Украшение московского кремля

Некрополь Архангельского собора — кто похоронен в Архангельском соборе

Рассказывая об истории Архангельского собора Кремля никак нельзя умолчать о некрополе, который в ней располагается. Возведение храмов-усыпальниц не редкость на Руси, как правило, каждый знатный род имел подобное строение. Так, например, усыпальницу семьи Юсуповых можно увидеть в усадьбе Архангельское в Подмосковье, еще одна известная российская усыпальница находится в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. Но подобные сооружения характерны не только для нашей страны (или бывших территорий Руси), но и для других стран. Среди них наиболее известно Вестминстерское аббатство в Лондоне, в котором похоронены монархи Великобритании, и таких мест по всему миру очень много.

Некрополь Архангельского собора

Архангельский собор стал усыпальницей для рода Рюриковичей и Романовых. Первым в храме был похоронен Иван Калита, но уже к правлению Ивана III в соборе было столько захоронений, что стало тесно и церковь решено было расширить. На время строительство нового храма все гробы с телами великих князей были перенесены в колокольню Ивана Великого, которая стоит по соседству.

Захоронения в Архангельском соборе Кремля

В новом храме первым похороненным стал Иван III, который и затеял перестройку, но не дожил до того, чтобы своими глазами увидеть обновленный собор. Все саркофаги расположены в строго определенном порядке, князья похоронены в южной части храма, а те, кто находился в немилости — в противоположной стороне.

Стоит отметить, что усыпальница — это не мавзолей, где в гробах лежат Великие князья. Обряд погребения проводился по всем канонам православия, гробы с телами умерших правителей закапывали в землю под полом, а над могилой возводили надгробие с белыми плитами.

Некрополь Архангельской церкви в Московском кремле

Туристы приходят в собор просто посмотреть на исторический храм, но в Архангельской церкви много и паломников, которые приезжают сюда, чтобы поклониться мощам двух святых.

Мощи царевича Дмитрия в Архангельском соборе

В серебряной раке находятся мощи благоверного царевича Дмитрия — младшего сына Ивана Грозного, который был то ли убит, то ли погиб в результате несчастного случая в Угличском кремле в 1591 году. Он был причислен к лику святых в 1606 году как невинно убиенный, и принято считать, что его мощи обладают чудотворной силой.

Икона «Царевич Димитрий Угличский в житие» ГИМ, 17 век

Мощи князя Михаила Черниговского в Архангельском соборе

Еще один святой, похороненный в Архангельском храме — это святой князь Михаил Черниговский. Он был причислен к лику святых за верность христианской вере в борьбе с Ордой. В 1570-х годах по приказу Ивана Грозного его мощи были перенесены из Чернигова в Москву, а спустя два века, в 1774 году, было принято решение разместить их в Архангельском соборе кремля.

Святой Михаил Черниговский Мастерская церковного искусства «Иконное Дело»

Некрополь Архангельского собора кремля считается одной из самых больших царских усыпальниц (54 захоронения), великих князей и членов царской семьи хоронили в храме на протяжении почти 400 лет (с 1340 по 1730).

Архангельский собор и колокольня «Иван Великий»

Усыпальница

Здесь хоронили по примеру Византии правителей Рюриковичей, Романовых и их родственников до XVIII века. Собор служил местом погребения мужчин царского рода. Цариц и княгинь хоронили в соборе Вознесения Христова кремлевского Вознесенского монастыря, разрушенного в 1929 году.

Тогда захоронения из монастыря перенесли в южную часть Архангельского собора. Сюда же перенесли мощи «прародителей государевых». Над гробом, закрытым каменной плитой, возводилась каменная надгробница, на которой помещалась икона, свеча и панихидное блюдо с кануном.

Гробницы

Внутри Архангельского собора – 46 надгробий, под которыми покоятся 56 представителей княжеского рода. Бронзовые саркофаги белокаменных надгробий раннемосковских князей и русских царей установлены во время правления Михаила Романова. Напротив надгробий – изображение в полный рост всех погребенных здесь великих князей.

Расположение погребений проводилось по четким правилам. По южным стенам – великокняжеские погребения. Удельные князья погребены вдоль западной стены, а опальные князья – вдоль северной.

У юго-западных столпов захоронена принявшая православие татарская знать, служившая при русском дворе. 51 захоронение под плитами пола, две раки стоят на полу. В усыпальнице храма погребен сын Ивана Грозного, убитый вспыльчивым отцом, и его малолетний брат царевич Дмитрий, который дважды «воскресал» во времена Смуты.

Здесь же похоронены Романовы: цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович, а также оба брата Петра I. Сам «великий реформатор» упокоился в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, где и стали хоронить представителей царской династии.

В Архангельском соборе – пустая гробница Бориса Годунова, чей прах по приказу Лжедмитрия I в 1605 году выбросили на улицу, чтобы «не осквернять» храм. Позднее прах Бориса Годунова погребли в Троице-Сергиевой Лавре.

У северной стороны Архангельского собора – рака с мощами князя Михаила Черниговского, причисленного к лику святых. Князь отказался подчиняться золотоордынскому хану Батыю, за что потерпел мученическую смерть. В Архангельском соборе служили панихиды в дни кончины погребенных тут высочайших особ – князей и царей.

Росписи усыпальницы

В XVI веке собор покрыли художественной росписью. Во времена правления Алексея Михайловича выполнены настенные росписи, над которыми трудились 92 мастера. Военная тематика и сюжеты о борьбе Архангела Михаила с падшим ангелом Сатанаилом занимает главное место в живописи.

Интересна галерея из условных «надгробных» портретов князей и царей, похороненных в усыпальнице. Нижний ярус – «портретная галерея» реальных исторических лиц: более 60 «портретов» московских и удельных князей. Галерею открывает изображение Ивана Калиты.

В куполах – лики пророков и праотцов, эпизоды из жизни Спасителя, на сводах – сюжеты из Нового Завета. В центральном барабане – фигуры Адама и Евы. В западных куполах – образы Архангела Михаила и Гавриила, ниже – апостолов и святых угодников, воинов-мучеников и святого покровителя храма – Архангела Михаила. В роспись включены сюжеты о героической борьбе русских воинов с захватчиками.

Главная православная святыня собора – четырехъярусный иконостас с иконами «Михаил Архангел с житием» и икона Божьей Матери «Благодатное небо». Над алтарем – композиция Богородичного цикла – «Успение Богоматери».

История основания

Михаил Хоробрит, брат Александра Невского, ещё в XIII веке стал русским князем и возвёл в Москве деревянный храм во имя Михаила архангела, своего святого покровителя. Московский князь Иван Калита в 1333 году на этом месте выстроил вместо деревянной церкви собор из белого камня. Строение появилось в благодарность за спасение России от голода в неурожайный год. Правитель стал первым князем, которого захоронили в Архангельском храме.

Покровительствовал местам упокоения княжеских семей Архистратиг Михаил, сопровождавший в царство небесное души умерших. В соборе находились места погребения мужчин, а женщин княжеского и царского рода хоронили в соборе Воскресения Христа кремлёвского Вознесенского монастыря. Монастырь разрушили в 1929 году и перенесли захоронения в южную часть Архангельского собора.

Князь Иван III завершил строительство Успенского собора и приступил к реконструкции Кремля в Москве. Родовая усыпальница тоже была перестроена. Государь решил разобрать ветхий Михаило-архангельский собор в 1505 году и возвести на его месте новый. К строительству был привлечён архитектор из Италии — Алевиз Фрязин. Иван III умер, так и не дождавшись окончания строительства.

Сын князя, Василий III, завершил постройку Архангельского собора, а также продолжил дело отца по объединению Руси. Поэтому собор Михаила архангела является некрополем великих русских правителей, и свидетельством объединения русских земель великими князьями. Митрополит Симон провёл таинство освящения храма 8 ноября 1508 года.

Вновь выстроенный храм выглядел очень нарядно. Стены его были покрашены в цвет красного кирпича. Красная стена подчёркивала красоту белых узорчатых деталей. Собор изменялся внешне не один раз за пятьсот лет существования. К нему добавлялись галереи, пределы. Главный купол стал луковичной формы, а не шлемовидной. Внутри же он обустроен как и все древнерусские церкви. Просторные своды поддерживают шесть столпов, которые располагаются в форме креста.

Архангельский собор в XVI веке и до наших дней

Для строительства нового величественного собора на месте старой Архангельской церкви в 1505 году был приглашен известный итальянский зодчий Алевиз Новый. Этот архитектор вошел в историю не только строительством Архангельского собора кремля, но и другими своими работами, которые имеют огромное историческое значение. Например, именно он строил дворец и храмы в Александровской Слободе. Надо сказать, что в то время на работах в Кремле трудилось сразу два Алевиза, один из которых строил великокняжеский дворец, он известен под именем Алевиз Фрязин, ну а второй занялся новым храмом-усыпальницей.

Архангельская церковь

Новый собор в честь святого Архистратига Михаила был закончен и освящен митрополитом Симоном в 1508 году. В тот же год в храм-усыпальницу были перенесены останки русских князей. В 1564-1565 году царь Иван Грозный приказал расписать храм фресками, но до наших дней эти росписи не сохранились, так как спустя сто лет, во времена царствования Алексея Михайловича, собор был расписан повторно. Работы велись артелью русских мастеров под руководством Симона Ушакова

Росписи являются настоящим произведением искусства, и если вы пришли в храм с экскурсоводом, то ваше внимание обязательно обратят на условные портреты русских князей, похороненных в Архангельском соборе. Ничего подобного больше нигде нет

Росписи Архангельского собора Кремля

Внутри Архангельского собора

Сейчас сложно представить, но в XVIII веке все храмы Соборной площади кремля находились в запустении, и причиной тому, конечно же, стал перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург. Архангельский собор не был заброшен, но средства на его содержание выделялись довольно скромные. В 1737 году в праздник Святой Троицы произошел серьезный пожар, который нанес большой ущерб собору, восстанавливали его более двух лет. Только при Екатерине II к храму вернулось былое величие, в его стенах даже возобновили иконописное дело.

Вход в Архангельский собор Московского кремля

Следующим серьезным испытанием для Архангельского собора стала Отечественная война 1812 года. Солдаты Наполеона устроили в храме кухню, в которой не только готовили еду, но и хранили бочки с вином. Во время отступления бочки были разбиты, вино из них вытекло и затопило почти весь пол церкви. Ну и, конечно же, наполеоновцы не могли уйти из Москвы без сувениров.

Магнитики на холодильник в то время не продавались, поэтому они прихватили с собой оклады с икон и другие ценные вещи. Архангельский собор кремля стал первым храмом Москвы, который привели в порядок после нашествия французов: уже 1 февраля 1813 года церковь была восстановлена и вновь освящена.

Внутри Архангельского собора

К 300-летию дома Романовых в 1913 году Архангельский собор обновили, отреставрировали иконостас, отмыли росписи и провели другие работы по благоустройству. Но уже спустя 5 лет храм был закрыт, а службы в нем прекратились. К счастью, здесь не сделали ни бильярдный зал, ни правительственный гараж, а объявили здание памятником культуры и стали готовить к открытию музей. Процесс этот затянулся надолго: работы начались в начале 1920-х годов и продолжались вплоть до начала Великой Отечественной войны. Для свободного посещения кремль открыли только 1955 году, и он сразу же стал одной из самых популярных достопримечательностей Москвы. Вплоть до 1991 года в Архангельском соборе кремля располагался музей, но, как и большинство других храмов, с развалом СССР он был возвращен РПЦ и в нем возобновились службы.

Архангельский собор в Кремле

Архитектура и интерьер

Белокаменный храм привлекает множество паломников, туристов и любителей русской истории. Его внешний вид, интерьерные решения и некрополь — часть великого исторического наследия Руси.

Внешний вид

В основе классического пятиглавого и пятиапсидного здания стоят шесть столбов. Стены храма возведены из кирпича, отделаны белым камнем и прорезаны узкими окнами. В их украшении использовались детали характерные для венецианской архитектуры эпохи Возрождения. К ним относятся:

  • многопрофильные карнизы;
  • полуколонны с растительными капителями;
  • закомары, оформленные в форме раковин;
  • сочетание одного большого и трёх маленьких круглых окон в центральной закомаре западного фасада.

Пятиглавие смещено в сторону апсид. Центральный позолоченный луковичный купол окружён четырьмя шлемовидными серебряными главами. Динамики внешнему виду постройки придают барабаны, диаметр которых имеет разную величину. Они прорезаны узкими окнами.

Интерьер

Интерьер собора резко контрастирует с его внешним видом. Стены и потолок храма покрыты росписью. Следы первой росписи XVI века сохранились в диаконной части храма. Сохранившийся до наших дней был изготовлен в конце XVII века. Он имеет три уровня, разделённых небольшими карнизами.


Внутреннее убранство Архангельского собора

Это деление повторяется и на стенах здания. Основными сюжетами настенных росписей являются:

  • сюжеты из легенд, связанных с архангелом Михаилом;
  • картины, посвящённые борьбе русских воинов с неприятелями;
  • условные портретные изображения князей и царей.

За многовековую историю интерьер храма несколько раз обновлялся и реставрировался.

Усыпальница

На сегодняшний день в храме архангела Михаила, расположенном в московском кремле, располагаются 46 великокняжеских и царских погребений. Кроме правителей Московского государства на территории усыпальницы нашли своё последнее пристанище поместные князья, относящиеся к правящей династии.

Женщин княжеского рода и царицы хоронили в Вознесенском монастыре. После его закрытия и сноса в 1929 году их погребения перенесли в подвал Архангельского храма.

Чтобы легко ориентироваться среди множества захоронений необходимо знать их схему. У центральных столбов размещены погребения царей из рода Романовых. Вдоль стен находятся могилы князей Рюриковичей. Исключение составляют следующие захоронения:

  1. Гробницы царя Ивана Грозного и его сыновей расположены в алтарной части здания.
  2. В центральной части храма располагается рака с мощами царевича Дмитрия.
  3. В северной части собора у стены находится ковчег с мощами святого мученика Михаила Черниговского.

Интересно! Единственным императором, погребенным в Архангельском соборе, стал Пётр II, умерший в Москве. Его могила находится в центральном проходе напротив раки с мощами царевича Дмитрия.

Архитектурные особенности строения

В основе храма находится 6 столпов. Собор включает в себя 5 аспидов и 5 глав. Основным строительным материалом архитектурного памятника стал кирпич, отделанный белым камнем.  Работая над уникальным строением, автор проекта, ориентировался на основные черты русского стиля. При этом зодчий не стал отказываться от венецианских традиционных украшений, в частности базилик, типичных для эпохи итальянского Возрождения. Установленные на пилястрах капители, напоминающие листья, закомары-раковины, большие и маленькие круглые окна – все это стало изюминкой Архангельского собора, его внешнего убранства.

Изучая архитектуру храма, нельзя не обратить внимание и на расположенный по центру купол. Изготовленный из золота, полусферический, он дополнен 4 боковыми, серебряными

Эта комбинация присутствует в экстерьере многих соборов, которые были освящены во имя архангелов, почитаемых в православии святых.

Литература

  • Хавский П. Московский Архангельский собор, или Историческое исследование о родословиях святого мученика князя Черниговского и Российских великих князей, опочивших в Московском Архангельском соборе. М., 1862;
  • Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880;
  • Извеков Н. Д. Московский Архангельский придворный собор. Серг. П.; М., 1916.
  • Власюк А. А. Новые исследования архитектуры Архангельского собора в Московском Кремле // Архитектурное наследство. М., 1952. Вып. 2. С. 105-132;
  • Воробьев А. В., Смыслова В. А. О галерее Архангельского собора: (Новые мат-лы по Архангельскому собору Моск. Кремля) // Там же. 1963. Вып. 15. С. 178-181;
  • Сизов Е. С. Новые мат-лы по Архангельскому собору Московского Кремля: Когда был построен Архангельский собор? // Там же. С. 176-177;
  • Дмитриев Ю. Н. Стенопись Архангельского собора Московского Кремля: (Мат-лы и исслед.) // ДРИ: XVII век. М., 1964. С. 138-159;
  • Сизов Е. С. Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля и историческая основа нек-рых ее сюжетов // Там же. С. 160-174;
  • он же. Еще раз о трех неизвестных гробницах Архангельского собора // Мат-лы и исследования / ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 86-94;
  • он же. К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора / ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 62-97;
  • Кучкин В. А. Захоронение Ивана Грозного и русский средневековый погребальный обряд // Сов. Арх. 1967. № 1. С. 289-295;
  • Федоров В. И. Новое о древней топографии и первых каменных постройках Московского Кремля // Мат-лы и исследования / ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 46-49;
  • Подъяпольский С. С. Венецианские истоки архитектуры Московского Архангельского собора // ДРИ: Зарубежные связи. М., 1975. С. 252-279. ;
  • Свирин А. Н. Малоизученное произведение Алевиза Нового // Там же. С. 280-281;
  • Меркелова В. Н. Северо-восточный придел Архангельского собора Московского Кремля // Реставрация и исследование памятников культуры. М., 1975. Вып. 1. С. 45-50. ;
  • Брюсова В. Г. О времени написания икон иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 181-191;
  • Сорокатый В. М. Некоторые надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля // ДРИ: Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 405-420;
  • Сперанский М. Н. Описание рукописей Архангельского собора / Подгот. И. В. Левочкин // АЕ за 1979 г. М., 1981. С. 324-330;
  • Вятчанина Т. Н. Архангельский собор Московского Кремля как образец в русском зодчестве XVI века // Архитектурное наследство. М., 1986. Вып. 34. С. 215-223;
  • Панова Т. Д. Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского собора Московского Кремля // Сов. Арх. 1987. № 4. С. 110-122;
  • Машнина В. С. Из истории создания декоративного оформления иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1989. Вып. 6: История и реставрация памятников Моск. Кремля. С. 84-89;
  • Рыков Ю. Д. Малоизвестный рукописный синодик московского кремлевского Архангельского собора нач. XVII в. с позднейшими дополнениями // Россия в Х-XVIII вв.: Пробл. истории и источниковедения. М., 1995. С. 497-505;
  • Щепкина М. В., Протасьева Т. Н. Сокровища древней письменности и старой печати. М., 1995. С. 21;
  • Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: Святыни и древности. М., 1997. С. 93-138;
  • Горматюк А. А. Икона «Святой Василий Великий и великий князь Василий III в молении»: Краткая история и реставрация памятника // Искусство христианского мира. М., 1998. Вып. 2. С. 131-138;
  • Самойлова Т. Е. Княжеские портреты и роспись Архангельского собора Московского Кремля XVI в. // Ист. вестн. 1999. № 3/4. С. 153-219.

История Архангельского собора московского Кремля

История создания Архангельского собора московского Кремля полна тайн и загадок. Точно неизвестно, когда именно была построена деревянная церковь – предшественница нынешнего храма. По одной из версий возвели ее при князе Михаиле – брате Александра Невского. А вот каменным строение стало уже в период Ивана Калиты.

Знаете ли вы? Есть разные версии, в честь чего возвели храм. По одной из них, это была благодарность за избавление от голода на Руси, по другой – церковь построили после того, как отступила эпидемия чумы.

  1. На момент возведения церковь была самой высокой в кремлевском ансамбле и достигала двадцати метров. Перестроили храм в самом начале XVI века, поскольку предыдущее строение обветшало. Сделал это итальянский архитектор Алевиз Новый.
  2. В допетровские времена здесь была усыпальница русских царей: московских и некоторых удельных князей хоронили именно в Архангельском соборе. Здесь могилы Ивана Грозного, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Федора Ивановича. Впрочем, туристы могут увидеть только место, где похоронен Иван Грозный, остальные захоронения находятся в храмовом приделе. Здесь нашли последний приют и женщины из рода Рюриковичей, Романовых. Общее их количество – 54. Прекратили эту традицию во времена Петра Великого.
  3. Во время наполеоновской войны храм сильно пострадал, но позже ему вернули красоту. Следующей темной страницей в истории собора стала революция: при обстреле Кремля храм повредили, а позже здесь прекратили богослужения.
  4. Музейный статус строение получило лишь в пятидесятых годах, а в 70-80-х провели реставрацию. Верующим храм вернули в девяностых годах; тогда же здесь прошло первое богослужение.

Сегодня в Архангельском соборе служат в дни, когда поминают святых, чьи останки покоятся здесь, а также в общепоминальные дни и самые большие праздники.

Усыпальница правителей

В Архангельском соборе захоронены все правители России вплоть до Петра Великого. Только в усыпальнице Бориса Годунова нет его праха. В 1605 году Лжедмитрий I приказал удалить останки царя из храма. Позже прах Бориса Годунова был перенесён в Троице-Сергиеву лавру. Всего в соборе находится 54 захоронения. Почти все из них скрыты плитами пола и украшены надгробиями XVII века. Когда готовилось празднование 300-летия династии Романовых, для каждой гробницы соорудили бронзовые похоронные футляры со стеклом.

Иван Грозный считал, что его нужно похоронить отдельно. Поэтому его прах, а также его двоих сыновей, находится в дьяконице. В 1963 году при вскрытии его могилы, в костях царя обнаружили много ртути. Этот факт даёт право считать, что его отравили. В соборе Архангела Михаила захоронен царевич Дмитрий, который погиб в Угличе. Французы в 1812 году забрали серебряную раку для мощей царевича. Но прах остался нетронутым, и новая рака появилась уже в 1813 году. В храме захоронены московские князья:

  • Василий Косой;
  • Василий Боровской;
  • Юрий Звенигородский;
  • Юрий Дмитровский;
  • Владимир Храбрый.

Из Сретенского собора в 1774 году сюда переместили останки святых Михаила Черниговского — русского князя, и его подручника Фёдора. Их мощи находятся в раке позади иконостаса, в северной стороне собора. Прах женщин царского рода из династии Рюриковичей и Романовых перенесли в 1928 году из разрушенного Вознесенского собора в усыпальницу южной пристройки, которая находится в подвальной палате.

Архангельский собор Московского Кремля — одна из наиболее почитаемых православных святынь России. И хотя в нём находится музей и проводятся экскурсии, здесь ещё совершаются богослужения на Радоницу и в престольный праздник.

История Архангельского собора

На месте Архангельского собора еще в 1247–1248 годах во времена Михаила Ярославича, брата святого князя Александра Невского, была построена деревянная церковь во имя Архангела Михаила. При Иване Калите в 1333 году был сооружен новый белокаменный храм. По одной из версий его построили в знак благодарности за избавление Руси от голода из-за неурожая ржи в то лето. По другой версии — в память избавления Руси от чумы. Храм имел высоту 20 метров и был самым большим в Кремле. Иван Калита стал первым, кто был погребен под сводами строящегося храма. С тех пор храм стал усыпальницей великих князей Москвы и их ближайших родственников — удельных князей.

В сентябре 1933 года храм был освящён. К началу 16 века церковь обветшала. Тогда под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового в 1505–1508 гг. на месте старого храма строится новый. Для поминовения князей и царей здесь были служители, совершающие панихиды. Здание несколько раз реставрировалось. В 18 веке работы проводились дважды, поскольку храм находился в аварийном состоянии. В 1772 году по проекту Баженова для укрепления здания была сооружена Южная пристройка. Как и другие храмы, после Отечественной войны 1812 года здание пришлось восстанавливать. Оклады и украшения с икон были украдены французскими солдатами. Иконы первых двух ярусов иконостаса использовались как скамейки и кровати. После войны убранство храма и иконостас были обновлены. Изготовлены резные царские врата. С 1955 года в здании храма работает музей. В начале 1980-х годов завершилась очередная реставрация храма. Были отремонтированы каменные надгробия и иконостас, внешнее и внутреннее убранство. В начале 19 века после сноса церкви Рождества Иоанна Предтечи к северной стороне храма был перенесен придел святого мученика Уара.

История строительства

О первой, деревянной церкви историкам не известно почти ничего, они предполагают, что она была построена в двадцатых годах XIII века. В это время на Руси княжил Хоробрит. Правил он недолго, так он был смертельно ранен в сражении с литовцами. В XIY столетии на месте прежней церкви по приказу князя Ивана Калиты (годы правления -1325-1340) было воздвигнуто каменное сооружение. Как следует из исторических документов, в то время на Руси был страшный неурожай ржи, одного из основных продуктов питания, народ начал голодать. Иван Калита дал обет построить собор, чтобы остановить неурожай и восстановить в стране спокойствие. О первом храме, построенном из камня, ученым известна лишь дата окончания строительства – 1333 год, в этом же году, в сентябре, митрополит Феогност освятил его.

Позднее возвели приделы, названные в честь святых Андрея и Симеона, а через несколько лет появились приделы Вознесения Господня и апостола Акилы.  Но, так как они были сооружены из дерева, почти полностью выгорели во время сильнейшего пожара 1475 года, когда огнем было охвачено Москворечье, Арбат, Занеглименье. Через несколько лет приделы заменили на каменные. Но на каком месте они были расположены, историкам определить не удалось. Во время княжения Ивана III здание потеряло свое величие, обветшало, к тому же пострадало от молнии в 50-х годах XY века. Поэтому, в 1505 году князь повелевает разобрать старый храм и возвести новый. К сожалению, Иван III умер до окончания строительства. Его погребли в Архангельском соборе – это первое захоронение здесь царственных особ.

Строительство здания было завершено в 1508 году и существует до сегодняшнего дня. Для его строительства из Италии пригласили одного из самых известных зодчих того времени – Алевиза Нового. Он использовал в архитектуре мотивы, присущие итальянскому Ренессансу. Само здание пятиглавое, с восемью приделами. Закомары (полукруглые завершения внешней части стены) украшены раковинами. Пилястры (вертикальный выступ в стене, напоминающий колонну) украшены растительным орнаментом. Современников поражал и изумлял новый собор, его вид был нехарактерен для храмов Руси, напоминая скорее итальянские дворцы. Освятил его митрополит Симеон в сентябре 1508 года.

Здание очень пострадало в 1812 году, во время Отечественной войны – наполеоновские солдаты надругались над святым местом, устроив в нем походную кухню. Затем, в 1917 году собор получил сильные повреждения во время обстрела Кремля, а на следующий год его закрыли для посещения. В 1929 году в подклет храма перенесли останки женщин царских династий.

Усыпальница Архангельского собора

Как и любой древний некрополь, усыпальница в Архангельском соборе хранит немало тайн. Погребения в храме делали ещё тогда, когда он был деревянным. Но кого именно хоронили в первой церкви, неизвестно. Сегодня в соборе насчитывается 56 погребений.

Первым в каменном соборе похоронили его основателя — князя Московского Иоанна Калиту. В 1505 году, когда старый собор разобрали, старые склепы вынесли и поместили в храм Иоанна Лествичника. Саркофаги вернули обратно только осенью 1507 года, и с этого времени все погребения в соборе стали делать по строгим правилам.

Вдоль южных стен расположена царская усыпальница — надгробья, под которыми лежат великие князья и цари. У алтаря покоятся Василий II Тёмный, его сын — Иоанн III и внук — Василий III. Здесь же находятся погребения Иоанна IV Грозного, умершего в 1581 году царевича Иоанна Иоанновича, царя Фёдора Иоанновича, князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского и место, на котором первоначально захоронили Бориса Годунова. Рядом стоит серебряная рака младшего сына Иоанна IV Грозного — царевича Дмитрия, погибшего в детском возрасте в Угличе.

С западной стороны собора можно увидеть захоронения близких родственников московских правителей — удельных князей. Усыпальница выполняла роль места, где «примирялись» враждующие кланы, поэтому вдоль северных стен хоронили опальных князей, с которыми враждовали московские князья. На северо-западе и юго-западе усыпальницы находятся саркофаги представителей татарской знати, принявших православную веру и служивших при царском дворе.

В центре алтаря, отдельно от других, стоит рака с мощами князя Михаила Черниговского, причисленного Православной Церковью к лику святых. В 1246 году он отправился в Орду, чтобы получить разрешение на княжение. Князь отказался выполнить требования ордынцев и не стал кланяться идолам, поэтому ему отсекли голову. В 1570 году во время правления Иоанна IV Грозного мощи князя перевезли из Чернигова и похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.

Представители рода Романовых лежат возле центрального столпа храма. Здесь находятся захоронения царей Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича и родных братьев Петра I — Фёдора и Иоанна. После Петра I всех представителей правящей династии стали погребать в новой российской столице — Санкт-Петербурге. Исключение было сделано лишь для Петра II, который заболел чёрной оспой и скончался в 1730 году.

В начале XX века Россия готовилась отпраздновать 300-летнюю годовщину династии Романовых. Старинный некрополь, как и весь собор, переделали и тщательно отреставрировали. Однако, при реконструкции было допущено несколько ошибок. В надписях над склепами некоторых удельных князей назвали великими, а на ряде надгробий надписали неверные даты смерти.

Традиционно женщин, принадлежавших династиям Рюриковичей и Романовых, хоронили в некрополе Вознесенской обители. Но при советской власти было принято решение уничтожить древний монастырь. В 1928 году, перед разрушением обители, останки великих княгинь и цариц перенесли в крипту южной пристройки собора.

Посещение собора

Храм стоит на Соборной площади. Попасть сюда можно по билетам, которые продают в кассах у выхода из станции метро «Александровский сад». Кассы открыты во все дни, кроме четверга: с октября по середину мая — с 9:30 до 16:30, и с середины мая по сентябрь — с 9:00 до 17:00.

«Единый билет на посещение ансамбля Соборной площади», кроме Архангельского собора, позволяет осмотреть Патриаршие палаты, храм Ризоположения, а также Успенский и Благовещенский соборы. Кроме того, в субботние дни по этому билету можно поприсутствовать на зрелищном разводе караулов Президентского полка. Билеты стоят 500 рублей для взрослых и 250 рублей для студентов и пенсионеров.

Архитектура Архангельского собора

В основном храм сооружен в традиционно русском стиле. В плане — прямоугольник, вытянутый по оси восток — запад. Построен из кирпича с белокаменными деталями. Это пятиглавый шестистолпный крестовокупольный храм, с узкими щелевидными окнами. Пять глав храма смещены к востоку. Их барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично. Так архитектор сумел создать впечатление динамики и свободы.

При строительстве храма была впервые использована интерпретация архитектуры Успенского собора Московского Кремля. В западной части были устроены палати, в которых разместились 4 придела. В архитектуре прослеживаются элементы венецианского стиля. Если посмотреть на фасады, то видим, что здесь применен двухъярусный ордер, что характеризует Венецианскую архитектуру. Закомары (полукруглые или килевидные завершения стены здания) выполнены в виде полукруглых фронтонов, известных в Венеции в 15 веке. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения — ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах и многопрофильные карнизы.

При устройстве внутреннего пространства Алевиз Новый впервые внёс в интерьер  храма ордерную декорацию. В середине 16 века с восточной стороны был пристроен одноглавый храм Покрова Богородицы. Позже симметрично был построен придел в честь Обретения главы Иоанна Предтечи.

Посещение храма

На сегодняшний день богослужения проводят достаточно редко, фактически он функционирует как музей.
Посетить собор можно с понедельника по среду и с пятницы по воскресенье, в четверг здесь выходной.
Открыт он с 10.00 до 18.00, а график работы касс сдвинут на час: открываются они в 9.00, а закрываются в 17.00
Обратите внимание, что туристы могут посетить не только Архангельский собор, но и другие сооружения Кремля по единому билету. Также предлагаются услуги гида, который расскажет о богатой истории этого храма.
Учащиеся и студенты, а также члены многодетных семей и другие граждане, относящиеся к льготным категориям, могут побывать здесь бесплатно – ежедневно, если вы просто хотите прогуляться по территории, не заходя в музеи.
По вторникам можно попасть и в музеи: оплата не взимается с членов многодетных семей, учащихся по профессиональным образовательным программам, с посетителей младше восемнадцати лет
Это правило действует только для граждан России

Важно! Вход с габаритными вещами, животными, велосипедами или скутерами запрещен. Исключение составляют детские коляски.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector