Откуда взялось население древнего египта

8 Морской рай

Красное море отлично подходит для любителей купания. Потрясающе прозрачная вода, живописные подводные пейзажи, которыми можно насладиться во время дайвинга и сноркелинга, а также релаксирующие морские прогулки.

Однако стоит учитывать, что общественных пляжей в Хургаде нет, поэтому если ты селишься в апартаментах, а не в отеле, то за посещение пляжа придется заплатить минимум 300 рублей, а в сезон и все 500. Во время долгих прогулок мы нашли один бесплатный проход на море, которым пользуются местные, но он больше подходил для рыбалки и отдыха на берегу, чем купания.

Зимой в Хургаде дует холодный ветер и температура воздуха около +23-25, так что поплавать с удовольствием в море могут только закаленные люди. Поэтому, побывав в этом городе в «низкий сезон», мне захотелось вернуться туда в более комфортное для купания время.

Суннитский ислам — это основная религия Арабской Республики Египет

Говоря о том, какая вера у египтян главная необходимо вспомнить об суннитском исламе, который исповедует подавляющее большинство жителей Египта. Он пришел в страну после христианства VII веке, в результате страна стала крупным политическим и религиозным центром суннизма в мусульманском мире.

Официальной религией он стал при президенте Анваре Садате в 1970-х годах. В результате при сохранении светского характера государства, исламское право или шариат стало основой государственного права. При этом оно используется в сильно смягченном варианте.


Египетский президент Анвар ас-Садат, руководил страной с 1970 по 1971 год. В годы его правления ислам стал официальной религией Арабской Республики Египет. Фото: upload.wikimedia.org

Ислам играет центральную роль в жизни большинства египетских мусульман. Исламский призыв к молитве азан можно услышать в стране пять раз в день. Ислам оказывает неофициальное влияние практически на все сферы жизни, начиная от бизнеса и заканчивая развлечениями. Каир славится своими многочисленными мечетями, минаретами и по праву именуется городом 1000 минаретов.

Несмотря на то, что ислам — это основная религия Египта, это светская страна. Основная религия Египта представлена в стране в достаточно мягком варианте, так как Египетские мусульмане в подавляющем большинстве являются суннитами.

В отличие от шиитов, утверждающих, что следующий халиф, преемник Пророка, должен назначаться по праву наследования, сунниты предпочитают процедуру демократического выбора. Несмотря на это обстоятельство е стране достаточно сильны запрещенные исламские организации.


Последствия теракта в коптском храме Каира. Несмотря на то, что официальные египетские власти борются с запрещенными радикальными исламскими группировками, в стране периодически происходят теракты, направленные против христиан-коптов. Фото: img.tyt.by

Как утверждают представители египетских и американских спецслужб, многие идеологи ваххабизма и радикального ислама проходили обучение в Каирском университете. При этом последние 30 лет религиозная жизнь Египта была достаточно мирной.

Несмотря на это обстоятельство, радикальные исламские группировки и христиане-копты периодически конфликтуют между собой. Примером может служить теракт, совершенный в Александрии 1 января 2011 года. Тогда в коптском храме совершен теракт, была взорвана бомба, унёсшая жизни более 20 человек, пострадало более 100 человек.

Хорошо ли египтяне знают русский?

Если египтянин работает отельным или экскурсионным гидом с русскими туристами, то естественно знает неплохо.

Торговцы, официанты, таксисты в курортных зонах знают более-менее — запас 200-300 слов и выражений. Этого вполне хватает, чтобы объясниться с туристами о всех насущных делах. Однако если дело складывается не в пользу египтянина, то он обычно очень быстро забывает все иностранные языки. Такова специфика поведения египтян в курортных зонах, впрочем, не только египтян.

За пределами курортных зон не надейтесь встретить кого-либо говорящего по-русски.

И хотя чартерные рейсы в Хургаду и Шарм Эль-Шейх были закрыты 6 лет (с 2015 по лето 2021 годов), египтяне на курортах не забывают русский язык. Российские туристы здесь всё-таки появлялись — прилетали регулярными рейсами в Каир. Да и большинство украинцев и белорусов разговаривают с египтянами по-русски.

Аббасиды

Быстрый рост новой исламской империи повлек за собой массу проблем. Племенная рознь между арабами начала снова проявляться, по мере того как отдельные группы стали бороться за военные трофеи и лидерство. Эти конфликты, обычно выражаемые в различии точек зрения по основным догмам ислама, приводили к глубокому размежеванию между арабами и стали причиной повстанческих и гражданских войн в течение столетий. Видимость мусульманского единства была восстановлена в 750 г., когда династия Аббасидов стала во главе империи. Приведенная к власти коалицией арабских и иранских сил, она создала интернациональное государство с центром в Багдаде. В Египте смена режима была ознаменована строительством новой столицы к северу от Фустата, названной Аль-Аскар — «военный лагерь», ставшей официальной резиденцией провинциального губернатора, его армии и бюрократии.

В течение первых 200 лет мусульманского правления Египет был заложником исламской империи. Контролируемая военными губернаторами, назначаемыми халифами, большая часть египетских богатств поступала в центральное казначейство. Власть губернаторов была ограничена непродолжительным сроком пребывания на посту, а также узким кругом полномочий. Все это делалось с целью не допускать создания независимого государства.

Результатом таких мер стали непомерное налогообложение и широко распространившаяся государственная коррупция, которые привели Египет на грань экономического краха в IX в. Усилий багдадских правителей оказалось недостаточно, чтобы на длительное время сохранить единство государства. Они прибегли к услугам турецких наемников для противодействия беспокойным арабским и иранским подданным. В итоге турки приобрели огромное влияние, подчинялись только Аббасидам. Власть турецких военачальников стала настолько сильной, а содержание их армий настолько дорогим, что халифы были вынуждены выделить им в пользование целые провинции вместо выплаты содержания. Таким образом в 832 г. Египет стал частным феодальным поместьем новой мусульманской элиты. Не желая покидать Багдад, что могло привести к потере влияния, генералы назначали в Египет своих губернаторов, которые самостоятельно управляли наместничеством, а не в качестве слуг халифов.

Около двухсот лет Египет относительно спокойно жил сначала под Омейядами, позже под Аббасидами. Но с середины IX в. пестрая в этническом и религиозном отношении империя Аббасидов начала рассыпаться. Это было вызвано в том числе привлечением в армию огромного числа воинов-рабов (гулямов), которые со временем начали по своему произволу сменять халифов и возводить на престол угодных им претендентов. Иранскую знать на высших государственных постах постепенно сменяют выходцы из гулямов. Один из них, Ахмад ибн Тулун, назначенный в 868 г. наместником Египта, добился присоединения к своему наместничеству Сирии и стал основателем династии Тулунидов. Свою столицу Аль-Катайя ибн Тулун украсил монументами, дворцами и садами; построил там величественную мечеть, получившую его имя. Вскоре после смерти Ахмада ибн Тулуна Египет утратил независимость, и в 905 г. Аббасиды на короткое время вернули себе господство над страной, но уже в 935 г. новые правители Египта опять прекратили подчиняться Багдаду.

Арабский стиль в Египте

Современный Египет восточная страна. Многие отели в своём декоре используют арабский стиль придающий строениям восточный колорит.

Отель Гавайи Ле Жардин.

Отель Альф Лейла Ва Лейла — настоящая арабская сказка.

Изначально элементы арабского стиля сформировались под влиянием культуры Византии, Персии и Вавилона.

В Хургаде в арабском стиле оформлены целые кварталы вдоль побережья арабской республики. Смотрится достаточно свежо. Понятно, что простые арабы египтяне вряд ли могут себе позволить такое жильё.

А вообще это отель Arabella Azur Resort 4.

Встречаются и просто здания дома в арабском стиле. В этом расположено казино.

А в этом здании находится ресторан.

Роковые потрясения египтян

Серьёзные перемены в Египет приходят с началом периода завоеваний Александра Македонского. Покорённые земли подвергались эллинизации, а египетские территории не стали исключением. К моменту правления знаменитой Клеопатры египетская культура начинает необратимый процесс увядания, подчиняясь греческим веяниям.

Римское завоевание ослабляет некогда великую страну, которая уже не может противостоять влиянию иноземцев. В VII веке Египет завоёвывают арабы, что становится причиной многих кровопролитных столкновений. Арабская культура и ислам быстро проникают в культуру народа, прежние традиции которого оказались перечёркнутыми временем или мечом.

Наиболее ярко перемена египетского общества стала заметна в городах, однако жители деревень, крестьяне и сегодня напоминают своих далёких предков, которые во времена фараонов тоже возделывали землю и волновались из-за разливов Нила.

«Стела Интефа» (1479-1425 до н. э.) вероятно, из его могилы в Дра Абу эль-НагаМестонахождение: ЛуврАвтор фото: Гийом Бланчард

Становление новой государственности египтян

Став государством парламентской монархии Египет входит в пору своего “золотого века”, это время считалось периодом интеллектуального и культурного возрождения, возвращения идеалов далёких предков египтян. Множество общественных деятелей своими убеждениями и идеями строили Египет нового времени.

Одним из ярчайших представителей такого египетского либерализма стал писатель Махфуз. После его смерти в 2006 году многие египтяне заговорили о конце “золотой эры” своей страны. Когда-то Махфуз сказал: “На протяжении всей истории египтяне чувствовали, что их миссия — заботиться о жизни”.

Женщина из Египта, 1880 год

Увы, мирное и счастливое существование, о котором мечтали многие поколения египетского народа, оставалось лишь несбыточными грёзами. С победой короля Фарука, коррупция чиновников стали причиной серьёзного и окончательного разделения между разными слоями населения.

Разрыв между богатыми и бедными никогда прежде не был настолько заметным. Это стало причиной свержения монархии в Египте в 1952 году. Президентом республики был провозглашён Гамаль Абдель Насер, что стоял у истоков государственного переворота.

Его правление нельзя назвать абсолютно успешным, однако он сумел произвести значительные преобразования в египетском обществе. Из-за национализации Суэцкого канала Насером начинается Суэцкий кризис, а преемник Насера усугубил отношения Египта с Советским Союзом, перейдя на сторону США в период холодной войны.

Гамаль Абдель Насер

Тридцать династий правителей Египта

Точно не известно, когда охотничьи племена зашли в долину Нила и обнаружили там много пищи и широкую реку как надёжный источник воды. Шли годы. Сельские общины, организованные здесь, увеличивались в размерах и становились богаче. Затем они разделились на два царства — Нижнее (на юге) и Верхнее (на севере). А в 3200 году до н. э. правитель Менес смог завоевать Нижний Египет и организовал первую династию фараонов, под контролем которой находилась одновременно и дельта, и долина великого Нила.

Карта единого Древнего Египта

В династический период Древний Египет часто становился главенствующим государством в регионе. Это государство обладало сложной социальной структурой, продвинутыми для тех времён технологиями, мощной армией и развитой внутренней торговлей. Кроме того, фантастических успехов египтянам удалось добиться в сфере строительства — они смогли возвести эффективные ирригационные системы на берегах Нила, огромные храмы и пирамиды, поражающие воображение даже современного человека. Кроме того, египтяне изобрели иероглифическую систему письма, организовали эффективную судебную систему и сделали ещё много других важных и удивительных вещей.

Иероглифы древних египтян

Всего, начиная от 3200 года до н. э., до момента завоевания египтян персами в 342 году до н. э. было тридцать династий правителей Египта. Это истинно египетские династии — то есть их представители сами были египтянами, а не завоевателями из далёких земель. Последним фараоном тридцатой династии являлся Нектанеб II. Когда персы вторглись в его государство, он собрал свои сокровища и бежал на юг.

Впрочем, на этом история Древнего Египта, как считают многие, ещё не заканчивается. Потом Александр Македонский смог отбить у персов Египет, и впоследствии этим регионом стал править Птолемей, военачальник Александра. Птолемей I провозгласил себя царём Египта в 305 году до н. э. Он использовал местные традиции, сохранившиеся от древних фараонов, чтобы закрепиться на троне. Это (а также то, что он умер своей смертью, а не в результате заговора) показывает, что Птолемей был достаточно умным правителем. В итоге ему удалось создать свою особую династию, которая правила здесь ещё более 250 лет. Кстати, последней представительницей династии Птолемея и последней царицей Египта была легендарная Клеопатра VII Филопатор.

Арабы — современные египтяне

Арабы в Египте были с древнейших времён, но арабский Египет стал только после завоевания страны в 640 году нашей эры. Население Египта составляет около 100 миллионов человек.

Арабы египтяне часто носят тюрбан и арафатку.

Современные египтяне это на 90% арабы. Ещё около 8% населения арабской республики составляют копты, потомки жителей древнего Египта.

Говорят, что арабы египтяне делятся между теми, кто обязательно обманет и обязательно поможет. К сожалению арабов первой группы в Египте достаточно много.

Почти на всех фото египтяне смуглые и загорелые. Иногда цвет кожи больше подходит неграм.

Кстати говоря, арабы в Египте предпочитают считать себя именно египтянами.

Дети в современном Египте.

Динамические цены

Без чартеров отдых в Египте дешевым не будет, отметили в пресс-службах «Интуриста» и Tez Tour. Об этом же заявил и Дмитрий Горин. В «Интуристе» сказали, что цены на туры с регулярной перевозкой будут сопоставимы со стоимостью туров в Грецию.

Сейчас на курорты Египта можно добраться с пересадкой через Стамбул — такие рейсы стоят около 23 тыс. рублей туда-обратно. Прямые рейсы в Каир — около 31 тыс.

Чартер побери

Автобус компании Tez Tour в Шарм-эш-Шейхе

Фото: РИА Новости/Алексей Витвицкий

— Египту необходима чартерная перевозка, потому что это в первую очередь бюджетное направление, там много недорогих гостиниц даже в категории «пять звезд». Если цена на прямые рейсы на курорты Египта окажется завышенной, они не будут востребованы. Туристы просто выберут полеты с пересадкой, — считает Дмитрий Горин.

По его словам, цены на прямые рейсы после их появления будут динамическими — то есть зависимыми от спроса. Билет туда-обратно может стоить как 20 тыс. рублей, так и больше 70 тыс., привел пример эксперт.

В Tez Tour уверены, что первые доступные для бронирования туры с прямой перевозкой на курорты Египта вызовут ажиотажный спрос, который может продлиться порядка двух недель, как это было при открытии других массовых направлений.

— Для сравнения: в Турцию, где никаких квот нет, билеты сейчас продаются за 10 тыс. рублей, там даже переизбыток перевозчиков, из-за чего появляются горящие туры. Цены на перелет в ОАЭ, на Сейшелы и Мальдивы летом тоже стабилизировались из-за фактора сезонности, есть даже предложения за 40 тыс. рублей туда-обратно, — отметил Дмитрий Горин.

Чаще всего российские туристы бронируют отели категорий «четыре», «пять звезд». По словам Дмитрия Горина, сейчас турпакет на двоих в Египет на неделю с перелетом через Каир и последующим трансфером на курорты стоит 80 тыс. рублей. Это отель «четыре звезды» с питанием «всё включено». В гостинице «пять звезд» стоимость аналогичного пакета составит 100–120 тыс. В «трех звездах» — 50–60 тыс. По мнению эксперта, туры с прямым перелетом на египетские курорты могут оказаться и дороже.

Чартер побери

Отель в Шарм-эш-Шейхе

Фото: РИА Новости/Алексей Витвицкий

Россияне могут въезжать в Египет как с отрицательным ПЦР-тестом на COVID-19, так и по сертификату о вакцинации от инфекции. Эпидемиологическая ситуация в стране спокойная: с июня заболеваемость коронавирусом начала резко снижаться, а 23 июля Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) зарегистрировала ноль новых случаев.

Независимость Египта при Ибн Тулуне

Наиболее известным турецким губернатором, с именем которого связано возрождение Египта, был Ахмед ибн Тулун. Сын турецкого раба, получивший хорошее воспитание и образование при дворе Аббасидов, он в возрасте 33 лет был назначен наместником в Египет. Используя соперничество между семьей Аббасидов и турецкими наемниками, смог добиться полного контроля над правительством провинции и создать первое автономное мусульманское государство в Египте. За счет существенного сокращения дани Ираку и реинвестиции богатств страны Ибн Тулун создал условия для процветания Египта. Он начал свое правление с создания сильной армии из турецких, греческих и суданских рабов, с помощью которой в 878 г. завоевал всю Сирию.

Ибн Тулун построил новый царский город к северу от Аль-Аскара, названный Аль-Катай (район). Разбив город на отдельные районы, он разместил в них контингент своей многонациональной армии. В центре Аль-Катаи располагалась мечеть Ибн Тулуна, чье сооружение закончилось в 879 г. Она представляет собой прекрасный образец мусульманской архитектуры эпохи Аббасидов.

Ибн Тулун умер в 884 г., и его преемником стал 20-летний сын Хумаравай. Он расширил границы государства до Евфрата и таким образом заставил Аббасидов признать его независимость.

В 896 г. Хумаравай был убит рабами своего гарема, и бразды правления перешли к двум его сыновьям и брату, которые отличались экстравагантным образом жизни и проявляли полную некомпетентность в управлении страной. Истощив государственную казну и настроив против себя армию, эти горе-правители один за другим были свергнуты и убиты.

В 905 г. в Египте вновь восстанавливается власть Аббасидов. В качестве назидания город Аль-Катаи был стерт с лица земли, осталась лишь мечеть Ибн Тулуна, а членов семьи Тулуна в цепях доставили в Багдад.

В течение последующих 30 лет Египтом управляли назначаемые Багдадом жестокие и недальновидные чиновники. Однако возрастающая угроза со стороны фатимидской династии, утвердившейся в Тунисе, которая в этот период дважды вторгалась на египетскую территорию, требовала более эффективного правления в долине Нила. В связи с этим Аббасиды вынуждены были позволить Мухаммеду ибн Туглиджу создать в 935 г. в Египте новое полуавтономное государство, способное предотвратить дальнейшую экспансию Фатимидов на Восток.

После смерти Туглиджа в 946 г. его преемниками стали молодые сыновья, но реальная власть принадлежала их регенту Кафуру, сильное правление которого позволяло сохранять государство единым. Но после смерти Кафура в 969 г. и вторжения Фатимидов оно пало. 

После кратковременного правления в стране мусульманской династии Ихшидидов (935-969 гг.), основанной Мухаммедом ибн Туглиджем, тюрком по происхождению, получившим от Аббасидов титул «ихшидид» (древний титул иранских правителей Согдианы и Ферганы), в Египте удалось укрепиться выходцам из Северной Африки Фатимидам (они считали себя потомками Фатимы, дочери пророка Мухаммеда). Новая столица, основанная в 969 г. (к северу от прежней), получила название Эль-Кахира («Победительница» — современный Каир). Правление Фатимидов было отмечено определенным экономическим подъемом, причиной которого было выгодное расположение Египта на пересечении важных торговых путей между Африкой, Азией и Европой. Отстраивался и расширялся Каир, был создан мусульманский университет Аль-Азхар (988 г.). В то же время непрерывные конфликты с сирийцами ослабляли Египет. Такие неудачи Фатимидов, как захват крестоносцами Иерусалима (1099 г.) и разграбление Каира турками-сельджуками, которые к этому времени уже утвердились в Багдаде и стали «защитниками» аббасидского халифа, позволили сирийцам все более уверенно вмешиваться во внутренние дела Египта.

Распространение разведения

Размножение сосредоточено в Нижнем Египте и в дельте Нила , в частности вокруг Каира и в восточной части дельты, в направлении Чарки . Есть также разведения в Среднем и Верхнем Египте . Аль-Захраа — крупнейшее в мире разведение арабских лошадей.

Тем не менее, именно в Соединенных Штатах можно найти наибольшее количество египетских арабов, называемых страйт-египтянами , которых несет очень активная ассоциация селекционеров. С момента своего создания в 2007 году Дубайский конный завод арабских лошадей приобрел хорошую репутацию заводчика египетских арабов. После 8-летнего запрета вывоз арабских лошадей из Египта снова разрешен в Европу вМай 2018 г., затем Иордания вноябрь 2018, наконец, в Кувейт вянварь 2019. Эти сборы приводят к резкому увеличению экспорта, что соответствует желанию министерства сельского хозяйства Египта стать инвестиционной площадкой для арабских чистокровных. Хотя количество египетских арабов на международном уровне ограничено, их влияние на глобальное разведение значительно.

Погребальный культ

Церемония отверзения уст на папирусе Хунефера

Фрагмент папируса Ани с изображением суда Осириса. На весах лежат сердце и перо Маат. Британский музей

Мысли о необходимости сохранения тела для будущей жизни привели к возникновению культа умерших, прошедшему через всю египетскую культуру. Культ умерших был для египтян не отвлечённой религиозной обязанностью, а как бы практической необходимостью. Искусство Древнего Египта выросло из религиозных представлений египтян.

Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис — бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших, сделавший мумию Осириса.

Осирис один из старейших богов, которому в Египте поклонялись с древнейших времён, первоначально олицетворял собой заходящее солнце. Но в дальнейшем Осирис становится богом загробного мира. После того как его убивает его брат Сет и воскрешает жена и сестра Исида, а его сын Гор (покровитель живущих фараонов, его изображали в виде сокола) мстит за смерть отца. Осирис обычно изображается с анхом — символом жизни — в одной руке и скипетром — в другой.

Мумификация

Исида, Анубис и Нефтида совершают обряд над мумией. Роспись в гробнице TT335 Нахтамона. Период правления Рамсеса II

Основная статья: Мумификация в Древнем Египте

Одним из важнейших аспектов погребального культа является мумификация или бальзамирование тела умершего, проводившаяся жрецами определённого сана. Примитивные мумии, обработанные консервирующими веществами и обёрнутые несколькими слоями ткани, найдены в комплексах, которые относят к началу династического периода. Ко времени V династии в этой области уже были достигнуты определённые успехи. Через разрез на нижней части тела извлекали внутренние органы человека, оставляя на месте только сердце, а образовавшуюся пустоту заполняли льняной тканью и благовониями. Мумию укладывали в вытянутом положении. В эпоху Нового царства этот процесс усовершенствован. Через специально проделанное в черепе покойника отверстие стали извлекать мозг, а ткань пропитывали веществами, предохранявшими её от тления.

Наивысшего расцвета искусство мумификации достигло в эпоху XXI и XXII династий. На коже покойника делали несколько разрезов; под кожу вводили песок и глину для придания останкам формы живого человека и раскрашивали его красной охрой. Умершему красили губы и щёки в красный цвет, вставляли искусственные глаза, тело туго запеленывали в ткани со сложным разноцветным узором и обычно помещали в деревянный саркофаг, который вырезался антропоморфной формы.

Практически все мумии из Нижнего Египта утрачены. В Верхнем Египте значительное их количество сохранилось в поразительно хорошем состоянии, в том числе мумии наиболее известных фараонов — Тутанхамона, Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа II, Сети I и Рамсеса II (все ныне находятся в Каирском музее).

Погребальный культ включает в себя множество составляющих, помимо обрядов и ритуалов. Последним составляющим является место захоронения человека, для фараонов и знати — это пирамиды и гробницы, для простого человека — пески Саккары.

Концепция души

Представления о душе менялось со временем от Древнего до Нового царств. Древние египтяне верили, что душа состоит из нескольких частей:

  • ба (bʒ) — духовная сущность (покидает тело и бродит по миру, вселяясь в разных животных) в виде птицы с головой человека;
  • ка (k3) — двойник, жизненная сущность (живёт в статуе гробницы и питается подношениями), черты характера или судьба человека.
  • хат (ẖt) — физическое тело, не способно жить без Ка.
  • сах (saḥ) — духовное тело, «священные останки» после мумификации.
  • рен (rn) — имя, личность, жизненный опыт (бывает даже у богов).
  • шуит (šwt) — тень
  • ах (3ḫ — «сияющий») — реальный дух (путешествовал в загробном мире и вкушал его радости) изображался ибисом с хохолком, человек обретает ах после ритуала отверзания уст.
  • сехем (sḫm) — объединённые духи покойного, успешно прошедшего переход в загробный мир.
  • иб (jb) — сердце
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector