По форме государственно территориального устройства страны мира бывают

Формы государственного правления

Определяющими факторами формы государственного правления являются правовой статус чиновников и главы рассматриваемого государства. В качестве основных форм правления отмечают: монархии, республики и союзы (содружества).

Республика – право участвовать в процессах управления имеет каждый дееспособный гражданин. То есть, имея определенные знания, навыки и желание, любой член общества может претендовать на статус главы. В современном мире такие образования являются преобладающими. Существует разделение республик на парламентские, президентские и смешанные. В последнем случае право выбора главы принадлежит группе людей, входящих в парламент.

Парламентом или конгрессом называют государственное образование выполняющее роль законодательного органа и косвенно влияющее на функционирование правительства в целом.

Монархия – своеобразная форма правления подразумевающая сосредоточение всей власти в руках лидера, который может иметь различные названия, например, император, царь, шах и т.д. Право власти является наследуемым и передается по прямой линии.

Данная форма правления, хоть и менее распространена, но до сих пор существует. Монархия может иметь ограниченную или полную форму. В целом монархии делятся на:

  • абсолютную – вся власть в руках лидера;
  • конституционную – у лидера отсутствуют законодательные и исполнительные функции;
  • теократию – в качестве монарха выступает религиозный лидер.

Содружествами считают государства со своеобразной монархической формой правления. В качестве примера можно привести можно привести взаимоотношения Великобритании и ее бывших колоний. Так называемое Британское Содружество наций находятся под формальным управлением королевы Англии, фактическим же руководителем является губернатор.

Монархия сохранилась в 34 государствах, среди которых 11 относятся к развитым, 23 к развивающимся экономикам. Что касается конституционной монархии, то власть суверена ограничена парламентским большинством или нормами Конституции.

В качестве уникальной формы правления можно упомянуть ту, что до недавнего времени была установлена в Ливии. Здесь не существовало традиционных органов власти, отсутствовали многие социальные институты, а решения принимались сообща всем народом.

Социализм

Социализм является социально-политической и экономической моделью, в которой люди владеют основными средствами производства. Социализм отличается от капитализма отсутствием неравноправного разделения благ в обществе и более размытыми классами. Некоторые эксперты сходятся во мнении, что социализм являет собой строгую политику совместного владения и равного распределения ресурсов и тесно переплетается с госкапитализмом.

Другие считают, что социализм может вполне логично существовать со свободным рыночным капитализмом, внедряя в него элементы, уменьшающие классовый разрыв.

Одним из самых известных примеров эффективного социализма является так называемая скандинавская модель, где свободная рыночная экономика сочетается с обширными общественными инициативами, такими как бесплатная медицина и образование, сильное влияние профсоюзов, защита прав и свобод рабочих и так далее.

Что касается СССР, то в нём прослеживался симбиоз госкапитализма и социализма, где вместо свободной рыночной экономики было чёткое плановое разделение благ. В остальном же советский социализм мало чем отличался от скандинавского.

Абсолютная монархия

Этот государственный строй предполагает то, что власть одного самодержца не ограничена ничем. На политической карте современного мира таких стран осталось крайне мало. В основном в государствах с абсолютной монархией король (князь, шах, султан и так далее) одновременно является и президентом, и премьер-министром, и верховным судьей, и главнокомандующим, и даже главным духовным лицом. Правительство же формируется из членов правящей семьи и приближенных. Абсолютные монархии в современном мире — это Кувейт, Катар, Бруней, Омар, Бахрейн, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и другие.

Страны мира с монархической формой правления

Страны мира Форма правления Столица стран
Андорра Княжество Андорра-ла-Велья
Бельгия Королевство Брюссель
Ватикан Папское государство
Великобритания Королевство Лондон
Дания Королевство Копенгаген
Испания Королевство Мадрид
Лихтенштейн Княжество Вадуц
Люксембург Великое герцогство Люксембург
Монако Княжество Монако
Нидерланды Королевство Амстердам
Норвегия Королевство Осло
Швеция Королевство Стокгольм
Лесото Королевство Мбабане
Марокко Королевство Рабат
Свазиленд Королевство Масеру
Бахрейн Эмират Манама
Бруней Султанат Бандар-сери-Бегаван
Бутан Королевство Тхимпху
Иордания Королевство Амман
Катар Эмират Доха
Камбоджа Королевство Пномпень
Кувейт Эмират Эль-кувейт
Малайзия Султанат Куала-Лумпур
Непал Королевство Катманду
Оман Султанат Маскат
ОАЭ Эмират Абу-Даби
Саудовская Аравия Королевство Эр-Рияд
Таиланд Королевство Бангкок
Япония Империя Токио
Тонга Королевство Нукуалофа

Типы государств

Государства бывают разные, и это отражено в понятии формы государства.

Форма государства — это модель, по которой государство устроено внутри. Она состоит из:

  • формы правления — кто руководит страной и как передается власть;
  • формы государственного устройства — как делится территория и как части взаимодействуют между собой;
  • политического режима — какими способами осуществляется власть.

Разберем все эти формы по порядку.

Форма правления

Форма правления — способ организации высших органов государства, порядок их образования и взаимоотношений.

Простыми словами, форма правления — это то, кто руководит государством и каким образом этот руководитель или руководители взаимодействуют с другими органами и членами общества, а еще способ, по которому эта власть передается.

Есть две основные формы правления — монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой глава государства это один человек (монарх, король, царь, император) и власть передается по наследству.

Монархия может быть абсолютной и ограниченной (парламентской или дуалистической). Приведем примеры для каждого вида монархии.

  • Примеры абсолютных монархий: Российская империя или Саудовская Аравия в наши дни, где вся высшая власть сосредоточена в руках короля.
  • Примеры парламентских монархий: современная Великобритания и Нидерланды, где монархи играют символическую роль.
  • Пример дуалистической монархии: Марокко, где есть парламент, но у короля есть право назначить или сменить правительство.

Республика — форма правления, при которой избирается верховная власть. Республика может быть президентской, парламентской и смешанной.

  • Примеры президентских республик: Россия и США, где президент избирается всенародным голосованием, руководит страной и имеет широчайшие полномочия.
  • Примеры парламентских республик: Германия и Италия, в которых главой государства считается премьер-министр, который победил на выборах парламентской партии.
  • Пример смешанной республики: Франция, где широкие полномочия есть и у парламента, и у президента.

Форма государственно-территориального устройства

Государственно-территориальное устройство — это способ взаимосвязи территориальных образований. Государства по территориальному устройству можно разделить на унитарные, федеративные и конфедеративные.

  • Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой в составе страны нет самостоятельных образований, все регионы подчиняются единым центральным органам власти. Примеры унитарных государств: Великобритания, Испания, Япония.
  • Федерация — форма государственного устройства, при которой части страны обладают определенной политической самостоятельностью. Примеры федераций: Российская Федерации, США, Германия.
  • Конфедерация — союз независимых государств, созданный для достижения определенных политических целей, обычно временный. Примеры конфедераций: Конфедеративные Штаты Америки (объединение противников федеральной власти в годы Гражданской войны в США с 1861 по 1865).

Иногда названия обманчивы
Современная Швейцария по традиции называется Швейцарской Конфедерацией, но на деле имеет признаки федеративной республики.

Политический режим

Политический режим — это совокупность методов и способов для осуществления государственной власти и управления. Политический режим может быть демократическим, авторитарным и тоталитарным.

  • Демократия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равными правами участников. Примеры демократии: современные Франция, Швеция, Индия.
  • Авторитаризм — политический режим, при котором власть осуществляет один человек или элитарная группа, партия при минимальном участии народа. Пример авторитаризма: СССР эпохи застоя, современный Китай.
  • Тоталитаризм — политический режим, при котором государство стремится к полному контролю над всеми аспектами жизни общества и человека. Примеры тоталитаризма: нацистская Германия, КНДР времен Ким Ир Сена, СССР сталинской эпохи.

Разнообразие территориального устройства стран мира

Все государства мира можно разделить сложные и унитарные. Данные различия носят политико-территориальный характер и объясняются длительным формированием уникальных черт страны в ходе историко-культурного процесса. Государства унитарного типа отличается простой вертикальной структурой где управление принадлежит единому центру, а независимые или самоуправляемые административные единицы отсутствуют.

В таком государстве едиными являются и основные административные нормы, законы, конституции, органы контроля, надзора и управления. В большинстве случаев подобные страны населены представителями одной национальности. К сложным государствам относят следующие типы строя:

  • Уния – монархическое государство, состоящее из нескольких территориальных единиц (возможно ранее независимых) объединившихся под властью одного монарха.
  • Конфедерация – добровольное объединение независимых государств с целью экономического, военного или гражданского взаимодействия.
  • Федерация – многокомпонентное государство, имеющее в составе самоуправляемые административные единицы, наделенные определенными свободами. Компоненты подобного государства могут иметь собственную конституцию, государственный аппарат, язык и прочее. В ведении центрального элемента остаются основополагающие статьи, в том числе оборона, финансовые потоки, внешняя политика и т.д. Истинными федерациями можно считать Канаду и США.

↑ Признаки государства

Территория является основой государства. Территориальный признак построения отличает государство от родоплеменных, религиозных, общественно-политических и других объединений. Территория как признак государства нераздельна (принадлежность земли многим частным собственникам не делит между ними территорию); неприкосновенна, что находит свое выражение, в частности, в принципе невмешательства публичной власти в дела другого государства; исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства); неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).

суверенитет

Государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами.  государственная власть, будучи суверенной, 1) является универсальной, т.е. распространяется на все население и на все общественные, в том числе политические, организации; 2) может отменить любые действия общественных властей; 3) имеет исключительные средства воздействия, которыми никто, кроме нее, не располагает (армия, полиция, тюрьмы и т.д.).

население

Население как составляющий элемент государства – это сообщество людей, проживающих на территории данного государства и подчиняющихся его власти. В международном праве народ фактически отождествляется с населением, которое может быть полинациональным, состоять из различных племен, народностей и даже наций, при этом необязательно, чтобы все они идентифицировали себя с государством или титульной нацией. Важнейшее условие целостности государства — всеобщее подчинение населения существующей власти. Раскол населения по социально-классовому, этническому, религиозному или какому-либо иному признаку представляет серьезную угрозу существованию государства.

обязательность членства в государстве 

Любой человек, находящийся на территории государства, должен обязательно как-то определить с ним свои взаимоот­ношения. Он может быть гражданином (или подданным) этого или дру­гого государства, может быть лицом без гражданства, политическим беженец и т.д.

Гражданство – определяемый законом статус гражданина, устанавливающий его политическую и правовую принадлежность к какому-либо государству и выражающийся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

монополия на легальное применение силы

Государство поддерживает порядок, необходимый для нормальной жизнедеятельности общества, преимущественно средствами принуждения — законами и учреждениями, призванными гарантировать их исполнение. «Государство, — подчеркивал М. Вебер,— является таким союзом, который обладает монополией на легитимное насилие». Формы, средства, условия использования государством насилия или угрозы применения насилия строго определены и регламентированы законом, поэтому насилие со стороны государства является легитимным, или узаконенным

Важно учесть и то, что государство не просто наделено правом на применение насилия, а пользуется исключительным правом, т.е. монополией на применение насилия

наличие публичной власти и системы права

Государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов учреждений, непосредственно управляющих обществом;

право на взимание налогов и сборов

Государство располагает системой принудительного взимания налогов и иных обязательных платежей, обеспечивающей его экономическую самостоятельность.

  • наличие символики (герб, флаг, гимн),
  • государственный язык
  • денежная единица.

Проанализировав признаки государства, можно сформулировать следующее обобщенное определение государства как центрального института политической системы. 

Государство — это исторически сложившаяся особая форма организации политической власти в обществе, обладающая экономическим и территориальным суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).

Колониализм

Колониализм, так же как и бюрократия, не является основной формой государственности и может присутствовать как в демократиях, так и в монархиях (приобретая новую форму — империализм).

При колониализме страна стремится расширить своё влияние на другие территории — как правило, на более слабые в технологическом развитии цивилизации. Чаще всего это приводит к оккупации территорий, радикальной эксплуатации её ресурсов, в том числе и коренного населения, а также к навязыванию своих ценностей другим народам для укрепления власти.

Примером колониализма можно назвать практически любую великую державу XV–XX века, начиная с открытия Нового Света и заканчивая деколонизацией в середине прошлого столетия. Любые примитивные народы, особенно в колониальной политике Испании и Великобритании, считались ресурсом на уровне древесины, поэтому они либо уничтожались, либо эксплуатировались в качестве рабов.

Презентация на тему: » Государственный строй стран мира. Государственный строй любой страны характеризуется, прежде всего, формой правления. Различают 2 формы правления : республика.» — Транскрипт:

1

Государственный строй стран мира

2

Государственный строй любой страны характеризуется, прежде всего, формой правления. Различают 2 формы правления : республика и монархия.

3

Республика – форма правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному представительному органу – парламенту, а исполнительная власть принадлежит правительству.

4

Парламентская Республика ФРГ, Италия, Индия Президентская США, Бразилия, Россия

5

Монархия – это такая форма правления, при которой главой государства считается император, король, султан, эмир, князь, герцог и др. Верховная власть передается по наследству.

6

Монархии конституционная Дания, Норвегия, Бельгия, Япония и др. абсолютная Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар, Бруней теократическая Ватикан

7

Страна Форма правления Страна Форма правления Андорра Княжество Иордания Королевство Бельгия Королевство Катар Эмират Ватикан Папское гос — во Камбоджа Королевство Великобритания Королевство Кувейт Эмират Дания Королевство Малайзия Султанат Испания Королевство Непал Королевство Лихтенштейн Княжество Оман Султанат Люксембург Великое герцогство ОАЭ Эмират Монако Княжество Саудовская Аравия Королевство Нидерланды Королевство Таиланд Королевство Норвегия Королевство Япония Империя Швеция Королевство Лесото Королевство Бахрейн Эмират Марокко Королевство Бруней Султанат Свазиленд Королевство Бутан Королевство Тонга Королевство

8

Форма административно — территориального устройства

9

По формам АТУ страны делят на унитарные и федеративные

10

Унитарное государство – это такая форма АТУ, при которой в стране существует единая, неделимая, исполнительская и законодательская власть.

11

Федеральное государство – это такая форма АТУ, при которой наряду с едиными ( федеральными ) законами и органами власти существуют отдельные самоуправляющиеся единицы ( республики, штаты, земли, провинции и т. д.) имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти.

12

Федерации Страны Страны 1 Российская федерация 13 ФДР Эфиопия 2 Австрийская республика 14 ЮАР 3 Королевство Бельгия 15 Аргентинская республика 4 ФРГ 16 ФР. Бразилия 5 Швейцарская конфедерация 17 Боливарская респ. Венесуэла 6 Республика Индия 18 Канада 7 Малайзия 19 Мексиканские соединенные штаты 8 Союз Мьянма 20 США 9 ОАЭ 21 Ф. Сент-Китс и Невис 10 Исламская республика Пакистан 22 Австралийский союз 11 Ф. Исламская респ. Коморские о-ва 23 Ф. штаты Микронезии 12 ФР Нигерия 24 Босния и Герцеговина

11.1. Разновидности форм правления

Под
формой правления
понимается организация верховной государственной власти,
система взаимоотношений ее органов друг с другом и населением. Формы правления
по способу организации власти и ее формальному источнику делятся на монархии и
республи­ки. В монархии источником власти является одно лицо, и власть
передается по наследству. В республике высшие органы власти формируются
на выборной основе.

До 1917 года
формой правления в России была абсолютная монархия. Эта форма правления
характеризуется всевластием главы государства и не ограничена конституционными
учреждениями. Правительство назначается монархом и ответственно перед ним.

Большинство
современных монархий — ограниченные, конституци­онные. В них полно­мочия
монарха строго ограничены законодательными сис­темами.

Наиболее
распространенная в современном мире форма правления -республики.
Источником власти в них явля­ется народ, высшие органы власти изби­раются
гражданами.

В
зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и
подконтрольно, республики под­разделяются на три разновидности: парламентская,
прези­дентская и смешанная (полупрезидентская).


В соответствии с Конституцией в России провозглашена
республика. Однако, в связи с тем, что среди политологов нет единой точки зрения
относительно формы правления в современной России, уместно подробнее
остановиться на характеристике республик.


Американский политолог Х.Линц
выделил основные черты для президентской и парламентской систем. Для
президентской
системы характерно:


1. Президент и парламент избираются прямым
голосо­ванием на определенный срок независимо друг от друга (дуалистическая
легитимность), каждый имеет свой собственный срок полномочий.


2. Президент обладает значительными полномочиями, на
основе которых он действует, не нуждаясь в одобрении парламента.


3. Президент формирует кабинет министров и
администрацию.


4. Отстранение президента от должности возможно только
путем импичмента.

В президентской республике глава государства одновре­менно выступает и в
качестве главы правительства. Чаще всего он избирается непосредственно народом,
руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим.
Президент назначает членов кабинета министров, которые ответствен­ны только
перед ним. В президентской республике существует жесткое разде­ление властей и
их значительная самостоятельность.


Недостаток президентской системы — дуалистическая
легитимность президента и парламента. Кроме того, эта система не стимулирует
формирования сильных партий, так как Президент скорее заинтересован в сохранении
клиентелистских отношений.

Парламентская
система характеризуется следующими чертами:


1. Единственным демократически легитимным институ­том
является парламент: если же предусматривается прямое избрание Президента
народом, то Президент не может конкурировать с главой правительства в сфере
власти.


2. Правительство зависит от доверия со стороны
парла­мента или, по крайней мере, от его лояльности.

Главная
особенность парламентской республики обра­зование правительства
победившими на выборах в парламент партия­ми. Руководитель правительства
(премьер-министр или кан­цлер) официально не является главой государства, но
реаль­но является первым лицом в политической иерархии. Роль президента обычно
ограничивает­ся представительскими функциями.


Кроме того, существует полупрезидентская
система, для которой характерно следующее:


1. Президент и парламент — как в президентской системе
— избираются прямым голосованием (дуалистическая легитимность).


2. Исполнительная власть включает в себя два
института: избираемый на основе прямых всенародных выборов Президент, как в
президентской системе, и зависимое от парламента правительство, как в
парламентской системе.


3. Президент, как в любой президентской системе с
исполнительной и законодательной властью, имеет ограниченное влияние на
формирование правительства.

Полупрезидентская, или смешанная система, сочетает в себе признаки
президентской и парламентской республик. Полупрезидентская республика не имеет
таких устой­чивых типичных черт, как парламентская и президент­ская, и в
различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта —
двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом.

Формы государства

Говоря о формах государства, различают форму правления — организацию высших органов власти и форму государственно-территориального устройства — отношения между центральными и местными органами власти, распределение власти по территории страны.

По форме правления государство может быть монархией или республикой.

При монархическом правлении во главе государства стоит монарх и его власть, как правило, передаётся по наследству. Из курса истории вы знаете, что государств с такой формой было множество в разные исторические эпохи. На протяжении столетий существовала монархия и в России. Да и сегодня немало государств можно отнести к монархическим. Правда, во многих из них власть первого лица ограничена конституцией страны или каким-либо представительным органом, чаще всего парламентом. Примером такой ограниченной монархии, где король или королева «царствует, но не правит», может служить Великобритания.

СИТУАЦИЯ

Ещё в Средние века в английском государстве сложился принцип «король не может ошибаться», а следовательно, быть судим. Однако было очевидно, что управление должно быть ответственным — «какие-то лица должны отвечать за действия короля». Королевские приказы стали скрепляться подписью министра. Так постепенно исполнительные полномочия перешли от короля к министрам.

Какой принцип положил начало утверждению ограниченной монархии в Великобритании?

Конституционными монархиями являются Дания, Испания, Швеция, Япония и ряд других государств. В некоторых странах (например, в Саудовской Аравии) сохранились и абсолютные (ничем не ограниченные) монархии.

Перейдём к рассмотрению республиканской формы правления.

ФАКТЫ

Конституция, принятая в 1791 г. во Франции, объявила суверенитет, ранее принадлежащий королю, принадлежащим исключительно нации. В ней было записано, что во Франции нет власти, стоящей над законом, и король царствует только в силу закона.

Можно ли утверждать, что Конституция 1791 г. сохранила в стране монархию? Поясни свой ответ.

В республике высшие органы власти избираются на строго установленный срок. Если в эпохи Древнего мира и Средневековья республиканская форма правления встречалась сравнительно редко (вспомним Древние Афины, Новгородскую республику), то в Новое время многие государства стали республиками. При этом в некоторых из них ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, перед которым и несёт ответственность правительство. Такие республики называются парламентскими. К ним, в частности, относятся Италия, Германия.

Там же, где велики полномочия всенародно избираемого главы государства — президента, устанавливается президентская республика. Президент в ней руководит исполнительной властью — правительством, может отклонить любой закон, принятый парламентом (наложить вето). Президентской республикой являются США, многие относят к ней и Францию.

По формам территориально-государственного устройства различают унитарные и федеративные государства.

Унитарным считается такое государство, в котором его административные части (губернии, края, провинции) не обладают суверенитетом, у них нет своей конституции, местные органы власти подчиняются центральным. В ряде случаев (например, в Нидерландах) должностные лица на местах назначаются из центра. Вспомним устройство Российской империи. Вся территория государства делилась на губернии, при этом национально-исторические особенности, как правило, не учитывались. Главой исполнительной власти был губернатор, назначаемый императором. Сегодня на политической карте мира мы можем увидеть много унитарных государств с единым для всей страны законодательством. Среди них — Венгрия, Греция, Чехия и ряд других.

Иначе устроено федеративное государство. Здесь отдельные территории (штаты, республики, земли, являющиеся субъектами Федерации) обладают значительной самостоятельностью. Наряду с общими (федеральными) законами и органами государственной власти в субъектах Федерации действуют и собственные законы, и собственные органы управления. В нашей стране распределение полномочий между Центром и субъектами Федерации закреплено в Конституции. К ведению центральных органов отнесено в первую очередь то, что необходимо для поддержания целостности государства и его безопасности (федеральный бюджет и налоги, железнодорожный транспорт, атомная энергетика, внешняя политика, оборона). Центральная власть также берёт на себя защиту прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал.

Помимо России, федеративное устройство имеют Германия, США, Индия, Мексика, Канада и другие страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector