Сухумская епархия
Содержание:
- ЦЕРКОВЬ В ПИЦУНДЕ С ОРГАНОМ: АРХИТЕКТУРНЫЕ НЮАНСЫ
- Новоафонский мужской монастырь
- Новоафонская пещера
- Символ эпохи Баграта
- Храм Симона Кананита
- Отхарский скальный монастырь
- ИСТОРИЯ НОВОАФОНСКОГО МОНАСТЫРЯ
- Лыхненский храм
- История храма
- Национальный Новоафонский историко-культурный заповедник «АНАКОПИЯ»
- РАСКОЛ НОВОАФОНСКОГО МОНАСТЫРЯ
- Бедийский собор и Бзыбский храм
- Золотой век монастыря
- Гагрский район
- История Команского монастыря
ЦЕРКОВЬ В ПИЦУНДЕ С ОРГАНОМ: АРХИТЕКТУРНЫЕ НЮАНСЫ
Храм 10 века в Пицунде построен в виде креста с тремя апсидами и нефами. Размеры церкви – примерно 40 на 20 м. Высота собора вместе с куполом – почти 40 м. Как упоминалось ранее, при возведении была использована кирпично-каменная кладка, причём с набором высоты предпочтение отдавалось первому виду строительного материала. Фрески в храме в Пицунде сохранились лишь частично – в основном над алтарем. На данный момент стены собора гладко оштукатурены – в XIX веке во время реставрации, призванной сделать храм похожим на итальянские объекты церковного зодчества, уникальной росписи был нанесен невосполнимый ущерб. Также проводились работы по оптимизации акустики церкви, что тоже не способствовало сохранению неповторимых фресок. При этом внутри купола отлично просматривается огромное, цветное изображение Иисуса Христа, окруженное ангелами и шестикрылыми херувимами.
Вообще, храм с органом в Пицунде за свою многострадальную историю перенес множество разрушений и вандальных грабежей. К примеру, наибольшему разграблению он подвергся в годы русско-турецкой войны. С приходом Советской власти (в поздние годы) православные храмы в Пицунде были взяты под охрану государства.
Новоафонский мужской монастырь
Утром мы искупались в море, потом позавтракали в столовой прямо напротив гостиницы на другой стороне улицы. Во время отдыха мы соблюдали пост, поэтому еда нам обходилась не очень дорого (от 150 до 350 руб. на человека). После этого втроем направились в сторону Ново-Афонского Симоно-Кананитского мужского монастыря, пожалуй самой известной достопримечательности Нового Афона.
Моих дочерей вдохновила возможность посетить копию Новоафонского монастыря, построенного по образу афонских монастырей в Греции. Доступ женщинам к монахам Афона Богородицей запрещен. От гостиницы мы спустились вниз в сторону моря, дошли до Лебединого озера и повернули налево. Как хорошо, что я давно бросил пить и курить! С вредными привычками посещать достопримечательности Нового Афона было бы непросто. Вряд ли я смог бы с такой легкостью (для своего возраста) лазить по горам Абхазии. Подъем в гору простым назвать никак нельзя: дорога из камня, довольно длинная и крутая.
Подъем к монастырю
Кстати, этот путь называют тропой грешников. Если по дороге пройти на коленях, то многие грехи с человека сбрасываются. 600 метров в гору на коленях по камням — это очень нелегкое испытание! А вот комментарий моей младшей дочери Ирины: «Паломники считают, если пройти по тропе грешников на коленях, то тебе простится большая часть грехов. При этом они забывают, что есть Таинства в Православной Церкви. И там грехи отпускаются тоже, но только через Таинство покаяния.
Храмовый комплекс Новоафонского монастыря
К тому же, тропой грешников она считалась только до прибытия в Новоафонский мужской монастырь Российского императора Александра III со своей семьей. Когда стало известно, что император приедет, тропу замостили брусчаткой. И… как тропа грешников, она исчезла, а на ее месте появилась широкая красивая каменная ковровая дорожка. По ней император Александр III, члены семьи и свита поднялись в монастырь. В те времена помнили, что царь — это помазанник Божий. А помазанник — значит Божий посланник. Поэтому Императора всея Руси принимали не как грешника, а как посланника Господа».
Новоафонский монастырь – внутри ограды
Храмовый комплекс и с далекого расстояния производит неизгладимое впечатление. Но, только зайдя за его ограду можно невольно поразиться масштабности и величию этого сооружения.
Храм во всем великолепии
Мы насчитали 6 храмов. Центральный из которых — Пантелеимоновский собор. Он настолько громаден, что, кажется, там уместятся все жители Нового Афона. Да еще и для приезжих останутся места. Непривычно в нем было то, что посреди храма стояли ряды скамеек, на которых можно сидеть во время службы. Новоафонский монастырь действующий, и в нем есть все необходимое, чтобы отвлечься от сует мирской жизни.
Внутри Пантелеимоновского храма
В монастыре красиво все: как ухоженные сады снаружи, так и замечательные росписи стен и сводов внутри. Во всем ощущаются плоды трудолюбивых монашеских рук.
Библейский сюжет в росписи
К сожалению, при более близком рассмотрении фресок и росписей можно заметить следы их осыпания и разрушения. В храме уже давно ведутся реставрационные работы, но дело по причине недостатка средств двигается медленно.
Ирина, я и Лена на смотровой площадке Новоафонского монастыря
Вид на окружающие окрестности, который открывается со смотровой площадки, вызывает дикий восторг. Красота неописуемая!
Новоафонская пещера
Среди многочисленных подземных образований страны крупнейшим из них является Новоафонская пещера. Расположена она в толще Иверской горы, в городке Новый Афон. Фантастическое подземелье, образованное в результате тысячелетних процессов в земной коре – сложная система ответвлений, коридоров и залов.
Пространственный объём природного памятника, поражающего своими размерами, составляет 3 млн. кубометров. Первооткрыватель Новоафонской пещеры Гиви Смырь обнаружил её в 1961 г. Когда сюда разрешили входить посетителям (1975 г.), он стал бессменным директором объекта до наших дней. Визит в пещерный комплекс – познавательное погружение в мир сталактитов, сталагмитов, сталагнатов, застывших водопадов и подземных озёр.
Всего здесь насчитывается 11 залов, из них открыто для осмотра только 5. Последним даны названия: Анакопия, Нарта, Апсны и др. Один зал отведён для работы специалистов, в остальных проводятся научные исследования. Они открываются в определённые дни на некоторое время. Длительное пребывание в них людей может сказаться на уникальном микроклимате пещерных полостей.
Здесь проведена гигантская работа: оборудованы воздушные переходы для перемещения, создано три искусственных входа по бокам. Отверстие естественного происхождения, через которое впервые проник исследователь, находится сверху. В зале «Апхерца» время от времени организовываются концерты.
Символ эпохи Баграта
Собор был построен в 999 году во времена правления абхазского царя Баграта III. Здесь же, в храме, находится усыпальница царя. Он был похоронен здесь в 1014 году. Баграт не просто возвел храм, но и учредил новое Бедийское епископство, в распоряжение которого досталась земля между реками Галидзга и Ингур.
По преданию, место для возведения Бедийского храма Баграт III выбирал лично. Его выбор пал на возвышенность в окружении живописных гор. Обрывы плато, на котором возвели собор, стали естественным барьером, превратив храм в почти неприступную крепость. Кроме храма, на этом возвышении находились и другие постройки церковного назначения. Подняться туда можно только с западной стороны. Сверху открывается великолепный вид на побережье Черного моря и вершины Главного Кавказского хребта.
Вид на главные ворота и дорогу к храму, Бедиа
Наала Авидзба
Вид на плато храма, Бедиа
Наала Авидзба
В ознаменование завершения строительства в 999 году царь Баграт III и его мать, абхазская царица Гурандухт, от которой он и унаследовал престол, преподнесли в дар Бедийскому собору золотой потир (богослужебный сосуд для совершения Божественной Литургии – прим. ред.). Его украшают рельефные фигуры Христа Спасителя, Богоматери, апостолов Петра и Павла, а также других апостолов и евангелистов. О том, чей это дар, свидетельствует надпись на Бедийском потире. Золотая чаша для Причастия имеет диаметр 14 сантиметров, ее высота –12.5 сантиметров. Изначально это был кубок с ножкой, но ножка была потеряна при неизвестных обстоятельствах.
Сегодня реликвия хранится в Музее искусств Тбилиси. Исторический артефакт был вывезен из Абхазии в Грузию в 1947 году во времена Советского Союза, когда обе республики находились в рамках единого государства. В современных реалиях абхазские власти не раз поднимали вопрос на международном уровне о возвращении Бедийского потира в Абхазию, однако грузинская сторона этому препятствует.
Могила во дворе храма, Бедиа
Наала Авидзба
Могила во дворе храма, Бедиа
Наала Авидзба
Храм Симона Кананита
У подножия Афонской горы, недалеко от искуственного водопада стоит небольшой храм, построенный в период расцвета древней Анакопии. Это уникальный памятник греческого (византийского) церковного зодчества.Самый старый из действующих храмов Нового Афона стоит на левом берегу реки Псырцхи, рядом с известным новоафонским водопадом и электростанцией. Под храмом похоронен апостол Симон Зилот из Каны Галилейской (Симон Кананит), сын Иосифа Обручника, сводный брат Иисуса Христа, проповедовавший в Абхазии. Здесь также погребён царевич Димитрий, брат абхазо-имеретинского царя Георгия.Храм был построен в IX-X веке, внутри него до сих пор можно увидеть фрагменты расчищенных древних фресок.
Отхарский скальный монастырь
В окрестностях поселка Отхара Гудаутского района сохранилось несколько древних памятников: церковь около села Звандрипш, руины храма в Отхарах и пещерный средневековый монастырь, крупнейшего в Абхазии.
Путь к подножью скалы начинается у Форелевого хозяйства, расположенного на берегах Черной речки и ведет по самшитовому лесу к истокам Мчишты. Из-за повышенной влажности деревья, камни и земля поросли мхом. Бурные холодные воды Черной речки берут начало в крупнейшем карстовом источнике Кавказа
Этот воклюз и подземные пещеры Гагрского хребта привлекают внимание спелеологов со всего мира
Громада отвесного утеса, покрытого зеленью, будто бы вырастает из-под ног. Внешняя стена скального монастыря выложена из грубо обработанных камней на прочном растворе. На высоте около 50 м видны ряды отверстий разных размеров – окна многочисленных келий, до которых невозможно добраться без специального альпинистского снаряжения.
Вход в монастырь находится высоко от земли, попасть туда можно по приставной деревянной или навесной веревочной лестнице. Ширина внутреннего помещения не превышает 2-3 м, высота – более 15 м. В верхней части уцелело сводчатое перекрытие.
Доподлинно неизвестно ни время постройки, ни точное назначение этого объекта. По одной из версий, монастырь построен в IX-XI веках. На другой стороне ущелья, на скальном гребне, нависающем над современным форелевым хозяйством, была построена мощная цитадель, которая в период становления Абхазского царства в VIII веке охраняла дорогу на Северный Кавказ. Таким образом, древний наскальный комплекс был одновременно религиозным и военным объектом.
В более поздние времена в замке поселились разбойники, и еще долгое время после их ухода местные жители не решались подняться на скалу. Лишь в конце XIX века абхазский князь Маджара Шервашидзе (Чачба), владетель села Отхара, с помощью нескольких десятков людей соорудил мост и сумел пробраться в нижние жилые помещения.
Научное обследование Мчиштинского монастырского комплекса началось только в 1958 году. Археологи с помощью альпинистов проникли внутрь, обследовали все помещения и извлекли несколько предметов бытового назначения, относящихся к средневековой эпохе.
Сегодня Отхарский скальный монастырь, несмотря на труднодоступность, – один из самых популярных туристических объектов. Если даже вам не удастся проникнуть внутрь монашеских келий, путешествие по волшебному самшитовому лесу и экскурсия по форелевому хозяйству не оставит вас равнодушным.
ИСТОРИЯ НОВОАФОНСКОГО МОНАСТЫРЯ
Мужской монастырь в Новом Афоне появился стараниями православных монахов, прибывших сюда из далекой Греции. Ранее послушники служили в ските Святого Пантелеймона, располагавшегося в Старом Афоне. Надо сказать, что монахи Новоафонского монастыря постарались на славу, создав из практически непригодных земель райский сад. Для того, чтобы сформировать необходимую инфраструктуру, построить монастырские помещения и кельи, пришлось в буквальном смысле убрать фрагмент горы совместно с тоннами тяжёлой породы и грунта. Если добавить к этому крайне сложные условия – место проведения работ отличалось экстремальной высотой, то становится понятным, что усилия приложены поистине колоссальные.
Итак, Новоафонский православный мужской монастырь в Абхазии был воздвигнут в здешних горах в 1875 году. Стартовало его строительство благодаря повелению афонских старожилов. Получив приказ, монахи покинули Пантелеймоновский собор в Греции, чтобы построить в Абхазии сооружение, по сей день поражающее масштабами и красотой.
Новоафонский монастырь в Абхазии после возведения функционировал мирно и спокойно ровно два года, но во времена русско-турецких баталий 77-78-го годов XIX века скит подвергся вандальному разграблению. Далее пришлось восстанавливать обитель, и период этот проходил на протяжении двух десятков лет. Активное участие в возвращении святыни народу принимал император Александр III. Его высочество подарил Новоафонскому монастырю множество предметов, в частности, изящные часы, находящиеся на фронтальной поверхности наиболее высокой башни комплекса. Чтобы восстановить фрески Новоафонского монастыря и прочие святыни, на постоянной основе собирались пожертвования прихожан. Основное финансовое бремя приняла на себя братия Пантелеймоновской обители. Как бы то ни было, но работы завершились к 1900 году. В конце первого месяца осени монастырь освятили.
Место, где возведён Новоафонский мужской скит, можно назвать сакральным, потому что находится он близ древнего храма, в котором покоятся мощи одного из апостолов Иисуса Христа Симона Кананита. Его имя переводится как «ревностный служитель Господа», и это абсолютная правда, если верить библейским рассказам. Хотя в самой Библии о Симоне сказано очень мало, но молва приписывает ему множество чудес, например, открытие живительного источника, спасшего сотни батраков, трудящихся на каменоломнях, за что император Траян разгневался и решил тайно умертвить святого.
Следовательно, локация, где построен Новоафонский монастырь, выбрана далеко не случайно: рядом также расположена пещера, где в течение двух лет читал молитвы тот самый Симон Кананит. Грот, кстати, тоже был освящен через девять лет после возведения скита. В пещере, среди прочих, поставили иконы апостолов «ревнителя веры» и «первопризванного», которые можно лицезреть и сейчас. Словом, насельники греческого Афона построили здесь монастырь не просто так, а учитывая богатое христианское прошлое, отличавшее этот абхазский уголок от других.
Духовный оплот продержался ровно до революции 1917 года. Он не был закрыт немедленно, но уже в 24-м году монастырь приравняли к контрреволюционной организации и в буквальном смысле законопатили. Позже Новоафонский скит превратился в банальный склад. Когда началась война с Грузией, Новоафонский Симоно-Кананитский мужской монастырь открыл свои двери для раненых и стал обширным госпиталем. После окончания конфликта православный комплекс возвратили верующим. В морозном феврале, девять лет тому назад, монастырь официально поместили под юрисдикцию Абхазской православной церкви. Несмотря на исторические перипетии, скит сохранил неповторимое лицо и остался символом христианской веры на Кавказе. Монастырь действующий, поэтому привлекает к себе множество паломников и путешественников.
Лыхненский храм
Ныне действующий храм построен предположительно в VIII-Х вв. На протяжении своей тысячелетней истории храм сохранил свой уникальный первозданный вид, фресковую роспись ХIV в. и усыпальницу последнего владетельного князя Абхазии.В 1855 году Российским Императором Александром II храму был подарена икона Знамения Божией Матери.Здание отличается строгостью форм, гармонией и чистотой пропорций, что свидетельствует о мастерстве зодчих.Лыхненский храм расположен на знаменитой Лыхненской поляне, одной из семи главных святилищ Абхазии. Село Абхазии – Лыхны – древняя столица Абхазского княжества и символ национальной истории. В центре села находится обширная поляна Лыхнашта – место всенародных сходов, национальных праздников и конноспортивных состязаний (каждый год в октябре здесь по традиции проводятся скачки и Праздник урожая). Достопримечательностью села являются дворец владетельных царей Абхазии Х в. и действующий храм Успения Богородицы Х-ХI вв. с богатой фресковой росписью ХIV в. и усыпальницей последнего владетельного князя Абхазии. На протяжении своей тысячелетней истории храм сохранил свой уникальный первозданный вид.Собор является ныне действующим, он был закрыт лишь в период с 1945-55 гг. Территорию собора опоясывает низкая каменная ограда. Сразу за ней тяжелая каменная двухъярусная колокольня XIX века в центре украшает высокий барабан с шатрообразным куполом. С трех сторон храма имеются входные портики с арочными проемами. Внешнего декора храм не имеет, зато внутри он богато украшен фресковыми росписями XIV века (кроме росписей в диаконнике – они более древние) и необычными иконами. Восточная часть храма представляет собой специальные ритуальные помещения: алтарь, жертвенник и диаконник. В Лыхненском храме похоронен последний владетельный князь Абхазии Георгий Чачба-Шервашидзе, при котором страна вошла в состав России.
История храма
Храм Симона Кананита как раз и располагается над местом его захоронения. Вначале, в IV веке здесь появилась небольшая деревянная церковь, а затем, в X веке, во время процветания Абхазского царства у утверждения христианства, её заменил прекрасный бело-известняковый храм.
Это трехапсидная крестово-купольная композиция, где центральная апсида является пятигранной, а боковые выступы полукруглые. Данный храм по праву можно считать шедевром церковного зодчества Абхазии времён раннего Средневековья, архитектурной школы Кавказа, впитавшей в себя греческие (византийские) традиции.
Грозные события истории не раз оставляли свой разрушительный след и на стенах этого дивного памятника архитектуры. Так случилось и в XVII веке во время турецкого господства в Абхазии. С грустью об этом замечал в 1840 году наш известный духовный писатель, путешественник А. Н. Муравьев. А по воспоминаниям архимандрита Леонида (Кавелина) эта «заветная святыня Абхазии» к концу IXX века начинала походить «на живописную развалину».
Но вместе с началом создания Новоафонского монастыря в 1875 году эта жемчужина церковного зодчества была передана во владение молодой обители, и монахи немедленно приступили к её реставрации.
И вот, 10 мая 1882 г. восстановленный храм с новым прекрасным дубовым иконостасом был торжественно освящен. Начались церковные службы, возродилась молитва. К югу от храма теперь располагалось монастырское кладбище, где упокоились впоследствии также видные церковные деятели – епископ Сухумский Геннадий и архимандрит Иерон – настоятель новоафонского монастыря.
Новые тяжелые испытания обрушились на храм во время советской власти. Роспись стен была забелена, кладбище поругано и разрушено, внутри самого здания долгое время находилась библиотека дома отдыха «Водопад», а в конце восьмидесятых — еще и видеозал, что, по-видимому, и спасло его от окончательного разграбления.
Сегодня эта уникальная церковь вновь действует и юридически принадлежит Абхазской Православной Церкви.
К сожалению, полностью восстановить внутренние фрески не получилось. Но здесь чудом сохранились две надписи раннего средневековья, одна из них расположена над южными вратами вместе с изображением креста внутри начертанного круга.
23 мая в Новом Афоне особо отмечается день апостола Симона Кананита. В этот день служат литургию, проходит торжественный крестный ход. И тысячи верующих самой Абхазии, а также приезжие паломники участвуют в этих торжествах.
Симон Кананит по преданию – покровитель супружества.
В удивительном белом храме испрашивают счастья в семейной жизни, молятся о встрече с «суженым-ряженым» или «красой ненаглядной», чтобы создать прочную семью, о здоровье своих близких.
Нам посчастливилось несколько раз побывать в этой древней абхазской святыне. Вот стоишь перед алтарём и понимаешь, что здесь только с конца IXX века до революции побывали тысячи паломников из разных стран: и русские цари, и путешественники А. Н. Муравьев и француз Фредерик Дюбуа де Монперэ, и генерал А. Л. Муравьев, и видные церковные иерархи, а со времён своего основания этот храм помнит горячие молитвы тех, чью память уже поглотили века И вот тогда ты внезапно всей душой ощущаешь радостную сопричастность истории, общей молитве, доверия этому удивительному святому, который и сегодня ходатайствует о нашем счастье. И от всего этого ты делаешься немножечко светлее, немножечко чище душой,
и уже обновлённым выходишь из храма, с которым встретился в удивительной стране души – в Абхазии.
Национальный Новоафонский историко-культурный заповедник «АНАКОПИЯ»
Новый Афон – Анакопия – располагается в центре современной Абхазии. Анакопийская (Апсарская) гора, словно бастион, уходит своими крутыми склонами в ущелья рек Псырдзха с востока и Мысра с запада, преграждая путь во всю внутреннюю Абхазию.
Именно поэтому в V в. предки абхазов основали на этой вершине замок, именуемый нами «Анакопийская цитадель». Проходили века, крепость разрасталась.Уже на рубеже VII-VIIIвв. появилась вторая линия обороны, опоясавшая гору с трех сторон.
Особого внимания заслуживает восточная башня цитадели, донжон — наблюдательный и командный пункт, последний оплот светской и военной знати в случае падения крепости. Башня представляет из себя четырехугольное строение с наклоненными внутрь стенами, достигающими 16 метров высоту.
В начале 30-х гг. XIв. в Анакопии укрывались царевна Алда и царевич Дмитрий, сдавшие цитадель греческому гарнизону. Таким образом, город-крепость Анакопия с прилегающими к нему землями, перешла во владение и долгое время оставалась в руках византийских императоров. Именно тогда и была выстроена восточная башня.
15 сентября 2006 г. был положен первый камень реставрации на участке стены между 5й и 6й башнями второй линии обороны Анакопийской крепости. В июне 2007 года президентом Абхазии С.В. Багапш был положен первый камень реставрации на восточной башне. В 2008 году, к 15-летию со дня победы народа Абхазии в Отечественной войне, памятник был открыт для посещения после реставрации.
Первый храм на вершине Анакопийской горы был выстроен в VII-VIIIвв. и был посвящен Пресвятой Богородице. Из средневековвх грузинских летописей XI в., описывающих битву с арабами в 30-х гг. VIII в., дошло свидетельство о чудодейственной силе Анакопийской иконы Пресвятой Богородицы: « Не рукотворное писание, а ниспосланное свыше, о котором никому неизвестно, кто нашел его на верхушке той горы…».
Позже, в XI в. храм был перестроен и посвящен Святому Великомученнику Феодору Тирону. Об этом свидетельствует эпиграфический памятник, найденный в цитадели.
С южной стороны к храму примыкает осадочный колодец. Он выдолблен в скале и отделан цемяночным раствором. Колодец этот неиссякаемый и считается одним из «чудес» нагорной крепости. За «святой» водой из колодца на вершину Анакопийской горы поднимаются тысячи верующих и паломников.
Справка: православные чествуют икону Пресвятой Богородицы Иверской 26 октября. Так же ее днем считается 25 февраля.
РАСКОЛ НОВОАФОНСКОГО МОНАСТЫРЯ
В 2011 году, когда в Новоафонский монастырь был назначен новый настоятель, произошло следующее событие. Действующих на тот момент игумен – в миру иеромонах Андрей, выказал полное неподчинение рекомендациям Московского патриархата и управляющего церковью Абхазии иерея Виссариона. Прежний Новоафонский игумен выразил недоверие последнему, обвинив его в сговоре с Вселенским патриархом Кириллом – дескать, Виссарион желает единолично решать судьбу церквей региона.
Таким образом, Новоафонский монастырь был вовлечен в скандал, повлекший за собой стихийное собрание, на которое были созваны уважаемые представители многих структур православия Абхазии. После этого ослушника Андрея предали наказанию за оказанное противление высшим иерархическим чинам. Но всё же патриарха попросили не накалять неоднозначную ситуацию, а прислать в Новоафонский монастырь свежего игумена, незапятнанного подозрениями. Как зовут настоятеля Новоафонского монастыря? На данный момент – это иеродиакон Давид, нареченный церковным именем Сарсания. Именно на него возложена миссия возрождать духовную жизнь православного скита и прихода.
Бедийский собор и Бзыбский храм
Путешественникам, которые интересуются грузинской архитектурой средних веков, стоит посетить Бедийский собор в селе Агубедия.
Период его строительства относится к Х веку, когда в Абхазском царстве правил Баграт II. В конце прошлого века популярность этого собора у паломников значительно возросла, совсем недавно было принято решение о его реставрации.
Своими живописными пейзажами славится Бзыбское ущелье, по которому протекает река Бзыбь. На высокой скале этого ущелья видны остатки крепости и развалины Бзыбского храма.
Если посмотреть на них издалека, можно подумать что храм с крепостью, убаюканные мерным говором реки, дремлют и видят сны о прошлом. Очень интересно подняться к их руинам и рассмотреть вблизи фрагменты великолепных орнаментов на стенах храма, нанесённых рукой искусного мастера. Не так давно на месте храма исследователи проводили раскопки и обнаружили фундамент ещё одного храма, который стоял здесь задолго до строительства Бзыбского храма.
Среди других достаточно популярных храмов и монастырей страны, которые обязательно нужно увидеть во время путешествий, стоит обратить внимание на Успенский собор в Мокве, Драндский собор в селе Дранда, храм Успения Богородицы в Лыхнах, храм Святого Ипатия в крепости Абаата в Гагре и на храм Святого Георгия Победоносца в Илоре. Во всех этих храмах туристов ждёт изумительная атмосфера и рассказы о важных исторических событиях, которые произошли в этих местах
Золотой век монастыря
С самого начала своей деятельности монастырь в Новом Афоне представлял собой крупнейший религиозный центр на побережье Чёрного моря. Санкт-Петербург, Новороссийск, Туапсе, Сухум, Пицунда и многие другие города России имели на своей территории подворья. Небольшая пристань превратилась в грузопассажирский причал, а попасть на верхушки Афона и Иверской горы можно было по канатным трассам.
Самым удобным маршрутом для путешественников был морской путь. Их встречали на лодках монастырские жители. Дальнейшая дорога проходил пешим порядком с молитвой. Для этого была вымощена тропа в обрамлении кипарисов в виде пирамид. По одну сторону располагался сосновый бор и сад, засаженный растениями вечнозелёных сортов, по другую — стеклянные оранжереи. Неподалёку от храма Симона есть горный выступ, откуда низвергается рукотворный водопад.
Для размещения паломников построили постоялый двор недалеко от моря. Среди путешественников были как обычные люди, так и представители знатных фамилий. Встречали здесь и императора Николая Второго, наместника Кавказа Михаила Романова, писателей А. П. Чехова и Максима Горького.
Хозяйственная деятельность
Хорошо известно и о хозяйственной активности обители. На месте поросшей колючками низины вдоль реки Псырцхи появился парк с каналами и прудами, где разводилась рыба. Имелась у монастыря и собственная железная дорога, по которой поезд — подарок Александра Третьего, перевозил высокосортную древесину.
Одна из первых речных электростанций в России также появилась у афонских монахов. Источника мощностью в 120 л. с. было достаточно для освещения и снабжения током всего хозяйства. Кроме того, водопад, образованный при обустройстве, превратили в холодильник — лёд, образовавшийся в закрытом от солнца гроте, не таял даже летом.
Продукция разнообразных мастерских — токарной, столярной, литейной, слесарной, переплётной, часовой, кожевенной и пр. — отвечала потребностям монастыря и шла на продажу в окрестные города и сёла. Две пасеки снабжали мёдом, а поля выдавали хорошие урожаи картофеля, кукурузы, пшеницы.
Огороды засевались овощами, а разведённые на склонах сады плодоносили не только яблоками, грушами, абрикосами и персиками. В субтропическом климате монахи умудрялись выращивать апельсины и лимоны, мандарины и оливки, бывшие в этих краях в новинку. Местные жители обучили братию особым приёмам коневодства, и в обители появился свой конезавод.
Благотворительные дела
Известно и о благотворительной деятельности обители. На собственные средства содержались мужская и женская школы для сирот, организовывалась раздача беднякам продуктов и медикаментов. Часто приносились пожертвования в виде икон, книг и прочей утвари для менее богатых приходов. Каждому человеку, обратившемуся в монастырь, оказывалась необходимая помощь, а иногда даже выдавались деньги для покупки обратного билета.
Гагрский район
- Храм в с. Гечьрипш.
- Храм в с. Хашупса (VI век).
- Базиликальный храм в п. Цандрипш (VI век).
- Храм в с. Ачымарда.
- Храм в устье реки Бегерепста (Холодная речка).
- Храм св. Ипатия Гагрского (Званба) в старых Гаграх (VI век).
- Пещера св. Ипатия Гагринского (Мамзышьха).
- Храм Преображения Господня г. Гагра (XX век).
- Патриарший собор Андрея Первозванного в п. Пицунда (X век).
- Храм-часовня в честь Пицундских Святых п. Пицунда.
- Комплекс храмов в Пицунде (IV — VII века).
- Храм в Сосновой роще п. Пицунда (VI век).
- Храм в с. Лдзаа (IV — V века).
- Храм Ахаш-ныха в Алахадзы (VI век).
- Храм Богородицы на Бзыбе (X век).
История Команского монастыря
Считается, что в 404 году на территории, где сейчас находится храм, был похоронен Иоанн Златоуст — Константинопольский архиепископ, один из трех Вселенских святителей и учителей. Он был изгнан из Константинополя и направлялся в ссылку в Питиунт по указу правителя Аркадия.
Julia Alisova
В 437 году мощи покойного Иоана Златоуста по приказу нового императора Феодосия II были перевезены из Комана через Питиунт в Константинополь. Саркофаг с частицами мощей святого епископа на сегодняшний день находятся в Команском монастыре.
Недалеко от храма расположен небольшой родник, вода из которого пригодна для питья. Этот святой источник считается целебным, излечивающим от многих болезней. Команский монастырь последние несколько веков является главным центром паломничества православных верующих.
В 1884 году монастырь в Команах посетил греческий археолог Г. Вризис. В ходе изучения артефактов на территории храма он подтвердил, что в каменном саркофаге некогда покоился Иоанн Златоуст. В одной из библиотек Европы этот археолог обнаружил древнее писание, в котором значатся Команы как место захоронения епископа.
Строительство Команского монастыря датируется примерно XI веком. Храм заново отстроили только в 1986 году. За основу был взят старый фундамент церкви. К XX веку от прежнего монастыря, возведенного в Средневековье, остались только руины.
Нина АБВ
Развалины Команской церкви представляли собой остатки старинного каменного зала с отсутствующей полукруглой нишей, которая выступала наружу. Центральный зал освещался благодаря двум небольшим окнам. Одно было расположено в алтаре, другое — на западной стене. Вокруг церкви находились руины каменной стены.
Во время восстановления храма на прилегающей территории были отстроены новые сооружения. С северной и южной стороны построены два церковных предела. В западной части была сооружена большая колокольня высотой в три этажа. Во время возведения на территории храма колокольни был найден саркофаг, сделанный из известняка. Весил этот объект около тонны.
С 2001 года в Команском монастыре возобновлена монашеская жизнь. На сегодняшний день это место стало пристанищем послушников-мужчин. В феврале 2011 года правительство Республики Абхазия передало храм в постоянное пользование Абхазской православной церкви.
Сегодня мост через реку Гумисту, который много лет стоял разрушенным, восстановлен. С 2009 года руководит мужским Команским монастырем игумен Игнатий (Киут).
Julia Alisova