Храм абу-симбел в египте
Содержание:
Храм Хатхор царицы Нефертари
Чуть дальше на север от храма Солнца расположен меньший скальный храм царицы Нефертари, где она отождествляется с богиней Хатхор, супругой бога Солнца в течение дня и его матерью во время возрождения на рассвете. Как и в храме Рамсеса, высеченный в скале фасад напоминает наклонный пилон (чей карниз был обрушен).
Его поверхность подчёркивается секциями восходящих контрфорсов, разделяющих шесть исполинских статуй Рамсеса и Нефертари (каждая больше 9 метров высотой), которые кажутся возникшими из скалы. Всех их сопровождают две меньшие фигуры царских детей, которые стоят в тени, едва доставая до колен родителей. Фриз с кобрами охраняет дверь в храм, который более прост в плане, чем храм Рамсеса. Он состоит из единственного зала с колоннами и всего двух боковых помещений. Храм простирается на 24 метра вглубь холма.
Наиболее интересные рельефы находятся в зале с квадратными колоннами, украшенными головой Хатхор. Грани последних показывают царскую чету общающейся с богами. На передней стене Нефертари наблюдает, как Рамсес поражает врагов Египта. На боковых стенах она наравне с ним участвует в ритуалах, появляясь впереди Анукет (слева) и Хатхор (справа). Вход в святилище в конце поперечного вестибюля обрамляют изображения царственной пары, предлагающей вино и цветы Амону-Ра и Хору (слева), Ра-Хорахти, Хнуму, Сатет и Анукет (справа).
Ниша святилища содержит разрушенную статую Хатхор, представленной в виде коровы. Выше грифы охраняют картуши с именем Нефертари. На боковых стенах царица подносит ладан Мут и Хатхор (слева), пока Рамсес поклоняется изображениям самого себя и Нефертари (справа). Преобладание жёлтого цвета в росписях может указывать на титул Хатхор «Золотая».
Наблюдение за птицами в Абу-Симбеле
Благодаря своему расположению близ большого водоёма, окружённого пустыней, недалеко от Тропика Рака, Абу-Симбел представляет условия для жизни как местным африканским, так и перелётным видам птиц. Среди редких видов – розовоспинный пеликан, африканский клювач, камышовый баклан, африканский водорез, пёстрая трясогузка, розовоголовый голубь.
Покуда настоящие знатоки будут выискивать их с помощью биноклей, случайные наблюдатели могут заметить лишь пару великолепных особей на земле около центра для посетителей, а также близ гостиниц Nefertari и SetiAbu Sîmbel. Лучшее время для наблюдения за птицами – брачный сезон в конце января – начале февраля.
Скала Абу-Симбел на карте Египта
Переезд храма Абу-Симбел
Храм Абу-Симбел массой 250 000 тонн в 1968 году перенесли на другое место, назвав операцию Египетским чудом и самым дорогим проектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Решение о переносе храмового комплекса
В 1960 году правительство Египта запланировало на реке Нил Асуанскую дамбу, строительство которой грозило затопить комплекс Абу-Симбел. Чтобы построить жизненно необходимую жителям Египта плотину, решили передвинуть храмы на безопасное от воды расстояние.
Египетское правительство обратилось в ООН с просьбой о помощи, и 51 страна поддержала проект по спасению храмов. В 1964-1968 в Египте провели работу: оба храма демонтировали и перенесли на 65 метров вверх на плато скал, под которыми они находились.
Храмы заново построили на 210 метров к северо-западу от первоначального места. Оба храма ориентированы в том же направлении, что и раньше.
Воссоздание храмов
Первоначально задача казалась невыполнимой. В начале 1964 года команда инженеров из разных стран приступила к демонтажу Аби-Самбела. Внутри храмов установили стальные леса и вручную распилили скульптуры на 1050 блоков весом по 30 тонн. Работали 9 месяцев днем и ночью. Разрезы сделали так, чтобы нанести храму минимальный ущерб.
Внутренние стены и потолки переносили на несущем каркасе из железобетона. Не менее трудоёмкая работа – собрать храмы заново. Самое пугающее – храм надо воссоздать так, чтобы луч солнца снова засиял на ликах богов.
Отдельные части собранных вновь храмов сделаны так аккуратно, что невозможно определить места их соединения. 10 километров швов искусно замазали строительным раствором.
Команда инженеров воссоздала и окружающую храм гору. Над храмом возвели огромный бетонный купол из 300 гигантских сцепных секций и засыпали камнями, имитирующими скалы.
Абу-Симбел, засиявший прежней красотой, выглядит так, будто и не сходил с места. И сегодня солнечные лучи касаются лика четырех статуй, как и 3000 лет до этого. Грандиозный перенос исторического памятника завершился успешно.
Спасение храма, внесенного во Всемирный список наследия ЮНЕСКО, продолжалось 4 года и стоило 42 миллиона долларов.
Мелкие статуи и стелы, окружающие храмовый комплекс, также перенесены и поставлены на место. Среди них – стела, посвященная Ашу-Хебседу, который строил храмовый комплекс. Стела рассказывает о том, как Рамсес, задумавший построить храмы в свидетельство о своей непреходящей славе, доверил эту работу Аше-Хебседу.
Около древнего храма установлена стела, повествующая об истории возвращения памятника в современность. Храмовый комплекс, засыпанный песком, обнаружил швейцарский востоковед Иоганн Людвиг Буркхардт в 1813 году.
Откопали храм в 1817 году благодаря Джованни Бельцони. К разочарованию первооткрывателей, в залах храмов не оказалось ни золота, ни драгоценных камней.
21 февраля и 21 октября в храме собирается до 5000 человек, чтобы увидеть оптический эффект, полученный в результате тончайших расчётов древнеегипетских звездочетов и жрецов, которых 33 века назад спроектировали храм так, что луч солнца света светит в глаза фараону. Остальное время года фараон прячется от мирской суеты в темном храме.
Сегодня храм Абу-Симбел – символ Египта, впечатляющий не только размером скульптур, но и гениальностью инженерной мысли древних египтян.
Пустыня опасна для пеших прогулок и поселиться рядом с храмом непросто, поэтому из соображений безопасности путешественники отправляются в Абу-Симбел организованно под охраной конвоя.
Храмы в Абу-Симбеле
Abu Simbel
• • • • • |
Абу-Симбел (250 км к югу от Асуана) широко известен комплексом из двух скальных храмов, возведенном в Нубии фараоном Рамсесом II. В 1960-х годах храмы оказались под угрозой затопления водами озера Насер, образовавшегося в результате строительства на Ниле Высотной Асуанской плотины. Силами международной коалиции, работавшей под эгидой ЮНЕСКО, храмы были распилены на блоки, перенесены на более высокое место, и укрыты бетонным куполом, замаскированным под скалу.
Туристы, прибывающие в основном в составе автоколонны из Асуана, сначала попадают к изнанке комплекса. Пространство возле билетной кассы радует неожиданным буйством растительности. |
Затем посетители направляются к берегу озера Насер, огибая искусственные «скалы» перемещенного из затопленной зоны храмового комплекса. Разумеется, об аутентичной романтической атмосфере мечтать не приходится, все что находится за пределами фасадов и помещений храмов выглядит аккуратно, но довольно уныло. |
Весь комплекс визуально рассчитан на прибытие к нему по реке. На рисунке Робертса (David Roberts, 1838), правда, раза в два преувеличена грандиозность сооружений: фигуры на фасаде Малого храма все-таки не в 10 раз выше человеческого роста. |
Планы и разрезы комплекса. |
Фасад Большого храма
На фасаде храма выделяются четыре сидящих на троне колосса Рамсеса II, своей 20-метровой высотой превосходящие колоссы Мемнона в Фивах. Один из них лишился верхней половины в результате землетрясения 27 года до н.э. |
Картина Робертса запечатлела храм таким, каким его уже никто никогда не увидит. Остается лишь завидовать первопроходцам. |
Так, по мнению National Geographic, фасад храма был раскрашен в древности. |
В огромных фигурах особенно качественно исполнены головы. |
Обзор подразумевался из позиции снизу-вверх. В начале XX века по еще не убранной песчаной насыпи можно было подняться на колени колоссу или просто взглянуть на на фигуры с более высокой точки – в таком ракурсе стройность нарушается, ладони выглядят грубо. |
Между колоссами находятся изображения царской семьи, не превышающие колен Рамсеса. Налево от безголового колосса стоит мать фараона, Мут-Туйа. Царица Нефертари помещена с правой стороны от него. Принц Аменхерхепшеф – между ногами колосса. |
На коленях того же колосса оставили свои автографы греческие, финикийские и карийские наемники Псамметиха II в 591 году до н.э. – это самые древние известные нам греческие надписи в Египте. |
Прорисовка греческих надписей, выполненная Лепсиусом (Lepsius, 1844): Диоген, Платон, Менелай, Птолемей, Тимострат, Плутарх, Ермолай и другие бравые бойцы. |
На боковых сторонах каменных тронов, обрамляющих вход в храм, парные божества Нила сплетают геральдические папирус и лотос вокруг иероглифа со значением «объединять». Изображенные под ними вереницы пленников разделены между севером и югом. Азиаты изображены на северном троне (правом, если стоять лицом к храму – на фото), нубийцы – на его южном (левом) двойнике. |
Над входом в храм в нише размещена фигура Ра-Хорахте с анхами в руках, левее внизу в той же нише – скипетр-иероглиф, читающийся как ус(е)р, правее – фигура Маат. Эта композиция представляет собой изобразительную передачу тронного имени Рамсеса – Усер-Маат-Ра (Могущественен правдой Ра). |
Та же символика присутствует в расположенных по бокам рельефах с изображением Рамсеса, протягивающего к Ра-Хорахте фигурку Маат – на голове богини помимо пера солнечный диск, и, вопреки обыкновению, она держит не знак анх, а скипетр уср (сравните с изображением Маат внутри картуша). |
Робертс, как мы видим, этого нюанса не заметил – на его рисунках Большого храма фигурки Маат в руках Рамсеса дополнены как раз знаком анх. Зато в его время (1838) фигура Маат у ног Ра-Хорахте была в лучшей сохранности. |
Венчает фасад высокий карниз, украшенный павианами, поклоняющимися восходящему солнцу. |
Одна из стел возле храма: Рамсес перед Амоном, Ра-Хорахте и Тотом. |
Храм для «той, ради которой светит солнце»
Как фрески Амарны, повествующие о любви Эхнатона и Нефертити, как рельефы на ларцах и спинке трона, показывающие юных влюбленных — Тутанхамона и Анхесенамон, так и храм Хатхор в Абу-Симбеле рассказывает современному человеку историю красивой любви, случившейся тысячелетия назад.
Несмотря на то, что у Рамзеса II было множество жен и наложниц, подаривших ему свыше сотни детей, Нефертари была его главной и любимой женой с первого же года царствования. Возможно, она стала супругой Рамзеса, еще когда он был принцем.
Изображение царицы Нефертари в облике богини Хатхор на фасаде храма
Стены храма Хатхор в Абу-Симбеле покрыты изображениями подношения даров, традиционными культовыми сценами. А вот колонны храма рассказывают о жизни Рамзеса II и Нефертари.
Отождествление Хатхор и Нефертари, начавшееся статуями фасада, продолжено и внутри храма. В святилище можно увидеть Рамзеса II, восхваляющего богиню Хатхор с обликом Нефертари. Интересны хатхорические колонны, причем на изображениях богини явственно видны… коровьи ушки. И ничего удивительного, что лицо Нефертари украшено подобным образом, ведь корова была священным животным и воплощением прекрасной Хатхор.
Кажется, что весь храм пропитан нежностью и любовью, которую великий фараон-победитель питал к своей прекрасной жене. Как говорится в посвятительной надписи на фасаде храма, «той, ради которой светит солнце».
The Great Temple
In ancient times, the Great Temple was known as “The Temple of Ramesses-Meryamun,” which means Ramses, beloved by Amun. It stands 30m (98ft) tall and 35 (115ft) long. The facade of this structure, the Great Temple of Abu Simbel, is 35 meters (115 feet) long and a full 30 meters (98 feet) high.
Vyacheslav Argenberg — Abu Simbel Great Temple
The entrance to the large temple of Abu Simbel is crowned by a carving of Ramses worshiping the falcon-headed god Re-Horakhty, usually referred to simply as Ra. Flanking the entrance are four seated colossal figures, each a towering 20 meters (65 feet) tall. Each of these large figures is a depiction of Ramses II, seated on his thrown, wearing his double crown. Around the figure’s knees there are small carvings of some of his wives and children. Beneath the colossi there are smaller figures that depict Ramses II and his conquered enemies including the Libyans, the Nubians and the Hittites. There are other statues that represent Ramses II’s family members as well as gods of protection.
Inside, the temple has a triangular layout, with rooms decreasing in size as one progresses into the temple; the rooms are filled with engravings of Ramses II and his beloved wife, Nefertari, paying homage to the gods.
Layout
The interior begins with an atrium consisting of eight pillars. One these pillars, Ramses II is depicted in disguise as the god Osiris. Hieroglyphs and images in this atrium depict in grand detail the king’s victory at the Battle of Kadesh.
Paul Nendick — Abu Simbel — Hypostyle Hall of the Great Temple
Beyond the first atrium, a second atrium opens up with four pillars decorated with images showing Ramses II embracing various gods. Beyond the second atrium is the inner sanctuary where statues of Ra, Amun, Ptah and Ramses II are all seated.
The Great Temple was constructed keeping in mind the position of the sun on February 22 and October 22. On these days, sunlight penetrates 55 meters (180 feet) into the inner sanctuary to illuminate the statues along the back wall. Only Ptah, the god of the Underworld, remains in darkness all year round. Why those specific dates were chosen remains a mystery and some believe they might represent Ramses II’s birthday or his coronation.
Shelby Root — Illuminated back wall of the inner sanctuary
Приложения
Внешние ссылки
О других проектах Викимедиа:
Абу-Симбел , на Викискладе?
Храмы Древнего Египта |
|
---|---|
Имеет ли мой | Al-Kharga • Amada • Beit — эль-Вали • Дебод • Эль-Hibeh • Гермополис • Карнакский • Луксор • Мединет Habu • Напата • Уади эс-Seboua • Сива • Солебе • Танис |
Атон | Карнак • Телль-эль-Амарна |
Анубис | Цинополис • Саккара |
Apis | Мемфис |
Бастет | Александрия • Телль Баста • Леонтополис • Саккара |
Хатор | Дейр-эль-Медина • Дендера • Гелиополис • Мемфис • Сехабит эль-Кедим • Небольшой храм Абу-Симбела |
Гор | Эдфу • Танис |
Исида | Александрия (Фария) • Александрия (Лактаны) • Бехбейт-эль-Хагар • Бусирис • Коптос • Дакка • Дендера • Дендур • оазис Дуч • Эль-Хилла • Эль-Кала • Гиза • Луксор • Махаррака • Мемфис • Филу • Саис • Тебтунис • Фивы |
Хнум | Эсна • Остров Элефантина |
Хонсу | Карнак • Танис |
Маат | Карнак |
Мин. | Ахмим • Коптос |
Монту | Хермонтис • Карнак • Медамуд • Тод |
Должен | Карнак • Напата • Танис |
Neith | Мемфис • Саис • Эсна |
Осирис | Абидос • Бусирис • Карнак • Карнак (Хекаджет) • Тапосирис Магна |
Птах | Герф Хусейн • Карнак • Мемфис • Мемфис • Мемфис • Пи-Рамзес |
Re | Дерр • Гелиополис |
Серапис | Александрия • Канопус • Саккара |
Сет | Аварис • Омбос |
Собек | Крокодилополис • Рененуте • Ком Омбо |
Тот | Каср-эль-Агос • Эль-Каб • Хермополис |
Другие божества | Храм Хентихети (Атрибис) • Храм Банебджедет (Мендес) • Спеос Четырех Создателей в Абу-Симбеле : Ра, Амон, Птах и Рамсес II • Парфенон — храм богов в оазисе Хибис • Храм Нехбет (Эль-Каб) ) • Храм Херишефа в Гераклеополисе Магна • Храм Уаджет (Буто) • Храм Уаджет (Ликополис) • Спеос-де- Паше в Бени-Хасане • Храм Сатиса и Анукиса на острове Сехел (окрестности Асуана ) |
Всемирное наследие в Египте |
|
---|---|
Культурный |
Абу-Мена (1979 г.) · Исторический Каир (1979 г.) · Мемфис и его некрополь — районы от пирамид от Гизы до Дахшура (1979 г.) · Нубийские памятники от Абу-Симбела до Филе (1979 г.) · Древние Фивы и их некрополь (1979 г.) · Площадь Святой Екатерины (2002) |
Естественный |
Вади Аль-Хитан (Долина китов) (2005) |
Всемирное наследие в:
|
- Портал Древнего Египта
- Археологический портал
- Портал всемирного наследия
Фото и описание
Храмы Абу-Симбел — два массивных скальных святилища в Нубии, на юге Египта, недалеко от границы с Суданом. Они расположены на берегу озера Насер, приблизительно в 300 км по дороге на юго-запад от Асуана.
Сдвоенные храмы были первоначально вырезаны в горной породе во время правления фараона Рамсеса II в 13 веке до нашей эры как памятник правителю и его жене Нефертари в честь победы в битве при Кадеш. Их огромные рельефные фигуры на внешней стороне получили мировую известность.
Строительство храмового комплекса началось примерно в 1264 г. до н.э. и продолжалось около 20 лет. Известный, как «Храм Рамсеса, любимца Амона», он был одним из шести подобных каменных сооружений, возведенных в Нубии во время долгого правления этого фараона. С течением времени сооружения пришли в упадок и покрылись песком. Уже в 6-м веке до нашей эры песок засыпал статуи главного храма до колен.
Повторное открытие памятников архитектуры состоялось в 1813 году, когда швейцарский востоковед Жан-Луи Буркхардт нашел верхний фриз главного храма, но не попал внутрь. В 1817 году Джованни Бельцони смог войти в комплекс, чуть позже было сделано первое детальное описание храмов и карандашные наброски.
Комплекс состоит из двух храмов. Более просторный посвящен Ра, Птаху и Амону — трем главным божествам Египта, его фасад украшают четыре большие (20 м) статуи Рамзеса. Помещение меньшего размера — храм богини Хатор, олицетворяющей Нефертари, наиболее любимую из многочисленных жен фараона. Колоссальные фигуры царя, сидящего на престоле в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта, были высечены прямо в скале. Верхнюю часть венчает фриз. Статуя слева от входа была повреждена в результате землетрясения, уцелела нижняя часть, а голову и туловище можно увидеть у ног памятника. Рядом расположены и другие статуи, они не выше колен фараона. Фигуры изображают Нефертари, королеву-мать Туй, его первых двух сыновей и первых шестерых дочерей.
Вход венчает барельеф, представляющий два изображения царя, склонившего голову перед скульптурой сокола Ра в большой нише. Отличительной особенностью фасада является стела, на которой запечатлен брак Рамсеса с дочерью царя Хаттусили III как подтверждение мира между Египтом и хеттами.
Внутренняя часть святилища — классической треугольной формы, характерной для самых древних египетских культовых построек, с многочисленными боковыми камерами. Гипостильный зал размером 18 на 16,7 метров поддерживается восемью огромными колоннами-статуями Осириса, бога подземного царства. Фигуры вдоль левой стены носят белую корону Верхнего Египта, статуи на противоположной стороне носят двойную корону Верхнего и Нижнего Египта. Барельефы на стенах зала изображают батальные сцены разных военных кампаний. Гипостильный зал переходит во второе помещение с колоннами, отделанными сценами подношения богам. Эта комната ведет к святилищу, в котором на черной стене вырезаны из камня четыре сидящие фигуры: Ра, обожествляемого Рамзеса, богов Амона Ра и Птаха.
Считается, что ось храма была расположена таким образом, чтобы 22 октября и 22 февраля лучи солнца проникали в святилище и освещали скульптуры на задней стенке, кроме Птаха, бога преисподней.
Святилище Хатор и Нефертари, или Малый храм, было построено на расстоянии около ста метров к северо-востоку от храма фараона Рамсеса. Это второй в истории древнего Египта храм, посвященный правительнице. Скальный фасад украшен двумя группами колоссов, которые отделены друг от друга большой аркой. Статуи, высотой чуть более десяти метров, изображают фараона и его жену. По обе стороны от портала находятся две скульптуры правителя в окружении богов Сета и Гора, небольших фигур принцев и принцесс. Интерьер Малого храма представляет собой упрощенную версию Великого храма. Барельефы на боковых стенах каменного святилища представляют сцены подношения различным богам от фараона или царицы.
Каждый храм обслуживал отдельный жрец, который представлял фараона в ежедневных религиозных церемониях.
История
Строительство
Во время его правления Рамсес II начал обширную строительную программу по всему Египту и Нубия, который контролировал Египет. Нубия была очень важна для египтян, потому что она была источником золота и многих других ценных товаров для торговли. Поэтому он построил здесь несколько величественных храмов, чтобы продемонстрировать нубийцам мощь Египта и сделать народ Нубии египетским. Самые известные храмы — это высеченные в скале храмы недалеко от современной деревни Абу-Симбел, у Второго Нильского порога, границы между Нижней Нубией и Верхней Нубией. Есть два храма: Большой храм, посвященный самому Рамсесу II, и Малый храм, посвященный его главной жене Королеве. Нефертари.
Строительство храмового комплекса началось примерно в 1264 году до нашей эры и длилось около 20 лет, до 1244 года до нашей эры. Он был известен как «Храм Рамсеса», любимый Амон».
Повторное открытие
Со временем храмы вышли из употребления и в конце концов покрылись песком. К 6 веку до нашей эры песок уже покрыл статуи главного храма по колено. Храм был забыт до 1813 года, когда Швейцарский востоковед Иоганн Людвиг Буркхардт нашел вершину фриз главного храма. Буркхардт рассказал о своем открытии с Итальянский исследователь Джованни Бельцони, который посетил это место, но не смог раскопать вход в храм. Бельцони вернулся в 1817 году, на этот раз успешной в своей попытке войти в комплекс. Подробное раннее описание храмов вместе с современными линейными рисунками можно найти в Эдвард Уильям Лейнс Описание Египта (1825–1828).
Переезд
Статуя Рамзес Великий в Великом Храме Абу-Симбела собрали заново после того, как в 1967 году его перенесли, чтобы спасти его от наводнения.
Масштабная модель, показывающая первоначальное и текущее местоположение храма (по отношению к уровню воды) на Нубийский музей, в Асуане
В 1959 году международная благотворительная кампания по спасению памятники из Нубия началось: самые южные реликвии этой древней человеческой цивилизации оказались под угрозой из-за поднимающихся вод Нила, которые должны были возникнуть в результате строительства Асуанская плотина.
Одна из схем спасения храмов была основана на идее Уильям Маккуитти построить прозрачную пресноводную дамбу вокруг храмов, чтобы вода внутри находилась на той же высоте, что и Нил. Должны были быть подводные смотровые камеры. В 1962 году идея воплотилась в предложение архитекторов. Джейн Дрю и Максвелл Фрай и инженер-строитель Уве Аруп. Они считали, что возведение храмов игнорировало эффект эрозии песчаника пустынными ветрами. Однако это предложение, хотя и было признано чрезвычайно элегантным, было отклонено.
Спасение храмов Абу-Симбел началось в 1964 году многонациональной командой археологов, инженеров и опытных операторов тяжелого оборудования, работающих вместе под руководством ЮНЕСКО баннер; Тогда это стоило около 40 миллионов долларов США (что эквивалентно 300 миллионам долларов США в долларах 2017 года). Между 1964 и 1968 годами вся территория была аккуратно разрезана на крупные блоки (до 30 тонн, в среднем 20 тонн), разобрана, поднята и снова собрана на новом месте на 65 метров выше и в 200 метрах от реки, в одном из самых больших мест. проблемы археологической инженерии в истории. Некоторые строения даже спасли из-под воды озера Насер. Сегодня храмы ежедневно посещают несколько сотен туристов. Охраняемые колонны автобусов и автомобилей отправляются дважды в день из Асуана, ближайшего города. Многие посетители также прибывают на самолете на аэродром, специально построенный для храмового комплекса.
Комплекс состоит из двух храмов. Более крупный посвящен Ра-Гарахты, Птах и Амон, Три государственных божества Египта того времени, а также четыре большие статуи Рамсеса II на фасаде. Меньший храм посвящен богине. Хаторв лице Нефертари, Самая любимая из его многочисленных жен.Храм теперь открыт для посещения.
Заключение
Победы фараонов простирались далеко за пределы страны Кемет. И славу своего войска, свое величие, свое могущество цари Древнего Египта старались запечатлеть не только в своей стране, но и на побежденных землях. В далеких пустынях стоят памятники победам фараонов. И ни песок, ни ветер не смогли за тысячелетия изгладить память о царских походах в Нубию — за рабами, слоновой костью, золотом, славой…
Самый грандиозный памятник этим походам сохранился до наших дней во всем своем первозданном величии. Сейчас в Абу-Симбел летят самолеты и плывут круизные лайнеры с туристами, желающими увидеть это чудо прошлого, освобожденное из песков. Грандиозные фигуры великого Рамзеса II встречают современных путешественников. Удивительные световые эффекты, как встарь, поражают воображение.
Но храмы Абу-Симбела — это не только памятник войнам и победам фараона. Это еще и памятник любви, перед которой равны все — и цари, и простолюдины, и древние египтяне, и люди XXI века. И чувства великого фараона, увековечившего в Абу-Симбеле память о своей семье и любимой жене, вполне понятны современному туристу. Древние памятники человечны. Даже если высечены в каменных скалах далеких пустынь…
Поделиться ссылкой