Красный костел в минске

Видзы. Костел Святой Троицы

Завершает подборку потрясающий образец неоготики. Вместе с храмами в Гервятах и Шиловичах костел в Видзах считается одним из самых высоких в Беларуси: его высота составляет 59 метров.

Троицкий костел строился почти 14 лет: с 1900 по 1914 год. Начавшаяся вскоре Первая мировая война нанесла храму серьезный урон: здание несколько раз подвергалось обстрелам — линия фронта проходила совсем рядом с местечком. В 1920-е годы костел восстановили, а в память о военных действиях в стены вмуровали снаряды.

Храм в Видзах освящен в честь Святой Троицы. Но можно встретить и другое его название — Рождества Пресвятой Девы Марии. Дело в том, что костел находится в распоряжении одноименного прихода.

После Второй мировой войны храм не избежал преобразования под хозяйственные нужды: сначала здесь размещался льняной склад, позже — спортивный зал. В итоге от оригинального убранства почти ничего не осталось. Сегодня, после проведенной реставрации, костел действует по своему прямому назначению.

Менее раскрученные, но от этого не менее прекрасные белорусские костелы в нашем отдельном материале.

Только полезное »

Делимся топовыми новостями и выгодными акциями туроператоров. Разбираем курорты, пляжи, новые экскурсии.  

Ошмяны. Костел Святого Михаила Архангела

Первый костел в Ошмянах был построен на средства короля ВКЛ Ягайло в 1387 году – Ошмяны тогда служили одной из резиденций литовского двора.

Сначала костел был деревянным, после – каменным. В 1830-х годах пострадал сначала во время восстания, потом от пожара. Восстановили его на добровольные пожертвования.

К 1899 году храм перестал вмещать прихожан и по проекту зодчего Вацлава Михневича был перестроен в стиле необарокко. Освятили обновленную трехнефную базилику с двумя пятиярусными башнями в 1906 году.

В 1948 году по велению советской власти сбросили кресты, сняли купола, уничтожили интерьер, внутри сделали склад. Однажды хранящееся в здании льноволокно загорелось. Обгоревший костел-склад местные власти в 1969 году передали Вильнюсскому заводу радиоизмерительный приборов под производство – это спасло святыню от полного разрушения. За 10 лет здание было полностью восстановлено.

В 1990 году завод передал храм костельной общине, демонтировав производство. В 1994 году отреставрированный костел снова принял верующих.

Германовичи. Костел Преображения Господня

Строительство костела в 1770 году начал Юзеф Гильзен, владелец Германович. Но завершить не успел.

Храм достраивал Игнатий Ширин – его роду Германовичи отошли по наследству от Гильзенов. В 1787 году перед верующими предстал костел в стиле позднего барокко с элементами классицизма: прямоугольный неф с полукруглой апсидой, широкими боковыми ризницами и двумя четырехъярусными башнями.

Святыня пережила восстания и две войны, но не устояла перед советской властью – в 1948 году здесь сделали склад. Верующим ее вернули в 1988 году, крест освятили в 1992-м. Массивные барочные алтари полностью сохранить не удалось, но можно увидеть на стенах остатки полихромной росписи и декоративную композицию над входом.

Топ-3 костелов Минска

Костел Святых Симеона и Елены

Адрес: Минск, улица Советская, 15

Наш топ открывает визитная карточка столицы, одна из самых ярких доминант центра города — храм Святых Симеона и Елены, более известный как «Красный» костел. История его появления драматична, судьба сложна, да и само существование памятника архитектуры не раз было под угрозой.

Вот несколько интересных фактов о «Красном» костеле:

  1. Храм построен в 1909 году в память о рано ушедших из жизни детей Эдварда Войниловича. Симону было всего 12 лет, Алене — 19.

  2. Его украшают три колокола. У каждого из которых — свое имя (Эдвард в честь инициатора строительства, Симон в честь его сына и Михаил в честь архангела);

  3. Здание уцелело благодаря киноискусству. Костел передали киностудии «Советская Белоруссия», а затем, в 1975 году, его переоборудовали под Дом кино. В советские времена многие культовые сооружения использовались в качестве складов и хранилищ и до их сохранности никому не было дела, а за состоянием «Красного» костела как раз следили.

Кстати, Минск и кинематограф тесно связаны: многие достопримечательности столицы Беларуси не раз становились декорациями популярных фильмов и сериалов.

Собор Пресвятой Девы Марии

Адрес: Минск, площадь Свободы, 9

Архикафедральный собор Минска был заложен еще в 1700 году и является одним из старейших зданий столицы. Инициаторами его строительства выступили иезуиты, которые, впрочем, владели приходом недолго: в 1773 году Папа Римский запретил деятельность этого христианского ордена. Костел неоднократно перестраивался, в советские времена две его башни снесли, роскошные фрески замазали краской, а в самом помещении разместилась тренировочная площадка спортивного общества «Спартак». Однако сейчас об этом практически ничто не напоминает: фрески восстановлены, из самой Австрии доставлен орган и регулярно проводятся службы.

Фото костелов Беларуси не передают всю красоту этих шедевров архитектуры. Поэтому наша подборка экскурсий по Минску придется как нельзя кстати, если вы хотите воочию убедиться в величии этого белоснежного храма.

Интересный факт от VETLIVA: строители, которым было приказано перекроить храм под сталинский ампир, догадывались, что, возможно, однажды храм вернет былое величие. Они тщательно зафиксировали все, что смогли: чертежи костела, архитектурные особенности и многое другое. Во многом благодаря им этот католический храм Беларуси так хорошо выглядит.

Костел Святого Роха

Адрес: проспект Независимости, 44А

Завершает топ-3 костелов в Минске небольшой, но очень красивый храм. Костел Святого Роха (он же Троицкий) находится в старинном квартале Минска — Золотой Горке. Если у вас есть в запасе несколько дней на знакомство со столицей — обязательно сюда загляните!

VETLIVA рассказывает: Святой Рох считается покровителем хирургов и защитником от чумы. Средства на строительство храма в его честь собирали не только католики, но и представители других конфессий, потому что покровительству этого святого приписывают также спасение Минска от эпидемии холеры.

Мосар. Костел Святой Анны

Классицистический храм в Мосаре появился в конце XVIII века по распоряжению владельцев местечка — Роберта и Анны Бжестовских. В 1838 году в костел из мядельской кармелитской церкви перевезли мощи Святого Юстина, некогда подаренные папой римским Антонию Кощицу, владельцу Старого Мяделя.

Мосарский костел работал по назначению и в советское время, не помешало даже отсутствие священника: с 1961 по 1981 год сельчане проводили службы своими силами.

Новую жизнь в храм вдохнул ксендз Юозас Булька. Он до неузнаваемости преобразил прикостельную территорию, разбив дендропарк с живописными аллеями, живыми изгородями, прудами, скульптурами: Мосар может похвастаться копией знаменитой «Пьеты» Микеланджело и первым в стране памятником Иоанну Павлу II. Все 22 года своей службы в деревне — с 1988 по 2010 год — ксендз яро боролся с пьянством: открыл антиалкогольный музей, проводил профилактические беседы с местными жителями, добился запрета на продажу спиртного в сельпо. Алкоголь в магазине не продают до сих пор.

Рассказываем, где искать храмы с изображением глаза в треугольнике и что он символизирует.

Советский период

Атеистическая политика руководства СССР, направленная на уничтожение христианского вероучения, не обошла стороной католическую церковь Беларуси. В 1960–1988 годах фарный приход остался без священника. Верующие взяли храм под защиту и противостояли многочисленным попыткам коммунистической власти ликвидировать костел. По воскресениям и в дни католических праздников прихожане продолжали собираться на молитву. Богослужения проводились без священников: на алтаре зажигали свечи, разлаживали орнат (казулу) – облачение священника, ставили литургическую посуду, пели литургические песни и читали молитвы. После этого с евхаристическим песнопением проходили процессией за балдахином вдоль внутренних стен. Только в 1987 г., во время горбачевской «оттепели» власти разрешили пять раз в год проводить Святые Мессы.

Прозороки. Костел Вознесения Девы Марии

На рубеже XIX – XX веков Прозороки представляли собой довольно «продвинутый» населенный пункт. Здесь работали суд, почта, фельдшерский участок, активно велось строительство культовых сооружений. 

Неороманский костел, что мы видим в Прозороках сегодня, был построен в 1899 – 1907 годах на месте более старого костела и монастыря, которые пострадали во время сильного пожара в 1892 году.

В советский период здесь около 40 лет находилось зернохранилище. Только в конце 80-х храм был возвращен верующим, отреставрирован и повторно освящен. 

Недалеко от костела в Прозороках расположена могила Игната Буйницкого — основателя  первого профессионального белорусского театра.

7. Могилев. Костел Святого Станислава

Костел Святого Станислава строился в середине XVIII века как храм монастыря кармелитов и назывался костелом Успения Девы Марии. После вхождения этих земель в состав России был переосвящен, обзавелся статусом кафедрального и по сути стал главным католическим храмом империи: в подчинении Могилевской архиепархии находились церкви латинского обряда по всей стране. Тогда же к барочному костелу добавились черты классицизма — к фасаду пристроили характерный портик с колоннами. В советское время здесь находился архив: сперва центральный архив БССР, после — областной. Это оставило печальный след во внутреннем убранстве костела: часть оригинальной фресковой росписи была сурово замазана зеленой краской. Сегодня храм возвращен верующим, ежегодно здесь проходит фестиваль духовной музыки «Магутны Божа». 

Драматический театр, костел Святого Станислава и еще 15 точек must see в когда-то «белорусской Праге».

Засвирь. Троицкий костел

Костел в Засвири — один из немногих сохранившихся памятников сарматского барокко в Беларуси. Стиль отличается упрощенными лаконичными чертами, внешней неприступностью, которая часто контрастирует с богатыми интерьерами. 

Здание храма пристраивалось в XVIII веке к уже существовавшему здесь ранее монастырю босых кармелитов. Во время восстания Кастуся Калиновского в подвале костела держали пленных повстанцев. Монахи сжалились и отпустили заключенных. За такое неповиновение царские власти передали храм православной церкви. 

В межвоенный период в Засвирь приезжал художник, скульптор и поэт Язеп Дроздович, которого за многопрофильность талантов прозвали белорусским Леонардо да Винчи. В то время ксендзом храма служил друг Дроздовича — поэт и общественный деятель Казимир Свояк, который принципиально вел службы на белорусском языке.

Сегодня костел является действующим, а вот от монастыря остались только руины. Возможно, когда-нибудь сюда доберутся руки реставраторов.

Только полезное »

Делимся топовыми новостями и выгодными акциями туроператоров. Разбираем курорты, пляжи, новые экскурсии.  

«Красный» костел в Минске

Это место считается одним из самых часто посещаемых достопримечательностей Минска среди туристов. Находясь в непосредственной близости к Дому Правительства, святыня является самым главным пристанищем для всех белорусских католиков.

История возникновения храма Святых Симеона и Елены в Минске

Появление на белорусской земле Красного костела связано с существованием древнейшего шляхетского рода Войниловичей

Эдвард Войнилович, по заказу которого и началось строительство храма, воспитывал двоих детей и был важной политической фигурой. Однако на долю Эдварда и его супруги Олимпии выпали ужасные лишения – сначала погибает их сын Симон в двенадцатилетнем возрасте, а потом, не дожив несколько дней до своего девятнадцатилетия, уходит из жизни любимая дочь Елена

К тому времени Эдвард и его семья унаследовали все богатство своего рода, однако тратить деньги было особо некуда и не на кого. В итоге, после смерти детей Эдвард вместе с женой пожертвовали все свои средства на возведение храма. Однако у них было одно условие – костел должен был быть возведен по их плану. Так, спустя некоторое время жители столицы увидели специально разработанный проект архитекторов, приглашенных специально из Польши, Томаша Пайздерского и Владислава Маркони.

Строительство храма продолжилось 4 года и обошлось Войниловичам в 300 тысяч рублей (сейчас это примерно 12 млн долларов). Ноябрьским днем 1910 года ксендз Витольд Чачот осветил храм, а уже в декабре месяце этого же года в костеле стали проводиться службы. К моменту открытия храм украшало три массивных колокола: «Эдвард» (назван в честь Эдварда Войниловича и весил около 530 кг), «Симон» (назван в честь умершего сына Войниловичей и весил около 310 кг) и «Михаил» (назван в честь покровителя столичного Архиепископства).

«Красный» костел в Минске и новейшая история Беларуси

Однако с приходом советской власти костел Симеона и Елены разграбили, правда, это не помешало продолжать богослужения в храме еще на протяжении двадцати лет. В 1932 году «красное» здание храма отдали Государственному польскому театру БССР, а через 5 лет костел стал принадлежать киностудии «Советская Беларусь». Позже, в 1975 году храм отдали Дому кино: самая высокая башня была переоборудована под музей кинематографии, при этом главную комнату разделили на два больших помещения, вместимостью до 250 человек.

Только в конце 20 века, в 1990 году, храм снова вернули католикам. С 1996 года возле костела начинают устанавливать скульптуры и памятники. Сначала вход в святыню украсил бюст Святого Михаила, который символизирует победу небесных войск над представителями темных сил. В 2000 году возле здания костела установили еще одну композицию «Колокол Нагасаки» — памятник — напоминание обо всех жертвах ядерных взрывов.

Десять лет назад в красном костеле произошло перезахоронение останков основателя храма – знаменитого Эдварда Войниловича. Несмотря на то, что за свою вековую историю храм служил в качестве обители для верующих совсем немного лет, сейчас Костел Святого Симеона и Елены считается одной из главных католический и религиозных достопримечательностей Минска. Сама постройка считается воплощением неоготического стиля с яркими деталями модерна и является визитной карточкой столицы Беларуси.

История трокельского костела Посещения Пресвятой Девы Марии

Когда был основан приход в Трокелях и построен первый костёл, точно неизвестно. Можно предполагать, что это произошло примерно в 1500 году. Кс. Михал Шалкевич, который был трокельским настоятелем в начале ХХ века, считал, что акты основания прихода пропали во время шведской войны или даже раньше, во время польско-московской войны.

На протяжение веков менялась и деканальная принадлежность прихода. До середины XVIII века она упоминается как приход Радуньского деканата Виленской епархии. В первой половине XIX века приход находился в составе Вишневского деканата, а документы второй половины XIX века свидетельствуют о его принадлежности к Радуньскому деканату Гродненской епархии.

Основанный в Трокелях приход был одним из самых бедных. У него не было крестьянских хозяйств, с которых он получал бы доходы на содержание. Когда приход перешёл в руки иезуитов, тогдашний ректор Виленской Академии Гарсияс Алябиянус с разрешения верховной власти ордена позаботился о выплатах на содержание при костёле местного настоятеля.

После упразднения ордена иезуитов в 1773 году и перехода костёла под покровительство придворного маршалка Владислава Гуровского, трокельский приходской дом вообще не получал десятины, и по этой причине нёс потери до 3000 польских злотых в год.

С 1585 года отцы-иезуиты были полноправными собственниками Трокельского прихода. Они не только обладали на этих землях земными поместьями, но и оказывали различную пастырскую помощь местному настоятелю во время Великого Поста и различных церковных торжеств.

Около середины XIX века Трокели переживали большой материальный недостаток. В 1839 году вишневский декан в своём отчёте виленскому епископу писал про трудности и нужды прихода. Бедность храма соответствует бедности крестьян – им не хватало даже хлеба. Декан пишет, что богослужения совершаются регулярно, что хорошо налажено обучение верующих и что оказываются необходимые духовные услуги.

В 1843 году учредительное оснащение прихода было конфисковано властями царской России. Нравственное состояние жителей прихода характеризует документ 1843 года. В нём отмечается их трудолюбие, мирный характер и набожность. Упрекнуть их в каком-то значительном проступке нет оснований. Все они принадлежат к римо-католическому вероисповеданию. Из документа визитации мы узнаём, что они отличаются «набожностью и добрыми нравами».

В том же 1843 году был организован церковный совет, который назывался дозором. Совет состоял из 9 человек и выбирался самими прихожанами. В приходском архиве на протяжение столетий сохранялись приходские метрические книги крещений, погребений, венчаний, приходов и расходов, инвентари, книги визитаций, книга облигаций, книга полученных и отправленных писем.

На протяжение многих лет настоятелем прихода был кс. Михал Шалкевич. Своё служение он начал в 1922 году. Доброжелательность прихожан к нему проявилась в помощи при постройке нового приходского дома. В приходском архиве найдена корреспонденция отца-настоятеля. Она свидетельствует о его заботе в пользу своих прихожан. Его пастырская деятельность в приходе проходила в тяжкие времена войны и преследований со стороны советской власти. Ему неоднократно угрожала смерть, а с 1949 по 1955 год он провёл в советских тюрьмах. После освобождения кс. Михал Шалкевич ещё три года работал в приходе. Однако преследования со стороны власти продолжались, и он в 1958 году выехал в Польшу (Папа Павел VI назначил его папским камергером в Варминской епархии).

С того времени и на протяжении тридцати лет в Трокелях не было своего священника. Заботу о храме, его защиту взяли на себя местные прихожане. Даже тогда, когда власти отобрали у верных ключи и закрыли костёл, верные продолжали молиться перед входом в святыню. Они организовали дежурства, чтобы не допустить уничтожения святыни и непрестанно обращались в разные государственные учреждения с просьбой, чтобы им вернули Божий Дом. Делегация верующих ездила даже к верховному руководителю по делам вероисповеданий в Москву.

Слободка. Костел Промысла Божьего

Белоснежный костел в Слободке не всегда был таковым: строился он в 1901 – 1903 годах в лучших краснокирпичных традициях, а оштукатурен был значительно позже. Считается, что храм задумывался в неороманском стиле, но с использованием отдельных элементов неоготики: например, витражей и окон-роз.

Внутреннее убранство храма является полной противоположностью его внешнему оформлению. Яркие фрески на библейские сюжеты, мозаики — не ожидаешь увидеть такое буйство красок после однотонных экстерьеров. 

Отдельного внимания заслуживают двери костела: изящные железные оковки с растительными орнаментами считаются одним из лучших примеров кузнечного мастерства в Беларуси.

История

Строительство храма началось в 1905 году. Строительством руководил минский дворянин Эдвард Войнилович, он же пожертвовал крупную сумму на строительство храма. Автором проекта стал польский архитектор Томаш Пайздерский. Костёл получил имена святых Симеона и Елены в память двух рано умерших детей Войниловича. Осенью 1908 года были завершены основные строительные работы, в 1909 году на башню подняты колокола, а 20 сентября 1910 года архиепископ Ключинский освятил храм. Храм был целиком построен из красного кирпича, что принесло ему народное прозвище «Красный костёл».

В 1923 году почти все храмовые ценности были экспроприированы, а окончательно костёл был закрыт в 1932 году. Сначала в нём располагался Государственный польский театр БССР, затем он переоборудован под киностудию. В 1942 году во время оккупации города немецкими войсками храм был вновь открыт, но сразу после войны был закрыт и уже надолго. Существовали планы полного уничтожения здания, которые не были реализованы. В здании размещались службы киностудии, затем — Дом Кино Союза кинематографистов БССР и Музей истории белорусского кино.

В советское время здание подверглось перестройке: появились пристройки на левом фасаде; три апсиды были соединены в одну. Вся живопись в интерьере была закрашена, но несмотря на это храм был объявлен памятником архитектуры республиканского значения. В 1970-е годы сделаны новые витражи, которые воплощали аллегории пяти видов искусств, автором которых был белорусский художник-монументалист Гавриил Ващенко, а также люстры из меди.

В 1990 году костёл святых Симона и Елены был возвращён Католической церкви в безвозмездное пользование, но без передачи в собственность. В ходе немедленно начавшихся реставрационных работ на сводах и в пресвитерии были расчищены росписи. В 1996 году у костёла была установлена скульптура Архангела Михаила, пронзающего змея. В 2000 году был установлен памятник «Колокол Нагасаки». В 2012 году здание костёла было передано из республиканской собственности в коммунальную собственность города Минска.

В 2017—2019 годах «Мінская спадчына» (специализированное предприятие Мингорисполкома по эксплуатации и ремонту памятников истории и архитектуры) провело реставрацию костёла. После окончания реставрации Мингорисполком начал ежемесячно начислять религиозной общине счета на крупные суммы («компенсации за земельный налог, амортизацию и налог на недвижимость»), которые к июлю 2020 года достигли 156 тысяч рублей (около 65 тысяч долларов). Предполагается, что в случае невыплаты этой суммы и последующих платежей у общины могут отозвать право пользования костёлом. Ежемесячно начисляемая сумма была рассчитана исходя из суммы затрат городского бюджета на реставрацию костёла: в Мингорисполкоме считают, что община должна возместить затраченные средства, поскольку она не освобождена от льгот по возмещению затраченных средств, что, в свою очередь, вызвано тем, что община не является собственником здания. Представители Минско-Могилёвской архидиоцезии утверждают, что приход не имеет возможности оплачивать подобный налог (13 тысяч рублей в месяц) на регулярной основе, указывают, что прихожане активно участвовали в реставрации костёла (помимо официально проводимой реставрации), а также ссылаются на постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1194 от 22 декабря 2012 года, освободившее костёл от уплаты некоторых налогов, в т. ч. налога на недвижимость. При этом община продолжает уплачивать текущие коммунальные счета. В ответ на очередное ходатайство общины о передаче костёла в собственность прихода Мингорисполком заявил, что «не видит оснований для передачи здания костёла и приходского дома в собственность религиозного сообщества». О существовании проблемы стало известно 12 июля 2020 года. 24 июля 2020 года стало известно, что община проиграла связанное с этим вопросом дело «о самовольном строительстве» в суде Московского района и подала апелляцию в Минский городской суд.

Гервяты. Троицкий костел

Красота — понятие субъективное. Но это не мешает костелу в Гервятах неофициально считаться самым красивым в Беларуси. При знакомстве с неоготическим сооружением сложно не восхититься и не «залипнуть» на минутку-другую, восхищаясь симметрией и выверенностью форм. Жители Гервят еще до начала строительства явно догадывались, что храму суждено очаровывать не одно поколение белорусов, и ответственно подошли к вопросу. Для возведения костела в деревне специально построили кирпичный завод, а черепицу для крыши заказали в Германии. Средства на новый храм собирали всем миром — не остались в стороне и представители рода Домейко, тогдашние владельцы Гервят. Масштабное строительство завершилось к 1903 году. Уже в наше время силами ксендза Леонида Нестюка вокруг костела был разбит роскошный ландшафтный парк с фигурами апостолов и редкими декоративными растениями.

Рассказываем о храмах в Гервятах, Солах, Островце, Сморгони, Михалишках. Все костелы можно посетить за один день. Смотрим!

Лучай. Костел Святого Тадеуша

«Описывать бесцельно, смотреть!». В свое время немецкий археолог Людвиг Борхардт так написал о найденном бюсте царицы Нефертити. Костел в Лучае вызывает точно такую же словесную реакцию: едва ли эпитеты вроде «великолепный», «превосходный», «впечатляющий» в полной мере могут передать красоту и масштаб сооружения. 

История костела связана с монахами-иезуитами: некогда род Огинских предоставил ордену землю и средства для строительства храма. Костел был освящен в 1776 году в честь Святого Тадеуша — небесного покровителя Тадеуша Огинского.

Изначально храм строился в стиле барокко, со всеми обязательными элементами вроде пышных интерьеров. Позже костел приобрел черты классицизма. Такое сочетание стилей придает ему особый шарм и делает уникальным с точки зрения архитектуры.

Лепнину во внутреннем убранстве храма заменяют фрески в технике гризайль. Этот вид живописи позволяет сымитировать барельефы, скульптуры и другие объемные элементы.

Хватает у костела и других фишек: установленная здесь скульптура папы Бенедикта XVI считается первым памятником этому понтифику в мире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector