Ярославский художественный музей
Время работы и стоимость
Все филиалы работают каждый день с 10.00 до 18.00, за исключением понедельника. Побывать в Губернаторском саду можно каждый день. С пятницы по воскресенье вход на территорию возможен с 10.00 до 20.00.
Дом Опекушина работает по предварительной записи. Без неё вас пустят только в пятницу, субботу и воскресенье — с 12.00 до 18.00. А вот в филиал в Тутаеве ехать пока не стоит — временно закрыт. Учтите, что в предпраздничные дни учреждение работает на час короче. Воздержитесь от посещений в последний вторник месяца и 1 января — все филиалы закрыты.
Стоимость билета зависит от экспозиции:
- Так, просмотр «Русского искусства XVIII-начала XX века» в Губернаторском доме будет стоить 200 рублей, пенсионерам и студентам — в два раза дешевле, для остальных льготных категорий — бесплатный.
- Приобщение к искусству XX века обойдётся в 200 и 120 рублей соответственно.
- Хотите посмотреть все композиции Губернаторского дома? Приобретайте единый билет — 400 рублей для взрослых и 220 для пенсионеров и студентов.
- В Губернаторском саду действует экспозиция «Скульптура в пленэре». Взрослый билет — 80 рублей, льготный — 50 рублей.
- Посетить Митрополичьи палаты можно за 150 рублей (полный билет) и 80 рублей (льготный).
- Единый билет в Музей зарубежного искусства — 350 и 200 рублей.
- Просмотр коллекций в Доме Опекушина — бесплатно.
Главное здание художественного музея в Ярославле на панораме Google: вид внутри
Фото и описание
Ярославский художественный музей был организован 5 декабря 1919 года по инициативе местных любителей старины и художников. Его деятельность началась с просветительской акции – на ткацкой фабрике “Красный Перекоп” в апреле 1920 года была организована выставка. Осенью музей принял своих первых посетителей постоянной экспозиции, которая расположилась в здании бывшей Консистории (архитектор Л. Руска).
До 1924 года музей имел статус художественной галереи, с 1924 по1936 годы он находился в подчинении областного музея, с 1937 по 1950 годы он назывался областным музеем искусств, с 1950 по 1959 годы Ярославским областным художественным музеем, с 1959 по 1969 годы – художественным отделом Ярославо-Ростовского музея-заповедника, с 1969 года получил свой нынешний статус.
Художественный музей Ярославля – наиболее крупный музей искусства в провинции, он стал победителем конкурса “Окно в Россию”. Его собрание насчитывает более 70 000 произведений графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, нумизматики, скульптуры.
В музее можно увидеть произведения древнерусской живописи начиная с 13 века среди которых особо значимой является икона “Спас Вседержитель” (первая половина 13 века), а также икона “Богоматерь Толгская” (она находится в в Толгском монастыре, куда ее в 2003 году передали на временное хранение.
Здесь также представлены уникальные иконописные произведения, относящиеся к Ярославской художественной школе второй половины 16-17 веков, в т.ч. подписные иконы Гурия Никитина, Федора Зубова, Семена Холмогорца, работавших в 17 веке.
В коллекции представлены также произведения деревянной резьбы, скульптуры, литья 16-20 веков, предметы личного благочестия и церковного прикладного искусства 18-20 веков.
Живописная коллекция представлена полотнами К. Брюллова, Д. Левицкого, А. Мокрицкого, И. Крамского, В. Перова, И. Репина. Своеобразием отличается портрет ярославского дворянства и купечества 19 века. Довольно разнопланова коллекция пейзажной живописи второй половины 19-начала 20 веков: И. Шишкин, А. Саврасов, В. Поленов, И. Айвазовский, К. Юон, И. Левитан.
Не менее ярко представлены работы мастеров “Мира искусства, “Союза русских художников”, “Бубнового валета”, русского авангарда. Довольно уникальная хранящаяся в музее коллекция работ К. Коровина, которая включает работы позднего периода творчества художника. В живописной коллекции ярославских художников 20 века наиболее весомо представлено наследие Михаила Соколова.
Графика представлена произведениями тиражной и оригинальной графики 18-20 веков русских авторов. Интерес вызывает акварельный камерный портрет 19 века, который представлен работами О. Кипренского, В. Гау, П. Соколова и др., графика 19-20 веков, среди которой произведения «мирискуссников» – А. Бенуа, К. Сомова, М. Добужинского, Д. Митрохина, Б. Кустодиева. Из графических произведений 20в. также ярко представлен стиль авангардизма (В. Кандинский и Л. Попова), довоеннные акварель и рисунок, некоторые направления современного искусства.
Весомую часть коллекции составляет зарубежный и отечественный экслибрис 19-20 веков.
Скульптура представлена в произведениях С. Гальберга, Ф. Толстого, М. Чижого, А. Опекушина, А. Антокольского, А. Обера, С. Эрьзя, А. Гюрджана, С. Коненкова, а также М. Земельгака и Клодиона и др.
Фон декоративно-прикладного искусства представлен коллекцией фарфоровых и стеклянных изделий, относящихся к 18-20 векам, императорского стеклянного и фарфорового заводов, частных заводов Ф. Гарднера, С. Батенина, М. Кузнецова, братьев Корниловых, Мальцовых и др. Также в музее можно познакомиться с произведениями мебельного искусства различных направлений и стилей 16-20 веков., в т. ч. западноевропейского 16-18 веков. Современное декоративно-прикладное творчество представлено гобеленом, керамикой и стеклом.
История музея
Прародителем учреждения было местное художественное общество, созданное в 1909. Его члены состояли из художников и краеведов и занимались организацией выставок, проведением лекций. Главная цель, которая их всех объединяла — создание галереи. Начиная с 1913–1914 годов, фонд начал активно пополняться. Сначала произведениями русских художников, которые общество получило от Санкт-Петербургской академии художеств, затем дарами от частных лиц.
Датой основания музея считается 5 декабря 1919 года. Первая выставка экспонировалась на ткацкой фабрике. Под залы было отведено здание Духовной консистории.
До 1924 года галерея относилась к городскому подотделу по делам музея. Коллекция формировалась не только из классических произведений, но и из работ современников. В тот период пополнялась не только полотнами, но и иконами из разорённых храмов. В 1922 году учреждение удостоилось статуса «Музей древнерусского искусства».
В 1924 году учреждение ждало ещё одно изменение — все музеи города были объединены в один. Под их нужды было отведено общее здание. Это был не очень благоприятный период — гонения привели к увольнению ценных кадров, а статус музея менялся трижды вплоть до 1737 года.
Положение музея ухудшили начавшиеся репрессии — некоторые работы были изъяты из хранилища. В годы Великой Отечественной войны учреждение приостановило свою деятельность. В 1950 году оно официально стало называться художественным.
В 1950-е годы музей впервые обзавёлся собственным реставратором. В результате была спасена не одна сотня произведений. На эти годы также припадает выпуск первого иллюстрированного каталога учреждения. Общее количество фондов составляло — около 3629 единиц. Из Митрополичьих палат экспонаты перевезли в здание Спасо-Преображенского монастыря.
В марте 1959 года Ярославский и Ростовский музеи объединили в один комплекс. Это тормозило развитие художественного учреждения, так как приоритет в финансировании был за Ростовом.
В 1969 году становится самостоятельной единицей. С тех пор он и носит своё текущее название.
Вид со стороны улицы, Ярославский художественный музей