11 знаменитых азербайджанцев в творчестве
Содержание:
- №2. Алиев Заур («Зайка»)
- Кавказские корни
- Язык
- Как узнать по внешности
- Происхождение и история народа
- Виды спорта
- Средневековье
- Отличить по имени и фамилии
- Религия
- Культура и традиции азербайджанского народа
- Краткая биография[править]
- В других регионах России[править | править код]
- Веселиться как в последний раз
- Азербайджанская свадьба по классике
- Замедляться в суете будней
- Политики
- Примечания[править | править код]
№2. Алиев Заур («Зайка»)
Ласковое прозвище авторитет получил от своих родных — старших братьев и отца, и так оно за ним и закрепилось. Появился он в Москве в начале 2000-х годов и почти сразу выдвинулся в лидеры криминальной азербайджанской группировки. Бригада Алиева создала мощную конкуренцию двум другим влиятельным группировкам, принадлежавшим «Лоту Гули» и «Ровшану Ленкоранскому».
С обоими авторитетами «Зайка» находился в конфликте. Даже дошло до оскорблений в адрес Салифова во время личной беседы по телефону. В 2014 году Алиев попал в СИЗО «Матросская тишина», и «Лоту Гули» воспользовался своим шансом для мести. Люди Салифова вошли в камеру к Алиеву и сильно избили его, снимая все на телефоны и транслируя по скайпу самому Надыру. В итоге криминальное сообщество решило, что действовали люди Салифова не по понятиям. Сейчас Алиев отбывает длительный тюремный срок.
Кавказские корни
Так от кого произошли азербайджанцы? Согласно информации из Encyclopædia Britannica, они имеют смешанное этническое происхождение. Самый древний этнический элемент в их родословной восходит к античным жителям восточного Закавказья и, возможно, к мидийцам Северной Персии. Вот откуда появились азербайджанцы.
Имеются данные о том, что несмотря на неоднократные вторжения и миграции, аборигенные кавказцы, возможно, были культурно ассимилированы, сначала древними иранскими народами, а затем огузами. Значительная информация была изучена о кавказских албанцах, включая их язык, историю, раннее обращение в христианство. Удинский язык, который все еще звучит в Азербайджане, может быть остатком древнего албанского. Вот и ответ на вопрос о том, откуда появились азербайджанцы на Кавказе.
Это влияние кавказской культуры распространилось дальше на юг — в Иранский Азербайджан. В течение первого тысячелетия до нашей эры еще один кавказский народ, маннайцы (маннаи), населял большую часть Иранского Азербайджана. Ослабленные конфликтами с ассирийцами, маннайцы, как полагают, были завоеваны и ассимилированы мидянами к 590 году до н. э.
Язык
В созданном Шахом Исмаилом Хатаи государстве Сефевидов азербайджанский язык стал почти на столетие языком двора, армии и суда
Язык — азербайджанский или азери, относится к юго-западной (огузской) ветви тюркских языков и обнаруживает сильное влияние персидского и арабского. На азербайджанском языке говорят около 95 % населения Азербайджана. В разговорном азербайджанском языке наблюдается значительное количество диалектов, которые объединяются в следующие группы: восточная, западная, северная, южная. Среди азербайджанцев распространены также русский (в Азербайджане, России, Грузии), персидский (в Иране) и турецкий языки.
Как отмечает азербайджанский исследователь A. С. Сумбатзаде, один из определяющих признаков народа — самостоятельный азербайджанский язык, выделение которого начинается с конца XV века, когда он был в состоянии расцвета и на нём творили (в эту эпоху тюрко-азербайджанский язык в значительной мере носил общетюркский хатактер) свои произведения великие поэты-классики той эпохи Насими, Хатаи и Физули, завершает своё формирование в XVIII веке. Литературная традиция на этом языке (на основании 12 разных диалектов) была базирована на Тебризском диалекте (начиная с XIV века) и именно азербайджанский язык являлся «лингва-франка» для населения Северо-Западного Ирана в указанный период. На протяжении веков азербайджанский язык был также лингва-франка южного Дагестана.
Н. Г. Волкова, в своей работе Этнические процессы в Закавказье в XIX—XX в. описывая краткую историю развития азербайджанского языка отмечает, что литературный азербайджанский язык начал формироваться примерно с XIII века, а начиная с XVI—XVII веков начинается сближение азербайджанского литературного и разговорного языков в трудах Мухаммеда Физули, Ковси Табризи и других азербайджанских авторов. По её мнению окончательно азербайджанский литературный язык сблизился с разговорным во второй половине XIX столетия. Азербайджанский язык получил более широкое применение (как и грузинский с армянским) в Закавказье только в последней четверти XIX века, когда увеличилась общественная нагрузка языков закавказских народов.
На протяжении XX века письменность азербайджанского языка менялась трижды: традиционная арабица в 1920-е годы была заменена сначала модифицированным латинским алфавитом, затем — кириллицей (в 1958 году азербайджанская кириллица была усовершенствована для лучшего соответствия фонемному составу азербайджанского языка). В 1991 году в Азербайджане вновь вернулись к использованию латинского алфавита: его современный вариант был создан заново, на сей раз по образцу турецкого.
В настоящее время используется несколько вариантов письменности — на основе латиницы в Азербайджане, на основе арабицы в Иранском Азербайджане и на основе кириллицы в Дагестане.
Как узнать по внешности
Внешне армяне и азербайджанцы схожи — среднего роста, крепкого
телосложения, с широкими лицами, крупными носами. Однако есть нюансы внешности,
которые помогут «на глаз» мгновенно отличить эти кавказские национальности. Характерные
признаки — волосы и глаза.
Этнографы утверждают, что у армян редко встречаются прямые
волосы, при этом у половины населения они светлые или каштановые. Что касается азербайджанцев,
то у 95% из них преобладают прямые волосы черного цвета. Самый надежный способ
идентификации — сравнить глаза, у армян они большие, глубоко посаженные, у
азербайджанцев глаза в среднем меньше и немного отличаются разрезом.
Происхождение и история народа
Что только не рассказывают про азербайджанцев! Иногда можно даже услышать мнение о том, что этот народ не может считаться кавказским, ведь у них имеется нечто общее с народами Азии. Тем не менее, это досужие вымыслы. Они являются коренным народом Кавказа, как и другие этносы, населяющие этот регион.
Историки пришли к выводу, что происхождение народа связано с выходцами из Кавказской Албании – большого государства, располагавшегося в восточной части Кавказа во II-I веках до новой эры. Затем население этой страны начало смешиваться гуннами, киммерийцами и прочими кочевыми племенами.
Существенное влияние на становление этнической нации азербайджанцев оказала и Персия. В первые века нашей эры в Персии правила династия Сасанидов, которая расширила свое влияние на восточные регионы Закавказья.
Нельзя забывать и о более позднем воздействии турок-сельджуков, которые пришли на эти земли в XI веке. В результате, местное население подверглось сначала влиянию персидской культуры, а затем процессу тюркизации. Таким образом, азербайджанский народ имеет богатую историю и она тесно связано с историей соседних государств.
Тюркские племена постоянно мигрировали по всему региону Малой Азии, начиная от раннего Средневековья и заканчивая XV-XVI веками. Все это не могло не отразиться на местном населении, которое лишь позже начало осознавать свою этническую идентичность. Некоторые исследователи полагают, что современные азербайджанцы – это потомки какого-то конкретного племени, имеющего тюркские корни.
Такая гипотеза разбивается другими доказательствами, в том числе, культурным наследием, а также письменными источниками. Поэтому на сегодняшний день можно говорить о том, что на внешность азербайджанцев оказали воздействие самые разные племена – арабские, тюркские, иранские.
И при этом они все же остаются коренным этносом Закавказья, поскольку их история имеет именно кавказские корни. Это доказывают многочисленные традиции и разнообразные обычаи азербайджанцев, которые находят свои истоки как в иранской, так и в общекавказской культуре.
В XVIII веке закончила свое существование могущественная персидская династия Сефевидов, в результате чего образовался целый ряд ханств, имеющих полунезависимый статус. Во главе этих маленьких закавказских княжеств стояли представители азербайджанских местных династий. Однако сформироваться в единое государство они так и не смогли, поскольку по-прежнему находились под сильным влиянием персов.
А позднее, уже в XIX столетии, начались русско-персидские военные конфликты, которые привели к тому, что они были разграничены по регионам своего проживания. Граница эта пролегала вдоль реки Аракс, вследствие чего северные части Азербайджана попали под влияние России, а южные отошли к персам. И если ранее азербайджанские элиты имели сильное влияние на происходящие в Персии процессы, то после такого деления это влияние исчезло.
Историки признают, что их государственность сформировалась лишь после того, как в России произошла Октябрьская революция и начали создаваться национальные республики. Советская власть дала современному Азербайджану границы и государственно-правовую базу.
Когда же СССР распался, все советские республики получили независимость, в том числе и Азербайджан. Датой обретения независимости является 18 октября.
