

Ну, а потом и вовсе, там поселилось Главное инженерное училище, давшее второе название замку – Инженерный. Замок безжалостно перестраивался…

Во время ВОВ в замке располагался госпиталь, потом – различные учреждения, продолжавшие ломать и перестраивать…

А сейчас?

Слава богу, к 300-летию Санкт-Петербурга замок отреставрировали. Теперь он считается филиалом Русского музея, и в нем, соответственно, располагается часть экспозиции Русского музея. А теперь, когда идет затянувшаяся реставрация Летнего сада, в замке хранится часть и его экспонатов.

Замок мрачен, но все же красив и неповторим. Когда-то, в советские времена, я и не собирался посещать его, да и экскурсоводы не советовали. Да и в эту нашу поездку мы оставили его на последний день. Но я очень рад, что мы там побывали! Тем более, что посещение его нам ничего не стоило, благодаря Карте гостя Санкт-Петербурга.

Здесь я ищу билеты, отели, горящие туры и экскурсии:

История Михайловского замка

Замок по образцу европейских был заложен в 1787 году для российского императора Павла I, причем несколько эскизов сделал он сам.

В строительстве принимали участие лучшие архитекторы того времени – Винченцо Бренна и Василий Баженов. Стиль – романтический классицизм.

Основной задачей было создать для императора, известного своей осторожностью, безопасную резиденцию, правильнее сказать – убежище. С четырех сторон замок окружала вода : реки Мойка и Фонтанка, а также два искусственных каналов

Попасть на остров можно было по одному из подвесных мостов, которые к тому же серьезно охранялись.

Как известно, повышенные меры безопасности не уберегли императора, именно в этом замке в ночь с 11 на 12 марта 1801 года он и был убит. Павел I вместе со своей семьей прожил здесь 40 дней.

Вскоре после полуночи 12 офицеров-заговорщиков ворвались в спальню императора. От Павла I потребовали отречься от престола, но он отказался. В результате «беседы» его ударили в висок золотой табакеркой и для надежности задушили шарфом. Роли участников и вдохновителей этого дворцового переворота историки обсуждают по сей день.

Тайны и легенды окружают Михайловский замок, делая его одним из самых романтичных мест Санкт-Петербурга. Кроме легенды о перчатке, о которой мы уже писали, есть легенда о предсказании Ксении Петербуржской, о том что Павел I проживёт столько лет, сколько букв содержит изречение на фасаде: «Дому Твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней». 47 букв и 47 лет – предсказание исполнилось. Это измененная цитата из 92 псалма Давида, правильная должна была бы звучать так: «дому твоему подобает, Господи, святыня в долготу дней». Смысл немного изменился, правда?

Более 100 лет официальной версией смерти Павла I была смерть от так называемого апоплексического удара.

Михайловский замок

26 февраля 1997 года в РНБ открылась очередная выставка из цикла «История города», посвященная одному из самых «романтических» сооружений старого Петербурга. В этот день, 200 лет назад, по приказу Павла I, началось строительство его основной резиденции — Михайловского замка. Территория, где ныне стоит замок, отмечена была еще Петром I. Здесь он выстроил для своей жены Екатерины небольшой летний дом. Впоследствии, архитектор Ф.-Б. Растрелли в 1741-1745 годах строит на этом месте дворец для дочери Петра I Елизаветы. В этом дворце у ее невестки, будущей императрицы Екатерины II, рождается долгожданный сын Павел.

В облике Михайловского замка нашли отражение и личные вкусы императора Павла I, участвовавшего в формировании замысла ансамбля и блистательное мастерство зодчих В. Баженова и В. Бренны. Замок представляет ценность не только, как выдающееся архитектурно-художественное произведение, но и место, с которым связаны примечательные страницы истории России. В нем, ночью 11 марта 1801 года разыгралась завершающая трагедия эпохи дворцовых переворотов — убийство Павла I . С 1820 года в павильоне Михайловского замка, а с 1821 года в самом замке разместилось Инженерное училище. За время существования Инженерного училища в его стенах получили образование и работали многие замечательные деятели русской культуры и науки — великий физиолог И.М. Сеченов, знаменитый физик П.Н. Яблочков, композитор и ученый Ц.А. Кюи, герой Севастополя генерал-адъютант Э.И. Тотлебен, писатели Ф.М. Достоевский и Д.В. Григорович.

Материалы, представленные на выставке, последовательно раскрывают страницы истории замка: от замысла постройки до сегодняшнего дня. Книжная часть дополняется уникальным иллюстративным материалом:

— изображения Михайловского замка. Альбом К. Росси (Отдел рукописей);
— планы замка. Гравер И.И. Колпаков (1771-1830) (Отдел эстампов);
— Павловский дворец. Литогр. Л.Ж. Жакотте и Одрена по рис. И. Шарлеманя. СПб., изд. Дациаро, 1850-е гг. (Отдел эстампов);
— План Михайловского замка и прилежащей территории. Гравер А. Беме.
СПб., 1826-1850, на папиросной бумаге (Отдел картографии).

Особо выделен раздел, касающийся истории Николаевского Инженерного училища. На основе фондов РНБ в 1996 году в Михайловском замке была организована выставка «Михайловский замок. Эпоха военных инженеров». На экспозиции представлены прижизненные издания выпускников и преподавателей Николаевского Инженерного училища, сборники литературного кружка училища, организованного в 1906 году, материалы, посвященные юбилеям и встречам выпускников училища из собрания Александра Ивановича Савельева, генерал-лейтенанта, историка Николаевского Инженерного училища (из Отдела рукописей).

Надпись

С юго-восточной стороны есть уникальная надпись: «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней». С этой фразой связана интересная легенда, которая вполне может быть правдой. Эта надпись — предсказание для императора: количество букв равно годам его жизни. Что это — выдумка или правда, спорный вопрос, ведь совпадение точное.

Чтобы еще больше ускорить строительство и его завершение, была отменена пошлина. Но только на те материалы, которые привозили из-за заморских земель для строительства замка.

Был создан отдельный проезд для членов императорской семьи. Он был средним из трех предусмотренных ворот. За ними была красивая аллея.

Михайловский дворец и великая княгиня

Помимо светских раутов и балов, устраиваемых в Михайловском дворце, Елена Павловна прославилась своей благотворительностью. Она внесла огромный вклад в музыкальную жизнь Петербурга и всей Российской империи XIX века

По смерти мужа, великого князя Михаила Павловича, посвятила себя делам государственной важности. 

Именно великая княгиня стала инициатором открытия Русского музыкального общества и Петербургской консерватории. С именем Елены Павловны связаны два крупнейших события — создание первого в России концертного учреждения и первого высшего музыкального учебного заведения. Во главе этих организаций стоял композитор Антон Рубинштейн.

Однако Елена Павловна приняла активное участие в реализации этих планов, обсуждала и согласовывала вопросы, связанные с проектами, в кругу императорской семьи, весьма щедро жертвовала собственные средства. Одним из первых студентов Петербургской консерватории стал Пётр Ильич Чайковский. В ноябре 1865 года студент Пётр Чайковский дал первое публичное выступление как пианист и композитор. Его первый концерт состоялся именно в Михайловском дворце, куда Пётр Ильич прибыл по приглашению великой княгини Елены Павловны.

Здесь же принимали знаменитых зарубежных музыкантов, в числе которых был — Рихард Вагнер. В Михайловском дворце во время петербургских гастролей 1967 года жил Гектор Берлиоз. Великая княгиня не только увлекалась живописью, но и выступала в качестве мецената. Она поддерживала, в том числе финансово, художников Карла Брюллова и Ивана Айвазовского, дала свои деньги художнику Александру Иванову на доставку картины «Явление Христа народу» в Россию.

Елена Павловна отлично разбиралась в русской литературе. Ей посвящали стихи Александр Пушкин и Фёдор Тютчев. Великая княгиня зачитывалась произведениями Николая Гоголя и содействовала изданию его сочинений. Она жертвовала средства на исследования Российской Академии Наук, способствовала экспедиции путешественника Николая Миклухо-Маклая на острова Тихого океана.

Современники отлично понимали, какой вклад внесла в культуру и жизнь Петербурга и России бывшая прусская принцесса, ставшая русской великой княгиней, и ценили это. Известно, что Иван Тургенев с глубоким сожалением отозвался в адрес великой княгини, когда её не стало: «Вряд ли кто её заменит».

К началу 1890-х семья Елены Павловны постепенно расселилась на периферии Михайловского дворца и во флигелях. Опустевшие дворцовые залы постепенно ветшали. После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 года, единственной из пяти дочерей Михаила Павловича и Елены Павловны, пережившей своих родителей, наследники решили продать дворец.

История создания замка

Указ о строительстве Инженерного замка в Санкт-Петербурге вышел в девяносто шестом году восемнадцатого века. Местом для него был выбран Летний дворец, в котором и родился император. Считается, что он всегда говорил о мечте умереть там, где появился на свет. Поэтому место под застройку было выбрано не случайно. К тому же Летний дворец был практически заброшен, его стены обветшали, а многие предметы вывезены в другие дворцы.

Многие современники Павла I писали о его мистических наклонностях. Считалось, что он обладал настоящим даром предвидения и даже имел отношение к Мальтийскому ордену. Как бы то ни было, но к строительству император подошел с большим энтузиазмом. Он самолично разработал архитектурный проект замка, в котором воплотил все свои идеи. Можно добавить, что изначально в нем прослеживались идеи масонства. А знаки этого тайного ордена и до сих пор явно читаются в разных местах замка. После создания первого проекта Павел I приступил к внесению правок, и в конечном итоге на его столе оказалось целых тринадцать проектов, выбрать из которых он не мог.

На помощь государю пришел архитектор Василий Баженов, соединивший все идеи в единый проект и сделавший на него смету. Руководить возведением своего детища император доверил Винченцо Бренна, которого самолично контролировал.

Интересно, что Инженерный замок – это второе название дворца. Изначально все знали его как Михайловский. Причем и здесь не обошлось без легенд. Согласно им, одному из солдат на посту ночью явился сам архангел Михаил и повелел пойти к государю и передать распоряжение о строительстве на месте Летнего дворца храма. Назвать его нужно было непременно Михайловским. На утро вояка отправился к императору и рассказал ему о своем сне. Удивительно, но Павел I был будто уже осведомлен обо всем. Поэтому в считанные дни отдал приказ о возведении замка и строительстве храма в честь святого Михаила.

В феврале девяносто седьмого года восемнадцатого столетия сам император принял участие в закладке фундамента. Кроме монет, которые было принято закладывать в основание новых сооружений, туда же положили несколько кирпичиков из обработанной яшмы. Ранее и позже такого никто и никогда не делал.

История замка

Прежде, чем рассказывать о строительстве замка, нужно сказать несколько слов о его названии. В замке находилась часовня, освященная в честь Архистратига Михаила, ей-то здание и обязано своим названием. Некоторые мемуаристы императора утверждают, что на том месте, где позже был построен замок, одному из солдат явился сам Архистратиг. Нужно отметить, что название светского сооружения в честь святого — это беспрецедентный случай во всей истории российского зодчества.

Но почему именно «замок»? Почему не «дворец» (как обычно назывались аналогичные строения того времени)? Причина проста: это было прихотью императора, который состоял в одном из старинных рыцарских орденов.

Как уже было упомянуто выше, у замка есть еще одно название — Инженерный. Оно появилось позже, когда в здании разместилось училище, готовящее инженерные кадры.

История замка началась в середине 80-х годов XVIII столетия. Именно тогда была начата работа над проектом здания. Проектирование длилось около двенадцати лет. В качестве архитектора выступал сам будущий император Павел Петрович (в то время еще великий князь). Им было подготовлено тринадцать вариантов проекта.

Взойдя на трон, Павел I отдал приказ о начале строительных работ. Разработку окончательного варианта проекта и руководство строительными работами он поручил профессиональным архитекторам. Для того, чтобы строительство продвигалось быстрее, использовались строительные материалы, переброшенные с других строек. Было разобрано несколько царскосельских павильонов и один дворец недалеко от северной столицы, все полученные строительные материалы пошли на постройку замка. Работы велись круглосуточно. В темное время суток стройку освещали многочисленные фонари и факелы. Над возведением здания трудились шесть тысяч рабочих.

В начале XIX века замок был достроен. Император прожил в нем всего сорок дней. В этом замке он был убит. Вскоре после этого здание пришло в запустение. Позже его мрамор использовался при возведении Нового Эрмитажа.

Спустя восемнадцать лет после убийства хозяина замка начался новый этап в истории здания: оно было превращено в училище, готовившее инженеров. Та комната, где был убит император, была превращена в церковь.

Нужно отметить, что первоначально здание было окружено водной преградой (каналами). В 20-е годы XIX века каналы исчезли: их засыпали. Территория вокруг замка лишилась и подъемных мостов. Было перестроено и само здание. Его первоначальный облик был утрачен.

В разное время в замке располагались различные научные и учебные учреждения. Лишь в 90-е годы XX века началась реставрация здания. В начале XXI столетия реставрационные работы были закончены. Восстановлена часть первоначальных интерьеров. Также теперь на территории, окружающей замок, можно увидеть фрагменты одного из каналов и подъемного моста.

В настоящее время замок является филиалом Русского музея. В нем можно увидеть несколько интересных экспозиций, одна из которых посвящена истории здания.

Русский музей в Михайловском замке

В стенах Михайловского замка можно видеть некоторые восстановленные комнаты и залы императорской резиденции. Также выставляются коллекции музея, в том числе портретная галерея, произведения отечественного искусства первой половины 19 века и скульптура конца 19-начала 20 веков.

Основная экспозиция музея в Михайловском замке посвящена царской семье и императорам династии Романовых.

Парадная лестница замка

Мраморная галерея (Георгиевский зал) служила кордегардией для кавалеров Мальтийского ордена. За время истории зал был перестроен и его первоначальный облик не сохранился

Галерея Антиков императрицы Марии Федоровны

Галерея Рафаэля

Овальный зал (Ротонда) — помещение, предназначавшееся для торжественного собрания кавалеров мальтийского Ордена

Опочивальня Марии Федоровны

Тронная Марии Федоровны — помещение, в котором находился трон.

Стены зала были затянуты малиновым бархатом. В центре потолка в окружении частично вызолоченной и раскрашенной лепки помещался плафон «Суд Париса» работы художника Я. Меттенлейтера, в аллегорической форме прославлявший красоту хозяйки замка.

В Михайловском замке открыта для посещения церковь Архангела Михаила, за исключением времени проведения церковных служб.

Также в музее проводят временные (сменяющиеся) выставки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector