Политическая система франции до республики и сейчас

«Июльская» монархия

С восшествием на престол нового монарха – Карла Х (1824) – в политике правительства усилились реакционные тенденции. Были приняты законы о суровых преследованиях за посягательства на предметы религиозного культа (либералы окрестили его «достойным XV века»). Бывшим эмигрантам предполагалось выплатить огромные компенсации, для них создавались специальные майоратные латифундии. Это вызвало нарастание общественной оппозиции, поддерживаемой мощными кругами финансистов, недовольных внешней политикой монархии. Новое аграрное законодательство 1827 г. спровоцировало крестьянские волнения.

Нарастание либеральной оппозиции вызвало ответные меры правительства. После роспуска новоизбранного в 1830 г. парламента из-за его антиправительственных настроений, последовала серия королевских указов, которыми вводились строгие ограничения на периодическую прессу, назначались новые выборы, число депутатов в Палате сокращалось с 438 до 258, урезались ее права по контролю за правительством. Указы были восприняты как государственный переворот и нарушение Хартии 1814 г. Общественная поддержка и нараставшее недовольство режимом вылились в итоге в Парижское восстание (июль 1830 г.). В итоге восстания режим Карла Х был сметен, сам король низложен. 30 июля 1830 г. депутаты распущенной Палаты провозгласили «временным наместником» герцога Луи-Филиппа, близкого к финансово-банковским кругам. Спустя некоторое время он был коронован в качестве нового короля Франции.

Результатом Июльской революции 1830 г. было обновление уклада парламентской монархии в сторону политической либерализации. Это выразилось не только в законодательном режиме (ограничены права католического духовенства, сокращены выплаты компенсаций эмигрантам, отменена цензура печати, возрождено было местное самоуправление, принимались покровительственные меры для развития финансового и промышленного предпринимательства), но и в обновлении конституционного строя. 14 августа 1830 г. была опубликована обновленная Хартия. В ней содержалась Декларация гражданских прав, провозглашалась «народная монархия». Ограничивались права короля, в частности в отношении возможности приостановления законов. Отменялся официальный католицизм.

Организация парламентской власти в основном была сохранена. Но согласно законам 1831 г. были снижены имущественный и возрастной цензы для избирателей, звание пэров было сделано пожизненным, но не наследственным. Палата пэров сокращена вдвое и в силу этого почти утратила впоследствии влияние на правительство. Согласно Хартии 1830 г. создавалась новая политическая сила – Национальная гвардия (во главе которой вновь стал Лафайет). В годы Июльской монархии Франция сделала следующий важный шаг в развитии парламентаризма: правительство стало составляться по воле большинства депутатов парламента.

Индивидуальные доказательства

  1. Николаус Марш, Йоан Вилен, Матиас Вендел (ред.): Французское и немецкое конституционное право. Берлин / Гейдельберг 2015, стр.128.
  2. Альфред Плетч: Региональная география Франции. WBG, Дармштадт 2003, 2-е издание, ISBN 3-534-11691-7 , здесь стр. 330
  3. Плетч с. 331
  4. Петер Цюрн: республиканская монархия. О структуре конституции пятой республики во Франции. Мюнхен 1965 г .; Морис Дюверже: La Monarchie républicaine. Париж 1974 г.
  5. Франсуа Миттеран : Государственный переворот навсегда. Плон, Париж, 1964 (французский).
  6. Конституции Франции
  7. См. Хюбнер / Константинеско: Введение во французское право
  8. Книжное торговое в Леске + Будрич , Опладен.
  9. также опубликовано Федеральным агентством гражданского образования , Бонн, 2005 г.

Местное управление

Усиление централизованного регулирования коснулось и местного самоуправления вместе с территориальной администрацией. Политическая линия реорганизации заключалась в обеспечении исполнения вместо оппозиции, постоянным источником которой были выборные власти. Новая организация местной власти (с сохранением в главном сложившейся административно-территориальной структуры) была установлена законом 17 февраля 1800 г. Согласно общим началам реорганизации, коллегиальность местных властей подавлялась и заменялась единоначалием, местная автономия заменялась централизацией, выборность уступала назначению, низовые административные органы превращались в исполнительные, лишаясь прав решать что-либо значительное. Произошло и частичное видоизменение структуры: уезды переименовывались в округа, одинаковые для городского и сельского управления.

Главной фигурой департаментской администрации стал префект. Его назначал персонально Первый консул (затем император), и ему передавалась вся исполнительная власть. В качестве помощников при нем действовали генеральный секретарь, коллегиальный генеральный совет и исполнительный совет. Советы назначал также глава государства, руководствуясь выборным департаментским списком нотаблей. В округе аналогичное положение занял супрефект. При нем действовал окружной совет из 11 членов – для вотирования некоторых исполнительных решений. В низовых коммунах управление поручалось мэру (в коммунах с населением до 5 тыс. жителей его назначал префект, в более значительных – непосредственно глава государства). У мэра были заместители, а также муниципальный совет – в 10, 20 или 30 членов; членов советов выбирал префект согласно коммунальному выборному списку.

По-особому было преобразовано управление Парижа – с тем чтобы изжить революционно-коммунальные традиции. Городу с окрестностями был придан статус департамента, и он был разделен на 11 округов во главе с мэрами и двумя заместителями (их выбирал глава государства лично). Центральное управление было поделено между префектом департамента и префектом полиции, которые обладали непересекающимися полномочиями и отчасти контролировали друг друга.

Со временем выборность местных советов все более была заменена назначением, состав коллегии выборщиков был сделан пожизненным (1802), а затем вовсе – зависящим от усмотрения императора, который присвоил право определять в местные органы любых, по своему усмотрению, «достойных лиц» (например, членов Почетного легиона).

Система местного управления, сформированная в период Консульства и Империи, оказалась едва ли не самым долгоживущим установлением Империи и не претерпела значительных изменений (кроме выборности советов с 1870 г.) до XX века.

Франция — France

Франция — государство в Западной Европе, в состав которого также входит несколько заморских территорий. Это одна из ведущих и крупнейших стран европейского континента, граничащая на северо-востоке с Бельгией, Люксембургом и Германией, на востоке — со Швейцарией, на юго-востоке — с княжеством Монако и Италией, на юго-западе — с Испанией и миниатюрной Андоррой. Территория Франции омывается на северо-западе Атлантическим океаном, на северо-востоке — Северным море, а на юге — тёплым Средиземным морем. Пролив Ла-Манш отделяет её от острова Великобритания. Франция является демократической республикой и светским государством.

Франция — одна из самых красивых и интересных стран Европы с богатейшей историей и великолепным культурным наследием. Она славится живописной природой и уютными старинными городками, современными мегаполисами и фешенебельными курортами, музеями с мировым именем и изысканной кухней. Франция предлагает удивительное разнообразие ландшафтов: от сурового океанического побережья Нормандии до субтропиков Средиземноморья, от горных вершин Альп до сельскохозяйственных угодий Эльзаса, от лавандовых полей Прованса до виноградников и пастбищ Бургундии. Это невероятная, романтичная и самобытная страна, которая является самым популярным туристическим направлением в мире.

Флаг Франции

Достопримечательности Франции

Эйфелева башня

Эйфелева башня — символ Парижа. Это огромное металлическое сооружение высотой более 320 метров было построено за 2 года и 2 месяца в 1889 году. Названа в честь инженера Гюстава Эйфеля, архитектурное бюро которого её спроектировало и построило. Эйфелева башня была возведена как временное сооружение к Всемирной выставке, но со временем превратилась в главную достопримечательность Парижа. 

Нотр-Дам-де-Пари

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) — старейший и самый известный собор Парижа, расположенный в древнейшей его части на острове Сите. Это великолепный шедевр готики, увековеченный гениальным Виктором Гюго и превратившийся в культовое место столицы Франции. 

Лувр

Лувр — художественный музей в Париже, один из самых знаменитых и больших музеев мира, который ежегодно посещают около 10 млн. человек. Здесь находятся многие из самых известных произведений искусства западной цивилизации, среди которых Мона Лиза да Винчи и скульптура Венеры Милосской. 

Версаль

Версаль — роскошная королевская резиденция в стиле барокко, расположенная в пригороде Парижа. Является одним из самых известных и красивых дворцово-парковых комплексов во всём мире. Версаль считается настоящим произведением искусства и эталоном французского барокко. 

Млн-Сан-Мишель

Мон-Сен-Мишель — древнее аббатство на скалистом укреплённом острове в Нормандии, которое является одной из самых ярких достопримечательностей Франции. Монастырь является чудом средневековой готической архитектуры. А сам остров славится красивыми безмятежными видами.

Шартрский собор

Шартрский собор — великолепный собор, который является шедевром готики и включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Монблан

Монблан — самая высокая вершина Альп, расположенная на границе Франции и Италии. Это одна из самых живописных и «сильных» природных достопримечательностей Европы. 

Каркассон

Каркассон — сказочный средневековый город, окружённый мощными стенами с башнями. Представляет собой лабиринт узких извилистых улочек из булыжника и причудливых старых домов.

Рокамадур

Рокамадур — живописный средневековый городок на скалах, который известен как место паломничества. В часовне chapelle Miraculeuse хранится Чёрная Богородица — древняя фигура Девы Марии, вырезанная из орехового дерева. Базилика Сен-Совер является крупнейшей церковью этого городка и шедевром романского стиля и готики, а также объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Шенонсо

Шенонсо — один из самых красивых и известных замков в долине Луары, построенный в 16 веке. Замок построен на реке Шер и является вторым по популярности после Версаля. 

Храм Девы Марии в Ле-Пюи-ан-Веле

Храм Девы Марии в Ле-Пюи-ан-Веле — старинный собор на вершине живописной скалы. Является местом паломничества с средних веков. 

Римское наследие Нима 

Город Ним был основан римлянами и являлся важнейшим городом провинции Галлия. Здесь сохранилось несколько поразительных римский строений, среди которых выделяется амфитеатр и римский храм. 

Реймский собор

Реймский собор — внушительное средневековое религиозное сооружение и шедевр французской готики. Известен как место коронации французских монархов. 

Пон-дю-Гар

Пон-дю-Гар — грандиозный римский акведук, расположенный недалеко от города Ним на реке Гар (Гардон). Является самым высоким среди римских сооружений такого типа. 

Авиньон

Папский дворец в Авиньоне является одним из крупнейших и наиболее важных средневековых готических зданий в Европе. Дворец был построен в 14 веке, когда папы вынуждены были находиться в Авиньоне. 

Шамбор 

Шамбор — один из замков долины Луары, который является шедевром французского ренессанса. Построен в 16 веке в качестве королевской охотничьей резиденции. 

Вторая республика. Конституция 1848 г.

25 февраля 1848 г., после свержения «июльской монархии» в результате народного восстания в Париже, временное правительство провозгласило Францию республикой и пошло на некоторые социальные уступки (в частности, были организованы национальные мастерские для безработных)

Были проведены всеобщие выборы в Учредительное собрание, состав которого оказался достаточно консервативным. В рабочем вопросе был проведен обратный маневр (национальные мастерские закрыли), бунт парижского пролетариата был подавлен армией.

4 ноября 1848 г. была принята Конституция Второй республики. Источником государственной власти в ней объявлялся народ. Было закреплено всеобщее избирательное право. Под воздействием революционных событий большинство Учредительного собрания было вынуждено использовать новые конституционные подходы и установки, учитывающие широко распространившиеся среди низших слоев населения эгалитаристские настроения (в пользу всеобщего равенства) и требования «социальной республики».

Основами республики объявлялись семья, труд, собственность и общественный порядок. В Конституции 1848 г. декларировались демократические права граждан.

Система государственных органов Второй республики строилась на принципе разделения властей.

Центральную роль играл президент республики избираемый населением на 4 года. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д. Он назначал и смещал министров, а по совету последних – дипломатов, главнокомандующих флота и армии, префектов, правителей Алжира и колоний, а также ряд других должностных лиц. Правда, президент не мог быть переизбран на второй срок, не имел права роспуска Национального собрания, но в силу своей независимости от представительного органа мог бесконтрольно распоряжаться всеми рычагами исполнительной власти министрами, могущественным полицейско-бюрократическим аппаратом, армией.

Однопалатное (из 750 депутатов) Национальное собрание, избираемое на 3 года посредством тайного голосования французами старше 21 года на основе всеобщего избирательного права (т. е. без имущественного ценза), было наделено законодательной властью.

Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. Создание этого совета также ослабляло позиции парламента. В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих как от правительства, так и от самого Национального собрания К его ведению были отнесены также функции административной юстиции.

Государственные финансы

Усиленная централизация государства в особенности благотворно сказалась на упорядочении финансов и налоговой системы. Финансовый кризис конца XVIII в., усилившийся в правление Директории, был окончательно преодолен, и государственное регулирование обеспечило выход из экономического кризиса. Хотя оно одновременно создавало благоприятные условия для быстрого роста финансовой плутократии.

Налоговая система империи была основана на системе мер, сформированных начиная с первого года революции. Основным и практически всеобщим был земельный налог (по закону 23 сентября 1790 г.), которым облагалась любая, застроенная и незастроенная земельная собственность. В 1791 г. была введена также всеобщая личная контрибуция, исчислявшаяся соответственно доходам с движимого имущества (критерием которых было содержание значительных квартир, наличие слуг, лошадей). Существовал налог с патентов (восстановлен в 1798 г.). По образцу Англии был введен налог «на двери и окна» (1794), подразумевавший повышенное обложение более зажиточных жилищ. Первоначально система косвенных налогов была ограниченной: на юридические операции и таможенные пошлины. В период Империи, особенно в связи с возрастанием военного потребления, многообразные косвенные налоги, характерные для «старого режима», были восстановлены: акцизы на потребляемое спиртное (1806), на соль, табак (1810), государственная монополия на производство пороха (1807). Косвенные налоги к концу правления Наполеона давали доход до 43 млн. франков. В качестве главного регулятора финансовой системы был основан Банк Франции (1800). Формально это было акционерное общество, но большая часть акций принадлежала государству, которое обеспечивало патронат. Банку было предоставлено исключительное право выпуска государственных ассигнаций. В 1803 г. была проведена денежная реформа с введением в обращение новой единицы – франка – и с утверждением гарантированного государством соотношения драгоценных металлов в монетах (золото и серебро в отношении 2:1).

Упрочение государственных финансов наряду с ограблением соседних стран в ходе завоевательных войн наполеоновской эпохи обеспечило длительное поддержание высокой военной активности Империи. Культ армии, военной доблести, а вместе с тем военной субординации и произвола составляли неотъемлемую, но важную часть политической системы и администрации начала XIX в. Воинская обязанность была всеобщей (на основании закона 1798 г.) для мужчин старше 20 лет. Срок службы определялся в 5 лет. Однако успешные войны, предоставляемые ветеранам льготы и раздачи обеспечили Наполеону большое количество волонтеров во французской армии. В течение 15 лет Империи и Консульства под ружье было призвано свыше 2,7 млн. чел. Из них более 1 млн. погибло в ходе многочисленных кампаний, особенно неудачного для Наполеона русского похода 1812-1813 гг. Преувеличенное значение военного фактора в системе Империи предопределило то, что чисто военные неудачи стали главной причиной падения Империи в 1814 г.

ПАРИЖ

как столица и место пребывания основных государственных учреждений раньше управлялся по специальной системе, обеспечивающей строгий контроль со стороны правительства. Должности мэра не существовало, городом управляли префект Парижа и префект полиции, которые назначались правительством. Однако по закону от 1975 Париж с 1977 стал департаментом, управляемым так же, как и остальные департаменты, за исключением того, что за полицейскими функциями продолжал надзирать префект полиции, назначаемый правительством. Муниципальная власть в Париже устроена так же, как и в других городах Франции, и возглавляется мэром, избираемым Советом Парижа. Город разделен на 20 округов, в каждом из которых также имеются мэр и районный совет.

Население Париже в 2009 составило 10 млн. 41 тыс. человек.

Государственное устройство

В настоящий момент формой правления Франции является президентско-парламентская республика. Во главе государства стоит президент, который избирается сроком на 5 лет. С 2017 года президентом является Эммануэль Макрон.

Рис. 1. Президент Франции – Эмманюэль Макрон.

Начиная с 1958 года в стране действует Пятая Республика, именно в этом году была принята новая конституция. Однако Франция не всегда была президентской республикой. Абсолютная монархия во Франции существовала в период с XVI по XVIII века. В это время всея власть принадлежала монарху. Абсолютизм был свергнут Великой французской революцией.

Во Франции, как и в любой демократической стране существуют три ветви власти: судебная, исполнительная и законодательная. В судебной системе высшей судебной инстанцией является кассационный суд. Исполнительную власть осуществляет президент, который назначает премьер-министра. Премьер-министр в свою очередь отвечает за политическую составляющую правительства. Законодательная власть принадлежит парламенту, который принимает законы и контролирует действия правительства.

Административное устройство государства

Административно Страна распределяется на 22 области (Аквитания, Эльзас, Бургундия, Овернь, Центр, Бретань, Корсика, Шампань-Арден, Иль-де-Франс, Франш-Конте, Лимузэн, Лангедок-Руссильон, Лотарингия, Луара, Север, Нижняя Нормандия, Южные Пиренеи, Пикардия, Верхняя Нормандия, Рона-Альпы, Прованс-Альпы-Лазурный берег, Пуату-Шарант), которые разделяются на 96 департаментов, куда вошел Париж отдельной единицей. В состав государства еще входят четыре заморских департамента: Гвиана, Гваделупа, Мартиника и Реюньон, заморские регионы: Французская Полинезия, Новая Каледония, Французские австралийские земли и антарктические земли, острова Уоллис, Майотта, и Футуна, а также специальная территория островов Сен-Пьер и Микелон.

Легитимная монархия: хартия 1814 г.

После краха империи Наполеона I в 1814 г. во Франции была реставрирована монархия Бурбонов. Реставрация осуществлялась на почве временного компромисса между дворянством, желавшим сохранить остатки феодального строя, и верхушкой буржуазии, стремившейся сохранить богатства и преимущества, полученные в ходе революции и правления Наполеона. Политическим выражением реставрации являлась октроированная королем (изданная единолично монархом, как бы дарованная им народу) Хартия 1814 г. Она установила во Франции конституционную монархию. В Хартии содержались ссылки на «божественное провидение» и декларировалось, что «вся власть сосредоточивалась во Франции целиком в особе короля». Прежде всего, Хартия подчеркивала невозможность передела собственности: «Все виды собственности неприкосновенны, не исключая так называемой национальной» В Хартии нашли свое выражение также либеральные идеи. В ней говорилось о равенстве французов перед законом, о гарантиях личной свободы, о свободе слова и печати о недопустимости преследования за политическую деятельность.

Исполнительная власть осуществлялась королем (он назначал министров), а законодательная – делилась им с палатой пэров и палатой депутатов. Законодательная инициатива принадлежала только королю (осуществлялась путем издания королевских ордонансов). Монарх утверждал и обнародовал законы, от его имени осуществлялось правосудие, им же назначались судьи. Несмотря на это, нельзя было говорить о восстановлении королевского абсолютизма дореволюционного образца. Палата пэров целиком назначалась королем, пэры могли быть как пожизненными, так и наследственными. Палата депутатов избиралась на 5 лет. Король созывал палаты на сессию, мог объявлять перерывы в их работе, распускать палату депутатов. Избирательное право носило «сверхцензовый» характер. Участвовать в голосовании могли лишь французы старше 30 лет. уплачивающие прямой налог в размере 300 франков (таковых было не более 15 тыс. человек). От депутата требовалось достижение 40 лет, уплата прямого налога в 1 тыс. франков (таких лиц на всю страну набиралось не более 5 тыс.). Таким образом, в выборах участвовала лишь аристократическая элита, на поддержку которой и рассчитывал Людовик XVIII Вместе с тем «легитимная монархия» Бурбонов сохранила в основных чертах судебную и административную систему Первой империи.

После поражения Наполеона под Ватерлоо в 1815 г. произошла «вторичная» реставрация монархии и власти стали проводить политику полного восстановления абсолютизма. В 1820 г. был принят Закон «О двойном вотуме», который предоставлял право крупным налогоплательщикам иметь два голоса при выборах в палату депутатов. Закон о выплате эмигрантам, потерявшим в ходе революции земли, компенсации, вызвал недовольство королевской политикой. Правительство Карла X было свергнуто в июле 1830 г. Карл X бежал из Франции, престол был передан герцогу Луи Филиппу Орлеанскому. Государственный строй Франции после июльской революции – «июльская монархия».

Франко-русский союз

Колониальные захваты в Азии и Африке привели Францию к крайне напряженным отношениям с другим колониальным хищником — Англией. Их интересы сталкивались в Египте и Судане. Другой очаг англофранцузского соперничества возник в Юго-Восточной Азии. Завоевание Вьетнама Францией и захват Англией в 1885 г. Бирмы означали начало борьбы за Сиам и южные провинции Китая.

Германские милитаристы стремились использовать политическую изоляцию Франции и готовы были спровоцировать новую войну против Третьей республики. Только благодаря дружественной позиции России Франция была спасена от этой опасности. Тогда же французский капитал стал кредитовать царское правительство, нуждавшееся в деньгах. В 1893 г. был заключен франко-русский союз, который явился ответом на Тройственный союз (см. документ).

Франко-русский союз,упрочил положение Франции в Европе перед лицом Германии. Вместе с тем, опираясь на союз с царской Россией, французские империалисты активизировали захватническую колониальную политику.

Парламент Франции

Законодательный аппарат – двухпалатный Парламент, который состоит из Сената и Национального собрания. Руководство исполняет политическую деятельность государства, которое ответственно перед Парламентом, но ему может быть вынесен вотум недоверия стороной Национального собрания.

Сама законодательная деятельность Парламента сведена к таковым вопросам, как госбюджет и налоги, основы гражданского и уголовного производства, трудовое и избирательное право, всеобщие принципы защиты, образованность, местное самоуправление, право ратификации международных соглашений и договоров.

Нижняя палата Парламента — Национальное собрание (состоит из 577 избранников, из которых 555 от метрополии, а остальные 22 – от заморских департаментов и земель) – избираются на пять лет прямым всеобщим и тайным голосованием соответственно униноминальной мажоритарной системе двух туров. В голосовании могут принимать участие граждане, которые достигли восемнадцать лет.

Верхняя палата — Сенат — избирается на базе косвенного голосования (вся коллегия выборщиков состоит из избранников Нижней палаты, генеральных и городских советников).

Согласно Конституции председатель Сената, в случае отсутствия на посту президента, исполняет его обязанности до следующих назначеных выборов. Также Сенат обсуждает законопроекты, обращенные ему Национальным собранием либо конкретно вносимые Правительством.

Состав всего Сената (321 чел.) обновляется на третью часть каждые 3 года. Период полномочий каждого сенатора составляет девять лет.

Парламент Франции

Парламент Франции является двухпалатным, то есть состоит из Верхней палаты (Сенат) и Нижней палаты (Национальное собрание Франции), каждая из которых выполняет определенные функции.

ТОП-2 статьи

которые читают вместе с этой

Заседания Национального собрания проводятся в Бурбонском дворце , а Сената – в Люксембургском дворце. Когда палаты собираются вместе, они заседают в Версале.

Рис. 2. Бурбонский дворец во Франции.

В состав Национального собрания входит 577 депутатов, которые избираются путем прямых выборов по мажоритарной системе на 5 лет. Главной задачей национального собрания является рассмотрение и принятие новых законов, а также пристальное наблюдение за действиями правительства. Президентом является представитель лидирующей партии, а вице-президентом – представитель, как правило, другой партии.

В состав Сената входит 348 сенаторов, которые избираются всеобщим голосованием путем непрямых выборов сроком на 6 лет.

Рис. 3. Заседание в Сенате во Франции.

Минимальный возраст для сенатора – 24 года

Что мы узнали?

Франция является президентско-парламентской республикой. Но так было не всегда, так как еще несколько столетий назад в стране существовала монархия, где вся власть принадлежала королю. Сейчас принятие законов находится в ведомстве парламента, который состоит из двух палат – Сената и Национального собрания.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Падение Третьей республики во Франции

Государственность Франции в 1910—1930-х гг.

В ХХ в. Франция вступила Третьей республикой. В результате Первой мировой войны Франция, с 1904 г. входившая в так называемую «Антанту», получила обратно от Германии отторгнутые в 1871 г. промышленно развитые Эльзас и Лотарингию и значительную денежную репарацию. Кроме того, к своим немалым «заморским» владениям она добавила основные немецкие колонии в Африке. Однако война тяжело отразилась на французах: 1,5 млн убитых, масса разрушений, внешний долг Соединенным Штатам составил 4 млрд долл., сюда же можно прибавить и потерю капитала в России, вернуть который не удалось участием в оккупационных и интервенционных экспедициях в Советскую Россию. Революционный кризис удавалось сдерживать до 1919 г. чрезвычайными мерами военного времени. Однако вскоре по непрекращающимся требованиям рабочих пришлось пойти на введение восьмичасового рабочего дня.

В 1924 г. последовало признание и установление дипломатических отношений с СССР, а с 1935 г. вступил в действие Договор о союзе и взаимопомощи между Францией и Советским Собзом.

Период после Первой мировой войной и до Второй мировой войны характеризуется усилением влияния кабинета министров, особенно власти главы кабинета, концентрацией капиталов в руках 200 групп, становлением политических партий: радикал-социалисты (средняя и мелкая буржуазия), социалистическая партия Франции, компартия, фашистские объединения.

В 1934 г. фашистская организация «Боевые кресты» попыталась захватить власть в Париже, и угроза фашизма сплотила левые силы.

В 1936 г. между коммунистами, социалистами и радикалами было заключено соглашение о создании единого антифашистского Народного фронта.

Получив большинство голосов в парламенте, Народный фронт сформировал правительство, которое провело ряд кардинальных реформ. Был распущен ряд наиболее одиозных профашистских организаций, проведена национализация железных дорог и некоторых оборонных отраслей, несколько увеличена заработная плата, повышено пособие по безработице, установлена 40-часовая рабочая неделя, организованы общественные работы и др. Однако уже в 1937 г. под давлением и бойкотом монополий правительство Народного фронта было вынуждено уйти в отставку.

Новое правительство сразу встало на путь реакции и политики уступок Германии:

  • репрессии против левых сил — закрытие газет, новых партий и организаций отобрание мандатов у депутатов-коммунистов и запрет компартии (1938), роспуск профсоюзов;
  • подписание Мюнхенского соглашения 1938 г. в части положений о разделе Чехословакии и неоказании помощи республиканской Испании;
  • заключение франко-германского договора о ненападении (1938 г.).

Франция во Второй мировой войне

Франция обладала одной из сильнейших армий в Европе. 3 сентября 1939 г., после нападения Германии на Польшу, она объявила войну Германии, но последняя некоторое время не обращала на это особого внимания. Однако уже весной 1940 г. фашистские войска за пять дней, практически не встречая особого противодействия, маршем прошли всю страну и захватили Париж. На следующий год уже вся страна принадлежала гитлеровцам.

Так Третья республика прекратила свое существование. Прогитлеровское марионеточное правительство переехало в г. Виши. Однако в это время в Англии создается второе правительство — эмигрантское, во главе с генералом де Голлем (Комитет «Сражающаяся Франция»). Комитет активно сотрудничал с движением Сопротивления, организованным левыми силами во Франции. В 1942 г. движение Сопротивления и комитет «Сражающаяся Франция» объединились в Национальный фронт.

После освобождения Франции союзническими войсками в 1944 г. между политическими сторонами начинаются переговоры о программе действий. Усиление позиций социалистов и коммунистов в годы войны и Сопротивления выдвинуло их на первое место во Временном правительстве, которое возглавил генерал де Голль. В ходе постоккупационных мероприятий проводится чистка государственного и муниципального аппарата от изменников, национализация главных отраслей и т.д.

ПРЕЗИДЕНТ.

Во Франции, согласно Конституции 1958, президент является главой исполнительной власти. Он избирается сроком на семь лет. Президент назначает премьер-министра и отдельных министров. Он председательствует на заседаниях кабинета министров. При согласии кабинета министров президент имеет право в обход парламента поставить на референдум любой закон или договор, изменяющий характер государственных институтов. Впрочем, таким правом редко пользовался даже основатель и первый президент Пятой республики Ш. де Голль. Президент имеет право распустить нижнюю палату парламента – Национальное собрание – и назначить новые выборы. Вновь избранное Национальное собрание нельзя распустить в течение года после выборов. Статья 16 конституции позволяет президенту вводить в стране чрезвычайное положение и брать в свои руки всю полноту власти. В течение этого времени Национальное собрание не может быть распущено.

Новый режим и цезаризм

Период Консульства и Первой империи в цезаризм  имел особое значение в истории французской новой государственности и французского общества в целом. В правление Наполеона и во многом благодаря его государственной деятельности провозглашенный Революцией социальный и политический порядок приобрел стабильные очертания, в полной мере был основан строй «нового режима». Условное возрождение монархических тенденций, в немалой степени уподобленное институтам старого абсолютизма, послужило также историческому завершению централизации в стране, с отсутствием которой в общественном сознании связывались многие изъяны старых порядков. Централизация и военная администрация закономерно привели к отказу от политического либерализма и к ограничению гражданских свобод в стране. Как ни парадоксально, такое ограничение было также историческим обеспечением дела Революции: вызванный ею радикализм, политическая и гражданская анархия, даже коммунистические тенденции были очевидно опасны для главных приобретений «нового режима» – равенства и собственности. «Бонапарт принял наследие монархии и восстановил ее предание, ее людей и дела. Он не воскресил умерших привилегий, разрушение которых так улыбалось Ришелье, но он закончил дело наших королей, приводя все к более правильной и более сильной централизации. Энергичная администрация, полное равенство и совершенное отсутствие свободы – вот каково было устройство, восстановленное Первым консулом».

Система государственных институтов и административных принципов, сформированных в период Империи, оказалась наиболее долгоживущей в истории Франции – в значительной мере на протяжении XIX века. Хотя организация высшей политической власти в дальнейшем претерпевала неоднократно важные перемены. Империя привнесла в государственно-политический уклад Франции выраженное начало авторитаризма (источник которого был и в традициях крестьянской нации, и в особенностях деформаций взаимоотношений законодательной и исполнительной властей в период Революции). Это начало стало одной из основных созидающих и разрушающих сил последующей эволюции государства. Одним из источников конституирования политического авторитаризма стала, как это ни парадоксально, непосредственная демократия – в виде плебисцитов, референдумов на основе всеобщего избирательного права. Взаимная обусловленность непосредственной демократии и государственного авторитаризма (цезаризма), в ограниченной форме известная со времен античной тирании, стала одним из самых важных итогов истории Империи для всего политического уклада Нового времени.

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. 1999

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector