Мечеть кул-шариф
Содержание:
- Опасения напрасны?
- Важные символы культуры
- Выставки и мастер-классы
- История первоначальной мечети и амира Кул Шарифа
- Особенности экстерьеров реконструированного комплекса
- Архитектура
- Внутреннее убранство элементов ансамбля
- История старой мечети
- Полезная информация
- Купол мечети
- Правила посещения
- Интерьер мечети
- Особенности экстерьеров реконструированного комплекса
- Обзор экстерьера сооружения
- Советы при посещении
- Стоимость посещения и дополнительных программ
Опасения напрасны?
— Полгода прошло с момента, когда обсуждалась концепция устойчивого развития Казани, тогда ставили вопрос — где будет построена мечеть. Минниханов тогда сказал: «Прорабатывайте». После этого ничего официального не было, — рассказала «Реальному времени» зампредседателя ТРО ВООПИиК Фарида Забирова, одна из разработчиков концепции.
Однако на этом этапе, похоже, проект и остановился, что не может не беспокоить верующих.
— Боюсь, как бы не повторилась история с Национальным университетом: подняли вопрос, долгое время обсуждали, но в итоге ничего не ясно. Раз приняли решение по мечети — делайте и не кормите надеждой годами! — подчеркнул председатель Совета старейшин Татарстана (Шура аксакалов РТ) Рауф Ибрагимов.
Он предположил, что руководство республики не хочет поднимать лишний шум, поскольку строительство религиозных сооружений, особенно мусульманских, в последнее время довольно остро воспринимается частью населения. В ряде городов (в том числе в Москве) некоторые активисты, узнав о предстоящем строительстве мечети, подтягивали «группы поддержки» и собирали митинги против исламских центров. После этого городские власти и инициаторы строительства были вынуждены отступить…
Вероятно, аксакал беспокоится напрасно. И в казанском Кремле, и на уровне ответственного за строительство мечети Камиля Исхакова уверяют, что вопрос с повестки не снимался. Детали прорабатываются.
Важные символы культуры
На фото скамейки и панно — важнейшие символы, связанные с культурой Татаро-Ислама. Скамейки являются наследием древнего кожевенного ремесла — татарская кожаная мозаика. Использовалась при изготовлении сапог — ичиг. Каждый кусочек вырезан по отдельному лекалу и сшит с другими особым двойным швом. Мы видим то, что было актуально вплоть до XX века. Виден мотив тюльпана. Также символ, связанный с древним источником жизни — рог барана.
Второй очень важный символ — это вечное древо жизни. Кувшин, как символ сотворения мира. Все цветы разные, есть только похожие, но не одинаковые. Каждый листочек немного отличается от других. Это все благодаря мудрости божьей, создал мир таким многообразным, что никогда в нем ничего не повторится. Ни один человек не будет копией другого, ни один день не будет повторением предыдущего. Кроме того, это мир радости: дерево цветущее, красочное
Важно уметь видеть радость и благодарить каждый день за то, что ты имеешь счастье жить в этом мире, наслаждаться его прелестями. В зале 4 панно и все разные
Выставки и мастер-классы
На постоянной основе проводятся мастер-классы, ориентированные на широкую аудиторию:
- «Семейный вензель татарча» — создание монограммы в рамке орнамента;
- «Дивный сад» — декорирование тарелки в технике декупаж;
- «Искусство арабской каллиграфии» — работа с калямом, записывание собственного имени арабской вязью;
- «Роспись по стеклу» — рисование витражными красками на стеклянных предметах;
- «Искусство носить платок» — освоение различных вариантов ношения платков, палантинов и арафаток.
Средняя продолжительность мастер-класса составляет 50-60 минут. После большинства занятий у посетителей остаются памятные сувениры, сделанные или украшенные собственными руками. Для участия в некоторых занятиях (например, «Семейный вензель татарча») требуется предварительная запись.
Для любителей динамичных развлечений в музее разработана квест-программа «Код Кул-Шариф». Участникам предстоит погрузиться в антураж восточных легенд, разгадывать головоломки и решать логические задачи, чтобы стать студентами тайного университета при мечети.
В музее проводятся выставки и мастер-классы.
История первоначальной мечети и амира Кул Шарифа
«Руководитель Долины» или «Предводитель Колена (Рода)» – именно так переводится арабско-татарское понятие «Кул-Шариф». И так на самом деле звали религиозного деятеля Казанского ханства, проживавшего во времена покорения этого государства Москвой и возглавлявшего его оборону (как мы знаем, тщетную).
3D-панорама Голубой мечети
В описываемый период времени Кул-Шариф являлся верховным имамом казанских татар. Он относился к роду сейидов (потомков пророка Мухаммеда). Исследователи считают: именно к крымской династии.
Стоит уделить внимание минаретному храму, место которого с 1996 г. начал занимать строящийся комплекс соборной (джума) мечети
Дело в том, что исконное помещение для отправления культа было возведено еще в годы жизни Кул-Шарифа.
Оно носило иное название и считалось в те времена архитектурной доминантой всего Казанского Кремля. А располагалось в западной части. Судя по старинным изображениям, тогдашний «Дом Бога» имел много башен.
В основном, нынешнее сооружение копирует свою предтечу. Но рисунки путешественников очень смутные. И проектировщики многое додумывали сами. В частности, непонятно – 6 или 8 минаретов было у старой мечети. Дело в том, что в тогдашнем ханстве имелось 8 провинций. Элементы декора тоже так и остались тайной.
Последней страницей биографии храма-оригинала явился пожар, случившийся во время прорыва московских войск внутрь города. В неравной схватке погибли и мечеть, и амир, в честь которого и был назван сегодняшний архитектурный ансамбль.
Наименование нынешней джумы – дань памяти этому самоотверженному человеку, мудро разрешавшему многие споры, политические и религиозные разногласия. Кул Шариф считается «великим героем», а один востоковед считает его автором эпического произведения «Зафернаме и вилайет-и Казан», посвященного истории развития ханства. Сейида Кул Шарифа убили, когда он находился на крыше собора, а тело столкнули вниз.
Читайте в тему — мечеть Ирек в Казани
Указ о возведении новой мечети был подписан еще в 1995 г. – лично президентом Шаймиевым. Проект был отобран в результате конкурса среди архитекторов. Победила совместная работа группы из четырех специалистов – Латыпова, Саттарова, Сайфуллина и Сафронова.
Фото: https://nat-geo.ru/
Строительство стартовало через несколько месяцев подготовительного цикла. А спустя 10 лет комплекс был полностью завершен. Открытие мечети Кул-Шариф в Казани прошло в рамках празднования тысячелетия города. Оно традиционно проходит 24 июня. 400 млн. рублей – как раз столько было потрачено на возведение комплекса строений. Ему присвоен статус действующего музея Распространения Ислама в Поволжье.
Особенности экстерьеров реконструированного комплекса
По откликам, все, кто оказываются в Казани, мечеть Кул-Шариф осматривают в первую очередь. Ведь это – жемчужина площади Тысячелетия. Поражает масштабом конструкций, богатством фактуры и тектоники фасадов. Текстурой отделочных материалов, а также яркими цветовыми сочетаниями, создающими атмосферу некоей свежести (об этом ниже).
На данный момент вас ждут запоминающиеся достопримечательности. 6 минаретов высотой 58 метров (в 1996 г. они были самыми высокими в РФ, теперь такая слава перешла к мусульманскому храму в городе Грозный). Кстати, площадь, которую занимает суннитский собор, равна 10000 квадратных метров.
У главной религиозной обители свой двор. Он находится все в той же (западной) части Кремля. Ландшафтно связан с бывшим Юнкерским училищем (к тому ведет парадная лестница). Внутри основное здание, располагающее двумя пристроенными к нему полупавильонами. Четыре башни встроены по углам. Две поодаль. По разным сторонам.
Имеется также хозяйственно-административная постройка. Стилистика у всех элементов ансамбля единая – «ханафитская». Кроме того, она пересекается с канонами татарского (правильнее говорить, булгарского) гражданского строительства. Достаточно посмотреть на все здания Кремля. Каждый вышестоящий уровень меньше, но имеет больше граней.
Что касается материалов отделки, использовано эффектное сочетание ослепительно белого мрамора (при ярком солнце розоватый оттенок почти не заметен) и элементов бирюзового оттенка.
Упомянутые цвета олицетворяют у ханафитов непорочность и строгое следование букве Корана. Бирюза заменяет ритуальный зеленый цвет (ведь она погранична по отношению к голубому и изумрудному). Что касается дизайнеров, то для них такие тона – лучший способ передать ощущение чистоты и свежести. И оно есть!!!
Нижние уровни и поверхность сотворены из живописного по текстуре гранита. Венчают основную конструкцию традиционные для всех исламских направлений шпили и купол (кстати, последний изображает аутентичную шапку татар…). 2 роскошных балкона созданы специально в целях панорамного обзора (ведь сооружение изначально задумывалось для туристов). Арочные порталы и окна стрельчатые. Весьма высокие.
Наконец, на некоторых этажах использованы оникс и змеевик. Большинство пород добывали на Урале. В Казани «Голубая мечеть» (так прозвали культовое сооружение в народе) имеет внушительную высоту подкупольного пространства – оно составляет целых 39 метров. Для сравнения – купол кончается на страте 13-го этажа гражданского здания.
Бронзовые надписи фасада цитируют различные исламские мудрости. В качестве шрифта использована арабская вязь (так прописал единый закон для всех школ мусульманского зодчества).
Над буквами расположена изящная кованая изгородь (на крыше полупавильонов, считающихся первым уровнем). В здешних помещениях использовано много граней. Бросаются в глаза резные элементы П-образных фризов, кантующих все порталы.
В двух шагах протекает живописная извилистая река Казанка. От берега вас поднимает тротуар с поребриком из мрамора, где установлены современные светильники. Описанное пространство рассчитано на одновременное пребывание 1,5-2 тысяч верующих. На площадке перед зданием свободно встанут еще 10000 человек!
Тротуарная плитка с зелеными и красными узорами символизирует административную атрибутику Республики Татарстан. В наличии у каждого строения подсветка, придающая мечети эффектный облик даже в темное время суток. Зеленое убранство состоит из цветников, ухоженного газона, подстриженных деревьев.
Архитектура
Высота каждого из четырёх основных минаретов 55 метров.
Купол декорирован формами, ассоциирующимися с образом и декоративными деталями «Казанской шапки» — по одной из версий — короны Казанских ханов, увезённой в Москву после падения Казани, и выставленной ныне в Оружейной палате (по другой версии, она изготовлена восточных дел мастерами (возможно, казанцами в их традиционном стиле) по приказу Ивана Грозного после взятия Казани, чтобы упрочить титул Казанского царя).
Вид на мечеть с набережной реки Казанки
Архитектурное восьмиминаретное решение внешнего облика мечети (архитекторы интерьера и градостроительного решения: Латыпов Ш. Х., Сафронов М. В., Саттаров А. Г., Сайфуллин И. Ф.) достигнуто благодаря разработке смысловых элементов, сближающих архитектуру мечети с местными традициями. Гранит и мрамор привезены с Урала, внутреннее убранство — ковры — дар правительства Ирана, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны сделана в Чехии, витражи, лепнина, мозаика и позолота — всё это добавляет храму величия.
Внутри мечети (справа и слева по отношению к главному залу) имеются два смотровых балкона для её посещения экскурсиями.
Комплекс мечети включает в себя здание самой мечети, музей истории распространения Ислама на территории Среднего Поволжья, комнату для проведения торжественного свадебного обряда — никаха, кабинет имама.
Здание и окружение имеют эффектную ночную архитектурную подсветку.
Внутреннее убранство элементов ансамбля
Интерьеры в молельном и хозяйственно-административном пространстве – плод реализации тысячелетних ремесленных традиций татарского народа. Вам предстанут шедевры уже названных зодчих, художников (дизайнеров, мастеров росписи и специалистов по арабской вязи), резчиков по камню, граверов, кузнецов, лепщиков, краснодеревщиков и каменщиков. Многие из них явились по сути реставраторами.
Гранит, оникс, змеевик и мрамор плавно переходят в резные изгороди из алебастра (ганча или ганджа) или красиво расписанного дерева. А еще выше – в цветастые орнаменты на приделанных холстах или в позолоченную вязь исламских текстов. И по большей части перед нами предстают главные суры Корана. Они взывают к мудрости, доброте и аскезе.
В создании стекол для оконных проемов использованы витражи. Кстати, окна самого купола вырезаны в форме тюльпанов. А все из-за того, что у арабов слово «тюльпан» («лале») похоже по буквам на идиому «во имя Аллаха».
Часть интерьеров украшена сложной причудливой мозаикой (есть еще в Казани такие «прикладники»). Люстра приехала сюда из Чехии (вы увидите натуральное богемское стекло). Ковры, по которым будете ходить – подарок от правительства Ирана. Лепнину же создавала интернациональная артель узких специалистов по восточной орнаментальной пластике.
Основное здание членится на башенку для хранения Корана (сюда поднимается священнослужитель), обзорные веранды, молельных залов для мужчин и женщин, музея (он выше) и комнаты для подготовки к никаху (о нем читатель узнает дальше).
В дополнительном строении (также купольном, но одноуровневом) кроме администрации и прочего персонала пребывают штатные пожарники со всем своим нехитрым инвентарем.
История старой мечети
С середины XV до середины XVI веков в Среднем Поволжье существовало могущественное феодальное государство – Казанское ханство. Его жители исповедовали ислам суннитского толка, а в столице – красавице-Казани было несколько мечетей. Главный храм выделялся большими размерами, роскошной отделкой и имел 8 высоких минаретов.
Мечеть Кул-Шариф с высоты птичьего полёта
По традиции, главой мусульманского духовенства становился сеид – человек, который принадлежал роду потомков пророка Мухаммеда. После хана он имел статус второго должностного лица государства. В середине XVI столетия сеидом Казани был уважаемый всеми верующими Кул Шариф. Образованный имам писал стихи, вел переговоры и занимался религиозным просвещением. Татары с почтением называли его «амиром» или прославленным героем.
К середине XVI века богатое ханство потеряло былую мощь, и его история приближалась к закату. Для татар наступали тяжелые времена. В 1550 году ханство заключило мирный договор с Русью, однако вскоре отношения между двумя государствами ухудшились.
Вид мечети Кул-Шариф от торгового центра Пирамида
Когда русские воины осадили Казань, жители города отправили на переговоры тюменского князя Бирбараса и имама Кул Шарифа. Условия соглашения были очень невыгодными для татар, но им пришлось согласиться.
Осенью 1552 года войска царя Иоанна IV Грозного атаковали Казань. Имам возглавлял оборону одной из частей города, но силы были неравными. Он погиб вместе со своими бойцами. По одной из татарских легенд, Кул Шарифа убили на крыше главной мечети, а потом тело имама сбросили вниз.
Вид мечети Кул-Шариф с Преображенской башни Казанского кремля
После штурма улицы Казани охватил опустошительный пожар, все мусульманские храмы были разрушены. Так в огне и дыму закончился век старой мечети. Территории, которые раньше принадлежали Казанскому ханству, отошли русским, а местных жителей стали обращать в православную веру.
Полезная информация
- Адрес: Кремль, 13, Казань.
- Телефон: с 9:00 до 19:00.
В Казани мечети Кул-Шариф туроператоры придают первостепенное значение. Как вы поняли, это символ центральной части указанного только что города. На фото отлично видно, насколько удачно описанный ансамбль вписывается в облик ключевых кварталов татарской «столицы». Адрес объекта известен каждому уважающему себя казанцу. Не стоит забывать, что Кул-Шариф – лишь частичка богатого историко-архитектурного заповедника на площади Тысячелетия. А еще к ней примыкают кафе и ГК. В заключение предлагаем видео в тему, приятного просмотра!
Купол мечети
У мечети Кул Шариф очень красивый купол, тексты все коранические. И все короткие тексты, которые мы видим — это часть 99 имен Бога. Тексты подлиннее, например в основании купола, в центре — это важнейшие суры Корана, произносимые на Намазе. Мотив тюльпана хорошо виден на боковых поверхностях купола.
В центре — люстра в форме цветка лотоса из богемского стекла — хрусталя. Диаметр более 5 метров, общая масса вместе с креплениями около 1800 кг. С правой стороны от михраба лесенка-возвышение минбар — место проповеди.
В христианстве день проповеди воскресенье, а у мусульман пятница. Проповедь читается на языке понятном общине, в Казани это современный татарский. Имам поднимается наверх, но никогда не встает на последнюю ступеньку.
Помимо самой мечети, в комплекс входят музей Исламской культуры, библиотека, издательский центр, экскурсионное бюро и управление имама. Мусульманские праздники широко отмечаются в Казани, это выходные дни.
Правила посещения
Если вы желаете зайти внутрь, то оставляйте обувь у входа (разрешается использовать бахилы). Одежда посетителя должна быть закрытой. Головные уборы обязаны присутствовать на голове как женщин, так и мужчин.
Представительницы слабого пола не могут заходить на мужскую половину и наоборот. Ни в коем случае тут нельзя громко шуметь, что-то жевать, распивать какие-либо напитки (особенно спиртные) или курить.
Во время намаза турист не должен отвлекать молящегося (вообще не рекомендуется покидать смотровые балкончики – они присутствуют и внутри). Щелканье затворов фотоаппаратов и вспышки также не приветствуются. Они оскорбляют чувства верующих.
Интерьер мечети
Внутреннее убранство мечети ничуть не уступает её наружному облику. Элементы декора являются отсылками к многовековым традициям татарского народа и канонам исламской культуры.
Интерьер
Например, в оформлении окон мастера использовали священный для мусульман цветок — тюльпан. В исламской религии тюльпаны символизируют «возрождение». С тюльпанами связано множество мусульманских легенд и сказаний. Также, в арабской письменности слово «тюльпан» созвучно с «Аллах». На внутренних арках храма можно увидеть аяты — коранические стихи.
Обратите внимание! В дизайне интерьера использованы, в основном, природные материалы — ганч, камень и деревянные элементы. Это обусловлено попыткой приблизиться к технологиям, использовавшимся в оформлении утерянной мечети XVI столетия
Ещё одна попытка передать атмосферу старины — ручная обработка всех частей внутреннего убранства.
Особенную роскошь и красоту помещениям мечети придают разнообразные проектные решения: лепнина, цветные витражи и мозаики, золотые орнаменты. Полы застелены иранскими коврами, а потолок украшает огромная хрустальная люстра чешского производства.
Особенности экстерьеров реконструированного комплекса
По откликам, все, кто оказываются в Казани, мечеть Кул-Шариф осматривают в первую очередь. Ведь это – жемчужина площади Тысячелетия. Поражает масштабом конструкций, богатством фактуры и тектоники фасадов. Текстурой отделочных материалов, а также яркими цветовыми сочетаниями, создающими атмосферу некоей свежести (об этом ниже).
На данный момент вас ждут запоминающиеся достопримечательности. 6 минаретов высотой 58 метров (в 1996 г. они были самыми высокими в РФ, теперь такая слава перешла к мусульманскому храму в городе Грозный). Кстати, площадь, которую занимает суннитский собор, равна 10000 квадратных метров.
У главной религиозной обители свой двор. Он находится все в той же (западной) части Кремля. Ландшафтно связан с бывшим Юнкерским училищем (к тому ведет парадная лестница). Внутри основное здание, располагающее двумя пристроенными к нему полупавильонами. Четыре башни встроены по углам. Две поодаль. По разным сторонам.
Имеется также хозяйственно-административная постройка. Стилистика у всех элементов ансамбля единая – «ханафитская». Кроме того, она пересекается с канонами татарского (правильнее говорить, булгарского) гражданского строительства. Достаточно посмотреть на все здания Кремля. Каждый вышестоящий уровень меньше, но имеет больше граней.
Что касается материалов отделки, использовано эффектное сочетание ослепительно белого мрамора (при ярком солнце розоватый оттенок почти не заметен) и элементов бирюзового оттенка.
Упомянутые цвета олицетворяют у ханафитов непорочность и строгое следование букве Корана. Бирюза заменяет ритуальный зеленый цвет (ведь она погранична по отношению к голубому и изумрудному). Что касается дизайнеров, то для них такие тона – лучший способ передать ощущение чистоты и свежести. И оно есть!!!
Нижние уровни и поверхность сотворены из живописного по текстуре гранита. Венчают основную конструкцию традиционные для всех исламских направлений шпили и купол (кстати, последний изображает аутентичную шапку татар…). 2 роскошных балкона созданы специально в целях панорамного обзора (ведь сооружение изначально задумывалось для туристов). Арочные порталы и окна стрельчатые. Весьма высокие.
Наконец, на некоторых этажах использованы оникс и змеевик. Большинство пород добывали на Урале. В Казани «Голубая мечеть» (так прозвали культовое сооружение в народе) имеет внушительную высоту подкупольного пространства – оно составляет целых 39 метров. Для сравнения – купол кончается на страте 13-го этажа гражданского здания.
Бронзовые надписи фасада цитируют различные исламские мудрости. В качестве шрифта использована арабская вязь (так прописал единый закон для всех школ мусульманского зодчества).
Над буквами расположена изящная кованая изгородь (на крыше полупавильонов, считающихся первым уровнем). В здешних помещениях использовано много граней. Бросаются в глаза резные элементы П-образных фризов, кантующих все порталы.
В двух шагах протекает живописная извилистая река Казанка. От берега вас поднимает тротуар с поребриком из мрамора, где установлены современные светильники. Описанное пространство рассчитано на одновременное пребывание 1,5-2 тысяч верующих. На площадке перед зданием свободно встанут еще 10000 человек!
Тротуарная плитка с зелеными и красными узорами символизирует административную атрибутику Республики Татарстан. В наличии у каждого строения подсветка, придающая мечети эффектный облик даже в темное время суток. Зеленое убранство состоит из цветников, ухоженного газона, подстриженных деревьев.
Обзор экстерьера сооружения
Мечеть Кул-Шариф
Получившееся творение составляет пять этажей (с учетом цоколя и технического этажа). Нижние уровни занимают: музей исламской культуры, помещения для омовения, гардеробы, мужской молельный зал и личный кабинет имам. Выше располагаются две просторные площадки в виде балконов для туристов и небольшая молельная зона, предназначенная для женщин. Также в здании Кул Шарифа находятся библиотека и собственное издательство. Рядом с мечетью располагается пункт пожарной части, представляющий собой небольшое и аккуратное строение с крышей, выполненной в едином стиле с основным зданием.
Благодаря обилию приятного небесного цвета во внешнем оформлении данный культурно-религиозного комплекс зовётся в народе «голубой мечетью». Облицовка сооружения в основном выполнена из крепкого природного материала – мрамора. Также присутствует и гранит. Башни мечети крайне внушительны. Высота каждой достигает около 57 метров. Также поражает и допустимое количество посетителей – храм может вместить до 1500 человек, а площадка перед ней – до 10 000. Места для моления обозначены на площади зелёным цветом.
Советы при посещении
Несмотря на то, что посещение территории и здания мечети открыто для всех желающих, это не простое общественное место, а духовная святыня для тысяч мусульман. Поэтому необходимо следовать некоторым правилам, нормам поведения и внешнего вида и уважать мусульманские обычаи.
- Одежда должна быть максимально закрытая, желательно надеть головной убор (например, платок);
- Перед тем, как войти в здание, необходимо разуться — посещение мечети в обуви запрещено (бахилы разрешены);
- Женщинам ни в коем случае нельзя заходить в мужской молельный зал;
- Необходимо проявлять уважение к окружающим — нельзя проходить перед читающим намаз, создавать шум и суету;
- Туристам во время молитвы разрешено находится только на специальных площадках на втором этаже мечети.
Соблюдение этих простых правил поможет не только получить удовольствие от красот интерьера и архитектуры мечети, но и глубоко проникнуться исламской культурой, больше понять и прочувствовать религию и традиции мусульман.
Современный вид
Стоимость посещения и дополнительных программ
Стоимость входного билета отличается для разных групп посетителей и составляет:
- 200 руб. — для гостей без льгот;
- 150 руб. — для посетителей в составе организованной группы;
- 100 руб. — для пенсионеров, школьников, студентов;
- 80 руб. — для льготной категории посетителей в составе организованной группы;
- 700 руб. — единый билет во все .
Дети до 7 лет, инвалиды I, II групп, участники Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза и Герои РФ имеют право бесплатного посещения музея.
Стоимость участия в мастер-классах варьируется от 50 до 350 руб. Записаться на игру-квест можно за 100 руб.
Стоимость:
- 500 руб. — групповая экскурсия по одному из двух залов экспозиции;
- 1000 руб. — групповая по одному из двух залов экспозиции с англоговорящим гидом;
- 350 руб. — по мечети;
- 350 руб. — посещение дополнительной выставки;
- 2200 руб. — экскурсия с выездом в город.