Чукчи

«Младший брат»

Впрочем, уже в конце XVIII века чукчи и русские стали жить мирно. Коренное население оценило преимущества торговли с чужаками, созданными из огнива. Кроме военных в суровый край вечной мерзлоты потянулись гражданские лица: чиновники, миссионеры, врачи, учителя. И отношение чукчей к русским стало меняться в позитивную сторону.

В сборнике научных работ «Урало-Сибирское казачество в панораме веков» (Томск, 1994 г.) содержится статья В.И. Кузьминых «Образ русского казака в фольклоре народов Северо-Восточной Сибири». Автор утверждает, что долгое время для жителей Крайнего Севера олицетворением всего многонационального населения России были только служивые казаки.

Малочисленные народы Сибири и Дальнего Востока пытались осмыслить ведущую роль, которую русские заняли на их исконных землях, это нашло свое отражение в фольклоре. Так, на севере Якутии люди рассказывали друг другу легенду о происхождении разных этносов, в которой говорилось, что у Творца было три сына, младшим из которых являлся русский. Причем, Бог-отец лично назначил его руководить старшими братьями.

«Нарушение майората в пользу младшего из братьев вносит ощущение несправедливости данного порядка дел, которое, видимо, и призвана сгладить идея о божественном происхождении власти русских. Подобный же сюжет имеется в чукотском мифе о творении, где бог-отец предназначает все народы, кроме чукчей, в рабство русскому», – говорится в статье В.И. Кузьминых.

Вероятно, миф отражает тот факт, что чукотские земли не были завоеваны русскими, а вошли в состав государства в результате переговоров. И сам факт, что в национальном фольклоре собственно людьми названы лишь чукчи и русские, свидетельствует о признании и уважении, которого добились на Крайнем Севере чужаки, созданные из огнива.

С юкагирами

Тан-Богораз указывает, что у чукотского народа почти нет сказаний о войнах с юкагирами, а юкагирские мифы утверждают, что чукчи – братья юкагирам. Тем не менее военные стычки с этим народом у чукчей бывали, но велись они уже в те времена, когда на Чукотке появились русские, и юкагиры стали с ними сотрудничать. Юкагиров чукчи били за то, что те давали русским своим воинов – то есть основным мотивом была месть.

Согласно данным Нефедкина в первый раз казацкие летописи зафиксировали нападение чукчей на юкагиров в 1656 году. В этот год был отпущен из плена «чукоткий князец» Мита, который тут же решил отомстить русским и напал на юкагиров, которые несли дань казакам.

Следующие нападения были зафиксированы в 1662 году, когда чукчи повадились нападать на русских и юкагиров «на рыбных промыслах»: рыбаков убивали, а добычу забирали себе. В 1676 году нападения продолжились, очевидно, они были вызваны некоторым ослаблением казаков. Войны с юкагирами стали носить грабительских характер – мужчин чукчи убивали, женщин и детей уводили в рабство, угоняли оленей.

Нападения продолжались и в течение всего XVIII века. Например, в 1754 году в 37 км от Анадырского острога 500 чукчей напали на юкагиров и русских и захватили в плен казака. А спустя два года 200 чукчей напали на селение юкагиров в 12 км от острога. Селение разграбили, семьи увели в рабство, и казаками пришлось уцелевших женщин переселять из острога – заботиться о них было некому.

Одежда и «памперсы» по-чукотски

Традиционные символы и орнамент до сих пор часто появляется в одежде чукчей. Надо сказать, что традиционный наряд не слишком изменился со временем. Для зимней одежды используются оленьи шкуры, а женский вариант наряда – это меховой комбинезон, поверх которого надевают тёплую дублёнку. Летом наиболее популярным материалом выступает лёгкая замша оленя.

Интересно, что даже у новорождённых детей есть свой вариант национальной одежды. Это своего рода комбинезон, что зашит со всех сторон. Разрез есть только сзади, чтобы матери могли заменить так называемые чукотские «памперсы». Сделаны они из моха с шерстью оленя, что обеспечивает и мягкость, и антибактериальный эффект.

Чукотские девушки в национальной одежде

Культура

Очень разнообразны мифология и фольклор чукчей, они имеют много общего с фольклором и мифологией палеоазиатов и американских народов. Чукчи издавна знамениты своими резными и скульптурными изображениями, выполненными на мамонтовых костях, которые поражают своей красотой и четкостью нанесения. Традиционными музыкальными инструментами народа являются бубен (ярар) и варган (хомус).

Народное устное творчество чукчей богато. Основными жанрами фольклора являются сказки, мифы, сказания, исторические предания и бытовые рассказы. Одним из главных персонажей является ворон Куркыль, есть предания о войнах с эскимосскими соседними племенами.

Хотя условия жизни чукчей были очень тяжелыми, они находили время и для праздников, в которых бубен был музыкальным инструментом. Напевы предавались из поколения в поколение.

Танцы чукчей делятся на несколько разновидностей:

  • имитационно-подражательные
  • игровые
  • импровизированные
  • обрядово-ритуальные
  • танцы-инсценировки или пантомимы
  • танцы оленных и береговых чукчей

Очень были распространены подражательные танцы, которые отображают поведение птиц и зверей:

  • журавль
  • полет журавля
  • бег оленя
  • ворон
  • танец чайки
  • лебедь
  • танец уток
  • бой быков во время гона
  • высматривание

Особое место занимали торговые пляски, которые являлись видом группового брака. Они являлись показателем укрепления прежних родственных уз или проводились в знак новой связи между семьями.

 

Отношение к смерти и воинские традиции

Чукчам свойственен фатализм и восприятие смерти как перехода в лучший мир предков. Поэтому проигравший в поединке часто просил его добить, а немощных стариков по их желанию умерщвляли родственники. Часто женщины, видя что их мужчины проигрывают в битве, закалывали детей и затем убивали себя.

Русские путешественники времен покорения Сибири отмечали, что чукчи были настолько вспыльчивыми и эмоциональными, что, случалось, совершали самоубийство под впечатлением от невыгодной сделки или другого подобного расстройства.

При этом воинственность этого народа настолько укоренилась в их культуре, что по традиции более сильный воин мог запросто потребовать от слабого отдать его жену или оленей. Если тот отказывался делиться, следовал вызов на борцовский поединок. Проигравший лишался имущества или женщины, и всем это казалось справедливым.

Татуировки — отдельная гордость чукчей. Чаще всего ими украшались лица воинов или женщин. Особо же лютые бойцы за каждого убитого врага, рисовали себе точку на руке. И у матерых воинов из этих точек могла выстроиться линия от запястья до локтя.

Использовались и стимуляторы. Перед боем чукчи часто жевали шляпку мухомора. Опытным путем они обнаружили, что в малой дозе гриб действовал как стимулятор, и лишь в большой становился источником видений. Особо упоротые употребляли мочу бойца, объевшегося мухоморами (активные вещества в ней сохраняются, так что единожды съев гриб можно испытать эффект повторно). Был в этом, видимо, некий шик.

В общем, оказавшись на крайнем Севере, среди улыбающихся оленеводов, десять раз подумайте, стоит ли рассказывать анекдот про глупого чукчу, ведь среди слушателей может оказаться человек, чьи предки так и не покорились колонизаторам, кастрируя своих оленей зубами и отправляя в набег боевых транссексуалов.

Тем, кого заинтересовала история этого народа, советуем обратиться к книге «Военное дело чукчей (середина XVII — начало XX в.)» Александра Нефедкина.

Внешность

Чукчи относятся к смешанному типу, который в общем является монголоидным, но с отличиями. Разрез глаз чаще горизонтальный, чем косой, лицо бронзового оттенка, скулы несильно широкие. Встречаются среди чукчей мужчины с густой растительностью на лице и почти курчавыми волосами. Среди женщин чаще встречается монгольский тип внешности, с широким носом и скулами.

Женщины собирают волосы в две косы по обеим сторонам головы и украшают их пуговицами или бусами. Замужние женщины иногда выпускают на лоб передние пряди. Мужчины часто очень гладко стригут волосы, спереди оставляют широкую бахрому, на темени оставляют два пучка волос в виде ушей зверя.

Одежда чукчей шьется из меха подросшего осеннего теленка (детеныша оленей). В повседневной жизни одежда взрослого чукчи состоит из следующих элементов:

  • двойная меховая рубаха
  • двойные меховые штаны
  • короткие меховые чулки
  • меховые невысокие сапоги
  • двойная шапка в виде женского капора

Зимняя одежда чукотского мужчины состоит из кафтана, который отличается хорошей практичностью. Меховая рубаха еще называется ирын, или кукашка. Она очень широкая, с просторными в области плеча рукавами, сужающимися в районе кистей. Такой покрой позволяет чукче выдергивать руки из рукавов и складывать их на груди, принимать удобное положение тела. Пастухи, спящие у стада в зимнее время, прячутся в рубаху с головой и закрывают отверстие воротника шапкой. Но такая рубаха не длинная, а до колен. Более длинные кукашки носят только старики. Воротник рубахи вырезан низко и обшит кожей, внутрь опущен шнурок. Снизу кукашка опушена тонкой линией собачьего меха, который молодые чукчи заменяют мехом росомахи или выдры. В качестве украшений на спину и рукава рубахи пришиты пенакалгыны — длинные кисти, окрашенные в пунцовый цвет, сделанные из кусочков шкурок молодых тюленей. Такое украшение более свойственно для женских рубах.

Женская одежда также своеобразна, но отличается нерациональностью и состоит из цельных сшитых двойных штанов с низко вырезанным корсажем, который стягивается в области талии. У корсажа в области груди имеется разрез, рукава очень широкие. Во время работы, женщины высвобождают руки из корсажа и работают на морозе с голыми руками или плечами. Старые женщины надевают на шею шаль или полоску оленьей шкуры.

Летом в качестве верхней одежды женщины носят балахоны, сшитые из оленьей замши или покупных материй пестрого цвета, и камлейку их шерсти оленя с тонким мехом, расшитую различными обрядовыми нашивками.

Шапка чукчи шьется из меха пыжика и теленка, лап росомахи, собаки и выдры. Зимой, если предстоит идти в дорогу, поверх шапки надевают очень большой капюшон, сшитый в основном из меха волка. Причем кожа для него берется вместе с головой и оттопыренными ушами, которые украшают красными лентами. Такие капюшоны носят в основном женщины и старики. Молодые пастухи надевают даже вместо обычной шапки головной убор, прикрывающий только лоб и уши. Мужчины и женщины носят рукавицы, которые шьют из камуса.

Вся внутренняя одежда надевается на тело мехом внутрь, верхняя одежа — мехом наружу. Таким образом, оба типа одежды плотно прилегают друг к другу и образуют непроницаемую защиту от мороза. Одежда из оленьей шкуры мягкая и не вызывает особого дискомфорта, носить ее можно без белья. Нарядная одежда оленных чукчей белого цвета, у приморских чукчей она темно-коричневого оттенка с белыми редкими пятнами. Традиционно одежда украшена нашивками. Оригинальные узоры на одежде чукчей имеют эскимосское происхождение.

В качестве украшений чукчи носят подвязки, ожерелья в виде ремешков с бусами и повязки. Большинство из них имеет религиозное значение. Есть и настоящие украшения из металла, различные серьги и браслеты.

Грудных детей одевали в мешки из оленьей кожи, с глухими разветвлениями для ног и рук. Вместо пеленок раньше использовали мох с оленьей шерстью, который служил памперсом. К отверстию мешка пристегнут клапан, из которого ежедневно вынимали такую пеленку и меняли на чистую.

Верования и обряды

Христианизация практически не затронула чукчей. В начале двадцатого века православными числились около 1,5 тыс. чукчей. Была распространена вера в духов. Болезни и бедствия приписывали действию злых духов (келет), охотящихся за человеческими душами и телами и пожирающих их. Среди животных особенно почитались белый медведь, кит, морж. Каждая семья имела набор священных предметов: связку амулетов, бубен, прибор для добывания огня в виде доски грубой антропоморфной формы с углублениями, в которых вращалось лучковое сверло; огонь, добытый таким способом, считался священным, мог передаваться только среди родственников по мужской линии. Умерших сжигали на костре или оставляли в тундре, перед этим одевали в погребальную одежду, обычно из белых шкур. Стариками, а также в случаях тяжёлой болезни, горя, обиды и т.д. часто предпочиталась добровольная смерть от руки родственника; считалось, что она обеспечивает лучшую посмертную участь. Был развит шаманизм. Шаманы имитировали голоса животных, сопровождали свои действия игрой на бубнах, пением или речитативом, плясками. Особенно почитались шаманы-мужчины, уподоблявшиеся женщинам, и наоборот. Особого костюма шаманы не имели.

Традиционные праздники были связаны с хозяйств, циклами: у «оленных» чукчей — с осенним и зимним забоем оленей, отелом, откочевкой стада на летовку и возвращением оттуда. Праздники приморских чукчей близки к эскимосским. Весной праздник байдары по случаю первого выхода в море. Летом — праздник голов по случаю окончания охоты на тюленей. Осенью — жертвоприношение морю, поздней осенью — праздник Кэрэткуна, хозяина морских зверей, изображаемого в виде деревянной фигуры, по окончании праздника сжигаемой. Праздники сопровождались танцами с бубном, пантомимой, жертвоприношениями. У «оленных» чукчей в жертву приносили оленей, мясо, фигурки из жира, снега, дерева и др., У приморских — собак.

Фольклор чукчей включает космогонические мифы, мифологические и исторические предания, сказки о духах, животных, похождениях шаманов, былички и др. Мифология имеет общие черты с мифами коряков, ительменов, эскимосов и североамериканских индейцев: сюжет о Вороне — трикстере и демиурге и др.

Традиционные музыкальные инструменты — варган (хомус), бубен (ярар) и др. — делались из дерева, кости, китового уса. Кроме ритуальных танцев, были распространены также импровизированные развлекательные танцы-пантомимы. Характерен танец пичьэйнен (букв. «горлом петь»), сопровождавшийся горловым пением и выкриками танцующих.

Русские

Почти 150 лет Россия пыталась убедить «свирепых чукч», что вместе удобнее, легче и выгоднее. Но свободолюбивый народ не слишком торопился принять российское подданство с автоматической обязанностью выплачивать натуральную подать (ясак).

Сначала чукчей пытались напугать. В 1641 году неудачей закончился поход атамана Семёна Дежнева. В 1727 очередное фиаско ожидало 400 солдат при поддержке местного населения во главе с казаком и полярным исследователем Афанасием Шестаковым. Его экспедиция положила начало чукотской войне, продлившейся до 1778 года.

Вплоть до воцарения Екатерины Второй действия россиян носили преимущественно карательный характер, несмотря на постановление Сената «уговаривать в подданство добровольно и ласкою». Чукчи сопротивлялись: нападали на русских при первой удобной возможности.

В 1779 году Екатерина объявила чукчей российскими подданными и освободила от ясака на 10 лет. В 1882-м чукчам разрешили платить подать по желанию – по лисьей шкуре с одного охотника.

Впрочем, когда вместо кнута достали пряник, недоверие аборигенов не испарилось. Чукчи по-прежнему не жаловали непрошеных гостей, и те отвечали взаимностью.

Не слишком-то много находилось желающих полечь за тысячи вёрст от дома от руки «немирных чукочей», поэтому в экспедициях простые солдаты и казаки принимали участие неохотно, испытывая ярую ненависть к непокорному народу.

Религия чукчей

Традиционные религиозные представления чукчей выражают амулеты (подвески, повязки, ожерелья в виде ремешков с бусами). Обрядовое значение имеет и раскрашивание лица кровью убитой жертвы, с изображением наследственно-родового знака — тотема. Оригинальный узор на колчанах и одеждах приморских чукчей — эскимосского происхождения; от чукчей он перешёл ко многим полярным народам Азии.

Исконные верования — анимизм; персонифицирование и обоготворение отдельных областей и явлений природы (хозяева леса, воды, огня, солнца, оленей и т. п.), многих животных (медведя, ворона), звёзды, солнце и луну; вера в злых духов, причиняющих все земные бедствия, включая болезни и смерть. Существовал целый ряд регулярных праздников (осенний праздник убоя оленей, весенний — рогов, зимнее жертвоприношение звезде Альтаир, родоначальнику чукчей и т. д.) и множество нерегулярных (кормление огня, жертвоприношения после каждой охоты, поминки покойников, обетные служения и т. д.). Каждая семья, кроме того, имела свои семейные святыни: наследственные снаряды для добывания священного огня посредством трения для известных празднеств, по одному на каждого члена семьи (нижняя дощечка снаряда представляет фигуру с головой хозяина огня), далее связки деревянных сучков «отстранителей несчастий», деревяшек-изображений предков и, наконец, семейный бубен, так как камлание с бубном у чукчей не было достоянием лишь специалистов-шаманов. Последние, почувствовав своё призвание, переживают предварительный период своего рода невольного искуса, впадали в глубокую задумчивость, бродили без пищи или спят по целым суткам, пока не получали вдохновения. Некоторые даже умирали от этого кризиса; некоторые получали внушение о перемене своего пола, то есть мужчина должен превратиться в женщину, и наоборот. Превращённые принимали одежду и образ жизни своего нового пола, даже выходят замуж, женятся и т. д.

Покойников либо сжигали, либо обёртывали пластами сырого оленьего мяса и покидали в поле, предварительно прорезав покойнику горло и грудь и вытащив наружу часть сердца и печени. Предварительно покойника обряжали, кормили и гадали над ним, заставляя отвечать на вопросы. Старики часто заблаговременно убивают себя сами или, по их просьбе, убиваются близкими родственниками.

Большинство чукчей к началу XX века были крещены в Русской православной церкви, однако среди кочующих встречаются остатки традиционных верований (шаманизма).

Они произошли от собак

В чукотских мифах много указаний на жестокость русских. В.Г. Богораз в первом томе своего знаменитого научного труда «Чукчи» (Ленинград, 1934 г.) написал, что местные жители не понимали причину кровопролития, устроенного пришлыми завоевателями. Коренное население решило, что главной целью русских является полное истребление туземцев. В народных преданиях чукчей говорится, что захватчики жестоко убивали мирных жителей: мужчин, женщин и детей. Они разрубали человека надвое топорами или разрывали пополам, как рыбу.

«Иногда они усаживали пленного, завязывали ему вокруг шеи веревку, а другой конец веревки привязывали к его membrum virile . Затем тыкали ему в лицо куском раскаленного докрасна железа. Человек вскакивал и отрывал себе привязанное», – о таких издевательствах и пытках над своими соплеменниками чукчи рассказывали В.Г. Богоразу.

Пытаясь как-то объяснить себе жестокость, проявляемую русскими, коренные жители Крайнего Севера решили, что их враги произошли от избитых ими собак, которые вернулись на Чукотку, дабы отомстить своим обидчикам.

В одной из легенд говорится, что собаки собрались в шатре и начали петь. Они подвывали и лаяли: «Кеу, кеу, кеу» и «Коон, коон, коон!» Девочка по имени Gьnkь-ŋeut нашла щель в шатре и заглянула внутрь, она увидела, что это не люди, а собаки.

«Чукчи пришли тогда и избили их. Собаки убежали на запад и сделались русскими. Некоторые из них остались, однако, собаками, и другие стали пользоваться ими для езды. Те, кого избили чукчи, рассердились на них и начали войну. Эх, мы не знаем. Наши люди били собак, а они стали людьми», – сказано в этой легенде.

По мнению некоторых исследователей, мифическое происхождение русских от собак вовсе не объясняется жестокостью или мстительностью представителей этого народа, а причина всему – заунывные и протяжные песни Русского Севера, которые своей мелодикой напоминали чукчам собачьи завывания.

Выиграли войну с Россией

Чукчи – единственный народ Крайнего Севера, воевавший с Российской империей и одержавший победу. Первыми колонизаторами тех мест стали казаки, руководил которыми атаман Семен Дежнев. В 1652 году они построили Анадырский острог. За ними на земли Заполярья отправились другие искатели приключений. Воинственные северяне не захотели мирно соседствовать с русскими, а уж тем более – выплачивать налоги в имперскую казну.

Война началась в 1727 году и длилась более 30 лет. Тяжелые бои в непростых условиях, партизанские диверсии, хитроумные засады, а также массовые самоубийства чукотских женщин и детей – все это заставило русские войска дрогнуть. В 1763 году армейские части империи были вынуждены покинуть Анадырский острог.

Вскоре у берегов Чукотки появились корабли англичан и французов. Возникла реальная опасность, что эти земли захватят давние противники, сумев договориться с местным населением без борьбы. Императрица Екатерина II решила действовать дипломатичнее. Она предоставила чукчам налоговые льготы, а их правителей буквально осыпала золотом. Русским жителям Колымского края было приказано, «… чтобы они отнюдь ничем не раздражали чукоч, под страхом, в противном случае, ответственности по суду военному».

Такой мирный подход оказался гораздо более эффективным, чем войсковая операция. В 1778 году чукчи, задобренные властями империи, приняли российское подданство.

Китайская версия

Специалисты из Нанкинского университета Нанда нашли родство между предками чукчей и японцев, которые изначально населяли нынешнюю китайскую провинцию Юаннань. Приблизительно три тысячи лет назад они разъединились и отправились на освоение разных областей: протояпонцы заняли земли японского архипелага, а проточукчи обосновались в северных районах евразийского континента.

Спустя много лет иные народы вытеснили чукчей с русского Приморья в сторону Чукотки, где после истребления местного населения, они стали полноправными хозяевами.

В качестве доказательства общности чукчей и японцев китайцы называют присущий обоим этносам надменный характер, игнорирование интересов соседей и схожие папиллярные узоры на коже рук.

Но самый главный козырь – это результаты генетических исследований, в ходе которых выяснилось, что 40% чукчей и 45% японцев принадлежат к гаплогруппе D, иными словами имеют единого предка, у которого произошла мутация, унаследованная всеми потомками. Кстати по версии ученых этим общим пращуром был именно чукча, от которого впоследствии произошли японцы.

Русские созданы из огнива

В 1900 году в Санкт-Петербурге была опубликована книга «Материалы по изучению чукотского языка и фольклора, собранные в Колымском округе В.Г. Богоразом». Национальные предания, мифы и легенды, которые записал известный революционер и этнограф Владимир Богораз (1865-1936 гг.), позволяют нам понять, как чукчи восприняли русских, столкнувшись с ними впервые.

Так, в одном из преданий говорится: «Когда в первый раз сошлись на битву таньги и чукчи, стали строем друг против друга. Сильно испугались наши, ибо таньги совсем невиданные, торчат у них усища как у моржей, копья длиною по локоть, так широки, что затмевают солнце; глаза железные, круглые, вся одежда железная. Копают концом копья землю, как драчливые быки, вызывают на бой».

Вообще, слово «таньги» (tanŋьtan) в чукотском языке обозначает всех инородцев, чужаков. Впоследствии местные жители стали называть русских — melgь-tanŋьtan или melgь-t-tanŋьtan, что означает «чужак с огнивом» или «чужак с огнивным луком» (то есть, с кремневым ружьем). Само по себе слово melg переводится на русский язык как «огниво».

В книге «Материалы по изучению чукотского языка и фольклора, собранные в Колымском округе В.Г. Богоразом» содержится миф о сотворении мира и людей. В нем говорится, что первая женщина забыла на прежнем стойбище огниво, а после прибытия на новое место спохватилась: огонь развести-то нечем. Творец решил помочь ей, создал медведя и послал его за огнивом, но тот испугался куропатки. Тогда Создатель сам пошел за огнивом, смотрит: а оно превратилось в человека и лежит на земле.

И решил Творец: «Если уже стало человеком, как быть? Будь же ты русским, делай по своей воле! Будь богачом! Делай чай, табак, сахар, соль, посуду. Другие будут брать от тебя! Владей железом, пусть другие будут тебе рабами, а приморские и оленные люди ведут с тобой торг».

Другими словами, «приморские и оленные люди» – это чукчи. И согласно национальному преданию, только они не являются рабами русских, в отличие от других народов.

Поскольку в эпоху завоевательных походов XVII-XVIII веков большинство подданных русской короны, прибывавших на Чукотку, были казаками, то местные жители также часто именовали чужаков, созданных из огнива, словом qacak. В языке людей, живущих на побережье реки Анадырь, даже появилось оскорбление qacaumel, означающее «человек, похожий на казака, грубый и скверный».

Имена

Раньше имя чукчи состояло из прозвища, которое ребенку давали на 5 день жизни. Имя давала ребенку мать, которая могла передать это право уважаемому всеми человеку. Распространено было проводить гадание на подвешенном предмете, с помощью которого определяли имя для новорожденного. У матери брали какой-нибудь предмет и по очереди называли имена. Если при произнесении имени предмет шевелится, им и называли ребенка.

Имена у чукчей делятся на женские и мужские, отличаются иногда окончанием. Например, имя женское Тынэ-нны и имя мужское Тынэ-нкэй. Иногда чукчи, чтобы ввести злых духов в заблуждение, называли мужским именем девочку, а мальчика — женским именем. Иногда с такой же целью ребенку давали несколько имен.

Имена означают зверя, время года или суток, в которое ребенок родился, место, где он появился на свет. Распространены имена, связанные с предметами обихода или пожеланиями ребенку. Например, имя Гитиннэвыт переводится «красавица».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector