Кносский дворец на крите, фрески минойской цивилизации
Содержание:
- Как добраться до Кносского дворца?
- История
- Кносс настоящий
- Кносский дворец — лабиринт Минотавра
- Описание и архитектурные особенности
- Вторая жизнь Кносса
- Что обязательно посмотреть
- Архитектура и живопись
- Экскурсии для туристов
- Фрески Кносского дворца
- Где находится дворец и сколько стоит посещение?
- Кносский дворец – величайший памятник архитектуры
- Кносский дворец — история
Как добраться до Кносского дворца?
Мы не будем сейчас говорить о том, как добраться до него на экскурсионном автобусе – это забота турфирмы.
На автомобиле
На автомобиле тоже всё просто – обозначаете точку на карте в навигаторе (без которого в чужую страну лучше не ехать), и он вас ведёт куда надо. Мы используем MAPS.ME. Но можно и с Google-навигатором попробовать. Дорога к дворцу ведёт хорошая. Единственный момент – лучше приезжать или рано утром к открытию, либо уже где-то к обеду. Стоянка бесплатная возле дворца есть, но она маленькая и вся заставлена автобусами.
На городском автобусе
Из Ираклиона с автовокзала ходит городской автобус №2 синего цвета. У него на лбу написано Knossos, и Кносский дворец является конечной остановкой на его маршруте. Время поездки – 20 минут. Стоимость билета в одну сторону – 1,5 евро.
Подводя итог, выделим субъективные плюсы и минусы посещения Кносского дворца.
Стоит ли ехать в Кносский дворец? — Скорее да, чем нет. Но, не возлагайте больших иллюзий, если честно, мы не получили большого восторга, возможно, это произошло из-за завышенной стоимости билетов и больших толп туристов. Надо быть к этому готовым.
Ну, и в заключении еще кучка фотографий Кносского дворца.
История
История Кносского дворца неразрывно связана с главным городом минойской цивилизации — Кноссом. Во времена расцвета и могущества Средиземноморья эта территория стала ярким примером передовых технологий в области строительства инженерных коммуникаций: водопровода, системы освещения, канализации, вентиляции и т.д.
Минойская цивилизация на иллюстрации пользователя Pinterest Thresher 593
Современные ученые выделяют два периода существования Кносского дворца. Первый датируется с 2000 по 1700 год до н.э. После серьезное землетрясение превратило здание в руины, и минойцам понадобилось время, чтобы восстановить царскую резиденцию. В 1450 году до н.э. очередные подземные толчки и пожары полностью уничтожили образец архитектуры прославленного критского народа. Истинная причина возгорания до сих пор не известна, но постепенно все постройки на острове выгорели дотла. Так закончилась минойская эпоха.
Реконструкция Кносского дворца
Опустевшие земли заселили представители новых народов — ахейцы. К этому времени жители Средиземноморья уже владели техникой живописи, среди местных жителей появлялись неплохие архитекторы. Из оставшихся фрагментов дворца ахейцы возвели новый комплекс, который поражал масштабами — 180 метров в длину и 130 метров в ширину.
Древние ахейцы на росписи дворца Ахиллеона (Греция)
Огромное здание использовали в качестве административного центра, где собиралась знать и высшее сословие. К сожалению, обновленный дворец ждала участь предшественника — помещения вместе с тронным залом были уничтожены огнем. Скорее всего, подпалы связаны с какими-то политическими разногласиями между народом и правящей верхушкой. Последствия пожара были настолько масштабными, что толщина пепелища на земле в отдельных местах достигала 1 метра.
Картина Christos Giannopoulos «Войско ахейцев»
Архитектурное наследие предков на острове Крит впервые обнаружил британский археолог Артур Эванс в 19-м веке. Исследователя привлек необычной формы холм Кефал, визуально напоминающий очертания подземного города. Сопоставив все факты и существующие версии, Эванс приступил к раскопкам. Его труд по достоинству оценили современники, увековечив образ археолога памятной скульптурой.
Кносс настоящий
Из преданий о Кносском дворце можно узнать и о важных моментах мифической истории Греции. Выдумки переплетаются с реальными событиями и персонажами, последовательность повествования похожа порой на лабиринт, из которого подчас не спасает ни одна нить Ариадны. Хотя остров Крит и Кносс наполнены множеством мифов, эти места также хранят память об удивительном историческом прошлом.
Так, во всех перечисленных мифах поражают постоянные упоминания о быках. Это и Зевс в виде белого быка, и «увлечение» Пасифаи, и сам Минотавр, в конце концов. Скорее всего, это отсылает нас к далекому архетипу минойцев, поклонявшихся этому животному. Еще одно упоминание о быке — статуи в виде рогов, стоявшие по периметру Кносского дворца. Конечно, они строились и в сакральных целях, хотя многим могли внушать мысль: «Вот она истинная обитель Минотавра!»
Каменные рога в Кносском дворце
Мифы способны поведать множество интересных фактов, и многое из рассказанного в них можно увидеть, гуляя по руинам Кносского дворца. Впрочем, о самих жителях и об их мировоззрении больше расскажут фрески — картины, сохранившиеся на стенах дворца.
Кносский дворец — лабиринт Минотавра
Удивительно, но ещё 100 лет назад человечество не знало о существовании минойской цивилизации! И, как это не парадоксально, открыта она была именно благодаря мифу о лабиринте Минотавра: чудовища с телом человека и головой быка, которое питалось молодыми юношами и девушками. Ещё в Средневековье на Крит прибывали иностранные путешественники, искавшие везде мифологические места. Легендарный Кносс и Лабиринт всегда были в центре поисков. Три тысячелетия спустя этот миф привёл англичанина Артура Эванса на Крит, и дворец был найден!
Существовал ли лабиринт Минотавра в Кносском дворце на самом деле? Таким, каким мы ждём, нет, не существовал. Но взгляните ещё раз на план Кносского дворца. Многоярусное здание с огромным числом комнат, залов, пристроек, разнообразных помещений, с дворами, коридорами, причудливыми переходами, бесконечными лестницами и портиками, кладовыми и мастерскими… Окажись вы в его центре, скоро ли нашли бы выход, быстро ли сориентировались бы? Всякому, кто попадал во дворец, должна была поневоле прийти в голову мысль о лабиринте. Именно из-за сложной структуры помещений Кносского дворца скорее всего и возник миф о Лабиринте. Минотавр же мог просто отражать могущество Крита и его доминирование в остальной Греции.
Однако, культ быка в минойской культуре, бесспорно, был. С удивительным постоянством образ быка встречается среди многочисленных фресок, скульптур, статуэток, рельефов. Вспомним ритуальный сосуд ритон в форме головы быка (на фото слева), рога «посвящения» на стенах Кносского дворца, множество фигурок быка из Археологического музея Крита. Вспомним и знаменитую фреску «Акробаты. Игры с быком» (на фото правее и ниже), фигурку акробата из слоновой кости. Фрески минойской эпохи не склонны изображать фантазийные сюжеты, они натуралистичны. Исследователи приходят к выводу, что игры с быком в минойской цивилизации действительно существовали. Если вы посмотрите на знаменитую фреску, вы оцените крайнюю степень опасности этих игр. Может быть, такие игры носили чисто спортивный характер, может быть, были связаны с религией и некими жертвоприношениями. Конечно, только молодые юноши и девушки могли заниматься такими вещами и, конечно, периодически они гибли! Может быть, это и легло в основу мифа о Минотавре, на растерзание которому регулярно отправлялись молодые юноши и девушки.
Описание и архитектурные особенности
В древности Кносский дворец состоял из множества соединенных между собой построек и занимал несколько уровней. Некоторые ученые считают, что лабиринт Минотавра располагался где-то поблизости от дворца. Другие же, изучив запутанный план комплекса, уверены, что сам дворец и являлся лабиринтом. Его корректнее называть городом, а не просто дворцом, ведь на площади 16 000 м² расположилось более 1300 помещений.
Обнаружить какую-либо системность в архитектуре очень сложно. Возникает ощущение, что строили его абсолютно обособленные бригады. Некоторые комнаты прорублены в скалистой породе, другие отделаны грязевым кирпичом. В постройке мало симметричных деталей, фрески и декоративные элементы размещены вопреки законам гармонии, зато технология строительства находится на высочайшем уровне.
Некоторые элементы являются очень эффектными и привлекают внимание архитекторов, историков и обычных туристов. Одними из них являются «иррациональные» колонны, выкрашенные в охряный и черный цвета
Они имеют необычную форму и сужены книзу.
Не менее интересны большие лестницы, выполненные из цельных блоков. У лестниц имелись специальные каналы для сточных вод, таким образом была внедрена древнейшая канализационная система.
Удивительно, что все здания лишены привычных нам окон. Для проникновения света и вентиляции строители предусмотрели многоуровневые отверстия в потолках.
В процессе раскопок найдено большое количество статуй, предметов быта и драгоценностей. В отделке помещений хорошо сохранились древние фрески. Путешествуя по Кноссу, туристы словно перебираются на небольшие яркие островки старинного дворца. Чтобы не заплутать в бесчисленных коридорах, стоит воспользоваться картой развалин.
Вторая жизнь Кносса
Больше тысячи лет никто не обращал внимания на развалины Кносса, пока в 1900 г. А. Эванс, хранитель музея Эшмолеан в Оксфорде, не организовал здесь массовые раскопки, которые увенчались удивительными находками. Раскопки велись с перерывами в течение 30 лет (до 1931 г.) и открыли миру настоящие археологические сокровища. Так, был обнаружен огромный дворец. Его площадь — около 22 000 м2 (чуть больше 2 га). Ученые насчитали около 2 тыс. комнат. Местами высота дворца достигала 5-этажного дома. Скорее всего, из-за жаркого климата во дворце почти не было окон. Зато было немало световых колодцев, которые помимо освещения обеспечивали и вентиляцию помещений.
Открытия Эванса можно назвать действительно колоссальными. С севера, запада и юга ко дворцу вели мощеные дороги (считается, что они самые древние в мире). Толстые стены первого этажа дворца сложены из камня, а верхний этаж, вероятно, был возведен из более легких сырцовых кирпичей. В самом дворце — бесчисленное количество помещений, коридоров, залов, ходов, которые несколько хаотично группируются по сторонам широкого открытого четырехугольного двора.
Самая древняя мощеная дорога Европы, которая вела ко дворцу
Особого упоминания заслуживает водопроводная система дворца. Глиняные трубы — признак владения технологией строительства водопровода и канализации на высоком уровне. Вода бралась из близлежащего горного источника. Археологи нашли также признаки того, что шедшая по трубам вода подогревалась! Так что на Крите были доступны все блага цивилизации уже четыре тысячи лет назад!
Многолетние исследования Кносса и других археологических памятников в различных районах Крита помогли Эвансу вернуть из забвения и реконструировать уникальную цивилизацию, которая некогда процветала здесь. Название ей он дал по имени легендарного царя Миноса
Хотя сам дворец, вернее то, что от него осталось, представляет историческую ценность, куда больше внимание ученых привлекли предметы, найденные здесь, и настенная живопись
Что обязательно посмотреть
Как и любая историческая достопримечательность древнего периода, Кносский дворец — объект на любителя. Ценители истории будут в восторге: некоторые залы комплекса восстановлены практически целиком. Напротив, те, кто к подобным вещам равнодушен, могут найти пребывание здесь довольно заурядным. Однако и тем и другим обязательно нужно взглянуть на следующее.
- Тронный зал. Очень популярен у туристов, поскольку восстановлен тщательнее других помещений. В целом он дает представление о том, как протекала нелегкая жизнь правителя — здесь находится каменный трон, большая ритуальная чаша, а стены украшены разнообразными фресками с сюжетами игр, животными и сценами из жизни дворца. Очень интересно расположены колонны — гиды утверждают, что на них лежала функция перераспределения воздушных потоков: окон во дворце не было, и свежий воздух поступал только сверху.
- Хранилище. Здесь можно собственными глазами увидеть огромные пифосы — глиняные сосуды, в которых запечатывали на хранение зерно, масло и вино. Размеры, действительно, впечатляют, а еще больше возраст: согласно карте-программке, им около 4 тыс. лет.
- Дорога Процессий и Южные Пропилеи. Называется так по сюжету расположенной на стене фрески — очевидно, на ней происходит приношение даров божеству. Пройти ритуальной дорогой в царской резиденции — такой шанс выпадает не каждому! После коридора вы попадаете на главный уровень — по всей видимости, использовавшийся для хранения провианта.
- Парадная лестница. Впечатляющие размеры ступеней дают представление о том, какой высоты должны были быть ярусы легендарного сооружения — она охватывает аж 4 этажа.
- «Офис ремесленника», как шутливо называют его гиды. Здесь можно увидеть изделия и инструменты, которыми пользовались микенские гончары: при раскопках были найдены специальные ступы для замешивания.
- Центральная площадь. Большое открытое пространство с уложенными плитами, на котором, как предполагается, происходили важнейшие события Кносса. Отсюда можно попасть к любому из восстановленных помещений — но не забудьте головной убор: тени никакой нет, а солнце в зените весьма опасно.
Архитектура и живопись
Кносский дворец считается «первым небоскребом» древнего мира: некоторые его части были пяти этажей в высоту. Освещение использовалось естественное, но окон не было: в крыше были проделаны отверстия, которые освещали все, вплоть до первого этажа. Они же служили и вентиляцией. Дворец также был оснащен водопроводом и канализацией.
Фреска «Парижанка». (Pinterest)
Интересны фрески, обнаруженные во дворце. Рисовали их на сырой штукатурке красками. В основном на них изображались растения и различные орнаменты, но были портреты людей. Фигуры на них не выглядели застывшими, а Кносского дворца — так называемые «парижанки». На них изображены женщины с элегантными прическами.
Экскурсии для туристов
Античный дворец располагается в 4 км от Ираклиона. Туристические группы доезжают до места на автобусе. Для посетителей с личным транспортом предусмотрена парковка с бесплатным въездом. Памятник архитектуры окружают горы, отчётливо просматривающиеся на фоне голубого неба. Развалины, которые поражают любого туриста, находятся между сосен.
Перед посещением Кносса рекомендуется приобрести карту здания, чтобы не заплутать в бесчисленных коридорах и помещениях. Кроме того, везде есть таблички с описаниями комнат, коридоров и иных мест дворца.
Путешествуя по территории, туристы как будто перебегают по небольшим ярким островкам со старинными сооружениями. Поскольку придётся много ходить, заранее стоит позаботиться об удобной обуви, достаточном количестве воды и головном уборе, который спасёт от жары.
Обычно экскурсионные группы состоят из 6−10 человек. Можно нанять персонального гида или попутешествовать по территории самостоятельно. Музей открыт ежедневно, но режим работы меняется два раза в год:
- с апреля по октябрь — 8:00 − 19:00;
- с ноября по март — 9:00 − 15:00.
В выходные дни музей всегда закрывается в три часа дня. Стоимость билета составляет 6 евро. Несовершеннолетним гостям вход бесплатный.
При входе на территорию стоит киоск, где можно приобрести карту и путеводитель на нужном языке. Экскурсия обычно занимает несколько часов. В летний сезон стоит приезжать до обеда или после 16.00, чтобы не получить солнечный удар.
После экскурсии недалеко от достопримечательности можно посетить кафе и сувенирную лавку, где продаются интересные вещицы на память о древнем строении.
Фрески Кносского дворца
В Кноссе было найдено немало фресок в самых разных частях комплекса. Некоторые фрески можно увидеть на стенах в помещениях дворца, другие — в качестве экспонатов в Археологическом музее города Ираклиона.
Все найденные фрески исследователи делят на две группы. К первой группе они относят изображения с декоративными или геометрическими композициями. Во вторую группу включены так называмемые сюжетные фрески. На них мы видим сцены из повседневной жизни минойцев, их религиозные праздники и священные ритуалы.
Вот пример фрески с растительным орнаментом.
Смотрите, как гармонично она вписывается по цветовой гамме в интерьер дворцового зала.
А вот примеры сюжетных композиций. На фото слева — фреска, найденная в так называемом Коридоре процессий. Древний художник изобразил юношей, которые несут дары царице
Обратите внимание, что фигуры окрашены в темно-красный цвет. Это говорит о том, что изображены мужчины или юноши.
На фото справа — очень известная фреска, которая получила название «Принц с лилиями» или «Царь-жрец». На ней изображен юноша в юбке с широким поясом и в короне с павлиньими перьями. Правой рукой, сжатой в кулак, принц касается груди. Левой рукой, отведенной назад, он сжимает жезл. Принц проходит среди растущих белых лилий с красными тычинками и порхающих бабочек. Как видите, на фреске красной нитью проходит тема лилий. Они есть и в короне, и в ожерелье из бусин, и в нижней части изображения.
Фреска с принцем была обнаружена в поврежденном виде. От неё сохранились лишь часть перьев султана, грудь, ноги и одна рука принца. Но посмотрите, как филигранно поработали реставраторы!
Вот ещё одна известная фреска — «Игры с быком». Она была найдена в Восточном крыле Кносского дворца. Я помню эту фреску ещё из своего школьного учебника по истории древнего мира.
Тавромахия
Тавромахия это игра-состязание юношей и девушек с быком
Обратите внимание: фигура юноши, который перепрыгивает через быка, выкрашена в темно-красный цвет, а вот фигуры девушек по бокам — в белый
Если внимательно посмотреть на фреску, то становится понятной суть игры. Нужно было схватить бегущего быка за рога, сделать двойной переворот в воздухе над его туловищем и спрыгнуть сзади. Здесь от участников требовались и ловкость, и смелость, и сноровка.
Ещё один интересный момент: юноши и девушки, изображенные на фреске, одеты одинаково. У каждого из них на бедрах тонкая повязка, на талии — металлический пояс. Широкая груда, тонкая талия, гибкость, мускулистость считались в то время признаками мужской и женской красоты.
По мнению искусствоведов, это была не просто игра, но и особый сакральный ритуал. Мы же с вами прекрасно знаем, что на Крите бык считался священным животным. Вот два рельефных изображения быка. Первое можно увидеть в Археологическом музее Ираклиона, а второе — на северном бастионе Кносского дворца.
Одно из сакральных помещений дворца — Тронный зал. В нём до сих пор сохранился небольшой каменный трон. На нём восседал царь, который считался верховным жрецом. Остальные жрецы сидели на скамьях вдоль стены.
А теперь давайте посмотрим на фрески. На всех стенах четко видны изображения грифонов среди тростниковых растений. Это мифологическое животное появилось здесь неспроста. Минойцы верили, что грифон объединяет в себе три божества: божество небесное с головой орла, божество земное с телом льва и божество подземное со змеиным хвостом.
От южной стены Тронного зала вниз идёт так называемая Большая лестница. Она ведёт на веранду, где изображены щиты.
Щиты представлены парами, в виде восьмёрок. Каждая пара словно нанизана на общую спираль, которая хорошо просматривается на фотографии.
Вот изображение фрески со щитами в Археологическом музее Ираклиона.
Древние жители Крита были мореходами и рыбаками. Они прекрасно знали море и его многочисленных обитателей. Об этом свидетельствует фреска, которая сохранилась в мегароне царицы.
Что такое мегарон
Это тип дома, состоящего из прямоугольного помещения, боковые стены которого продолжены в сторону входа и образуют портик, иногда колонный.
На фреске, которая относится к раннему периоду истории минойской цивилизации, изображены дельфины, рыбы, медузы и морские ежи. В более поздний период изображение частично закрыли другой фреской, где тянется пояс со спиралями.
Обратите внимание на пилястру (внутренню часть колонны) справа. Там ещё одна фреска, которая получила название «Танцовщица»
Мы видим танцующую женщину с черными, развевающимися на ветру волосами. На танцовщице — длинная разноцветная юбка и блузка с рукавами, украшенная вышивкой.
Фрагментом фрески можно полюбоваться в Археологическом музее Ираклиона.
Где находится дворец и сколько стоит посещение?
Для ответа на этот вопрос нам понадобится супергерой, который явно приложил руку к большинству названий, связанных с древней Грецией. Правильно – Капитан Очевидность.
Посудите сами: минойскую цивилизацию назвали так потому, что ее основал царь Минос, Минотавра –так как в переводе это означает «Бык Миноса», Кносский дворец – потому, что он находится в Кноссе, а Кносс – это столица минойского Крита, которая была разрушена вместе с дворцом в результате извержения вулкана за 1450 лет до нашей эры.
Сам Кносс критяне впоследствии восстановили, но вот дворец оставили в руинах.
Кстати, это был уже второй Кносский дворец – первый был снесен землетрясением за 300 лет до этого.
Географически, древний Кносс находился на северо-востоке центральной области Критского острова, на берегу моря, в нескольких десятков километров от нынешней столицы острова – Ираклиона, дворец расположен в 5 км от центра города.
Добраться до него не сложно, автобусы курсируют регулярно. Их легко узнать по надписи наверху – КNOSSOS, это автобусы голубого цвета компании МINOAN LINES, отходят со станции около порта, а также от расположенного на площади Львов (Lion’s Square) фонтана. Ехать около 25 минут, стоимость проезда 1.50 евро. Билеты нужно купить заранее – туда и обратно, на конечной станции киоска нет. Интервал движения автобусов – не больше получаса.
Доехать на арендованном автомобиле тоже не составит труда – по всему пути к главной достопримечательности острова развешаны указатели, заблудиться не получится даже если очень захотеть. Непосредственно у входа в комплекс расположены три бесплатных парковки.
Дворец принимает туристов круглый год, однако есть зимнее и летнее расписание.
С мая по октябрь комплекс открыт для посетителей с 8.00 до 19.00, а в зимнее время (с ноября по март) с 9.00 до 15.00.
Вход на территорию дворца прекращается за 30 минут до закрытия. Часы его работы устанавливает министерство туризма, ежегодно публикуя расписание.
Бесплатно посетить дворец можно в первое воскресенье месяцев зимнего сезона и в международный день туризма – 27 сентября, а также в дни национальных праздников Греции.
У самого дворца обычно наблюдается интенсивное движение туристов, прибывающих в разное время и ищущих оригинальные сувениры или друг друга.
У входа есть туалеты, сувенирный магазин и кафе, где можно слегка перекусить хот-догами до или после осмотра дворца.
Цены не маленькие, апельсиновый фреш, к примеру – 4 евро, но делают качественно и порции большие.
Если вы прибыли в Кносский дворец самостоятельно, то всегда сможете присоединиться к организованной экскурсии на месте, что обойдется вам в 10 евро. Группы по 6-10 человек набираются каждые 15-20 минут. Интересно, что на территории дворца громко шумят цикады, и это мешает слышать экскурсовода.
Необходимо учитывать, что в летнее время в полдень солнце тут сильно припекает, поэтому совершить экскурсию лучше до 12 или после 16 часов, или же иметь с собой головной убор.
Тени практически нет — запаситесь водой и удобной обувью!
На осмотр всего комплекса понадобится не менее двух часов, которые, конечно же, стоит потратить, чтобы ознакомиться с легендарным архитектурным памятником минойской культуры, многие загадки которого до сих пор не раскрыты.
Кносский дворец – величайший памятник архитектуры
Можно с уверенностью сказать, что Кносский дворец, возле которого и в наши дни можно встретить многочисленные группы археологов, является одной из самых интересных достопримечательностей современной Греции. Бродящих среди руин туристов довольно часто посещает ощущение, что они столкнулись с чем-то фантастическим и необъяснимым. Быть может, оно появляется после прочтения мифа о Минотавре, а быть может, сама атмосфера, которая характерна для загадочного Крита, вводит человека в состояние, чем-то схожее с медитацией. Крит и развалины Кносского дворца довольно часто упоминаются в туристических проспектах. Не посетить это строение, которое было некогда одним из самых величественных и, по предположениям энтузиастов, являлось дворцом Атлантов – непростительная ошибка.
В наши дни, дворец – это огромное количество построек, которые расположены поблизости внутреннего двора. Особый интерес вызывает то, что все они спроектированы древними архитекторами на разных уровнях. Каждый уровень был соединен между собой внушительного размера лестницей или коридором. Некоторые помещения расположены глубоко под землей, объяснить смысл такой постройки и предназначение здания не представляется возможным. Ну чем не легендарный лабиринт Дедала? В качестве опор для этажей дворца использовались колоны. Археологи утверждают, что Кносский дворец был жилищем древнего царя, его супруги и свиты. Кроме этого, в Кносском дворце располагался театр, в котором за боем двух разъяренных быков (!) могли наблюдать около шестисот человек.
Тронный зал
Удивительно, среди руин специалисты нашли, пожалуй, самую древнюю на нашей планете канализацию, а также, систему водоснабжения. Благодаря тому, что длительное время Кносский дворец был погребен под землей и являлся недоступным для грабителей, в нем сохранились уникальные фрески, на которых изображены мифические существа. Среди развалин были извлечены из под земли бесценные экспонаты, выполненные из золота и дорогих камней. Интересно и то, что практически на всех артефактах, найденных на территории древнего Кносса, изображен бык. Кстати, еще одно изображение, которое довольно часто встречается на стенах здания, черепках и сосудах — двойная секира. По-гречески это оружие звучит, как «лабрис». Большинство лингвистов считают, что именно от этого названия и произошло слово «лабиринт». Не это ли очередное подтверждение правдивости мифа о Минотавре?
Фрески дворца
Несмотря на многочисленные открытия, ученым до сих пор не удалось объяснить, какая религия была основной в древнем и, некогда влиятельном, городе, а Кносский дворец — это своего рода лабиринт, можно даже сказать, ребус, решить который невозможно даже в наш век технологического прогресса.
Путешественник, решивший увидеть своими глазами Кносский дворец – место, с которым связано столько легенд, мифов и тайн, должен знать, что вход на его территорию платный. Цена входного билета по меркам Евросоюза – символична, и составляет всего 6 евро. Работает дворец-музей под открытым небом с 8 утра и до 6 вечера ежедневно. В дни, которые признаны национальными праздниками Греции, попасть к Кносскому дворцу можно абсолютно бесплатно.
Внутри Тронного зала
Бесплатный вход доступен и для молодых людей, которым еще не исполнилось восемнадцати лет. Правда, как и по всей территории Греции, юноши и девушки, которым разрешен безбилетный доступ к памятникам истории и архитектуры, должны проживать в одной из стран, входящих в Евросоюз.
Кносский дворец — история
По мнению историков, огромный храм в городе Кноссе был возведен еще за две тысячи лет до наступления нашей эры. Археологические раскопки показывают, что на его месте ранее существовало поселение древних людей. К слову, храм, построенный благодаря огромным усилиям, просуществовал лишь около трехсот лет.
Причиной его разрушения стало сильнейшее землетрясение, которое кроме «раннего» Кносского дворца стерло с острова практически все строения. Сразу после природного катаклизма древние греки вновь взялись за работу и построили новый, просто таки гигантский дворец, руины которого и были обнаружены Артуром Эвансом в начале ХХ — го века.
Строительство нового дворца пришлось на расцвет города Кносса и минойской цивилизации. Минойская цивилизация, пожалуй, является одной из самых загадочных и малоизученных. Даже в наше время ученые не могут достоверно сказать, что означает само слово «минос». Некоторые говорят, что это «царский трон» и «власть» на Крите, а другие, высказываются, что это имя человека, правившего городом Кноссом во времена его расцвета, и построившего Кносский дворец. Увы, город Кносс и его роскошный дворец были вновь разрушены очередным землетрясением, которое, скорее всего, стало причиной цунами, накрывшего весь Крит. Детальное изучение развалин Кносского дворца позволило сделать вывод, что главной причиной гибели города стал пожар, распространившийся на все здания. Интересно то, что причина возникновения пожара неизвестна.
Более вероятной считается версия, согласно которой жители Кносса сами спалили родной город или знали о приближающемся бедствии. В пользу этой версии, которая и встречается в современных учебниках истории, говорит то, что во время раскопок на территории древнего Кносса не найдено скелетов людей и домашних животных. Горожане наверняка знали о пожаре и заблаговременно перебрались на побережье. Некоторые историки, опираясь на найденные в Палестине артефакты, сходные по форме с артефактами, обнаруженными на Крите, делают довольно смелое заявление: первыми жителями, населявшими Кносс, были Атланты. Эта версия довольно спорная, хотя само строительство огромного дворца, возраст которого примерно такой же, как и у египетских пирамид, говорит в пользу нее. Скорее всего, эта загадка истории в ближайшее время не будет разгадана, лишь с появлением новых технологий, позволяющих более подробно изучать морские глубины и то, что скрыто под многовековыми наслоениями, историки наконец-то дадут утвердительные ответы на вопросы: «Существовала ли Атлантида?» и «Где жили древние Атланты?».