Юсуповский дворец в санкт-петербурге
Содержание:
Послевоенное возрождение
Уже спустя год после войны была проведена капитальная реставрация дворца. Этими работами руководила советский архитектор-реставратор Ирина Николаевна Бенуа — супруга известного ленинградского архитектора Михаила Константинович Бенуа, который являлся потомком Леонтия Бенуа, главного кондитера российской императрицы Марии Фёдоровны, основателя знаменитого дворянского рода французского происхождения, давшего России большое количество деятелей искусств.
Мастер вместе с сотрудниками и специалистами с особым усердием и щепетильно работали по возрождению такого уникальнейшего памятника как Юсуповский дворец. Отличный результат не заставил себя долго ждать. После реставрации дворца 1946 — 1955 годов некоторые из его залов стали доступными для всеобщего посещения.
Архитектура и интерьер
Строительство современного здания Юсуповского дворца началось в 1770-х годах по проекту Жана-Батиста Валлен-Деламота для графа Андрея Петровича Шувалова. После того, как дворец был возведён, его внешний вид значительно отличался от современного.
В боковых ризалитах здания было всего лишь по 2 этажа; с реки Мойки располагалась въездная арка, ведущая во двор; главный вход во дворец находился со стороны двора. С того времени сохранились триумфальные ворота, причём, в не изменённом виде, — арка со стороны улицы Декабристов, а также ограда семиметровой высоты с классической колоннадой.
Архитектурный стиль дворца характеризуется как «неоклассицизм». Это направление определяется обращением к античности, которое он приобрёл в эпоху классицизма. Особенностью русского классицизма в архитектуре являлось эклектическое сочетание в одном произведении разностилевых элементов.
В раннем русском классицизме ещё сохранялась пластика и динамика форм, присущих барокко и рококо, в эпоху зрелого классицизма появились классические типы дворца-усадьбы и крупного жилого дома.
Особенностью неоклассицизма является отход от жёстко регламентированных приёмов и форм классицизма. Отличительные черты неоклассицизма — изящность, лёгкость и прямолинейность. Также он служит – антитезой модерну, который был перенасыщен декоративными элементами.
Дворец снаружи: фото
В 1830—1838 годах Юсуповский дворец подвергся существенной перестройке по проекту архитектора А. А. Михайлов 2. Боковые ризалиты стали трёхэтажными; новый корпус с Белоколонным (Банкетным) залом построили с восточной стороны; флигеля на усадьбе были соединены, в них устроили картинные галереи и домашний театр в стиле барокко.
Также в это время построили новые оранжереи и садовый павильон; был разбит сад. Появилась Парадная лестница со стороны Мойки, были созданы Танцевальный зал, Зелёная, Императорская и Синяя гостиные. Над интерьерами работали итальянские мастера, в том числе А. Виги и Б. Медичи.
Также в 1832—1834 годах архитектор Михайлов расширил дворец пристройкой вдоль восточной стороны ещё одного корпуса, вместившего пять залов и театр. В 1881 году архитектор А. Д. Шиллинг построил при дворце Покровскую церковь, которая, к сожалению, не сохранилась.
Дворец внутри: фото
В 1890—1916 годах в Юсуповском дворце была произведена внутренняя и большая реставрация здания под руководством архитектора А. А. Степанова. В начале 1890-х здесь провели электричество, были созданы канализация и водопровод, центральное водное отопление.
Тогда же перестроили театр и была создана Мавританская гостиная. В 1914 году появились Большая гостиная, Большой зал и Столовая.
Театр во дворце
Домашний театр в Юсуповском дворце всегда был центром великосветской жизни Санкт-Петербурга. Музыкальные салоны и театральные постановки Юсуповых собирали знаменитых и высокопоставленных гостей. Театр часто посещали и члены Императорской семьи.
Созданная в XIX веке и дошедшая до нас в первозданном виде уникальная сцена театра всегда привлекала ярчайших представителей своего времени. На ней выступали Полина Виардо, Ференц Лист, Фёдор Шаляпин, Анна Павлова.
Со сцены звучали оркестры под управлением М. Глинки, Ю. Темирканова, блистали солисты Мариинского и Михайловского театров. Из мемуаров Феликса Юсупова. До изгнания (1887–1919):
В наши дни театр – действующий, его репертуар — обширен и постоянно обновляется. Сегодня зрителей ждут постановки классических опер и искрометных оперетт, фрагменты русских балетов и театральные представления для детей.
Ознакомиться с афишей представлений и узнать всё о спектаклях можно на официальном сайте Юсуповского дворца. Тут же в разделе «Купить билеты» можно их приобрести. Можно обращаться в билетный стол по телефонам. Ещё билеты продаются в кассах дворца и в театральных кассах города.
История
Первое упоминание Юсуповского дворца датируется еще 1726 годом. До этого момента здесь находилась малозаметная резиденция племянницы Петра I Прасковьи. Далее особняк принадлежал Семеновскому полку лейб-гвардии вплоть до 1742. Затем, благодаря череде личных отношений, Екатерине II и императорской казне, имение перешло во владение Александре Браницкой. Она не обладала ни вкусом, ни умом, ни состоянием, однако статус любовницы князя Потемкина открывал перед ней многие двери.
До 1726 года на месте Юсуповского дворца была резиденция племянницы Петра 1 — Прасковьи Иоанновны (портрет Ивана Никитина, 1714 год)
Почти через 100 лет в 1830 году здание стало собственностью Николая Юсупова и следующие два века переживало серьезные внешние изменения — перестраивались комнаты, менялись фасады, видоизменялось внутреннее убранство и интерьеры. Если попытаться отследить по фотографиям и картинам, как преображался Юсуповский дворец, то в разное время можно заметить следы неоклассики, русского ампира и даже рококо. А в конце девятнадцатого века и вовсе пришли современные блага человечества: канализация, отопление и электричество
Более того, владелец того времени уделил основное внимание домашнему театру
Усадьба Юсуповых на картине 19 века (Андрей Редковский)
Последние радикальные изменения были приурочены к свадьбе князя Феликса в 1914 году. Затем в дворцовых залах располагалась кратковременная выставка, приуроченная к смерти Григория Распутина. Далее особняк был передан ленинградским педагогам, а во время блокады здесь находился госпиталь. Лишь в 1960 году Юсуповский дворец официально получил статус культурного наследия ЮНЕСКО.
Историческое значение Юсуповского дворца
Санкт-Петербург был столицей Российской Империи с момента ее основания в 1703 году до 1918 года, когда Москва стала столицей.
Строительство здания Юсуповского дворца было начато в 1770 году, а реконструкция проводилась вплоть до нынешнего столетия. С 1830 по 1917 год владельцами дворца и особняка были пять поколений знатной семьи князей, самой знатной семьи города, которые были безмерно богаты.
Это семья Юсуповых, которая основала свою семейную резиденцию на берегу реки Мойки. Поэтому его еще называют Мойским дворцом или Юсуповским дворцом на реке Мойке. Его стиль-неоклассический, отлично сочетающийся с другими стилями.
Князь Феликс Юсупов, как утверждают, в конечном итоге скопил состояние больше, чем у царя. У него было не менее 57 дворцов.
В 1914 году он передал часть особняка солдатам, раненным в Первой мировой войне. Он умер в Париже в 1967 году после того, как был отправлен в изгнание и оставил в своей книге и мемуарах рассказ о том, как Распутин встретил свой конец.
Когда-то во дворце находилось более 40 000 произведений искусства (например, бесценные картины Рембрандта). После национализации в 1918 году некоторые из них были переданы в последующие годы в Эрмитаж и в российский государственный музей в Санкт-Петербурге.
Этот дворец принимал высокопоставленные международные правительственные и дипломатические встречи, конференции и симпозиумы, а также визиты глав иностранных государств и нынешних членов королевской семьи, таких как Елизавета II, королева Англии, а также гостей из разных сфер, таких как актриса Лайза Минелли, певец Стинг, топ-модель Наоми Кэмпбелл или Мик Джаггер и его группа Роллинг Стоунз.
Что посмотреть
Юсуповский дворец — это не просто музей и памятник архитектуры. Исторически он перестраивался несколько раз, причем как внутри, так и снаружи. На сегодняшний день фасады здания приобрели классический и достаточно спокойный внешний вид. Порой даже можно спутать особняк с любым другим петербургским домом, располагающимся в этом районе.
Юсуповский дворец имеет достаточно спокойный и не броский внешний вид
В его стенах присутствуют постоянные экспозиции и временные выставки, а также организовываются образовательные лекции, встречи и проекты. Можно сказать, что это своеобразная культурная площадка, которая пользуется спросом на постоянной основе. Более того, на сегодняшний день любой из залов можно арендовать под торжество — банкет, свадьбу либо простой деловой коктейль. Залы в сдержанном классическом стиле создают правильную атмосферу, а в некоторых из них можно даже воспользоваться фортепиано.
В стенах дворца часто проходят мероприятия
У особняка несколько парадных входов. Со стороны улицы Декабристов располагается вход для посещения основной экспозиции музея. Посетители театра, а также образовательных мероприятий, могут попасть в музей с набережной реки Мойки. Внутри Юсуповского дворца располагается двор с садом, здесь же можно найти и оранжерею.
Внутренний двор Юсуповского дворца
Основные залы:
Белоколонный зал — самый большой в особняке. Его площадь более 400 кв. м., а высота составляет два этажа. Он вмещает в себя более 200 гостей. Зал назван так из-за четырех белых колонн, которые располагаются по его периметру. Потолок украшает огромная хрустальная люстра. Среди другого запоминающего убранства — большая статуя античного бога Диониса, а также рояль.
Самый большой в усадьбе — Белоконный зал
Зал Прециоза — в свое время здесь располагалось более 1 200 шедевров живописи из частной коллекции дома Юсуповых. Второе его название — зал драгоценностей. В отделке использовано минимальное количество декора, а свет подается из симметричных световых фонарей. Сегодня он сдается в аренду под различные мероприятия.
Зал Прециоза раньше назывался залом драгоценностей
Танцевальный зал — выполнен в классических светлых тонах и вмещает в себя до 120 гостей (прежде в нем собирался весь высший свет Петербурга). Зеркала и правильный свет создают здесь интересный эффект, визуально расширяя пространство.
Выполненный в классическом стиле Танцевальный зал
Зеркальный зал — совмещен с зимним садом, а также уникален особым расположением зеркал. Небольшой и уютный, он подходит для выездных мероприятий и церемонии бракосочетания.
Зеркальный зал подходит для церемоний бракосочетания
Красная гостиная — комната, которую можно по праву считать настоящим произведением искусства. Также этот зал еще называют «Золотым» и «Малиновым». Он располагается на так называемой «женской половине». Когда-то его стену украшал портрет царствующего императора, однако сегодня на этом месте находится картина с изображением Зинаиды Юсуповой — супруги первого владельца особняка. На потолке выполнена сюжетная фреска по мотивам поэмы «Илиада» Гомера. Люстру венчает позолоченная статуя Аполлона, а в целом интерьер разбавляют 28 резных предметов золоченой мебели.
Красная гостиная — «Золотой» или «Малиновый» зал
Синяя гостиная — была создана в противовес Красной, причем расстановка и количество мебели здесь выглядят приблизительно так же. Гарнитур состоит из 16-ти предметов и выполнен из ореха. Центральную стену украшает портрет неизвестной.
Синяя гостиная была создана в противовес красной
Спальня княгини — одна из самых спокойных комнат во всем Юсуповском дворце. Ее стены украшены фресками, а гарнитур состоит из 6-ти стульев, 2-х кресел и дивана. Прикроватные тумбочки имеют причудливое исполнение. Из украшений стоит отметить скульптуры «Девочка на подушке» и «Спящий амур», выполненные в мраморе, а также картину «Девочка с амуром».
Спальня княгини — выполнена в спокойном стиле
Большая ротонда — это своеобразный и очень помпезный кабинет. Концепция дизайна взята из 8-ми античных храмов. Несколько колонн создают круг, а потолок представляет собой купол, декорированный под звездное небо. Особенно запоминающимися предметами интерьера являются камин из белого камня и гербовый торшер.
Юсуповский дворец на Мойке с 30-х годов 18 века
Род Юсуповых в России известен с 1563 года, когда в Москву прибыли сыновья султана Ногайской орды Юсуфа. Правнук Юсуфа Абдул-Мурза принял христианство и сменил свое имя на Дмитрия. Его сын — генерал Григорий Юсупов был сподвижником Петра I, а внук Николай Борисович Юсупов имел все российские ордена (в том числе орден Андрея Первозванного от Павла I), а также специально придуманную для него награду — жемчужный эполет. Н.Б. Юсупов был одним из богатейших людей России того времени. В России семья Юсуповых имела свыше пятидесяти дворцов, в том числе четыре дворца — в Петербурге.
Особняк для Н.Б. Юсупова перестраивался с 1830 по 1838 годы по проекту Андрея Алексеевича Михайлова (Михайлов 2-й). Боковые ризалиты были достроены до трёх этажей. С восточной стороны был пристроен новый трёхэтажный корпус, где разместился самый большой Белоколонный (Банкетный) зал, оформленный 24 колоннами. В объединенных флигелях были расположены картинные галереи и домашний театр, рассчитанный на 180 человек. Он был оформлен в стиле барокко золоченой лепкой. Здесь впервые было исполнено первое действие знаменитой оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Также были построены оранжереи и садовый павильон, разбит сад.
По проекту Михайлова вместо въездной арки со стороны Мойки была построена Парадная лестница, ведущая в парадные залы дворца. Кроме того, в особняке появились Танцевальный зал, Зелёная, Императорская и Синяя гостиные. Интерьеры Юсуповского дворца создавались итальянскими мастерами А. Виги, Б. Медичи и другими, а также русскими мастерами.
Большой вклад в обустройство особняка внес архитектор Александр Степанов. В начале 1890-х по его проекту проводятся электричество, канализация и водопровод, а также водяное отопление. Под его руководством перестроен домашний театр и создана Мавританская гостиная. В 1914 году группой архитекторов создаются Большая гостиная и Большой зал, Столовая и другие помещения.
До 1917 года особняк принадлежал представителям семьи Юсуповых.
В ночь на 17 декабря 1916 года на жилой половине молодого князя Феликса Юсупова был убит Григорий Распутин — сибирский крестьянин, ставший духовным наставником и другом семьи императора Николая II.
С 1919 по 1925 гг. в здании был расположен музей. Затем в нем находился Дом работников просвещения (Дом учителя), который стал центром профессионального и творческого общения педагогов. Благодаря этому здание не пострадало так, как другие памятники истории. Его залы и парадные сохранились до наших дней. Здесь размещается Дворец культуры работников просвещения. По сути он представляет собой историко-культурный центр, занимающийся музейной, театрально-концертной и культурно-просветительской деятельностью.
Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. в здании был госпиталь. Особняк сильно пострадал от обстрелов и прямых попаданий авиабомб. В первый же год по окончанию войны началась реставрация здания. В 1959–1978 гг. особняк восстанавливался после пожара 1958 года. С 1987 года здесь открыт Камерный музыкальный театр. Работают экспозиции по истории дворца, такие как «Убийство Григория Распутина» и «История рода Юсуповых. Век Х — век ХХI».
В настоящее время в музее выполняется театрально-зрелищная работа. Здесь проводятся ежегодный Новогодний бал Маэстро Ю.Темирканова, празднование Рождества, Масленицы, Пасхи, а также Балы и Маскарады.
Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге — один из немногих особняков города, где сохранились парадные апартаменты и картинная галерея, домашний театр и роскошные жилые покои семьи Юсуповых. Благодаря труду и таланту петербургских реставраторов прекрасные интерьеры открыты для российских и зарубежных любителей истории, искусства, музыки и театра.
Юсуповский дворец. История в девятнадцатом веке
Юсуповский дворец на Мойке в СПб имеет свою историю в России. Известным является факт, что в середине 16-го века в Россию приехали сыновья султана Ногайской орды. Султана звали Юсуф. Через некоторое время появился его правнук. Он решил принять христианство. Правнука звали Абдул-Мурза. При крещении ему дали имя Дмитрий. Сын Дмитрия – Григорий стал приверженцем и сподвижником Петра I. А внук Дмитрия Николай Борисович заслужил все ордена России, также он был удостоен ордена Андрея Первозванного. Данной наградой он была подарена по указу Павлом I. Помимо этого для Николая Юсупова была сделана специальная награда, которая называлась «жемчужный эполет». Юсупов Николай Борисович относился к одному из наиболее богатых людей того времени в Российской империи. Род Юсуповых владел большим количеством дворцов. Их количество превышало пятьдесят. В Санкт-Петербурге у Юсуповых было четыре.
Юсуповский дворец на Мойке пережил реконструкцию в начале 19-го века под руководством такого великого мастера, как Михайлов. Изначально ризалиты, которые находились по бокам здания, имели два этажа. В этот период реконструкции они были достроены до трех этажей. Помимо этого с восточной части здания был построен новый корпус. Он состоял тоже из трех этажей. В этом здании расположился белоколонный зал. Он являлся самым большим залом с колоннами того времени. Данный зал включал 24 колонны. Кроме этого во флигелях, которые были объединены между собой, был домашний театр и галереи с шедеврами живописи.
Стилистическое направление, в котором был выполнен данный ансамбль, относилось к стилю барокко. Данное направление предполагает большое количество золотой лепнины. Этот театр прославился тем, что именно здесь первый раз была исполнена опера Глинки «Жизнь за Царя» из известного произведения «Сусанин». Опера была сыграна не полностью, а только ее первое отделение. Кроме того, здесь были сделаны оранжереи и сад.
Проект Михайлова предполагал, что парадный въезд, который был со стороны реки, будет заменен лестницей, которая вела в Юсуповский дворец на Мойке, а именно в его парадные залы. Также особняк был дополнен танцевальным залом и тремя гостиными. Последние стали называться Императорская, Зеленая, Синяя. Помимо российских художников и архитекторов в проекте участвовали итальянские мастера, а именно: Виги А., Медичи Б.
Из российских мастеров особого внимания заслуживает такой архитектор, как Степанов А. В конце 19-го века он создал проект, который позволил подключить особняк к электричеству, канализации и водоснабжению и водяному отоплению. Также он руководил реконструкцией домашнего театра и появлением Мавританской гостиной. Также стоит отметить появление таких помещений, как Большая гостиная, Большой зал, столовая. Данные новшества появились в 1914 году.
Данный особняк принадлежал роду Юсуповых до 1917 года. В 1916 году в данном месте произошло историческое событие: здесь был убит Григорий Распутин. Данная историческая личность была духовным наставником и другом Николая Второго и его семьи. Сам же Распутин относился к роду крестьян из Сибири.
О прошлом княжеской резиденции на Мойке
Архитектурный ансамбль, известный ныне как Юсуповский Дворец, формировался на протяжении двух столетий. В него вложены труд и творчество архитекторов мирового уровня. Несколько фактов о хронологии создания дворцового комплекса под их патронажем помогут понять масштабность архитектурного замысла, признанного сегодня культурным наследием федерального уровня:
- перестройка усадьбы с возведением Белоколонного зала, Парадной лестницы, Танцевального зала, Зеленой и Императорской гостиных – архитектор А.А Михайлов при участии итальянских мастеров Б. Медичи, А Виги /1830-1838 гг./;
- возведение Покровской церкви – 1881 г, А.Д. Шиллинг;
- реставрация и создание Большой и Мавританской гостиной – архитектор А.А. Степанов /1890-1916/.
Свое начало ансамбль получил в Петровскую эпоху, вехи его формирования во многом синхронны с историей становления Северной столицы. Изначально это место было поместьем, принадлежавшим племяннице Петра I. Позже, уже будучи собственностью графа Шувалова, особняк получил оформление в модном тогда стиле барокко. За период с 1830 года, когда особняк был куплен Николаем Юсуповым и до начала 20-го века, он постепенно обретал облик дворцовой резиденции.
Пять поколений княжеского рода Юсуповых на протяжении столетий превратили это место в образец роскоши и дворцового изобилия. Тайны, сокрытые великолепными чертогами сегодня, привлекают массы желающих погрузиться в дворцовые интриги и, кто знает, может раскрыть их?
Дворцовая резиденция Юсуповых за время владения ей княжеской знатью стало живым музеем – здесь хранились картины Рембрандта, Буше, авторские изделия ручной работы из драгоценных камней и металлов. Сама резиденция стала шедевром дворцового интерьерного искусства. Оранжереи, домашний театр, помпезные залы приема и организации фуршетов символизировали собой определенный уровень роскоши и элитарности общества.
Благодаря страсти к коллекционированию произведений искусства, декоративно-прикладного творчества фактически получили свое начало музейные экспозиции, которые после событий 1917 года переданы в национальные музеи. Часть из них так и не удалось найти. Перед отъездом в 1917 году в Крым семейство Юсуповых значительную часть своих богатств сохранило в тайниках.
Госпиталь во дворце
Следует сказать о том, что в военные годы во дворце располагался госпиталь. В этот период здание подверглось обстрелам. Поэтому оно сильно разрушилось. Также на него попадали бомбы, которые сбрасывали фашистские захватчики с воздуха. Как только закончилась война, здание начали реставрировать. В 1958 году особняк пережил пожар. С 59-го по 78-й год двадцатого века велись работы по восстановлению после пожара. В конце восьмидесятых годов дворец принял у себя в стенах органный театр. Также во дворце проводились экспозиции по таким темам, как убийство Распутина и история рода Юсуповых.
Мифы и легенды
Дворец на Мойке хранит не только великолепные сокровища и уникальные произведения искусства, но и мрачную тайну о событии, возможно, сыгравшем важную роль в истории Российской империи.
В подвалах особняка произошло одно из самых странных и страшных убийств начала XX века. 17 декабря 1916 года здесь нашёл свой конец Григорий Распутин – личность незаурядная и мистическая. Простой сибирский мужик, грубый и неотёсанный, он не только сумел стать фаворитом и незаменимым советником императорской семьи, но и активно вмешивался в политические решения государя.
Недовольных возвышением «божьего старца» и его влиянием на императора было много. И в 1916 году несколько влиятельных людей империи, в число которых входил и князь Феликс Юсупов, подготовили убийство Распутина. Он был приглашён во дворец на Мойке для того, чтобы познакомиться с женой хозяина Ириной…
Убийство Распутина
Одним из самых мистических событий произошедших во дворце Юсуповых является убийство Григория Распутина. Как свидетельствуют записи в дневнике Феликса Юсупова, Распутина заманили во дворец Юсуповых в ночь на 17 декабря 1916 года. Сначала его пытались отравить, однако и отравленные сладкие пирожки, и отравленная мадера не возымели никакого эффекта. Как позднее говорили доктора, отравление не произошло из-за того, что Распутин страдал алкогольным гастритом, и его желудок не мог вырабатывать соляную кислоту, без которой смертоносный цианид не действует на организм человека.
Не имея более терпения, Юсупов вышел к заговорщикам на верх, а вернулся уже с браунингом. Распутин пожаловался на небольшое недомогание, но, не став его более слушать, князь Юсупов выстрелил ему в сердце. После убийства, когда заговорщики вели беседу, говорят, что Распутин вскочил на ноги и побежал из дома, по пути приговаривая: «Феликс, Феликс, Феликс… всё расскажу царю». На этот раз выстрелил Пуришкевич. Было произведено три выстрела, при этом пули попали в спину и голову Григория Распутина.
По версии англичан, которая появилась с подачи Освальда Рейнера, одного из заговорщиков, они сначала били Распутина, чтобы выпытать у него информацию о переговорах с немцами. А стреляли потом…
Труп монаха был выброшен в прорубь малой Невки.
Проклятие рода
Говорят, богатейшую семью в России преследовало проклятие, согласно которому в каждом поколении семьи умирали дети. Было замечено, что умирали все дети, кроме единственного наследника, и никто из умерших не пережил возраст 26 лет.
По преданию, Абдул-Мурза, правнук хана Ногайской орды Юсуфа (от него и произошла фамилия), сменил ислам на православие. Однажды, принимая в своём доме царя Фёдора Иоанновича и патриарха Иоакима во время Великого поста, он угостил их под видом рыбы гусём.
Патриарху очень понравилась «рыба». Но обман был раскрыт. Из-за этого кощунства гнев царя и патриарха был огромным. Шутник долго думал, как загладить вину. Решением стал переход в православие, получив при крещении имя Дмитрий. С тех пор все Юсуповы — православные и русские. Однако ногайская колдунья прокляла вероотступника (по другой версии, род Юсуповых проклял сам пророк Мухаммед, явившийся Абдулу-Дмитрию во сне).
Записка
Необычный клад за обшивкой старинного камина был найден при реставрации. Там была спрятана записка, содержание которой тут же разделило учёных на два лагеря: одни считают, что это просто шутка, другие уверены, что послание зашифровано и предвкушают научную сенсацию.
Но реставраторов больше всего удивила сама записка, которая пряталась под сургучной печатью в обычной бутылке. Некоторые из строк гласили: «…работал главком Панов, мученик Феодор — лет ему от роду 115 и князь Тараканов — ему 12 годиков…».
На сегодняшний день нет окончательного вывода о предназначении записки.
Курьёз
Не обошлось во дворце Юсуповых и без курьёза. Во время путешествия по Италии Николай Борисович Юсупов на одной из вилл увидел удивительную лестницу, которую тут же пожелал купить. Однако на предложение о продаже лестницы Юсупов получил такой ответ: лестница продаётся только вместе с виллой. Так и произошло – вилла была куплена, а лестницу в 1859 году перевезли в Санкт-Петербург и установили во дворце.
В наши дни в залах дворца расположен музей, посвящённый дворянскому быту семьи Юсуповых, а также работает экспозиция «Убийство Григория Распутина». Ещё дворец Юсуповых известен музыкальными и театральными вечерами, а также бал-маскарадами.