Александровская колонна (санкт-петербург)
Содержание:
- Достопримечательности Санкт-Петербурга: Александрийский столп
- Покушения на Александровскую колонну
- Заключительный этап работ
- Достопримечательность после революции
- Доставка монолитной колонны
- Возведение гранитного монолита
- Как устанавливали Александровскую колонну?
- Александровская колонна в Санкт-Петербурге: краткое описание
- Будни Александровской колонны
- Установка основания и пьедестала колонны
- История Александровской колонны
- Цельный образ шедевра
- Высота колонны.
- Строительство колонны
- Барельефы пьедестала
- Строительство архитектурного шедевра
- Пьедестал и скульптура ангела
Достопримечательности Санкт-Петербурга: Александрийский столп
На этот памятник стремятся посмотреть все гости Северной столицы. Однако, чтобы в полной мере оценить мастерство его создателей, нужно запрокинуть голову дабы увидеть саму вершину колонны. На ней установлена фигура ангела с крестом и змеей у его ног, что является аллегорией, символизирующей победу Александра I над армией Наполеона.
Размеры Александрийского столпа поистине впечатляют. Многие наши современники, владеющие техническим знаниями, утверждают, что для создания подобного творения сегодня могут понадобиться десятилетия. А для того чтобы установить колонну на постамент мало будет и двух суток. И это при учете наличия у рабочих огромного количества облегчающих работу машин и различных установок. Как все это было возможно в первой половине девятнадцатого века – настоящая загадка.
Вес Александрийского столпа шестьсот тонн и еще сто тонн весит основание, на которое установлена колонна, изготовленная из редкого розового гранита. Он имел красивое название «рапакиви» и добывался только в Выборгской области в Пютерлакской каменоломне. Примечательно, что вырубалась колонна из цельного куска гранита. По некоторым сведениям, его вес в изначальном виде превышал одну тысячу тонн.
Высота Александрийского столпа составляет сорок семь с половиной метров. К гордости русских мастеров нужно отметить, что колонна значительно превышает все подобные сооружения мира. На фото ниже изображены колонны Траяна в Риме, Помпеи в Александрии и Вандомская колонна, установленная в Париже, в сравнении с памятником на Дворцовой площади. Уже этот рисунок дает представление об этом чуде инженерной мысли, восхищающем всех без исключения туристов.
Ангел, установленный на вершине, имеет высоту в шесть и четыре десятых метра, а его основание – почти три метра. Устанавливалась фигура на колонну уже после того, как она заняла свое место на площади. Александрийский столп, что кажется абсолютно невероятным, никак не закреплен на своем постаменте. Инженеры настолько точно сделали все расчеты, что колонна прочно стоит безо всяких креплений уже практически двести лет. Некоторые туристы рассказывают. что если запрокинуть голову около памятника и постоять так минут десять, то будет заметно как раскачивается верхушка столпа.
Знатоки истории Санкт-Петербурга утверждают, что Александрийский столп на Дворцовой площади мог бы и не появиться. Так как проект памятника на протяжении долгого времени не утверждался императором. В конечном итоге был одобрен его набросок, а затем и материал, из которого планировалось создать сей шедевр.
Покушения на Александровскую колонну
После революции 1917 года памятник царю смущал правительство большевиков. Самым первым предложением было «Снести!», вместо него на Дворцовой площади устроить мемориальное кладбище. Но то ли из экономических соображений, то ли из-за переноса столицы в Москву, колонну не тронули. Кладбище появилось у стен Кремля.
После смерти Ленина в 1924 году власти Петрограда решили заменить ангела на статую вождя. Но и в этот раз отказались от затеи. Нарком просвещения А. Луначарский убедил всех в нецелесообразности мероприятия.
В 1952 году в порыве идеологической пропаганды в Ленинграде решили установить на колонне бюст Сталина. И опять не получилось. В этот раз — из-за смерти Сталина.
Заключительный этап работ
Еще два года ушло у Монферрана на то, чтобы украсить памятник. Он «оделся» в барельефы и получил иные элементы, составляющие единый ансамбль из декора. Данный этап работ не вызвал у императора нареканий. Однако завершающая колонну скульптурная композиция стала настоящим камнем преткновения между архитектором и Николаем I.
Монферран планировал поставить на верхушку колонны огромный крест, обвитый змеей. Скульптура должна была быть повернута к Зимнему дворцу, на чем особенно настаивали все члены императорской семьи. Параллельно были созданы проекты и иных композиций. Среди них были ангелы в разных позах, Александр Невский, крест на сфере и тому подобные скульптуры. Последнее слово в данном вопросе оставалось за императором, он склонялся в пользу фигуры ангела с крестом. Однако и ее пришлось несколько раз переделывать.
По задумке Николая I лик ангела должен был иметь черты Александра I, а вот змей не только символизировал Наполеона, но и напоминал его визуально. Трудно сказать, насколько читаемо это сходство. Многие специалисты утверждают, что лицо ангела лепилось с одной из известных женщин того времени, а другие все же видят в нем императора-победителя. В любом случае памятник надежно хранит эту тайну вот уже двести лет.
Достопримечательность после революции
Фигура ангела после революции на время городских праздников закрывалась воздушными шарами и красной тканью. Существовала даже легенда, что ангела планируется убрать, а вместо него установить статую. В. И. Ленина, но это не было осуществлено.
В 1930-е годы ограду, которая стояла вокруг памятника, переплавили на патроны. Во время Второй мировой войны монумент не был замаскирован полностью, как остальные архитектурные памятники города, и получил повреждения. После победы над фашизмом колонна, ограда и прилегающие территории были отреставрированы. Реставрация проводилась также в 1970-х и 2000-х годах.
Доставка монолитной колонны
О том, как проходила погрузка и выгрузка памятника, известно очень мало. В официальных источниках этот уникальный процесс описан очень скупо. Если доверять альбомам Монферрана и отрывочным сведениям капитана судна, то колонну погрузили выше ватерлинии и практически благополучно довезли до Санкт-Петербурга. Единственным неприятным событием был шторм, который раскачал корабль и чуть было не скинул памятник в воду. Однако капитан огромными усилиями сумел самолично закрепить драгоценный груз.
Еще один казус произошел в момент выгрузки колонны. Под ней прогнулись и треснули бревна, подложенные для передвижения по причалу. Один конец колонны чуть было не упал в воду, но ее удалось удержать, вовремя пропущенными снизу веревками. В таком положении памятник удерживался двое суток. За это время был послан гонец в соседний гарнизон с просьбой о помощи. Около четырехсот солдат по немыслимой жаре смогли за четыре часа преодолеть отделяющее их от пристани сорокакилометровое расстояние и общими усилиями спасли шестисоттонную колонну.
Возведение гранитного монолита
В работах по выполнению проекта Монферрана использовалась уникальная инженерная подъёмная система, разработанная генерал-майором А. А. Бетанкуром. Она была снабжена десятками кабестанов (лебёдок) и блоков.
То, как именно с помощью этой подъёмной системы производилась установка гранитного монолита в вертикальное положение, наглядно проиллюстрировано на макете, находящемся в экспозиции музея города Санкт-Петербурга, который размещается в доме коменданта Петропавловской крепости. Водружение монумента на отведённое место происходило 30 августа 1832 года. При этом использовался труд 400 рабочих и 2 000 солдат. Процесс подъёма занял 1 час 45 минут.
Чтобы наблюдать за этим уникальным событием, на площадь пришло великое множество народу. Людьми была заполнена не только Дворцовая площадь, но и крыша здания Генерального штаба. Когда работа успешно завершилась, и колонна встала на предназначенное место, раздалось дружное «Ура!» По свидетельствам очевидцев и государь, император, присутствовавший при этом, также был весьма доволен и горячо поздравил автора проекта с успехом, сказав ему: «Монферран! Вы себя обессмертили!»
После успешного водружения колонны предстояло установить на пьедестале плиты с барельефами и декоративные элементы. Требовалось, кроме того, отшлифовать и отполировать поверхность самой монолитной колонны. Выполнение всех этих работ заняло ещё два года.
Как устанавливали Александровскую колонну?
Работы по отделению от скалы нужного размера куска гранита длились 13 месяцев, с лета 1830 по сентябрь 1831 года. На месте ей придали нужный вид и построили специальную пристань для погрузки, чтобы судно не перевернулось.
Трудность задачи заключалась в весе (около 700 тонн) и монолитности груза. Предстояло это сделать впервые. Не обошлось без ЧП (чрезвычайного происшествия): колонна обрушилась на самый край судна и накренила его. В статье есть описание процесса и рисунки судна между двумя причалами, рабочих в опасный момент, крен баржи. Погрузка состоялась 19 июня 1832 года.
12 июля 1832 года будущий “Александрийский столп” (Александровскую колонну) разгрузили на Дворцовой набережной. Посмотреть, как невозможное становиться возможным, пришли тысячи людей и царь с цесаревичем. Операция длилась всего 10 минут.
Для перемещения колонны от причала к месту установки построили специальную дорогу. Понадобилось около 40 дней, чтобы закатить её на высоту 10,5 метров и уложить на помост.
Будущий Александрийский столп Петербурга лежит на помосте перед установкой. Рисунок из альбома Монферрана.
Техническая часть, такая как конструкция лесов и опорной рамы, блоки для облегчения веса (полиспасты), сам способ, толщина канатов на лебёдках приводятся в статье “”. Она даёт ответ на вопрос: «Как ставили Александрийский столп на Дворцовой площади?»
День установки 30 августа (по старому стилю) Николай I выбрал не случайно — это именины Александра I.
Если сказать коротко, то колонну подняли, подержали в подвешенном состоянии до полной остановки колебаний и опустили на пьедестал. Подробное описание этих событий ищите в статье “. В ней содержатся сведения (на основании записей Монферрана) о механизмах, о порядке расстановки рабочих при подъёме, о том, как в критический момент обломился один из шкивов и рухнул на публику, о наблюдавших за работой гостях.
Операция началась в 2 часа и длилась 100 минут. На следующий день приступили к разборке деревянных конструкций и каменного основания для них, оставили необходимую часть для дальнейших работ. В Эрмитаже находится картина русского художника-любителя Григория Григорьевича Гагарина “Александровская колонна в лесах. 1832-1833.”
Ещё 2 года прошло до момента открытия памятника 30 августа 1834 года (по старому стилю). За это время около 200 человек отшлифовали поверхность стержня, установили фигуру ангела и украсили барельефами пьедестал.
В 2002 году во время реставрационных работ волоконно-оптический эндоскоп и ультразвук помогли обнаружить неизвестные факты о строении памятника. Кроме трещин в граните нашли, что стержень в основании имеет прямой конус, а пьедестал (под основанием) — обратный. Это интересное инженерное решение значительно упростило монтаж стержня и распределило нагрузку на основание и постамент.
Александровская колонна в Санкт-Петербурге: краткое описание
По мнению Н.П. Никитина, Александровская колонна — лучшее произведение Монферрана — обладает большими художественными достоинствами. Она представляет из себя гладко полированный гранитный стержень колоссальных размеров, стоящий на монументальном пьедестале.
Римско-дорическую бронзовую капитель Монферран украсил иониками и бусами.На абаку поставил бронзовую композицию: круглый цилиндрический пьедестал с полусферой, на ней — статуя ангела.
Александрийский столп (Александровская колонна) в Санкт-Петербурге
Базу колонны и пьедестал под ней автор отделал тёмно-зелёной бронзой. Всё сооружение покоится на красном гранитном стилобате с 3 ступенями, стоящем на площадке из той же породы камня высотой в одну ступень.
Блестящая поверхность стержня колонны, монолитного цоколя и стилобата прекрасно гармонирует с тёмно-зелёной патинированной бронзой. Массивность и, одновременно, удивительная лёгкость пропорций стержня колонны находятся в гармоничном сочетании с тонами отдельных частей сооружения.
Будни Александровской колонны
Ввиду того, что Александровская колонна представляла собой сложную архитектурную конструкцию, она требовала надлежащего внимания и своевременных профилактических действий для поддержания соответствующего внешнего вида.
Так, например, через два года после установки, на самом верху, под бронзовой капителью появились бело-серые потеки неизвестного происхождения. Они были заметны даже снизу от основания и существенно портили внешний вид сооружения.
В 1841 году, когда количество пятен и их площадь достигли критической величины. Николай Первый приказал верхолазам подняться наверх колонны и осмотреть поверхность.
Сделанная проверка позволила выяснить, что такой эффект дают выкрошенные кристаллы камня, возникшие в результате эрозии поверхности под воздействием балтийских ветров и дождей.
Дефект, на тот момент, устранили, но со временем, он стал проявляться вновь и в 1861 году император Александр II создал «Комитет по исследованию повреждений Александровской колонны». В комитет вошли видные ученые и зодчие Петербурга. Трещины подтвердились…
Лучшие ученые умы были мобилизованы для решения этой задачи и «дедушка русской химии» А, А. Вознесенский предложил состав раствора, благодаря которому дефекты были полностью заделаны.
С тех пор, Александровская колонна находится под контролем. К бронзовой абаке периодически стали взбираться верхолазы для контроля поверхности и ее очистки от возможного белесого налета.
Александрийский столп в советское время
После Октябрьской революции 1917 года рабочее-крестьянское правительство пыталось приобщить колонну под свои пролетарские идеалы. На коммунистические торжества ангела окутывали кумачом или гирляндой воздушных шаров, спускаемых с аэростата.
Ажурная решетка между фонарями была отправлена в переплавку на гильзы для патронов.
В период блокады Александровская колонна была закрыта брезентовым чехлом только на 2/3 своей высоты и за весь период обороны города получила множество осколочных повреждений, а один из осколков даже остался в шлеме на барельефе, откуда был извлечен лишь в 2003 году после реставрации.
Восстановительные работы современного периода
Причиной таких работ послужили все те же трещины, видимые даже без увеличительных приборов. В 1991 году десант альпинистов «высадившийся» на верхушке колонны, сделал фото и видео съемку «навершия» и специалисты пришли к решению о проведении немедленных реставрационных работ.
В результате, было откачано около 3 тонн воды из цилиндрического пьедестала, восстановлена абака капители и произведена защита бронзовых элементов химическим способом. Было извлечено около 50 осколков со времен обороны города.
Восстановительные работы были закончены весной 2003 года.
Сейчас Александровская колонна в Петербурге – настоящий шедевр инженерного мастерства. Она восхищает удивительной четкостью пропорций и красотой силуэта.
Установка основания и пьедестала колонны
В 1832 году, после прибытия всех комплектующих в Санкт-Петербург, началась поэтапная установка их на фундамент. Первым делом предстояло установить громадный четырехсоттонный монолит, предназначенный для основания.
Для этого построили специальную платформу с наклонным помостом, по которому его, с помощью катков, закатили на поверхность платформы. Рядом, вровень с ней, было насыпано песчаное плато, куда монолит с платформы благополучно и переместили.
Но это была только «первая часть марлезонского балета». Дальше, под монолит забили подпорки и расчистили весь песок. В пустое пространство закатили деревянные катки и завели снизу мощнейшие корабельные канаты.
И, после того, как подпорки выбили, исполинский камень, на катках расположили над фундаментом. Сотни работников натянули канаты, и… колосс застыл в воздухе…
Фундамент залили особым скользким раствором и постепенно, вынимая канаты, опустили на него исполинскую глыбу. В описании раствора ключевым является слово «особый». Ибо, одним из компонентов его состава был ингредиент, всегда выручающий русского человека.
Благодаря водке раствор не засыхал сразу, а благодаря мылу он становился настолько скользким, что исполинское основание можно было легко «отцентровать» на фундаменте. И эта оригинальная идея принадлежала французу Монферрану, воспитанному на вине…
Пьедестал установили по такому же принципу и дополнительно закрепили к основанию металлическими скобами, ведь и его вес был около 400 тонн.
История Александровской колонны
Первым поставить памятник Александру I предложил Фридрих Вильгельм IV, когда гостил в Петербурге. Также с таким предложением выступал Карл Росси — архитектор, который строил здание Главного штаба. Но официальный конкурс на создание проекта для возведения монумента был объявлен Николаем I в. 1829 г.
Проект Монферрана
Огюст Монферран принял участие в конкурсе и предложил построить гранитный обелиск по подобию обелисков Древнего Египта. Однако ему недвусмысленно указали, что памятник должен иметь форму колонны. Архитектор разработал другой проект, который и был реализован впоследствии. Его главной целью было возведение монумента, по высоте превышающего колонну, установленную в честь Наполеона на Вандомской площади в Париже.
Двуглавые орлы на ограждении вокруг колонны, Ярослав Глухов
Строительство
Строительные работы длились 5 лет. Александрийский столп сделан из красного гранита. Обрабатывали его возле Выборга, а для доставки колонны в Санкт-Петербург использовали огромное судно, которое буксировали 2 парохода. Под основанием памятника находится более 1000 свай, достигающих в длину 6 метров.
Установка колонны
Чтобы поднять огромную колонну, пришлось сконструировать специальные леса. На это торжественное событие прибыл сам государь с семьей и собрались тысячи горожан. Удивительно, но колонну установили менее чем за 2 часа. В этом участвовали 2000 солдат и 400 рабочих.
Открытие памятника
И вот пришел день открытия Александровской колонны — 11 сентября 1834 г. Это был особый день для всей России. На Дворцовой площади собралось стотысячное войско во главе с государем. Также на церемонии присутствовали дипломаты и царская семья. У колонны было проведено торжественное богослужение, а затем зрители с восхищением смотрели военный парад, где маршировали полки, участвовавшие в войне с французами. В этом же году в России выпустили мемориальный рубль, общий тираж которого составил 15 тыс.
Татьяна Лискер
Реставрация
Спустя два года после открытия Александровской колонны на камне начали образовываться светло-серые пятна. Николай I приказал осмотреть памятник, и в результате исследований выяснили, что на стадии обработки кристаллики гранита частично выкрошились, а оставшиеся впадины воспринимаются как пятнышки. До конца XX в. колонну реставрировали пять раз. Это были косметические работы. Последняя реставрация закончилась в 2003 г. Тогда оценить фронт работ помогли альпинисты, которые высадились на колонне с помощью специального пожарного крана.
Цельный образ шедевра
Результат творчества Огюста Монферрана превзошел все ожидания современников и сейчас он представляет собой одно из лучших творений человечества.
Александровская колонна восхищает сбалансированностью пропорций всех элементов и скульптурной эстетикой архитектурной композиции.
Сам цельный стержень колонны полностью выдерживает все каноны дорического ордера и его высота в 25,6 метра точно соответствует 8-ми верхним диаметрам.
Он завершается капителью с прямоугольной абакой, собранной из комбинированной кладки кирпича и камня. Она отделана бронзой и служит надежным основанием для цилиндрического бронзового пьедестала с полушаровой вершиной.
На верхнем полушарии цилиндрического пьедестала возвышается прекрасный ангел. Для создания лика ангела использовались детские портреты Александра I. Глядя вниз и простирая руку к городу, он дарит ему свою благосклонность и покровительство.
Массивное основание и пьедестал колонны из цельного монолита с барельефами служат для нее незыблемой опорой и внушают уверенность в непоколебимости всей конструкции.
Если учитывать сооружения, созданные из нескольких элементов, то Александровская колонна – третья в мире и есть только две колонны, которые могут спорить с ней по высоте — это Колонна Великой Армии в Булонь-Сюр-Мер и Трафальгарская в Лондоне.
Впоследствии, по проекту архитектора К. К. Рахау по углам основания пьедестала были установлены декоративные фонари, соединенные по периметру ажурной каменной решеткой с двуглавыми орлами и различными художественными элементами.
Высота колонны.
Высота колонны вместе со скульптурным завершением 47.5 метров. Колонна имеет капитель дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. Выше на цилиндрическом пьедестале-установлена фигура ангела с крестом, попирающего змею. Эта аллегория победы России в Отечественной войне создана скульптором Б.И.Орловским. Бронзовые горельефы пьедестала выполнены скульпторами П.В.Свинцовым и И.Леппе по эскизам Д.Скотти. На горельефе со стороны здания Главного Штаба изображена фигура Победы, заносящая в книгу Истории памятные даты: «1812, 1813, 1814». Со стороны Зимнего дворца — две крылатые фигуры с надписью: «Александру I благодарная Россия». С двух других сторон на горельефах изображены фигуры Справедливости, Мудрости, Милосердия и Изобилия.
Строительство колонны
Воплотить идею в жизнь оказалось непросто. Гранитная скала, из которой вытесали ствол колонны, нашлась в Финляндии в Пютерлакской каменоломне.
Подготовка гранита
От скалы отпилили брус весом 1600 тонн и с помощью рычагов умудрились сдвинуть глыбищу с места, а потом опрокинуть на ложе елового лапника. Это смягчило удар о землю, и глыба не раскололась.
А потом вручную, на глазок, скалывали лишнее, тесали, полировали. 250 человек трудились 2 года и получили идеально ровный цилиндр диаметром 3,5 м у основания и 3,15 м – у вершины, высотой 25,6 м и весом 600 тонн. Из этой же скалы вырубали камни для фундамента, которые весили более 400 тонн каждый. Строительство длилось 5 лет.
Руководил работами легендарный каменотес Самсон Ксенофонтович Суханов, артель которого сотворила все гранитные чудеса Северной столицы. Имя гениального мастера было забыто, как и секреты его мастерства.
Перевозка заготовок в Санкт-Петербург
В Санкт-Петербург Александровскую колонну и огромные камни для фундамента доставили водным путем. Для перевозки заготовок из Финляндии построили специальный бот «Святой Николай» грузоподъемностью более 1000 тонн.
На борт колонну загружали 600 солдат и едва не уронили монолит в воду. До места назначения «Святой Николай» с колонной буксировали 2 парохода.
Подготовка фундамента для постамента
При подготовке фундамента для Александровской колонны в дно котлована вбили 1250 сосновых свай, на которые положили гранитные блоки. На фундамент водрузили монолит весом 400 тонн, ставший основанием пьедестала.
Для соединения фундамента с монолитом использовали особый раствор: в цемент добавляли водку с мылом. Водка не позволяла раствору замерзать, а благодаря мылу, монолит легко двигали до тех пор, пока он идеально не «сел».
В центр фундамента вмонтировали памятную шкатулку с монетами, отчеканенными в честь войны 1812 года, и закладную доску.
Барельефы пьедестала
На лицевой стороне пьедестала две крылатые женские фигуры держат прямоугольную доску с надписью “Александру I-ому Благодарная Россия”. Под доскою посередине — изображение древнерусского вооружения. Это точные копии образцов из Оружейной палаты: шлем Александра Невского, броня царя Алексея Михайловича и щит Олега (?), прибитый им ко вратам Царьграда. По краям — аллегорические фигуры рек Немана и Вислы (мужская и женская).
Пьедестал Александровской колонны
На 3-х других барельефах автор изобразил фигуры Победы и Мира, Правосудия и Милосердия, Мудрости и Изобилия вперемежку с вооружением. На щитах фигуры Победы — годы войны 1812, 1813, 1814. Все барельефы исполнили скульпторы Пётр Васильевич Свинцов и Иван Леппе (Лепе, Лепее) по рисункам Монферрана. Отлитые на петербургском заводе Берда, представляют из себя шедевр бронзо-литейного искусства.Высота памятника 47.5 метра. Это самый высокий монумент в мире из цельного гранита.
Строительство архитектурного шедевра
Важность и государственное значение объекта требовали соответствующей организации и слаженности действий. С самого начала сооружения монумента созидательные работы велись параллельно по трем направлениям:
- строительные работы на Дворцовой площади по подготовке фундамента;
- работа каменотесов в Пютерлакской каменоломне по подготовке каменных блоков для всех составляющих колонны;
- работа скульпторов по созданию ангела и барельефов пьедестала.
Закладка фундамента
В 1829 году работы по строительству фундамента начались с геологической разведки. В результате бурения многочисленных глубоких шурфов рядом с центром площади был обнаружен песчаный пласт, который мог стать надежной «подушкой» для будущего фундамента.
В декабре этого же года был вырыт котлован, и в его дно было решено забить 1102 сосновых свай в качестве опоры для каменной кладки. Каково же было удивление строителей, когда они обнаружили на этом пространстве 99 забитых свай, совершенно пригодных к использованию.
В результате подготовки площадки было забито около 1250 сосновых свай на глубину свыше 5 метров. Для создания идеально ровной поверхности основания каменной кладки было использовано изобретение инженера Августина Бетанкура.
На сваи положили гигантские каменные блоки высотой свыше полуметра и сравняли их тесовой кладкой с поверхностью брусчатки. В основание фундамента заложили шкатулку с монетами. Все монеты были отлиты в честь победы русских войск в войне 1812 года. Александровская колонна получила свой фундамент в октябре 1830 года.
Заготовка каменных блоков
В 1830 году приступили к работам в Пютерлакских каменоломнях, в Выборгской области. Здесь производилась добыча каменных глыб и их предварительная обработка.
Монферран присмотрел подходящую скалу и после того, как каменотесы исследовали ее на пригодность, началась активная фаза процесса. Из одной скалы были выделены монолиты и для колонны, и для пьедестала, и для основания.
Бригада камнерезов из 250 человек под руководством знаменитого мастера Самсона Суханова два года, день за днем долбила каменные глыбы, придавая им предварительную форму изделий.
Используя огромные рычаги и вороты, они передвигали исполинские камни к морскому побережью. Было решено переправить их в Петербург морским путем и для этого, под руководством корабельного инженера-полковника К. А. Глазырина, была построенная невиданная доселе баржа водоизмещением 1100 тонн.
Свыше 600 солдат закатывали заготовку колонны на баржу, названную «Святой Николай», со специально сооруженной пристани. До Петербурга ее буксировали два неутомимых парохода, и в 1832 году колонна была уже в городе.
Пьедестал и скульптура ангела
Вершина Александровской колонны украшена ангелом, который достигает в высоту почти 5 метров. Фигуру сделал Борис Орловский — русский скульптор, стараясь придать лицу ангела черты Александра I. Правая рука ангела вознесена к небу, а левой он держит крест, на который пытается взобраться змея. Эта фигура символизирует мир в государстве, наступивший после разгрома наполеоновской армии. По одной из версий, фигура ангела выбрана, потому что в семейном кругу Александра I называли «Наш Ангел». Кстати, по первоначальному замыслу архитектора он должен был быть позолоченным, но поскольку власти спешили с открытием памятника, от этой затеи отказались.
Барельеф на основании колонны, Skif-Kerch
Особое внимание привлекает могущественный пьедестал, украшенный барельефами, которые удачно гармонируют друг с другом, создавая уникальный ансамбль. Центром композиции выступают две крылатые женщины, держащие в руках табличку с благодарственной надписью Александру I от всей России
Рядом с ними находятся символы двух рек — Неман и Вислы. Другие барельефы украшены символами Мира и Победы, Изобилия и Мудрости, а также Милосердия и Правосудия. Но особо выделяются двуглавые орлы, держащие в своих лапах гирлянды из лавра. Все рисунки для пьедестала изобразил Монферран, а уже по ним художники выполнили эскизы натурального размера, по которым скульпторы сделали формы для отливки.