Мариинский театр в санкт-петербурге

2002

В 2002 году состоялась премьера «Травиата» Дж. Верди. В основе сюжета оперы – драма Александра Дюма-сына «Дама с камелиями».

Премьера оперы состоялась в 1853 году на сцене венецианского театра «Ла Фениче».

На протяжении 1855-1857 гг. «Травиата» обошла центральные сцены Европы, навсегда закрепившись в репертуаре. В России впервые ее представила итальянская труппа в Петербурге 20 октября 1856 г. Виолетту пела А. Бозио – лучшая исполнительница этой партии. Опера имела огромный успех. 14 ноября 1858 г. она прозвучала в московском Большом театре на итальянском языке, а 26 апреля 1869 г. – на русской сцене, в Мариинском театре, и с тех пор входит в отечественный репертуар.

На сцене Мариинского театра еще в 2001 году прозвучала концертная версия «Травиаты» на фестивале «Звезды белых ночей». Партию Виолетты в премьерных спектаклях 2002 года исполнила молодая звезда Мариинской оперы Анна Нетребко. Режиссер новой постановки Шарль Рубо и художник по костюмам Катя Дюфло известны петербургскому зрителю по «Турандот» Пуччини. Музыкальный руководитель и дирижер спектакля – Валерий Гергиев.

При поддержке Банка в 2002 году были изготовлены и установлены в театре: бюст супруги императора Александра II – Марии Александровны, в честь которой был назван Мариинский театр, и бюст знаменитого балетмейстера Мариуса Петипа.

Уже не первый год ВТБ активно поддерживает ежегодный фестиваль «Звезды белых ночей». В 2003 году (юбилейном для Санкт-Петербурга) банку ВТБ был присвоен почетный титул «Генерального спонсора фестиваля», приуроченного к 300-летию города. На этот форум традиционно приглашаются звезды мирового масштаба, выдающиеся солисты Мариинского и Большого театров.

Генеральная реконструкция театра

Она была осуществлена в 1968–1970 гг. по проекту С. Гельфер, в результате левое крыло здания было «вытянуто» и приобрело нынешний вид.

Юрий Темирканов

С 1976 по 1988 г. художественным руководителем и главным дирижёром театра был Юрий Темирканов
. Под его руководством в театре были осуществлены постановки «Война и мир» С. Прокофьева
(1977), «Мёртвые души» Р. К. Щедрина
, «Пётр I» (1975), «Пушкин» (1979), «Маяковский начинается» (1983) А. Петрова
. Юрий Темирканов
ыступил одновременно и как режиссёр: он поставил оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского
. С оркестром этого театра в 1987 г. он выступает в Лондоне с постановками этих опер, а также оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского
.

Валерий Гергиев

В 1988 г. главным дирижером театра стал Валерий Гергиев
. 16 января 1992 г. театру было возвращено его историческое название – Мариинский
. А в 2006 г. труппа и оркестр театра получили в своё распоряжение построенный по инициативе художественного руководителя-директора Мариинского театра Валерия Гергиева Концертный зал
на улице Декабристов.

Концертный зал Мариинского театра

Приятный бонус только для наших читателей — купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 декабря:

  • AF500guruturizma — промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru — промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000KGuruturizma — промокод на 2 000 руб. для туров на Кубу от 100 000 руб.

В мобильном приложении Travelata действует промокод — AF600GuruMOB. Он даёт скидку 600 рублей на все туры от 50 000 рублей. Скачать приложение для и

  • Осип Петров
  • Федор Шаляпин
  • Медея и Николай Фигнер
  • Софья Преображенская
  • Леонид Собинов

В составе трупп артисты со званиями заслуженный и народный, лауреаты национальных и международных конкурсов.

Прочие факты

  • Во время блокады Ленинграда труппа театра выступала в Перми. Именно там состоялась премьера балета «Гаянэ».
  • Лучшим местом в зале для просмотра оперы считается третий ярус из-за акустики, а для балета – первый ярус, так как там лучше виден танцевальный рисунок.
  • Мариинский театр – первый в России, в котором стали исполнять зарубежный репертуар, например, оперы Вагнера.
  • Хоть Мариинский театр и был одним из придворных театров, его зал сильно отличается от остальных. Обычно при их оформлении использовали красный цвет в сочетании с золотом, а для Мариинского театра был выбран цвет морской волны.
  • У театра есть филиалы во Владивостоке и Владикавказе.
  • В оперной труппе Мариинского театра свою карьеру начинала Анна Нетребко.
  • Мариинский театр стал первым в мире, кто транслировал оперу онлайн. Это произошло еще в 1999 году во время исполнения «Пиковой дамы». Вновь опередить всех коллег ему удалось в 2010, когда была организована первая 3D-трансляция балета.
  • Планировала, что здесь будут ставить не только оперу и балет, но и драматические спектакли. Поэтому посетители могут увидеть в зале портреты таких драматургов, как Фонвизин, Островский, Гоголь.

История Театральной площади в Санкт-Петербурге

Таатральная площадь в Санкт-Петербурге — одна из самых старейших в городе. Она появилась спустя 30 лет после основания Северной столицы в 1730-х годах и была известна как Брумбергская, по фамилии владельца пильных мельниц Брумберга, расположенных недалеко.

Летом 1766 года во времена правления Екатерины II на Дворцовой площади устраивали гуляния, маскарады для знати. Там были сооружены «карусели» (амфитеатры для конных игр). После  завершения праздника гуляния было решено перенести в район Коломны, на территорию, примыкающую к Крюкову каналу. Теперь здесь горожане могли покататься на качелях и каруселях, посмотреть на выступления комедиантов, прогуляться. Площадь называли Карусельной.

В 1773 году по указу императрицы Екатерины II был учрежден театр, который здесь строился с 1775 по 1783 гг. по проекту А. Ринальди. Это было первое в России монументальное здание — Каменный театр. Долгое время театр оставался самым крупным в Европе. А площадь стали называть площадью Каменного театра, или Большой площадью перед каменным театром.

В начале XIX века, когда театр был перестроен по проекту архитектора Ж. Тома де Томона, за ней закрепляется ее нынешнее  название — Театральная.

Сильный пожар 1811 год практически уничтожил Большой театр. Вот как говорил известный острослов Александр Николаевич Нарышкин «Нет ничего более: ни лож, ни райка, ни сцены — все один партер». Здание Каменного театра полностью перестраивается для Петербургской консерватории (архитектор В. В. Николя). Инициатива основания ее в 1862 году принадлежит Рубинштейну. Это самое старое высшее музыкальное учебное заведение в стране.

На противоположной пустующей стороне во время правления Николая I строится  деревянный Театр-цирк (архитектор А. К. Кавос). Но спустя 10 лет в 1859 году, здание сгорело. Под руководством того же архитектора цирк перестроен в Мариинский театр, названный так в честь императрицы Марии Александровны, супруги Александра II.

Царская ложа и ложа министра императорского двора имели самостоятельные парадные вестибюли, фойе и лестницы. Оформление и убранство театра были впечатляющими. Новый театр открылся 2 октября 1860 года премьерой оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя».

Богатый и знаменитый Мариинский театр

Историю свою театр начал в 1783 году с открытия Большого Каменного театра на Карусельной площади. В последствии площадь стала именоваться Театральной и это название сохранилось по сей день.

Большой театр был построен по проекту Антонио Ринальди – архитектора, внесшего огромный вклад в облик Петербурга. Внушительный размер, богатая архитектура, а также самое современное на то время театральное оборудование, поражали своих посетителей.

Опера Джованни Паизиелло Il Mondo della luna («Лунный мир») стала первой постановкой нового театра. Сцену поочередно делили русская, итальянская и французская труппы. На сцене шли как драматические спектакли, так и вокально-инструментальные концерты.

2008

Опера «Ночь перед Рождеством» принадлежит к числу произведений, неразрывно связанных с Мариинским театром. Мировая премьера оперы состоялась в 1895 году. Второй раз оперу ставили в эвакуации в годы Великой Отечественной войны в 1943 году.

В 2008 году Мариинка решила возобновить оперу в преддверие 200-летия со дня рождения Н.В. Гоголя. Либретто написано самим Н. Римским-Корсаковым по одноименной повести Николая Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Постановка оперы продолжает традицию новогодних спектаклей для детей в Мариинском театре. Римский-Корсаков назвал свою оперу «былью-колядкой» и снабдил ее эпиграфом: «Сказка-складка, песня-быль». Таким образом композитор намекнул, что его произведение носит сказочно-фантастический характер. По замыслу режиссера Ольги Маликовой, это история о любви, способная преодолеть демонические силы зла. Красочные костюмы, волшебный свет, яркие голоса исполнителей характерных партий, веселый сюжет, – все это увлекает зрителя в мистический мир спектакля. Спектакль сопровождался синхронными субтитрами на английском языке, были установлены экраны с видом дирижерской ямы. Удивительная новогодняя сказка порадовала и маленьких, и взрослых зрителей.

[править] Постсоветский период

16 января 1992 года театру было торжественно возвращено прежнее имя и имперская символика, Мариинский театр вновь стал Мариинским, правда, не императорским, а Государственным академическим.

Открытие второй сцены Мариинского театра. Концерт

Театральная сцена продолжила радовать новыми представлениями опер и балетов, театр по-прежнему работает исключительно в этих жанрах.

Когда постперестроечная разруха сошла (а новая ожидаемая — от всеобщего разграбления — еще не наступила), Мариинский театр приобрел филиалы: 29 ноября 2006 года состоялась презентация нового Концертного зала Мариинского театра; 2 мая 2013 года была открыта Вторая сцена Мариинского театра (Мариинский-2).

Новая сцена оказалась трагической для исторического здания Мариинского театра, в стенах которого появились деформации и трещины. Правда, многие специалисты считают, что просчеты идут еще с советского периода, когда непрофессионально проводились ремонтные работы. Как бы то ни было, историческому зданию нанесен серьезный ущерб.

Поскольку период не завершен — раздел тоже не завершен. Раздел будет завершен новыми поколениями авторов.

Площадки

Мариинский театр обладает 6 сценическими площадками. Они расположены в разных городах Российской Федерации:

  • Санкт-Петербурге -3 (основная и вторая сцены, концертный зал)
  • Владикавказе – 2 (театр оперы и балета и филармония Северной Осетии)
  • Владивостоке – 1 (приморская)

Основное здание Мариинского театра

Мариинка -1, где находится главная сцена знаменитого театра, представляет собой старинное здание 19 века. Его проект разработан архитектором А. К. Кавосом и дополнен В. А. Шретером в конце 19 в. Корпус выполнен в стиле классицизма. Над купольным навершием возвышается башенка.

Внутреннее убранство поражает роскошью и великолепием отделки. Холл, фойе и зал украшают скульптуры, лепка, настенная роспись. Авторы живописных произведений:

  • Э. Фрачиоли
  • А. Головин

Рисунок занавеса на сцене соответствует текстура императорского шлейфа Марии Александровны. Он является эмблемой Мариинского театра.

Зал рассчитан на 1609 мест. Габариты сцены:

  • ширина – 30 м
  • глубина – 20 м
  • высота – 24-25 м

Вторая сцена

Мариинка-2 создавалась специально под нужды театра и в соответствие с современными техническими требованиями. Ее параметры:

  • вместимость зала – 2 тыс.чел
  • площадь – 80 тыс.кв.м
  • этажей – 7

Над проектом и благоустройством внутреннего пространства трудились архитекторы из России, Канады, Великобритании, Австрии. Зрительские места в зале расположены в несколько ярусов. Центральное положение занимает ложа для почетных гостей (аналог Царской ложи). Сцена оборудована техническими средствами, позволяющими быстро менять декорации. Глубина 80 м позволяет создавать мощный акустический эффект. Вторая сцена была открыта для приема публики в 2013 г.

Концертный зал (третья сцена)

Мариинка-3 создана на базе дореволюционных мастерских по производству декораций. Здание было построено в соответствие с эскизами архитектора В. Шрётера. В начале 21 в. оно полностью выгорело при пожаре.

Новое помещение разрабатывал тандем специалистов:

  • архитектор К.Фабр (Франция)
  • инженер Тойота (Япония)

Концертный зал предназначен для проведения вокальных и симфонических выступлений, а также аудиозаписи. Его основные характеристики:

  • объем -1,3 тыс. куб.м
  • вместимость – 1110 мест
  • длина – 52 м
  • ширина – 24 м
  • высота – 14 м

В 2009 г. в помещении смонтирован орган французского производства. Здание является памятником градостроительства и входит в перечень объектов культурного наследия РФ.

Приморская сцена

Самая удаленная сцена питерской Мариинки находится в Дальневосточном регионе. Она располагается в театре оперы и балета во Владивостоке. Новое здание строилось к саммиту стран АТЭС. Проектными работами занимались специалисты из Омска.

Корпус имеет 2 зала:

  • Большой – в форме подковы на 1 356 мест. Предназначен для крупномасштабных мероприятий и гала – концертов.
  • Малый – с одноуровневыми сценой и партером, рассчитанный на 305 мест. Для камерных спектаклей, мастер-классов.

В ходе строительства предпочтение отдавалось натуральным материалом (дерево, камень), что способствовало созданию мощного акустического эффекта. Также здание оборудовано снаряжением для нужд людей со специальными потребностями (пандусы, лифты). Открытие Приморской сцены состоялось в 2013 г.

Национальный театр оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания

Здание североосетинского театра оперы и балета во Владикавказе (ул.Тхапсаева, 18) с 2017 г. является сценической площадкой Мариинки. Комплекс помещений вдоль берега Терека был спроектирован архитектором И.В.Рябикиным в 1910 г. Строительные работы произведены в 50-х гг. под руководством архитектора Т. М. Бутаевой. Постройка объявлена национальным достояние республиканского значения.

Зал одновременно вмещает 680 человек. Сцена:

  • ширина – 14 м
  • высота – 12 м

Северо-Осетинская государственная филармония

С 2017 г. Мариинский театр арендует здание Северо-Осетинской филармонии. На протяжении 10 лет артисты из Санкт-Петербурга смогут производить сценическую деятельность в помещении бывшего лютеранского собора, расположенного по адресу: г.Владикавказ, ул.Миллера 34. Немецкая кирха (19 в.) была преобразована в культурно-просветительское учреждение в 1944г. В 2015-16 гг. в помещении осуществлен капитальный ремонт. Исторический облик сооружения остался неизменным.

Мариинский-2

Возле главного здания Мариинского театра, через Крюков канал, расположено новое здание театра, носящее название «Мариинский-2» (Новая сцена), где создают и показывают самые современные произведения и новаторские постановки.

Адрес Мариинского-2: улица Декабристов, дом 34.

Репертуар Мариинского-2 с его оснащенной по последнему слову сценой и камерными площадками призван связать историю Мариинского театра с современными сочинениями самых разных жанров — оперой, балетом, симфонической музыкой, а также возможностью ведения образовательных и просветительских проектов, камерных вокальных и инструментальных программ.

Здание Мариинского-2 имеет общую площадь 79 114 м2.

Зрительный зал может вместить до 1830 зрителей.

В здании театра семь надземных и три подземных этажа; главная, репетиционная и арьерсцены, репетиционные залы для балета, оперы, хора и оркестра, камерные площадки в фойе, амфитеатр на крыше, который является из площадок фестиваля «Звезды белых ночей», кафе, вспомогательные помещения и служебная подземная парковка.

Камерные зала в Мариинском-2

В театре находятся четыре камерных зала, которые носят имена великих композиторов, чье творчество связано с театром: Модеста Мусоргского, Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского и Родиона Щедрина.

Вместимость каждого зала составляет около 120 мест.

Зал Прокофьева находится на первом, подземном, этаже и предназначен преимущественно для выступлений пианистов.

Фойе Стравинского — это камерная площадка в зрительской части театра, расположенная на четвертом этаже.

Особой приметой этого концертного пространства являются высокие, ступенеобразно возвышающиеся ряды сидений для публики. В Фойе проходят концерты, интерактивные просветительские программы для детей и юношества, воскресные лекции к спектаклям для всех возрастных категорий зрителей.

Зал Щедрина находится на четвертом этаже в зрительской части театра. В зале проводятся концерты, кинопоказы, лекции и музыкальные занятия, как для взрослых, так и для самых маленьких театралов.

Зал похож на ультрасовременную аудиторию с крутым подъемом партера и большими окнами, начинающимися от пола и доходящими по высоте до середины стены.

Зал Мусоргского располагается на пятом этаже.

В зале показывают свои программы солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, также проходит цикл «Потрет солиста», в рамках которого с сольными программами выступают ведущие певцы оперной труппы.

Смотровая терраса в Мариинском-2

Мариинский-2 имеет открытую террасу на крыше, которую, в летний период, можно посетить за час до начала спектакля. С террасы открывается вид на исторический центр Петербурга.

Билеты на экскурсию на террасу можно приобрести в кассах Мариинского-2 или у дежурного администратора, за час до начала текущего представления при наличии билета на спектакль.

Внешний облик Мариинского-2

Внешний фасад здания Мариинского-2, по сравнению со «старым» зданием напротив, выглядит легко и современно.

Здание выполнено из бежевого юрского мрамора, прорезано высокими панорамными окнами различного размера и увенчано металлической крышей. За счет этих окон снаружи открывается вид на внутренний вестибюль театра, а изнутри — на Крюков канал. Над главным входом в театр (угол улиц Декабристов и Крюкова канала) размещен прямоугольный навес из стекла и металла.

Возле внешней стены Мариинского-2, со стороны набережной Крюкова канала, находится воссозданный при строительстве здания театра фрагмент стены Литовского рынка.

В 1787-1789 годах на углу Офицерской улицы (ныне улица Декабристов) и набережной Крюкова канала был построен рынок по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Рынок получил название «Литовский», из-за расположенного по соседству Литовского замка, где квартировал Литовский мушкетерский полк.

В 1920 году торговые ряды были уничтожены пожаром, а на их месте в 1929-1930 годах архитекторами Николаем Митуричем и Василием Макашовым был возведен Дворец культуры имени Первой пятилетки.

В 2013 году дворец уступил место новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2), возведенной по проекту архитектора Джек Даймонда.

Через Крюков канал старая сцена Мариинского театра с Мариинским-2 соединены подвесным крытым стеклянным переходом.

Синагога

В том же районе, где расположены Морской собор и Мариинский театр, в 1883–1893 гг. построена Большая хоральная синагога (Лермонтовский пр., 2) – центр духовной жизни петербургских евреев.

Нарядная постройка в мавританском стиле с большим куполом высится в начале Лермонтовского проспекта. Внутренняя отделка синагоги довольно проста, но её вестибюль обладает уникальной акустикой. Даже если здесь говорить шепотом, то слова будут слышны на расстоянии до десяти метров. В центре постройки – большой зал для проведения богослужения, здесь находятся места для мужчин. Женщины молятся в отдельном помещении на хорах. Над входом в зал размещаются певчие.

Каменная ограда с литыми чугунными решетками появилась в 1909 г.

Театр имени императрицы

На месте сгоревшего в 1859 году Театра-цирка Кавос построил новый театр. Он получил название Мариинского в честь императрицы Марии Александровны, жены Александра II. Во главе императорской ложи нового театра располагалась монограмма, состоящая из сочетания первых букв имен царственных супругов. Мариинский театр в короткие сроки стал очень популярен: перед премьерами на улицах выстраивались очереди. Его сцена признана одной из самых больших в мире, а зал сразу после открытия насчитывал 1600 мест.

Мариинский театр в XIX веке

Первый театральный сезон уже по традиции открылся оперой «Жизнь за царя». Следующие полвека отмечены премьерами самых значительных в истории русской музыки опер: «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта» П.И. Чайковского. На сцене театра блистали знаменитые солисты: Федор Стравинский, Медея и Николай Фигнеры, Мария Славина, Леонид Собинов и Федор Шаляпин. Последний вознес роль оперного певца в спектакле до невиданных ранее высот. Шаляпин добился успеха и народной любви благодаря природному дарованию и феноменальному трудолюбию. Его называют создателем «русского исполнительского стиля», представляющего собой сочетание невероятных вокальных данных и таланта драматического артиста

В создании образа Федор Иванович уделял внимание каждой мелочи, не забывая о мимике, жестах и подборе эффектных костюмов. После Октябрьской революции он в течение двух лет (1918-1920) возглавлял театр, поддерживая коллег в тяжелое время

Ф.М. Шаляпин в образе Ивана Сусанина из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. 1900-е гг.

Балетную труппу Мариинского театра в 1869 году возглавил талантливый М.И. Петипа. Он бережно относился к классическим постановкам «Жизели», «Эсмеральды» и «Корсара», не подвергая их радикальным изменениям. В то же время поставленный им балет «Баядерка» получился настоящим шедевром балетного искусства. Встрече двух гениев, Петипа и Чайковского, зритель обязан появлением «Спящей красавицы» и «Лебединого озера». Композитор, утверждавший, что «балет – та же симфония», составил прекрасный творческий тандем с балетмейстером Мариусом Петипа, плодами которого любители классического танца могут наслаждаться и по сей день. В 1886 году на месте Большого Каменного театра возвели здание Санкт-Петербургской консерватории, а спектакли, до этого времени продолжавшие идти на его сцене, перенесли в Мариинку.

Анна Павлова. Прима-балерина Мариинского театра в 1906-1913 гг.

Во второй половине XIX века Мариинский театр неоднократно подвергался реконструкции. В 1885 году главный архитектор Петербургских Императорских театров Виктор Шретер добавил к левому крылу здания трехэтажный корпус для мастерских, репетиционных залов, котельной и электростанции. Главный фасад театра обрел более монументальные формы, стал его «визитной карточкой». Еще одним знаковым местом в Мариинке является зал под самой крышей. Именно там в 1908 году произошла ссора известных поэтов Серебряного века Николая Гумилева и Максимилиана Волошина, приведшая к дуэли. А ведь все начиналось весьма мирно: деятели искусства, среди которых также были Иннокентий Анненский, Александр Блок и Федор Шаляпин, пришли позировать для общего портрета. Из-за разразившегося конфликта завершить работу так и не удалось.

В 1914 году главный художник Петербургских Императорских театров Александр Головин, принадлежавший к объединению «Мир искусства», с помощью двух художественных техник (живописи и аппликации) оформил занавес театральной сцены таким же узором, какой украшал шлейф платья императрицы Марии Александровны.

Императрица Мария Александровна, супруга Александра Второго. Художник К. Робертсон.

Репертуар театра

В репертуаре театра было несколько опер Моцарта
(«Волшебная флейта», «Похищение из сераля», «Милосердие Тита»), Россини
(«Золушка», «Семирамида», «Сорока-воровка», «Севильский цирюльник»), Вебера
(«Вольный стрелок»). Были в репертуаре театра и произведения русских композиторов: водевили Алябьева
и Верстовского
, а также опера Кавоса «Иван Сусанин». Ш. Дидло
ставит в театре русский балет. Именно этот период творческой жизни театра запечатлён в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла — все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет

И быстрой ножкой ножку бьет.

Усовершенствование театра

В 1836 г. архитектор А. Кавос
(сын композитора) заменил купольное перекрытие театрального зала плоским, убрал в зрительном зале колонны, которые затрудняли обзор и искажали акустику, придал залу форму подковы, увеличил его длину и высоту, в результате число зрителей увеличилось до двух тысяч. 27 ноября 1836 г. состоялось первое представление в перестроенном театре – это была опера М.И. Глинки «Жизнь за царя».

Со временем спектакли русской оперной труппы были перенесены на сцену Александринского театра и Театра-цирка, где продолжались выступления балетной труппы и итальянской оперы. В 1859 г. Театр-цирк сгорел, на его месте А. Кавос построил новый театр. Именно этот театр и стал называться Мариинским
в честь императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II и матери императора Александра III
.

Где находится и как добраться

Театр занимает в Санкт-Петербурге 3 здания, расположенные по разным адресам:

  • основная сцена (Мариинка-1)- Театральная площадь, 1
  • 2-ая сцена (Мариинка-2) – ул. Декабристов, 34
  • 3-ая сцена (концертный зал или Мариинка- 3) – ул. Декабристов, 37

В театр можно удобно доехать, воспользовавшись наземным или подземным транспортом:

  • метро – ст. «Садовая» (Фрунзенско-Приморская линия), ст. «Сенная площадь» и «Невский проспект» (Московско-Петроградская линия), ст. «Гостиный двор» (Невско-Василеостровская линия), ст. «Спасская» (Правобережная линия)
  • автобусом –No 2, 3, 6, 22, 27, 70
  • маршрутным такси – No 1, 2, 62, 124, 154,169, 180, 186, 350

2005

В репертуар Мариинского театра опера «Мадам Баттерфлай» вошла в 1913 году. Hа протяжении ХХ века театр неоднократно возвращался к шедевру Дж. Пуччини. Последним по времени обращением стала совместная постановка с Метрополитен опера, осуществленная Юрием Александровым в 1995 году.

В 2005 году на премьере публика имела уникальную возможность услышать в интерпретации Гергиева Дж. Пуччини. «Мадам Баттерфляй» – первая постановка режиссера Мариуша Трелинского в Мариинском театре. Органичность спектакля Трелинского оценили еще в его варшавской постановке. Этот спектакль, представленный в октябре 2001 года американскими артистами в Опере Вашингтона, имел значительный успех. Сюжет у Терлинского сжался в одни сутки: вся жизнь мадам Баттерфляй проходит в кукольном домике и завершается в нем на закате. Из роскошного и экзотического спектакль стал медитирующим. Костюмы и пластика напоминают японские гравюры. Режиссер намеренно прорабатывает спектакль в современной эстетике: как бы без цветов, мостков и кимоно, хотя все это в постановке есть. Это необычная и очень красивая постановка.

8 мая 2005 года Мариинский театр показал Москве самую масштабную из своих постановок – оперу «Война и мир» С. Прокофьева. Возвращение спектакля А. Кончаловского «Война и мир», имела широкий резонанс у публики. После длительного перерыва эта постановка нисколько не утратила своей яркой образности.

В спектакле Кончаловский задействовал огромную массовку (около 200 человек), невероятную машинерию, сложные бутафорские конструкции, почти тысячу костюмов и 60 тонн декораций. Пресса отметила, что особенно впечатлили батальные сцены оперы. Оркестр во главе с Валерием Гергиевым звучал с присущей маэстро стихийной мощью. Одним из главных героев спектакля стал знаменитый хор Мариинского театра.

Начиная с 2005 года, Банк принимает активное участие в организации Московского Пасхального фестиваля. Нам очень импонирует удивительно позитивная энергетика симфонической, камерной, хоровой и звонильной программ фестиваля.

ВТБ активно участвовал в подготовке и проведении международной выставки конкурсных архитектурных проектов нового здания театра, с 2005 года финансирует проект строительства «Мариинка-3». Строительство и открытие нового концертного зала Мариинки также прошло при финансовой поддержке Банка.

Морской собор

Центральной постройкой Никольской площади и сквера на ней, безусловно, выступает Морской Богоявленский собор Святого Николая Чудотворца (Никольская пл., 1/3). Как и некоторые городские храмы, собор является памятником воинской славы России и связан с Русским военно-морским флотом.

Морской Богоявленский собор Святого Николая Чудотворца

В начале XVIII столетия в районе нынешней Никольской площади стояла небольшая часовня во имя Святителя Николая Чудотворца, известного как покровитель всех моряков. Вокруг размещался Корабельный полковой двор, где селились в основном работники Адмиралтейства. В 1743 г. рядом с Екатерининским каналом построили деревянную церковь Святителя Николая, но она быстро пришла в негодность в сыром петербургском климате.

Указ императрицы Елизаветы Петровны о строительстве каменного храма появился 16 апреля 1752 г. Два года ушло на строительство кирпичных стен и колокольни, и только осенью 1760 г. рабочие установили железные конструкции куполов. С этого момента началась отделка, продолжавшаяся два года.

Здание храма с пятью мощными куполами и отдельно стоящей колокольней занимает центр Никольской площади и обнесено чугунной оградой. Церковь разделена на два этажа и строилась по образцу Астраханского собора середины XVIII в.

Фасады барочного здания богато декорированы лепниной: все выступающие части украшены группами колонн, установленных на высокие постаменты. Особенно удачно смотрится отдельно стоящая многоярусная колокольня. Три нижних яруса украшены колоннами, верхний, в виде барабана, завершён шпилеобразным куполом.

Отделка интерьеров собора выполнена с высочайшим мастерством. Обилие света, множество прекрасной и очень нарядной лепнины, превосходно выполненный иконостас – важные составляющие этого храма.

Каждый год в Никольским соборе совершается торжественное богослужение в память о Чесменской победе Петра Первого. С 1905 г. служат панихиды по погибшим в Русско-японской войне моряках 2-й Тихоокеанской эскадры. В 1907 г. на южной стене верхней церкви открыли две мраморные доски в память о жертвах Русско-японской войны, а в 1989 г. здесь появилась ещё одна мемориальная доска – памяти сорока двух моряков-подводников со следующим текстом: «Подводникам Русского флота. Взяты морем 7 апреля 1989 года. Вечная память».

В сквере у собора 15 мая 1908 г. открыт памятник трагической гибели броненосца «Император Александр III» под командованием капитана 1-го ранга Н.М. Бухвостова. Обелиск высотой более 8 метров из черного и красного полированного гранита увенчан бронзовым орлом и крестом. На гранях памятника установлены мемориальные доски с именами погибших моряков. На северной стороне в медальоне литыми старославянскими буквами размещена цитата из Библии: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положить за други своя. Еванг. Иоанна XV. 13». На западной стороне в медальоне посвятительная надпись: «Героям Броненосца Император Александр III. Гвардейский Экипаж». Архитектор Я.И. Филотей выполнил архитектурную часть проекта, а скульптурные работы исполнил А.Л. Обер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector