Органы местного самоуправления в системе власти: иерархия муниципальных органов власти
Содержание:
- Кто такой губернатор?
- Выполнение контрольно-надзорной функции и сбор налогов
- Глава муниципального округа
- Роль и полномочия
- Демография
- «Всё за нас решили»?
- Не выбор, а назначение
- Конкурс — дешевле
- Иерархия муниципальных органов власти
- Кто такие — губернатор и мэр
- Градоначальник, или все-таки губернатор и мэр
- Цели создания муниципальных образований
Кто такой губернатор?
Под губернатором может пониматься:
- в России — руководитель субъекта федерации (которым может быть и город федерального значения);
- в западных странах — высшее должностное лицо штата или иной административно-территориальной единицы.
В период с 1995 по 2005 годы российские губернаторы избирались населением субъектов РФ. С 2005 по 2012 годы руководители регионов назначались органами законодательной власти в субъектах РФ по представлению Президента России. С 1 июня 2012 года граждане вновь имеют право избирать своих губернаторов.
Если говорить об истории института губернаторства в РФ, можно отметить, что появился он еще во времена Российской империи. До революции 1917 года должность, о которой идет речь, занимал человек, являющийся начальником губернии либо области. Он выполнял такие функции, как:
- обеспечение неприкосновенности законных прав власти;
- обеспечение исполнения положений законодательства;
- осуществление политического управления на соответствующей территории.
В современной России, как мы отметили выше, лицо, занимающее пост губернатора, возглавляет исполнительную ветвь власти на уровне субъекта РФ. Таким образом, эта должность является частью системы государственной власти. Человек, занимающий ее, подотчетен Москве, может быть назначен (при наличии устанавливающих данную процедуру положений в законодательстве) губернатором или освобожден от выполнения своих функций в соответствии с распоряжением политического центра.
Следует отметить, что в национальных республиках должность, о которой идет речь, не получила распространения. В соответствующих субъектах РФ руководитель исполнительной ветви власти — Глава или Президент. Кроме того, и в некоторых российских областях человек, занимающий соответствующую должность, именуется не губернатором, а главой администрации области.
Лица, возглавляющие исполнительную власть в субъектах РФ, могут занимать свои должности в течение не более чем двух сроков, длительность каждого из которых составляет 5 лет.
В США должность губернатора соответствует позиции человека, возглавляющего исполнительную ветвь власти в штате. Как правило, данное лицо имеет очень широкий спектр полномочий — сравнимых с теми, которыми обладает Президент США в федеральном масштабе.
Избираются американские губернаторы населением штатов — на 4 года. Как правило, один и тот же человек может стать главой исполнительной ветви власти неограниченное количество раз. Но в некоторых штатах один и тот же губернатор может быть избран только 2 раза.
Многие из американских губернаторов становятся Президентами США. К примеру, соответствующим образом сложилась политическая карьера Джимми Картера, Рональда Рейгана, Билла Клинтона, Джорджа Буша-младшего.
Выполнение контрольно-надзорной функции и сбор налогов
Муниципалитет выполняет несколько важных функций на местах:
- контроль за соблюдением общественного порядка;
- сбор налогов на основании положений Налогового кодекса РФ;
- выполнение необходимых мер для увеличения муниципального бюджета;
- использование бюджетных средств для обеспечения нормального уровня жизни населения муниципального образования;
- осуществление хозяйственной деятельности;
- развитие внешних связей, инвестиционной и туристической привлекательности региона, а также заключение договоров для поставки производимых товаров;
- управление человеческими ресурсами.
Отделение полиции
Это основные обязанности местных властей. Существуют определенные критерии эффективности их работы, которые постоянно меняются. Необходимо учитывать их главам муниципальных образований, чтобы понимать, насколько хорошо они работают. За невыполнение требований вышестоящих властей допускается смещение с должности.
Как происходит создание административного округа – пошаговая инструкция
Требуется понимать, как происходит процесс создания новых административных округов. Сегодня границы субъектов РФ уже сформированы. Изменение может происходить только на основании внутренних референдумов на территории заинтересованных регионов или согласно соответствующему федеральному закону. Поэтому рассмотрим, как происходит вопрос выделения нового административного округа на территории города. Это весьма актуально, так как строят новые микрорайоны. Когда район становится большим, его делят на несколько
Шаг 1
Изучение проблемы о необходимости создания нового административного округа. Для этого требуется изучить эффективность работы действующей административной единицы, число жителей и ряд других нюансов. Требуется юридически и экономически обосновать необходимость создания новой единицы.
Изучение проблемы о необходимости создания нового административного округа
Шаг 2
Рассмотрение вопроса о выделении территории новому административному округу. Этот вопрос должен решаться на законодательном уровне. Таким образом, совет депутатов обязан определить границы муниципальной единицы.
Рассмотрение вопроса о выделении территории новому административному округу
Шаг 3
Передача законопроекта руководителю муниципального округа для подписания. Он должен его подписать. После этого происходит публикация закона в местной государственной газете. После этого он получает юридическую силу.
Передача законопроекта руководителю муниципального округа для подписания
Шаг 4
Передача закона представителям исполнительной власти. Они должны создать новый административный округ, набрать штат и обеспечить нормальное функционирование территориального органа.
Передача закона представителям исполнительной власти
Глава муниципального округа
Как уже было указано выше, главу муниципального округа назначают представители законодательной власти путем непрямого голосования. То есть, они должны избрать одного из претендентов на пост главы муниципального округа, после чего провести его назначение. Однако так происходит не всегда. Доступны также следующие способы:
- Проведение прямых выборов. Например, выборы мэра или губернатора. Тут граждане, которые имеют регистрация на территории административного округа, должны передать свое волеизъявление в день голосования. При этом не все могут лично прийти, тогда можно вызвать сотрудников УИК домой для проведения голосования вне помещения для голосования.
- Назначение президентом. Некоторые регионы отказались от выборов губернатора, их назначает президент самостоятельно. Это позволяет снизить расходы на проведение выборов, однако часто происходит, когда глава государства назначает неизвестных никому людей. Например, выходцев из других регионов, которые не знают особенности предоставленного им в управление субъекта РФ. Такой подход обладает рядом достоинств и недостатков тоже.
- Назначение руководителем муниципального образования более крупного уровня. Речь идет о том, когда мэр назначает глав городских районов или губернатор руководителей сельских административных округов, если там не проводятся прямые выборы. Аналог вышеуказанного метод, но происходит все на другом уровне.
Виктор Толоконский — бывший глава Новосибирской области и Красноярского края
Важно понимать, что глава административного округа – это выборная должность. Это является представитель исполнительной власти, однако у него есть право законодательной инициативы
Это значит, что он может подавать проекты законов для обсуждения депутатами.
Таким образом, органы местного самоуправления подчиняются федеральным властям. Они осуществляют хозяйственную деятельность на местах и предоставляют отчет о своей работы наверх. По ним оценивают эффективность. Существует несколько уровней административных округов, которые отвечают на местах за вверенную им территорию. Закон позволяет определять на местах самостоятельно, как будет происходить административное деление более низкого уровня, что дает субъектам РФ самостоятельность принимать различные решения, которые влияют на скорость и особенность развития административных округов.
Роль и полномочия
В Конституции сохраняется представление о том, что страна является федерацией полусуверенных субъектов федерации и что полномочия, специально не предоставленные федеральному правительству , сохраняются за субъектами федерации. Таким образом, субъекты Федерации не являются административными единицами. Региональные правительства в России относительно сильны; Каждый субъект федерации имеет свои собственные независимые уголовные и гражданские кодексы, а также управляет своим внутренним правительством.
Таким образом, губернатор возглавляет исполнительную ветвь власти в федеральных субъектах и, в зависимости от конкретной юрисдикции, может иметь значительный контроль над составлением государственного бюджета, правом назначения многих должностных лиц (включая многих судей) и значительную роль в законодательстве. Губернатор также может иметь дополнительные роли, и во многих территориях губернатор имеет частичную или абсолютную власть коммутирует или помилования в уголовном предложение . Все губернаторы избираются на пятилетний срок не более двух сроков подряд.
Во всех субъектах Федерации губернатор избирается прямым голосованием и в большинстве случаев обладает значительными практическими полномочиями, хотя это может регулироваться законодательным органом, а в некоторых случаях и другими выборными должностными лицами исполнительной власти.
Губернатор может ежегодно выступать с речью о своих достижениях, чтобы выполнить конституционное положение, согласно которому губернатор должен ежегодно отчитываться (или в более старых конституциях, описанных как «время от времени») о территории или состоянии республики / области. Губернаторы областей могут также выполнять церемониальные роли, такие как приветствие высокопоставленных лиц, вручение государственных наград, выпуск символических воззваний. Губернатор также может иметь официальную резиденцию .
Демография
Вечеринка
По состоянию на июнь 2019 года 73 члена « Единой России» , 3 коммуниста , 3 либерал-демократа , один член « Справедливой России» и пять независимых членов занимают должности губернаторов.
Владение
На каждый срок губернаторы занимают свои должности пять лет.
Самым долгим действующим губернатором является Евгений Савченко из Белгородской области , который занимал семь сроков подряд с 18 декабря 1993 года.
Пол
Первой женщиной-губернатором была Валентина Броневич, которая была губернатором Корякского автономного округа с 1996 по 2000 год. В настоящее время губернаторами штатов являются 84 мужчины и одна женщина — губернатор — Наталья Комарова из Ханты-Мансийского автономного округа .
«Всё за нас решили»?
У нового порядка избрания глав есть плюсы и минусы.
Теперь партий пять. В облсовет прошли представители системной оппозиции
Подробнее
Александр Коновалов полагает, что основное преимущество — в отборе квалифицированных претендентов, знакомых с коммунальным хозяйством, бюджетным процессом, опытом работы в государственных и коммерческих организациях. Он уверен, что конкурсные комиссии не будут рекомендовать депутатам в качестве глав территорий популистов, критиков действующей системы власти, чьи деловые качества вряд ли соответствуют решаемым задачам.
«Но есть и очевидные недостатки. Всё же муниципальный уровень власти ближе всего к населению, к интересам местных сообществ. Для конструктивной работы главам необходим не только профессионализм, но и необходимый уровень легитимности (доверия) граждан. А в этой модели возможны любые расклады, в том числе и приход к руководству муниципалитетом «варягов». Далеко не каждый житель города или района воспринимает положительно такую практику, рассматривая её как реализацию принципа «всё за нас решили», — считает профессор.
Не выбор, а назначение
Отныне не сообщается о том, сколько человек претендовало на пост мэра, какие у них были программы. Нет ни теледебатов, ни встреч с населением. Максимум, что известно о кандидатах, — каких претендентов отобрала комиссия и за кого проголосовали депутаты.
Евгений Ильченко |
«В СМИ не публикуется информация, т. к. это законом не предусмотрено, ведь по своей сути это не выборы, а конкурс на замещение должности. Точно такой же конкурс, как, например, на замещение должности секретаря судебного заседания, — публикуют информацию о победителе, о том, с кем заключён контракт», — объясняет частнопрактикующий юрист Евгений Ильченко. По его мнению, конкурс — уже не элемент прямой демократии, а отношения по принципу «работник – работодатель».
В начале нулевых у нас президент назначал губернатора. Теперь губернаторов снова выбирает народ, зато мэров стали фактически назначать.
Андрей Полухин |
«Для федеральной власти такие ротации на выборах — это способ дать нужный сигнал обществу. Например, надо разрядить обстановку — происходит некоторая либерализация. Но потом потребности выстраивания вертикали власти берут своё. Такие качели и дальше будут работать», — объясняет причины «политической карусели» кандидат исторических наук Андрей Полухин.
Конкурс – это, по сути, формальная процедура, игра в демократию, ведь одна половина членов комиссии – это представители областной власти, а другая – местные депутаты, также в основном представляющие партию власти. Почему бы губернатору напрямую не назначать мэров? «Это старая завуалированная советская система управления в рамках демократического централизма, когда кого-то назначают с согласованием на местах. Для этого и нужен конкурс», — считает Андрей Полухин.
«Глава области не может напрямую назначить мэра, поскольку это будет нарушением конституционных принципов организации деятельности органов местного самоуправления. Общеизвестно, что последние в систему органов государственной власти не входят, — объясняет Александр Коновалов. — Отбор и рассмотрение кандидатов конкурсными комиссиями – это своего рода законодательный компромисс между интересами региона (бюджет которого дотирует муниципалитеты) и конкретной территории».
Областной Совет народных депутатов возглавил единоросс Вячеслав Петров
Подробнее
Конкурс — дешевле
По областному закону, принятому в конце 2015 г., руководители городов и районов могут назначаться двумя способами: по старинке — всенародными выборами или конкурсной комиссией. Но из двух вариантов муниципалитеты дружно выбрали второй.
Александр Коновалов |
«Главная причина здесь видится в желании сэкономить бюджетные средства. Глава муниципалитета призван решать вопросы местного значения, при этом, как известно, абсолютное большинство муниципальных образований являются дотационными (объём финансовой помощи из областного бюджета для покрытия нужд городов и районов достигает 80%). Т. о., проведение избирательных кампаний в очередной раз ляжет на плечи бюджета субъекта РФ, из которого будут выделены средства местным бюджетам в форме субсидий», — объясняет причины выбора второго варианта профессор кафедры философии и общественных наук Института истории и международных отношений КемГУ Александр Коновалов.
В 2016 г. на отмене прямых выборов область сэкономила 110 млн руб. – такую цифру называл Аман Тулеев, отчитываясь перед областными депутатами в качестве губернатора Кузбасса. Много это или мало? Для примера, городской казне Юрги выборы мэра обходились в 3 млн руб., это 0,15% от всех расходов городского бюджета за год.
Иерархия муниципальных органов власти
Иерархия строго определена положениями действующих законов. При этом все образования подчиняются федеральным властям. Таким образом, они должны издавать свои указы, исходя из действующего правового поля на территории страны. Рассмотрим подробнее, как происходит деление власти на практике.
- Субъекты РФ обладают возможностью издавать указы, постановления и иные правовые акты, которые будут действовать на их территории. За рамками региона закон не имеет юридической силы.
- Городские образования могут издавать указы, которые будут действовать на территории населенного пункта. Но прилагаемые к нему территории они не смогут затрагивать.
- Районные акты – это указы глав районных администраций или поселков.
Структура органов самоуправления
Кто такие — губернатор и мэр
Поскольку государственное устройство России – федерация, это означает, что, как государство, она состоит из субъектов. Субъект Федерации – часть государственной структуры, будь то автономная республика или автономная область в составе Российской Федерации, край или область. Все эти административные единицы обладают равными правами и являются государственными структурами, исполняющими в своих границах функции государства.
В ст.18, ч.6 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» сказано, что субъект РФ вправе самостоятельно установить наименование должности высшего должностного лица, с учетом исторических, национальных и иных традиций. Это наименование должно быть отражено в уставе субъекта Федерации. Исторически административными единицами Российской Империи были губернии, поэтому, разрабатывая свои уставы, исполнительные органы власти субъектов РФ решили, что высшее должностное лицо этого органа государственной власти будет наименоваться губернатором.
Населенные пункты, расположенные на территории субъекта Федерации, имеют статус поселения и не являются органами государственной власти. В соответствии с 3-й и 12-й статьей Конституции РФ, носитель власти – народ России свои властные полномочия может осуществлять посредством выборов органов самоуправления. По аналогии с иностранными выборными должностями, глав органов местного самоуправления было решено называть мэрами. Хотя в последнее время многие органы местного самоуправления внесли изменения в свои уставы и официальных документах мэры теперь именуются главами муниципальных образований.
Градоначальник, или все-таки губернатор и мэр
Кроме перечисленных выше субъектов РФ, к их числу было решено отнести еще два города, имеющих федеральное значение – это бывшая и нынешняя столицы России Санкт-Петербург и Москва. В период парада суверенитетов уставами этих субъектов высшим должностным лицам этих городов было присвоено официальное наименование «мэр», но чуть позже решением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга эту должность переименовали в «губернатор». Получается что Москву, как субъект Федерации, возглавляет мэр, а Санкт-Петербург – губернатор. Но, если следовать исторической традиции, в России главы столичной власти всегда именовались «градоначальниками».
http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-mer-ot-gubernatora/
http://ru.esdifferent.com/difference-between-mayor-and-governor
http://www.kakprosto.ru/kak-843236-v-chem-raznica-mezhdu-merom-i-gubernatorom
Цели создания муниципальных образований
Существует несколько причин для создания муниципальных органов власти. Дело в том, что федеральные чиновники не могут управлять большой территорией из центра. Таким образом, требуется децентрализация власти. Она не должна нарушать территориальную целостность страны. При этом такая мера значительно повышает эффективность управления на местах. Рассмотрим подробнее основные цели создания административного деления.
Карта России с регионами
Развитие социальной сферы
Власти на местах должны обеспечивать нормальное социальное развитие. Их задача – сглаживать напряженность в обществе. Однако это не единственная цель.
- повышения качества жизни на территории муниципального образования;
- реализация социальных проектов, которые разработаны и приняты на федеральном или региональном уровне;
- увеличение уровня вовлеченности населения в социально значимых мероприятиях;
- развитие школ, детских садов, больниц и других бюджетных учреждений;
- ведение работы по увеличению среднего уровня заработка населения;
- выполнение определенных мер для увеличения продолжительности жизни.
Митинг
Это основные социальные задачи, которые стоять перед каждым регионом. При этом у каждого главы региона, города или района есть четкие цели. Например, к определенному году увеличить количеств мест в детских садах. По выполнению плана оценивается эффективность работы власти на местах.
Развитие экономической сферы
На местах легче контролировать развитие экономических показателей. Вот основные задачи муниципальных властей в этой сфере:
- рост ВВП и ВНП;
- рост оборота малого и среднего предпринимательства;
- увеличение объема производства;
- рост показателей производительности труда;
- управление муниципальными землями и предприятиями;
- контроль за приватизацией бюджетных учреждений, которые находятся в муниципальном ведомстве;
- снижение безработицы.
Сбор налогов
Таким образом, с помощью власти на местах удается решить несколько вопросов, за счет чего увеличивается эффективность выполнения законов.