Виды спорта
Номер | Имя | Изображение | Задний план |
---|---|---|---|
1 | Хади Саи | бывший иранский спортсмен по тхэквондо, который стал самым успешным иранским спортсменом в олимпийской истории | |
2 | Хоссейн Резазаде | бывший чемпион мира и двукратный олимпийский чемпион по тяжелой атлетике | |
3 | Голамреза Тахти | Иранский олимпийский чемпион, борец и практикующий Варжеш-э Бастани | |
4 | Насер Хиджази | Иранский футболист и тренер, который наиболее заметно играл за Тадж / Эстеглал Тегеран | |
5 | Али Даеи | Бывший иранский футболист и тренер, который в настоящее время руководит «Персеполисом». Текущий мировой рекордсмен по количеству голов за сборную — 109 голов за Иран | |
6 | Карим Багери | иранский профессиональный футболист на пенсии | |
7 | Рахим Алиабади | выиграл серебряную медаль по греко-римской традиции на летних Олимпийских играх 1972 года. | |
8 | Махмуд Моллагасеми | выиграл серебряную медаль по вольной борьбе на летних Олимпийских играх 1952 года. | |
9 | Саджад Ануширавани | серебряная медаль летних Олимпийских игр 2012 г. в весовой категории до 105 кг среди мужчин. | |
10 | Мохаммад Пазиреи | выиграл бронзовую медаль в наилегчайшем весе на летних Олимпийских играх 1960 года в Риме. | |
11 | Юсеф Карами | соревновались в весовой категории до 80 кг на летних Олимпийских играх 2004 года и завоевали бронзовую медаль. | |
12 | Джаханбахт Тофик | выиграл бронзовую медаль по вольной борьбе на летних Олимпийских играх 1952 года. | |
13 | Хоссейн Садагиани | Иранский футболист и менеджер; в течение своей игровой карьеры нападающий, а затем был главным тренером национальной сборной Ирана с 1941 по 1950 годы. | |
14 | Ахад Пазай | выиграл золотую медаль по вольной борьбе на Азиатском турнире | |
15 | Али Ашкани | выиграл золотую медаль по вольной борьбе в Азии и серебро в мире | |
16 | Парвиз Хади | выиграл золотую медаль по вольной борьбе на Азиатском турнире | |
17 | Фарзад Абдоллахи | выиграл золотую медаль в полусреднем весе (-80 кг) в мире | |
18 | Мохаррам Навидкия | Футбольный игрок | |
19 | Паям Садегян | Футбольный игрок | |
20 | Моджтаба Джаббари | Футбольный игрок | |
21 год | Ягуб Карими | Футбольный игрок | |
22 | Мехди Рахмати | Футбольный игрок | |
23 | Бююк Ватанхах | иранский футболист на пенсии | |
24 | Джафар Салмаси | выиграл первую олимпийскую медаль Ирана на летних Олимпийских играх 1948 года. | |
25 | Азиз Асли | иранский футболист на пенсии | |
26 год | Джавад Аллахверди | иранский футболист на пенсии | |
27 | Карим Ансарифард | Футбольный игрок | |
28 год | Али Акбар Остад-Асади | иранский футболист на пенсии | |
29 | Сирус Динмохаммади | иранский футболист на пенсии | |
30 | Мохаммад Навази | иранский футболист на пенсии | |
31 год | Расул Хатиби | иранский футболист на пенсии | |
32 | Саид Маруф | воллейболист | |
33 | Бехнам Махмуди | воллейболист | |
34 | Хоссейн Рухани | каратэ | |
35 год | Камаль Шалорус | профессиональный боец смешанных единоборств | |
36 | Гадер Мизбани | профессиональный шоссейный велогонщик | |
37 | Мехди Сохраби | профессиональный шоссейный велогонщик | |
38 | Мохсен Шади | гребец | |
39 | Оалеб Талеби | рестлер | |
40 | Рухолла Дадаши | пауэрлифтер, культурист и силач | |
41 год | Шахрам Махмуди | воллейболист | |
42 | Хамид Эстили | тренер и отставной игрок | |
43 год | Афшин Биабангард | рестлер | |
44 год | Али Ашкани | рестлер | |
45 | Ахад Пазай | рестлер | |
46 | Кимиа Ализаде | Игрок тхэквондо, она первая иранская спортсменка, когда-либо выигравшая олимпийскую медаль. | |
47 | Мохаммад Багери Мотамед | Игрок тхэквондо | |
48 | Мансур Агаи | Иранский альпинист и тренер национальной сборной по скалолазанию. |
Средневековье
История происхождения народа азербайджанцев, пройдя героическую античность, тянется через все средневековье. Арабы-мусульмане побеждали сасанидов и византийцев, когда шли в кавказский регион. Арабы сделали Кавказскую Албанию вассальным государством после того, как христианское сопротивление во главе с принцем Джаванширом сдалось в 667 году.
В период между девятым и десятым веками арабские авторы начали ссылаться на регион между реками Кура и Арас, как Арран. За это время арабы из Басры и Куфы прибыли в Азербайджан и захватили земли, которые оставили коренные народы — они стали там местной землевладельческой элитой. Конвертирование в ислам было медленным, поскольку местное сопротивление сохранялось на протяжении веков, а возмущение росло, когда небольшие группы арабов начали мигрировать в такие города, как Тебриз и Марага. Этот приток вызвал серьезный мятеж в Иранском Азербайджане с 816 по 837 год во главе с местным зороастрийским простолюдином Бабаком. Однако, несмотря на очаги продолжающегося сопротивления, большинство жителей Азербайджана обратилось в ислам. Позже, в X-XI веках, части Азербайджана управлялись курдскими династиями Шеддадидов и Раввадидов, что несколько приоткрывает ответ на вопрос, откуда произошли азербайджанцы.
В середине одиннадцатого века династия Сельджук свергла арабское правление и создала империю, охватывающую большую часть Юго-Западной Азии. Сельджукский период ознаменовал приток огузских кочевников в регион, и именно они стали основными «инициаторами» происхождения народа азербайджанцев. Возникающая тюркская идентичность была зафиксирована в эпических дастанах (стихотворениях), старейшим из которых была книга Деде Коркута, в которой рассказывается о ранних турках на Кавказе и Малой Азии.
Тюркское владычество было прервано монголами в 1227 году, но оно вернулось с Тимуридами, а затем с суннитскими династиями Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, которые доминировали в Азербайджане, в значительных частях Ирана, Восточной Анатолии и других второстепенных частях Западной Азии, до тех пор, пока Себавиды не взяли власть в 1501 году. Но на этом история происхождения азербайджанцев не кончается.
Отличить по имени и фамилии
Очень просто отличить армянина от азербайджанца по имени.
Согласно опубликованным армянским Национальным статистическим комитетом данным,
в последнее десятилетие в Армении самыми популярными именами для мальчиков
являются Наре, Давид, Самвел, Тигран и Гор. Девочек чаще всего называют Мария, Нарэ,
Мане, Мариам, Элен, Лусине.
В Азербайджане в пятерку самых распространенных мужских имен
входят Юсиф, Али, Гусейн, Омар и Угур. У девочек самые популярные имена — Захра,
Нурай, Зейнаб, Марьям, Айлин. При этом нередко детям в Азербайджане дают
двойное имя — Курбан Али, Ага Муса.
Современные армянские фамилии чаще всего заканчиваются на
суффикс «ян» (Петросян, Акопян, Шагинян). Суффикс выражает принадлежность к
роду, берущему начало от прародителя, чье имя используется в качестве фамилии.
Например, Саркисян — это дочь или сын Саркиса. Такая форма фамилии вошла в
употребление примерно с XVIII века.
Исконные азербайджанские фамилии оканчиваются на «заде»,
«оглу» и «кызы». Формы «заде» и «оглу» означают «сын» (Ибрагим-заде,
Ибрагим-оглу), а «кызы» — дочь (Захра Мамед-кызы). С приходом советской власти большинство азербайджанцев
русифицировали фамилии. Сейчас самая распространенная фамилия в стране —
Мамедов, ее носит каждый шестой азербайджанец.
Религия
В основном азербайджанский народ исповедуют Ислам шиитского толка (джафаритский мазхаб), распространённый среди иранских и большей части кавказских азербайджанцев. Всего около 90 % всех азербайджанцев являются шиитами. Религиозное меньшинство составляют мусульмане-сунниты (в основном ханафиты). Сунниты преобладают в северной и западной части Азербайджана. Среди азербайджанцев существует небольшое число последователей накшбандийского тариката суфизма. По данным на 2007 год в Азербайджане также проживали 5 тыс. азербайджанцев-христиан, состоящие в основном из новообращённых. Среди иранских азербайджанцев есть небольшое количество бахаи.
Согласно Энциклопедического словарю Брокгаузу и Евфрону, наибольшим фанатизмом из народов Кавказского края, исповедующих Ислам, отличались таты, адербейджанские татары (азербайджанцы) и горцы Дагестана, но относительно азербайджанцев ЭСБЭ также отмечает, что «в религии они хотя и мусульмане, но очень толерантны». Несмотря на трагическую судьбу ислама на Кавказе в ХХ веке, в Азербайджане влияние Ислама значительное и в стране сохранились традиции арабоязычной исламской культуры.
Традиционные занятия городского населения — ковроткачество (подробнее см. статью про азербайджанский ковёр, среди которых выделяют бакинские, гянджинские, казахские, ширванские, шемахинские, карабахские, кубинские и тебризские), златокузнечное и ювелирное производство, обработка дерева и камня, начиная с XIX века — промышленность; сельского — земледелие, хлопководство, садоводство, виноградарство, шелководство, возделывание технических культур, отгонное овцеводство, разведение крупного рогатого скота. Важнейшие зерновые культуры — пшеница, ячмень, рис, а также просо, рожь, кукуруза, овёс. Вплоть до начала XX века сельские татары Карабаха (азербайджанцы) в основном вели кочевой и полукочевой образ жизни (в 1845 году более 80 %) в зависимости от времени года и состояния кормов для скота (весной — на горные пастбища, а осенью — к зимовникам, в более низменные места).
Большая часть азербайджанцев в настоящее время живёт в городах. Традиционные сельские поселения азербайджанцев имеют преимущественно разбросанную планировку, в горах террасообразные, плотно застроенные каменными домами с плоскими крышами. В горных и ряде низменных районов распространены дома с деревянными и черепичными скатными крышами. Основные строительные материалы — камень и обожжённый кирпич. В настоящее время условия жизни азербайджанцев в Иране сходны с условиями жизни персов.
Использованы материалы Википедии
Культура и традиции азербайджанского народа
Такой колоритный народ, как азербайджанцы, не может не иметь собственной культуры – а она уходит своими корнями в историю. К культурному наследию можно отнести не только их народные традиции, но и многие ремесла – здесь издавна было развито ковроткачество, художественная обработка камня и кости, а также были широко известны золотые изделия, созданные народными златокузнецами.
Говоря о культуре азербайджанцев, нельзя не вспомнить о таких традициях, как праздники и народные ритуальные действа. Прежде всего, это свадебные обычаи. Во многом традиционная свадьба похожа на те свадебные обряды, которые практикуются у других кавказских этносов. Здесь распространено не только обычное, но и предварительное сватовство, в процессе которого стороны заключают начальное соглашение о будущем союзе.
Во многом свадьба у азербайджанцев напоминает классические обрядовые исламские правила. Лицо невесты здесь закрывается платком или тонким покрывалом, а свадебное застолье устраивается как в доме жениха, так и в доме невесты.
Не менее яркими бывают всегда и другие праздники у азербайджанцев. Здесь не обойтись без национальных костюмов, а также без песен и зажигательных танцев.
Фольклорная азербайджанская музыка – это всегда использование этнических музыкальных инструментов. А современные мотивы во многом до сих пор напоминают народные традиции, поэтому песни азербайджанцев отличаются особенной тональностью и во многом стилизовано под творчество ашугов.
Национальный колорит всегда прослеживается и в танцевальном искусстве. Если рассматривать народный танец азербайджанцев, то нельзя не отметить его своеобразную ритмичность. Они могут быть или откровенно ритмичными, или плавными.
Именно на четком соблюдении ритма строится и весь рисунок танца, его структура. Те танцы, которые имеют корни в старинных традициях, нередко носят названия характерных для Азербайджана растений или животных. Существует немало видео, на которых они зажигательно исполняют свои танцы.
Говоря о национальных костюмах азербайджанцев, нужно упомянуть их соотнесенность с культурно-географическим расположением самого региона. Мужчины носят кафтан-архалыг, а под него надевают нательную рубаху. Костюм мужчины подразумевает также и верхнюю одежду для холодов – ведь в предгорьях Кавказа в зимнее время может спасти только бурка или шуба из выделанных бараньих шкур.
Если посмотреть на фото азербайджанцев, то видно, что они нередко надевают черкеску с газырями.
Женский костюм не менее ярок и самобытен. Это верхнее и нижнее платья, а также обязательная чадра. Обязательным компонентом женской одежды всегда был пояс или кушак – такие пояса могли богато украшаться золотом и вышивкой, что могло многое сказать о статусе женщины.
Еще один обычай, касающийся внешнего вида женщин – это традиционное окрашивание волос и ногтей хной. Окрашивание хной также наследие влияния персидской культуры.
Краткая биография[править]
Лобзик Азиков. «Гарабахски праблем». Бумага, тушь.
История этой страны богата и разнообразна, страна существует уже почти 20 лет. За это время, азербайджанцы вели многочисленные войны с армянами, в ходе которых покрыли себя неувядаемой славой, при численном и материальном перевесе последовательно утеряв Лачинский, Мардакертский, Кельбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джебраильский, Кубатлинский и Зангеланский районы — всего около 20 % территории Азербайджана. Но азербайджанцы заявляют, что это ещё не предел и что, если армяне будут плохо себя вести, они возобновят войну и отдадут им ещё столько же районов, а то и больше. Самый знаменитый полководец Азербайджана — Сурет Гусейнов, который, будучи послан завоевать Нагорный Карабах, проделал со своей дивизией блестящий поход из Гянджи на Баку и взял город.
В других регионах России[править | править код]
Расселение азербайджанцев в ЮФО и СКФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.
Расселение азербайджанцев в ПФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.
Расселение азербайджанцев в УФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.
В 1879 году в Астрахани азербайджанцев, известных местному населению как персы или шамахатские татары, насчитывалось около тысячи человек. Азербайджанский нефтяной промышленник, купец первой гильдии Шамси Асадуллаев, основатель по торговым вопросам Асадуллаева, построил нефтяную базу недалеко от Астрахани, в поселении, в настоящее время известном как Асадуллаево.
В 1905 году азербайджанские политические деятели были среди тех, кто создал первую исламскую партию России, Иттифак аль-Муслимин в Нижнем Новгороде. Алимардан Топчубашов, был избран его руководителем. Партия была официально зарегистрирована в 1908 году. На выборах в российский законодательный орган 1906 года в Государственной думе Российской империи было избрано шесть этнических азербайджанцев, еще шесть на выборах в феврале 1907 года и по одному на каждом из следующих выборов.
В течение десятилетий после Второй мировой войны азербайджанцы сыграли значительную роль в развитии российской экономики. Азербайджанский геолог Фарман Салманов, который обосновался в Москве, обнаружил богатые запасы нефти в Сибири, которые ранее считались маловероятным нефтеносным регионом. В 2019 году международный аэропорт Сургута, третий по загруженности в Западной Сибири, был назван в честь Салманова после онлайн-голосования.
В наше время азербайджанское население имеется практически во всех регионах России, при этом наиболее крупными, по официальным оценкам, являются азербайджанские общины в Дагестане, Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской, Московской, Ростовской, Саратовской, Свердловской и Самарской областях, Красноярском и Ставропольском крае и т. д.
Азербайджанцы создали несколько национально-культурных организаций, самой большой из которых является «Всероссийский Азербайджанский Конгресс» и «АзерРос», объединяющие региональные организации по всей России. В Москве азербайджанский язык и национальная культура изучаются в средней школе № 157. В Москве наибольшее число азербайджанцев проживают в районах Чертаново, Бирюлёво, Сабурово, Дегунино, Преображенское, Измайлово, Гольяново, Соколиная Гора, Вешняки.
По данным журнала Forbes на 2004 год, в число ста самых богатых людей России входили четыре азербайджанца.
- Динамика численности азербайджанского населения в РСФСР и России
1926 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 2002 |
---|---|---|---|---|---|---|
27 987 | 43 123 | 70 947 | 95 689 | 152 421 | 335 889 | 621 840 |
Веселиться как в последний раз
В Азербайджане, как и в любой восточной стране, с древних времен существует культ семьи. Именно поэтому свадебной церемонии и приготовлению к ней уделяется много внимания, чуть ли не вся жизнь. Девушки мечтают о роскошном мероприятии вместе со своими матерями. Друзья папы в заверении своей верности обещают стереть ноги в кровь в танце на свадьбе его сына. Молодёжь желает друг другу пышного торжества, а чаще чайханы на улицах городов можно встретить лишь «шадлыг сарайы» (Дворцы торжества).
Раньше за чаепитием родители договаривались о свадьбе своих детей. Сегодня этот обычай изжил себя, и нынешняя молодежь сама выбирает себе половинок. Но несмотря на это, ожидание одобрения родителей на брак сохранилось до наших дней. Поэтому свадьбе предшествует небольшое семейное застолье в доме будущей невесты, где сторона жениха сообщает о намерениях молодого человека, которое называется «хяри» («согласие»). Главный атрибут такого мероприятия — поданный в армуду сладкий чай, что и означает «хяри», то есть согласие на брак молодых.
Азербайджанская свадьба по классике
Само торжество не проходит в столь тесном семейном кругу, и азербайджанскую свадьбу на 150 человек можно считать «посиделкой с друзьями». Обычно в списках приглашенных от 300 до 1000 гостей. Если ты в числе приглашенных, тебе не придется ломать голову над тем, что подарить молодоженам. Подарки на свадьбу делаются в денежном эквиваленте: надписанный конверт с деньгами опускается в специальные ящики с табличками «бей» (жених) и «гялин» (невеста).
Звучит национальная музыка, на столах — блюда азербайджанской кухни, гости общаются, едят и, конечно же, танцуют как в последний раз. Обязательный кулинарный атрибут свадьбы — плов. Вынос плова («аш гяльсин») на азербайджанской свадьбе — это целый ритуал, который украшают национальным танцем только лучшие танцовщицы.
Если у тебя появилась возможность погулять на азербайджанской свадьбе, обязательно ею воспользуйся. Только попав на такое торжественное событие, ты наконец-то сможешь понять, что же означало загадочное «пир на весь мир» в русских сказках.
Замедляться в суете будней
Бакинцу очень сложно представить, каково это: жить в городе без моря. Каспий, безграничное небо над морем, шум волн в сочетании с криками чаек, «хазри» (холодный каспийский ветер) и его абсолютная противоположность – «гилавар» (теплый южный ветер) — то, что уже давно стало неотъемлемой частью Баку и его набережной.
Первые гуляющие на набережной появились аж в 1909 году. С тех пор бакинский бульвар стал, наверное, самым любимым местом не только столичных жителей, но и всех гостей Баку. Что бы ни происходило в самом городе, бульвар живет своей жизнью. День здесь начинается с тех, кто вышел на утреннюю пробежку, что абсолютно не зависит от времени года — бегущих на бульваре можно встретить в любую погоду — и заканчивается прогуливающимися парами и семьями. Летом такой променад может затянуться до 2-3 часов ночи.
Обязательно прогуляйся по бакинской набережной вечером.
Выдели в своём марш-броске по достопримечательностям один вечер, расслабься, забудь обо всём и получи удовольствие от неспешной прогулки у Каспия по бакинской набережной, которая достигла уже 15 км в длину. С перерывами в чайхане, естественно.
Не обойдётся здесь и без знаковых мест. По пути остановись около парашютной вышки, которая называется так неспроста: долгое время (начиная с 1936 года вплоть до 60-х) вышка использовалась по прямому назначению. Сейчас же она подскажет тебе точное время, температуру воздуха и силу ветра.
Маленькая Венеция. Фото: Екатерина Алексеева
Следующим местом, которое непременно вызовет восторг, станет Маленькая Венеция — наследие Алиша Лемберанского, одного из самых значимых людей в истории Бакинского приморского бульвара, да и Баку в целом. Каналы, гондолы и мостики — и твоя венецианская сказка может исполниться и на берегу Каспия. Прокатиться можно за 3 ₼ /≈ 115 руб. (для взрослых), 2 ₼ /≈ 80 руб. (для детей до 7 лет).
И, конечно же, колесо обозрения (цена: 5 ₼/≈ 190 руб.): 63 м над уровнем не только моря, но и всего Баку – получишь незабываемые впечатления, а время точно перестанет иметь всякое значение.
Как бы банально это ни прозвучало, но побывав хоть раз в Азербайджане, ты уже никогда не будешь прежним. Как и любое путешествие, эта поездка изменит тебя. Навряд ли ты станешь прибавлять частицу «да» и тянуть слова, активно жестикулировать руками и цокать на любой вопрос или ответ, но уж точно в тебе навсегда поселятся азербайджанская доброта, гостеприимство и умение наслаждаться моментом.
Политики
Номер | Имя | Изображение | Задний план |
---|---|---|---|
1 | Али Хаменеи | Президент Ирана (1981–1989), Верховный лидер Ирана (с 1989) | |
2 | Тадж ол-Молук | Королева Ирана как жена Реза-шаха, основателя династии Пехлеви и шаха Ирана в период с 1915 по 1941 год. | |
3 | Голам Реза Агазаде | Министр нефти Ирана на три срока по четыре года; до июля 2009 года занимал должность вице-президента по атомной энергии Исламской Республики Иран и президента Организации по атомной энергии Ирана. | |
4 | Мохаммад Асгари | Министр юстиции Ирана на два срока | |
5 | Рахман Дадман | Министр жилищного строительства и городского развития Ирана на один срок | |
6 | Мехди Базарган | глава временного правительства Ирана, что сделало его первым премьер-министром Ирана после иранской революции 1979 года. | |
7 | Али Абдолализаде | Министр жилищного строительства и городского развития Ирана на два срока по четыре года | |
8 | Али Мешкини | Председатель Ассамблеи экспертов (1990 — 2007) | |
9 | Махмуд Джем | премьер-министр Ирана с 1935 по 1939 год | |
10 | Яхья Але Эшак | Министр торговли Ирана на один срок | |
11 | Аббас Доздозани | Министр культуры и исламской ориентации Ирана на два срока | |
12 | Хосейн Каземпур Ардабили | Министр торговли Ирана на один срок | |
13 | Иса Калантари | Министр джихад-электронного сельского хозяйства Ирана на два срока | |
14 | Садех Махсули | Министр благосостояния и социального обеспечения Ирана на один срок и министр внутренних дел Ирана на один срок. | |
15 | Мохсен Мехрализаде | Вице- президент Ирана | |
16 | Мохаммад Реза Миртаджодини | Вице-президент по парламентским вопросам с 2009 по 2013 гг. | |
17 | Реза Мориди | члены парламента от Либеральной партии Онтарио в провинциальных или федеральных законодательных органах Канады | |
18 | Мир-Хоссейн Мусави | семьдесят девятый и последний премьер-министр Ирана с 1981 по 1989 год | |
19 | Мохаммадреза Нематзаде | Министр промышленности и бизнеса Ирана | |
20 | Хамид Читчиан | Министр энергетики Ирана | |
21 год | Масуд Пезешкян | Министр здравоохранения и медицинского образования Ирана | |
22 | Мостафа Мохаммад-Наджар | Министр внутренних дел Ирана | |
23 | Мохаммад Саед | Премьер-министр Ирана | |
24 | Али Сохейли | Премьер-министр Ирана | |
25 | Парвиз Фаттах | Министр энергетики Ирана | |
26 год | Али Никзад | Министр жилищного строительства и городского развития Ирана | |
27 | Мохаммад-Реза Эскандари | Министр джихад-электронного сельского хозяйства Ирана | |
28 год | Мохаммад-Реза Эскандари | Министр джихад-электронного сельского хозяйства Ирана | |
29 | Давуд Данеш-Джафари | Министр экономики и финансов Ирана | |
30 | Эбрагим Хакими | премьер-министр Ирана | |
31 год | Хасан Такизаде | министр правительства Ирана | |
32 | Исмаил Мумтаз | министр правительства Ирана | |
33 | Реза Тагипур | Министр информационных и коммуникационных технологий Ирана на один срок | |
34 | Хамид Моулана | политик | |
35 год | Хасан Галибаф-Асл | Генеральный директор Тегеранской фондовой биржи | |
36 | Мина Ахади | Коммунистический активист из WPI | |
37 | Асгар Парса | член Национального фронта Ирана | |
38 | Али Саидлоу | мэр Тегерана и глава организации физического воспитания с 2009 по 2011 гг. | |
39 | Мир Башир Гасымов | государственный деятель и революционер | |
40 | Моза Калантари | Министр жилищного строительства и городского развития Ирана | |
41 год | Аббас Адхам | врач и политик, занимавший пост министра здравоохранения | |
42 | Шахиндохт Молаверди | вице-президент Ирана по делам женщин и семьи |
Примечания[править | править код]
- ↑
- . РИА Новости (20201022T1859). Дата обращения: 2 мая 2021.
- (недоступная ссылка). lawru.inf. Дата обращения: 1 января 2012.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 октября 2010.
-
Оригинальный текст (рус.)
Languages used at present or in the past as lingua franca in the Caucasus Azeri in Southern Daghestan Kumyk in Northern Daghestan Avar in Western Daghestan Nogay in Northern Daghestan Circassian in Western Daghestan Russian across the Caucasus (since the second half on the 19th c.) … In the 16th- 17th centuries Azeri started to be used as a lingua franca in southern Daghestan by such peoples as Budukh, Kryz, Khinalug, Udi, Tsakhur, Rutul, Tabasaran, Lezgi, partially Avar ad Lak. In the Samur valley of Daghestan, until 1960s, the Rutuls, Tsakhurs, Lezgis and Laks have used a local Azeri koine for mutual communication
- . «Демоскоп».
- . «Демоскоп».
- . «Демоскоп».
- . «Демоскоп».
- . «Демоскоп».
- . «Демоскоп».
- . «Демоскоп».