Многообразие стран мира. основные типы стран

Стадии развития государства

Выделяют три основные стадии развития государства: ранее, развитое и зрелое.

  • Раннее государство — организационно и социально неполное. Примеры ранних государств: государство франков, донормандская Англия, Киевская Русь, античные полисы.
  • Развитое государство — сословно-корпоративное государство, характеризуется обязательной централизацией власти, более высоким развитием всех его институтов. Первые развитые государства появились в Египте, Месопотамии и Китае.
  • Зрелое государство — наиболее развитая структура, которая характерна для индустриального общества с классами, нациями и национализмом. Является результатом развития капитализма и промышленной революции, то есть имеет принципиально иной производственный базис. Отличительная черта зрелых государств — их опора на нацию (нации) с общей национальной культурой. Первые развитые государства: Англия, Франция, Китай.

Наиболее развитые европейские страны

Великобритания находится на северо-западе европейской части. Название Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии появилось в 1800 году. Представляет собой парламентскую монархию. Состоит из Англии, Северной Ирландии, Шотландии и Уэльса. Столица страны — город Лондон.

Великобритания территориально делится на области, Шотландия объединяет 32 региона, которые значительно отличаются численностью населения, но количество депутатов здесь одинаковое. Уэльс состоит из 22 унитарных территорий, через каждые четыре года проводящих выборы.

Северная Ирландия объединяет 26 районов, не имеющих избирательных полномочий и осуществляющих контроль только за чистотой окружающей среды и домашними животными. Правящая династия Великобритании Виндзоры находится на престоле более 700 лет. В настоящее время она представляет Саксон-Кобург-Готскую династию, Глюксбургов, а также княжеский дом Гримальди.

Федеративная Республика Германия находится в центральной части Европы. По форме правления представляет парламентскую республику с однопалатным парламентом, по государственному устройству — федерацию, в состав которой входят 16 земель. Исполнительную власть возглавляет канцлер, президент имеет представительские функции.

Франция находится в западной части зарубежной Европы. Форма правления — парламентская республика. Главный законодательный орган — двухпалатный парламент, состоящий из Сената и Национального собрания. По административному устройству подразделяется на 18 регионов, состоящих из 101 департамента.

Как можно понять, формы правления в Европе различные. Но власти любой страны делают все возможное для процветания своего народа.

Типы государства

Анализ государственности опирается на вычленение базовых типов и форм государства.

За основу определения типов государств взят формационный подход. Исходя из этого подхода следует, что историческим типом государства принято считать сочетание важнейших черт государства конкретной общественно-экономической формации, которая отражает его классовую сущность.

Из истории известны основные типы государства:

  • рабовладельческое;
  • феодальное;
  • буржуазное;
  • социалистическое.

Макс Вебер считается основоположником социологической науки. Именно он ввел термин «социальное действие», который был принят ведущими социологами того времени.

Рис. 1. Портрет Макса Вебера.

Однако сегодня государства разнообразных социально-исторических образцов могут обладать массой специфических конкретных модификаций.

ТОП-2 статьи
которые читают вместе с этой

Более полную картину о типах государства свойственных периодам исторического развития позволит представить следующая таблица:

Унитарное государство

При унитарной форме государственного и территориального деления (устройства) на территории государства нет никаких образований с самоуправлением. Слово «unitas» с латыни переводится как «единство». В государстве с такой формой устройства есть одна единственная конституция (основной закон), единая для всех система органов власти. Административные органы выполняют функции исполнительной власти. А парламент занимается формированием законодательной, правовой и нормативной базы. Подавляющее большинство стран мира – унитарные государства. Например, можно назвать Францию, Японию, Венгрию, Италию, Ирландию, Нидерланды, Португалию, Китай, Монголию, Индонезию, Турцию, Сирию, Алжир, Украину и многие другие.

Соотношение типа и формы государства

Отчетливого соотношения между типом и формой государства не существует. На это может указывать тот факт, что в рамках государства одного типа могут наблюдаться разнообразные формы организации и действий государственной власти, также и государства, различающиеся по типу, могут иметь схожую форму. Примером этому может служить республиканская форма правления, которая свойственна практически для всех исторических типов государства, кроме феодального.

Рис. 3. Иван Грозный.

Под формой государства принято понимать организацию государственной власти, которая тесно связана с сутью и социальной ориентацией.

Здесь важно понимать, что сама суть и социальная ориентированность представляются основополагающими принципами организации власти, ее структуры

Тоталитаризм

Тоталитаризм — это развитие диктатуры, при которой правящая партия не ограничена ничем и может как угодно вмешиваться в общественную и частную жизнь нации. Власть, как и в случае диктатуры, находится в руках авторитетной и харизматичной фигуры, вокруг которой строится значительная часть пропаганды, ещё больше расширяющей культ личности. Чаще всего при тоталитаризме государство имеет полный контроль над СМИ и применяет элементы террора против своего же населения для подавления малейшего недовольства.

Ещё одним признаком тоталитаризма является желание построить утопическое государство.

Примеров тоталитаризма было много — от фашистских и коммунистических режимов XX века до современной Северной Кореи, где вся власть находится в руках диктатора, обладающего исключительной и неоспоримой властью, а практически вся пропаганда строится вокруг личности правителя. Любая критика действий правителя является преступлением и карается без надлежащих на то правовых процедур.

Колониализм

Колониализм, так же как и бюрократия, не является основной формой государственности и может присутствовать как в демократиях, так и в монархиях (приобретая новую форму — империализм).

При колониализме страна стремится расширить своё влияние на другие территории — как правило, на более слабые в технологическом развитии цивилизации. Чаще всего это приводит к оккупации территорий, радикальной эксплуатации её ресурсов, в том числе и коренного населения, а также к навязыванию своих ценностей другим народам для укрепления власти.

Примером колониализма можно назвать практически любую великую державу XV–XX века, начиная с открытия Нового Света и заканчивая деколонизацией в середине прошлого столетия. Любые примитивные народы, особенно в колониальной политике Испании и Великобритании, считались ресурсом на уровне древесины, поэтому они либо уничтожались, либо эксплуатировались в качестве рабов.

Политические режимы

Политический режим – это совокупность методов и способов осуществления государственной власти. Существуют такие виды политических режимов, как

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

  • демократический (власть находится в руках народа, гражданские права и свободы и задекларированы и реально работают);
  • недемократический (власть находится в руках правящей элиты, политического меньшинства, гражданские права и свободы только задекларированы, на практике не работают).

Недемократический политический режим также имеет определённые подвиды: авторитарный и тоталитарный (разница заключается в уровне контроля власти над обществом).

Большинство стран Зарубежной Европы – республики разного вида с демократическими политическими режимами. Республики Зарубежной Европы – это Франция, Италия, Швейцария, Германия, Австрия.

Но, несмотря на это, существует большое количество стран Зарубежной Европы с монархической формой правления. Сколько же их?

Крошечный Лихтенштейн

Лихтенштейн — это крошечное государство в самом центре Европы, которым правит князь Ханс Адам II. Он унаследовал трон от своего отца и правит с 1989 года, являясь пятнадцатым правителем страны, но первым, кто родился и вырос непосредственно в Лихтенштейне. Это карликовое государство, расположенное на границе Австрии и Швейцарии, основано в 1719 году, а независимость от Германии получило в 1866 году. Общая площадь Лихтенштейна составляет 160 квадратных километров, а численность населения по последней переписи — 33000 человек.

Удивительно, но, несмотря на карликовые размеры Лихтенштейна, его правящий князь считается самым богатым из европейских монархов. Его состояние, по данным журнала Forbes, составляет около 4 миллиардов долларов. Это объясняется тем, что Лихтенштейн стал одним из главных оффшоров в мире, тут зарегистрированы многочисленные крупные компании, которым предлагаются налоговые льготы. Также эта страна является одним из центров банковских услуг, составляя конкуренцию расположенной поблизости Швейцарии.

Виды республик

В прошлом преобладал монархический вид правления, но сейчас большинство стран – республики. Всего их насчитывается около 140. Среди них выделяют:

  • президентские;
  • парламентские;
  • смешанные.

В президентской республике (США, Камерун, Кот-д’Ивуа́р, большинство латиноамериканских государств) главная роль принадлежит президенту. Он избирается народом, является главнокомандующим военных сил и представительным лицо страны на мировой арене. Президент формирует правительство, подает законопроекты в парламент и утверждает их. Раньше срока сместить его с поста парламент может при помощи импичмента.

В парламентской республике президент обладает меньшими полномочиями. Главу государства, как правило, выбирает парламент или специальный орган. Президент является лишь представительным лицом, вся реальная власть принадлежит парламенту. Правительство также подконтрольно ему, а не главе страны. Среди современных парламентских республик находится Австрия, Турция, Швейцария, Суринам, Ботсвана.

Принципы смешанных республик отличаются в разных странах. Главной их чертой является взаимная подотчётность парламента и президента. Они контролируют действия друг друга. Парламент может предъявить главе правительства вотум недоверия, а тот, в свою очередь, имеет право распустить парламент.

Формы правления государства: понятие и виды

У каждого государства есть определённый механизм, модель, согласно которой осуществляется контроль и управление обществом. Одним из элементов этой модели является форма правления. Она определяет, кому принадлежит власть в стране. Существует два основных вида гос. управления: монархический и республиканский. Первый представляет собой систему, где во главе стоит единственный правитель, или монарх. Его могут называть королём, султаном, царём и т. д., но суть от этого не меняется.

В республике власть представлена специальными выборными органами, состоящими из большого количества людей. Источником власти в таком случае выступает не монарх и его воля, а народное большинство. Оба вида правления очень древние. Монархия существовала в Древнем Египте, Китае, Японии и т. д. Примером другого вида может служить Афинская демократия и Римская республика. Иногда одно государство объединяет черты обеих форм. Такие виды правления называют гибридными, или смешанными.

Организация и проведение выборов

В Конституции Российской Федерации отдельный раздел посвящен порядку проведения выборов в России. Термин «выборы», который используется рядовыми гражданами в разговорной речи, применительно к российским реалиям является тождественным официальному термину «референдум». Референдум — это голосование, в процессе которого каждый гражданин государства может выразить свои политические предпочтения. Вот основные особенности российских выборов:

  • Выборы проходят на нескольких уровнях: муниципальном, региональном и федеральном. Муниципальный уровень — это выборы в органы местного самоуправления. Региональный уровень — это выборы областных и краевых властей. Федеральный уровень — это выборы в Государственную думу. Высший уровень — это голосование за президента страны.
  • Участвовать в референдуме может любой гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет и получивший паспорт. При голосовании предъявлять паспорт обязательно.
  • Голосуют по месту постоянной регистрации. Если в день выборов человек планирует находиться в другом городе, нужно заранее оформить открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение — это документ, обладатель которого имеет право проголосовать на избирательном участке в любом населенном пункте, вне зависимости от места постоянной регистрации.
  • Голосование является тайным и проходит в закрытых кабинках. Каждый участник получает бюллетень, отмечает любым знаком фамилию кандидата или наименование партии, а затем помещает бюллетень в закрытую урну.
  • Когда избирательные участки закрываются, избирательная комиссия ведет подсчет голосов. Кандидаты или партии, получившие абсолютное большинство голосов, считаются победившими. При спорных результатах назначается второй тур выборов.

Олигархия

Элементы олигархии так или иначе присутствуют во многих авторитарных и даже демократических строях. Если обобщить, то олигархия является формой правления, при которой государством управляет определённый круг лиц, объединённых по какому-либо признаку (например, по родословной, расе или финансовому положению). Поэтому к олигархическим формам правления можно причислить аристократию, тоталитаризм и любые другие общественно-политические строи, ограничивающие права и свободы большинства.

Одним из примеров олигархии является правительство ЮАР в период с 1948 по 1991 годы, называвшееся апартеидом. В ЮАР тех времён чётко прослеживалась расовая олигархия, где белое меньшинство управляло чернокожим большинством и контролировало политику, правоохранительные органы, социальную сферу и другие субъекты государственного устройства.

Государственное устройство

В любом государстве, будь то республика или монархия, существует свое государственно-территориальное устройство. Это законодательно установленная форма объединения отдельных регионов и земель страны. Можно представить такие типы устройства:

  • федерация — добровольное объединение законодательно самостоятельных территорий, подчиняющихся центральной власти в решении наиболее важных вопросов;
  • уния — целостное государство, в состав которого входят территориальные административные единицы (области, регионы, районы);
  • конфедерации — временные союзы независимых государств.

Функции государства[]

Изначально любое государство выполняло триединую задачу:
-управлять хозяйством и обществом;
-защищать власть класса эксплуататоров и подавлять сопротивление эксплуатируемых;
-оборонять собственную территорию и (если имеется возможность) грабить чужую.
По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства:

Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства ее реализации.

Функции государства классифицируются:

  • по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
  • по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определенный этап развития государства),
  • по значению: на основные и неосновные,
  • по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:

  • Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
  • Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
  • Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
  • Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
  • Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоев общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
  • Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
  • Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства.
  • Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

К внешним функциям государства относятся:

  • Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.
  • Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
  • Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Также проводится разделение между:

  • деятельностью по выработке политических решений (public policy-making); и
  • деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению (public administration).

Исторические примеры

Каждая из форм правления когда-либо существовала на планете. Некоторые сохранились до сих пор, хотя для цивилизованного мира они выглядят странно, даже варварски.

Из современной истории можно привести примеры монархий:

  • Абсолютные — Катар, Саудовская Аравия, некоторые другие страны Африки.
  • Конституционные дуалистические — Марокко, Кувейт, Монако.
  • Конституционные парламентские — Дания, Швеция и некоторые другие государства европейской карты.
  • Классические парламентские — Великобритания.
  • Классическая конституционная — Япония (власть сосредоточена у кабинета министров).
  • Теократическая — Ватикан.

Термин применяется к странам, которые на самом деле являются республиками, имеется Конституция, власть принадлежит народу. Однако существует и лидер, отыгрывающий роль в проведении различных торжеств и празднеств. Он своеобразный символ.

Республик в современности намного больше. Это значит, что цивилизованное общество развивается, отходит от рабовладельческого строя и феодализма. Одним из классических примеров является США, где практикуется президентский формат. Глава государства является верховным главнокомандующим, представителем правительства, наделяется полномочиями распускать парламент, если сомневается в его компетентности.

Интересно соотнести понятия политического режима и формы правления. В первом случае понимаются методы осуществления власти. Разновидности — демократия, бюрократия или авторитаризм. Обратная категория — анархия, она позиционируется как полное отсутствие какого-либо режима, и каждый гражданин волен делать все, что ему захочется.

Форма правления по определению отличается. Так называют установленные на конституционном уровне законы и правила, в соответствии с которыми устанавливается власть. Не допускается выход за эти рамки. Если такое наблюдается, то гражданин, независимо от его положения в обществе, должен будет понести юридическую ответственность.

Величина территории и численность населения

Для систематизации используют количественные параметры, такие как размер территории и численность населения. В зависимости от занимаемой площади страны подразделяются на такие группы:

  • Большие (гиганты). По площади выделяются 10 самых крупных стран: Россия, Китай, США, Канада, Бразилия, Австралия, Судан, Казахстан, Индия, Аргентина. Территория каждой из них более 2,5 млн квадратных километров.
  • Средние. Большинство стран относится именно к этой категории. Испания, Франция, Марокко, Куба.
  • Карликовые. Занимают очень незначительную площадь — Ватикан, Лихтенштейн, Сейшельские острова, Сан-Марино.

Классифицируют государства и по количеству населения в них. В этой группе выделяют: крупные с населением более 100 миллионов человек (Россия, Китай, Индия), средние (Польша, Азербайджан, Италия), микрогосударства с количеством жителей 20—30 тысяч человек (Андорра, Монако, Люксембург).

↑ Признаки государства

Территория является основой государства. Территориальный признак построения отличает государство от родоплеменных, религиозных, общественно-политических и других объединений. Территория как признак государства нераздельна (принадлежность земли многим частным собственникам не делит между ними территорию); неприкосновенна, что находит свое выражение, в частности, в принципе невмешательства публичной власти в дела другого государства; исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства); неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).

суверенитет

Государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами.  государственная власть, будучи суверенной, 1) является универсальной, т.е. распространяется на все население и на все общественные, в том числе политические, организации; 2) может отменить любые действия общественных властей; 3) имеет исключительные средства воздействия, которыми никто, кроме нее, не располагает (армия, полиция, тюрьмы и т.д.).

население

Население как составляющий элемент государства – это сообщество людей, проживающих на территории данного государства и подчиняющихся его власти. В международном праве народ фактически отождествляется с населением, которое может быть полинациональным, состоять из различных племен, народностей и даже наций, при этом необязательно, чтобы все они идентифицировали себя с государством или титульной нацией. Важнейшее условие целостности государства — всеобщее подчинение населения существующей власти. Раскол населения по социально-классовому, этническому, религиозному или какому-либо иному признаку представляет серьезную угрозу существованию государства.

обязательность членства в государстве 

Любой человек, находящийся на территории государства, должен обязательно как-то определить с ним свои взаимоот­ношения. Он может быть гражданином (или подданным) этого или дру­гого государства, может быть лицом без гражданства, политическим беженец и т.д.

Гражданство – определяемый законом статус гражданина, устанавливающий его политическую и правовую принадлежность к какому-либо государству и выражающийся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

монополия на легальное применение силы

Государство поддерживает порядок, необходимый для нормальной жизнедеятельности общества, преимущественно средствами принуждения — законами и учреждениями, призванными гарантировать их исполнение. «Государство, — подчеркивал М. Вебер,— является таким союзом, который обладает монополией на легитимное насилие». Формы, средства, условия использования государством насилия или угрозы применения насилия строго определены и регламентированы законом, поэтому насилие со стороны государства является легитимным, или узаконенным

Важно учесть и то, что государство не просто наделено правом на применение насилия, а пользуется исключительным правом, т.е. монополией на применение насилия

наличие публичной власти и системы права

Государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов учреждений, непосредственно управляющих обществом;

право на взимание налогов и сборов

Государство располагает системой принудительного взимания налогов и иных обязательных платежей, обеспечивающей его экономическую самостоятельность.

  • наличие символики (герб, флаг, гимн),
  • государственный язык
  • денежная единица.

Проанализировав признаки государства, можно сформулировать следующее обобщенное определение государства как центрального института политической системы. 

Государство — это исторически сложившаяся особая форма организации политической власти в обществе, обладающая экономическим и территориальным суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).

Распределение по типам

У форм государственного правления есть много различных признаков. С их помощью удается проводить классификацию. В глобальном смысле их разделяют на две подкатегории:

  1. Монархии, когда власть в наличии у одного человека и передается по наследству (преимущественно по мужской линии).
  2. Республики, когда органы управления избираются населением на конкретный промежуток времени. Выборы проводятся специальными комиссиями, контролирующими свободу граждан принимать решения.

Формы правления в России сменялись на протяжении истории. В настоящее время она является демократической правовой федеративной республикой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector