Богоявленский кафедральный собор в елохове
Содержание:
История строительства
В XIV-XV веках на месте, где теперь стоит храм, располагалось село Елох. Согласно словарю Даля, это название означает «ольху» или «мокрое, низинное место». Историки полагают, что раньше здесь рос густой ольшанник.
Елохово было небольшим пригородным селением и имело собственный храм в честь Владимирской иконы Богоматери. Примечательно, что в этом приходе появился на свет известный всем московский юродивый Василий Блаженный.
Богоявленский храм в Елохово известен с 80-х годов XVII века. Первоначально это была обыкновенная деревянная церковь с приделом в честь праздника Благовещения. В 1712 году по указу российского царя Петра I ее начали перестраивать в камне. Кирпич выделил сам Петр I. Денег не хватало, но благодаря помощи полковника русской армии Воронецкого и младшей дочери царя Иоанна V – Прасковьи, строительство удалось завершить. В 1731 году архиепископ Леонид провел в новой церкви первую службу.
В XVIII веке село Елохово сильно разрослось и вошло в состав Москвы. В 1799 году в расположенной неподалеку Немецкой слободе в семье Пушкиных появился на свет мальчик. Вскоре будущего поэта – Александра Сергеевича Пушкина крестили в старом Богоявленском храме.
Перед начало войны 1812 года в Елохово состояла одноглавая церковь с трапезной и высокая колокольня. Во время нашествия Наполеона всю Москву охватили сильные пожары. Страшный огонь уничтожил почти весь церковный приход. Беда коснулась каждой семьи. Из более 200 жилых дворов уцелело лишь шесть. Старый храм не сгорел, но был разграблен французскими солдатами.
В 1830-е годы жилые здания в приходе отстроили заново. Количество верующих выросло, и небольшое пространство старого петровского собора уже не вмещало всех, кто приходил на церковные службы.
Вид Елоховского собора со Спартаковской улицы
В 1835 году московский архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин подготовил проект, по которому началось строительство нового Елоховского собора. Большую часть денег для храма выделил богатый московский купец Василий Щапов.
Он чем мог помогал прихожанам и оставался главным ктитором храма до самой смерти в 1864 году.
Через 5 лет после начала строительства стены собора были готовы, поэтому решено было возводить барабан центрального купола. Однако, случилась беда – слабые боковые арки не выдержали нагрузки, и появились трещины. Стройку продолжили только после того, как все повреждения были устранены.
Здание было готово в 1845 году, началась внутренняя отделка, длившаяся до 1853 года. К этому времени приход собора насчитывал почти 3,5 тысячи человек. Спустя несколько лет храм реконструировали, иконостас покрыли червонным золотом, а алтарь украсили живописью и лепниной. В начале прошлого века при соборе существовали дом престарелых и приют для детей-сирот.
Вид Елоховского собора со стороны Нижней Красносельской улицы
Современность
В 1991 году на стене около входа установили мемориальную доску с упоминанием о крещении в соборе Александра Пушкина. В 1992-м, после того как Успенский храм получил статус Патриаршего, Богоявленский стал кафедральным.
В 2008 году в соборе был похоронен патриарх Алексий II.
Что есть что в церкви
Во время Второй Мировой войны здесь был пункт противовоздушной обороны. Тогда здание Елоховского собора заминировали, чтобы при отступлении российской армии храм не достался врагу. Также в соборе собирали пожертвования на нужды обороны России: митрополит Сергий лично вложил бриллиантовый крест с клобука и наперсный крест с груди.
До 1992 года Богоявленский Елоховский собор был Патриаршим кафедральным собором. Затем Патриаршим собором стал Успенский собор Кремля, а Елоховский — кафедральным.
В советское время здесь проходили все главные богослужения. В соборе даже похоронены два патриарха — Сергий в 1944 году и Алексий II в 2008. Их надгробия можно увидеть в северном и южном приделах соответственно.
Среди святынь собора — список чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Он способствовал освобождению России от поляков в 1612 году. Образ перенесли в Елоховский храм из Казанского собора на Красной площади. А из разрушенного в 1929 году Чудова монастыря перенесли мощи Московского митрополита Алексия.
Елоховский собор на фотографиях разных лет:
А вы бы хотели дополнить рассказ о Богоявленском соборе в Елохове?
Это интересно: Боголюбский женский монастырь — излагаем подробно
Святыни
Елоховский собор в Москве может похвастать значительным собранием важных православных святынь. Это, например, такие известные иконы, как:
- Список чудотворного образа Казанской Божьей Матери,
- Богоматерь «Избавительница»,
- Божья Матерь «Млекопитательница».
Первый из образов особо важен, поскольку представляет собой список XVIII века, находившийся в Казанском соборе на Красной площади. По сути, это была одна из главных богородичных святынь Москвы. Когда в 1946 г. собор был закрыт и разрушен, икону перенесли в Елоховский храм и поместили в иконостас, сам по себе являющийся значимой реликвией.
Богоматерь «Избавительница» также поступила в храм из другой закрытой московской церкви – Покрова в Филях. Этот образ считается чудотворным и привлекает к себе немало паломников, как и Божья Матерь «Млекопитательница», которая находится в храме с конца XIX века и является подарком настоятеля афонского Ильинского скита архимандрита Гавриила.
Елоховский храм, который знает вся Москва, помимо чудотворных икон славится и другими реликвиями. Речь в частности идет о мощах святителя Алексея Московского, которые были переданы храму в 1947 г. Тогда же для них была изготовлена бронзовая рака с вышитым изображением святого на крышке. Автором проекта стал художник М.Е. Губонин, который создал и деревянную сень над ракой.
Рядом с северной стеной храма находится Распятие второй половины XIX века, под которым стоит металлическая рака, содержащая в себе сразу несколько святынь — частицу Древа Животворящего Креста, главу св. Ионна Златоуста, десницу апостола Андрея Первозванного, частицы мощей святителя Петра и Николая чудотворца.
Важной для современной истории святыней является погребение патриарха Сергия. Беломраморное надгробие для него создал в 1949 г
великий архитектор Щусев, для которого это было одно из последних творений. Рядом, под стеклянным колпаком, выставлен патриарший куколь Сергия.
Архитектор и внешняя отделка собора
По просьбе прихожан в 1835 г. храм начали отстраивать заново. Архитектором был Евграф Тюрин. Треть расходов на строительство возместил Василий Щапов. Купец регулярно выделял средства в пользу православного храма, до самой смерти. Строительство закончилось в 1845 г. Проект был создан в стиле ампир. Пятикупольное здание, высотой 56 м., в центре купольная ротонда.
Интересно, что купола имеют широкие и высокие оконные проемы с тонкими переплетами, за счет чего возникает ощущение, будто главный купол парит в воздухе. Ротонда в центре украшена расписным узором над окнами. С севера и юга собор декорирован колоннадой и пилястрами. Множество декоративных элементов в проекте Тюрина скрывает тяжеловесность кубического здания и придает красивый вид.
В 1853 г. здание было освящено митрополитом Филаретом. А в конце 50-х гг. по проекту Петра Зыкова заново возвели верхние колокольни. В 1889 г. по его же проекту был создан граненый купол, расположили его над трапезной, соединенной с основным зданием небольшим проходом. На боковых фасадах выстроены ступенчатые аттики. Вдоль южного и северного фасада выложен трехарочный портик.
Отделка трапезной дополнена фигурными розетками, капителями пилястр и оконными наличниками. Стены колокольни украшены сквозными арками и круглыми колоннами. Верхушка здания – крест и маковка – украшений не имеет. В 1970-х гг. доделаны центральные капители, не оконченные при строительстве нового проекта. Главный алтарь расширен, восстановлена лепнина и живопись на трапезной и куполах.
Колокольня насчитывает 17 колоколов, общей массой более 6 т., главный из которых отлит в 1900 г. на заводе Самгина. В настоящее время собор выкрашен в светло-зеленый цвет, который великолепно оттеняет белоснежные украшения. Темный металл куполов покрыли позолотой, отдав дань новым веяниям.
Почитаемые иконы и святыни
Среди всех образов особо выделяются:
- Список (копия) иконы Богоматери «Казанская»: когда-то она находилась в Казанском соборе на Красной площади и, по преданию, в 1612 году помогла спасти Россию от поляков. Некоторое время копия находилась в Богоявленском соборе в Дорогомилово, а в 1930 году ее перевезли сюда. Иконе молятся об излечении болезней, о помощи в принятии правильного решения и поддержке в сложной ситуации, о защите семьи и особенно детей;
- Икона Богоматери «Всех скорбящих радость»: ей молятся о помощи в делах, особенно когда те связаны с торговлей и путешествиями, излечении физических и духовных болезней, избавлении от трудностей в семье;
- Икона Богоматери «Взыскание погибших»: образ помогает излечиться от болезней, вернуть веру в Господа, удачно выйти замуж;
- Икона Серафима Саровского: святого, почитаемого в православии. В окладе иконы имеются частицы его одежды и камня, на котором он сидел тысячу дней и молился;
- Мощи святителя Алексия, митрополита Московского: он жил в XIV веке и прославился не только как религиозный деятель, но и как политический советник при трех московских князьях. Святой пользовался благосклонностью Орды и даже излечил жену хана Золотой Орды Тайдулу от болезни глаз. Алексий был канонизирован через 50 лет после смерти, его мощи положили в храме Архангела Михаила Чудового монастыря в Кремле. Через несколько лет их перенесли в Алексиевский храм в том же монастыре, во второй половине XVII века их вновь переместили – уже в Благовещенский храм. С 1947 года мощи расположены в Елоховской церкви.
Также в Елоховской церкви похоронены 12-й и 15-й Патриархи московские – Сергий и Алексий II. При желании посетители могут взглянуть на их надгробия.
Святыни храма
Много переживший собор сберег и приумножил свои святыни, благодаря неравнодушным прихожанам и сановникам Церкви.
По левую сторону от алтаря в Богоявленском соборе – список иконы Богоматери «Казанская». Предание хранит историю чудотворной иконы. После взятия Казанского царства у татар Иоанном Грозным 9-летней дочери стрельца Матрене Онучиной во сне явилась Богородица с просьбой сообщить архиепископу, чтобы из пепелища казанского Кремля достали ее икону.
Девочка взялась за лопату и сразу нашла у печи завернутый в сукно образ Пресвятой Богородицы, который оказался ясным, чистым и ярким, без следов пожарища. Архиепископ, узнав о чуде, совершил крестный ход к месту обретения лика и поместил его в церковь Николая Тульского, а потом в Благовещенский собор. Когда икону несли в храм, больные, особенно слепые, исцелялись.
Казанская икона считалась покровительницей дома Романовых. После окончания войны 1812 года Кутузов приказал из трофейного серебра изготовить в подарок Божьей Матери «Казанская» иконостас.
Особо почитаемый образ Богоматери «Всех скорбящих Радость». Первое чудо иконы состоялось в 1688 году. Сестра патриарха московского и всея Руси Евфимия, страдавшая неизлечимой болезнью, однажды услышала голос, призывающий помолиться перед иконой «Всех скорбящих радость», заказав молебен с водоосвящением. Евфимия выполнила указанное свыше и исцелилась.
Икона Божьей Матери «Взыскание погибших» прославилась в VI веке в малоазийском городе Адане, избавив от вечной гибели раскаявшегося инока Феофила. В XVIII веке с помощью этой иконы был спасен от смерти, замерзая в снежной вьюге, крестьянин Федот Обухов.
Икона серафима Саровского с частицей мощей и облачением святого пустынника хранится в главном приделе Богоявленского собора. Считается, что при жизни святому были открыты и прошлое, и будущее любого человека. Он знал мысли и сердца окружающих, исцелял и наставлял нуждающихся в помощи.
Мощи митрополита Московского и всея Руси Алексия, которого почитают как великого молитвенника за русскую землю. Мощи хранятся в раке из бронзового сплава. На внутренней стороне крышки – шитое изображение святителя, над ракой – резная деревянная сень.
Другие святыни Богоявленского храма в Елохове:
- Частица древа Животворящего Креста Господня.
- Десница апостола Андрея Первозванного.
- Глава святителя Иоанна Златоуста.
- Частица мощей Николая Чудотворца.
- Частица мощей святого Петра.
- Вызолоченные хоругви с эмалевыми украшениями в память о короновании Николая II и его супруги Александры Федоровны.
Знакомство с храмом
Елоховская церковь притягивает взгляд и погружает в светлые мысли. Талантливый архитектор построил в Елохове Богоявленский собор в стиле классицизма с элементами ампира и эклектики.
Архитектура собора
Колонны и лепнина, позолота и высокие сводчатые окна, разнообразные объемы и строгие вертикальные линии гладких стен – все характерные признаки стилей воплощены при создании храма Богоявления.
Богоявленский собор – поднятый на высокий подклет четверик (четырехугольное сооружение), завершенный монументальным пятиглавием высотой 56 метров, площадью 1164 кв.м и вместимостью 3000 человек.
Главный купол пирамидальной формы установлен на мощной световой ротонде с фонариком (вид круглого сооружения, окруженного колоннами и увенчанного куполом). Ротонда украшена сдвоенными колоннами и большими проемами сводчатых окон с мелкими переплетами. Легкое и воздушное сооружение словно парит в ясном небе. По бокам – четыре подобных купола с цилиндрическими барабанами.
Гладь фасадов контрастирует с пышными сдвоенными колоннадами и портиками, украшенными пилястрами. С северной и западной сторон Елоховский храм опоясывают широкие галереи. Южный фасад разделен на три прясла широкими лопатками. Северная сторона оформлена карнизами и нишами. Окна обрамляют наличники с парными треугольными фронтончиками.
Внутреннее убранство
Вход в Богоявленский собор через просторный притвор колокольни ведет в широкую трапезную с низкими сводами, соединенную проходом с основным храмом. Собор освещается 12 арочными окнами подкупольного барабана и двойным рядом проемов в стенах.
Центральный купол ротонды украшает композиция «Новозаветная Троица» с предстоящими Богоматерью, Иоанном Предтечей, ангелами и серафимами. По кругу барабана – образы русских святых, 12 угодников Божиих. На сводах – святые евангелисты: Матфей и Марк, Иоанн и Лука, а также сюжеты из Нового Завета.
Величественная ротонда, которая опирается на гигантские арки, целиком покрывает храмовое пространство. Тяжесть Богоявленского собора принимают на себя четыре мощных столпа, поддерживающие арки.
На западной стене собора – две композиции: «Бесплодная смоковница» и «Брачный пир», над ними – изображения «Спаситель» и «Господь Саваоф».
Главный алтарь православного собора в Елохове посвящен Святому Богоявлению, Крещению Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В храме два придела – святителя Николая Чудотворца и Благовещения Пресвятой Богородицы. В главном алтаре – настенные росписи: «Сошествие Святого духа на апостолов», «Рождество Христово», «Снятие с креста».
18-метровый пятиярусный иконостас, выполненный в традиции русской резьбы и украшенный позолоченным растительным орнаментом, вмещает 65 икон. Царские врата украшены медальонами с изображением Божьей Матери, архангела Гавриила и евангелистов.
В местном ряду – образы «Спас Нерукотворный», «Похвала Пресвятой Богородицы» и «Спаситель, Святое Богоявление Крещение Господне» в серебряных окладах.
Колокольня
Колокольня собора – удивительной красоты вертикальное сооружение высотой 65 метров, состоящее из поставленных друг на друга уменьшающихся вытянутых четвериков. Их стены прорезаны широкими сквозными арками.
Последний регистр колокольни венчает легкая золоченая маковка с крестом. Белый архитектурный декор сооружения усиливает впечатление воздушности и невесомости. Стройная колокольня полностью гармонирует с храмом.
17 колоколов Богоявленского собора массой 6800 кг звонили даже в самые тяжелые для церкви годы. Самый большой из колоколов отлит в 1900 году на московском заводе Самгина.
Церковь официально не закрывали, а при запрете советской власти на колокольный звон в алтаре собора оборудовали небольшую звонницу. В 80-е годы прошлого века звонарей Елоховского собора пытались заменить «звонарной машиной», но автомат постоянно ломался, и тогда на колокольню вернулись люди.
Гостиницы около Елоховского собора
Гостиница Мандарин Москва
Удалённость отеля: 0.6 км
Как добраться от гостиницы Мандарин Москва до Елоховского собора
Гостиница Мандарин находится в пешей доступности от Елоховского собора. И добраться от отеля до храма очень просто: для этого достаточно свернуть с Ольховской улицы на Нижнюю Красносельскую улицу и идти вдоль неё в сторону увеличения нумерации домов, пока не окажетесь рядом с Богоявленским собором. Весь маршрут займёт не более 10 минут.Подробная информация о гостинице и цены >>
Гостиница Юджин
Удалённость отеля: 0.6 км
Как добраться от гостиницы Юджин до Елоховского собора
Чтобы добраться от гостиницы Юджин до Елоховского собора, придётся пройти пешком около 10 минут. Маршрут движения простой: улица Фридриха Энгелся – Ладожская улица – Бауманская улица до станции метро Бауманская. От станции метро Бауманская следует воспользоваться переходом к храму по закрытой галерее, которая уже не раз упоминалась в описании выше.Подробная информация о гостинице и цены >>
Гостиница Лефортово
Удалённость отеля: 2.0 км
Как добраться от гостиницы Лефортово до Елоховского собора
Гостиница Лефортово относительно Елоховского собора находится на достаточном удалении. Однако большим подспорьем на пути в храм для постояльцев отеля Лефортово является трамвай. Рядом с гостиницей на Красноказарменной улице находится остановка общественного транспорта, на которой останавливаются:
- автобус: 425
- трамвай: 37, 45, 50
На любом из перечисленных маршрутных транспортных средств можно доехать до остановки «Метро Бауманская». От которой, как Вы уже знаете, можно за несколько минут по крытой галерее дойти прямо до храма. Весь описанный путь займёт около 20 минут.Подробная информация о гостинице и цены >>
История собора
Первым документальным свидетельством существования деревянной церкви в селе Елохове является запись от 24 августа 1698 года в книгах патриаршего казенного приказа. Елоховскую церковь несколько раз перестраивали еще при отце Петра І Алексее Михайловиче Тишайшем. Алексей Михайлович был религиозным человеком, строго соблюдал посты, прекрасно знал богослужебный устав.
Елоховский собор в Москве
Но особо активная жизнь началась, когда в конце XVII века появилась рядом немецкая слобода, а в Елохово селились ремесленники и мещане, которые работали в домах иностранцев. Тогда началось увеличиваться население, и каким-то образом храм становился известным.
В последний раз церковь заново построили еще при жизни матери Петра, царицы Натальи Нарышкиной, второй жены Алексея Михайловича. Но каждый раз перестраивать или заново строить новую церковь было делом накладным и неблагодарным. Поэтому в 1712 году начался сбор средств на построение каменной Богоявленской церкви. Подобное самоуправство могло быть и наказуемо.
По приказу Петра І запрещалось возводить каменные храмы и монастыри. Шло бурное строительство Петербурга: и кирпич, и камень со всей страны отправлялся в новую столицу. Однако царь не только закрыл на это глаза, но и лично пожаловал кирпич на возведение каменной церкви в немецкой слободе.
И такой храм был возведен, правда, значительно позже, в июле 1731 года на средства царевны Прасковьи, младшей сестры императрицы Анны Иоанновны, племянницы Петра І.
А современное здание выстроено относительно недавно — в середине XIX века. Храм рос словно человек, чтобы стать готовым к служению в тяжелые годы гонений на Русскую православную церковь.
Колокольню возвели в 1806 году. Святитель Филарет принимал активное участие в перестройке церкви. Когда границы Москвы расширились и выросло количество прихожан, стало очевидным, что старый Богоявленский храм, построенный сто лет назад, уже не может вместить в себя верующих.
О других храмах столицы:
- Храм Воздвижения Креста Господня
- Храм апостолов Петра и Павла
- Храм святого Александра Невского
У истоков идеи возведения нового Богоявленского собора стояли елоховские священники: протоиерей Александр Покровский и Никита Карпов. Строить храм соглашается один из крупнейших зодчих — академик архитектуры Евграф Тюрин. Елоховский собор выстроен в стиле позднего ампира, стал значимой, но последней серьезной творческой вехой Евграфа Тюрина.
Начались долгие годы строительных работ, внутренней отделки, которые проводились на добровольные пожертвования прихожан. Во время ремонтных и строительных работ богослужения не прерывались и проводились в теплой трапезной части храма у Благовещенского и Никольского престолов.
Елоховский собор, вид с южной стороны
То, что столь великолепный храм, почти в центре Москвы, не был разграблен и разрушен, можно назвать тем чудом, которое дается по вере людей. Начиная с 20-х годов XX века, властями предпринимались неоднократные попытки закрыть храм. Здесь хотели сделать сначала казарму, потом книгохранилище, потом музей. И даже вовсе снести под предлогом строительства метрополитена. Но верующие отстояли свою святыню.
Во времена репрессий, когда из страха муж отказывался от своей жены, а дети отказывались от своих родителей, 4800 человек не испугались и поставили свои подписи против закрытия. Причем это были не просто закорючки, а полное указание имени, адреса, места работы, иначе подпись считалась недействительной. Эти люди совершили подвиг исповедания веры, и храм был спасен.
Важно! Когда был стерт с лица России храм Христа Спасителя, Богоявленский собор стал сердцем православной страны
История строительства
В XIV-XV веках на месте, где теперь стоит храм, располагалось село Елох. Согласно словарю Даля, это название означает «ольху» или «мокрое, низинное место». Историки полагают, что раньше здесь рос густой ольшанник.
Елохово было небольшим пригородным селением и имело собственный храм в честь Владимирской иконы Богоматери. Примечательно, что в этом приходе появился на свет известный всем московский юродивый Василий Блаженный.
Богоявленский храм в Елохово известен с 80-х годов XVII века. Первоначально это была обыкновенная деревянная церковь с приделом в честь праздника Благовещения. В 1712 году по указу российского царя Петра I ее начали перестраивать в камне. Кирпич выделил сам Петр I. Денег не хватало, но благодаря помощи полковника русской армии Воронецкого и младшей дочери царя Иоанна V – Прасковьи, строительство удалось завершить. В 1731 году архиепископ Леонид провел в новой церкви первую службу.
В XVIII веке село Елохово сильно разрослось и вошло в состав Москвы. В 1799 году в расположенной неподалеку Немецкой слободе в семье Пушкиных появился на свет мальчик. Вскоре будущего поэта – Александра Сергеевича Пушкина крестили в старом Богоявленском храме.
Перед начало войны 1812 года в Елохово состояла одноглавая церковь с трапезной и высокая колокольня. Во время нашествия Наполеона всю Москву охватили сильные пожары. Страшный огонь уничтожил почти весь церковный приход. Беда коснулась каждой семьи. Из более 200 жилых дворов уцелело лишь шесть. Старый храм не сгорел, но был разграблен французскими солдатами.
В 1830-е годы жилые здания в приходе отстроили заново. Количество верующих выросло, и небольшое пространство старого петровского собора уже не вмещало всех, кто приходил на церковные службы.
Вид Елоховского собора со Спартаковской улицы
В 1835 году московский архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин подготовил проект, по которому началось строительство нового Елоховского собора. Большую часть денег для храма выделил богатый московский купец Василий Щапов. Он чем мог помогал прихожанам и оставался главным ктитором храма до самой смерти в 1864 году.
Через 5 лет после начала строительства стены собора были готовы, поэтому решено было возводить барабан центрального купола. Однако, случилась беда – слабые боковые арки не выдержали нагрузки, и появились трещины. Стройку продолжили только после того, как все повреждения были устранены.
Здание было готово в 1845 году, началась внутренняя отделка, длившаяся до 1853 года. К этому времени приход собора насчитывал почти 3,5 тысячи человек. Спустя несколько лет храм реконструировали, иконостас покрыли червонным золотом, а алтарь украсили живописью и лепниной. В начале прошлого века при соборе существовали дом престарелых и приют для детей-сирот.
Вид Елоховского собора со стороны Нижней Красносельской улицы
Святыни собора
Самая почитаемая святыня собора да и всей православной Руси — это мощи Московского митрополита Алексия, возглавлявшего русскую церковь в середине XIV века.
В конце 80-х годов в Богоявленский собор были перенесены для поклонения верующих такие святыни, как частица древа Животворящего Креста Господня, десница апостола Андрея Первозванного, частица мощей Святителя Николая Чудотворца.
В храме пребывают особо почитаемые образы Пресвятой Богородицы:
- Млекопитательница, написанная на Афоне;
- «Всех скорбящих радость»;
- Тихвинская;
- «Взыскание погибших»;
- Казанская.
Казанская икона Божьей Матери в Елоховском храме
Люди идут приложиться к образу Преподобного Серафима Саровского с частицей камня, на котором молился Преподобный и с частицей его облачения.
Никогда не иссякает поток верующих и к чудотворному образу Казанской иконы Божией Матери.
Читайте о других почитаемых иконах:
- «Неопалимая купина»
- «Непроходимая дверь»
- «Нерушимая стена»