Линия сталина
Содержание:
- Организационная структура укреплённого района
- Что есть на территории Линии Сталина под Минском
- История линии обороны Сталина
- Разоружение
- История[править]
- Могла бы Линия Сталина остановить немецкое наступление?
- Примечания[править]
- Минский УР
- История «Линии Сталина»
- Линия Молотова
- Могла бы Линия Сталина остановить немецкое наступление?
- Могла бы Линия Сталина остановить немецкое наступление?
- «Линия Сталина» в Беларуси на карте, как добраться
- Примечания[править]
Организационная структура укреплённого района
Как формирования
Оборона УРов должна осуществляться крепостными войсками, однако к ним могли быть добавлены полевые войска, в том числе артиллерия
Конечно, состав войск УР зависел от местности, важности прикрываемого направления, имеющихся сооружений. Укрепрайоны «Линии Сталина» имели полноценную полосу обеспечения, которая давала и время для занятия позиций в случае наступления противника (в отличие от «Линии Молотова», которую занять войска просто не успели).
Как сооружения
УР мог включать в свой состав:
- Долговременные укрепленные позиции (инженерные сооружения):
- окоп;
- траншея;
- блиндаж;
- ход сообщения;
- бронеколпак;
- ДОТ;
- ДЗОТ;
- ЖБОТ;
- каземат;
- капонир;
- бастион;
- форт.
- Пункт наблюдения
- Командный бункер
-
Заграждения:
- управляемые и неуправляемые минные поля;
- проволочные заграждения;
- надолбы;
- эскарп;
- контрэскарп;
- противотанковый ров;
- противотанковые ежи.
- Войска укреплённых районов (войска УР).
Что есть на территории Линии Сталина под Минском
На въезде большая парковка. Возле парковки касса на посещение самого комплекса, в этой же кассе можно купить сувениры. Причём есть как магнитики и открытки, так и более дорогие сувениры. Тут же рядом с парковкой был бесплатный туалет. Честно говоря, лучше бы он был платным, но более чистым и отапливаемым, очень уж в нём холодно было. Хотя посетители в летний период не обратили бы на это внимания.
Ещё возле парковки есть несколько ларьков, где должны продаваться всякие вкусности, но мы застали их закрытыми, работала только палатка с полевой кухней. В этой палатке посетителям предлагали гречневую кашу и горячий чай. На тот момент палатку немного отапливали, но я думаю, зимой этого отопления будет недостаточно. Возможно, сейчас уже что-то изменилось и вместо палатки там более серьёзное сооружение.
Территория комплекса Линия Сталина в Беларуси очень большая. Мы за три часа, наверное, только половину обошли, но мужчины были в восторге. С удовольствием залазили в доты и различные огневые точки, смотрели через прицелы. Особенно впечатляет собранная на трех площадках техника: самолеты, вертолёты, машины ПВО, танки и т.д.
Есть ещё понтонная переправа через озеро и мост. И даже есть крестьянское подворье. Правда, мы туда так и не попали. Было уже довольно холодно, да ещё и ветер поднялся, и мы долго не выдержали. Пришлось идти греться в палатку с полевой кухней. Сильно согреться не удалось, но хоть что-то.
В общем, впечатления только положительные, жаль, что мы не попали ни на какие-то события, которые тут проводятся время от времени. Но я думаю, зрелище впечатляющее, и если будет возможность, то обязательно приедем на Линию Сталина в Минск ещё раз.
Для желающих посетить Линию Сталина
Заехать на Линию Сталина проездом – не самый лучший вариант. Не факт что вы застанете работающими все аттракционы и ларьки. Поэтому лучше заранее посмотреть, когда всё это работает. Ещё лучше если попасть на какое-нибудь событие.
22 октября 2016 на Линии Сталина будет проходить «Танковый Биатлон» — это настоящие военные игры с гонками и стрельбой. На мероприятия цены дороже, чем обычно, но зато вы сможете увидеть технику в действии, а не только стоящей на площадках для осмотра.
Для того, чтобы чувствовать себя комфортно, захватите тёплую одежду и про деньги не забудьте :). При желании можно даже заказать полёт на вертолёте над местом событий, а это уже совсем другие впечатления, но и стоимость такой прогулки по небу приличная.
Ярких вам впечатлений от посещения этого великолепного места!
О других мероприятиях этого года можно узнать в соответствующем разделе.
(Visited 721 times, 1 visits today)
История линии обороны Сталина
Строительство грандиозного сооружения было начато в 1928 году по личному распоряжению Иосифа Виссарионовича. Необходимость в создании столь мощного укрепления района стала после завершения Гражданской войны. Тогда все еще существовала угроза нападения с юга англичан, с Востока — китайцев, а со стороны Запада — поляков. Если первые и вторые вели себя скромнее, то поляки в открытую говорили о присоединении к своей стране новых районов Беларуси и Украины.
Над созданием оборонного комплекса трудились сотни военных инженеров. Опыт Первой Мировой войны показал, что популярные форты и крепости изжили себя, оказались просто неэффективными. К примеру, крепость Новогеоргиевская, насчитывающая более 90 000 солдат и офицеров гарнизона, продержалась перед напором немецкой армии всего 2 недели.
Вражеские войска попросту обходили подобные сооружения и брали их на осадное положение. Далее в дело вступали артиллерия и авиация.
Советские ученые приняли абсолютно беспрецедентное решение: поставить все оборонительные сооружения форта в одну линию. Идея была гениальной: расположить фортификационные сооружения таким образом, чтобы по бокам их прикрывали естественные преграды, мешающие врагу подобраться к советским солдатам сзади (болота, леса, реки).
Но просуществовал оборонительный комплекс недолго. В 1939 году между Советским Союзом и Германией был подписан пакт о ненападении, к СССР были присоединены Прибалтика и Западная Украина. Граница Советского Союза сдвинулась, и необходимость в этом мощном сооружении отпала. Его разоружили и начали возводить новый подобный укрепрайон в месте, где, согласно пакту о ненападении, проходила новая граница СССР.
Немцы воспользовались тем, что новая линия не готова, а старая полностью разоружена, и в 1941 году нанесли сокрушительное поражение советским войскам. Врагу буквально за несколько месяцев удалось захватить Прибалтийские страны, Молдавию, Украину и часть РСФСР. И только в декабре 1941 года советским войскам удалось остановить армию вермахта.
Разоружение
После присоединения к СССР в 1939—1940 годах Западной Белоруссии, Западной Украины, Прибалтийских республик и Бессарабии — «Линия Сталина» была законсервирована, и примерно на 300 км западнее стала возводиться новая Линия Молотова. Вооружение из УР «Линии Сталина» было частично снято и сдано на склады, а часть передана на новые укрепления. Г. К. Жуков в своих мемуарах объясняет это нехваткой пулемётного и пушечного вооружения. Слабость артиллерийского и стрелкового вооружения отмечал ранее и М. Н. Тухачевский.
Это затруднило оборонительные действия отступавших в 1941 году войск на линии старой государственной границы.
История[править]
Первая мировая война показала, что любое сколь угодно сильное укрепление можно разрушить — надо просто долбить в это место снарядами до посинения. Поэтому от отдельных фортов перешли к распределённым укреплениям, когда на поле боя в кажущемся беспорядке устанавливались сотни отдельных небольших объектов: огневых точек, бункеров, погребов, наблюдательных пунктов. Малые размеры облегчали маскировку и применение к местности. Бетонные стены выдерживали как минимум попадания 6-дюймовых снарядов — самых тяжёлых из «массовой» артиллерии (кстати, до сих пор). Более крупных пушек мало, они громоздки — пока их подвезут, да пока они умудрятся попасть в каждый из сотен отдельных бункеров — это сколько времени пройдёт?..
Впервые эту систему применили немцы в 1916-18 у крепости Мец. В боях она не участвовала, но французы, осматривавшие уже после войны эти укрепления, честно признали, что вряд ли смогли бы их взять. Пример оказался заразительным, и почти все европейские страны в промежутке между войнами строили не крепости, а «линии».
Могла бы Линия Сталина остановить немецкое наступление?
Концепция строительства мощных оборонительных приграничных укреплений была широко распространена после Первой Мировой войны. Свои укрепленные линии строили во Франции, Германии, Бельгии, Греции, Чехословакии, Финляндии.
Справедливости ради надо заметить, что французская Линия Мажино также была построена лишь на 50% от первоначального замысла. Но Линия Сталина на фоне французских укреплений даже по замыслу выглядит слишком бледно .
Военные теоретики считали, что комплекс укрепрайонов сможет помешать внезапному удару и даст возможность развернуть армии мирного времени. В СССР задачи и назначение укрепленных районов были сформулированы в Уставе РККА, в разработке которого приняли участие такие специалисты как М. Д. Карбышев, Г.С. Иссерсон.
Конечно, вопрос о том, смогла бы сдержать немецкое наступление Линия Сталина, будь она построена в полном соответствии с планами носит сугубо теоретический характер. Однако можно с большой долей уверенности сказать, что решающей роли укрепрайоны сыграть не смогли бы.
Для этого достаточно рассмотреть реальные боевые действия, как в Великой Отечественной войне, так и бои на Линии Мажино в 1940 году.
В отдельных случаях советские укрепрайоны держали оборону несколько дней, но только при условии их наполнения полевыми войсками. Таковыми в первую очередь являлись Остропольский, Летичевский и Могилев-Ямпольский УРы.
Однако, немецкие части обошли эти УРЫ и дальнейшему наступлению танковых групп они уже не мешали. Поэтому, хоть и есть многочисленные примеры сопротивления гарнизонов отдельных ДОТов на Линии Молотова и Линии Сталина, их действия никакого влияния на общую оперативную, и тем более, стратегическую обстановку не оказали.
Кроме того, даже при фронтальном наступлении укрепленные районы не сопротивлялись долго. Как показал опыт боев на Линии Сталина и Линии Мажино, прорыва Красногвардейского УРа под Ленинградом, Вермахт, хоть и с усилиями, но прорывал оборону. Использование артиллерии большой и особой мощности, инженерных войск и, самое главное, авиации, позволяло уничтожать ДОТы или блокировать их. Даже самые совершенные французские и бельгийские форты с их бронированными скрывающимися орудийными башнями, легко выводились из строя огнём прямой наводкой. Танки легко проходили в интервалах между мощнейшими фортами. А что касается авиации, то о ней при создании укрепрайонов во всех странах как-то… забыли. Считалось, что гарнизоны укреплений защищены от авиационных ударов железобетоном. Однако это оказалось ошибкой, и примером тому может служить Кингисепский УР, при прорыве которого решающую роль сыграла именно авиация.
В целом можно смело констатировать, что укрепленные районы в период Второй Мировой войны уже не могли претендовать на самостоятельную роль, но могли составлять костяк обороны полевых войск. И только в этом качестве их и стоит рассматривать.
Примечания[править]
- В годы Второй мировой «линиями» также называли рубежи с обычными полевыми укреплениями, пусть даже усиленные бетонными сооружениями. Разница примерно как между домом «нового русского» и избушкой лесника: если довоенные линии специально проектировались для прикрытия участков границы и включали в себя сооружения на грани платёжеспособности страны (доты-миллионники), то линии времен войны усиливались ДОТами по мере возможности, чаще всего из сборного железобетона, и на тех позициях, которые были.
-
- Черные кружки со стрелками (например, 416, 417) — ДОТ-ы фронтально-косоприцельного огня, каждая стрелка — сектор обстрела.
- Маленькие черные кружки с одной стрелкой (420) — малые ДОТ-ы
- Квадрат со стрелками вверх-вниз (410) — капонир
- Треугольник, вписанный в круг (407) — артиллерийский наблюдательный пункт
- Небольшие квадратики с тройными стрелками (405, 406) — орудийные площадки ТАУТ.
- В боях под Ленинградом было как минимум два места, где нами же вырытый ров стал крепкой немецкой позицией: Невский пятачок и район Красного Бора
- Такие блокгаузы по большей части постоянных гарнизонов не имели, в случае войны их должна была занимать обычная пехота
- Противотанковые рвы ДОЛЖНЫ продольно простреливаться артиллерией — иначе они бесполезны
Минский УР
Минский
укрепрайон был самым мощным из советских УРов.
Занимая по фронту около 140
км (от истока реки Вилия на
севере до истока реки Неман на юге), прикрывал Минск с северо-запада, запада и
юго-запада. Имел 33 артиллерийских бункеров, 114 сооружений для противотанковых
орудий, 401 пулемётных ДОТов, 32 командных бункеров.
К 25 июня
1941 года Минский УР занимали четыре пулеметно-артиллерийских батальона. 26
июня укрепрайон заняли также 64-я и 108-я стрелковые дивизии и 49-й корпусной
артполк 44-го стрелкового корпуса 13-й армии. За линией укреплений разместилась
161-я стрелковая дивизия. На окраинах Минска располагалась 100-я стрелковая
дивизия.
26 июня между укреплениями северного
сектора Минского УРа беспрепятственно прошла немецкая
7-я танковая дивизия (из 3-й танковой группы Гота).
27 июня через центральный сектор
Минского УРа прорвались 20-я и 12-я танковые дивизии
(той же группы Гота), а через южный сектор Минского УРа
прошла 18-я танковая дивизия (из 2-й танковой группы Гудериана).
28 июня 1941 немецкая 20-я танковая
дивизия взяла Минск. Вечером этого дня советская Ставка Верховного
Главнокомандования издала директиву № 0068 командующему войсками Западного
фронта генералу армии Павлову:
«С целью разгрома подвижной группы
противника в районе Радошковиче, опираясь на Минский укреплённый район, силами 21 и
44 ск 28 и 29.06 нанести удар со стороны Молодечно на Красне, Радошковиче
и со стороны Минска на Ракув, Грудск,
Молодечно и, не допустив её отхода на запад,
уничтожить. Наступательные действия не прекращать и ночью.»
Очевидно,
советское верховное командование в Москве не имело понятия, что Минск уже взят
немцами, а остатки частей 21-го и 44-го корпусов находятся в окружении.
Далее в той
же директиве приказывается силами 47-го стрелкового корпуса «прочно занять и оборонять Слуцкий УР».
История «Линии Сталина»
Название «Линия Сталина» в СССР никогда не употреблялось для обозначения этих фортификационных сооружений — его применяли только на западе. Впервые оно было использовано в одной из статей латвийской русскоязычной газеты «Сегодня», а затем эта статья была перепечатана английской «Daily Express», после чего и получило широкое распространение заграницей.
Строительство оборонительных укрепленных районов (УР) в СССР началось в 1928 году под влиянием общеевропейской тенденции укрепления границ, навеянных Первой Мировой войной и аналогичными западными комплексами, такими как «Линия Мажино» во Франции и «Линия Маннергейма» в Финляндии. Сначала было построено 13 УР: Тираспольский, Рыбницкий, Могилев-Подольский, Летичевский, Новоград-Волынский, Киевский, Коростенский, Мозырский, Минский, Полоцкий, Псковский, Кингисеппский и Карельский, а позже, в 1938 году, еще 8: Каменец-Подольский, Остропольский, Старо-Константиновский, Изяславский, Шепетовский, Слуцкий, Себежский и Островский. Самым крупным из них был именно Минский укрепрайон, к 1936 году состоявший из тридцати трех артиллерийских, 114 противотанковых и 401 пулеметных сооружений и простирался на 140 километров с севера на юг и на 3-5км в глубину.
Качество построек, мягко говоря, было плохим. Во первых, строительство велось по уже устаревшим к тому моменту проектам 7-10 летней давности. За этот срок армии значительно эволюционировали как в вооружениях, так и тактически. Во вторых, даже во времена Сталина в полный рост процветало воровство, и качество строительных материалов из-за этого ощутимо страдало. И в третьих, практически все работы приходилось проводить вручную из-за отсутствия необходимой строительной техники на местах. Вдобавок ко всему, планирование велось по старым картам 1913 года, на которых отсутствовали многие появившиеся важные объекты местной инфраструктуры, например, крупные оросительные каналы, сильно затрудняющие строительство и искажавшие первоначально задуманные фортификационные функции.
В конце 1938 года была проведена глобальная проверка укрепрайонов на «линии Сталина», обнаружившая огромное количество нарушений при строительстве. В актах проверок указывалось, что Псковский укрепрайон «не может быть занят войсками, так как до половины сооружений на 20-40 сантиметров заполнены водой, появившейся из-за неправильной оценки глубины грунтовых вод. В то же время водопровод не работает, электрооборудование УРов отсутствует, в жилых помещениях высокая влажность и спертый воздух, центры снабжения не построены, склады для продовольствия отсутствуют. Из-за неграмотного планирования УР их огневые сооружения не могут вести огонь на дальность более 50-100 м, так как местность имеет бугры, овраги и не вырубленные леса. Амбразуры ДОТов рассчитаны на применение пулеметов «Максим», но оборудованы станками неизвестной конструкции. Артиллерийское вооружение УР состоит из 6 устаревших полевых орудий 1877 года, к которым нет снарядов. Охрана территории УР не ведется — в ходе проверок комиссия неоднократно встречала местных жителей, проходящих в непосредственной близости от огневых сооружений для сокращения пути между поселками». Подобных характеристик были удостоены и остальные укрепрайоны на «линии Сталина» (источник — журнал «Российское военное обозрение»).
После расширения западных границ СССР, в 1939 году, было принято решение о консервации существующих укрепрайонов и начале строительства новых, названных впоследствии «Линией Молотова», но до начала войны их возвести так и не успели.
Есть мнение, что «Линия Сталина» была затем уничтожена по приказу самого Сталина, но это скорее пропагандистская легенда, чем правда. Вот здесь можно почитать интересную статью по этому поводу.
Линия Молотова
Так называемая Линия Молотова — система укреплений, построенных Советским Союзом в 1940—1941 годах, вдоль новой западной границы после того, как СССР присоединил страны Прибалтики, западные области Украины, Белоруссии и Бессарабию.
17 сентября 1939 года, с началом Второй мировой войны, Советский Союз ввёл войска на территорию Восточной Польши (современные западные области Украины и Белоруссии). Подписанный с гитлеровской Германией 28 сентября того же года Договор о дружбе и границах устанавливал западную границу СССР в целом по линии Керзона, за исключением района Белостока, где она прошла несколько западнее. После освобождения Западной Украины и Западной Белоруссии «Линия Сталина» потеряла своё значение и рубеж обороны был перемещён на 300 километров западнее, где и возникла Линия Молотова. Бытует мнение, что это изменение границы является прямым следствием Пакта Риббентропа-Молотова, подписанного Вячеславом Молотовым, отсюда и название линии Линия Молотова. Название носит неформальный характер и вошло в обиход сравнительно недавно.
Линия простиралась от Балтийского моря до Карпат. Она состоит из 13 укрепленных районов. Большинство из них защищало около 100 км границы. Она является частью более крупной оборонительной системы СССР вдоль его западных границ, простирающейся от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря.
Каждый укрепленный район состоит из большого числа долговременных оборонительных сооружений (ДОС) — бетонных бункеров (ДОТов) с пулемётами, противотанковыми пушками и прочей артиллерией. Бункеры были построены группамми для взаимной поддержки, каждая группа образовывала батальонный узел обороны, к которым были приписаны отдельные пулемётно-артиллерийские батальоны (опаб), из бойцов которых состояли гарнизоны ДОС. Численность гарнизонов ДОТов в зависимости от типа сооружения составляла от 8-10 до 30-40 человек. Полевое заполнение укрепрайонов должны были обеспечивать армейские части.
По состоянию 22 июня 1941 г. из 5807 долговременных оборонительных сооружений, возводимых СССР вдоль западных границ в составе 13-ти укрепрайонов «Линии Молотова», было завершено строительство лишь 880. Готовность укрепрайонов составляла в среднем 15-20 %.
В ночь на 22 июня 1941 года в соответствии с «директивой № 1» лишь часть ДОТов приграничных УРов была занята своими гарнизонами до начала немецко-фашистского вторжения. Полевое заполнение УРов не было обеспечено, либо было крайне недостаточным. В результате линия Молотова в целом не сыграла сколько-нибудь значительной роли в ходе приграничных сражений. Узлы обороны, которые успели занять советские войска, обходились и блокировались немцами в первые дни, а затем уничтожались штурмовыми группами. Последний ДОТ 2-й роты 17 опаб был подорван немцами 30 июня 1941 года. Только на 12-й день войны замолчали орудия и пулемёты штабного ДОТа «Орёл», который защищала группа бойцов (25-27 человек) под командованием лейтенанта И. И. Федорова. Отдельные ДОТы линии Молотова оказывали сопротивление до двух недель, находясь в полной изоляции.
Развалины этих сооружений можно найти сегодня в Литве, Польше, Белоруссии и на Украине, многие из них хорошо сохранились.
Могла бы Линия Сталина остановить немецкое наступление?
Концепция строительства мощных оборонительных приграничных укреплений была широко распространена после Первой Мировой войны. Свои укрепленные линии строили во Франции, Германии, Бельгии, Греции, Чехословакии, Финляндии.
Справедливости ради надо заметить, что французская Линия Мажино также была построена лишь на 50% от первоначального замысла. Но Линия Сталина на фоне французских укреплений даже по замыслу выглядит слишком бледно .
Военные теоретики считали, что комплекс укрепрайонов сможет помешать внезапному удару и даст возможность развернуть армии мирного времени. В СССР задачи и назначение укрепленных районов были сформулированы в Уставе РККА, в разработке которого приняли участие такие специалисты как М. Д. Карбышев, Г.С. Иссерсон.
Конечно, вопрос о том, смогла бы сдержать немецкое наступление Линия Сталина, будь она построена в полном соответствии с планами носит сугубо теоретический характер. Однако можно с большой долей уверенности сказать, что решающей роли укрепрайоны сыграть не смогли бы.
Для этого достаточно рассмотреть реальные боевые действия, как в Великой Отечественной войне, так и бои на Линии Мажино в 1940 году.
В отдельных случаях советские укрепрайоны держали оборону несколько дней, но только при условии их наполнения полевыми войсками. Таковыми в первую очередь являлись Остропольский, Летичевский и Могилев-Ямпольский УРы.
Однако, немецкие части обошли эти УРЫ и дальнейшему наступлению танковых групп они уже не мешали. Поэтому, хоть и есть многочисленные примеры сопротивления гарнизонов отдельных ДОТов на Линии Молотова и Линии Сталина, их действия никакого влияния на общую оперативную, и тем более, стратегическую обстановку не оказали.
Кроме того, даже при фронтальном наступлении укрепленные районы не сопротивлялись долго. Как показал опыт боев на Линии Сталина и Линии Мажино, прорыва Красногвардейского УРа под Ленинградом, Вермахт, хоть и с усилиями, но прорывал оборону. Использование артиллерии большой и особой мощности, инженерных войск и, самое главное, авиации, позволяло уничтожать ДОТы или блокировать их. Даже самые совершенные французские и бельгийские форты с их бронированными скрывающимися орудийными башнями, легко выводились из строя огнём прямой наводкой. Танки легко проходили в интервалах между мощнейшими фортами. А что касается авиации, то о ней при создании укрепрайонов во всех странах как-то… забыли. Считалось, что гарнизоны укреплений защищены от авиационных ударов железобетоном. Однако это оказалось ошибкой, и примером тому может служить Кингисепский УР, при прорыве которого решающую роль сыграла именно авиация.
В целом можно смело констатировать, что укрепленные районы в период Второй Мировой войны уже не могли претендовать на самостоятельную роль, но могли составлять костяк обороны полевых войск. И только в этом качестве их и стоит рассматривать.
Могла бы Линия Сталина остановить немецкое наступление?
Концепция строительства мощных оборонительных приграничных укреплений была широко распространена после Первой Мировой войны. Свои укрепленные линии строили во Франции, Германии, Бельгии, Греции, Чехословакии, Финляндии.
Справедливости ради надо заметить, что французская Линия Мажино также была построена лишь на 50% от первоначального замысла. Но Линия Сталина на фоне французских укреплений даже по замыслу выглядит слишком бледно .
Военные теоретики считали, что комплекс укрепрайонов сможет помешать внезапному удару и даст возможность развернуть армии мирного времени. В СССР задачи и назначение укрепленных районов были сформулированы в Уставе РККА, в разработке которого приняли участие такие специалисты как М. Д. Карбышев, Г.С. Иссерсон.
Конечно, вопрос о том, смогла бы сдержать немецкое наступление Линия Сталина, будь она построена в полном соответствии с планами носит сугубо теоретический характер. Однако можно с большой долей уверенности сказать, что решающей роли укрепрайоны сыграть не смогли бы.
Для этого достаточно рассмотреть реальные боевые действия, как в Великой Отечественной войне, так и бои на Линии Мажино в 1940 году.
В отдельных случаях советские укрепрайоны держали оборону несколько дней, но только при условии их наполнения полевыми войсками. Таковыми в первую очередь являлись Остропольский, Летичевский и Могилев-Ямпольский УРы.
Однако, немецкие части обошли эти УРЫ и дальнейшему наступлению танковых групп они уже не мешали. Поэтому, хоть и есть многочисленные примеры сопротивления гарнизонов отдельных ДОТов на Линии Молотова и Линии Сталина, их действия никакого влияния на общую оперативную, и тем более, стратегическую обстановку не оказали.
Кроме того, даже при фронтальном наступлении укрепленные районы не сопротивлялись долго. Как показал опыт боев на Линии Сталина и Линии Мажино, прорыва Красногвардейского УРа под Ленинградом, Вермахт, хоть и с усилиями, но прорывал оборону. Использование артиллерии большой и особой мощности, инженерных войск и, самое главное, авиации, позволяло уничтожать ДОТы или блокировать их. Даже самые совершенные французские и бельгийские форты с их бронированными скрывающимися орудийными башнями, легко выводились из строя огнём прямой наводкой. Танки легко проходили в интервалах между мощнейшими фортами. А что касается авиации, то о ней при создании укрепрайонов во всех странах как-то… забыли. Считалось, что гарнизоны укреплений защищены от авиационных ударов железобетоном. Однако это оказалось ошибкой, и примером тому может служить Кингисепский УР, при прорыве которого решающую роль сыграла именно авиация.
В целом можно смело констатировать, что укрепленные районы в период Второй Мировой войны уже не могли претендовать на самостоятельную роль, но могли составлять костяк обороны полевых войск. И только в этом качестве их и стоит рассматривать.
«Линия Сталина» в Беларуси на карте, как добраться
Мемориальный комплекс «Линия Сталина» находится в 20 километрах от столицы Республики Беларусь. Чтобы доехать до «Линии Сталина» из Минска, вам понадобится от МКАД по трассе Р-28 проехать северней примерно 15 километров. После того, как вы проедите г. Заславль, необходимо повернуть в сторону г. Молодечно. Далее, следуя указателям, вы в течение 10 минут будете на месте.
Также вы можете на станции «Дружная» сесть на маршрутное такси до станции «Молодечно». В соответствии с маршрутом, автобус довезет вас непосредственно до самого комплекса.
Расположение музейного комплекса на карте
Примечания[править]
- В годы Второй мировой «линиями» также называли рубежи с обычными полевыми укреплениями, пусть даже усиленные бетонными сооружениями. Разница примерно как между домом «нового русского» и избушкой лесника: если довоенные линии специально проектировались для прикрытия участков границы и включали в себя сооружения на грани платёжеспособности страны (доты-миллионники), то линии времен войны усиливались ДОТами по мере возможности, чаще всего из сборного железобетона, и на тех позициях, которые были.
- Квадрат со стрелками вверх-вниз (410) — капонир
- Треугольник, вписанный в круг (407) — артиллерийский наблюдательный пункт
- Небольшие квадратики с тройными стрелками (405, 406) — орудийные площадки ТАУТ.
- В боях под Ленинградом было как минимум два места, где нами же вырытый ров стал крепкой немецкой позицией: Невский пятачок и район Красного Бора
- Противотанковые рвы ДОЛЖНЫ продольно простреливаться артиллерией — иначе они бесполезны