Скульптура и живопись казанского собора в санкт-петербурге

Врата Казанского собора

Монументальные бронзовые двери, обрамленные мраморными наличниками, скопированы с дверей крестильного дома во Флоренции. Мастер работал над ними 21 год и установил в храм в 1811 году, украсив чеканкой-композицией на ветхозаветные темы.

  • Сотворение Адама и Евы. Грехопадение и изгнание из рая.
  • Жертвоприношение Авеля и убийство его Каином.
  • Убиение Моисеем египтянина и выход евреев из Египта.
  • Приношение Авраамом в жертву Богу сына Иакова.
  • Благословение Исааком Иакова.
  • Сыновья Иакова в Египте, покупающие хлеб у Иосифа.
  • Евреи в пустыне и Моисей на Синайской горе.
  • Разрушение Иерихона.
  • Поражение гордого Никанора, грозившего разрушением Иерусалиму.
  • Встреча Соломона с царицей Савской.

История

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

6 (17) сентября 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта являлся архитектор Михаил Земцов. Освящение храма состоялось13 (24) июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века. В 1747—1748 годах живописец Луи Каравак создал храмовый образ «Рождества Богородицы».

В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь была местом, где отмечались многие победы русской армии.

В середине XVIII века планировалось придать храму более парадный вид. Так, архитектор Семён Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлён. В конце XVIII века ещё один проект разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов.

Строительство Казанского собора

В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбаро, Ж. Тома де Томон. Однако, ни один представленный проект утверждён не был.

Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н. Воронихиным. Этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.

Закладка нового храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии императора Александра I. На строительстве Казанского собора на общественных началах, в качестве помощника Воронихина работал архитектор и гравёр Николай Федорович Алфёров. Строительство было окончено в 1811 году и обошлось казне в 4,7 млн руб. 1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени.

15 (27) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.

Собор в XIX—начале XX века

Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены почётные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов.

До конца 1829 года в соборе продолжалась работа по отделке, которой руководил О. Монферран. Первый ремонт в соборе прошёл в 1844—1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию образов и стенной живописи, — в 1862—1865 годах.

27 октября (8 ноября) 1893 года в соборе отпевали П. И. Чайковского.

21 февраля (6 марта) 1913 года в соборе во время празднования 300-летия дома Романовых, произошла давка, по официальной версии унесшая жизни 34 человек.

24 мая (6 июня) 1917 года в соборе, путём «свободного голосования клира и мирян», состоялись выборы правящего архиерея (единственный раз за всю истории епархии). Большинство голосов выборщиков получил епископ Гдовский Вениамин (Казанский).

18 января 1921 года митрополит Вениамин (Казанский) освятил «пещерный» зимний придел священномученика Ермогена, Патриарха Московского.

С 1930-х годов

Гонения на церковь, происходившие при советской власти, коснулись и Казанского собора. Интерьер собора сильно пострадал при изъятии в 1922 году церковных ценностей. Храм перешёл в руки обновленцев и после закрытия в 1928 году Исаакиевского кафедрального собора получил статус кафедрального собора обновленческой Ленинградской епархии. 25 января 1932 года собор был закрыт, а 15 ноября1932 года в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950—1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963—1968 годах — фасадов.

Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест. Полное освящение собора состоялось 29 марта 1998 года. Его совершил митрополит Владимир (Котляров). В 2000 году собор получил статус кафедрального. Ранее имел этот статус в марте—ноябре 1923, январе 1925 — январе 1932 года, когда находился у обновленцев.

Протоиерей Сергий Кудряшов

День рождения

22 сентября 1970

День тезоименитства

8 октября

Диаконская хиротония

7 февраля 1993

Иерейская хиротония

16 июня 1994

Протоиерей Сергий Петрович Кудряшов родился 22 сентября 1970 года в городе Потсдам (ГДР) в семье военнослужащих. По окончании школы поступил в Горьковский государственный университет. После первого курса был призван в Вооруженные силы РФ. Проходил срочную службу в Северной группе войск в Польше.

После демобилизации в 1990 году был принят в штат Нижегородской епархии в должности иподиакона митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова). В 1992 году по личному прошению был переведен старшим иподиаконом к епископу Балахнинскому Иерофею (Соболеву).

В этом же году поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. В сан диакона рукоположен 7 февраля 1993 года митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем (Кутеповым) в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. В том же году командирован в Санкт-Петербургскую епархию для продолжения обучения с правом служения.

В августе 1993 года зачислен в штат Казанского собора в Санкт-Петербурге.

16 июня 1994 года рукоположен в сан священника в Коневском Рождество-Богородичном монастыре епископом Тихвинским Симоном (Гетя). В 2000 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Продолжает служить штатным священником Казанского кафедрального собора. Женат, супруга Марина Анатольевна, в девич. Пономарева, – библиотекарь Казанского  собора.  Супруги имеют сына Сергея (1994) и дочь Марину (1995).

Протоиерей  Константин Головатский

День рождения

12 сентября 1975

День тезоименитства

3 июня

Диаконская хиротония

26 ноября 2000

Иерейская хиротония

13 ноября 2001

Протоиерей Константин Семенович Головатский родился 12.09.1975 года в городе Улан-Удэ Бурятской АССР. По окончании школы поступил в Санкт-Петербургский государственный университет на философский факультет, который окончил в 1998 году. В 2002 году окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию.

С 1994 года нёс послушание певчего и регента в различных храмах Санкт-Петербургской епархии, в том числе был регентом в Александро-Невской Лавре и храме «Неупиваемая чаша». 26.11.2000 года викарием Санкт-Петербургской епархии епископом Тихвинским Константином (Горяновым), ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, рукоположен во диакона. 13.11.2001 митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром (Котляровым) рукоположен во пресвитера. С 2001 по 2019 год являлся штатным клириком храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте (Блокадный храм). С 2013 и по настоящее время является председателем епархиального отдела по делам молодежи. С 2017 года по настоящее время является руководителем Координационного центра Синодального отдела по делам молодежи в Северо-Западном федеральном округе. С 20.06.2019 — штатный клирик Казанского кафедрального собора. С 27 августа 2019 года назначен помощником настоятеля собора по молодежной работе.

Женат, супруга Головатская (Шипка) Елена Михайловна — регент храма епархиального управления в честь Всех Святых в земле Санкт-Петербургской просиявших г. Гатчина. Супруги имеют 4-х детей: Анатолия (1999), Николая (2002), Ивана (2006) и Екатерину (2009).

Интерьеры храма и его архитектура

Перед тем, как было начато строительство собора, император высказал следующее пожелание: храм должен был походить на римский собор, освященный в честь Святого Петра. Это желание было исполнено: колоннада Казанского собора действительно напоминает колонны знаменитого ватиканского храма.

Колоннада петербургского собора состоит из девяноста шести колонн. Помимо того, что она придала храму сходство с итальянским собором, она еще и позволила архитектору решить одну непростую задачу. Дело в том, что в православных церквях вход традиционно размещается в западной части здания, а алтарь — в восточной; проспект же, на котором возводился собор, протянулся с запада на восток. По этой причине храм фактически стоит боком к проспекту, но это незаметно благодаря колоннам, украшающим северную (то есть, боковую) часть церкви. Кстати, точно такими же колоннами архитектор планировал украсить храм и с южной стороны, но ему по ряду причин не удалось довести свой замысле до конца.

Диаметр купола собора — почти восемнадцать метров. Его образуют два ряда ребер, изготовленных из железа. А под огромным железным куполом находятся еще два, эти купола построены из кирпича. Что интересно, все перечисленные купола были построены еще до того, как появились методы статического расчета таких конструкций. Можно сказать, что удачно спроектировать купола архитектору помогла интуиция.

Стены собора облицованы особым туфом, добытым в районе Гатчины. С двух сторон от гигантской колоннады сохранились пьедесталы. Когда-то на них стояли скульптуры, изображающие ангелов. Они были изготовлены из гипса и, согласно плану строителей, их должны были заменить аналогичные бронзовые изваяния. Но эти планы так и не осуществились. В 20-е годы XIX века гипсовые скульптуры были убраны, но по ряду причин установка новых не была произведена.

Туристов впечатляют фасады собора, но не разочаровывают и его интерьеры. В храме установлено более полусотни колонн. Они изготовлены из розового гранита, их украшают позолоченные капители. Производят на входящих впечатление и барельефы начала XIX столетия. Образа храма написаны знаменитыми живописцами того же периода времени. Говоря об образах, нельзя не упомянуть и о самой главной святыне храма. Ею является, как уже было сказано выше, список знаменитой чудотворной иконы, в честь которой и был освящен собор.

Железнодорожная катастрофа

В Казанском соборе есть много необычных мест. Одно из них скрывается в дальнем уголке собора. Если пройти весь храм с севера на юг, вы увидите… Иерусалим. Честное слово! В южной стене есть углубление, а в нем нарисовано звездное небо и спящий Святой Город — Иерусалим. Перед этой нишей стоит деревянное распятие. Нишу приказано было сделать в благодарность Богу за спасение императорской семьи. Александр III с супругой и детьми, в том числе — с наследником престола, будущим императором Николаем II, чуть не погибли, когда возвращались домой из Крыма в самом обыкновенном поезде. Паровоз вдруг сошел с рельсов. Это случилось в 1888 году, 17 октября в 14 часов 14 минут.

Крушение императорского поезда 17 октября 1888 года, ст. Борки Харьковской губернии, фото А. М. Иваницкого Вся семья, кроме дочери императора княжны Ольги, в этот момент вместе обедала в столовой. Вдруг сильный толчок свалил всех с ног, и послышался страшный грохот — 10 вагонов сошли с рельсов! Пол провалился, все, кто был в вагоне, упали на насыпь. А император Александр… держал на своих плечах рушившийся тяжеленный потолок, пока все члены его семьи и свита не выбрались из-под обломков! Он был человеком невероятной силы, может быть, даже сильнее, чем Илья Муромец! Запросто мог одной рукой скрутить стальную вилку «бантиком». Так вот, благодаря его силе ни жена, ни дети не пострадали. А великую княжну Ольгу, которая была в момент крушения в своем купе, просто выбросило на насыпь.


Портрет АлександраIII, художник Николай Шильдер

Хотя одной только физической силой царя такое чудесное спасение, конечно же, не объяснить. В этой ужасной аварии погибли более двадцати пассажиров из других вагонов. А члены императорской семьи получили только царапины и небольшие ушибы. В память об этом чуде в Казанском соборе, куда сразу же после возвращения в Петербург поспешил император, и сделали «Иерусалимскую нишу».

ОКТЯБРЬ

1 октября, пятница    Прославление в лике святых Преподобного Серафима, Вырицкого чудотворца
9.00 — Водосвятный молебен10.00 — Литургия17.00 — Акафист прп. Серафиму Вырицкому

2 октября, суббота    
Блгв. кн. Игоря Черниговского
10.00 — Литургия16.00 — Молебен о даровании чад17.00 — Всенощное бдение

3 октября, воскресенье    
Неделя 15-я по Пятидесятнице, по Воздвижении
Прп. и блгв. кн. Олега Брянского
7.00 — Литургия10.00 — Литургия17.00 — Вечерня, утреня с великим славословием

Седмица 16-я по Пятидесятнице

4 октября, понедельник    
Отдание Воздвижения Креста Господня
Свт. Димитрия Ростовского
10.00 — Литургия

5 октября, вторник    
10.00 — Литургия

6 октября, среда    
Зачатие Иоанна Предтечи
10.00 — Литургия
 7 октября, четверг    
Прп. Никандра Пустынножителя, Псковского
10.00 — Литургия17.00 — Вечерня, утреня, полиелей

8 октября, пятница    
Преставление прп. Сергия, иг. Радонежского
10.00 — Литургия17.00 — Всенощное бдение

9 октября, суббота    
Преставление св. ап. и ев. Иоанна Богослова
Свт. Тихона, патриарха Московского
10.00 — Литургия16.00 — Молебен о даровании чад17.00 — Всенощное бдение

10 октября, воскресенье    
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Сщмч. Петра, митр. Крутицкого
7.00 — Литургия10.00 — Литургия17.00 — Акафист прп. Серафиму Вырицкому

Седмица 17-я по Пятидесятнице

11 октября, понедельник    
Прпп. схимм. Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского
10.00 — Литургия17.00 — Вечерня, утреня, полиелей

12 октября, вторник    
Священномученика Иоанна, архиеп.Рижского
10.00 — Литургия

13 октября, среда    
10.00 — Литургия17.00 — Всенощное бдение, лития

14 октября, четверг    Покров Пресвятой Богородицы
7.00 — Литургия10.00 — Литургия17.00 — Вечерня, утреня, полиелей

15 октября, пятница    
Блгв. вел. кн. Анны Кашинской
Св. прав. воина Феодора Ушакова
10.00 — Литургия17.00 — Вечерня, утреня, полиелей

16 октября, суббота    
Сщмч. Дионисия Ареопагита
10.00 — Литургия16.00 — Молебен о даровании чад17.00 — Всенощное бдение

17 октября, воскресенье    
Неделя 17-я по Пятидесятнице
7.00 — Литургия10.00 — Литургия17.00 — Вечерня, утреня, полиелей

Седмица 18-я по Пятидесятнице

18 октября, понедельник    
Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа и Тихона, чудотворцев
10.00 — Литургия

19 октября, вторник    
Св. апостола Фомы 
10.00 — Литургия

20 октября, среда    
10.00 — Литургия

21 октября, четверг    
10.00 — Литургия17.00 — Акафист свт. Николаю Чудотворцу

22 октября, пятница    
Св. ап. Иакова Алфеева
10.00 — Литургия17.00 — Акафист Иверской иконе Божией Матери

23 октября, суббота    
Прп. Амвросия Оптинского
10.00 — Литургия16.00 — Молебен о даровании чад17.00 — Всенощное бдение

24 октября, воскресенье    
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Собор преподобных Оптинских старцев
7.00 — Литургия10.00 — Литургия17.00 — Вечерня, утреня, полиелей

Седмица 19-я по Пятидесятнице

25 октября, понедельник    
Перенесение из Мальты в Гатчину части Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десницы Иоанна Предтечи
10.00 — Литургия17.00 — Вечерня, утреня, полиелей

26 октября, вторник    
Иверской иконы Божией Матери
10.00 — Литургия17.00 — Акафист Иверской иконе Божией Матери

27 октября, среда    
10.00 — Литургия

28 октября, четверг    
Свт. Афанасия исп., еп. Ковровского
10.00 — Литургия17.00 — Акафист Алексию человеку Божию

29 октября, пятница    
10.00 — Литургия

30 октября, суббота    
10.00 — Литургия16.00 — Молебен о даровании чад17.00 — Всенощное бдение

31 октября, воскресенье    
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Св. ап. и евангелиста Луки
7.00 — Литургия10.00 — Литургия17.00 — Акафист прп. Серафиму Вырицкому

История создания кратко

Раньше на месте Казанского Собора стояла простенькая церковь Рождества Богородицы, с деревянным куполом и скульптурами апостолов на карнизе. Ее часто сравнивают с Петропавловским собором. Несмотря на скромное убранство храма, в нем венчался сам император Павел I. Но он считал, что она слишком неказиста, и надо бы построить какой-нибудь грандиозный собор, достойный «Северной столицы». Образцом для него должен был служить собор Святого Петра в Риме.

В 1799 году император объявил конкурс на проект собора, в котором участвовало множество известных архитекторов. Но ни один из них Павлу не нравился. Он даже вроде бы отбирал некоторые проекты, но потом вновь от них отказывался. И тут граф Строганов представил императору наброски Воронихина. Они-то и отвечали желаниям Павла затмить Рим.

Он не только утвердил проект Воронихина, но и назначил Строганова главой попечительского совета, который контролировал ход строительства. Кстати, этот совет заявил Павлу о том, что в проекте собора нет колокольни, и это существенный недостаток. На что Павел заявил, что если у собора Святого Петра в Риме нет колокольни, то и здесь она не нужна. Поэтому колокола разместили прямо в проемах Колоннады.

Однако Павел I не дожил до закладки первого камня собора. Это произошло уже при его наследнике Александре I, который присутствовал во время этой торжественной церемонии. Воронихину помогал известный российский архитектор и гравер Николай Алферов, а денег на строительство ушло очень много – грандиозная по тем временам сумма, больше 4 миллионов рублей! Если учесть, что тогдашний рубль стоил столько же, сколько 550 нынешних, то это значит, что строительство собора обошлось в 35 миллиардов долларов США. Собор закончили в 1811 году. Его освятил митрополит Амвросий. Тогда же окончательно разобрали и старую церковь.

Иерей Игорь Марчук

День рождения

9 июня 1978

День тезоименитства

18 июня

Диаконская хиротония

7 июля 2006

Иерейская хиротония

24 октября 2010

Иерей Игорь Валерьевич Марчук родился 9 июня 1978 года в городе Ессентуки Ставропольского края в семье служащих. В том же году семья переехала в г. Урюпинск Волгоградской области. В Урюпинске, в церкви Покрова Пресвятой Богородицы, принял 10 июня 1982 года таинство Св. Крещения.

С 1985 по 1993 годы обучался в средней школе №2 города Урюпинска. Параллельно обучался в Детской музыкальной школе и Детской воскресной церковно-приходской школе.

В 1993 поступил в музыкальное училище города Балашова Саратовской области, на отделение “Народные инструменты”, которое окончил в 1997 году. В том же году поступил в Саратовскую государственную консерваторию им. Л.В. Собинова, которую окончил  в 2002 году с присвоением квалификации “преподаватель баяна” и “руководитель народного оркестра”.

С 2002 г.  по 2003 г.  проходил службу в Вооружённых силах РФ в городе Новороссийске в Воздушно-десантных войсках в качестве артиста оркестра.

В 2003 году поступил в Санкт-Петербургскую православную духовную семинарию.

7 июля 2006 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром (Котляровым) был рукоположен в сан диакона,  с 2 октября этого же года назначен на должность штатного диакона Казанского кафедрального собора.

В 2008 году окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию, в 2010 году, 24 октября, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром в Казанском кафедральном соборе был рукоположен в сан пресвитера к Казанскому собору.

В Казанском кафедральном соборе несёт послушание катехизатора, преподавателя Воскресной школы для взрослых и руководителя Молодёжного клуба Казанского собора.

С 2005 года состоит в браке с Мариной Сергеевной (в девич. Комольцевой). Супруги воспитывают  троих детей: дочь Ксению (2006) и сыновей – Никиту (2008) и Кирилла (2010).

История создания Казанского собора

История создания Казанского собора началась во времена Петра Великого. В 1710 году он привез в новый город икону Казанской Богоматери, считавшуюся покровительницей Дома Романовых и всего Российского государства. Император уже тогда намеревался построить для нее специальную церковь. Икону временно поместили в церковь Рождества Богородицы на Петроградской стороне. Но эта церковь была деревянной, обветшавшей, и в 1727 году икону перевезли в Троицкий собор недалеко от Петропавловской крепости. В 1733-37 гг. на Невском проспекте был построен 1 православный храм – церковь Рождества Богородицы, и икона была перевезена в нее. Но эта постройка была ненадежной, постоянно ветшала и ремонтировалась.

Казанский собор был задуман по воле императора Павла I как центр православно-общественной жизни столицы и место размещения главной святыни Санкт-Петербурга. В 1799 году состоялся конкурс проектов. В нем участвовали Ч. Камерон, П. Гонзаго, Т. де Томон и А. Воронихин. Император потребовал, чтобы новый собор был построен по подобию собора Св. Петра в Риме. В итоге в ноябре 1800 года получил утверждение проект бывшего крепостного графа Строганова, ныне выпускника Академии Художеств и дворянина Андрея Никифоровича Воронихина. Весной 1801 года началось строительство. После убийства императора Павла I (12.03.1801) работы продолжались на страх и риск строителей и официально был возобновлены весной 1802 года по распоряжению Александра I.

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Возведенный в 1640-х годах храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском не был закрыт большевиками. Служба прекращалась лишь в первые два года Великой Отечественной войны, когда здесь находилась прифронтовая зона. Каким-то чудом Казанская церковь уцелела при пожаре, уничтожившем деревянный царский дворец Алексея Михайловича Романова.

Пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском – одно из ценнейших зданий на территории музея-заповедника.

На фото с беспилотника хорошо видно расположение храма относительно природного ландшафта и рукотворных объектов на западном берегу реки Москвы.

Совет

Самый высокий ориентир – еще более древняя церковь Вознесения Господня, датируемая 1532-м годом. Передний план фотографии занимают ряды яблонь Вознесенского сада, восстанавливающего облик территории до пожара.

Царский дворец находился на 50 метров ближе, чем храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Это была домовая церковь обитателей резиденции, здания соединял крытый переход.

Восстановленный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском мы уже посещали. Он просматривается на новом месте позади церкви, строить на старом месте не стали.

Причиной тому стала многовековая дубовая роща, выросшая на сохранившихся дворцовых фундаментах.

Храм Казанской иконы Божией Матери со стороны

Посещающие Коломенское москвичи и приезжие могут прогуляться по территории, по традиции называемой Государевым двором. Разве поднялась бы у кого-либо рука уничтожать чудесные деревья возрастом в две сотни лет? В данном случае изменить исторической правде ради сбережения природы вполне допустимо и полностью оправдано.

В своих ближайших окрестностях храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском имеет еще несколько достопримечательностей, достойных осмотра. Это прежде всего упомянутый собор Вознесения, первый шатровый храм из камня на Руси, охраняемый ЮНЕСКО. Неподалеку размещена водовзводная башня и домик Петра I в Коломенском.

Главы основного объема храма расположены на четверике второго яруса, нижний значительно обширнее. При внимательном рассмотрении в правой части строения над аркой можно различить святой образ. Это список с иконы Богоматери Державная, которую хранит храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском наравне с копией титульного образа.

Панорама снаружи и внутри храма, фото окрестностей

Панорамная фотография с круговым обзором позволяет подробно рассмотреть храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском и его ближайшее окружение.

Изображение можно приближать и отдалять, нажимая на знаки в левом верхнем углу. Особенный интерес представляет шатровое крыльцо с навесом на кирпичных колоннах переменного сечения.

При вращении изображения в поле зрения попадает и парковая территория со скамейками и многочисленными посетителями.

Обратите внимание

Кроме того, нажатие на стрелочку в пульсирующем кружке позволяет осмотреть внутреннее убранство. Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском оборудован обильно позолоченным иконостасом, отделяющим алтарное пространство. Поворотом в поле обзора вводятся святые образа, позолоченные подсвечники и прочее церковное оснащение.

Возвращаясь к осмотру парковой территории, пройдемся по аллеям, посмотрим на деревья и травяной ковер. Становится понятным, что уничтожать такую красоту ради восстановления дворца было бы настоящим преступлением. Некоторое смещение исторического макета в натуральную величину скоро забудется, а природные красоты сохранятся надолго.

Со стороны царского дворца, вновь построенного по выполненным по велению Екатерины Великой и сохранившимся до наших дней чертежам, храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском выглядит очень эффектно. Аллеи среди яблоневого сада, круглые в местах пересечения, оборудованы удобными скамейками для комфортного отдыха.

Сохранение древних памятников церковной архитектуры имеет не только богоугодное значение, это важно для всех граждан независимо от отношения к вере и исповедуемой религии. Это полноценный пласт нашей истории, общенародное достояние и гордость нации

Посетив храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, это чувствуешь особенно четко.

Двести лет истории

Казанский собор, располагается на Невском проспекте, находящемся в городе Санкт-Петербург. Его назвали в честь городской святыни, находящейся в его стенах — Казанской иконы Божьей Матери.

Прообразом проекта послужил собор Святого Петра, который увидел будущий император Павел 1, путешествуя по Европе. Восхищаясь его красотой и гармоничностью, он захотел воссоздать подобный ансамбль на территории столицы.

Утвержденный проект был представлен на специальном конкурсе. Он должен был заменить старую церковь Рождества Богородицы. Его автором стал молодой архитектор Андрей Никифорович Воронихин.

Особенностью этого собора является то, что предоставленный участок, длинной стороной располагался с запада на восток и не подходил для его строительства, так как по церковным канонам алтарь всегда должен находиться в восточной части храма.

Но архитектор, создавая этот проект, разместил в боковом фасаде колоннаду, зрительно превратив его в главный вход. Закладку первого камня провели в 1801 году, 27 августа, уже после смерти Павла 1. На церемонии присутствовал император Александр 1.

Помимо церковного назначения, Казанский собор носит звание памятника русской воинской славы. В нем хранились трофейные знамена французской армии, а также флаги и ключи от городов Европы, добытые во время завоевательных походов после войны 1812 года.

В последующем, перед собором были установлены памятники, посвященные великим полководцам — М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли, а также после смерти, у его стен был погребен и сам великий полководец — М. И. Кутузов.

С возведения кафедрального собора начался золотой век русского зодчества. Этот грандиозный памятник, поражающий своим великолепием, не одно поколение людей,. Построили его за достаточно малые сроки – всего десять лет.

Такой масштабный проект разработал талантливый зодчий Андрей Воронихин – будущий знаменитый архитектор Казанского собора в Петербурге. Самый высокий храм столицы построили по указу Павла I для чудотворного списка иконы Пречистой Девы Марии, переданного Петру I его родственницей.

После долгого присутствия в Рождество-Богородичном храме икона была перенесена в воздвигнутый на его месте кафедральный собор и сделалась одним из наиболее чтимых православных образов Петербурга.

Храм строило огромное количество талантливых крепостных крестьян в очень тяжёлых условиях, практически без применения техники. Однако руками простого рабочего люда, во имя Православия и Родины, был возведён величественный собор Казанской иконы Божией Матери, Санкт-Петербург обрёл уникальный русский архитектурный шедевр и всецело принял облик роскошной столицы могущественной империи.

В тридцатых годах двадцатого века над храмом надругались, закрыли его и вместо Божьего места устроили в нём музей по атеизму и религии. В храме возобновилось проведение служб только в 1991 году.

Живопись

Живописные труды, украшающие Казанский собор, выполнены выдающимися деятелями изобразительного искусства, творившими в конце XVIII века и начале XIX века. Живопись можно увидеть на иконостасе, стенах и пилонах. Художественные творения отражают академизм того времени. Их исполнение — это яркий образец манеры написания великими мастерами эпохи Возрождения.

Особого внимания заслуживает работа Карла Брюллова «Взятие Богородицы на небо». Она относится к шедеврам религиозной живописи. Изображения художника Владимира Боровиковского характерны для иконописи XVIII века. Сегодня в храме можно увидеть такие шедевры мастера, как иконы для царских врат главного иконостаса, архангела Гавриила и девы Марии для Благовещения, всех 4-х евангелистов.

Лучшим творением художника Василия Шебуева стали изображения Трех Святителей, находящиеся в подкупольных пилонах. Григорий Угрюмов нарисовал прекрасную икону «Поклонение Волхвов». Созданный этим художником образ Христа Спасителя и сегодня поражает всех молящихся своим светлым, проникновенным взглядом. Глядя на Его лик, можно забыть про мирскую суету. Поэтому каждый человек хоть раз должен увидеть шедевры живописи и скульптуры знаменитого Казанского собора.

Архитектурные особенности

Знаменитый собор возведен в традициях ампира и считается настоящей жемчужиной отечественного зодчества. В начале XIX столетия эта была самая большая церковь в стране. Парадный храм поднимается над землей на 71,6 м. Высокий купол имеет диаметр 17 м. Любопытно, что для его строительства впервые был применен каркас из цельного кованого железа.

Ширина храма – 56,7 м, его длина 72,5 м, а крылья отходят от основной постройки в стороны на 42,7 м. Здание очень гармонично, и его любят рисовать художники и снимать фотографы. В 2011 году была выпущена монета в 25 рублей с изображением стройного Казанского собора.

Четырехрядная анфилада состоит из 96 гранитных колонн. Они так нравятся туристам, что в высокий сезон возле колонн бывает трудно найти место для фотографирования. Римская колоннада замыкает площадь перед собором, а в России она открывается в сторону Невского проспекта.

Изящная анфилада вытянута вдоль городской магистрали и сохраняет традиционное для церквей расположение с запада на восток. Вход в здание находится на западе, а алтарная часть – на востоке. Воронихин оформил концы колоннады строгими монументальными портиками. Серые фасады отделаны красивым пудожским камнем, который был добыт на карьерах Гатчины.

Храм не имеет отдельной звонницы. Архитектор сделал это намеренно, чтобы не нарушать симметрии постройки. Несколько колоколов размещены в проемах западного крыла собора.

Снаружи церковь украшена бронзовыми скульптурами, которые изображают почитаемых святых – Иоанна Крестителя, Святого Владимира, Александра Невского, Апостола Андрея и несколько сцен из Святого писания. С 1837 года перед колоннами возвышаются памятники полководцам Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли и Михаилу Илларионовичу Кутузову.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector