Как устанавливали советскую власть в барановичах после 17 сентября 1939 года

Национализация и коллективизация

Перераспределение имущества должно было начаться только по решению Народного собрания, но фактически чужое добро стали присваивать сразу с приходом Красной Армии. Местные бедняки производили стихийную экспроприацию у зажиточных земляков. Власти же отбирали у собственников предприятия и организации.

В документах ЦК КП(б) БССР многостраничные списки подлежащих национализации предприятий, были составлены в постановлении от 14 октября 1939 года. При этом в партийных документах фиксируются многочисленные нарушения.

Группа шоферов и механиков, бывших безработных, в гараже г. Барановичи. Фото: БГАКФФД

Так, в Барановичской области в решении обкома от 11 декабря 1939 года сообщалось, что уполномоченный ЦК КП(б)Б по Слонимскому уезду Новиков «после приезда 22 ноября 1939 года из Минска дал антипартийные установки о нажиме на зажиточного крестьянина в форме обложения твердым заданием кулака… В результате таких установок… в 6 волостях уезда имели место факты «раскулачивания» середняцких хозяйств. Изымалось имущество у крестьян, имевших земельные наделы 7–13 гектаров, при этом конфисковывали карманные часы, женское белье, другие вещи домашнего обихода, которые раздавали местному населению без всякого учета. Такое положение имело место с 23 октября по 6 декабря 1939 года».

В БССР 16.01.1940 года было принято решение «Об организации совхозов в западных областях БССР». Совхозы организовывали на землях, конфискованных у бывших помещиков, осадников, немцев-колонистов. Это не затрагивало интересов крестьян, и организация совхозов происходила без особых проблем для коммунистов.

Когда же дошло до создания колхозов, то ситуация изменилась. Хотя в Москве и не спешили с принятием решения по этому вопросу, на местах некоторые обкомы решили проявить инициативу.

Партийцы, присланные с востока и привыкшие к полному послушанию советского населения, просчитались. Крестьяне, владевшие до прихода коммунистов собственной землей, оказывали упорное сопротивление при попытках создать колхозы. Во многих случаях крестьяне уже на следующий день забирали заявления о вступлении в колхоз, узнав о подробностях и условиях работы в коллективных хозяйствах.

До начала Великой Отечественной войны в западных областях так и не было достигнуто значимых достижений в коллективизации.

Улица Советская. Весна 1941 года (на снимке запечатлена центральная улица города за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны). Фото: архив Барановичского краеведческого музея

Настоящее

Барановичи встречают нас пустыми улицами, сперва кажется, что зимой здесь вообще никто не живет. Присмотревшись, замечаешь: те дома, к которым по снегу вытоптаны тропинки, все же жилые.

Фото: Александр ЧУГУЕВ

Фото: Александр ЧУГУЕВ

Валентина Кондратьева – одна из тех, кто живет в деревне круглый год. Она рассказывает: да, зимой тут действительно живет человек десять на всю деревню, не больше. А вот когда потеплеет, Барановичи снова оживут: люди приезжают на лето в свои домики, привозят детей.

Фото: Александр ЧУГУЕВ

Валентина уезжает из деревни только раз в месяц – снять пенсию с карточки, заплатить по счетам, закупить лекарства и продукты, которые не привозят автолавки. Чтобы уехать, договаривается с соседями, у которых есть машина.

– Да, главная наша беда – это то, что транспорт не ходит. Нам бы хоть одну маршрутку, хоть бы раз в месяц, – отмечает она. 

Фото: Александр ЧУГУЕВ

В случае крайней необходимости жители деревни Барановичи ходят пешком к железнодорожной станции – это около четырех километров. Или вызывают такси – это обходится примерно в 13 рублей. 

Валентина не знает ничего о связи деревни Барановичи в Бобруйском районе и города Барановичи в Брестской области. Говорит, что была в «больших» Барановичах только один раз, родственников у нее в этом городе нет.

Зато женщина рассказывает, что в их Барановичах раньше был старообрядческий храм, в который съезжались верующие со всей округи, даже в советские годы. За подробностями отправляет к соседке – тоже Валентине, которая старше и помнит больше. 

Фото: Александр ЧУГУЕВ

Валентине Николаевне Старухиной  82 года года. Сейчас она действительно старейший житель деревни Барановичи-3.  Церковь, о которой говорила соседка, по словам Валентины Николаевны, сожгли больше сорока лет назад. А кто это сделал, неизвестно до сих пор. Деревня действительно жила в соответствии со старообрядческим, или, как принято говорить в Беларуси, «кацапским» укладом. 

Фото: Александр ЧУГУЕВ

Не староверов, поселившихся в деревне, тут называли «прижитыми». Чтили религиозные праздники, особенно Троицу и Спас. Праздники эти отмечают здесь и сейчас. На Троицу (50-й день после Пасхи) на деревенское кладбище съезжаются все оставшиеся жители, чтобы почтить память предков. На Спас (19 августа) из Осовского дома культуры в Барановичи присылают музыкантов. Люди готовят угощение для соседей. 

– Танцы тут до часа ночи на Спаса, иногда и позже, – рассказывает Валентина Старухина. 

Фото: Александр ЧУГУЕВ

А вот о происхождении названия деревни Валентина не знает ничего, так же, как и о связи Барановичей в Брестской и Могилевской областях.

Фото: Александр ЧУГУЕВ

Расстояние между Барановичами третьими и первыми – около полутора километров. В первых Барановичах было меньше староверов, однако люди там тоже религиозные. Об этом рассказывает Николай Владимирович, который приехал в эту деревню девять лет назад. Купил в Барановичах дом, очень понравилась местность.

Фото: Александр ЧУГУЕВ

Фото: Александр ЧУГУЕВ

– Тут вроде все православные живут, староверов мало. Но все крепко верующие. Не дай Бог в поле выйти в праздник, нельзя ни в коем случае… – говорит мужчина.

Фото: Александр ЧУГУЕВ

Соня Михайловна живет в Барановичах-1 всю свою жизнь. Помнит, как тут был и свой клуб, и библиотека, и начальная школа. А вот в городе Барановичи она не была ни разу. И о связи деревни в Могилевской области и городе в Брестской ей ничего не известно. 

То же самое говорит и Нина Федоровна, одна из самых старых жительниц Барановичи-1: родилась в деревне, уезжала работать в Бобруйск, потом вернулась в деревню. В городе Барановичи ей бывать не доводилось. И о названии деревни она ничего не знает: 

– Может, мама моя и знала, но не рассказывала: не до того было. Одна детей в деревне растила. А сейчас и спросить не у кого. 

Фото: Александр ЧУГУЕВ

Фото: Александр ЧУГУЕВ

Покровский собор

Рекомендовать место

17

6

Покровский собор в Барановичах был открыт и освящен в 1931 году. Построенный в непростое для всей страны время, храм сохранил свою уникальность без существенных реконструкций до сегодня. Его история имеет чудесный и, наверное, мистический характер, что и делает его одной из главных святынь города.

Архитектурное решение выполнено в строгом академическом стиле и является вполне традиционным для русских церквей. Ее трехъярусная башня с колокольней являет собой образец классического строительства.

Художественную ценность собора представляют семь мозаичных полотен. Два из них размещены с внешней стороны и украшают северный и южный входы, а пять — внутри храма. Мозаики выполнены известным художником В. Фроловым по эскизам русских художников Васнецова, Бруни, Кошелева и Думитрашко. Первоначально эти мозаики были сделаны для храма Александра Невского в Польше, однако после его снесения части мозаики обрели свое постоянное место в Покровском храме.

Транспорт

Бывший Барановичский юридический институт теперь входит в состав Барановичского государственного университета.

Барановичи. Фонтан на Центральной площади

Выставка баллистической ракеты в Барановичах

Город находится на главной автомагистрали с востока на запад в Беларуси, M1 , которая является частью европейского маршрута E30 .

Первая железнодорожная линия через город открылась примерно в 1870 году. Построенные дополнительные железные дороги помогли городу стать важным железнодорожным узлом.

Большая авиабаза к северу от города используется военно-воздушными силами Беларуси .

Елена Епифанова: «Дом офицеров строили, а мы там в прятки играли»

Елена Епифанова. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ

– В Барановичи наша семья переехала из российского города Зарайска. Мой папа был военным, и сюда его перевели по службе. Отцу выделили квартиру в центре города. В памяти навсегда останется момент, когда я впервые вошла в эту квартиру. Она была абсолютно пустая. На потолке висела лампочка, под которой стоял купленный папой к моему приезду трехколесный велосипед.

Я до сих пор живу в этой квартире, и бывает, что за день по несколько раз натыкаюсь на углы и стены. Сейчас у меня в голове не укладывается, как я когда-то могла по этой квартире на велосипеде гонять?

Квартира так и была пустой, пока из Зарайска вслед за нами не приехал контейнер с мебелью. И спала я целый месяц в чемодане, с которым мы с мамой приехали в Барановичи.

Я быстро подружилась с детьми из нашего двора, компания была большой: по соседству с нами жило очень много молодых семей. Одно из ярких воспоминаний моего детства, как мы с подружками бегали за мороженым, которое недалеко от нашего дома продавала тетенька с тележкой.

У нас во дворе стояла котельная, от нее поступало тепло во все дома в округе. Мы с подружками часто видели, как к котельной подъезжает самосвал с углем. Нам нравилось наблюдать, как угольщики сбрасывали топливо в котельную, и всегда жутко хотелось посмотреть, что же там внутри. Но нас туда, конечно, никто не пускал. И однажды мы пробрались в котельную без спроса. Перемазались, как трубочисты, за что потом получили от своих мам по первое число: горячая вода тогда была всего два раза в неделю.

Всех наших приключений не перечесть. Как и все дети, мы обожали лазить по разным стройкам и подвалам. Дом офицеров строили, а мы там в прятки играли – это было наше излюбленное место.

Военнослужащие перед Домом офицеров. Фото: архив Елены ЕПИФАНОВОЙ

Женщины на аллее молодого парка. Фото: архив Елены ЕПИФАНОВОЙ

Кстати, Дом офицеров стал в Барановичах новым центром культуры. До этого в городе был только клуб железнодорожников. Там, где сейчас показывают фильмы, раньше в Доме офицеров был киноконцертный зал. Акустика была великолепная. Я помню, как в этом зале когда-то выступали Махмуд Эсамбаев, Святослав Рихтер, Большой театр БССР.

Помню все городские праздники, которые проходили в молодом парке и на площади. Кстати, в парк через центральный вход мы ходили только с родителями, а с подружками перелезали через забор, чтобы сократить путь: детские головы без труда проходили между металлическими прутьями ограждений.

Многие мои знакомые, даже не выходя на улицу, могли наблюдать за всеми концертами и представлениями. У меня, к сожалению, такой возможности нет: окна квартиры выходят во двор.

На моих глазах прокладывали улицу Царюка, где однажды со мной случилась по-настоящему опасная история, которая могла стать последним событием в моей жизни, не окажись рядом нашей соседки. В то время асфальта на улице Царюка не было, а однажды на дороге  вырыли несколько глубоких ям: под посадку лип, которые и сегодня растут вдоль дороги. Во время дождя ямы полностью заполнились водой. Я случайно провалилась в одну из них, когда мы играли там с подружками. Соседка успела подбежать к яме и вытащила меня за капюшон.

Я прожила всю жизнь в этом доме, в этой же квартире, сравнивать мне не с чем. Тем не менее мой район, моя улица и двор, в котором я выросла, лучшие для меня. Ведь здесь прошло все мое детство, здесь родился и вырос мой сын.

Воинские части

На территории Военного городка расположены две войсковые части: 61-я истребительная авиационная база и войсковая часть 7404. 

2018 год. 61‑я истребительная авиационная база. Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

1925 год. Ипподром, который находился в польский период на территории современной авиабазы. Фото: 1871.by

1933 год. Ложа судей на ипподроме. Фото: 1871.by

1931 год. Во время конных соревнований. Фото: 1871.by

1933 год. Конные соревнования. Фото: 1871.by

Днем рождения 61-й истребительной базы является 1 мая 1951 года. В этой части служил первый Герой Беларуси Владимир Карват. Он погиб 23 мая 1996 года во время выполнения учебно-тренировочного полета.

Полковники Александр Марфицкий и Александр Журавлевич также служили в этой части. Оба погибли 30 августа 2009 года при выполнении показательных полетов на международном авиашоу в польском городе Радом.

Вторая расположенная на территории Военного городка войсковая часть 7404 образована в 1918 году. Главные задачи формирования не менялись – это конвоирование заключенных, обеспечение общественного порядка, охрана важных государственных объектов.

Не дошел до дома из соседней деревни

Всякий раз, когда я слышал о том, что волонтеры поисково-спасательного отряда «Ангел» едут на поиски пропавшего или кого-то нашли, я ловил себя на мысли, что тоже с удовольствием поучаствовал бы в таких поисках. Мне было интересно узнать, что движет людьми, которые отправляются на помощь совершенно незнакомым людям, в любую погоду, жертвуя своим личным временем, причем совершенно бесплатно.

Мария сказала, что не против, и провела краткий инструктаж о том, что нужно с собой взять и как одеться, учитывая тот факт, что поиски, возможно, будут проходить в лесу.

Субботним утром следующего дня я был в точке сбора в полной боевой готовности. Всего нас собралось десять человек, среди которых два кинолога с собакой. Мария рассказала, куда и кого едем искать (мы направлялись в Слонимский район искать мужчину, который неделю назад вышел из соседней деревни в сторону дома и пропал), и провела краткий инструктаж. Услышав, что мужчина, которого мы едем искать, скорее всего, мертв, я немного растерялся, но в любом случае был готов к поездке. Я сел в одну из трех машин, и мы выдвинулись на указанное координатором место.

Фото: Никита ПЕТРОВСКИЙ

Что посмотреть

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Местечко Мышь известно с первой половины XV века. В 1563 году великий князь Жигимонт Август за военные заслуги подарил местечко и окрестности Яну Геронимовичу Ходкевичу (отцу нашего знаменитого гетмана, победителя шведов и турок – Яна Ходкевича). Поэтому Ходкевичей потом называли графами на Мыши. Здесь был построен даже небольшой замок. Во время 13-летней войны ВКЛ с Московским княжеством (1654–1667) войска воеводы Хованского захватили замок и разрушили его. «В городе Мыши литовских людей всех побили, которых зостали, и языков взяли многих людей. И городок Мышь выжгли и со всем разорили без остатку», ­ хвалился московский воевода.

После войны основное местечко возродилось в новом месте и стало называться Новая Мышь. На месте пепелища Мыши тоже селились люди, и деревню стали звать Старая Мышь. Кстати, на берегу Мышанки там сохранилась насыпь от старого замка.

В XVII веке в Новой Мыши новогрудский кашталян Юдицкий основал иезуитский коллегиум. Поэтому и продолжим тему католичества. Сейчас в самом центре Новой Мыши расположен костел Преображения Господня, построенный в 1825 году в стиле классицизма на месте старого деревянного костела. Костел аскетичен снаружи, а каждый, кто попадет внутрь, будет поражен красотой интерьера. В 1905 году храм был украшен ценными произведениями декоративно-прикладного искусства в стиле барокко и рококо — тремя деревянными резными алтарями, амвоном и органом.

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Главная жемчужина храма – копия знаменитой иконы Матери Божьей Белыничской. Когда-то, во время 13-летней войны ВКЛ и с Московским княжеством, убегая от наступающих московцев, эту икону везли монахи-кармелиты из Белыничей в Варшаву. Однако в Ляховичах кони остановились и отказались дальше двигаться. Посчитав это знаком, монахи остались с иконой в этом городе, где непрерывно молились ей. И действительно, произошло чудо – Ляховичи оказались единственным замком, который на землях ВКЛ не был захвачен и выдержал в 1660 году полугодовую осаду войск Хованского. После победы под Полонкой в 1661 году польско-литовских войск над московским воеводой Хованским осада с Ляховичей была снята и началось постепенное освобождение ВКЛ.

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Икона Белыничской Божьей матери была признана чудотворной, ее вернули в костел в Белыничах, а в 1761 году­ короновали. В 1830 году костел был закрыт российскими властями, а храм с иконой передали православной церкви. Верующие спрятали оригинал иконы, вывесив в церкви копию. Оригинал считается утерянным, хотя настоятель костела в Новой Мыши утверждает, что именно здесь хранится настоящая икона, тайно переданная из Белыничей.

По традиции белорусских местечек напротив костела расположена Спасо-Преображенская православная церковь 1859 года постройки в псевдорусском архитектурном стиле. Храм построен небанально и достаточно красиво, плюс территория возле церкви ухожена и засажена деревьями.

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Неподалеку сохранилось и здание бывшей синагоги, в котором теперь расположился магазин. Еще до войны местечко населяли преимущественно евреи. Существует легенда, что Новая Мышь могла бы быть Барановичами. Когда строили железную дорогу Варшава – Москва, между Минском и Брестом нужно было основать станцию для замены и ремонта паровозов. Российские инженеры предложили новомышским евреям за небольшую плату передвинуть рельсы поближе к местечку, но те отказались платить, совершив фатальную ошибку. Станцию в 1871 году построили по проекту, и вокруг нее возник город, а Новая Мышь так и осталась местечком.

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Сейчас из еврейского наследия здесь осталось еврейское кладбище и полуразрушенное здание корчмы XIX века, которое находится возле автобусной остановки.

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Неподалёку от корчмы и костела в 1996 году был установлен памятник белоруcско-польскому поэту и фольклористу Яну Чечоту, автору поэмы «Мышанка», жизнь которого тесно связана с этими краями.

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Советуем также посетить и старое католическое кладбище, где сохранилась деревянная часовня начала XX века. Смотрится очень аутентично.

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Городской инфраструктуре – удовлетворительно

Редакция Intex-press предложила нашим читателям так, как в школе, по пятибалльной шкале оценить качество и количество учреждений образования, культуры, торговли, банков, общепита, парков и скверов, приспособлений для передвижения людей с ограниченными возможностями, парковок, автомобильных дорог, мусорных контейнеров и других составляющих инфраструктуры города (при подведении итогов мы считали баллы 1–2 – это «плохо», 3 – это «удовлетворительно», а 4–5 – это «хорошо»).

Оказалось, что если количество этих элементов инфраструктуры большинство горожан устраивает, то вот их качество нужно улучшать.

При 56,6% респондентов, оценивших количество учреждений образования в Барановичах на «хорошо», их качество таковым считают лишь 33,3%. А самой преобладающей оценкой качества стала «удовлетворительно» с 42,5% голосов, показавшая, что есть над чем потрудиться местной системе образования. А с учреждениями культуры – музеями, концертными залами, библиотеками, а также спорта – стадионами и площадками для занятий спортом — ситуация, по мнению читателей, хуже. Во-первых, лишь 31,6% ответивших устраивает их количество, при 43,3% недовольных. А во-вторых, хорошее качество имеющихся учреждений отметили лишь 25% респондентов, при 44,1% заявивших об их плохом состоянии.

Количество и качество ресторанов, кафе, пунктов общественного питания, ночных клубов, боулинга и прочих мест отдыха для молодежи более чем устраивает 75% респондентов, однако 26,7% из них оценили количество этих заведений просто как «удовлетворительное», а качество их на эту же оценку оценили и вовсе 35% респондентов. Это говорит о том, что наших респондентов по большей мере устраивает то, что вроде бы и есть куда сходить, но состояние этих заведений не всегда соответствует запросам жителей города.

Скриншот экрана

В чем почти единодушны оказались наши читатели, так это в том, что магазинов, рынков, торгово-развлекательных центров, банков, а также финансово-кредитных учреждений в Барановичах более чем достаточно. Более 60% опрошенных это подтвердили, сказав «хорошо». Да и качество этих объектов довольно приличное – 42% респондентов оценили его выше удовлетворительного.

А вот за количество и качество удобного пространства для людей с ограниченными возможностями, парков и скверов, мест для отдыха на открытом воздухе, детских площадок, количество парковок, состояние тротуаров, пешеходных зон, качество автомобильных дорог большинство — 65% опрошенных — поставили городу «неуд». Также респонденты отметили, что в нашем городе не хватает урн и контейнеров для мусора на улицах и общественных туалетов, а качество уже имеющихся ниже среднего.

Кроме того, респонденты в ответ на предложение высказаться о недостатке или качестве работы каких-либо учреждений или объектов городской среды, не учтенных в вышеприведенном списке, отметили, что их не устраивает качество и количество АЗС, некачественная работа ЖКХ и дорожников, нехватка квалифицированных медработников и отсутствие в городе необходимого медицинского оборудования.

Нужно благоустроить туристические объекты

Ромуальд Жабик, основатель сайта об истории города Барановичи 1871.by:

— Привлекать туристов на «пустое место» не имеет смысла. Не потому, что здесь отсутствуют какие-то исторические объекты или у города нет истории, — здесь абсолютно неподготовленная база.

Есть разные туристы. Одни едут для того, чтобы что-то посмотреть, а другие — на историческую родину предков. Люди, которые занимаются изучением мировой истории, приезжают на места ключевых исторических событий. Город Барановичи за свою не очень длинную историю стал свидетелем двух мировых войн и одной войны между Россией и Польшей. В городе и регионе более 50 исторических мест для евреев. К сожалению, эти места либо используются не по назначению, либо визуально уже не представляют интереса.

Но можно поработать в этом направлении. Например, для поляков город не просто какая-то часть кресов всходних, — это место, где в 1916 году перед военными легионами зачитывался акт о создании «Королевства Польского». В город приезжал Юзеф Пилсудский, президенты Польши: Мосцицкий, Войцеховский. Поляки сюда ехали бы просто для того, чтобы побывать в этих местах.

Для немцев здесь тоже много интересного: захоронения, места боев, доты и линии обороны времен Первой мировой войны. Понятно, что там нет никаких замков и дворцов, но места сохранились. Можно поставить арт-объекты, таблички и памятные знаки. Приводить туда туристов, рассказывать, показывать карты, планы, аэрофотосъемку, старинные фотографии, которых огромное количество. Их нужно купить, подготовить, сделать буклеты, мобильное приложение.

Можно было бы проводить виртуальные экскурсии — создать сайт с трехмерными изображениями туристических мест города, по которым можно было бы условно перемещаться. Например, в Украине мне понравилась технология, которую там применяют: у развалин крепости Тустань стоит QR-код, сканируешь его – и можно сделать селфи на фоне еще не разрушенной крепости. С помощью технологий можно воссоздавать внешний вид объектов. Например, создать трехмерные модели исторических зданий или мобильные приложения и аудиогиды, которые облегчили бы для туристов поиск информации о той или иной городской достопримечательности. Это тоже требует денег, но не таких больших.

Немцы, поляки и русские знают об этих местах. Они приезжают сюда, ходят, смотрят, но где что находится — не знают. У нас эта информация есть, просто нужно подготовить материальную и документальную базу, специалистов и помогать таким людям. Когда это начнут делать, пойдет фидбэк и туристы поедут. Можно будет организовывать туры на малую родину. Но нельзя ограничиваться только территорией города. В районе тоже достаточно мест, которые нужно показывать: Заосье — место рождения Адама Мицкевича, Крошин — место рождения Павлюка Багрима, туда приезжал и Игнат Домейко.

Стоит учитывать и наше географическое положение. Туристы, которые едут посмотреть Мирский, Коссовский и другие замки, едут сначала в Минск, потом им организовывают автобусные туры по этим местам. Почему не сделать перевалочный туристический пункт в Барановичах?! Организовать им досуг, подготовить гостиницы, экскурсоводов, туры и прочее. Пусть люди едут отсюда. Это ближе, обойдется дешевле, ну и это деньги в город.

Конечно, всем этим изначально должны заниматься в горисполкоме. Отдел по туризму должен проработать эту программу. Привлечь к разработке проектов по развитию туризма надо не только людей из соседних кабинетов, но и специалистов из музеев, барановичскую интеллигенцию, краеведов, учителей истории. Обсудить, собрать идеи и думать об этапах воплощения.

Помечтайте на «острове влюбленных»

Через дорогу от Ледового красуется Светиловское озеро. Пройдя через мост, украшенный замками с надписями, типа «Алена+Дима…», выйдете к острову влюбленных. Это любимое место всех барановичских новобрачных. Расписавшись в ЗАГСе и выпив с гостями первый в новом статусе бокал шампанского, парочка спешит на фотосессию именно сюда, останавливаясь по пути в парке, кафе или где-нибудь еще.

На острове вас встретит высокая белая беседка и два металлических дерева, кроны которых сделаны в виде сердец. Здесь влюбленные тоже оставляют памятные замочки. Даже если вы ни в кого не влюблены, но Барановичи вас чем-то «зацепили», приезжайте и оставьте свой замок с признанием кому-нибудь или чему-нибудь в любви. Барановичи доставят ваш чувственный посыл куда надо. И будут помнить о вас и другим рассказывать.

«Даже загорелся идеей переехать туда»

Владислав Полукошко, в июне отдыхал в Санкт-Петербурге:

Фото: личный архив Владислава ПОЛУКОШКО

– В последний раз я был за границей три года назад – ездил в гости к подруге в Киев. В этом году у меня как раз закончился двухлетний срок распределения, и я решил, что нужно обязательно отметить это замечательное событие. Хотелось хоть куда-нибудь рвануть.

Особо раздумывать не пришлось: в Европу границы закрыты, поэтому выбирал между Питером и Москвой. А тут как раз в июне одна из моих подруг собралась поступать в питерский вуз. Ну, я и решил поехать вместе с ней за компанию.

Я сразу знал, что это будет не экскурсионный тур.  Во-первых, все достопримечательности Санкт-Петербурга я уже видел, а во-вторых, мне не хотелось быть привязанным ко времени и другим людям.

Добирались сами – на поезде, билет стоил около 100 рублей. Чтобы пересечь российскую границу, нужно было предоставить результат ПЦР-теста. И все, мы — в Питере.

Поиском жилья занимались уже на месте. Снимать квартиру на двоих было дороговато, поэтому заселились в недорогой хостел. Сутки – около 1000 российских рублей (примерно 34,5 белорусских рубля).

Мы очень много гуляли по городу – количество шагов в шагомере иногда превышало 30 тысяч. Как раз в июне в «культурной столице» России была солнечная погода, так что было комфортно и замечательно.

У меня не было цели смотреть музеи, слушать экскурсоводов, мне просто хотелось погрузиться в эту особую питерскую атмосферу. Атмосферу творчества, необычных улочек, новых знакомств, людей. Я чувствовал себя просто как рыба в воде. В Санкт-Петербурге, даже если просто выйти вечером на улицу, 100% можно нарваться на что-то интересное. Будь то уличные музыканты, рядом с которыми можно зависнуть на пару часов, расписанные художниками стены, а можно забраться на крышу в одном из дворов и любоваться видами. Это было невероятное приключение. По приезду домой я даже на полном серьезе загорелся идеей переехать в Питер.

Семь дней отдыха вместе с дорогой и проживанием обошлись мне в сумму равную примерно 200 долларам.

«Мы тут все по талонам, только дополнительным»

В 8.20 утра в фойе центральной поликлиники на ул. Горького, как всегда, многолюдно. Однако у окошка регистратуры собралось всего человек семь-восемь – едва ли это можно назвать ажиотажем.

«Видимо, не все так плохо, как говорят», – думаю я и направляюсь на третий этаж, где сидят врачи общей практики.

Там людей оказалось заметно больше. Но, как по мне, картина, которую я увидел, мало отличалась от тех, что я наблюдал в обычный период простуд.

Посетители Центральной поликлиники. Фото: Иван РИМША, Intex-press

Не было ничего необычного и в разговорах, и в поведении людей. Кто-то разговаривал о чем-то своем, кто-то сидел в телефоне, лишь небольшие классические споры на тему того, кто за кем занимал, прерывали тишину.

– Я по талону, – говорит женщина, подходя к дверям кабинета.

– А мы тут все по талонам, только по дополнительным, – отвечает ей мужчина, – так что будете за мной.

Понаблюдав за посетителями поликлиники около получаса, я так и не увидел и не услышал ничего необычного, поэтому решил спуститься вниз и заглянуть во двор, где, как нам на днях сообщали читатели, иногда выстраиваются огромные очереди на рентген.

Как оказалось, не зря. Во дворе поликлиники стоял передвижной рентген-аппарат. А рядом с ним – человек 30 желающих сделать снимок. И люди все подходили и подходили.

Очередь к рентген-аппарату во дворике Центральной поликлиники. Фото: Иван РИМША, Intex-press

– Люди больше часа стоят на улице с температурой, это просто издевательство! – не выдержала одна из женщин в очереди.

А один из мужчин, к которому я подошел узнать, что вообще происходит, пояснил, что вся эта очередь – болеющие люди, которых направили на снимок, чтобы исключить или подтвердить воспаление легких.

Дворик Центральной поликлиники. Фото: Иван РИМША, Intex-press

– Здесь принимают только с температурой, по направлению от терапевта. Стою тут уже больше часа, и передо мной еще человек пять, – рассказал он.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector